Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного
НАЧАЛО ОТКРОВЕНИЙ: Каким было начало откровений, ниспосланных посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует

1 - Передают, что Умар б. аль-Хаттаб,(1) да будет доволен им Аллах, сказал: .Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, говорил: "Поистине, дела связаны с намерениями, и, поистине, каждому достается то, что он внутренне намеревался обрести. Устремившийся к миру этому обретет его, а если он устремится к какой-нибудь женщине, то женится на ней, и каждый придет к тому, что было предметом его устремлений".(2)

2 - Передают со слов Аиши,(3) да будет доволен ею Аллах, что аль-Харис б. Хишам,(4) да будет доволен им Аллах, однажды спросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует: "О посланник Аллаха, как приходят к тебе откровения?" Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, ответил: "Иногда я слышу нечто подобное звону,(5) и это действует на меня сильнее всего, а когда сказанное им(6) остается во мне, он покидает меня. Иногда же ангел предстает передо мной в образе человека и говорит со мной, а я запоминаю его слова".
Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: "Я видела, как в один из очень холодных дней ему было ниспослано откровение, а когда ниспослание завершалось, то, поистине, лоб его был покрыт потом".(7)

3 - Передают, что мать правоверных(8) Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: "Началом откровений, ниспосылавшихся посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, стало благое видение во сне, и он никогда не видел иных видений, кроме приходивших подобно утренней заре.(9) Затем ему была внушена любовь к уединению, и он стал часто отправляться в пещеру на горе Хира,(10) занимаясь там благочестивыми делами, которые состояли в поклонении Богу в течении ряда ночей, что продолжалось до тех пор, пока у него не возникала необходимость вернуться к семье и запастись всем необходимым для этого, и тогда он приходил к Хадидже,(11) собирая для себя все, что нужно на новый такой же срок. Так продолжалось до тех пор, пока ему не открылась истина, когда он находился в пещере на горе Хира. К нему явился ангел и сказал: "Читай!", - на что он ответил: "Я не умею читать!" Пророк сказал: "Тогда он взял и сжал меня так, что я напрягся до предела, а затем он отпустил меня и сказал: "Читай!" Я снова сказал: "Я не умею читать!" Тогда он сжал меня во второй раз так, что я опять напрягся до предела, а потом отпустил меня и сказал: "Читай!", - и я в третий раз сказал ему в ответ: "Я не умею читать!" И он сжал меня в третий раз, а затем отпустил, сказав: "Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил человека из сгустка. Читай! И Господь твой щедрейший..."(12)
И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сердце которого трепетало от страха, вернулся домой с известием о том, что произошло, вошел к Хадидже бт. Хувайлид, да будет доволен ею Аллах, и сказал: "Укройте меня, укройте меня!" Тогда его укрыли, и он оставался в таком положении, пока страх его не прошел, после чего он сообщил Хадидже о случившемся, сказав ей: "Я испугался за себя!" Выслушав его рассказ Хадиджа воскликнула: "Нет, Аллахом клянусь, Аллах никогда не покроет тебя позором, ведь, поистине, ты заботишься о родственниках, помогаешь нести бремя слабым, оделяешь неимущих, оказываешь людям гостеприимство и помогаешь им переносить невзгоды судьбы!"
После этого Хадиджа вышла с ним из дома и привела его к сыну своего дяди Вараке б. Науфалю б. Асаду б. Абд аль-Узза, который принял христианскую веру во времена джахилийи.(13) Он знал письменность иудеев(14) и прежде выписывал из Евангелия по древнееврейски то, что было угодно Аллаху, а ныне был уже глубоким слепым старцем. Хадиджа сказала ему: "О сын моего дяди, выслушай сына твоего брата". Варака спросил его: "О сын моего брата, что ты видишь?" -, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сообщил ему о своем видении. Выслушав его рассказ, Варака сказал ему: "Это тот же ангел, которого Аллах посылал к Мусе! О если бы я был молод в эти дни, о если бы я был жив, когда народ твой станет изгонять тебя!" Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил: "А разве они будут изгонять меня?" Варака ответил: "Да, ибо когда бы не являлся человек, приносящий с собой нечто подобное тому, с чем пришел ты, с ним всегда враждовали, но если я доживу до времени твоего пророчества, то буду помогать тебе как только сумею!" Однако Варака вскоре умер, а сила воздействия откровений временно уменьшилась".

