Свами Сатьянанда Сарасвати. Таттва Шуддхи.
Тантрическая практика внутреннего очищения.

       перевод

Глава 9
Индивидуальные таттвы
Акаша таттва, элемент эфира.

      Слово "Акаша" обозначает то, что обеспечивает пространство для существования материи. На грубом уровне это можно определить как расстояние между двумя объектами. Это означает также эфир. Акаша, тончайшая из панчататтв, является всепроникающей и неподвижной. Акаша таттва отвечает за весь диапазон грубого, тонкого, и причинного звука, воспринимаемого органом чувства "сротра" или ухом. Мы знаем, что для перемещения звука необходим посредник. Никакой звук не может перемещаться в вакууме, поэтому акаша таттва считается переносчиком звука.
      Вибрация этой таттвы настолько тонка, что внешние чувства не могут воспринимать ее. Они не согласованы с ее частотой. Поэтому до тех пор, пока мы оперируем этими чувствами, мы не можем испытать тонкой вибрации акаши или эфира. Наибольшая известная человеку скорость--это скорость света. Эфир перемещается быстрее света.
      Свет исходит из точки и перемещается от нее в определенном направлении. Луч света, исходящий от какого-либо источника, может перемещаться не более, чем в одном направлении. Свойство акаши--производить пространство; ее движение распространяется по многим направлениям. Поэтому, когда ментальные частоты посредством дхйаны достигают соответствия с вибрацией акаши, человек может познать существование вне времени. Тогда возможно постижение прошлого, настоящего и будущего.
      Форма безграничной и объемлющей весь космос акаша таттвы воспринимается как круг вакуума. Поскольку свет не существует в вакууме, акаша описывается, как прозрачная или черная, лишенная цвета. Чернота содержит в себе все цвета спектра. Таким образом, янтрой акаша таттвы, мысленно созерцаемой в таттва шуддхи, является черный круг вакуума, усеянный различного цвета точками.
      Обнаружить эфир физическими средствами невозможно, так как акаша таттва не материальна в обычном смысле. Однако, это оказалось возможным для таттва гйани, которые превзошли грубый ум, чтобы постичь сущность акаша таттвы. Поэтому тантра определила эту таттву, как ментальную, а не физическую по природе, и как "пространство сознания" перед закрытыми глазами, или чидакаша.
      Акаша таттва является причиной появления идеи пространства. В человеческом теле она контролирует пространство, окружающее различные органы. На уровне ума акаша таттва контролирует эмоции и страсти человека. Можно сказать, что, когда акаша таттва преобладает, ум отвращается от знакомых нам чувственных переживаний. Однако, это случается очень редко, так как поток акаши изливается обильно только по пять минут
каждый час. С учетом этого неудивительно, что большинство людей остается в сфере чувственных переживаний. Только таттва гйани может выходить за их пределы, вызывая поток акаша таттвы.
      Акаша таттва наиболее важна для духовного прогресса. С точки зрения материальной выгоды ее можно назвать деструктивным элементом, но она имеет большое значение для духовного прогресса. Поэтому во время излияния акаша таттвы целесообразно практиковать концентрацию и медитацию.
      Физически акаша располагается на верхушке головы. Ментально она относится к бессознательному уму. Психически она находится в вишуддхи чакре. Вызываемые ею духовные состояния связаны с джана локой и анандамайа кошей или причинным телом.

Вайу Таттва, элемент воздуха.

      "Вайу" переводится как воздух или что-нибудь в газообразной форме и имеет природу ветра. Когда неподвижность темного вакуума акаши нарушается движением, возникает световая энергия. Она рассеивает тьму вакуума и дает появиться серо-голубому цвету, который отличает вайу таттву. Поэтому йантрой вайу, мысленно созерцаемой в таттва шуддхи, являются шесть газообразных точек, образующих шестиугольник.
      Вайу таттва символизирует кинетическую энергию во всех ее разнообразных формах: электрической, химической и пр., и даже витальной. В этом смысле она включает в себя даже прану тела. Природным качеством вайу является движение посредством сжатия и расширения, и он контролирует эти качества в теле посредством пяти жизненных потоков: праны, апаны, саманы, уданы, вйаны.
      В физическом теле вайу таттва делает возможным чувство осязания, которое передается органом чувства "тван" или кожей через чувствительные нервные волокна к их соответствующему центру в мозге. Чувство осязания является самой главной функцией вайу таттвы. Однако, при развитии этого чувства и при достижении сверхчувствительности мы можем реагировать на ощущения значительно более высокой частоты, такие как движение чистой энергии внутри и вне нас.
      Вайу таттва, подобно своей причине, акаша таттве, неразличима в материальном смысле. В этой тонкой стадии материя все еще находится в своей недифференцированной форме. Это можно описать, как энергию в движении. Постоянное движение создает изменение, и поэтому влияние вайу таттвы вызывает неустойчивость и переменчивость в личности и окружающей среде.
      Дестабилизирующее влияние вайу может пагубно сказываться на материальных успехах. Но он благотворен для литературных занятий, потому что поток вайу таттвы влияет на мыслительные процессы, отвечающие за внезапную "счастливую мысль". Если вы садитесь писать книгу под воздействием потока вайу таттвы, то, возможно, это будет бестселлер!
      Физически вайу таттва расположена на участке между сердцем ибровями. Ментально она относится к подсознательному уму. Психически она находится в анахата чакре. Духовные состояния, связанные с этой таттвой, соответствуют маха локе и вигйанамайа коше или интуитивному телу.

