Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного
КНИГА ВЕРЫ

8 - Передают, что Ибн Умар(1), да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: "Ислам основывается на пяти столпах: свидетельство о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха, совершении молитвы, выплате закята(2), совершении хаджжа(3) и соблюдении поста в течении месяца рамадан(4)".

9 - Передают со слов Абу Хурайры(5), да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Вера есть то, что включает в себя более шестидесяти различных частей, одной из которых является стыд".

10 - Передают со слов Абдаллаха б. Амра(6), да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Истинным мусульманином является лишь тот, кто не причиняет своим языком и руками вреда другим мусульманам, а истинным мухаджиром(7) можно считать лишь того, кто отстраняется от запрещенного Аллахом".

11 - Передают, что Абу Муса(8), да будет доволен им Аллах, сказал: "Однажды люди спросили: "О посланник Аллаха, кто из принявших ислам достойнее других?" Он ответил: "Тот, кто не причинял своим языком и руками вреда другим мусульманам".

12 - Передают со слов Абдаллаха б. Амра, да будет доволен Аллах ими обоими, что один человек спросил пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: "Какое из проявлений ислама является наилучшим?" Он ответил: "Лучшее проявление ислама состоит в том, чтобы ты угощал людей и приветствовал не только тех, кого знаешь, но и тех, кого не знаешь".

13 - Передают со слов Анаса (9), да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Не уверует никто из вас понастоящему, пока не станет желать брату своему того же, чего желает самому себе".

14 - Передал Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Клянусь Тем, в чьей длани душа моя, не уверует никто из вас по-настоящему, пока не полюбит меня больше, чем отца своего и сына своего".
 
15 - Передал Анас, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Не уверует никто из вас по-настоящему до тех пор, пока не полюбит меня больше, чем отца своего и сына своего и всех других людей".

16 - Передал Анас, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Лишь тот ощутит сладость веры, кто отличается тремя качествами: любит Аллаха и пророка Его больше, чем все остальное, любит того или иного человека только ради Аллаха и не желает возвращаться к неверию также, как не желает он, чтобы его бросили в огонь".

17 - Передал Анас, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Признаком веры является любовь к ансарам(10), а признаком лицемерия - ненависть к ним".

18 - Передают со слов Убады б. Ас-Самита(11), да будет доволен им Аллах, участвовавшего в битве при Бадре(12) и являвшегося одним из старших в ночь Акабы(13), что когда вокруг посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, собралась группа его сподвижников, он сказал им: "Присягните мне, что не будете веровать ни в кого, кроме Аллаха, не станете воровать, прелюбодействовать, убивать своих детей(14), распространять измышленную вами ложь и противодействовать велениям Аллаха. Аллах наградит тех из вас, кто будет верен этой клятве, а нарушившим ее в чем-либо за исключением греха многобожия наказание в мире этом станет искуплением. Если же человек нарушит эту клятву в чем-либо, а Аллах скроет его прегрешение, то Аллах и будет решать его участь, и если захочет, то простит его, а если захочет иного, то накажет его". Убада сказал: "И мы поклялись ему в этом".

19 - Передают, что Абу Сайд аль-Худри(15), да будет доволен им Аллах сказал: "Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Скоро настанет время, когда лучшим имуществом для мусульманина будут овцы, за которыми он станет ходить по горным вершинам и тем местам, где выпадают дожди, убегая с религией своей от искушений".

20 - Передают, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: "Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, повелевал делать что-либо своим сподвижникам, то повелевал им лишь то, что они в состоянии были вынести, но однажды они сказали: "Поистине, мы отличаемся от тебя, о посланник Аллаха, ведь "Аллах простил тебе то, что предшествовало из твоих грехов и что будет позже.!(16) Услышав эго, пророк разгневался так, что это стало заметно по его лицу, и сказал им в ответ: "Я лишь больше боюсь Аллаха и больше знаю о Нем, чем вы!"

21 - Абу Сайд аль-Худри, да будет доволен им Аллах, передал, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Праведники попадут в рай, а грешники - в ад, а потом Аллах Всевышний скажет: "Пусть выведут из ада тех, у кого в сердце было хоть на часть веса горчичного зерна веры!" - и грешников выведут из огня почерневшими и они будут брошены в реку стыда" - или же: "...в реку жизни"(17) - относительно этого места сомневался и имам Малик б. Анас(18) - "...и станут расти, как прорастают семена травы близ потока. Разве не видел ты, как появляется она на свет желтой и искривленной?"

