ДЕСЯТЬ ЛЕТ БЕЗУМИЯ  
 
 

Мы очень хотим поведать вам о существовании одной очень симпатичной и дружественной нам организации, знакомство с которой произошло около года назад с легкой руки Гирта-Яна Хобийна, одного из менеджеров Staalplaat. Я очень благодарен ему за то, что он, возможно и не подозревая о последствиях, решил свести нас осенью 1998 года. Пару звонков Игорю Ваганову, руководителю, организатору, основателю и на текущий момент чуть ли не единственному члену "ACHTUNG, BABY !", и мне стало понятно, с кем я имею дело. Российский пост-андеграунд в лице Игоря имеет очень убежденного, здравомыслящего, увлеченного и очень приветливого члена этого невидимого сообщества людей, разбросанных по всему экс-СССР, и, не смотря ни на какие невзгоды и лишения, продолжающих поддерживать столь необходимое равновесие между массовым искусством и его узкоспецифическими, но отнюдь от этого не менее достойными формами. Мы планируем время от времени знакомить вас с теми или иными проявлениями "суб-культуры" пост-СССР, благо выясняется, что таковых имеется не так уж мало, и кое-какие контакты уже осуществлены. Сегодня же, "в гостях" у ЯиМы один из ведущих "безумцев" радикальной творческой интеллигенции, резидент Ростова-на Дону, наш друг и единомышленник (в допустимых, естественно, пределах) ИГОРЬ ВАГАНОВ (ACHTUNG, BABY!).

Сперва необходимо изложить вкратце (ибо детали вам подадут ниже), что же такое есть АВ! (в нашем представлении), и что вам с ней (условно, хотя может быть и буквально = организацией) можно делать. За период десятилетнего существования деятельность Ваганова и его сподвижников претерпевала различные метаморфозы и принимала всяческие обличия. Целью этой деятельности было донесение, обработка, переработка, демонстрация и архивирование информации, так или иначе связанной нестандартными формами музыкального и прочих видов искусства. Выступая в роли конгломерата независимой авангардной мысли, АВ! трансформировала и преподносила на суд людской основные и сопутствующие идей, циркулирующие в малоизвестных, преимущественно европейских, кругах, связанных с вышеупомянутыми системными блоками неподъемных для большинства местной аудитории культурных слоев в те времена еще полузапретного Запада. Печатные органы, радио и телевидение, вэб-сайт и, в конце концов, музыкальный лейбл, как венец всей вагановской структуры: все это многоликий образ АВ!, организации, с течением времени завоевавшей себе серьезный авторитет у соответствующей аудитории, и в первую очередь на том самом Западе. Наиболее ценным аспектом деятельности АВ! нам представляется высокий, индивидуально завершенный и в то же время постоянно движущийся уровень подачи материалов, специфичность и глубина которых станет весьма уважаема наиболее "реакционно" и "продвинуто" настроенной публике, а несколько отстраненный от чрезмерно усердных идеологических нагромождений стиль изложения не помешает и не отобьет охоту разобраться во всем этом у сомневающегося новичка. Истинным бальзамом на душу ЯиМы проливается способность Игоря и всех, кто принимал участие в создании летописей АВ!, мастерски и твердо владеть совершенно не разработанным до сих пор в данной области пером, и литературные, нарративные особенности материалов на вэб-сайте, столь ценимые ЯиМы, удостаиваются с нашей стороны самых высоких похвал.

Около двух последних лет Игорь стойко вынашивал идею создания музыкального продукта, который бы стал знаменателем конкретной юбилейной даты организации: сборник произведений дружественных АВ! коллективов и артистов, исключительно эксклюзивного характера, произведенный (скомпилированный, оформленный и т.д.) полностью за счет средств и усилий АВ!, реализуемый адресно в тех сферах, где оценка этой работы не была бы поверхностной и необязательной. Пережив на удивление всем заинтересованным многочисленные пертурбации и парадоксы российской экономической стилистики, проект в конце концов реализовался и в редакции ЯиМы имеется этот супер-эксклюзив, двухкассетная сборка (вместо задуманной двухдисковой, но этому еще суждено будет состояться), с личным номером имельца раритета. О содержании и форме этого релиза мы поговорим ниже, теперь же мне представляется уместным привести здесь мой
 разговор с Игорем Вагановым, состоявшийся в середине лета 1999 года на борту самолета, когда мы возвращались с ним из Югославии, из Белграда, с фестиваля прогрессивной авант-музыки "Рок против злого рока". Сам фестиваль принадлежит к сфере полумифических, до сих пор переживаемых и труднообъяснимых событий, требующих, как оказалось, гораздо большего времени для осмысления, чем мы думали и ощущали тогда. Возможно, ЯиМы как-нибудь организует свои соображения на этот счет и выдаст на своих страницах хотя бы краткую хронику этого отторгаемого пока сознанием действа.