Агни таттва, элемент огня

      "Агни" или огонь также известен как "теджас", что означает "заострять" или "точить". Эта таттва является энергией в ее первой стадии проявления, когда она воспринимается прежде всего как свет. Именно с появлением света становится возможно восприятие формы. При отсутствии света не существует никакой воспринимаемой формы. Таким образом, агни представляет то качество, благодаря которому получают определение или форму различные виды энергии вайу таттвы, из которой он развился. Агни таттва отвечает за восприятие формы или рупы, которая познается через орган чувства "чакшу" или глаз.
      Рождение формы имеет тесную связь с рождением эго. Мы знаем, что эго отождествляется с формой, результатом чего является привязанность. Без присутствия формы не может быть привязанности. Поэтому нам следует понимать агни таттву не только как первое проявление формы, но также как стадию, когда ахамкара начинает утверждать себя. Когда свет сообщает энергии форму, ахамкара, развивающаяся одновременно, впервые начинает сознавать, что нечто присутствует вне ее. Так появляется зародыш индивидуального эго.
      Свет является энергетической вибрацией различных частот, которые можно воспринимать, как различные цвета. Цвет, представляющий определенную таттву, указывает на ее вибрационную частоту. Энергия агни таттвы является признаком огня или чрезмерного тепла. Поэтому йантрой агни в таттва шуддхи является огненно-красный треугольник.
      Агни таттва часто называется пожирающей силой и известна как символ ненасытности. Даже в окружающем нас мире мы видим, что огонь поглощает все, что встречается на его пути,
вызывая изменение цвета, формы и, возможно, судьбы. В этом смысле влияние огня может быть названо деструктивным, но в свете философского рассмотрения его можно видеть как
катализатор изменения, роста и развития.
      На этой стадии развития усиливается вибрация энергии, отвечающей за излучение и тепло. Это усиление вибрации заставляет частицы агни таттвы непрерывно двигаться и, таким образом, распространяться. Поэтому агни таттва считается имеющей способность увеличивать, так же как поглощать.
      В физическом теле агни таттва регулирует огонь пищеварения, аппетита, жажды и сна, либо усиливая их, либо разрушая. Поэтому йогические тексты говорят о необходимости контролировать агни таттву и советуют "раздувать огонь" пищеварения посредством тантрической и йогической практики.
      Вследствие способности агни таттвы вызывать изменение структуры, ее нельзя определять только как элемент разрушения, так как через разрушение происходит творение. Например, огонь используется для уничтожения примесей в драгоценных металлах и извлечения чистого золота, серебра и т.д. В повседневной жизни влияние агни таттвы может вызывать "горячие ситуации"--споры, ссоры, несчастные случаи или даже экологические катастрофы, что всегда ведет к изменению и развитию.
      Физически агни таттва располагается в области между сердцем и пупком. Ментально она относится к подсознательному уму. Место ее психического расположения--манипура чакра. Духовные состояния, связанные с этой таттвой, принадлежат к измерению сварлоки и маномайа каши, ментального тела.

Апас таттва, элемент воды

      "Апас" или вода происходит от корня "ап", что означает "проникать". Апас таттва может быть описана, как громадное количество чрезвычайно активной материи, которая начала появляться из агни таттвы. Эта материя еще не разделена на способные к сцеплению и отдельные тела, потому что атомы и молекулы в этой таттве все еще находятся в состоянии хаоса. Сказано, что физическая вселенная до своего появления располагается в апас таттве. Отсюда выражение "беременные воды", которое намекает на идею вселенной, содержащейся в утробе апаса.
      Однако, движение и активность в возникающей из апас таттвы материи почти неразличимы, так как в этой стадии атомы ограничены меньшим пространством. Например, атомы водорода и кислорода в составе воды имеют меньшую свободу движения, чем в составе пара. Подобным образом, атомы апас таттвы не обладают такой свободой движения, какая имеется в агни, вайу и акаша таттвах. Поэтому апас таттва воспринимается, как невзволнованный спокойный океан воды. Ее йантра--белый полумесяц, окруженный водой.
      В физическом теле апас является также первой осязаемой таттвой, которая появляется <$!проявляется> как материя в форме крови, слизи, желчи, лимфатической жидкости и т.д. Таким образом, ее функция заключается в контроле за жидкостями тела.
      Так как апас содержит готовую к творению материю, он оказывает более активное влияние на земные дела, чем акаша, агни или вайу. Однако, поскольку материя в апас таттве претерпевает непрерывные изменения, то благотворные результаты активности апас таттвы не являются постоянными. Эта таттва также влияет на мысли, связанные с мирскими делами и собственной личностью.
      Физически апас таттва располагается в области между пупком и коленями. Ментально она относится к подсознательному и сознательному уму. Ее психическое расположение--свадхистана чакра. Духовные состояния, связанные с этой таттвой, соответствуют бхувар локе и пранамайа коше или витальному телу.

Притхви Таттва, элемент земли

      Притхви или земля есть последняя таттва в комплексе материи/энергии. Притхви также известна как "бхуми", что означает "быть, существовать". Еще это означает почву или землю, на которой мы живем. В притхви таттве частицы энергии уплотнились настолько, что стали почти неподвижными и вращаются только в пределах пространства, непосредственно окружающего каждый атом. Таким образом, в этой таттве энергия появляется, как конкретная материя в ее твердой, жидкой и газообразной формах.
      В притхви таттве энергия вибрирует на значительно более низкой частоте, чем в предшествующих таттвах и воспринимается, как желтый свет. Поэтому йантра притхви - желтый квадрат.
      Притхви таттва определяется качествами твердости, тяжести иплотности. В физическом теле она составляет прочность клеточной структуры костей и других органов, создает вес и
плотность. Притхви, развившись из предшествующих таттв, также содержит их качества, но ее преобладающим качеством является запах. "Гандха" или запах это тонкое восприятие притхви, которое передается органом чувства - носом.
      В противоположность вайу таттве, притхви таттва вызывает стабильность и постоянство во всех отношениях - физически, ментально и в окружающей среде. Она наиболее способствует обретению материальной выгоды и повседневным занятиям.
      Физически притхви таттва располагается в области между носок и колен. Ментально она относится к сознательному и подсознательному уровням ума. Ее психическое расположение - муладхара чакра. Духовные состояния, связанные с этой таттвой, соответствуют измерениям бху локи и аннамайа коши, грубого тела.

