LE FORBICI DI MANITU' "Quadrivelogue" CD
(Disturbance)

English

Маниту Росси живёт где-то в итальянской провинции и практически не имеет никакой связи с внешним миром. В круг его интересов, кроме прочего, входит ещё и вера в бога - но только в её самых скабрезных аспектах. В 1983 году он впервые совершил попытку перевести свои наклонности в русло музыки и основал группу под странным названием "Ножницы Маниту". Одни из первых его творений можно услышать на кассетном сборнике "Saliva Calda" для лэйбла Rosa Luxemburg Corporation (1990). Однако, в результате принципиальных и вполне закономерных разногласий с другим участником группы (по имени Сатана Чианчиулли), "Ножницы" быстро развалились пополам, и воскресли уже в нынешнем составе, который включает ещё двух легендарных итальянских музыкантов. Первый из них, Энрико Марани, был одним из состава группы TAC (Tomograffia Assiale Computerizzata), с которой он записал три самых лучших их альбома - "Pioggia su Carne di Cavallo", "A Circle of Limbs" и "Hypnotischer Eden", а также, являясь отличным фотографом и дизайнером, сделал массу красивых обложек для разных итальянских групп. И, наконец, третий, самый известный участник - Витторе Барони. В конце 70х он был известным музыкальным журналистом, работал в журналах "Rockerilla", "Velvet", "Rumore", "Sonora", "Neural" и др. Но прославился он как один из инициаторов мэйл-арта и включении Италии во всемирную музыкальную сеть. Обладая огромным музыкальным архивом и являясь лучшим другом для таких людей как Карл Ховард (audiofile Tapes) и Родольфо Протти (Old Europa Cafe), он также выпустил 69 номеров собственного журнала "Arte Postale!", с 1980 по 1984 возглавлял группу агрессивного плагиаризма Lieutenent Murnau, с 1981 по 1987 вёл совместно с Пьермарио Чиани лэйбл Trax - международную мульти-медиа трибуну мэйл-арта. В настоящее время владеет небольшим издательством AAA-Edizioni и участвует в музыкальном проекте, с которого я начал свою рецензию. Наверное, после такого внушительного вступления прозвучит как-то несолидно, что группа играет обычный техно-эмбиент. Но это действительно так - тем более что Disturbance, техно-подразделение лэйбла Minus Habens Records, именно такой музыкой и занимается. Впрочем, обычный он или необычный - это дело вкуса, и вполне возможно, что я просто не очень хорошо разбираюсь в этом направлении, чтобы со всей полнотой ответственности судить об этом. Четыре длинные пьесы, расположенные словно в напоминание о четырёх частях света, неторопливо разворачивают свои аморфные горизонты и массажируют слух мягкими и негромко пульсирующими ритмами... (ДВ)
Адреса: AAA-Edizioni c/o Vittore Baroni, via C. Battisti 339, 55049 Viareggio LU, Italy
или Minus Habens/Disturbance c/o Ivan Iusco, via Giustino Fortunato 8/N, 70125 Bari, Italy

 

LE MYSTERE DES VOIX BULGARES "Lale Li Si" CD
(Jaro)