22 - Абу Сайд аль-Худри, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Однажды во сне я увидел нескольких людей, одетых в рубахи различной длины. Некоторые из этих рубах доходили до сосков груди, а некоторые были еще короче. И среди них я увидел Умара б. аль-Хаттаба одетого в такую длинную рубаху, что ему приходилось волочить ее по земле" Люди спросили: "И как же ты истолковал это, о посланник Аллаха?. Он ответил: "Рубахи, которые были на них, это их религия".

23 - Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, проходил мимо одного человека из числа ансаров, который наставлял брата своего, говоря о необходимости стыда. Услышав его слова, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Оставь его, ведь, поистине, стыд происходит от веры".

24 - Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Мне было поведено сражаться с людьми(19) до тех пор, пока они не засвидетельствуют, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха и не станут молиться и давать закят. Если же они будут поступать таким образом, то защитят от меня свою жизнь и свое имущество, которые впредь смогут стать дозволенными для меня лишь по праву ислама,(20) и тогда только Аллах будет вправе требовать у них отчета за дела их!"

25 - Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что однажды посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросили: "Какое дело является наиболее достойным?" Он ответил: "Вера в Аллаха и Его посланника" Спросили: "А после этого?. Ответил: "Борьба на пути Аллаха".(21) Спросили: "А после этого?" Ответил: "Хаджж, если он будег принят".(22)

26 - Са'д,(23) да будет доволен им Аллах, передал, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, оделил подарками несколько человек, свидетелем чему был он сам. Са'д сказал: "При этом посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, ничего не дал тому, кто нравился мне больше всех других, и я сказал: "О посланник Аллаха, почему ты так отнесся к такому-то? Клянусь Аллахом, поистине, я считаю его правоверным!" В ответ он сказал: "Или мусульманином"(24). Я помолчал немного, но мне не давало покоя то, что я думал об этом человеке, и я снова спросил: "Почему ты так отнесся к такому-то? Клянусь Аллахом, я считаю его правоверным!" Он снова сказал: "Или мусульманином". И я опять немного помолчал, но те же мысли не оставляли меня, и я снова задал тот же вопрос, но посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, в третий раз произнес те же слова, а потом добавил: "О Са'д, поистине, я готов отдать этому человеку все, что угодно, но сейчас другие желаннее для меня, чем он, ибо я опасаюсь, что Аллах ввергнет в огонь!"(25)

27 - Передают, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими сказал: "Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Мне был показан ад, и оказалось, что большинство из оказавшихся там женщины, проявлявшие неблагодарность"(26). Его спросили: "Они не веровали в Аллаха?. Он ответил: "Они проявляли неблагодарность по отношению к своим мужьям и не были благодарны за добро, которое им делали, если ты делал кому-либо из таких женщин добро всю твою жизнь, а потом она увидела бы от тебя нечто неприятное для нее, она бы сказала: "Я никогда не видела от тебя ничего хорошего!"

28 - Передают, что Абу Зарр(27), да будет доволен им Аллах, сказал: "Как-то раз, ругая одного человека, я стал позорить его из-за его матери.(28) Услышав мои слова, пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал мне: "О Абу Зарр, неужели ты позорил этого человека только из-за его матери? Поистине, ты - человек, в котором сохранились остатки джахилийи! Ведь некоторые из ваших братьев по вере могут быть вашими рабами, когда Аллах делает их подвластными вам, но если человек даже владеет братом своим, то пусть он кормит его тем же, что ест сам и одевает его также, как одевается сам! Не поручайте таким людям непосильного для них, а если поручите, то оказывайте им помощь".

29 - Передают, что Абу Бакра(29), да будет доволен им Аллах, сказал: "Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Если два мусульманина скрестят мечи, то и убийца, и убитый попадут в ад". Я спросил: "О посланник Аллаха, этот - убийца, но почему же и убитый окажется в аду?" Он ответил: "Поистине, потому, что и он хотел убить своего товарища!"

