BRUME & TOY BIZARRE "DE ZEE/KDI DCTB 57"

STAALPLAAT STCD 038

Электроколлажный выпад со стороны двух известных французских экспериментальных образований.

Первое, Brume, aka Кристиан Ренуа, -- один из старейших проектов, выпускаемых на Staalplaat, славится своеобразной шумовой органикой, сбором звукового материала где угодно, компилированием несопоставимого и сращиванием генетически неприживающегося. На одном из своих последних релизов "Drafts of Collisions" Ренуа представил взрывоопасную смесь сотен радиотрансляций, мозаически выложенную им на фоне перемежающихся птичьих песен и перкуссионных сэмплов. Прочие релизы были замечены на лейблах Ant-Zen, Relapse, Old Europa Cafe, Crowd Control Activities. Нельзя допустить ни секунды тишины!

Второе, Toy Bizarre, aka Цедрик Пейронне, основательно окопались в сфере полевых и промышленных записей, став одним из самых заметных явлений на французской musique concrete/electroacoustic сцене. Их последний релиз -- CDR "KDI DCTB 93" на лейбле Taalem -- звуковая интерпретация будней заводов и электростанций, утонченная помесь атмосферных и индустриальных шумов, где каждый из 21 трека, записанного в 1997-98 годах, помечен точной датой, временем, местом, и даже широтой и долготой того участка земной поверхности, на которой производилась запись, так что каждый желающий сможет убедиться в наличии соответствующего звукового содержания этих мест. Собственный лейбл Kaon -- учреждение для постоянного выхода релизов TB. Не так давно случилась коллаборативная работа TB с Роелом Меелкопом (Kapotte Muziek, etc).

Данный альбом -- результат обмена звуковой информацией между этими двумя образованьями. Результат -- эмоциональная, насыщенная невесть откуда взятыми сэмплами и шумами, почти ни на секунду не замолкающая часть, озаглавленная Brume And Toy Bizarre, и аккуратная, плавная, без единого нойзового сучка и задоринки часть под вывеской Toy Bizarre And Brume. Нам показалось, что ошибочным было решение так недвусмысленно разделить этих двоих музыкантов, а вернее те части, работа над которыми велась ими в индивидуальном порядке. Возможно, что в случае поочередного расположения треков, общая картина была бы еще увлекательней, и экспрессивней. В раздельном же варианте слишком очевиден контраст между ними -- громоздкие, хаотические вещи Ренуа отходят на второй план после не менее красочных, но более выдержанных и сосредоточенных полотен Пейронне. Каждый из коллаборантов остался самим собой при работе с чужим материалом. Кажется, что Ренуа способен элементарный шелест превратить многоуровневый рев; кавардак, который непременно он оставляет после себя, производит впечатление вездесущего и непоправимого. В то же время удивляет та методичность, с которой Пейронне выдергивает буйные сорняки с мусорного огорода Brume: его уверенная рука легко сводит на нет все попытки Ренуа вдребезги разнести акустическое пространство их совместной записи. Трудно представить, чем бы закончилась попытка их буквальной совместной работы (данная пластинка, на наш взгляд, более подобна на сплит-релиз), настолько кажутся несовместимыми манеры обоих музыкантов. Вам предстоит сделать нелегкий выбор между громким цифровым шаманством Brume и спокойным, но очень уверенным аналоговым гипнозом от Toy Bizarre. Впрочем, не исключено, что в первую очередь вас заинтересуют возможности этих двух музыкантов работать именно на стыке дигитальных и аналоговых принципов звукопостроения, где время от времени ими воспроизводятся удивительные по качеству моменты этого пока малоизученного сочетания.
 

