САМОДЕЯТЕЛЬНЫЙ БАЛЕТ УЧЕНЫХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Сценическая площадка - конференц-зал Института цитологии

Эта страница создана на основе материалов, собранных к.б.н. М.Пуниным, историографом труппы и ее солистом

ПРОФЕССОР-ХОРЕОГРАФ
ОПЫТ ПОСТАНОВЩИКА

pin4.jpg (18321 bytes)


Как я начинал свои постановки, то это отдельная история. Ведь вначале я никогда не думал о себе, как о постановщике. И причиной этого, наверное, было то, что с нами работали профессионалы высокого класса, творцы, мастера. Между ними и мной была такая огромная дистанция, что мне и в голову не приходило ставить танцы самому. И Григорович, и Анисимова, и Надеждина были прекрасными балетмейстерами, известными своими постановками.

Но произошел такой забавный случай. Один из моих товарищей по студии, Лев Бородулин, пришел ко мне и говорит: "Ты знаешь, меня попросили станцевать на празднике в институте. Посмотри, пожалуйста, что я вот сделал". Я посмотрел и сказал: "Лева, ты знаешь, но на мой взгляд это ни в какие ворота не лезет. Ты просто сляпал это. Движения не соответствуют музыке, а содержание совсем непонятное". Он очень обиделся. И сказал: "Знаешь что, критиковать - очень просто. А ты сам попробуй сделать". Меня это задело. И я ответил ему, что поставлю номер на ту же музыку.

Подобрал себе партнершу. Это была Таня Ильина. И поскольку я совершенно не знал, каков будет результат, больше никого не брал. То есть это был дуэт. Я долго слушал музыку, примерялся. Короче, танец, который продолжался две с половиной или три минуты, я ставил чуть ли не полгода. И так пробовал, и эдак. И это мне не нравится, и то не получается. А потом надо было ведь придумать какую-то фабулу. Она была навеяна книгой, которую, может быть, вы читали, "Тропою грома". В ней чернокожий парень и белая девушка влюбляются друг в друга, но они не могут оставаться вместе, и в конце концов им приходится расставаться, потому что окружающий мир не приемлет их любви. Мой номер был как бы моментом их расставания.

Сейчас я из этого номера уже почти ничего не помню. Разве что был вымазан в черную краску.

К моему удивлению, этот номер, "Поэма" Фибиха, получил признание. Его даже стали включать в концерты, которые давала наша студия. И на одном из таких концертов была Наталья Васильевна Соколова, с незапамятных времен подруга нашей семьи, которая и пела, и танцевала испанские танцы с куклами.

Она, посмотрев наш номер, говорит: "Это обязательно надо показывать. И не только здесь. А, например, в Пушкинских Горах. Там отмечают день смерти Пушкина и устраивают в честь этого концерт. Я знакома с Гейченко. Вы должны поехать туда и показать этот номер".

И мы поехали и показали наше творение. И с тех пор началась наша длительная дружба со Степаном Семеновичем Гейченко.

Это был первый танец, который я поставил. А вслед за ним, ну, может быть, лучше сказать, на следующий год я ощутил новый прилив сил. А вообще-то получилось даже и не так. Случилось в действительности следующее. У одной знакомой моих родителей была подруга. Она была великолепным концертмейстером. Когда она посмотрела эту "Поэму", она спросила: "А не хотите ли вы поставить что-нибудь на музыку Шопена? Я очень люблю его "Вторую балладу". И проиграла ее. А поскольку она действительно была влюблена в эту музыку, проиграл не как тапер, а как человек, очень тонко чувствующий, передающий мельчайшие оттенки. Я тоже влюбился в эту музыку и решил попробовать. И эта женщина специально приходила на репетиции, не то чтобы тайком, но неофициально. И играла в свое свободное время. Благодаря тому, что играла она. и играла так совершенно, это было поставлено под вдохновение.

В этом большом балетном номере были заняты восемь девушек, двое мужчин и солистка. А тема была такая. Традиционный треугольник. Двое мужчин влюблены в одну и ту же женщину. Только здесь это была необязательно именно женщина - это была мечта, идея, если хотите... Один герой был более лирическим, второй - несколько нагловатый, настойчивый, диктаторски настроенный. И они вступали в борьбу за нее. В этом единоборстве, будучи настолько увлеченными самой борьбой, они просто уничтожали то, к чему стремились. Борьба за обладание приводила к тому, что они сами уничтожали то, ради чего боролись.