Глава 10
Таттвы и коши

      Различные уровни существования, на которых проявляются пять таттв или махабхут, известны в йоге как "коши". Коша буквально означает "футляр" или "покрытие" и в этом контексте относится к различным слоям, покрывающим внутреннюю сущность человека, которая есть дух или чистое сознание. Как известно, человек окутан пятью такими кошами. Каждая из них по своей вибрации тоньше предыдущей и относится к определенному уровню сознания и опыта.
      Первым и самым грубым покрытием является аннамайа коша, оболочка, образуемая пищей; следующая--пранамайа коша--оболочка праны; затем маномайа коша, оболочка ума и мысли; вишйаномайа коша, оболочка интуиции; и, наконец, анандамайа коша, оболочка блаженства.
      Анномайа коша соответствует сознательному уму и физическому телу. Маномайа коша соответствует подсознательному уму и тонкому телу; пранамайа коша соответствует обоим состояниям ума и тела, являясь связующим звеном между ними. Анандамайа коша соответствует бессознательному уму и причинному телу, ведущему к трансцендентальному сознанию. Вигйанамайа коша является связующим звеном между подсознательным умом/тонким телом и бессознательным умом/причинным телом. Аннамайа коша испытывает преобладающее влияние притхви таттвы, пранамайа - апаса, маномайа - агни, вигйанамайа - вайу и анандамайа - акаши.
      Тонких измерений человеческого существования можно достичь только посредством тантрической, йогической и другой духовной практики. В таттва шуддхи садхане вы оказываете влияние на анномайя и пранамайа коши через контроль дыхания и увеличение потока праны. Воздействие на маномайа и пранамайа коши осуществляется путем концентрации. Вигйаномайа коша пробуждается методом тратака на таттва йантры. Воздействие на эти коши ведет к переживанию состояния в анандамайе. Однако, не существует никакого метода непосредственного воздействия на анандамайу.
      Переживания, возникающие благодаря практике таттва шуддхи в форме цвета, света, запаха и т.д. являются продуктом этих двух невидимых тел. Чем глубже вы проникаете в тонкое и причинное тело, тем значительнее становится переживание, потому что таттвы являются неотъемлемой частью каждой клетки и атома тела. Таким образом, таттва шуддхи садхана дает вам возможность проникать глубже в тонкие слои, которые составляют ауру человека.

Семь лок, сфер сознания

      Незримые тела кош также соответствуют семи уровням сознания и существования. Эти уровни известны, как "локи". Каждая лока является уровнем существования, через который сознание проходит в своем развитии по мере того, как оно постепенно освобождается от власти материи. Эти локи следующие:
 

Лока Таттва
Бху - физический уровень преобладает притхви
Бхувар--промежуточный уровень преобладает апас
Свар--божественный уровень преобладает агни
Маха--уровень святых и сиддх преобладает вайу
Джана--уровень риши и муни преобладает акаша
Тапо--уровень освобожденных душ преобладает махат
Сатйа--уровень высшей истины шива/шакти

      Влияние таттв охватывает каждую из этих лок, за исключением последней, сатйа локи, которая находится за пределами влияния панчататтв или махабхут. Важно понимать, что благодаря таттва шуддхи садхана мы усиливаем осознание и очищаем таттвы на всех уровнях существования.

