Свами Сатьянанда Сарасвати. Таттва Шуддхи.
Тантрическая практика внутреннего очищения.

     перевод

Глава 6
 Эволюция элементов

         Тантра говорит, что макрокосм неотделим от микрокосма. Таким образом, весь закон космического проявления и уничтожения заложен в каждом индивидууме.
      Как физические и ментальные особенности индивидуума заложены в молекуле ДНК, так и молекулярная структура человека содержит прототип космических характеристик. Этот космический опыт творения и уничтожения символически выражается в форме кундалини шакти.
      Кундалини есть пара шакти, тончайший вид энергии и неотъемлемая часть чистого сознания. Хотя энергия и сознание разделились и приняли различные формы, чтобы положить начало всему творению, в физическом теле они всегда стремятся к соединению, чтобы вновь испытать космическое единство, из которого они эволюционировали.
      Тантрическая символика включает в себя несколько образов, выражающих эти два вселенских аспекта в физическом теле. Шакти или энергия, находящаяся в скрытом состоянии в основании позвоночного столба, изображается в виде свернувшейся змеи, известной как кундалини. Шива или сознание пребывает в высшем духовном центре, сахасрара чакре, которая располагается в верхней части головы в форме кристаллического шивалингама. Когда высшая энергия или кундалини пробуждается благодаря практике тантры, сознание
освобождается от материи тела.
      Это происходит в несколько этапов и до окончательного соединения энергии и сознания (шива/шакти) в сахасраре, они соединяются на различных уровнях в чакрах. Полное соединение в сахасрара чакре отражает в точности изначальное представление о предшествующем творению единстве между Шивой и Шакти. Таким образом, мы можем понять, что космическое развитие от единства к разнообразию заложено в каждом из
нас.
      Тантрическая философия постулирует, что вселенная материи и энергии эволюционировала от изначальной природы шакти, которая представляет чистое сознание. Ее космическим двойником и со-творцом является шива, или чистое сознание, который существует как сознающий разум, отличный от нее и ее производных. В противоположность шакти, которая постоянна, вечна и активна, шива в изначальном состоянии является
постоянным и вечным, но бездействующим. Благодаря присущей шакти потенции творить, она известна, как причинная форма творения или мула пракрити.
      Хотя шива и шакти постоянно разделяются, чтобы дать появиться индивидуальному сознанию, в своем космическом проявлении они всегда со-существуют бок о бок. Таким образом, шива и шакти имеют как космический, так и индивидуальный аспекты. Индивидуальный аспект шивы/шакти появляется как двойственная сила только вследствие затемняющего действия майи, иллюзорной энергии, заложенной в принципе шакти.
      Шива и шакти вместе дают начало "авйакте" или непроявленному космосу, так же как "вйакте" или проявленной вселенной. Первые проявления космического процесса творения известны как нада, бинду и кала. Нада буквально означает вибрация. Являясь частью авйакты или непроявленного творения, она существует как космическая вибрация. Во вйакте или проявленном творении она существует как звук различных частот. Банду означает точку или ядро, и кала есть луч или сила, которая исходит из ядра или бинду.
      Аналогия этому обнаруживается в вопросе науки о частице и волне энергии. Спорный вопрос, который мучает ученых, состоит ли свет из частиц или из волн, остается неразрешенным по сегодняшний день. Наука никогда не давала ответа на него, не считая утверждения, что это есть и то, и другое. Тантра установила, что существует и частица (бинду), и луч или волна (кала). Более того, она утверждает, что этотфундаментальный дуализм затрагивает весь диапазон физического творения.
      Космические проявления шивы и шакти как нады, бинду и калы взаимодействуют и дают начало грубым и тонким элементам, из которых состоит человек. Тантра считает, что человеческое тело, на грубом, тонком и причинном уровнях, состоит из тридцати шести элементов. Эти тридцать шесть таттв охватывают весь спектр человеческого существования и опыта. Но окончательное определение человеческой формы включает еще
пятнадцать элементов, увеличивая их общее количество до пятидесяти одного. Все они соответствуют пятидесяти одной букве санскритского алфавита. Составляющими эти пятнадцать дополнительных элементов являются "сапта дхату" или семь основных "соков" в теле, "панча вайу" или пять жизненных потоков, и "тригуна" или три основных качества.
      В таттва шуддхи мы имеем дело только с двадцатью пятью из этих таттв. Но для более широкого представления о том, из чего мы состоим, необходимо понимать весь процесс творения или "сришти" с точки зрения тантры. Тридцать шесть таттв классифицируются по трем категориям--"шива таттва", "видйа таттва" и "атма таттва".