4 - Сообщают, что Джабир б. Абдаллах аль-Ансари,(15)  да будет доволен Аллах ими обоими, рассказывавший о периоде откровений, передал в своем рассказе следующее: "Сказал пророк: "Однажды, находясь в пути, вдруг услышал голос с неба. Посмотрев наверх, я увидел восседавшего на троне между небом и землей ангела, который являлся мне на горе Хира. Я испугался его, вернулся домой и сказал: "Укройте меня, укройте меня!" -, и тогда Аллах Всевышний ниспослал такие слова: "О завернувшийся! Встань и увещевай, и Господа твоего возвеличивай, и одежды свои очисть и скверны избегай!"(16) И после этого жар откровений усилился, и они стали ниспосылаться одно за другим".

5 - Передают, что относительно слов Всевышнего: "Не шевели языком своим, чтобы ускорить это",(17) - Ибн Аббас,(18) да будет доволен Аллах ими обоими, сказал следующее: "Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, всегда испытывал напряжение во время ниспослания откровений, что являлось одной из причин, заставлявших его шевелить губами в такие мгновения".(19) Ибн Аббас сказал: "И я пошевелю губами для вас также, как это делал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует".(20) Аллах Всевышний ниспослал такие аяты:(21) "Не шевели языком своим, чтобы ускорить это. Поистине, собирание его и чтение - наша обязанность".(22) Ибн Аббас сказал: "Это означает: собирание его(23) для тебя в сердце твоем, после чего ты можешь читать его". Аллах Всевышний сказал: "А когда Мы прочитаем его, то следую его чтению".(24) Ибн Аббас сказал: "Это означает: выслушивай его и храни молчание". Аллах Всевышний также сказал: "А затем, поистине, Нашей обязанностью станет его разъяснение".(25) Ибн Аббас сказал: "Это означает: а затем, поистине, Нашей обязанностью станет помочь тебе читать его. И после ниспослания этих аятов посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, всегда выслушивал Джабраила, когда тот являлся к нему, и только после того, как он уходил, пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, читал аяты Корана подобно тому, как читал их Джабраил".

6 - Передают, что Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: "Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, был щедрейшим из людей, но наибольшую щедрость проявлял он в месяце рамадан, когда к нему являлся ангел Джабраил, а он являлся к нему в рамадане еженощно, обучая его Корану. Поистине, именно в это время посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и проявлял больше щедрости в благих делах, чем вольный ветер".(26)