Интервью значительно сокращено, отчасти это объясняется известной разговорчивостью Игоря, отчасти тем, что перед нами стоит цель дать как можно более полную картину именно АВ!, не отвлекаясь на несвязанные с главной нашей темой вещи.
 
- Какое определение АВ! ты бы дал сам?  

Прежде всего, идеологический и творческий проект...остальное может быть прилагательными и заумью...организация подразумевающая сообщество близких людей и единомышленников. Хотелось бы, что бы это была семья. Но сообщество и организация подразумевают больше деловые отношения, а семья эмоционально-чувственно-дружеские, поэтому совмещение таких понятий невозможно, ибо вскоре приведет к тусовке. Нечто подобное у нас происходит с моим вэб-мастером. Скорее это открытое сообщество и организация в деловом аспекте, и закрытое в плане семьи. Ибо мои отношения с рядом музыкантов из ORDO EQUILIBRIO, THE MOON LAY HIDDEN BENEATH A CLOUD, NOVY SVET, MAEROR TRI, INADE, ATARAXIA, SKIN CRIME и рядом других подразумевают именно семью. Без этого так же была бы невозможна наша компиляция - это семейный релиз, посвященный организации... :)  

- Как возникла идея создания такой организации "семейного типа"?

Как имитация чьей-то жизни, креативных процессов, бунтарских идеологий, которых рядом не доставало. Это как твой персональный путь развития и прогресса, осознания происходящих вокруг и внутри процессов, бескомпромиссный поиск чего-то нового, что помогает тебе во всем этом и дает адреналин. Среди перестающей удовлетворять бытовой и социальной серости ты просто ищешь свое и более реально значимое ощущение жизни, а обнаруживая ее, подменяешь отжившие ценности. И не важно где происходят те или иные позитивно-радикальные процессы, на каком языке они создаются - язык творческих идеологий интернационален, потому что там скрыта более высшая ступень бытия - энергия. Все известные издревле ритуалы, культы, звуковые манипуляции, все то, что мы сегодня открываем для себя заново на том или ином уровне, как раз всегда говорили об этом. И никто не станет отрицать, что человек прошлого, лишенный всей нынешней спекулятивности религий, идеологий, философий, государственных систем и прочего, был более совершенен. и чем больше с последними годами проявляется деградация общества, и прежде всего в культурном плане, тем более эта значимость становиться очевидной.

АВ! возникла из желания познать неизвестное, обнаружить нечто новое и более реально значимое, чем мифотворчество, созданное массовой культурой и СМИ. Изначально это был поиск информации, чтобы мы и наши единомышленники могли получить выбор, которого мы были лишены (и это продолжается по-прежнему) долгие годы. Затем, путем образования беспрецедентного по тем временам для такого сорта деятельности в нашей стране проекта Пресса-Радио-ТВ мы использовали любую возможность для пропаганды своих идей, в том числе - такие общеизвестные методы масс-медиа как "промывание мозгов". Да, то, что мы делали, в частности через радио, называлось вполне рассчитанной манипуляцией, массовым сознанием - впервые нас "засветил" на этом один известный местный психолог, специально приглашенный на прямой 3-часовой эфир по теме суицида в нашем городе. Он был шокирован. Дело в том, что АВ! всегда имела "плавающую эстетику", форму подачи материала - от чисто музыкальной до социальной, либо идеологической. Напрямую мы всегда воздерживались от поддержки каких-либо идеологий, но всегда были решительны в разрушении табу. Со временем обнаружилось, что, раскрутив эту область наших интересов, и в частности музыку, она неожиданно для нас самих стала просто модой снобистски настроенной молодежи, на деле ничего не имея общего с ее изначально внутренним содержанием. После этого мы сделали неожиданный и рискованный шаг - мы исключили ото всюду свое изначальное авторское присутствие в этом процессе дальнейшего промоушна, оставив лишь сам креативный факт присутствия этого сорта культуры. То есть заинтересованная аудитория получает информацию обо всех новаторских процессах и людях в нынешнем мире с нашей подачи, но мы при этом как бы остаемся "за кадром". Мы не рекламируем себя. Мы рекламируем музыку, индивидуальность творческой идеологии, а отныне с нашей помощью уже она сама как бы говорит за себя. То есть мы продолжаем по-прежнему давать ориентиры, но как бы без ведущего авторского участия. Обратную, "тусовочную", бессмысленную часть мы практически свели к нулю. Это имеет и другую немаловажную причину: мы предпочитаем больше создавать, нас не отвлекают второстепенные детали, мы экономим силы и время для создания большего: АВ! всегда была экстремально-ограниченным кругом заинтересованных людей, долгие годы я вел все это практически вообще один, к тому же изначально на полном самофинансировании и самоотдаче. Вот почему я называю подобную деятельность, тем более в рамках нашей страны, абсолютным безумием. Да, нам оказывали и оказывают поддержку и проявляют большую заинтересованность множество подобного рода организаций и музыкантов со всего мира, но это закономерно - мы работаем для общей идеи, к тому же зарекомендовали себя делом и уровнем. Эта помощь в информации (прежде всего) дает нам вдохновение и идеи, помогая выживать.