Шива таттва:
необусловленные элементы макрокосмического сознания.
      Шива таттва состоит из пяти чистых элементов, которые связаны с абсолютным сознанием. Первые две из шива таттв состоят из шивы как чистого сознания или "чит" в соединении с шакти как чистой энергии или "чит шакти". Шакти присущи три творческих аспекта, известных как "ичха", энергия воли; "крийа" - энергия действия; "гйана" - энергия знания.
      Эти пять необусловленных таттв являются частью макрокосмического или вселенского сознания, которое
символически выражается как соединение шива/шакти или космическое переживание. Присущие чит шакти три
аспекта--ичха, крийа и гйана--остаются скрытыми до момента творения. Эти пять элементов, составляющих шива таттву, остаются до момента творения соединенными как одно целое, без разделения или разнообразия. Первый признак разделения в этом единстве ведет к развитию видйа таттв, которые являются частью микрокосмического сознания.

Видйа таттва:
необусловленные и обусловленные элементы микрокосмического сознания.
      Видйа таттва, состоящая из семи тонких элементов, относится как к абсолютному, так и к покрытому сознанию. Развитие видйа таттвы ответственно за ограничения, которые начинают проявляться на необусловленных в ином случае таттвах. На этой стадии шива или сознание остается совершенным в самом себе, но окутывается присущей чит шакти покрывающей силой, т.е. майей. Здесь майа действует через пять ограничительных аспектов, известных как "канчуки". Канчука буквально означает "футляр" или "обертка", и канчуки вместе действуют, как покрывающая ядро скорлупа. Каждая канчука ограничивает космическую силу шивы/шакти в одном аспекте.
      Ограничительные аспекты, или канчуки, порожденные майей, следующие:
1. Калаа - та которая ограничивает силу крийа шакти или способность делать все.
2. Авидйа Видйа - та, которая ограничивает силу гйана шакти или способность знать все.
3. Рага - та, которая ограничивает силу ичха шакти созданием желания и привязанности, порождая тем самым постоянную неудовлетворенность.
4. Каала - та, которая ограничивает вечное существование созданием понятия времени, связанного с жизненными изменениями, а именно: рождением, ростом, созреванием, увяданием и умиранием.
5. Нийати - та, которая ограничивает свободу воли (пурушартха) созданием идеи предопределенности и судьбы,
привязывая тем самым индивидуума к бесконечному циклу рождения и смерти.
      Таким образом, в этой стадии мы видим вездесущность, всеведение и всемогущество единства шивы/шакти покрытыми энергией майи, творящей понятие двойственности. Это в действительности означает, что есть шива и шакти в состоянии, предшествовавшем творению, существовавшие как одна единица сознания, в процессе творения кажутся принявшими различные формы под действием энергии майи. На самом деле они всегда остаются такими, какие они есть, и в человеческих существах их единство представлено сознанием параматмы, которая кажется дживатме отличной от нее.
      Субъективно этот процесс майи имеет результатом дихотомию субъекта и объекта, в противоположность соединенному переживанию шивы и шакти, и объективно он имеет результатом творение различных физических форм, из которых состоит вселенная. В этой точке эволюции зарождаются двойственность, разделения и противоположности. Это ведет к развитию атма таттв, или обусловленных элементов, которые составляют
материальную вселенную. Это те обусловленные элементы или отма таттвы, с которыми мы имеем дело в практике таттва шуддхи.

Атма таттвы--обусловленные элементы индивидуального сознания.
      "Атма таттва" состоит из двадцати пяти элементов, которыеотносятся к покрытому сознанию. На этой стадии развития макрокосмические элементы под влиянием видйа таттв принимают различные формы, чтобы проявиться в физической вселенной. Во-первых, шива таттва изменяется в "пуруша таттву" или чистое сознание в человеке, представляющее внутренний основной центр в каждой личности. Шакти таттва изменяется в "пракрити таттву" или кинетический принцип, представляющий дремлющую энергию кундалини шакти, которая находится в основании позвоночного столба, хотя в этой физической форме изначальная сила шивы/шакти всегда ограничена майей.
      Развитие после проявления пракрити известно как "паринама" или реальная эволюция, поскольку теперь сознание разделяется во времени и пространстве или в субъективном и объективном "я". То, что сказано в понятиях развития о предшествовавшем этому этапу, есть в действительности состояние, в котором шакти принимает различные аспекты с намерением творить, но без проявления. Таким образом шакти таттва, сохраняя пока свое изначальное состояние, принимает предварительно аспекты нада, бинду, кала, ичха, гйана, крийа и майа.
      Три аспекта чит шакти - ичха, крийа и гйана - теперь изменяются в три гуны: тамас, раджас и саттва. "Ичха шакти" изменяется в тамогуну, которая олицетворяет инертность; "крийа - шакти" - в раджогуну, которая олицетворяет деятельность, и "гйана шакти" - в саттва гуну, которая олицетворяет сияющее знание. Вместе эти три гуны управляют человеческой жизнью и определяют характер следующей стадии, отличающейся аспектами буддхи , ахамкара, манас и читта, составляющие внутренний инструмент человека, посредством которого действует сознание.
      Буддхи - известный также как махат, есть высший разум, который проявляет свою полную потенцию из-под влияния саттва гуны.
      Ахамкара - принцип отдельного бытия или эго, который ставит не первое место существование "Я".
      Манас - ум или ментальная способность к мысли/противоположной мысли.
      Читта - скопление прошлых впечатлений или самскар.
      Именно в этот момент материя начинает преобладать над духом, давая начало разнообразию творения. Ахамкара дает начало грубым элементам, индрийам, танматрам и таттвам, которые распределяются по пятичленным группам, следующие:

Танматры (тонкие сущности)
1. Шабда - звук; тонкая сущность акаша таттвы.
2. Спарша - осязание; тонкая сущность вайу таттвы.
3. Рупа - форма; тонкая сущность агни таттвы.
4. Гандха - запах, тонкая сущность притхви таттвы.
5. Раса - вкус; тонкая сущность апас таттвы.

 Таттвы
1. Акаша - эфир; отвечает за вакуум и пространство.
2. Вайу - воздух; отвечает на непрерывное движение.
3. Агни - огонь; отвечает за теплоту.
4. Апас - вода; отвечает за текучесть.
5. Притхви - земля; отвечает за силу сцепления, тяжесть.

 Гйанендрии (органы знания)
1. Сротра - уши, чувство слуха; восприятие звука.
2. Твача - кожа, чувство осязания; восприятие прикосновения или ощущения.
3. Чакшу - глаза, зрительное чувство; восприятие формы.
4. Джива - язык, чувство вкуса; восприятие вкуса.
5. Гхрана--нос, обонятельное чувство; восприятие запаха.

 Кармендрии (органы действия)
1. Вак - речь; орган словесного выражения.
2. Пани - рука; орган хватания.
3. Пада - нога; орган передвижения.
4. Упастха - половой орган; орган воспроизведения.
5. Пайу - задний проход; орган эвакуации.
      В практике таттва шуддхи мы сознательно воссоздаем процесс эволюции и инволюции, испытывая каждый элемент отдельно, но как часть сложного целого. Мы начинаем осознавать взаимозависимость элементов и их важную роль во взаимодействии сознания и энергии. Таким образом двадцать пять элементов очищаются.

Глава 7
Антах карана--индивидуальный ум

      Антах карана--сочетание двух санскритских слов. "Антах"--внутренний, и "карана"--орудие или инструмент. Таким образом, антах карана есть внутреннее орудие или инструмент человека. Он образован четырьмя составляющими: "буддхи" (интеллект), "ахамкара" (эго), "манас" (мысль/противоположная мысль) и "читта" (память). Согласно тантре и йоге, эти четыре принципа составляют то, посредством чего действует сознание.
      Антах карана отличает человека от растений, животных и минералов. В этих низших формах жизни антах карана существует в скрытом и тамасическом зачаточном состоянии. Эти творения природы не действуют с уровня интеллекта, различения, мысли или эго, но с уровня чистого инстинкта. Например, собака инстинктивно предпочитает мясо овощам. Она не различает сознательно одно от другого; это естественный инстинктивный процесс, который управляет ее телом.
      Человек превзошел все другие формы жизни в силу своей внутренней способности, которая дала ему возможность рассуждать, думать, планировать, помнить и утверждать свою волю.
      Однако, интеллектуальное превосходство человека никоим образом не составляет полный потенциал антах караны. Это лишь намек на содержащуюся в ней силу. Если бы внутренние возможности человека были реализованы в полном объеме, человек мог бы контролировать не только низшие творения природы, но и скрытые в себе силы, которым свойственна способность творить, сохранять и уничтожать. Тогда он стал
бы со-творцом или инструментом, единым с природой, повторяющим ее космические процессы. Йоги, обладающие такой способностью, достигли этого редкого искусства благодаря исследованию тайн внутреннего инструмента, антах карана.
      Сознание человека, действуя через антах карану, интерпретирует, классифицирует, предполагает, различает и
познает всю информацию, связанную с прошлым, настоящим и будущим опытом. Все, что вы говорите, видите, делаете или говорите, является частью того, что хранится в антах карана. Существует определенная ее часть, которая содержит знание не только об этой жизни и связанном с нею опытом, но и о всей вселенной и космосе.
      Однако вследствие косности человеческого осознания, полный потенциал знания остается скрытым и непроявленным до тех пор, пока человек не начнет очищать антах карану. Очищение антах караны подразумевает приведение ее в соответствие с высокими частотами чистой энергии и сознания, чтобы получить фактическое понимание того, что она является творением этой же самой энергии и сознания.
      Физическая эволюция человека сегодня завершилась полностью. Он может стать выше или ниже, толще или тоньше, но следующий этап эволюции будет происходить в области сознания. Шри Ауробиндо говорит о "сверхчеловеческой расе", достигшей этого состояния высшего ума. "Сверхчеловеческая раса" подразумевает высочайший пик ментального, эмоционального, рационального и, прежде всего, духовного развития человека.
В настоящий момент эти способности находятся в нас только в зачаточном состоянии, и мы еще не одолели их тонкостей. Успех в этой области зависит, в основном, от нашей способности очищать, оживлять и объединять функции антах караны.
      Антах карана действует, как очень точный передатчик, который получает и передает впечатления. Чистота и четкость работы вашего инструмента полностью зависят от того, насколько вы его усовершенствовали. Настроенный на грубые вибрации, он только их и будет передавать. Однако, если он настроен на тончайшие космические вибрации, то вы сможете открыть тайны не только своего собственного существования, но и всего
космоса.
      Человек не является отдельной сущностью, подвешенной между причиной и следствием. Скорее, он есть составная часть космического плана, где каждой пылинке творения отведена своя роль. Антах карана имеет первостепенное значение для нашего понимания этой роли.
      Этот бесконечно тонкий инструмент есть то, что мы сами создали, благодаря своему прекрасному чувству образности, за время нашего странствия через множество последовательных инкарнаций. Таким образом, она содержит впечатления, которые  мы несем с собой жизнь за жизнью. Подобно музыкальному инструменту, антах карана достаточно чувствительна, чтобы улавливать тончайшие вибрации, которые она продолжает производить независимо от нашего осознания этого. Вы можете не воспринимать сознательно некоторые формирующиеся в вас впечатления, но ваша антах карана сохраняет бдительность во всех случаях.
      Характер ваших действий определяется той частью антах караны, где записаны ваш прошлый опыт и знание. Она никогда не откроется вам без ясности космического осознания или обретения внутреннего уха и глаза, которые способны воспринимать тонкие вибрации космического звука и образа. Поэтому мы должны не только открыть то, что отложено в антах каране, но научиться управлять этим, и тантра является единственной наукой, которая дает нам метод для этого.
      Антах карана есть инструмент, посредством которого сознание осуществляет свою космическую игру или лилу. Сознание одинаково в каждом--чистое, сияющее, лучезарное. Форма его выражения зависит от точности и чистоты восприятия посредника, через которого оно проявляется свою игру. Одна и та же идея, мысль, действие могут быть у двух различных людей, но интерпретация, осуществление и результат будут зависеть полностью от уровня ума, интеллекта и эго каждой конкретной личности.

