Суд Божий. Все цитаты из данного раздела взяты из книги И.К.Кондратьев. Седая старина Москвы.- М,Военное издательство, 1997г. стр 212

"…Все без исключения народы с самой глубокой древности имели свои расправы. С образованием и смягчением нравов расправы стали являться в различных видах, но проступки, преступления и обиды требовали суда: иначе: всегда был бы прав только сильный. Первым судьей людей был голос совести, потом судьями признавались старейшины семейств, и, наконец, судьями стали люди избранные. Эти избранные поступали сообразно с ходом дела, произносили свой приговор, и опытность их была порукой в справедливости решения. " Далее, в случае необходимости, шло разбирательство с привлечением свидетелей по делу, "Но и этими мерами истина не всегда обнаруживалась, и открытие ее зависело исключительно от совести обвинителя и обвиняемого. Тогда дело решалось судебным поединком. Эти поединки с давних времен были в большом ходу в разных государствах Европы, особенно Германии. Германцы употребляли этот способ для решения всех вообще темных дел. Наши же предки прибегали к нему только в важных случаях и называли его судом Божьим они верили в правоту и всемогущество Бога и вверяли его суду свое дело…. Бой происходил на назначенном месте на обширной поляне, со всех сторон огороженной, в присутствии судей. Кто одолевал, тот был прав, а уступивший силе своего противника признавался виновным. " … "Первое упоминание о поле, или судебном поединке относится к 12 столетию, но это упоминание принадлежит чехам. У нас в России в первый раз ясно упоминаются такие поединки в 13 столетии."

Киприан.

 

Дары

Киприан и Дмитрий Донской. Цитирование по тексту " Сказание о Мамаевом побоище ".

Преосвященный же митрополит Киприян московский слышав от своих богомольцев, ото властелин той страны Резанской, что воздвигся тот царь Момаи на Русскую землю, а стоит на Воронеже. И поидоша митрополит со властьми к великому князю Дмитрею Ивановичу и внидоша к нему в комору, и рече преосвещенный митрополит Киприан великому князю Дмитрею:" Повеже ми государь, чем ты не исправишися къ царю Момаю?" И князь великий Дмитреи Иванович ко преосвещенному митрополиту исправихся: "Яз, отче, и до веку пред царем Момаем по отецъ своих уложению. Еще же, господине, и ныне сверх тово воздахом ему много злата и сребра, а тово, господине я не ведаю, что он идет в мою землю войною". Преосвещенный же митрополит Киприан рече великому князю Дмитрею Ивановичу: "Видишь ты, государь, что попущением божиимъ, а наших ради согрешении, идет безбожный царь Мамай пленити землю нашу. И ныне вамъ, государемъ православнымъ княземъ, подобает нечестивых царей дарами утоляти четвертицею сугубою. Аще ли того царя дары не утолят, и сего ради согрешения нашего не смиритца, ино его господь смирит. Того бо радигосподь гордым сопртивляется,а смиреннымъ благодать дает. "

 

О словосочитании Куликово поле.

С начала о слове калики. В сборнике " Сокровища русского фольклора " под редакцией Калугиной говорится: "Былинные калики перехожие переброжие тоже прошают милостыню. Но при этом всюду подчеркивается , что ни в силе ни в удали они не уступают богатырям, а зачастую и превосходят их. А среди главных героев народного эпоса есть Калика-богатырь, побивающий силушку, которой сметы нет, и не где-нибудь, а на тых полях да на Куликовых. " Вот уже и прямая связь находится калики-Кулики . А вот еще одна интересная цитата из то же .книги, приводятся воспоминания о знаменитой русской сказительнице - М.Д. Кривополеновой: " И вдруг сама здесь(в Москве Л.) оказалась. Каменный мост она называла каликовым мостом, как в былине, и была твердо убеждена, что, стоя на нем, кроткий царь Федор Иванович молвил:

А много по этому мосту было хожено,

А много было езжено,

Того больше крови пролито "

На мой взгляд связь калики-калки-кулаки-кулики - очевидна, а от сюда Куликово поле - это поле , предназначенное для сражения. По моему калики - это люди, покалеченные в сражении, то есть калеки. А слово калугер, которым именуется в частности Сергий Радонежский - участник сражения, а не просто духовный чин. Сейчас очень модны фильмы о буддийских монахах Шаолиня и в этом роде - возможно, что ту же функцию воспитания воинов и приюта для вышедших на пенсию воинов играли и древнерусские монастыри. Если с этой точки зрения посмотреть, то становится понятным, откуда в пастве Сергия взялись чудо богатыри, Пересвет и Ослябя.

 

 Статья о церкви живоначальной Троицы.(И.К.Кондратьев, Седая Старина Москвы, М,1997. Стр 212)

До постройки церкви во имя Живоначальной Троицы Салтыковым ( здесь была церковь во имя св. Георгия Победоносца, построенная, как полагают, кем-либо оправданным судом Божьим в знак благодарения. При земляных работах в близлежащих домах найдена в разное время большая масса костей человеческих, хорошо сохранившихся парче лоскутков, башмаков и других вещей, свидетельствующих, что здесь когда-то было большое кладбище.

Сама по себе церковь, перестроенная между 1825 и 1834 годами и внутренне украшенная в 1874-1875 годах, не представляет ни чего примечательного, ни по наружному, ни по внутреннему устройству. Но название ее ' в Полях” заслуживает особого внимания: оно напоминает о бывших на Руси судебных поединках, или суде Божьем.

Любопытно вспомнить происхождение этих поединков, совершавшихся только в одной Москве и носивших общее название " поле "

Таких полей в Москве было несколько: в белом городе у церкви Параскевы Пятницы, в Охотном ряду, у церкви Св.Георгия на всполье, в Кудрине, где храм Покрова, и главное - у Троицы, за городской стеной, на берегу речки Неглинной….. Уничтожение судебных поединков последовало в 1556 году. К. церкви Успенья Пресвятой Богородицы, что в полях, приписана еще церковь Успенья Пресвятой Богородицы, находящаяся на Никольской улице. При постройке соседних домов у этой церкви так же найдено много гробов и человеческих костей, несомненно, и тут было когда-то кладбище.