Глава 11
Таттвы и дыхание

      В Чхандогйапанишаде сказано, что пять таттв эволюционировали из ума, ум из праны, и прана из чистого сознания. Таким образом, таттвы присутствуют в каждой форме творения. В физическом теле они проявляются как читта шакти, прана шакти и атма шакти, которые действуют на тело и ум через энергетические каналы или "нади" и дыхание или "свара".
      "Свара" означает "поток" или "движение". "Нади" также означает "поток". Нади--это поток шакти в тонком теле, и свара--это поток шакти в дыхании. Поэтому свара шастры имеют дело с наукой о нади и потоке дыхания.
      Три потока шакти в дыхании направляются в теле по трем основным нади, известным как ида, пингала и сушумна. Утверждается, что в физической структуре тела существует система, состоящая из 72+000+нади. Они разносят прану или жизненную энергию по всему телу, но из них три нади - ида, пингала и сушумна - имеют основное влияние на психофизическое и духовное состояние тела, ума и сознания.
      Читта шакти или сила иды является жизненной ментальной энергией, которая регулирует все функции мысли, ума и читты. Вся ментальная деятельность есть результат влияния потока иды. Последняя соединяется с потоком дыхания, проходящим через левую ноздрю, который известен, как "чандра" или лунная свара и считается негативной противоположностью энергии в теле. Он влияет на деятельность правого полушария мозга.
      Прана шакти, которая течет в пингале, является жизненной силой и позитивной противоположностью энергии. Она регулирует все активные физические функции. Физическая работа, которую вы совершаете в течение дня, есть прямое следствие влияния прана шакти. Пингала соединяется с потоком дыхания, проходящим через правую ноздрю и известным как "сурйа" или солнечная свара. Он влияет на деятельность левого полушария мозга.
      Третья шакти или энергия, атма шакти, проходит через сушумна нади, основной канал праны. Если ида - канал ментальной энергетической силы и пингала--канал жизненной энергетической силы, то сушумна является каналом духовной энергетической силы. Сушумна--это нейтральная энергия, и когда она находится в активном состоянии, поток дыхания проходит через обе ноздри одновременно. Тогда потоки иды и пингалы начинают течь согласованно, что имеет существенное значение для воздействия на высшие скрытые центры мозга.
      В физическом теле эти три нади соответствуют парасимпатической (ида), симпатической (пингала) и автономной (сушумна) нервным системам. Однако, у большинства людей сушумна остается бездействующей на протяжении всей жизни. Пока человек не пробудил сушумну с помощью тантрической, йогической или другой духовной практики, он находится всецело под контролем читты и прана шакти, иды/пингалы.
      Эти три аспекта энергии проявляются в физическом дыхании или сварах в циклическом режиме. Поток иды или чандра свары продолжается приблизительно один час, после чего пингала заменяет его на следующий час и затем снова ида. Во время перехода от одной к другой есть краткий промежуток в несколько секунд, когда включается поток третьей нади, сушумны. Этот цикл находится под сильным влиянием движений луны и солнца. Он длится день и ночь, согласовываясь со светлыми и темными двухнедельными лунными циклами.
      Поскольку пять таттв составляют всю структуру тела и ума и присутствуют в каждом аспекте нашего существования, их можно наблюдать даже в потоке свары. Каждая таттва имеет определенную праническую частоту и воздействует на различные механизмы тела. Деятельность таттв заставляет дыхание или свару двигаться в определенных направлениях, на различные расстояния и с различной продолжительностью, и оказывает влияние на триединую систему иды, пингалы и сушумны.
      Две нади, ида/пингала, направляют шакти или энергию в различные чакры или энергетические центры, расположенные в позвоночном столбе, начиная с муладхары, вверх до аджна чакры. Они пересекают эти центры и усиливают их вибрацию. Влияние таттв также передается через свару. Каждая чакра находится под влиянием одного из пяти элементов: муладхара - элемента земли (низшая вибрация праны), свадхистана--воды, манипура--огня, анахата--воздуха. Тончайший элемент, эфир, управляет вишуддхи чакрой, горловым центром, а чакры выше вишудхи оказываются под влиянием более тонких элементов антах караны.
      Подобно тому, как различные свары оказывают влияние и управляют различными сферами ментального, психического и духовного опыта, пять таттв также имеют индивидуальные свойства, которые влияют на состояние нашего ума, тела и сознания. Например, когда притхви или элемент земли активен, мысли человека направлены к материальным приобретениям, тогда как при потоке эфира нет никаких мыслей, но полная неподвижность или шунйа. Поэтому, чтобы понимать уровни нашего осознания, мы должны не только знать, какая таттва проявляет активность, но и какая свара течет в данный момент. В конечном итоге, физическое, психологическое и трансцендентальное состояние ума определяется сочетанием свары и преобладающей таттвы.
      В Шива Свародайе сказано, что, если элемент огня преобладает во время потока сушумны, он потребит результат всех действий. Это связано с тем, что при потоке сушумны сознание поглощается тончайшей таттвой, парамтаттвой, которая вне действий и результатов. Агни таттва в сочетании с сушумной усиливает этот эффект. Поэтому сказано, что, когда сушумна начинает течь, следует прекратить всякую работу и сесть для медитации или духовной практики.
      Если элемент эфира активен во время потока сушумны, то ум перемещается с очень большой скоростью подобно быстрой ракете, он взметается в высшее состояние. Тогда можно легко превзойти материальное и внешнее сознание, и медитация в этот период несомненно даст хорошие результаты. Однако, такое сочетание случается очень редко.
      Во время потока иды и пингалы пять таттв появляются отдельно в последовательности. Каждый час чандра и сурйа свар все пять таттв действуют поочередно--воздух, огонь, земля, вода и эфир соответственно. Поток каждой таттвы имеет определенную продолжительность, и по истечении своего времени он сменяется следующей таттвой. Есть несколько способов определения преобладающей в сваре таттвы в каждый данный момент.
      Таттва йог, который обладает гйаной или совершенным знанием таттв в их отношении со сварой, может судить о своем физическом, ментальном, эмоциональном и духовном состоянии и действовать соответственным образом. Однако более важно знать, как можно вызвать переживание своей подлинной природы через осознание таттв в различных сварах.

Как осознать таттвы в дыхании

      Каждая таттва имеет индивидуальный цвет, форму, вкус, расположение, направление, продолжительность, последовательность и протяженность потока в дыхании, как представлено ниже в таблице.
 

Характеристика Притхви Апас Агни Вайу Акаша
Цвет Желтый Белый Красный Серо Черный-голубой
Форма Квадрат Полумесяц Перевернутый тругольник Шестиугольник Круглый
Вкус Сладкий Вяжущий Горький Кислый Острый
Направление потока дыхания Центр Вниз Вверх Наклонное Смешанное
Продолжительность 20 мин. 16 мин. 12 мин.  8 мин.  4 мин.
Последовательность  3-й 4-й   2-й  1-й 5-й
Протяженность (по ширине пальца) 12  16  4  8 -

      Таттва йог может определять активную таттву путем исследования природы возникающих от нее ощущений. Достигнув искусства определения таттв, он развивает опыт их восприятия посредством нескольких тантрических методов, связанных с выявлением потока таттв.
      Одним из этих методов является тратак на таттва йантры. Йантры можно начертать на металле или нарисовать на бумаге в присутствующем им цвете и с соответствующими мантрами. Затем выполняется тратак на каждую йантру по нескольку дней, с ментальным повторением соответствующей биджа мантры. Начиная с элемента притхви, развивай навык с одной йантрой прежде, чем переходить к следующей. По завершении каждого тратака исследуй поток таттв, смотря в чидакашу, пространство перед закрытыми глазами (чидакаша дхарана), и наблюдая возникающие формы и цвета.
      Поскольку таттвы тесно связаны с танматрами или чувственными ощущениями, то возможно даже испытывать чувства в их тонкой форме. Это также следует отметить как важное указание. Например, можно слышать внутренние звуки, обонять ароматы, испытывать различные вкусовые ощущения или осязать что-либо без наличия внешних объектов.
      Еще одной практикой, полезной для наблюдения таттв, является наумукхи мудра (закрытие девяти врат) и йони мудра или шанмукхи мудра (закрытие шести врат). При выполнении этого вы должны анализировать цвета и формы, которые появляются перед вашими закрытыми глазами. Активную таттву также можно обнаружить способом выдыхания через нос на зеркало и наблюдения получившейся формы пара.
      Чхайопасана, т.е. тратак на собственную тень, является еще одной тантрической практикой, которая очень полезна для выявления потока таттвы. Однако эта практика требует большого навыка и шастры рекомендуют для ее выполнения руководство гуру.
      Эти и некоторые другие практики помогают развитию нашего осознания действующих таттв. Это научные методы закрытия дверей внешнего восприятия и открытия себя ко внутреннему восприятию цвета, звука, запаха и т.д.