 Измерения ума

      Йога рассматривает ум в четырех стадиях: "джагрити" (сознательный), "свапна" (подсознательный), "шушупти"
(бессознательный) и "турийа" (трансцендентальный). Таким образом йога говорит о четырех аспектах ума, в
противоположность современной психологии, которая ограничилась тремя формами: сознательный, подсознательный и бессознательный.
      Антах карана действует через области сознательного, подсознательного и бессознательного, создавая грубые, тонкие и причинные переживания. Поскольку антах карана возникла из сочетания трех гун - саттвы, раджаса и тамаса--качество переживания в основном определяется проникающим влиянием этих космических принципов. Манас, читта, буддхи и ахамкара ведут себя различным образом под влиянием саттвы или же раджаса и тамаса, проявляясь таким образом в трех формах сознания.
      Манас и читта, являясь частью сознательного и подсознательного, преобладают в действиях и мыслях в
состояниях джагрити и свапна. Буддхи и ахамкара в том или ином виде присутствуют в состояниях джагрити, свапна и сушупти. Но, так как эти аспекты эволюционировали один из другого и из одного принципа шакти, их взаимозависимость и проникновение друг в друга неизбежны.
      Очевидно, что в этих трех состояниях сознания антах карана находится под влиянием гун, видоизменяясь в соответствии с той гуной, которая преобладает в любой определенный момент. Но в четвертой стадии - турийа или трансцендентальное сознания - гуны перестают оказывать какое-либо воздействие, и сознание таким образом перемещается за пределы колебаний антах караны, которые присутствуют в трех предшествующих
состояниях. Это достигается только полной реализацией антах караны через садхану.
      В практике таттва шуддхи роль антах караны совершенно ясна. Ученик имеет возможность понять деятельность этого могущественного инструмента и метод направления его полной силы к духовному достижению.