CONTROLLED BLEEDING "BETWEEN TIDES"

MULTIMOOD

Середина 80-х. Бронзовый век психотропной музыки. Никто пока точно не знает что играть, как играть, но самое главное, после Throbbing Gristle знают, зачем играть. Именно в этот период формируются зачатки существующих ныне стилей и направлений, производятся немыслимые опыты со звуком и эксперименты с мелодией, производятся попытки создать абсолютно новое, не принадлежащее ничему доселе известному и общепризнанному. Благодатная пора. Controlled Bleeding можно считать приметой своего времени. Представляемая запись очень характерна для музыки тех лет и характерна прежде всего своей непохожестью на все, что тогда было записано и издано на почти забытых ныне носителях. Стоя на распутье концептуалистских рамок и стилистических прорывов, Поль Лемос, как и некоторые из его собратьев по музыкальному перу, все же умудрялся создавать необычные и талантливые работы, "актуальные" и в наше время, а тогда и впрямь считавшиеся новаторскими. Теперь конечно, ни о каком новом звучании на "Between Tides" и речи быть не может, зато каждый отметит хаотичность и эклектику, неуверенность и промахи, а если повезет, то непередаваемую и уже не существующую теплую наивность той музыки, мягкость и ворсистость исходящего от нее тепла и света, непринужденность одаренности и отсутствие извечно существующих штампов. Музыка для ностальгиков и изнывающих от любопытства о том, "как это было тогда", новичков.
Лучше всех об этом может сказать лишь сам автор:

"Около четырех лет я сознательно избегал работы над проектом ремастирования этого LP для CD-формата. Но в основном благодаря поддержке со стороны мистера Фальберга, я, в конце концов, принудил себя к выполнению этой ужасной задачи, которая заключалась в сидении за четвертьдюймовыми лентами тринадцатилетней давности, запись на которые производилась с улиточной скоростью в семь с половиной дюймов в секунду на две из четырех имевшихся на бобинном магнитофоне дорожки. Для полной картины следует добавить, что эти записи содержат бессчетное множество ошибок, нежелательных искажений, сырого исполнения и любительских аранжировок.
    К моменту выхода этого альбома, я думал, что "Between Tides" представлял собой гигантский музыкальный шаг вперед, когда на самом деле это была очень грубая, бессистемно сделанная работа. Тем не менее, несмотря на множество пороков и брака, этот альбом стал важным промежуточным этапом для Controlled Bleeding, сочетая в себе элементы повального нойза наших предыдущих поползновений с текстурированным джазом и псевдоклассическими идеями, которые стали так доминировать в наших последующих работах.
    Хотя будучи записанными не без шероховатостей и зазубрин, в этих избранных треках присутствует дух, которого уже нельзя было почувствовать в музыке, последовавшей позднее. В 1985 году мы были полны вдохновения и изобретательности. Несмотря на дефицит "приличного" оборудования и знаний <надлежащей> техники звукозаписи, истинная радость творчества и экспериментирования вызывала в нас потребность создавать музыку при каждом удобном случае. Как минимум на дорожках этих записей отчетливо слышится атмосфера и энергия первооткрывателей.
   "Between Tides" без сомнения пережиток своего времени, задокументировавший напряженный и плодовитый период, который в свое время определил направление работы над музыкой, которую мы записываем сейчас".

    В завершении следует упомянуть деталь, которая у ностальгирующего Лемоса почему-то отсутствует. Данное издание "Between Tides", второе, насколько нам известно, отличается от оригинального двумя добавленными в самый конец композициями, датируемыми 1997 годом и, очевидно, выполняющими функцию иллюстраций на предмет как раз того, нынешнего "направления", стилистика которого во многом определяется развитием дабовой электроники (возможно, некоторые помнят несколько неожиданное появления трека (или отрывка) Controlled Bleeding на компакт-диске, прилагавшемся к журналу "Стерео/Видео" за один из месяцев 1997-го года).
 

FRANCISCO LOPEZ "UNTITLED 1993"

STAALPLAAT

Немецкий журнал Spex о Франциско Лопезе: "Используя грубые материалы, он наслаивает друг на друга невероятно богатые миры и в этом напластовании образует пространственно-звуковое болото, наподобие заполненного толпой стадиона".

