|
Сергей Агапкин
“Сомы на всех не хватит.
Потому что сомы, понимаешь, мало, А всех, понимаешь, много .” Искренне ваша, Кали-юга |
Ранние йогические тексты упоминают об употреблении
Сомы. Традиция эта уходит своими истоками к Ведам, а возможно, и к доведическому
периоду. Употребление нектара из Сомалатхи считалось одним из ключевых
моментов духовной практики. Так зачем её пили? – молока, что ли, не хватало?
Дело в том, что существует целый класс растений, влияющих на энергетические
процессы, составляющие суть духовных практик. Среди этих растений Сомалатхи
является максимально эффективной. Приём Сомы вызывает подъём Кундалини,
причём, в отличие от растений, её заменяющих, Сома делает это всерьёз и
надолго. Растение привносит в организм йога такое количество своей энергии,
что делает невозможным вариант неполного подъёма. После этого далеко не
каждое сознание возвращалось в своё тело, что однако не отпугивало
последователей. Также часты были случаи полной или частичной дезориентации
в пространстве сроком до трёх лет. Дабы снизить эти побочные явления, были
разработаны специальные методы обработки сырья. Одним из старейших
являлось сжигание навоза от коровы, предварительно накормленной Сомалатхой.
(Во времена были! – коров Сомой кормить!) В этом случае токсическое воздействие
снижалось до минимума двойной очисткой: первое – коровьей печенью, которая
существенно больше человеческой, (У, живодёры! ), второе – это сжигание
навоза и нанесение на тело пепла, смешанного с Чандри (ртутьсодержащие
препараты). Впоследствии с развитием технологии стал применяться метод
перегонки, где важное место уделялось температурному режиму. (Прадипика,
Гл.3,Стих 96 ).
С наступленим Кали-юги (а по большей части из-за
варварского употребления) количество мест, где можно было найти Сомалатхи,
свелось к одному – двум. Естественно, знающие об этих местах не спешат
поделиться секретом, что привело оставшихся без Сомы к мысли найти растения,
её заменяющие. Основными претендентами на вакантную должность были: Брахми
(готу-кола) и чарас(производная конопли) и Путилатха (эфедра).
Остановимся на них более подробно. Эфедра
- один из первых и наименее популярных (первый блин – комом) заменителей
Сомы. Благодаря своей токсичности быстро вышла из употребления, однако
заняла достойное место в медицине. Конопля – используется до сих пор. Наиболее
популярная форма применения – чарас. Дошедшая до нас технология применения
предписывает набить свежесорванной травой неочищенную от подкожного жира
шкуру барана, зашить, на место головы поместив горшок и закопать в землю.
Благодаря процессу прения температура травы увеличивается, растапливая
жир,
и соединившаяся с ним пыльца стекает в горшок. Ранее вместо горшка использовался
вычищенный изнутри череп самого барана. Задумавшись, можно догадаться,
чью шкуру набивали до этого, если любимой кухонной утварью у капаликов
до сих пор является человеческий череп. Конопля стимулирует подъём Кундалини
в меньшей степени, чем Сома. Это связано с тем, что конопля не привносит
в организм собственной энергии и работает исключительно с энергией практикующего.
Не рекомендовалась неподготовленным эта процедура по причине того, что
наличный запас энергии (зачастую очень небольшой ) не доходил до сахасрары
и наполнял низлежащие чакры . ( Всё равно, что надувать компрессором воздушные
шарики – большой БУМ).
В зависимости от количества энергия могла подняться
до свадхистаны (вызывая столь популярное среди наркоманов сексуальное возбуждение),
манипуры (вызывая состояние чрезмерной физической активности – бодрячок),
анахаты (на любовь пробило), вишудхи(очень редко!!!). Это связано с тем,
что в организме неподготовленного человека конопля оперирует только энергией
панчататтвы (пяти стихий). У людей же, серьёзно практикующих, энергия способна
изливаться выше, до уровня Брахман, Парабрахман (чакры аджна и сахасрара
соответственно). Помимо всего прочего, конопля истощает энергетические
запасы человека, что впоследствии вызывает чувство непомерного голода.
Этого однако можно избежать добавлением в чарас измельчённых корней аира.
Наиболее мягким и гармоничным действием обладает
растение Брахми (Centella asiatica). Практически нетоксичное, оно, подобно
Соме, привносит свою энергию в организм практикующего, избирательно стимулируя
верхние чакры. Именно это её свойство, отражённое в названии, при подъёме
Кундалини позволяет с наименьшим риском проскочить барьер между вишудхой
и аджной. Поэтому это растение сильно популярно среди отшельников, практикующих
йогу.
Вообще же растения и препараты, применяющиеся в
йоге, можно разделить на следующие группы:
![]() |
![]() | ![]() |