Буддхи

      Буддхи, известный также как "махат" или великий принцип, считается наиболее близким к чистому сознанию. Когда буддхи обращается к чувственным наслаждениям, это становится причиной рабства души, но когда он обретает бесстрастие, душа обретает бесстрастие, душа приближается к освобождению. В повседневной жизни буддхи побуждает вас действовать согласно вашей дхарме (призванию). Любое действие, отличающееся точностью и тщательностью, совершается за счет силы и влияния буддхи или высшего разума.
      На высшем уровне буддхи выражается через праджну (интуицию) и вайрагйу (бесстрастие). Хотя эти возвышенные качества свойственны буддхи, под влиянием майи и вследствие своей связи с эго, чувствами и тремя гунами, эти качества часто претерпевают изменения.
      Характерными чертами саттвического буддхи являются мудрость, бесстрастие, терпение, безмятежность, самоконтроль, проницательность и способность к размышлению. В саттвическом состоянии буддхи свободен от колебаний и принимает роль "сакши" (свидетеля). Под влиянием раджаса возникают недостатки, в результате чего буддхи становится неспособным к правильному различению, и принимаемые решения часто оскверняются ложным знанием и авидйей или невежеством. Тамасичный буддхи подпадает влиянию эго и омрачается ложной
информацией и ложными суждениями.
      В практике таттва шуддхи мы медитируем на саттвичную природу буддхи, чтобы устранить тамасичные и раджасичные тенденции, которые не являются его подлинной природой и препятствуют проявлению саттвичного буддхи. Таким образом познается существование молчаливого свидетеля или сакши.

Ахамкара

      "Ахам" есть "Я", и "ахамкара" есть эго или то, что переживает "Я-ство". Неразделенное существование и единство на всех уровнях разрывается на части при появлении эго, и человек чувствует свою отделенность от остального творения. В эго содержится зародыш индивидуальности, и это кладет начало процессу отождествления и привязанности к объектам и лицам. Ахамкара наполняет собой все ваше существо. Ее
проявление чрезвычайно тонко, и паутина, которую она плетет, столь обольстительна, что человек остается в ее власти жизнь за жизнью.
      Ахамкара или эго формирует ядро существования в индивидууме. Только за счет эго вы вступаете в отношения с тем, что вас окружает. Если бы эго не существовало, вы были бы подобны растению, не знающему о собственном существовании. Парадокс творения состоит в том, что с одной стороны это привязывает вас к прану объективного опыта, а с другой стороны оно существует, как ядро атома, которое должно быть взорвано, чтобы вызвать неразделенное существование.
      В сознательном состоянии, или джаграти, эго действует через грубое тело, т.е. чувства и мыслящий ум. В подсознательном состоянии, или свапне, эго действует через астральное тело и сны. Когда вы в глубоком сне, сушупти, эго занимает начальное положение в причинном теле, но в медитации оно присутствует в форме внутреннего осознания. Ахамкара так глубоко внедрена, что оно сохраняется даже во время савикапа самадхи.
      Действия ахамкары подвержены влиянию трех качеств: саттвы, раджаса и тамаса. Саттвичная ахамкара ответственна за идею "Я есть" и действует как катализатор, в процессе самоосознания. Ахамкара возбуждает самскары или скрытые в подсознательном впечатления, но под влияние м саттвы или равновесия она временно отказывается от этой функции.
      Раджасичная ахамкара является динамической силой, которая возбуждает "Я-ство" в индивидууме, вызывая повышенную активность и нетерпеливость. В конечном итоге это приводит к расточению мыслей и действий. Тамасичная ахамкара усиливает негативные и болезненные самскары, вызывая сомнение, опасение, страх и промедление.
      Ахамкара может считаться источником как ограничения, так и освобождения "дживы" или индивидуальной души. Хотя она долгое время сопровождает человека в его жизненном странствии, через садхану он может постепенно ослабить ее негативные силы. Благодаря практике таттва шуддхи, мы начинаем лучше сознавать искусность эго, что способствует разотождествлению с его наинизшими функциями.

Манас и читта

      Манас и читта представляют собой внешний ум и материал ума, который очевиден в состояниях бодрствования и сна. "Читта" есть местонахождение всех переживаний в форме самскар, архетипов и воспоминаний. "Манас" или мысль/противоположная+мысль есть средство выражения и распространения. Манас и читта не просто функционируют сами по себе, они руководствуются логическим рассуждением буддхи и велениями ахамкары.
      Манасу свойственно подчиняться раджогуне. Он всегда в рассеянии и принимает разнообразные формы. Как маленький ребенок хватает игрушку, но скоро оставляет ее ради другой, так манас склонен постоянно прыгать от одной мысли к другой.
      Эта раджасическая склонность манаса переходит в состояние тамаса под влиянием ахамкары и в состояние равновесия или саттвы под влиянием буддхи. Таким образом, ахамкара и буддхи, используя запас прошлых впечатлений, хранящихся в читте, действуют через манас, чтобы творить опыт счастья и несчастья, страдания и наслаждения.
      Активность манаса постоянно изменяется под влиянием трех гун. В состоянии саттвы манас становится устойчивым, целеустремленным и концентрированным. Испытывая воздействие раджаса, манас возбуждает чувства и нарушает равновесие интеллекта. Тамасичный манас делает интеллект и чувства ленивыми и инертными.
      Читта иногда упоминается как ум или интеллект, но здесь нас интересует ее функция только как памяти. Под влиянием саттвы чувственные впечатления, содержащиеся в читте, отходят на задний план, оставляя сознание в покое. Под влиянием раджогуны раджасичные самскары пробуждаются в читте в форме "викалпы" (воображения) и "випарйайи" (ложного знания). В этом состоянии читта содержит вместе самскары знания и невежества, страсти и бесстрастия.
      Когда на читту воздействует тамас, нежелательные самскары бьют ключом и сознание покрывается васанами (глубоко укоренившимися желаниями), толкающими все хорошие самскары во тьму. Устранить неуместные самскары возможно только в процессе размышления, дхараны и дхйаны. Совершенство в практике таттва шуддхи приводит искателя к целенаправленной концентрации и медитации. Таким образом сознание становится готовым для постижения природы таттв.
      Мы должны понимать, что основной путь к достижению самоосознания лежит через антах карану. Чтобы добиться полного контроля над направлением ее развития, мы должны будем обратиться к тантрической и йогической садхане. В практике таттва шуддхи мы используем скрытые силы антах караны, чтобы направлять сознание от грубого к высшему опыту.