7 - Передают, что Абдаллах б. Аббас, да будет доволен им Аллах, сообщал о том, что Абу Суфйан б. Харб,(27) да будет доволен им Аллах, рассказывал ему о том, что Ираклий(28) послал за ним, когда он с другими купцами из племени Курайш(29) находился в Сирии, возглавляя торговый караван, и это было в то время, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, дал отсрочку Абу Суфйану и другим неверным из курайшитов.(30) Абу Суфйан вместе со своими товарищами прибыл к нему в Иерусалим, и император потребовал, чтобы они явились в его маджлис,(31) где находился он сам в окружении знати Рума.(32) Он подозвал к себе их и своего толмача и спросил: "Кто из вас приходится самым близким родственником тому человеку, который называет себя пророком?" Абу Суфйан сказал: "Я ответил: "Я прихожусь самым близким родственником ему". Тогда император повелел: "Подведите его поближе, а его товарищей поставьте у него за спиной". Затем он велел своему толмачу: "Скажи им, что я буду спрашивать его о том человеке, и если он солжет мне, то им следует уличить его во лжи". И клянусь Аллахом, если бы я не стыдился того, что потом они станут рассказывать о моей лжи, я бы сказал неправду о пророке! Затем он задал мне первый вопрос о нем, сказав. "Каково его происхождение среди вас?" Я ответил: "Он благородного происхождения". Император спросил: "А говорил ли кто-нибудь из вас нечто подобное когда-нибудь раньше?" Я ответил: "Нет". Он спросил: "Был ли кто-нибудь из его предков владыкой?" Я ответил: "Нет". Он спросил: "А кто следует за ним, знатные люди или простые?" Я ответил: "Скорее простые". Он спросил: "Число их увеличивается или уменьшается?" Я ответил: "Скорее увеличивается". Он спросил. "А отступает ли кто-нибудь от его религии из-за недовольства ею после того, как начинает исповедовать ее?" Я ответил: "Нет". Он спросил: "Приходилось ли вам обвинять его во лжи до того, как он начал говорить то, что говорит?" Я ответил: "Нет". Он спросил: "Не отличается ли он вероломством?" Я ответил: "Нет, но мы уже некоторое время ничего не знаем о том, что он делает, и я больше ничего не могу добавить к этому". Он спросил: "Сражались ли вы с ним?" Я ответил: "Да". Он спросил: "И каков же был исход ваших сражений?" Я ответил: "Война между нами шла с переменным успехом: он побеждал нас и мы побеждали его". Он спросил- "Что он велит вам делать?" Я ответил: "Он говорит: "Поклоняйтесь одному только Аллаху, не будьте многобожниками и отрекитесь от того, чему следовали ваши предки" -, и еще он велит нам творить молитву, быть правдивыми и добродетельными и проявлять заботу о родственниках".
Выслушав меня, император сказал толмачу: "Скажи ему: "Я спросил тебя о его происхождении, а ты упомянул о том, что он происходит из уважаемого рода, но такими же были и те, кого Бог посылал к людям до него. И я спросил тебя, не говорил ли кто-нибудь из вас нечто подобное раньше, ты же ответил, что нет. И я подумал, что если бы кто-нибудь уже говорил об этом до него, то я решил бы, что этот человек повторяет сказанное раньше. Еще я спросил тебя, был ли кто-нибудь из его предков владыкой, а ты ответил, что не был, и я подумал, что если бы он был потомком владык, то я решил бы, что этот человек стремится вернуть достояние своих предков. Еще я спросил тебя, не обвиняли ли вы его во лжи прежде, чем он стал говорить то, что говорит, а ты ответил, что нет, и мне стало ясно, что он не клеветал на людей и не возводил ложь на Аллаха. Еще я спросил тебя, знатные люди последовали за ним или простые, а ты сказал, что простые, но именно такие люди и становятся последователями посланников божьих. Еще я спросил тебя, увеличивается их число или уменьшается, а ты сказал, что увеличивается, но именно такими должны быть дела истинной веры, чтобы достичь успешного завершения. Еще я спросил тебя, отрекается ли кто-нибудь от его религии из-за недовольства ею после того, как начинает исповедовать ее, а ты ответил, что нет, но так и бывает, когда сердца охватывает радость веры. Еще я спросил тебя, не свойственно ли ему вероломство, а ты ответил, что нет, но таковыми и являются посланники божьи. Еще я спросил тебя о том, что он велит вам делать, а ты ответил, что он велит вам поклоняться Аллаху и не быть многобожниками, и запрещает вам поклоняться идолам и велит вам творить молитву и быть правдивыми и добродетельными, и если сказанное тобой верно, то он непременно овладеет тем, что ныне принадлежит мне. Я считал его пришельцем и не думал, что он один из вас, и если бы я знал, что сумею добраться до него,(33) то постарался бы встретиться с ним, а если бы встретился, то непременно омыл бы ему ноги!"