30 - Сообщают, что Абдаллах б. Масуд(30), да будет доволен им Аллах, сказал: "Когда был ниспослан аят: "Те, которые уверовали и не покрыли свою веру несправедливостью, находятся в безопасности, и они - на верной дороге.(31) - сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, стали говорить: "Кто же из нас не был несправедлив к самому себе?"(32) -, и тогда Аллах ниспослал еще один аят: "...ведь многобожие - великая несправедливость".(33)

31 - Передал Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Лицемера отличают три признака: если он рассказывает о чем-либо, то лжет, если обещает что-нибудь, то не сдерживает своего обещания, если ему доверяются в чем-либо, то он предает".

32 - Передал Абдаллах б. Амр, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Истинным лицемером является тот, кто объединил в себе четыре качества, а отличающийся хотя бы одним из них не избавится от лицемерия, пока не избавится от этого качества. Четырьмя, о которых идет речь, отличается тот, кто предаст, если ему доверяются, лжет, если рассказывает о чем-либо, поступает вероломно, если заключает договор с кем-либо, и преступает границы закона, если враждует с кем-нибудь".

33 - Передают, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: "Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Тому, кто станет выстаивать ночь могущества(34) с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи".

34 - Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Аллах Всемогущий и Великий не замедлит наградить того, кто вышел сражаться на пути Его и скажет: "Его выводит на бой не что иное, как вера в Меня и доверие к посланникам моим, и Мне надлежит вернуть его домой с доставшейся ему наградой - или: добычей - или же ввести его в рай" - и если бы это не обернулось трудностями для общины моей(35), я не оставался бы позади сражающегося отряда, а обязательно пожелал бы быть убитым на пути Аллаха, потом воскрешенным, потом снова убитым и снова воскрешенным, а потом снова убитым".(36)

35 - Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Тому, кто проводил ночи Рамадана с верой и надеждой на награду Аллаха, будут прощены его прежние грехи".

36 - Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Тому, кто соблюдает пост во время Рамадана с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи".

37 - Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Поистине, эта религия легка, но если кто-нибудь начинает бороться с ней, она обязательно побеждает его(37), поэтому придерживайтесь правильного, стремитесь к наилучшему, радуйте(38) и просите Аллаха о помощи рано утром, поздно вечером и в некоторые часы ночи".

38 - Аль-Бара(39), да будет доволен им Аллах, передал, что сразу после прибытия пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, в Медину, он остановился у своих родственников со стороны отца - или: ...со стороны матери - из числа ансаров. После этого он в течении шестнадцати или семнадцати месяцев молился, обращая лицо в сторону Иерусалима, однако ему хотелось обращаться во время молитвы в сторону дома Аллаха (40) и он совершил первую такую молитву, которая оказалась послеполуденной. Вместе с ним молились и другие люди. Один из них вышел и, проходя мимо собравшихся в мечети верующих, которые стояли на коленях, сказал: "Клянусь Аллахом, только что я молился с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, обратившись лицом к Мекке!" Услышав эти слова, собравшиеся подобно им также обратились лицами к дому Аллаха. Что же касается иудеев,(41) то пророк удивил их этим, так как раньше он всегда обращался лицом к Иерусалиму. Удивлены были и обладавшие Писанием,(42) поэтому когда он стал обращаться лицом к дому Аллаха, они отвергли это.

39 - Абу Сайд аль-Худри, да будет доволен им Аллах, передавал, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Если раб примет ислам и будет ислам его истинным, Аллах простит ему любое прегрешение, совершенное им раньше, а после принятия им ислама воздаяние за каждое благое дело будет для него, по меньшей мере, десятикратным, возрастая до семисот крат. Такое же воздаяние раб будет получать и за каждое дурное дело, если только Аллах не простит его за это".

40 - Аиша, да будет доволен ею Аллах, передала, что однажды пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, вошел к ней, когда у нее находилась одна женщина, и спросил ее: "Кто это?" Аиша ответила: "Такая-то" - и стала хвалить ее за то, что она постоянно молится(43), он же сказал: "Прекрати! Вы должны делать лишь то, что вам по силам! Аллахом клянусь, не наскучат Аллаху дела ваши, пока самим вам не надоест заниматься ими от усталости". Это означает, что самыми желанными из религиозных дел являются те, в которых занимающийся ими проявляет наибольшее постоянство.(44)

41 - Анас, да будет доволен им Аллах, передал, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Выйдет из огня тот, кто скажет: "Нет бога, кроме Аллаха" - и будет в сердце его на вес ячменного зерна добра, выйдет из огня тот, кто скажет: "Не бога, кроме Аллаха" - и будет в сердце его на вес пшеничного зерна добра, и выйдет из огня тот, кто скажет: "Нет бога, кроме Аллаха" - и будет в сердце его хоть на вес пылинки добра".