Глава 8
Панчататтва--пять элементов
Здесь мы начинаем объяснение пяти таттв.

      Тантра оговаривает, что вся материя образована комбинацией пяти таттв или бхут, т.е. элементов. "Шива Свародайа" объясняет это: "Творение происходит благодаря пяти таттвам и ими оно поддерживается". В "Тантрараджа Тантре" Шакти спрашивает Шиву: "Где существуют все таттвы, в теле или вне его?" Шива отвечает, что таттвы проникают все тело и ум. Все ваши мысли и действия находятся под влиянием этих таттв.
Поэтому в йоге необходимо знать, как ведут себя таттвы и каким образом можно их контролировать и использовать.
      Пять таттв известны как "акаша" или эфир, "вайу" или воздух, "агни" или огонь, "апас" или вода, "притхви" или земля. Однако, эти таттвы не следует ошибочно принимать за физические или химические элементы. Притхви это не земля, которую мы видим вокруг нас. Апас это не вода, которую мы пьем и которой моемся. И агни не тот огонь, которым мы согреваемся, и так далее. Скорее, их следует рассматривать как следствие световых и звуковых эманаций, порожденных иной энергией или праническими вибрациями.
      Наука астрологии подтвердила, что четыре из этих элементов оказывают значительное влияние на нашу личность, ум, эмоции и судьбу, но она не учла самый тонкий и важный элемент, т.е. эфир, который отвечает за духовный опыт. Но наука тантры и йоги, обстоятельно изучившая этот предмет, ясно утверждает, что эти пять таттв составляют и непрерывно воздействуют на человека.
      Тантрические тексты излагают целую науку таттв, согласно которой практикующий ее может не только предвидеть будущее, но и контролировать результаты своих действий на протяжении дня. Конечно, это не должно быть целью, ради которой мы стремимся обрести это знание. Это просто указывает на тесную
связь между таттвами и всей структурой вашей жизни. Благодаря "таттва гйанс" или знанию элементов возможно даже изменить собственную судьбу.
      Эти пять таттв образуют последовательный ряд, в котором каждая последующая таттва возникает из предыдущей. Первая таттва есть акаша, которая представляет собой недифференцированную материю, содержащую безграничное количество потенциальной энергии. Поэтому акаша есть тонкое состояние, когда и энергия, и материя существуют в своей скрытой потенциальной форме в недрах сознания. Когда энергия частиц акаши начинает вибрировать, создается движение, и вайу таттва появляется в форме воздуха. Частицы вайу
обладают величайшей свободой перемещения, и поэтому вайу таттва видится как всеохватывающее движение. Чрезвычайная подвижность частиц энергии вайу производит тепло, что является причиной появления следующей таттвы, агни.
      В агни таттве движение энергии слабее, чем в вайу. Это уменьшение подвижности дает возможность агни таттве рассеивать часть своего излучающего тепла и таким образом охлаждаться до состояния апас или таттвы воды. С появлением апас таттвы полная свобода движения вайу таттвы и частичная свобода движения агни таттвы утрачивается, и частицы ограничиваются определенным пространством, перемещаясь только в небольших пределах.
      Последняя таттва, притхви, возникает вследствие дальнейшего уменьшения энергетической вибрации, которое вызывает уплотнение апас до состояния притхви. Здесь утрачивается даже ограниченная свобода движения в апас. Каждая частица притхви имеет свое собственное место, и любые вибрацииограничены занимаемым ею пространством.