Мы никогда не занимались "просто музыкой", но идеологией; мы идеологическая организация, мы занимаемся звуковой идеологией, если хотите. И для нас наша деятельность всегда была, прежде всего, поиском по миру людей с общим видением, взглядами, мыслями. Поэтому то, что мы делаем, это пропаганда их персонального креативного видения и поддержка в консолидации этих сил по миру. Может быть для последней Total War :).

- Каковы, исходя из всего вышесказанного, основные цели АВ! ?

Total War!!! :) Наверное, нет никаких целей. Просто познание и деятельность (от слова "делать"). Откровенно, как сказал Джон Леннон: "что такое талант я не знаю. Я просто должен делать это чертово дело, иначе моя жизнь теряет смысл..." Все. Разочарован? Просто не хочется говорить каких-то высоких амбициозных слов. Тем более сейчас, по прошествии какого-то пути. Просто хочется делать, всецело основываясь на собственной интуиции и мыслях восприятия того или иного. Вообще этот вопрос очень похож на тот, что задали как-то Джону Кэйджу: В чем смысл жизни? - он ответил просто: Смысла нет. Есть жизнь. Это лучший ответ.

- Настала очередь спросить тебя о том, что никак не дает мне покоя - название организации. Ведь вы образовались раньше, чем вышел одноименный альбом U2, да и никогда я не поверю, что так вот просто и прямолинейно было позаимствовано это название. Это ведь не ваша музыка...

Мой английский друг, гостивший у меня недавно, как-то пошутил: "U2 еще не подали на вас в суд за использование названия?". Конечно, ты прав, мы не имели никаких пересечений, хотя на ведущих поисковых серверах интернета наше имя идет следом за одноименным альбомом U2. В идее нашего названия лежат три основные причины: мой интерес к истории III Рейха, и, прежде всего его оккультных корней; апокалиптическое восприятие окружающего мира детьми, как ты наверное знаешь, это одна из главных тем творчества у CURRENT 93, и несколько лет назад я имел возможность ее обсуждения с Дэвидом Тибетом; кроме того, факт есть, что эту программу со мной начинала и долго вела в прямом эфире 4-летняя девочка, - именно под ее влиянием тогда формировалась так называемая эстетика проекта и всего, что мы делали. Это ее голос и смех звучит в заставке. Ее глазами я рассказывал об андеграунд-культуре... Еще примеры из этой области, как и источники информации, -- творчество публициста Питера Сото и художника Тревора Брауна, наиболее любимые работы которого ты можешь видеть на нашем сайте. И, наконец, наша склонность к метаморфозам и различным пермутациям - в данном случае, самого языка. Вспомни "интернациональный язык" песен Nina Hagen, народной героини в Советах застойных лет. За этим стоит не только экстравагантность, но особый род звуковой поэзии. Меня уже успели назвать здесь со страниц местной "КП" за это "катастрофой русской речи"...

- Каким образом твое личное, индивидуальное содержание соответствует тому, что ты делаешь в АВ! ? На какой основе выросла идея, я имею виду твое персональное развитие?

Я думаю, что все, что со мной происходит, это естественный путь моего персонального развития и креативно-мыслительных процессов, рефлексии, бунта, отягощенности собственным несовершенством. А так же стремление к внутренней свободе и выбору. Чего в этом больше, покажет время. Другими словами, в нашей семье живопись, музыка и литература всегда были, бесспорно, превалирующими перед самой жизнью. Я добавил бы сюда путешествия и интерес к различным религиям и идеологиям. Когда я учился в школе, я занимался музыкой, затем серьезно занялся живописью, даже имел выставку в Париже...по тем-то годам..., после разочаровался в живописи, скорее в ее отдаленности, "элитарности", закрытости от аудитории. Звук ближе, доступнее и его возможности воздействия гораздо сильнее. Всегда любил писать - это к так называемой журналистике. Всегда хотел знать новое и испытывал скуку, раздражение от массового вкуса - это к тем темам в искусстве, которыми стал заниматься. В конце концов, все сошлось именно на музыке, потому, что она способна вбирать в себя многие направления в искусстве, а ее язык более доступен. Теперь все время пытаюсь бросить ее и заняться чем-то другим, потому что не люблю замыкаться на чем-то одном. Но ни музыкальной прессы, ни нормальных программ по-прежнему не существует, по крайней мере таких, куда бы я со спокойной душой мог бы передать все накопленное за годы и чем был бы удовлетворен. А в силу того, что я привык чем критиковать и снобистски охаивать что-то, лучше сделать это самому - таким, как я себе это представляю, продолжать все это делать.