42 - Передают со слов Умара б. Аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, что как-то раз один иудей сказал ему: "О повелитель правоверных, в вашем Писании есть один аят, который вы читаете, и я думаю, что если бы он был ниспослан иудеям, то мы обязательно отмечали бы день его ниспослания как праздник". Умар спросил: "Какой же это аят?" В ответ иудей прочитал: "Сегодня Я завершил для вас вашу религию, и закончил для вас Мою милость, и удовлетворился тем, что ислам стал вашей религией".(45) Умар сказал: "Теперь мы поняли, о каком дне ты говоришь, и мы знаем то место, где аят, который ты прочитал, был ниспослан пророку, да благословит его Аллах и да приветствует. Тогда он стоял на горе Арафат(46) в пятницу".

43 - Передают, что Тальха б. Убайдаллах(47), да будет доволен им Аллах, сказал: "Однажды к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, явился какой-то человек из Неджда(48) с растрепанными волосами. Мы слышали его громкий голос, но не понимали, о чем идет речь, пока он не приблизился и не выяснилось, что он спрашивает о законоположениях ислама. В ответ посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал ему: "Мусульманин должен совершать пять молитв в течение дня и ночи". Человек спросил: "А обязательно ли молиться сверх этого?" Пророк ответил: "Нет, если только он не пожелает молиться дополнительно по своей воле" - а затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Кроме того, мусульманину следует поститься в течении всего рамадана". Человек спросил: "А надо ли поститься сверх этого?" Пророк ответил: "Нет, если только он не пожелает этого по своей воле". Тальха сказал: "Затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, упомянул о выплате закята. Тот человек спросил: "А надо ли платить сверх того?" Пророк ответил: "Нет, если он сам того не пожелает". Тальха сказал: "Выслушав слова пророка, этот человек повернулся, направляясь к выходу и говоря следующее: "Клянусь Аллахом, я ничего не стану добавлять к этому и ничего не убавлю" - а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Он преуспевает, если говорит искренне".

44 - Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Тот, кто провожал погребальные носилки мусульманина, храня веру и надеясь на награду Аллаха, и был с ним до окончания чтения молитвы и погребения умершего, получит воздаяние в два карата(49), каждый из которых по весу будет подобен горе Ухуд(50). Воздаяние же того, кто прочитает молитву над носилками с телом покойного, а потом уйдет, не дождавшись погребения, составит лишь один карат".

45 - Абдаллах б. Масуд, да будет доволен им Аллах, передал, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Поношение мусульманина мусульманином свидетельствует об отклонении от заповедей религии, а вступление в сражение с ним является почти безбожием".

46 - Убада б. ас-Самит сообщил о том, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, вышел из своего дома, чтобы поведать о ночи могущества, но услышав, что два человека из числа мусульман ругают друг друга, он сказал: "Поистине, я вышел из дома, чтобы поведать вам о ночи могущества, но эти двое начали перебранку, и то, что было, исчезло. Может быть, это обернется для вас благом, ищите же этого блага в седьмой, девятый и пятый!(51)

47 - Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передавал, что однажды, когда пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, находился среди людей, к нему подошел какой-то человек и спросил: "Что такое вера?" Пророк ответил: "Суть веры в том, чтобы ты верил в Аллаха и в его ангелов, во встречу с Ним и в посланников Его, и чтобы верил ты в воскрешение из мертвых". Человек спросил: "А что такое ислам?" Пророк ответил: "Суть ислама в том, чтобы ты поклонялся лишь Аллаху и никому больше, творил молитву, выплачивал закят и постился в Рамадане". Человек спросил: "А что такое благодеяние?"(52) Пророк ответил: "Суть благодеяний в том, чтобы ты поклялся Аллаху так, будто видишь Его, а если ты Его не видишь, то помни, что Он, поистине, видит тебя". Человек спросил: "А когда наступит час воскрешения?" Пророк ответил: "Тот, у кого спрашивают, знает об этом не больше спрашивающего, но я поведаю тебе о признаках этого часа: он приблизится, когда невольница породит того, кто станет властвовать ею(53), и когда бывшие пастухи станут кичиться размерами своих жилищ.(54) То, о чем я сказал, относится к числу пяти вещей, известных лишь Аллаху" - а затем пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, прочитал аят: "Поистине, Аллах знает о часе".(55) После этого тот человек повернулся и ушел, пророк же сказал: "Верните его!" - но люди уже никого не смогли найти, и тогда пророк сказал: "Это Джабраил явился к нам, чтобы научить людей основам их религии!"