А затем он потребовал подать ему письмо, с которым Дихйа был послан к правителю Буеры,(34) и его подали императору, прочитавшему там следующее:
"Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!
От Мухаммада, раба Аллаха и посланника Его, Ираклию, владыке Рума. Мир тем, кто следует правильным путем. А затем:
Поистине, я призываю тебя к религии ислама! Прими ислам, и ты спасешься, а Аллах воздаст тебе дважды. Если же ты откажешься, то, поистине, на тебе будет и грех твоих подданных!(35)
"О обладатели Писания!(36) Приходите к слову, равному для нас и для вас, чтобы нам не поклоняться никому, кроме Аллаха, и ничего не приравнивать к Нему, и чтобы одни из вас не обращали других в господ(37) помимо Аллаха. Если же они отвернуться, то скажите "Засвидетельствуйте, что мы - предавшиеся".(38)
Абу Суфйан сказал: "Когда сказал он то, что сказал, и закончил читать это послание, в собрании стало шумно и раздались громкие голоса, а нас вывели оттуда, и после этого я сказал своим товарищам:"Ибн Абу Кабша(39) стал важным человеком, ибо, поистине, его боится даже владыка румийцев!" -, и я не переставал бояться, что пророк одержит победу над своими врагами до тех пор, пока Аллах не привел меня к исламу".
Ибн ан-Натур, являвшийся правителем Иерусалима, другом Ираклия и епископом христиан Сирии, рассказывал, что однажды утром после того как Ираклий прибыл в Иерусалим,(40) он встал в дурном настроении, так что некоторые из его патрикиев(41) даже сказали ему "Нам не нравится твой вид". Ибн ан-Натур сказал: "Ираклий же был прорицателем и наблюдал за расположением звезд, и когда патрикии стали расспрашивать его, он дал им такой ответ: "Поистине, наблюдая за звездами этой ночью, я увидел, что повелитель обрезанных одержал победу, и я хочу знать, кто из людей делает обрезание?" Они ответили: "Никто, кроме иудеев, но пусть они не беспокоят тебя. Направь послания в разные города твоего царства, и там перебьют всех иудеев!" Между тем к Ираклию привели человека, которого прислал к нему правитель из Гассанидов,(42) чтобы передать с ним известия о посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует. Расспросив гонца, Ираклий велел своим людям: "Пойдите проверьте, обрезан он или нет!" Те осмотрели посланца и доложили Ираклию, что он обрезан, и тогда император стал расспрашивать его об арабах. Тот сказал: "Они делают себе обрезание". Узнав об этом, Ираклий произнес: "Теперь ясно, о победе каких людей говорили звезды!" -, после чего он написал письмо своему другу, обладавшему такими же познаниями как и он сам, в Румию, а сам отправился в Химс.(43) Он еще находился в Химсе, когда ему доставили ответ его друга, который соглашался с мнением Ираклия о появлении пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и о том, что он действительно является пророком. И тогда Ираклий позволил знатным людям Рума войти в цитадель Химса, приказал запереть за ними ворота, после чего посмотрел на них и сказал: "О собрание знати Рума, если вы хотите спастись, встать на истинный путь и сохранить свои владения, то присягните на верность этому пророку!" Услышав это, они подобно диким ослам ринулись к воротам, но обнаружили их запертыми. Ираклий же, который убедился в их отвращении к тому, что он предложил им, и потерял надежду на то, что они уверуют, приказал: "Верните их ко мне!" -, а когда они явились, обратился к ним с такими словами: "Поистине, говоря это, я лишь хотел проверить вашу стойкость в христианской религии, и теперь я убедился в ней!" И тогда они поклонились ему, оставшись довольными им, и это было последним делом Ираклия, связанным с религией ислама".