Глава 12
Мантра, йантра и мандала

      В теорию и философию тантры тонким образом вплетается наука мантры, йантры и мандалы. Тантра представляет собой как  философию, так и практическую науку, и ее возвышенные теории становятся действенными благодаря использованию мантры, йантры и мандалы.
      Мы часто подвергаемся критике со стороны систем и философий, которые говорят об изменении индивидуума и достижении высшего знания и интуиции. Они говорят о нравственности и духовности, которые являются, несомненно, идеальными качествами, но мало кто из людей может надеяться достичь их. Интеллектуального принятия недостаточно для изменения индивидуума. В конце концов, философия без руководства к практическому применению является только занятием интеллекта.
      Уникальная особенность тантры состоит в том, что она не провозглашает громких абстрактных философий без того, чтобы придать им жизненность через систематическое и тщательное объяснение их практического и ежедневного применения. Этого тантра достигла благодаря высоко развитой науке о мантре, йантре и мандале. Для полного понимания механизма действия этих трех основных инструментов тантры, которые используются в любой тантрической садхане, включая таттва шуддхи, необходимо понять каждый из них.

Мандала

      Прежде всего, давайте рассмотрим мандалу, от которой появилось богатое искусство тантрической иконографии, возведения храмов, живописи, архитектуры и музыки. Любая форма, которая живописно или наглядно возникает в сознании человека, образует мандалу. Чтобы создать мандалу, вы должны быть способны смотреть внутрь себя, но не посредством мысли, а посредством видения, столь же ясного, сколь ясно вы видите
мир открытыми глазами. Чем яснее ваше внутреннее видение, тем более точной и сильной является созданная вами мандала. Принцип мандалы--ее существование в круге. Поэтому любая мандала должна изображаться в симметрии круга. Это обусловлено тем фактом, что круг считается основной формой. Можно заметить в этой связи, что даже Земля, на которой мы живем, имеет не плоскую, но круглую или эллиптическую форму. Строение мандалы следует тому же принципу, который заложен в структуре света согласно теоретическому научному представлению. Световые волны движутся по кривой, искривляя таким образом пространство и образуя форму дуги. Круглая аура является существенной особенностью мандалы, что совершенно очевидно во всех известных сейчас древних тантрических мандалах.
      Все, что угодно, может образовывать мандалу: дерево, дом, машина, животное, человеческое существо; даже ваше тело является мандалой. Имея способность к визуализации посредством внутреннего глаза, вы видите любую форму очень точно, даже более точно, чем это возможно с открытыми глазами. Вы можете наблюдать один и тот же объект как внутри себя, так и снаружи, но разница в том, что, наблюдая объект посредством высшего ума, вы моментально постигаете то, что скрывается за формой. Таким образом, вы способны видеть больше, чем обычный глаз.
      В конце концов, каждый из нас может видеть дерево, дом, животное или прекрасный пейзаж и воспроизводить их на холсте или бумаге. Однако это является недостаточной мандалой, потому что мы не были способны ни увидеть скрытое за внешней формой объекта, ни воспринять объект в линейном измерении или в форме цвета или звука. Следовательно, мы не узнаем из этого ничего, кроме того факта, что это есть то, чем оно является.
      Для создания мандалы, которая обладала бы энергией и силой, необходимы ясность внутреннего видения и способность воспроизводить увиденное. Некоторые люди могут ясно видеть внутри, но они неспособны воспроизводить увиденное внешне. Часто этим хороший артист отличается от плохого. Оба они могут наблюдать и тот же внутренний образ, но ясность видения и точность воспроизведения будут различаться. Поэтому мандала представляет собой сущность объекта, открывшуюся тому, кто усовершенствовал свое внутреннее видение; внутренний космический образ, воспроизведенный во внешней видимой для всех форме.
      Мандала, которую вы создаете, зависит от уровня вашего сознания. чем более развито ваше сознание, тем более универсальное качество будет иметь ваша мандала. Универсальной мандалой, пригодной для всего человечества, является та, которая создана посредством ума, находящегося в созвучии с космическим сознанием. Мандалы, созданные умами, которые находятся еще на индивидуальном плане, не имеют всеобщей привлекательности и способности пробуждать в других высшие уровни сознания. Существуют также мандалы, созданные теми, кто превзошел материальный план и погрузился в сверхсознательный экстаз. Такие мандалы способны вызывать в других духовное переживание. Именно их прежде всего использует тантра.
      Каждая культура и цивилизация имеет свои мандалы, характер которых дает нам ясное представление об уровне сознания данного общества. Все формы живописи, скульптуры и архитектуры представляют собой мандалы, извлеченные из пучины ума. Поэтому произведение искусства может быть столь глубоким, столь проникновенным, чтобы оказывать влияние и заставлять благоговеть многие поколения людей, много веков спустя.
      Различие между мандалой, созданной художником, и мандалой, созданной мистиком, очень значительно. Художник передает свое внутреннее переживание, претворяя его в концепцию, ограниченную временем и пространством, потому что его способность проникновения не столь глубока. Он часто передает только свои эмоции, но не метафизическую истину. Мистик, с другой стороны, проникает далеко за пределы ограниченного ума, эмоций и интеллекта, и поэтому его переживания в большей степени связаны со вселенскими концепциями космоса. Как художник, так и мистик, исследуют и описывают внутренние истины. Однако, если художник передает свои переживания через произведение искусства, то мистик продолжает претворять один опыт в другой. Мистик стремится раскрывать не внутренние образы, но то, что находится за их пределами. Когда художник делает то же самое, он становится мистиком. Поэтому все искусство, основанное на божественном внутреннем переживании, оказалось способным выдержать испытание временем и существует как бессмертная и вечная идея.
      Примечательно, что в Индии все формы живописи, музыки и архитектуры создаются под глубоким влиянием духовных прозрений прошлого. Классическая индийская музыка своими мелодическими переходами, тактом и ритмом создает мандалу, которая может вызывать ответное звучание в глубочайших слоях сознания. Пещеры Аджанты и Эллоры, знаменитые храмы Каджурахо, солнечный храм Конарак в Ориссе и миллионы других подобных творений являются в действительности мандалами, которые оказывают сильное влияние на сознание тех, кто видит их.