48 - Передают, что ан-Нуман б. Башир(56), да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: "Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, говорил: "Дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное, о котором множество людей не имеет ясного суждения. Тот, кто остерегается сомнительного, освобождается от него ради религии своей и чести своей, а тот, кто занимается сомнительным, уподобляется пастуху, который пасет стадо свое около заповедного места и вот-вот окажется на запретной для него земле. Разве не имеет каждый владыка такого заповедного места и разве не является заповедным местом Аллаха то, что он запретил людям? Разве нет в теле человека кусочка мяса, который, будучи хорошим, делает хорошим и все тело, а будучи негодным, делает негодным и все тело? И разве этот кусочек не сердце?

49 - Передают, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: "Когда посланцы племени аль-кайс прибыли к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, он спросил: "Кто эти люди?" - или же: "Кто эти посланцы?" - и они ответили: "Рабиа".(57) Тогда пророк сказал: "Привет эти людям - или же: "Привет этим посланцам" - не униженным(58), которые не будут сожалеть!" Пришедшие сказали: "О посланник Аллаха, поистине, мы можем приходить к тебе только в запретные месяцы(59), ибо нас разделяют владения безбожников из племени мудар, так дай же нам решающее веление, и мы передадим его тем, кто стоит за нами, и попадем благодаря этому в рай" - и кроме того они задали ему вопрос о напитках. В ответ пророк повелел им делать четыре дела и запретил им четыре других. Он повелел им верить только в Аллаха и спросил: "Знаете ли вы, что означает верить в Аллаха?" Они ответили: "Аллах и посланник Его знают лучше". Пророк сказал: "Такая вера требует свидетельства, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха, совершения молитв, выплаты закята и поста в Рамадане, и необходимо также, чтобы вы отдавали общине пятую часть своей военной добычи". И он запретил им использовать четыре вещи: хантам(60), сосуды из высушенных тыкв, сосуды, выдолбленные из корней пальм и сосуды, бока которых обмазываются смолой(61). Пророк сказал: "Запомните то, что я вам сказал, и передайте это тем, кто стоит за вами!"

50 - Передал Умар б. аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Дела соответствуют намерению, и каждый приходит лишь к тому, к чему он внутренне стремился. Вознамерившийся направиться к Аллаху и посланнику Его идет к Аллаху и посланнику Его, направившийся к миру этому, получает свой удел в нем, возжелавший женщины женится на ней, и так каждый может прийти лишь к тому, что было предметом его желаний".

51 - Передал Абу Масуд(62), да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Если человек станет расходовать деньги на свою семью, надеясь на награду Аллаха, это зачтется ему наравне с милостыней".

52 - Передают, что Джарир б. Абдаллах(63), да будет доволен им Аллах, сказал: "Я поклялся посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, что буду совершать молитвы, выплачивать закят и быть чистосердечным по отношению к каждому мусульманину".
Передают также, что он, да будет доволен им Аллах, сказал: "Поистине, когда-то я пришел к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и сказал ему: "Клянусь тебе быть приверженным исламу" - а он добавил: "И быть чистосердечным по отношению к каждому мусульманину!" - и я поклялся ему в этом".