- Известны ли тебе какие-нибудь существующие аналоги АВ! в России и прочих пост-советских странах?

Аналогов АВ! нет. Хотя бы исходя уже из одного того, что все мы разные и нет двух похожих людей. Что касается общей деятельности АВ!, хмм, ты можешь назвать в экс-СССР какую-либо подобную структуру, тем более уже существующую уже столько лет? Неким аналогом в чем-то мог бы считаться литовский "Центрас" в конце 80-х начале 90-х. Это мои друзья, глубоко повлиявшие на меня и мою деятельность. Они - учителя. Но этого давно нет, остались лишь, как и принято, отдельные личности там, которые продолжают свое дело. Как, например, блестящий человек, редактор лучшего, на мой взгляд, в экс-СССР журнала о новой музыке, джаз-авангарде и импровизационной сцене "Танго" Робертас Кундротас, - на мой взгляд, лучший музыкальный журналист, и просто мудрый человек, в свое время помогший мне открыть глаза на новую музыку. Второй человек - конечно Артем Троицкий в те годы, наше с ним общение. И, наконец, - Джон Пил и Карльс Шаар Мюррей. Первого представлять не надо, второй - экс-шеф-редактор NME в те революционные годы. Он научил меня писать. Это на уровне отдельных личностей, влиявших на меня у истоков АВ!.

- Какими путями шло развитие АБ! ? Как формировалась эта "так называемая эстетика" и в чем, по-твоему, ее основные признаки?

АВ! начиналась с экспрессии, бунта, эпатажа, экстремизма. Нашими героями тех лет была нью-йоркская (SWANS, Glenn Branca, Lydia Lunch, Jim Thirlwell, SONIC YOUTH...) и лондонская (THROBBING GRISTLE, WHITEHOUSE...) "подземка". От звуковых и социально-политических доктрин мы перешли к технологиям. А когда почувствовали, что заходим в тупик, обернулись к прошлому: культам, магии, архаике. Я доверяю собственным инстинктам. Хаос - идеальная креативная модель окружающего для меня; именно в нем я обнаруживаю больше гармонии и порядка. АВ! всегда была эксклюзивной по информации, меня всегда заводил в тупик вопрос, где мы ее берем, особенно в доинтернетовские годы. Мы пропускаем через себя очень много музыки, это правда, - вне стилистических либо идеологических рамок и ограничений. Критерием продолжают оставаться две вещи: ее индивидуальность, а так же прошлое или будущее, которое стоит за этим. Я слушаю все от Глена Бранка до Ксенаксиса, итальянского мистицизма и скандинавской ритуалистики, германского оккульта и архаики, power-electronic, death-industrial, harsh-noise, апокалиптический фолк, звуковые коллапсы, скульптуры и манипуляции, восточную этническую и экспериментальную музыку - Японская сцена вообще особый круг моих интересов. Из ранних пристрастий - это по-прежнему краут-рок, прежде всего FAUST. Каждая личность на каком-то внутреннем астральном уровне переносит в звучании этот особый дух своего места, его историю. Через искусство мы продолжаем говорить об истории и империях, о диктатурах и войнах, насилии и мизантропии, Мальдороре и Миссиме, Эвола и Ницше, эсхатологии и технократии. Нас интересует музыкальная провинция - Австралия, Бельгия, Пуэрто-Рико, Канарские острова, чешская сцена, Исландия, Тайвань... Сегодня мы получаем информацию о деятельности в этих точках мира, демонстрационные материалы, помогающие открытию новых имен и идей.

Очертить основные этапы жизнедеятельности АВ! можно примерно так: 1988 - появление журнала "Рок в оппозиции", годом раньше "Рубрика без названия" в местной газете (SONIC YOUTH, Lydia Lunch, PIXIES, COCTEAU TWINS, JOY DIVISION...); 1989 - Vilnius Rock в Литве, эпоха "Центрас", знакомство с Bjork и первая большая любовь :); Lydia Lunch, переписка; 1990 - первая независимая музыкальная радиопрограмма в СССР; 1991 - ТВ; 1992 - Blue Baltic Records Russia, Троицкий, планы по изданию книги о Лидии Ланч в России через "Экзотику", аренда радиоэфира и первый музыкальный спецканал; 1993 - открытие первой радиостанции в Ростове; 1994 - открытие второй радиостанции в Ростове, контакт со Staalplaat; 1995 - теле-, радио-, печатная деятельность; 1996 - поездка в Европу; 1997 - интернет; 1998 - компиляция.

- Ну а свободен ли доступ в твою организацию для всех желающих?

Нет, АВ! абсолютно не свободна для желающих, извини. Только для тех, кто нам близок. Я не тусовочный человек, и достаточно закрытый, как ни парадоксально, в своей деятельности - на всех просто не хватает ни сил, ни времени.

- Тогда ощущаешь ли ты связь с внешним миром, ведь твоя деятельность кажется такой отстраненной и не свойственной большинству поклонником какой бы то ни было музыки вообще?