      Воздействие на сознание всегда очень тонко, хотя и совершенно определенно. Вы не можете знать, на какой уровень ума проникает его влияние. Мандалы имеют дело с подсознательным и бессознательным умом, благодаря чему становится возможным пробуждение внутреннего видения и проявление более глубоких слоев ума.
      Тантрические мандалы также представлены живописными образами божественных сил, которые изображаются символически в антропоморфных и зооморфных формах. Тантра утверждает, что эти формы божества не существуют как объективные сущности в какой-либо части стратосферы, управляя нашими судьбами. Однако, учитывая грубость человеческого понимания, она чувствует необходимость развития идеи существования божества в человеческой форме.
      Тантра задается вопросом, может ли человек, неспособный смотреть внутрь себя, наблюдать или переживать бесформенную реальность. Мы не можем наблюдать даже наши собственные мысли, не говоря уже о высшей реальности. Поэтому мандала-формы дэв и дэви развились в систему тщательно разработанных и визуально привлекательных символов. Но в конечном итоге человек должен превзойти это грубое представление о божестве, развив его в восприятие бесформенной реальности.
      Мандаловая символика дэви и дэв охватывает бесконечное количество форм, цветов, образов. Некоторые из них восхитительно прекрасны, другие вызывающи; некоторые добры и сострадательны, другие гротескны и ужасны; некоторые предлагают божественное силы, другие--материальную выгоду. В каждом случае структура мандалы тщательно разработана с целью вызвать соответствующий отклик в сознании искателя. Эта символика основана на вечной структуре архетипов человеческого коллективного бессознательного, и мандалы вытягивают эти архетипы, подобно тому, как магнит вытягивает металлические опилки из группы бриллиантов.
      Концентрация на мандале пробуждает в вас прочно устоявшиеся самскары и открывает неизвестные тайны в форме снов, видений и ментальных действий. Вам не приходится встречать самскары непосредственным образом, и поэтому они не влияют на вашу повседневную деятельность. Они освобождаются во время медитации и во снах. Это является способом избежания грозного и страшного врага, против которого вы беззащитны. Эти мандалы, всегда очень эстетичные и визуально привлекательные, способны пленять и направлять воображение, которое тонким образом связывает вас с высшим умом.
      Может быть, самой необычной и вызывающей из всех тантрических мандал является крийа майтхуны. Крийа майтхуны образует мандалу, имеющую соответственные йантры и мантры. Эротические скульптуры храма Каджурахо и других храмов в Ориссе выполнены на основе убежденности тантры в том, что майтхуна является актом, посредством которого могут быть вызваны божественные силы. Мужчина олицетворяет шиву или позитивную противоположность, и женщина олицетворяет шакти или негативную противоположность. Их экзотерическим и эзотерическим соединением создается поле энергии или энергетический цикл, который представляет собой мандалу. Упомянутые творения искусства не говорят о плотских страстях, но о соединении на высшем эзотерическом уровне, которое аналогично соединению энергии и сознания, шивы и шакти.
      Линга и йони мандала также символизирует высшее соединение, и поэтому данный символ почитался в Индии на протяжении многих столетий. Линга обозначает то, что является лучезарным, и йони обозначает источник. Поэтому лингу следует понимать как символ чистого сознания, и йони--как источник энергии, которые вместе являются силами, стоящими за творением. Мужчина и женщина соединяются на физическом плане, чтобы испытать переживание единства, из которого они эволюционировали. Это единство как духовный опыт является внутренним переживанием.
      Тантра, может быть, является единственной философией, имевшей достаточно смелости говорить об этом. Остальные либо молчали на этот счет, либо эксплуатировали идею, клеймя это как грех и вызывая тем самым в человеке чувство вины и греховности. Вину и стыд очень трудно изгнать из сознания. Они остаются с человеком долгое время, контролируя его действия, ум, личность и жизнь. Пока человек не сумеет прорваться сквозь эти барьеры, он не сможет достичь высшего состояния. Для этого мы должны будем искоренить его вину и стыд.
      Идея греха искусно насаждалась в умах людей некоторыми философскими сектами, потому что для них религия стала средством обретения власти, а это требует поддержки масс. Поэтому они дали людям губительную дозу вины и стыда, которые со временем простирают свои щупальца и проявляются в каждой части тела, ума, читты, эго и интеллекта, навсегда порабощая человека.
      Но тантристы не беспокоятся о внешнем могуществе, потому что они осознали внутреннее могущество. Их не интересуют массы, но лишь те избранные, кто были достаточно смелыми, чтобы встретить, не дрогнув, подлинный внутренний опыт. Сегодня майтхуна, возможно, выродилась в простой экзотерический акт вследствие сильного давления и запретов, навязанных некоторыми религиями. Однако тантра говорит, что майтхуна не является грехом, но актом поклонения, который может помочь индивидууму превзойти низшее сознание; концепция, которой большинство людей не может поверить из-за своего комплекса вины и стыда. Поэтому данное знание хранилось в секрете и передавалось только от гуру к ученику. Таким образом установилась традиция вечной мандалы, поскольку традиция гуру и ученика начинается и заканчивается в одной и той же точке, что означает вечную непрерывность.
      При внимательном рассмотрении становится очевидным, что практика таттва шуддхи также искусно построена как мандала. Мы начинаем практику в определенной точке эволюции и путешествуем очень далеко в "Я". Проследовав процессу эволюции и инволюции творения, мы обнаруживаем себя снова в той же самой точке, как если бы это был бесконечный цикл, которому мы следовали от рождения до смерти и до нового рождения. Когда вы видите реальность, стоящую за вашим рождением и существованием, в вас пробуждается желание освобождения, побуждающее находить средства к освобождению себя из этого бесконечного цикла причины и следствия.
      То, что практика таттва шуддхи получила форму круга, не является совпадением. Это обдуманная система, конкретная идея; это направленная сила, которая является секретом могущества мандалы. Вы можете узнать эту силу, если только вы стремитесь к ней так же, как молодой человек стремится к своей первой любви. Практика дает вам проникновение в эту тайную силу мандалы, мгновенное, как мигание глаза, после чего вы можете даже не подозревать о случившемся переживании. Однако последствия можно ощутить на тонком уровне вашего сознания, и это является той частью вас, которую тантра старается достичь.