1. Абдаллах Ибн Умар б.аль-Хатгаб - сын второго праведного халифа Умара и один из сподвижников пророка. Умер в 692 или 693 г.
2. Налог в пользу нуждающихся. Выплачивается только взрослыми дееспособными мусульманами с посевов, виноградников и финиковых пальм, скота, золота и серебра и товаров.
3. Обязательное хотя бы раз в жизни (при наличии возможности) паломничество в Мекку. Совершается в месяц зуль-хиджжа лунного календаря.
4. Девятый месяц мусульманского лунного календаря.
5. Один из сподвижников пророка, известный тем, что с его слов передавали наибольшее количество хадисов. Умер между 677 и 679 г.
6. Абдаллах б. Амр б. ль-Ас, по словам Абу Хурайры, знал еще больше хадисов, чем он сам, так как записывал их. Умер между 683 и 693 г. Являлся сподвижником и сыном сподвижника пророка.
7. Мухаджиры - группа сторонников пророка, переселившихся вместе с ним из Мекки в Медину в 622 г. "Мухаджир" буквально означает "переселенец" Это слово образовано от того же корня, что и глагол "хаджара. - "отстраняться, бросать" Таким образом, здесь обыгрывается созвучие слов.
8. Абу Муса Абдаллах Ибн Кайс аль-Ашари - один из сподвижников, выделявшийся своими познаниями. Умер между 661 и 665 гг.
9. Анас 6. Малик был слугой пророка около десяти лет. Умер в 712 г.
10. Ансары - сторонники пророка в Медине, куда он переселился вместе с мухаджирами.
11. Сподвижник пророка и один из предводителей арабского племени Хазрадж. Умер в 655 или 665 г.
12. Битва при Бадре произошла 15 марта 624 г. В этот день отряд мусульман под предводительством пророка одержал первую значительную победу над превосходящими силами мекканцев. Была захвачена большая добыча, в том числе и знаменитый меч, имевший собственное имя Зуль Факар и доставшийся в качестве трофея пророку, а потом перешедший к его зятю Али. Бадр - название группы колодцев в 150 км. к юго-западу от Медины.
13. Акаба расположена в окрестностях Мекки. В 620 г. во время паломничества к Мухаммаду прибыло двенадцать последователей из племен Аус и Хазрадж, которые присягнули ему, поклявшись не делать того, о чем говорится в данном хадисе, а также в 12 аяте 60-й суры Корана ("Испытуемая"). В мусульманской историографии это событие получило название "первой Акабы" "Второй Акабой. называют встречу пророка с группой из 70 с лишним мединцев, с которыми он договорился о переселении в Медину и назначил для обеспечения этой акции, или же хиджры, 12 своих представителей или же старшин (накибов), в числе которых был и Убада б. ас-Самит.
14. Имеются в виду имевшие место среди бедуинов случаи убийства младенцев женского пола в голодные годы и в качестве жертвоприношений идолам.
15. Сподвижник пророка, умер в 683 или 692 г.
16. "Победа"; 48, 2.
17. Какое именно слово было использовано первоначально, неясно. Комментаторы "Ас-Сахиха" указывают, что в данном случае возможны несколько вариантов: либо "стыд", либо "жизнь", либо "дождь", поскольку произношение всех этих слов и их написание в арабском языке сходно, что и объясняет появление неточностей, возникавших при устной или письменной передаче данного хадиса.
18. Знаток хадисов и толкований Корана, основатель одной из четырех правовых школ ислама (мазхаб маликитов), преобладавшей в Северной Африке и средневековой Испании. Умер в 795 г.
19. То есть с идолопоклонниками или безбожниками.
20. Иначе говоря, вследствие нарушения каких-либо установлений шариата или отступничества от религии.
21. "Джихад", что само по себе означает "усилие", но практически всегда ассоциируется с понятием "священная война за веру". Это, однако, является неверным хотя бы потому, что известны слова пророка: "Мы вернулись с малого джихада, чтобы приступить к джихаду великому" - то есть к духовному самосовершенствованию, борьбе с собственными недостатками и т.д.
22. То есть, если он будет принят Богом, что требует правильного выполнения установленных обрядов и соблюдения ряда определенных условий.
23. Са'д 6 Абу Ваккас - один из десяти сподвижников, которым пророк обещал рай после смерти. Умер в 677 г.
24. Мнения комментаторов "Ас-Сахиха" по поводу этих слов пророка различны. Одно из возможных толкований: говоря так, пророк хотел подчеркнуть различие между значениями слов "правоверный. (му'мин) и "мусульманин. (муслим). Последнее означает "покорившийся, проявивший покорность. по отношению к Богу, но это может быть и внешним актом, совершенным под давлением обстоятельств, тогда как правоверие подразумевает глубокую внутреннюю убежденность и веру. Здесь явная связь с содержанием 14-го аята 49-й суры Корана "Комнаты.: "Сказали бедуины: "Мы уверовали'. Скажи: "Вы не уверовали, но говорите "Мы покорились. - ибо еще не вошла вера в ваши сердца"