Творение материи перестановкой и сочетанием всех таттв

      С целью создания материи эти пять элементов проходят очень сложный природный процесс перестановки и сочетания. Каждый элемент делится на две равные части. Вторая часть каждого элемента далее делится на четыре равные части (т.е. одна восьмая целого). Затем первая часть (половина элемента) сочетается с одной восьмой каждого из четырех элементов для образования материи, т.е. половина эфира сочетается с одной
восьмой каждого из других четырех элементов и такой же процесс имеет место с каждым из элементов.
      Это известно как процесс пятикратного увеличения, после которого происходит перестановка и сочетание. Этот процесс превращения тонких элементов в грубую материю называется "панчикара". Он отвечает за физическое тело и всю вселенную. Утверждается, что в физическом теле эти элементы представлены в соотношении 5:4:3:2:1; за притхви, занимающей самую большую часть тела, следуют в меньших пропорциях
соответственно вода, огонь, воздух, эфир. Эти соотношения определяют наши физические, ментальные и духовные возможности.
      Различные перестановки и сочетания производят различные результаты. Для пояснения можно сказать, что если вы, предположим, вычтите или прибавите какой-нибудь из элементов, необходимых для формирования человеческого тела, и слегка измените их перестановку и сочетание, результатом будет обезьяна, слон или овца--кто знает? Точные комбинации и пропорции существующей материи известны только Природе, и это осталось одним из ее секретов. Раскрыв этот секрет, мы были бы недалеки от того, чтобы по собственной воле
производить и разрушать материю в научной лаборатории.
      Этому не трудно поверить. Процесс телефотографии и спутниковой передачи основан на таком же принципе. Сообщения из одной страны в другую передаются не как фотографии, но как звуковые и световые волны. Позднее из этих волн воссоздается точное содержание переданного. Скоро станет возможным делать то же самое с одушевленными и неодушевленными объектами.
      Например, для путешествия с Земли на Юпитер (или на расстояние многих световых лет) вы были бы сначала
трансформированы в звуковые и световые волны и по достижении места назначения восстановлены в своей собственной форме. Это звучит эксцентрично, но если вам понятна идея, то вы легко можете представить, из чего и каким образом ваше тело возникло в той плотной форме, которую вы воспринимаете.
      В системе эволюции эти пять таттв произошли от тамасичных преобладающих танматр. Танматра есть абстрактное качество, посредством которого мы воспринимаем таттву. Таким образом акаша воспринимается через "шабда" танматру (звук), вайу через "спарша" танматру (осязание или ощущение), агни через "рупа" танматру (форма или образ), апас через "раса" танматру (вкус) и притхви через "гандха" танматру (запах).
      Эти танматры или основные принципы чувственного восприятия сложным образом соединены с чувствами и индрийами, посредством которых они познают и действуют. Существует два вида индрий: "гйанендрии" (органы познания) и "кармендрии" (органы действия). Однако, индрии не самодостаточны, но зависят от ментальной способности санкалпа/викалпа (выбор и непринятие). Кроме того, чувства, возникающие при посредстве индрий, находятся также под влиянием ахамкары, которая отождествляет их как личный опыт, и буддхи, который познает
всякий опыт.
      Таким образом, все таттвы должны считаться продолжением чистого сознания, а не индивидуальными отдельными сущностями. Необходимо помнить, что в ходе эволюции тонкие состояния дают начало более грубым состояниям, каждое из которых имеет свою причину в предшествующем элементе. Таким образом, причина является неотъемлемой частью следствия.
      Акаша таттва, которая развилась из акаша танматры, не содержит в себе качеств других четырех таттв, так как они более грубые. Из акаши выделяется вайу, которого составляет как акаша танматра, так и вайу танматра. Из вайу возникает агни таттва, которая содержит акаша, вайу и агни танматры. Позднее агни развивается в апас, который содержит акаша, вайу и апас танматры. Последняя таттва, притхви, сочетает в себе качества всех пяти таттв.
      Теперь можно прийти к заключению, что приписываемые таттвам качества являются смешанными, и каждая таттва, имея свою преобладающую характеристику, также впитывает в себя качества той таттвы, из которой она выделилась. Эфир обладает качеством звука; воздух обладает качествами и звука, и осязания, хотя осязание преобладает. Преобладающим качеством агни является форма, но с элементом звука и осязания. В апасе превалирует вкус, но присутствует также качество звука, осязания и формы. В притхви, помимо преобладающего запаха, присутствуют и все остальные качества. Поэтому легко установить, что притхви, по широкому диапазону воспринимаемых через нее ощущений, является самой грубой таттвой, и эфир, имеющий своим посредником только звук, является тончайшей таттвой.
      Эти пять таттв, составляющие все материю в нашем теле, были сведены в самую грубую форму в утробе вашей матери. Теперь они должны быть очищены, подобно тому, как очищают нефть, чтобы получить бензин. Задача таттва шуддхи заключается в осуществлении этого процесса очищения, которое приводит к переживаниям, связанным с более тонкими таттвами. Подобно ученому, который может наблюдать под микроскопом мельчайшие формы жизни, практикующий таттва шуддхи приходит к возможности воспринимать материю не в ее плотной форме, но как сознание.
      В "Раджа Йога Сутрах" Патанджали утверждается, что каждая таттва обладает пятью свойствами, для постижения которых искатель доложен практиковать "самйаму" (спонтанное сочетание концентрации, медитации, самадхи). Патанджали назвал этот процесс "Бхута джайа" или совершенное владение элементами.
      Первой особенностью этих пяти таттв является наличие грубой формы, которая связана с чувственными переживаниями звука, осязания, формы, вкуса и запаха. Второй особенностью является качество элементов.
Например, твердость земли, жидкость воды, тепло огня, движение воздуха, пустота и обширность эфира. Третья--это аспект, связанный с тонкостями танматр. Помимо грубой сферы чувственного восприятия, существует более тонкое состояние, в котором таттвы ощущаются, как тонкий звук, тонкое осязание, тонкая форма, тонкий вкус и тонкий запах. Эти тонкие формы, часто называемые психическими видениями, являются сверхчувствительными состояниями чувственного восприятия.
      Четвертый аспект таттв связан с тремя гунами: саттвой, раджасом и тамасом. Три гуны, олицетворяющие сияние, деятельность и инертность, являются составной частью пяти таттв. Акаша, равно как и вайу, агни, апас и притхви, присутствуют в теле в своем саттвичном, раджасичном и тамасичном состояниях. Чтобы достичь духовного переживания, искатель должен преодолеть тамасичные и раджасичные состояния таттв и преобразовать их в сияние саттвы. Практика таттва шуддхи облегчает эту задачу.
      Пятый аспект таттв, известный как "артхаваттва", указывает назначение таттв. Писания единодушно утверждают, что таттвы созданы для наслаждения и для освобождения сознания от материи.
      Другие известные свойства пяти таттв - это "шабда" (звук), "варна" (цвет) и "рупа" (форма), созданные движением энергии в таттвах. Различные цвета таттв указывают на вибрационную частоту энергии каждой
таттвы. Цвет акаша таттвы черный, так как вибрация в ней практически отсутствует. Вайу вибрирует на частоте голубого света, агни на частоте красного света, апас - белого света, и притхви - желтого света.
      Еще одно проявление энергии, звук, характеризуется биджа мантрой таттв. Бидджа мантра для акаши - Хам; для вайу - Йам; для Агни - рам; для апаса - Вам; и для притхви - Лам. Сочетание звук и света дает форму энергии, и поэтому акаша воспринимается в форме круга; вайу как шестиугольник; агни как перевернутый треугольник; апас как полумесяц; и притхви как желтый квадрат.
      Недавние исследования показали, что свет звук и форма являются различными стадиями проявления энергии. Для подтверждения этого мантру произносили должным образом в тоноскоп, который воспроизводил мантру в
ее визуальной форме. Таттва мантры имеют соответственные цвета и формы

