САМОДЕЯТЕЛЬНЫЙ БАЛЕТ УЧЕНЫХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Сценическая площадка - конференц-зал Института цитологии

Эта страница создана на основе материалов, собранных к.б.н. М.Пуниным, историографом труппы и ее солистом

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С МАЭСТРО
Беседу провел М.Пунин

pin2.jpg (13322 bytes)

- Георгий Петрович, как вы попали в балет?

- Случайно. В школьные годы, во время войны нужно было не только учиться, но и работать, чтобы иметь что-то на пропитание. И меня устроили в Мариинский театр. Я был осветителем, и мое присутствие ощущалось везде: и на планшете, т.е. на сцене, и в ложах, осветительных. Когда в ложе работаешь, то видишь все спектакли. Все. Триста шестьдесят пять дней - триста шестьдесят пять спектаклей. Я знал все оперные арии наизусть, и все балеты. Балет - это всегда было мне интересно, и я время от времени пытался что-нибудь станцевать из увиденного.

Однажды, в спортивном зале Института Лесгафта, где я учился, я задержался после занятий гимнастикой и попытался что-то изобразить. И вдруг слышу, что меня кто-то зовет: "Молодой человек!" Я поворачиваюсь и вижу у входа в зал стоят две девушки. "Вы занимались когда-нибудь балетом или танцами? А не хотели бы заняться?" "Почему бы и нет!" "Поедемте с нами во Дворец культуры им.Горького. Там хореографическая студия." Я туда поехал, попробовал, остался и вот до сих пор занимаюсь этим делом. 27 лет протанцевал активно.

Я перестал танцевать в 1973 году, когда в первый раз поехал надолго в Швецию. Потом был какой-то перерыв, а потом у нас в Институте вначале в связи с памятными датами: юбилей Института, юбилей лаборатории или еще что-то просили меня поставить. Последняя такая юбилейная постановка была по случаю 10-летия нашего отдела. А потом покатилось - и чуть ли ни каждый год, за исключением небольших перерывов.

- Георгий Петрович, вы профессионально танцевали?

- Я профессионально танцевал только один год, в Малом Оперном театре. Я окончил Университет и должен был идти в аспирантуру к Орбели. Когда мы договаривались об аспирантуре, речь шла о биохимической работе. Но когда я пришел поступать, то оказалось, что место есть только на физиологии. Я всегда терпеть не мог физиологию, но я тогда был глуп и не понимал - можно числиться кем угодно, а делать совсем другие дела. Но я поступил более коротко и глупо. Я забрал свои бумаги из аспирантуры и оказался на улице. В это время мои друзья говорят: "Объявлен конкурс в Малый Оперный, ты не хочешь пойти попробовать?" Я пошел и год почти там протанцевал. Когда меня пригласили в труппу уже на штатную должность, в этот же день мне позвонили и пригласили в другую аспирантуру. Я поехал, поговорил и решил, что в аспирантуру я все-таки пойду. Я извинился и ушел из театра.

- Георгий Петрович, что заставляет вас тратить кучу времени на все эти постановки?

- Это не трата времени. Меня в течение всех этих лет спрашивали, почему Вы это делаете, не мешает ли это Вашей непосредственной работе, где Вы могли бы сделать больше, если бы занимались только одним? Но я никогда не соглашался и сегодня не соглашаюсь тем более. Жизнь имеет много аспектов, и обычно когда мы занимаемся только одним профессиональным трудом, мы что-то теряем от всего богатства жизни и всех ее ипостасей, которые могли бы быть, но их нет из-за того, что мы себя сознательно ограничиваем. Кроме того, способ выражения, который мы имеем в нашей научной деятельности, он, к сожалению, далек, как бы это сказать, от социальной стороны. Там нужно быть точным, корректным и аккуратным в смысле теории, экспериментов, методов, там ты играешь с природой для того, чтобы получить ответ на интересующие тебя вопросы. Через балет я выражаю свое отношение к окружающей нас жизни. Я могу разговаривать с людьми языком балета. И это гораздо шире, это гораздо глубже, чем просто профессиональное общение, потому что в основу кладется твой взгляд - приемлешь ты что-то или не приемлешь. И это невольно в каждом балете как-то прорисовывается. Конечно же, в этих балетах есть очень много личного. Это раз.

Второе. У исполнителя-любителя по сравнению с профессионалом конечно же есть свои недостатки, любители часто думают, что можно остановиться на каком-то уровне и все уже хорошо. Но с другой стороны, у любителя есть свои преимущества. У него балет не превращается в работу ради работы. Ты занимаешься этим, потому что это любишь, и ты стремишься туда даже в усталом состоянии после работы, потому что тебе хочется приобщиться к этому творчеству.

Есть еще одна вещь, которая отличает научную работу от театрального выступления. В научной работе ты сделал открытие, если ты, конечно, сделал открытие, и результат отставлен. Потому что пока будет опубликована статья, ты уже все забыл или уже. Т.е. это все уже было в прошлом, и статью тебе чаше всего уже не хочется читать, ты живешь другими идеями, другими экспериментами. Статьи - это как бы дневники прошлых лет. Здесь же, когда ты выходишь на сцену, ты творишь сейчас, сию минуту ты представляешь что-то. Вот сейчас совместно со зрителями вы рождаете нечто. И это нечто существует только этот миг. А следующий миг завтра, после завтра - это будет другой миг, другие зрители, другое твое самочувствие, другое отношение. Кроме того, все профессиональные труппы построены на том, что танцоров учат с малолетства, с 8-9 лет, когда дети сами не знают, хотят они этим заниматься, или не хотят. Их принуждают родители. Потом многие из них оказываются несчастными людьми, потому что если бы они сами решали, они бы никогда в балет не пошли.

Но вместе с тем есть другие люди, которые никакого отношения к балету не имели, и в то же время они обладают большими талантами и способностями, и, главное, желанием. И вот эти люди собираются среди любителей. Их ведет вперед неуемное желание приобщиться к искусству. Кроме того, я обнаружил, что танцевать может каждый человек. Важно не требовать от него, чтобы он был сразу Улановой или кем-то еще. Надо использовать его возможности. Год от года, я могу точно сказать, уровень профессиональный, понимание себя на сцене растут и растут. Некоторые наши очень близкие знакомые, которые вообще не могли двинуть ни рукой, ни ногой, со временем понемногу раскрываются. Они, может быть, еще не совсем хороши в исполнении каких-то профессиональных па, но они раскрываются характерологически. И это доставляет мне искреннее удовольствие. И это, во-первых, мое собственное удовлетворение, для себя. А во-вторых, получаешь удовольствие, когда видишь, что люди сами для себя открывают себя.

Я вижу воочию, что люди обнаруживают в себе то, чего они раньше в себе и не подозревали. Не подозревали, что они могут делать. И даже в этом балете, сегодня, я знаю такого Мишу Пунина, который точно какие-то вещи не приемлет сначала, ПОТОМУ что он, по-видимому, внутренне опасается, что это у него никогда в жизни не получится, а этот проклятый Пинаев заставляет делать какие-то противоестественные вещи. А потом оказывается со временем, что делать можно. И вот это очень важно, мне кажется, потому что важно не то, что люди начинают танцевать, а важно то, что они для себя открывают закрытую дверь в некий другой мир, который является частью нашего общего мира, в котором мы живем.

arcpreva.gif (256 bytes)
Домой