Связь эта есть и очень большая. Но только не с Российскими медиа. Здесь в Ростове меня пока терпят, потому, что знают и уважают за профессионализм, но абсолютно не понимают моего интереса к этому сорту музыки, а главное - почему я не "крутой", не делаю деньги, а занимаюсь ерундой. Ростов вообще такой специфический город, где, как в заголовке одного из альбомов Фрэнка Заппы. "мы делаем это только ради денег". Высокие духовно-нравственные материи здесь мало кого интересуют, а слово "духовное" вообще ассоциируется с духами, чем дороже, тем лучше:). Со столичными же медиа и того проще. Три года назад, когда я был проездом через Москву в Амстердам в гости на Staalplaat и вез с собой радиопрограммы для их "Радио 100", я встречался там с людьми и предложил наладить подобный "сброс" программы на Москву. Они мне просто объяснили сколько я должен за это заплатить, кажется что-то около двух с половиной тысяч долларов. И я растерялся, потому что до этого работал со Staalplaat целый год уже на "Радио 100", естественно ничего не платил, более того, они компенсировали мне затраты на рассылку, активно помогали с информацией и музыкой и вообще были очень благодарны, что я это делаю для них. Таким образом, я посчитал, что мне лучше продолжать работать на Запад, тем более что их творческая сцена и процессы мне во много раз более интересны, чем столичный снобизм. Я не рвусь в Москву, в какие-то медиа, но я готов работать с ними открыто при понимании того, что я делаю. Иначе ничего не получиться. Мне не интересно прорываться и светиться на "Акулах пера", либо в массе этих странных дефектных журналов, не имеющих под собой ничего, кроме желания заработать побольше денег, спекулируя и имитируя андеграунд-жизнь и культуру, но абсолютно ничего не имеющих с пониманием ее... С отдельными людьми мы правда действительно контактировали, они спрашивали какие-то отдельные интересующие их материалы из АВ! для своих фанзинов и вэбзинов. Здесь не было проблем. Но это разовые контакты пока.

- Что есть сегодня АВ! ?