 Йантра

      Как мандала является передачей внутреннего видения через живописный образ, так йантра представляет собой абстрактное математическое представление внутреннего видения. По мере того, как осознание проникает в глубинные слои вашего существа, внутренние переживания также изменяются. Осознанные в своей сущности, они становятся более абстрактными и универсальными. Деревья, реки, океаны и небо, какими мы видим их, не являются сущностью. Это грубая форма, но за ней существует абстрактная тонкая форма, которую представляет йантра. Каждый образ имеет соответствующую йантру, которая обозначается геометрической фигурой. В действительности, все существующее в природе может быть воспринято в своей изначальной форме как йантра.
      Поскольку все формы творения или материи есть ничто иное как энергия, каждая йантра также содержит присущую ей энергию. Благодаря своей математической точности йантра является аккумулятором энергии, и через визуализацию йантры и концентрацию на ней вы можете вызвать пробуждение равнозначной энергии внутри себя.
      Йантра создает поле энергии, которое живет, дышит и движется с жизнью, и в котором могут проявляться божественные силы. Для осознания этого вы должны будете развить новый способ видения, обостряя восприятие той сферы вашего сознания, в которой откладываются соответствующие образы. Эти образы существуют внутри вас и являются в той же мере частью вас, как ваши гнев, алчность и страсти.
      Йантра составлена комбинацией основных первичных форм, т.е. бинду и точки, круга, квадрата и треугольника. Фокусная точка или бинду йантры всегда находится в центре. Бинду есть точка или центр, представляющий семя, из которого творение эволюционировало и в которое оно возвратится, т.е. процесс творения и исчезновения. Она также символизирует соединение двух двойственных принципов вселенной, шивы и шакти, сознания и энергии. Она представляет собой их предшествующее творению состояние единства. В физическом теле бинду представлена как ядро или центр, называемый бинду висарга, который расположен в верхней задней части головы. В медитации искатель использует внешнюю бинду йантры как фокусную точку концентрации, чтобы познать сужение времени/пространства в бинду физического тела.
      Пространство не может быть обозначено менее, чем тремя линиями, и поэтому треугольник считается первой возникшей в творении формой. Это известно как "мула трикона" или причинный треугольник. В своей перевернутой форме треугольник символизирует первичную форму творения или пракрити, и треугольник, направленный вверх, символизирует пурушу или сознание. Мы часто обнаруживаем в йантре пересечение обоих треугольников, символизирующих сознание и энергию.
      Круг означает бесконечное вращение, где есть только вечность, без начала и конца. Этим подразумевается процесс рождения, жизни и смерти как вечный цикл событий. Квадрат представляет собой основание, на котором покоится йантра и означает физический или земной мир, который необходимо в конечном итоге превзойти.
      Вся визуальная концепция йантры, хотя и является символической, имеет огромное значение в плане развития духовного опыта человека. Она образует путь от внешнего физического опыта к сокровенным глубинам человеческого существования. Это делается столь тонко и систематически, что человек не в состоянии оценить ее подлинное значение из-за ограниченности своего сознательного ума. Тем не менее, тонкие воздействия йантр, сознательно или нет, но имеют место.
      Было замечено, что дети, испытавшие воздействие йантр и мандал, к которым их сознательное внимание не привлекалось намеренно, показали замечательное улучшение своих интеллектуальных способностей, интуитивных реакций и ментального сознания. Йантра влияет на наши творческие и умственные способности, но ее подлинное значение обнаруживается в расцвете духовного опыта. Постепенно и систематически йантра приводит к раскрытию много численных слоев, составляющих наше существо в целом. В таттва шуддхи садхане мы создаем йантры четырех основных форм, описанных выше.