1. Выдающийся государственный деятель раннего периода истории мусульманской цивилизации (ок. 585-644 гг.). Принял ислам в 615 или 616 г., и с тех пор оказывал пророку самое активное содействие во всех его начинаниях В 625 г дочь Умара Хафса была выдана замуж за пророка. Энергичный, решительный и справедливый Умар пользовался очень высоким авторитетом среди первых мусульман, чем и объясняется тот факт, что первый из четырех праведных халифов, то есть преемников или же заместителей пророка, Абу Бакр ас-Сиддик, умерший в 634 г., рекомендовал избрать своим преемником именно его. Десятилетнее правление Умара, убитого в 644 г рабом-персом, было отмечено крупными военными успехами мусульман и быстрым расширением мусульманских владений за пределами Аравии. Были открыты Египет, Сирия и западная часть Ирана. Мононациональная община единоверцев-арабов превратилась в многонациональное государство с огромным экономическим потенциалом. Это потребовало выработки новых подходов к организации государственного аппарата, с чем блестяще справился Умар, осуществивший ряд административных и финансовых реформ. В правление Умара в 637 г. была установлена датировка событий по хиджре, то есть со времени переселения пророка и его последователей из Мекки в Медину, имевшего место в 622 г. Умар добавил к званию халифа титул "амир аль-му'минин" - повелитель правоверных.
2. Существует целая группа хадисов, в которых приводятся различные высказывания пророка о намерениях, причем во многих случаях подчеркивается, что награда или наказание ожидает человека не только за добрые или дурные дела, но и за то, каким было намерение человека, совершившего или не совершившего тот или иной поступок. В дальнейшем вопроса о намерениях или же внутренних побуждениях людей касались многие мусульманские мыслители, например, такие известные суфийские авторы, как Абу Хамид аль-Газали, умерший в 1111 г., и Абу Хафс Умар Шихабуддин Сухраварди (ум. В 1234 г)
3. Аиша - младшая дочь одного из ближайших друзей и сподвижников пророка Мухаммада Абу Бакра ас-Сиддика и любимая жена пророка, скончавшегося у нее на руках в 632 г., когда Аише было 18 лет.
4. Один из сподвижников пророка, погибший во время завоевания Сирии в 636 или 637 г.
5. Имеется в виду шум, исходивший от крыльев ангела Джабраила, который передавал Мухаммаду слова Аллаха, и являвшийся предвестником откровения как такового.
6. То есть ангелом.
7. Одно из многочисленных указаний на интенсивность переживаний пророка в периоды ниспослания откровений.
8. Утвердившийся в мусульманской литературе почетный эпитет жен пророка, которых следовало почитать как матерей и на которых запрещалось жениться после смерти пророка.
9. То есть таких видений, относительно истинности которых не возникало никаких сомнений.
10. Находится неподалеку от Мекки.
11. Хадиджа бт. Хувайлид - первая жена пророка Мухаммада, которую он очень любил и уважал. Несмотря на то, что в мусульманской историографии прочно утвердилось мнение о том, что Хадиджа была на пятнадцать лет старше пророка, некоторые востоковеды высказывают предположения о том, что разница в возрасте между ними, возможно, составляла лишь пять лет. Умерла в 619 г.
12. "Сгусток"; 96, 1-3. По словам самого пророка, дело происходило в пещере на горе Хира, где ангел Джабраил явмлся ему во сне. Повелев читать неграмотному Мухаммаду, ангел, очевидно, имел в виду чтение записанного на т.н. "сохраняемой Скрижали" - небесном прототипе всех священных писаний, где записано все, что было и будет.
13. Это слово, означающее по-арабски "невежество", используется для обозначения доисламской эпохи язычества в Аравии.
14. Ко времени возникновения ислама иудейские поселения имелись во многих оазисах Аравийского полуострова. Сообщения о том, что Варака знал древнееврейскую письменность, свидетельствуют о его постоянных контактах с иудеями, которые могли быть собственно евреями или же принявшими иудаизм арабами.
15. Один из сподвижников пророка, принимавший вместе с ним участие во многих военных походах. Он был последним из сподвижников пророка, умерших а Медине. Умер ок. 700 г.
16. "Завернувшийся", 74, . 1-5.
17. "Воскресение", 75, 16.
18. Абдаллах Ибн Аббас (619-688) - двоюродный брат пророка Мухаммада, признанный основоположником мусульманской экзегезы, то есть толкования Корана. Кроме того, являлся знатоком истории военных походов пророка, права, доисламской истории арабов и древней поэзии.
19. Подобное напряжение, в частности, внушало пророку опасения, что может забыть ниспосылаемые ему слова, поэтому сначала он пытался сразу же повторять их.
20. Поскольку Ибн Аббас родился на 9 дет позже начала ниспослания откровений, он не мог видеть того, как это происходило. Очевидно, пророк рассказывал ему об этом впоследствии, а он передал рассказ своим последователям.
21. Аят - стих Корана. Это слово означает также "знак, знамение", "чудо".
22. "Воскресение", 75, 16-17.
23. То есть Корана.
24. "Воскресение"; 75, 18.
25. "Воскресение"; 75, 19.
26. Речь идет о северном ветре, приносившем с собой в Аравию дожди и облегчение от жары.
27. Абу Суфйан Сахр б. Харб - предводитель врагов пророка в Мекке, в конце концов принявший ислам. Мухаммад был женат на его дочери Рамле. Абу Суфйан также был отцом основателя арабской династии омейядов Муавии Ибн Абу Суфйана, правившего Халифатом с 661 по 680 г.
28. Ираклий или Гераклий 1 - византийский император, правивший с 610 по 641 г.
29. Курайш - арабское племя, населявшее Мекку и ее окрестности. По своему происхождению пророк Мухаммад был курайшитом.
30. Речь идет о перемирии между пророком Мухаммадом и воевавшими с ним мекканцами, заключенном на десятилетний срок в марте 628 г. в аль-Худайбии, местности на западной границе священной территории Мекки. События, о которых повествуется в данном хадисе имели место в 628 или 629 г.
31. Зал для собраний и приемов.
32. Арабское название Византии.
33. Ираклий опасался, что ему может воспрепятствовать в этом его же собственное окружение
34. Дихйа б. Халифа аль-Кальби - один из сподвижников пророка, отличавшийся необыкновенной красотой. Буера - город в Южной Сирии на полпути между Мединой и Дамаском.
35. Которые станут брать пример с правителя.
36. То есть иудеи и христиане.
37. Имеются в виду христиане, именующие пророка Иисуса господом.
38. "Семейство Имрана", 3, 57
39. То есть - пророк Мухаммад Ибн Абу Кабша означает "сын Абу Кабша", что же касается Абу Кабша как такового, то подразумевается либо один из предков пророка, либо отец его кормилицы Халимы.
40. В 628 г после победы византийских войск над персами.
41. Патрикии - византийский придворный титул высшего ранга, дававший право занимать самые высокие должности.
42. Арабские князья, являвшиеся вассалами Византии и владевшие территориями от Ефрата до Акабского залива Здесь имеется в виду аль-Харис Ибн Абу Шимр.
43. Румийя и Химс - крупные города, расположенные на территории Византии.
 
ИСЛАМ
ШАРИАТ
ССЫЛКИ
 
TopList