Это, прежде всего наш персональный сайт в интернете - огромная база данных и эксклюзивной информации, вбирающей в себя почти весь круг наших интересов, на двух языках, с собственной корреспондентской сетью по многим странам мира. Известные музыканты пишут нам свои ревью и репортажи. Одновременно это некое подобие музыкального журнала, открытого для всех. После исчезновения "Экзотики" (один из первых самиздатовских журналов в Союзе, освещавших вопросы иррациональной и независимой музыки. Примечание автора.) мы остались единственным в нашей стране источником информации подобного рода для многих. Относительно нашей международной и, в более широком смысле, деятельности, мы входим в компьютерную базу данных многих ведущих музыкальных компаний по миру, наш сайт очень известен за рубежом, вне всякой ссылки на российскую экзотику, хотя тем, что мы находимся именно в России, мы создаем определенный позитивный интерес к нашей стране; сотрудничаем с рядом ведущих печатных изданий, некоторые наши материалы и интервью эксклюзивно публиковались там, в частности, глобальное интервью с японской группой MELT BANANA в специализированном сугубо на японской музыке журнале "Ongaku Otaku", интервью со шведами ORDO EQUILIBRIO в американском "Descent", выходящем при поддержке известного британского "black-лейбла" Misanthropy... В качестве информационной поддержки мы участвовали в организации ряда концертов и фестивалей, как например, концерт MSBR в Москве прошлым летом. Мы делали эксклюзивный фильм о бельгийском фестивале "Nights Of The Abyss". Уже несколько лет я собираю материал и пишу книгу об американской авангардной исполнительнице Лидии Ланч, пока безо всяких шансов на издание здесь, увы. Мы выпускали специальную ТВ-программу здесь как видео-приложение, но очень скоро стало ясно, что это сложно в нынешних условиях по техническим возможностям. Некоторое время по приглашению шефа Staalplaat Гирта-Яна наша программа ретранслировалась в Амстердаме на голландской Radio 100. При этом Гирт-Ян просил ничего не менять в ее концепции специально для них, после того, как впервые случайно услышал ее, -- то есть на русском языке. Это до сих пор удивляет многих, но объяснить это можно самой экспрессией подачи большого объема информационно звукового материала там, а так же использования самого языка, как некого сорта звуковой поэзии - есть и такое направление в современной музыке, в частности, к примеру, Jaap Blonk. Отдельно выпуски программы звучали в эфире в Японии, США, Германии. Было, например неожиданностью, находясь проездом из Голландии в Кельне случайно познакомиться на улице с ребятами, которые слышали АВ! эфир там... как неожиданностью было обнаружить в начале прошлого года, что нашей деятельности уже 10 лет. Донна Клемм с хорошо известного немецкого лейбла Artware напомнила нам об этом, назвав нашу деятельность "десятью годами безумия...", и тем самым, дав название нашему юбилейному альбому. Ранее тот же Гирт-Ян как-то поинтересовался у меня, не хочется ли мне несколько сменить мою "журналистскую" деятельность на что-нибудь новое в этой области. Конечно, прослушивая множество демо со всего мира, открываешь там порой очень интересные вещи, которые затем можешь рекомендовать для интереса каким-то друзьям грам-индустрии, но все равно право первооткрывателя остается, тем более, это творческая область, в которой еще не работали... Правда, на рубеже 90-х я работал художественным директором русского отделения англо-прибалтийской фирмы грамзаписи Blue Baltic Records - мы были здесь одни из первых, после падения диктата "Мелодии", в стране независимым лейблом, не только выпуская свою музыку по всем европейским правилам, но и дистрибьютируя в России множество звуковой и печатной продукции других издательских проектов. Но тогда мы не были готовы к нашему местному пиратскому рынку, тем более что художественную политику самой деятельности определял так же я. Я только работал в профессиональном европейском музыкальном бизнесе, читал каждую неделю "Billboard" и учился. Поэтому когда много лет спустя вновь возникла такая возможность, мы решили попробовать. Мы предложили всем нашим близким друзьям и любимым музыкантам, вернее лишь части из них, выслать нам для этой идеи эксклюзивный материал, и таким образом получился двойной альбом, включающий по выражению кого-то "the best" нынешней мировой андеграунд-сцены. После того, как известный итальянский культурный экстремист Марко Деплано заявил по всему миру, что подобный набор откроет глаза многим находящимся в силу обстоятельств "за железным занавесом", мы смогли интересной идеей использовать это второе название в подзаголовок (больше не как политический термин, но по-прежнему закрытость информации и ее труднодоступность во всем мире). Мы не коммерческая организация, никогда не пользовались услугами людей со стороны, поэтому продюсировали и финансировали этот релиз сами, а когда в августе прошлого года ситуация в стране резко ухудшилась, для спасения идеи ним на помощь пришло много друзей. С их помощью наш альбом сегодня - реальность. Конечно, мы получили и хороший опыт, а главное - что в этой стране заниматься подобного рода деятельностью на должном уровне - это самоубийство. Отсюда дальше я надеюсь больше концентрировать наш проект за рубежом, это легче и лучше для конечного результата. В первоначальном кассетном формате со специальным оформлением и вложениями альбом будет распространен только среди наших близких друзей-музыкантов, медиа, лейблов, за рубежом и по экс-Союзу. Ни одного экземпляра из лимитированной сери не поступит в продажу и не будет продано - это один из важных основных первоначальных принципов. Затем осенью мы надеемся переиздать его в формате 2CD через немецких друзей VUZ/Cat's Heaven/Bastet Recordings, с полиграфией нам обещали помочь наши знакомые итальянские музыканты. Состав участников будет там значительно изменен и дополнен, и прежде всего нашими личными друзьями-музыкантами нами горячо любимых групп ORDO EQUILIBRIO (Швеция), LES JOYAUX DE LA PRINCESSE (Франция), DER BLUTHARSCH (новый проект фронтмэна австрийской THE MOON LAY HIDDEN BENEATH A CLOUD), ATARAXIA, Michael Moyniham из BLOOD AXIS обещал нам первый же трек, который он запишет после возвращения группы с очень успешного мирового турне. Того же я жду от наших дорогих друзей из TURBUND STURMWERK (Германия). Как видишь, идеологическая окраска альбома налицо :). Вероятно, параллельно с этим мы издадим, пока еще не знаю где - на Staalplaat, Cold Spring или где-то еще - новый интересный местный проект FIGURA, который мы продюсируем. Надеюсь, сумеем скоро устроить и долгожданный закрытый вечер в честь формального юбилея АВ!. к сожалению нас не хватает на все, что бы мы хотели осуществить - это более обширная дистрибьюция, концерты, видео-арт... Но и той деятельности, что мы ведем одновременно здесь на своем энтузиазме вполне хватает - никто в мире не взваливает на себя столько различных направлений активности одновременно, специализируясь на чем-то одном... Тем более, по большому счету мало кого особенно заботит в каких реально условиях нам приходиться работать здесь - ведь важен сам результат. И для нас тоже. Привет братьям по крови в Беларуси!

 

Уважаемые братья по крови, удостовериться в существовании и как следует ознакомиться с содержанием концепции АВ!, а так же с тем, какое воплощение получила изложенная на вступительной страничке концепция, вы можете по адресу http://drugie.here.ru/achtung.