Минимализм низких частот, структурный минимализм, композиционный минимализм, идеологический минимализм, музыкальное ничто, звуковой вакуум, черная дыра эмбиента, воронка между саунд-материей и анти-саунд-материей. Не пытайтесь делать громче, подобный материал не предназначен для оглушительных аудио-опытов, тем более что записан он на среднем, некондиционном уровне записи. Лишь иногда Лопез не выдерживает и позволяет себе извлечь из еле уловимого движения тумблера на микшере полупризрачную, почти неощутимую флюиду самообразовавшегося жеста, дуновение, кажущееся способным разрушить прямую как стела конструкцию его композиций; но едва успеваем мы почувствовать это прикосновение раскаленными анероидами, как оно улетучивается и мы снова в оловянной ванне звука.

Следуя за недавним трехдюймовым cd-синглом "Untitled 1980-83", это первый концертный альбом Франциско Лопеза, записанный на нескольких площадках в соединенных штатах в 1993 году при участии ряда коллаборантов: Michael Gendreau, Zan Hoffman, John Hudak и Gen Ken Montgomery, Michael Northam и Steve Peters. Пять композиций общей продолжительностью более часа основательно подрывают все сомнения по поводу действенности низкочастотного гула, в особенности той его разновидности, которую предлагает Лопез. В отличие от, скажем, Мика Харриса, еще одного lo-end гуру, Лопез привлекателен, казалось бы, невозможной для данного типа музыки мягкостью, гибкостью, эластичностью звука, выигрывая этим у своего низкочастотного собрата, увязшего в реверберациях, постоянно повторяющихся тамтамах и однообразном грохоте. Естественно, говорить о разнообразии в музыке Лопеза так же бессмысленно, но если у Харриса эта особенность не более чем угнетающа, и выступает как надоевший и широко используемый прием, то у Лопеза она есть сама суть, ради которой все и создается, которая вызывает пусть замедленную, но все же безотказную реакцию у слушателя, пригвозженного к своему креслу шершавой и теплой скалой лопезовской тектоники. Минимализм абсолютно во всем, не исключая и участие вышеперечисленных музыкантов (нам до сих пор непонятно, в чем же заключалось их участие), приводит к совершенно обратному результату, когда ты стремишься ухватиться за малейший сдвиг в прямолинейном движении, лунатически следуешь за каждым звуком, лишь иногда вздрагивая и просыпаясь, когда Лопез соизволяет вставить чуть слышный сэмпл, скажем, идущего в лесу дождя. Этот непостижимый эффект более всего поразителен: минимальными средствами добиться максимального внимания со стороны слушателя, не понимающего, как при таком ничего не значащем, никак не определяемом и в общем-то плохо расслышиваемом звуке можно так упиваться этим альбомом. Это тем более удивительно для нас, практически не употребляющих низкочастотные гуделки в пищу, особенно если в них обнаруживается очевидный негативный заряд. Видимо обилие нюансов, распознавание и перцепция которых проходит на полу-подсознательном уровне, да абсолютная нейтральность в смысле настроения позволяет этому релизу неожиданно стать одним из наших любимых.

Оформление компакт-диска выдержано в подобающем и традиционном для Лопеза духе: узкая прозрачная коробка, отсутствие изображений на ней, лишь едва заметная шелкографическая надпись с обозначением имени артиста и названия альбома. Сама пластинка также не содержит никаких изображений, а лишь служебную информацию о времени, месте и авторах создания альбома. Некоторые компакт-проигрыватели проиндицируют отсутствие первого, второго, третьего, четвертого и пятого трека, первым треком на диске окажется номер шестой, что должно символизировать преемственность записанного материала всей серии "Untitled". Кстати, учитывая большой спрос на первый мини-компакт Лопеза "Untitled 1980-83", Staalplaat принял решение переиздать его и вновь очень небольшим тиражом в 250 экземпляров.

 
EDWARD KA-SPEL "THE BLUE ROOM"

SOLEILMOON

"Незадолго до наступления тысячного года до Нашей Эры великая цивилизация приняла коллективное решение о том, что на планете, известной как Земля, нет больше будущего. Всего за несколько дней ученые разработали, а инженеры построили звездную флотилию, которая должна была доставить их в самые отдаленные участки галактики. Они не смогли осуществить этого - целая армада космических кораблей потерпела крушение, разбившись на одной из лун планеты, которую они называли Zob. Все следы этой цивилизации исчезли навсегда.