25. Раздача подарков и денег преследовала цель укрепления дружественных связей с бедуинами, принявшими ислам, но еще не утвердившимися в вере. Пророк опасался, что эти люди могут попасть в ад, если отступятся от ислама. Единственным, в ком он не сомневался, был как раз тот, кто ничего не получил.
26. Арабский глагол "кафара" означает и "быть неверующим", и "быть неблагодарным". Употребив именно его, пророк указал на соизмеримость неблагодарности с самым тяжким грехом - безбожием, что подтверждается содержанием целого ряда других хадисов, например: "Проявляющий неблагодарность к людям будет неблагодарен и по отношению к Аллаху".
27. Сподвижник пророка, одним из первых принявший ислам. Был известен своим аскетизмом и набожностью. Умер в 652 или 653 г.
28. Считается, что им был чернокожий сподвижник пророка Билял, которого Абу Зарр оскорбил из-за его неарабского происхождения.
29. Абу Бакра Нуфай б. аль-Харис б. Калада - сподвижник пророка. Умер в 673 г.
30. Один из ближайших сподвижников и первых мусульман. Умер в 654 г.
31. "Скот"; 6, 82.
32. То есть: кто же из нас не наносил ущерба своей вере в прошлом?
33. "Лукман"; 31, 12.
34. Ночь на 27-е рамадана, когда, по традиции, пророку Мухаммаду было ниспослано первое откровение. Считается, что в эту ночь Аллах принимает решения о судьбах людей. Упоминания о "ночи могущества" есть в Коране (см. Суры #44 и #97).
35. Имеются в виду трудности, которые возникли бы, случись с пророком что-нибудь во время боевых действий.
36. Пророк выражает желание быть убитым неоднократно, желая указать на то, сколь велика награда Аллаха павшим за дело веры.
37. Это можно понимать и как неизбежное поражение врагов религии ислама во внешней борьбе с нею и как то, что если человек придерживается чисто внешнего благочестия, забывая, например, о доброте, искренности и т.д., то подобное противоречие станет для него губительным.
38. Т.е.: радуйте людей известиями о будущей награде и спасении.
39. Аль-Бара б. Азиб - один из ансаров. Умер в 691 г.
40. В сторону Каабы в Мекке.
41. Имеются в виду не только евреи, но и исповедовавшие иудаизм арабы, жившие в то время в Медине и ее окрестностях.
42. То есть христиане.
43. Лишая себя сна и полностью выбиваясь из сил.
44. Неизвестно кто именно произнес последнюю фразу.
45. "Трапеза"; 5, 5.
46. Гора в окрестностях Мекки, которую обязательно посещают паломники.
47. Один из десяти сподвижников пророка, которым он при жизни обещал рай. Убит в 656 г.
48. Одна из областей Аравии, прилегающая к Ираку.
49. Карат - мера веса, длины и площади у арабов. Как мера веса равен 0,195 грамма.
50. Гора неподалеку от Медины, где, по преданию, похоронен брат библейского пророка Моисея Аарон.
51. Комментаторы расходятся во мнениях относительно значения этих чисел. Возможно, что это дни, прошедшие с 20-го рамадана, или же дни, остающиеся до конца месяца.
52. Ар. - "аль-ихсан", что можно понимать и как богоугодное дело, например, совершение молитвы, и как проявление доброты по отношению к конкретному человеку.
53. Одно из возможных толкований: когда невольницы будут рожать тех, кто потом станет править государством, что действительно не раз бывало в истории арабского Халифата.
54. Считается, что эти слова свидетельствуют о предвидении пророка относительно широкого распространения ислама, когда бывшие пастухи, то есть бедуины, будут править другими народами и поселятся во дворцах.
55. То есть о дне Страшного Суда. См.: Коран, "Лукман"; 31, 34.
56. Первый младенец, родившийся в семье ансаров в Медине после переселения туда пророка, в год смерти которого ему было лишь 9 лет. Убит в 684 г.
57. Имя одного из предков членов этого племени, услышав которое пророк сразу понял, кто они.
58. То есть пришедшим по своей воле, которые не пожалеют о том, что явились сюда.
59. Имеются в виду четыре месяца, во время которых запрещалось вести военные действия между племенами.
60. Кувшины из битума, в которых в Медину привозили вино. Остальные виды сосудов также предназначались для виноградного или финикового вина, которое было запретно для мусульман.
61. Иначе говоря, здесь речь идет о запрете на употребление вина.
62. Один из сподвижников пророка.
63. Один из сподвижников пророка, умерший в 670 г.
 
ИСЛАМ
ШАРИАТ
ССЫЛКИ
TopList