В последнее время переписка с Игорем очень осложнена, ряд проблем иррационально-бытового плана затрудняет доведение скорости обновления материалов на АВ! до желаемого уровня. Игорь занимается поисками нового провайдера, и похоже, нового места жительства. Состоявшийся в Ростове 15 апреля этого года "детский утренник" ("акция") по поводу десятилетия АВ! при участии некоторых соответствующих целям акции местных коллективов (FIGURA, СОЛНЕЧНАЯ СОЛЬ), по словам самого Игоря, стала прощальным событием для Ростова и АВ! в смысле целесообразности взаимного существования города и организации. В его обещания обратиться вновь к слегка заброшенному сайту я ничуть не сомневаюсь, поскольку перманентно подобные сбои существовали, и я надеюсь, никому не надо объяснять почему (вам, Джон, Мэри, Ерик, Маргарет, Паоло и некоторым другим я объясню отдельно). Параллельно со всем Игорь стал менеджером ростовской группы FIGURA, ищет новые пути для приложения своих широких способностей.

По вопросам приобретения дисковой компиляции я рекомендую обратиться непосредственно к Игорю по адресу mzr93@mail.ru , с его высочайшего соизволения.

 


ACHTUNG BABY! COMPILATION -- 'TEN YEARS OF MADNESS (BEHIND THE IRON CURTAINS)'

Для начала некоторый манифест.

"ДЕСЯТЬ ЛЕТ БЕЗУМИЯ (ЗА ЖЕЛЕЗНЫМ ЗАНАВЕСОМ)" - ПОСЛЕ НАПРЯЖЕННЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ В ОБЛАСТИ ЗВУКОЗАПИСЫВАЮЩИХ ПРОЕКТОВ И ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ВЕДУЩИХ РАДИКАЛЬНЫХ МУЗЫКАНТОВ ПО ОБЕ СТОРОНЫ АТЛАНТИКИ, АВСТРАЛИИ И ЯПОНИИ. ТАКОЙ ЗАГОЛОВОК НОСИТ ЗВУКОВОЙ МАНУСКРИПТ В ПОСВЯЩЕНИЕ 10-Й ГОДОВЩИНЕ ОДНОГО ИЗ ПЕРВЫХ НЕЗАВИСИМЫХ ПРОПАГАНДИСТСКИХ ПРОЕКТОВ В РУССКИХ МЕДИА -

ACHTUNG, BABY! (1988-1998) - "ДЕСЯТЬ ЛЕТ ИДЕАЛИЗМА, ПРИСТРАСТИЯ К СТРАННЫМ, ЭКСТРЕМАЛЬНЫМ КУЛЬТУРАМ ЧЕРЕЗ ЗВУК, СЛОВО И ИЗОБРАЖЕНИЕ" (ДОННА КЛЕММ, ARTWARE AUDIO, ГЕРМАНИЯ).
 
В РУСЛЕ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНЫХ ЗВУКОВЫХ ЛАНДШАФТОВ, МРАЧНОЙ КЛАУСТРОФОБИИ, ОБЕСКРОВЛЕННОГО DEATH-AMBIENT, ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЙ АНТИЧНОГО АПОКАЛИПТИЧЕСКОГО PAGAN FOLK, ОККУЛЬТНЫХ РАСПЯТИЙ, НЕОКЛАССИЧЕСКИХ РИТУАЛОВ И НАПРЯЖЕННОЙ РЕФЛЕКСИИ НАКАНУНЕ МИЛЛЕНИУМА. 19 ЗВУКОВЫХ ПРОЕКТОВ ИЗ 11 СТРАН МИРА, ВКЛЮЧАЯ АМЕРИКУ, АНГЛИЮ, ГЕРМАНИЮ, ЯПОНИЮ, АВСТРАЛИЮ, БЕЛЬГИЮ, ШВЕЦИЮ, ИТАЛИЮ, ИСЛАНДИЮ, СЕРБИЮ И РОССИЮ: 

FIGURA, CONTRASTATE, SANCTUM, HYBRYDS, MAEROR TRI, DISSECTING TABLE, MARIENBURG JUGEND, BLOOD AXIS, ALONE, DELPHIUM, INADE, MEGAPTERA, STAHLWERK 9, REPTILICUS, HEISENBERG EXPERIMENT, THE PROTAGONIST, SHINJUKU THIEF, CAMERATA MEDIOLANENSE, INGOSA.

 

СПЕЦИАЛЬНОЕ ЛИМИТИРОВАННОЕ ИЗДАНИЕ, НОМЕРНЫЕ 333 КОПИИ, БУКЛЕТ, ПОЛНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ УЧАСТНИКАХ, КАРТОЧКИ, ОТКРЫТКИ, ОСОБЫЕ ВЛОЖЕНИЯ, ДВОЙНОЙ ФОРМАТ. ДАТА ВЫПУСКА - АПРЕЛЬ 1999. ПЕРЕИЗДАНИЕ НА CD-ФОРМАТЕ ОСЕНЬЮ 1999 В ИЗМЕНЕННОМ И ДОПОЛНЕННОМ ВАРИАНТЕ ПЛАНИРУЕТ ВКЛЮЧИТЬ: ATARAXIA, DER BLUTHARSCH, ORDO EQUILIBRIO, TROUM, TURBUND STURMWERK, INANNA, ANIMA IN FLAME, SKROL, INFANT CYCLE, BAND OF PAIN, LES JOYAUX DE LA PRINCESSE и др. СОВМЕСТНОЕ ИЗДАНИЕ РОССИИ, ГЕРМАНИИ, ИТАЛИИ. ВСЕ ТРЕКИ ЭКСКЛЮЗИВНЫ. НЕ ДЛЯ ПРОДАЖИ".