Незадолго до нулевого года таинственный бородатый человек вызвал сильное раздражение и недовольство у одного непопулярного, но влиятельного монарха, сказав ему, что скоро родится великий человек, который изменит ВСЕ. Таинственный бородатый человек был обезглавлен. Великий человек родился, изменил ВСЕ и был казнен.

Незадолго до тысячного года Нашей Эры огромное количество людей отказалось от своих мировых владений и стало вести нищенский образ жизни. Другие, опасаясь худшего, выбрасывались из высоких башен. Обычно это приводило к фатальному исходу.

Незадолго до двухтысячного года несколько тысяч человек отступали в свои комнаты и медитировали под "The Blue Room", последний альбом Эдварда Ка-Спела, вокалиста The Legendary Pink Dots".

Именно так, в несколько странной манере античной притчи, лейбл Soleilmoon отрекомендовал в своем пресс-релизе последний на текущий момент ка-спеловский сольный альбом, замечая попутно, что последний можно неплохо использовать для тысячелетних медитаций. Связь этих фантазий, принадлежащих скорее всего перу самого Ка-Спела, с содержанием альбома установить весьма проблематично, ибо сюжетные линии песен (по крайней мере, тех песен, у которых эти сюжетные линии присутствуют и которые можно хоть как-то выделить среди традиционного хаоса психологико-сюрреалистических этюдов Ка-Спела) на наш русскоязычный взгляд никак не перекликаются с лирикой всего альбома в целом. Вообще, конечно, судить очень трудно, потому как Ка-Спел -- поэт чрезвычайно сложный для понимания в наших палестинах по вполне очевидным причинам. Простое незнание английского в достаточной степени еще полбеды, а вот абсолютное отсутствие опыта в восприятии и анализе английской поэзии во всей ее полноте на языке оригинала окончательно закрывает доступ к значительной части того, что пытается выразить в своем творчестве Ка-Спел. Остается довольствоваться лишь некими смутными ощущениями, предвидениями и надеждами на понимание, общими впечатлениями и искаженным, опосредованным воздействием такой музыки на слушателя. Возможно, повышенная чувственность отечественной аудитории к хрупким конструкциям Ка-Спела  с лихвой возместит все эти недостатки восприятия и, что скорее всего, привнесет в этот, как всегда уникальный, слушательский опыт нечто свое и неповторимое.
В последнее время Ка-Спел одержим идеей грядущей вселенской катастрофы, и в связи с этим рассматривать приведенные в начале мысли о снисхождении человечества от губительных коллективных форм к исключительно индивидуальному и медитативному образу существования вполне оправдано. Как всегда, альбомы Ка-Спела (как впрочем, и The Legendary Pink Dots) предназначены исключительно для уединенных прослушиваний и, вполне реальных медитативных погружений. "The Blue Room" не исключение, и после того, как вас хорошенько проймет от просто потрясающей "Scarlett Cross" (поэтическая история о посещении вампиром одной особы), перед вами разверзнется пучина полубезумных ка-спеловских инвенций, засосет надолго и основательно, заставляя проигрывать эту программу по несколько раз в день. Доводя до совершенства свои традиционные для сольных работ комбинаторные приемы, постоянно сменяя по-разному звучащие инструменты, автор делает этот альбом очень притягательным и, безусловно, непохожим на предыдущие записи. Ка-Спел стремится как можно сильнее разнообразить свой саунд, что изящно и легко компенсирует некоторую бледноватость и бедноватость красивых мелодий, тех, что оглушали на ранних альбомах и что потом появлялись реже и реже, но отнюдь не портили этим общую картину творчества Ка-Спела.
Настроение "The Blue Room" очень спокойно и умиротворенно, больше светлых, пастельных тонов, как нигде более Ка-Спел сумел до конца остаться сдержанным, ровным и в то же время интересным и впечатляющим. Не думаем, что есть смысл упоминать здесь отдельно какие-то треки, каждому предоставляется возможность получить от этого альбома удовольствие и приобрести незабываемый опыт опосредованного музыкой общения с ее автором.