 Мантра

      Подобно тому, как каждая мысль имеет соответствующий образ или форму, так каждый образ или форма имеет соответствующую наду, вибрацию или звук. Эти звуки известны как мантры. Мантра означает буквально созерцание того, что ведет к освобождению. Это может показаться преувеличением, и многих изумляет представление о подобных возможностях звука.
      Однако мы недооцениваем могущество звука. Мы знаем, что звуком можно разбить стекло или даже вызвать снежный обвал. Нам известно кое-что о воздействии звука на человеческий мозг и тело, а также на животных и даже растения. Поэтому мы определенно можем признать, что звук оказывает на нас влияние на некоторых уровнях. Тем не менее, когда мы встречаемся с идеей, что звук может привести к мокше или освобождению, мы говорим: "Нет, это невозможно!"
      В действительности, мы уже знаем, что нада является одной из первых проявленных форм творения. Даже Библия начинается с утверждения: "В начале было слово..." В индийской философии это "слово" известно как Ом, который является вечной надой или космической мантрой. В мандукйопанишаде очень ясно объясняется, что такое мантра Ом, и каким образом она стимулирует и расширяет различные уровни сознания. Мантра Ом образована тремя звуками--"А", "У" и "М"--каждый из которых вибрирует на своей частоте. Эти различные частоты воздействуют на сознание различным образом. Повторяя мантру Ом, вы на самом деле поднимаете свое сознание до частоты этой мантры. Это справедливо для всех мантр.
      Нада имеет четыре частоты: "пара" (космическая), "пашйанти" (причинная), "мадхйама" (тонкая) и "вайкхари" (грубая), которые соответствуют четырем частотным уровням мантры Ом, в зависимости от уровня частоты, достигнутого вами через повторение. Большинство искателей остается в стадиях вайкхари и мадхйамы, даже отдаленно не приближаясь по уровню своего состояния к освобождению.
      Весь санскрит состоит из мантр. В санскрите буквы не называются буквами, но известны как "акшара", что значит "непреходящий". Каждая буква алфавита является мантрой и в качестве таковой может быть использована. Поэтому сказано, что сам процесс чтения Вед на санскрите ведет к освобождению. Санскритский язык не есть просто слова, составленные ради общения, но он глубоко связан с сознанием человека.
      Самой могущественной формой мантры является биджа мантра. "Биджа" значит семя, и биджа мантры является причинными звуками, из которых возникли все прочие мантры и звуки. Биджа мантра представляет силу концентрированной энергии, которая соотносится с определенным уровнем сознания. Мантры, которые мы используем в таттва шуддхи, являются биджа мантрами, соотносимыми с пятью таттвами. Бесполезно пытаться раскрыть значение этих мантр. Значение, которое может передавать мантра, является только метафизическим; достаточно сказать, что посредством мантры вы общаетесь со своим внутренним "Я" и с космосом.
      В тантре известно даже, что каждая часть физического тела имеет соответствующую мантру, влияние которой она испытывает. Эти мантры используются в церемонии нйасы для преобразования тела во вместилище высших сил, которые пробуждаются благодаря таттва шуддхи или другой эзотерической практике.
      Не только физическое тело имеет свои соответствующие мантры, но и звук, производимый дыханием, также является мантрой. Этот звук известен как "сохам" и "хамсо". Вместе "со" и "хам" спонтанно повторяются с каждым дыханием, 21+600+раз каждый день и ночь, на протяжении всей жизни индивидуума. Это известно как аджапа-джапа мантра. В Упанишадах сказано, что одной только медитации на эту мантру достаточно для пробуждения кундалини и высшего сознания. В таттва шуддхи мы используем эту мантру в самом начале, чтобы вызвать чувство тождественности со вселенским сознанием.
      Мантры бывают жестокими, благодетельными и смешанными. Это зависит от особенностей составляющих их букв. Например, мантры, в которых наличествует избыток таттв огня и воздуха, являются разрушительными, тогда как мантры, изобилующие таттвами земли и воды, являются благодетельными. Мантры, состоящие из эфирного элемента, благоприятны для духовного достижения.
      Мантры неотделимы от йантр. Каждая йантра имеет соответствующую мантру, через повторение которой йантра становится действенной. Благодаря повторению мантры на высших частотных уровнях нады возвышается сознание, и благодаря концентрации на йантре сознание центрируется и фокусируется в точке взрыва.
      На одном уровне сознания внутреннее переживание случается в форме мысли и эмоции; на более высоком уровне оно становится видением внутреннего образа или мандалой. Если вы идете глубже, оно проявляется в виде абстрактного символа или йантры, которая позднее проявляется как чистый звук, нада или мантра. На каждом уровне переживания энергия проявляется различным образом. Чем тоньше частота энергии, тем глубже переживание.
      Ум также следует понимать как энергетическую силу, а не психологическую структуру. Когда ум действует на низшей грубой частоте энергии, он становится статичным, тупым, инертным или тамасичным, но, когда вы повышаете частоту воздействием мантры, йантры и мандалы, он превосходит состояние тамаса, достигая раджаса и затем чистой саттвы, которая есть ум, действующий на очень тонкой частоте.

Заключительные замечания о мантре, йантре и мандале

      Тантрические мантра, йантра и мандала появились как результат глубокого внутреннего видения йогов, риши и провидцев, проникших а тайну природы космоса, и как результат высоких состояний духовного опыта, просветления и экстаза. В этом состоянии ума сознание переступает через все барьеры, и поэтому духовный опыт называется вселенским.
      До тех пор, пока вы ограничены временем и пространством, ваши переживания ограниченны и связаны только с данным измерением. Однако, когда вы превосходите это состояние, для вас не существует ни религии, ни касты, ни веры, ни половой принадлежности. Чем тогда может быть ограничено ваше видение? Более того, в этом состоянии ума вы едины со всей природой и можете общаться с ней. Тогда все ваше видение становится частью космической истины и возникающие внутри вас образы соответствуют определенным нормам и законам, заложенным в каждом природном процессе. Это очевидно в тантрических мантре, йантре и мандале, которые представляют совершенную линейную и геометрическую гармонию и равновесие.
      В тантрической системе каждая мантра, йантра и мандала продумана до малейших деталей. Если бы они не удовлетворяли требованиям точного математического уравнения, они были незавершенными и недейственными. Достаточно лишь взглянуть на некоторые из этих мандал и йантр, чтобы убедиться в их математическом равновесии. Фактически, это есть один из первых аспектов, который привлекает ваше внимание.
      В тантрической системе мандала представляет визуальную иконографическую форму высшей силы; йантра представляет абстрактную форму этой силы; и мантра представляет ее тонкую форму. Таким образом, каждая мандала имеет соответствующие йантру и мантру, и, поскольку они вызывают одни и те же результаты, одно может заменяться другим, в зависимости от уровня практикующего. Однако, различные божества представляют различные уровни сознания и на основании этого их следует выбирать.
      Таким образом, в практике таттва шуддхи йантры м мандалы следует понимать не как религиозные, оккультные, мистические или таинственные символы, но как высоко заряженные силы энергии, способные вызывать в вас вибрацию таких же частот, для расширения вашего сознания.