Что происходит после смерти

      Таттвы существуют в общей или вселенской сфере и в индивидуальной сфере. Космической является та сфера, где вечно происходит процесс творения, и индивидуальной является та сфера, где таттвы оказываются в ловушке материи. Когда материя распадается, эти индивидуальные таттвы возвращаются во вселенскую сферу и смешиваются со своими соответственными космическими двойниками. Во время смерти индивидуальные таттвы, которые составляют тело и ум, возвращаются к своему источнику. Акаша возвращается в акаше, вайу к вайк, агни к агни, апас к апасу, притхви к притхви, ожидая творения в других формах материи.
      Наконец, важно отметить при анализе таттв, что они играют свою роль только по велению "принципа разума", т.е. сознания. Без сознания эти таттвы остаются неподвижными и скрытыми.

Пять элементов и их характеристики

ЭЛЕМЕНТ ЗЕМЛЯ ВОДА ОГОНЬ ВОЗДУХ ЭФИР
Природа Тяжелая Прохладная Горячий Неустойчивый Смешанный
Качество Тяжесть, сила сцепления Текучесть, сжатие Теплота, расширение Движение  Распространение, образующий пространство
Цвет Желтый Белый Красный Голубой/серый Черный
Форма Четырехугольный Полумесяц Треугольный Шестиугольный Бинду/точка
Чакра Муладхара Свадхистана Манипура Анахата Вишуддхи
Мантра Лам Вам Рам Йам Хам
Танматра Запах Вкус Зрение Осязание Звук
Функция Кожа, кровеносные сосуды, костяк Все жидкости тела Аппетит, жажда, сон Расширение, сокращение мускулов Эмоции, страсти
Кармаиндрийа Анус Воспроизводительный орган Ноги Руки Голосовые связки
Гйанаиндрийа Нос Язык Глаза Кожа Уши
Расположение(как в таттва шуддхи)  От носок до колен От колен до пупка От пупка до сердца От сердца до межбровья От межбровья до верхушки головы
Состояние ума Ахамкара (эго) Буддхи (проницательность) Манас (мысль/ противоположная  мысль) Читта (психическое содержание) Праджна (интуиция)
Коша Аннамайа Пранамайа Маномайа Вигйанамайа Анандамайа
Пранавайу Апана Прана Самана Удана Вйана
Лока Бху Бхувар Свар Маха Джана
Направление Восток Запад Юг Север  Середина и верх