Эта "Баллада" Шопена довольно долго исполнялась в концертах. Но когда я ставил этот номер, а потом танцевал в нем. понял одну вещь. закон, который никогда больше не преступал. В "Поэме" Фибиха все понятно - я сам танцевал и у меня был только один партнер. Но в "Балладе" было уже 11 участников, и я - только один из них. И я понял, что не могу хорошо исполнять этот номер, потому что все время смотрю по сторонам. Смотрю на других: "Ну, давай, давай же, тебе пора вступать! Ну что же ты медлишь!"

Нельзя быть одновременно постановщиком и исполнителем. Если ты исполнитель - ты подчиняешься режиссеру, репетитору, думаешь о себе, о своем отношении к партнерам. Но изнутри, а не со стороны зрительного зала. Поэтому эти выступления были для меня чрезвычайно мучительными, я раздваивался, был одновременно и наблюдателем, и исполнителем. Тогда я и понял, что так делать нельзя.

После этого была одна постановка, маленькая - "Элегия" Рахманинова. Ее фабула следующая. Выходит мужчина и выносит спящую на его руках девушку. Он в нее влюблен. Девушка просыпается, начинается танец. Он все время с ней, поддерживает ее, помогает. Но она ни капельки не обращает внимания на него. Он для нее как шкаф, как сумочка, как нечто, просто положенное быть. Она куда-то устремлена, а он должен быть при ней, поддерживать, помогать. Но все это происходит чисто автоматически: надо опереться - его рука уже здесь, она всегда найдет эту руку. Если наклонюсь - не упаду, меня всегда подхватят. И наступает кульминационный момент. Он страдает от таких взаимоотношений, и происходит надлом. Когда в очередной раз ей нужно опереться на него - привычной руки уже нет. Он уходит. И только здесь она понимает, что потеряла ту опору, на которой она могла существовать и процветать... Вот такой был номер.

А после него меня вдруг обуяла гордыня - я решил поставить не номер, а ба-лет. Это были "Картинки с выставки" Мусоргского. Я начал эту постановку, но никто особенно не верил в мои силы. Мне все время говорили: "А ты не хочешь посоветоваться по этому поводу с таким-то или таким-то?" Все считали, что я должен с кем-то советоваться. И мне не очень давали время для репетиций, людей, а если и давали, то не тех, кто мне был нужен, а тех, кто в это время не был занят... И в результате всего этого постановка очень задерживалась. Но пришел в студию новый руководитель, Уксусников, посмотрел на то, что я делаю, и поверил, что балет может получиться. Он пригласил Сапогова, который к тому времени стал репетитором, и сказал: "Дорогие мои педагоги! Я даю "Картинкам" зеленую улицу". И только поэтому в течение трех месяцев все было завершено. А иначе могло бы ничего и не состояться.

К моменту выхода спектакля случилась одна незадача. Одновременно со мной "Картинки с выставки" поставил Ф.Лопухов. Хотя я и начинал раньше, к финишу мы пришли почти одновременно. И, конечно же. Лопухов - это мастер, а что там такое какой-то Пинаев? Но поскольку мы по-разному представляли идею постановки, в конечном итоге получились и совсем разные балеты. Одинаковой была только музыка.

В этом спектакле были Баба Яга, танец не вылупившихся птенцов, старый замок и другие. Один из номеров этой постановки - "Быдло" - вы могли в некотором приближении видеть в "Иване Грозном" (1989 г. - М.П.).

Я долго думал, в каком виде представить не связанные между собой музыкальные номера. Мне не хотелось преподносить это как набор отдельных танцев. И я поставил балет таким образом, что некий ремесленник, как хулиган пробирается вечером или ночью на выставку. Он ходит и знакомится с разными персонажами оживших картин. И не просто знакомится, а принимает во всем непосредственное участие. С этим ремесленником постепенно происходит преображение. Пройдя через знакомство с разными сторонами жизни, он превращается в человека, который начинает ощущать свою причастность к происходящему вокруг. Когда в конце Балета идут "Богатырские ворота", он оказывается впереди, и богатыри идут тесте с ним. Наверное, сейчас это все выглядело бы несколько наивным, я бы теперь так не сделал.

А в последней постановке, которую я начал более 20 лет тому назад, я хотел показать творца. Это была "Апассионата" Бетховена. Мне удалось поставить только первую часть, которая и демонстрировалась на одном из приличных концертов. А дальше мне просто не дали над этим работать. И. может быть. это было правильно. В то время я еще не был готов к тому, чтобы выразить в балете идею человека-творца...

 

arcpreva.gif (256 bytes)
Домой