С официальной частью теперь можно покончить и приступить к рассмотрению деталей. Начнем с оформления, ибо это первое впечатление, которое нахлынет на имельца данного релиза, и без сомнения даст свою, возможно, решающую тень на весь проект. В самом деле, все исполнено в строгом соответствии с мрачной стилистикой: от шрифтов до узоров и картинок на "специальных вложениях". Общее впечатление довольно тягостное, по крайней мере, для меня, однако нельзя не высказаться в пользу качества исполнения, отсутствия концептуальных провалов, несоответствий и эклектики. Черно-белое исполнение фолдера, вступительный этюд Ваганова ("...самая ужасная вещь для тебя это смерть, наивысшая потеря - жизнь. Ты лежишь плашмя на земле, твое лицо в грязи и ты кричишь от удушения, как я могу помочь тебе?..." - перевод с английского), коллаж с соответствующей нагрузкой и множество вкладышей, где собрана информация о каждом треке и исполнителе, а так же кратенькая история АВ!. Идем дальше и начинаем слушать. Как видно из вышеприведенного списка участников, все (или почти все) из них это представители различных уровней мрачного эмбиента, электро-дарк-готики, депрессивного оркестрала, дарк-романтики и прочих сумеречных направлений. Здесь мне бы хотелось отметить один из существенных недостатков релиза: мне прекрасно известны вкусы и устремления Игоря Ваганова, и, исходя из этого, мне не совсем понятно, каким же образом сложилась такая невеселая картина в смысле стилей, представляемых группами и артистами. Если реализация этого проекта изначально имело предназначение символизировать деятельность всей организации АВ! в целом, то необходимо признать, что с данной задачей Ваганову удалось справиться слишком однобоко. И не известно, объясняется это лишь тем, что среди близких АВ! исполнителей оказались главным образом представители мрачных жанров, или просто не было технической возможности разнообразить спектр представленных команд, давая таким образом слушателю намного более полную картину сфер интересов АВ! ??? Как говорил зиц-председатель Фунт, а где musique concrete, а где neutral-ambience, а где электроакустика, а где lo-fi, recycling, noise, apocalyptic folk в конце концов?? На примере компиляции можно проследить очень интересную и, может быть, характерную для всех стилей с ярко очерченными границами поведенческую манеру: поглощение одним, более определимым, узнаваемым, шаблонизированным, но отнюдь не более совершенным стилем другого, с более расплывчатыми и трудно формулируемыми границами. Ведь и REPTILICUS и MAEROR TRI и DELPHIUM и, наконец, ростовская FIGURA (о которой следовало бы говорить как о группе с очень хорошей потенцией и похвальным стремлением вырваться из неоготического гетто в область атмосферной ритм-электроники), -- все эти исполнители принадлежат (хорошо, условно принадлежат), к совершенно другим областям музыки и смотрелись бы совершенно иначе в более нейтральной компании.

С другой стороны, необходимо признать, что для поклонника темных эстетических решений данная компиляция может в некоторых местах стать настоящим откровением, предлагая вместе с привычным звуковым концептом несколько стимулирующих воображение, непредсказуемых треков, способных незаметно для вышеупомянутого поклонника создать для него лишь иллюзию привычного удовлетворения, а на самом деле исподволь разбивая устоявшиеся рецепторы удовольствия и открывая новые, ранее неведомые.

Итак, мы пришли к выводу, что ради концептуальной целостности была принесена в жертву благородная идея всестороннего представления истинного лица АВ!. Конечно, в определенном смысле это говорит и о предпочтениях самого Ваганова, и ничего странного и необычного в этом нет. Кроме того, я еще раз хочу подчеркнуть то мастерство, с которым все выполнено, как по форме, так и по содержанию. А если бы мы все знали, каких неимоверных усилий стоило это Игорю, то все согласились бы с тем, что все мои высоколобые придирки стоило бы разве что выбросить на помойку. Ведь все понимают, что "шанса реабилитироваться" в глазах "нейтральной" аудитории, выпустив следом еще одну компиляцию, у Ваганова еще не скоро будет, да и надо бы еще эту в cd-формате доделать. Однако сам факт осуществления этого проекта в наших условиях можно рассматривать как вполне успешный прецедент, после которого на подобные деяния может потянуть многих других, и тогда этот сборник окажется достойным и значимым начинанием, своего рода эталоном для последующих дерзновений.