English

Уникальная история Болгарии и ее изолированное географическое положение позволили сохранить музыкальное наследие, восходящее к традициям нескольких европейских и азиатских народов. Первое государство на территории Болгарии было основано в 681 году. С самого начала музыкальное развитие находилось под влиянием трех основных этнических формаций: славянской, ранне-болгарской и немногочисленной национальной популяции, оставшейся со времен античного фракийского государства. В 865 году в Болгарию из соседней Византии пришло христианство и византийское пение. С конца XIV века до 1878 года Болгария была частью Турецкой Оттоманской империи, и за эти 500 лет народная музыка была единственным жанром, получившим развитие и признание. В конце XIX века появился быстро растущий интерес к национальному искусству под влиянием аналогичных тенденций в Германии, России и Чехословакии. После социалистической революции 1944 года музыкальная жизнь, подобно другим областям искусства, находилась под контролем правительства и следовала политическим и стилистическим законам "социалистического реализма". Первым, кто взялся за воскрешение болгарской народной музыки, был Филип Кутев, чья аранжировка песни "Polegnala e Toudora" поражает своей красотой и гармоничностью. Вслед за ним многие болгарские композиторы стали использовать народную музыку в качестве основы для аранжировок, а иногда и как универсальный инструмент для поиска стилистических решений. Отсутствие академической школы и, соответственно, письменной традиции представления музыки сделало этот процесс наиболее интересным и многообещающим направлением. Надо сказать, что уже появились последователи такого подхода в других странах (например, Чарльз Ив и Аарон Коуплэнд в Америке). Иван Спасов (выдающийся этномузыколог и композитор), а также Димитар Динев, Стефан Канев, Анастас Наумов, Здравко Манолов, Николай Стайков и Крассимир Кьюркчийски гордятся родной культурой и с любовью раскрывают ее безграничный потенциал в своих аранжировках и стилистических ходах. Получающиеся в результате музыкальные произведения полноценны и разнообразны, их стили варьируются от авангарда до поп-музыки и джазовой ритмики. Возвращаясь к тому времени, когда первый государственный народный ансамбль Филипа Кутева (болгарский женский хор) стал движущей силой для воплощения идей его композиторской школы, необходимо сказать, что это был коллектив, собранный из вокалистов со всех концов страны, профессионально изучавших народную музыку и этномузыкологию и имеющих большой опыт хорового пения, знакомых также и с западной вокальной школой. Таким образом, они могли успешно комбинировать различную тембральную технику народной музыки со сложными структурами, задуманными композиторами и аранжировщиками. Трудно сказать, какое название лучше для них подходит - народный ансамбль или классический хор; скорее всего, и то, и другое одновременно. Болгарская народная музыка по традиции исполняется исключительно женщинами - двумя группами голосов или двумя солистками, иногда сменяющими друг друга. Сами женщины, участницы хора, тесно связаны со своим репертуаром - каждая из них помнит до 1000 песен. Помимо их исполнения, женщины сами доносят песни до композиторов и аранжировщиков. Пожалуй, основным отличием болгарской народной музыки от любой другой является ее огромное ритмическое и метрическое разнообразие. Не говоря о том, что к стандартным симметрическим размерам (2/4, 3/4, 4/4) прибавляются нерегулярные (5/8, 7/8 или даже 15/8 и 17/8), даже песни с постоянно меняющимся размером звучат на слух совершенно ровно и привычно. В прошлом народные пляски всегда сопровождались хоровым пением и очень редко - игрой на музыкальных инструментах. Мотив песни "Tapan Bie" демонстрирует вокальную эмуляцию игры на болгарском народном барабане - тапане, а в песне "Kalugerine" хор бьет в барабан вокальными аккордами! Неравномерность ритма этих песен оживляет их и синхронизирует исполнение с танцевальными движениями, что особенно естественно для поющих танцоров. Также имеется большое разнообразие в использовании шкал - в основном это диатоническая шкала, но в нескольких регионах (например в горах Родопи) до сих пор встречается пентатоника и хроматическая гамма с увеличенными интервалами, которые напоминают древнегреческую и фракийскую музыку. Меняется и интонация, что очень непривычно для западной традиции с ее темперированными ладами. В сущности, у этой музыки нет единых характерных черт - они меняются в зависимости от культурно-исторического положения региона. Влияние Фракии чувствуется в медленных задушевных песнях, поющихся резонирующими голосами, в противоположность болгарскому металлическому тембру, создающемуся за счет чисто горлового и грудного резонанса. Застольные песни исполняются солистом с вокальным или инструментальным аккомпанементом и имеют тихое и траурное звучание. "Kalimanko Denko" - красивая и грустная песня, повествующая о любви в самом глубоком смысле слова. Иногда песни приобретают эпическую окраску - с количеством фраз, доходящим до 500, они рассказывают о героях прошлого, мифах и легендах болгарского народа, исполненных любви и почести. Иван Спасов, используя приемы алеаторики, распределил голоса таким образом, что пение приобретает черты прекрасного звукового ландшафта. В Пирине и западных регионах имеется отличительная особенность двухголосного пения, строящаяся на нечетком разделении голосов, что напоминает византийскую традицию, или же на сокращении интервала между соседними голосами до секунды, как в полифонии раннего Средневековья. Благодаря этим приемам Кьюркчийски в аранжировке песни Pilentze Pee достиг удивительного результата, которому могли бы позавидовать модернисты. В настоящее время Болгария стоит на пороге создания новой музыкальной культуры. Пройдя длинный путь национального самосознания, она подошла к тому моменту, когда ей предстоит вести открытый и обстоятельный диалог с другими народами. Болгарский женский хор представляет одну сторону этого диалога... Вы можете стать другой его стороной. (ВИ)
Адреса: Jaro Medien GmbH, Bismarkstr. 83, 28203 Bremen, Germany

 

LE PLASTIQUE MYSTIFICATION "In The Land Of Melancholy" CD
(Obuh)

English

История этой группы уходит в далёкое прошлое, в те времена, когда слова "КГБ" и "антисоветская пропаганда" воспринимались более чем серьёзно, в эпоху авторитарного режима и диссидентства. Да, LPM - это группа наших бывших соотечественников, основанная во Львове в начале 80х: Владимир Сурмач, Максим Василенко и Алексей Лугин. Вместе с ними в её судьбе принимали участие многие люди, перечень которых вышел бы далеко за пределы этой рецензии. Несмотря на нелегальный статус и многие годы существования в андеграунде, группе удалось сохранить и восстановить все ранние записи и позднее переиздать их на нескольких CD. Новый же альбом был записан при участии музыкантов из России, Украины, Польши и Дании. Польский лэйбл Obuh Records, известный широтой своих вкусов и издающий всё от фолка до авангарда, выпустил их новый альбом - как всегда, в шикарном оформлении и превосходном качестве. Концепция пластической мистификации - это метод, преобразующий культурный, научный, философский и исторический материал в субъективные и эклектичные формы, позволяющие привести любой феномен в соответствие с уровнем сознания и использовать его по окончани накопления опыта. Духовную поддержку музыканты ищут в различных религиях, наследии русской школы теософии, гуманизме, экологии, футуризме, искусстве пре-рафаэлитов и многих других источниках. Это очень странная музыка - как и следует из названия, медленная и меланхоличная. Тяжёлая, но приправленная джазовыми оборотами, вальсирующими колыбельными, шепчущими голосами, романтикой хиппи-рока... и тем не менее возвращающая в атмосферу грусти и отчаяния. Многообразие инструментов оснащает музыку дополнительным изяществом, наполняет её жизнью и, безусловно, расширяет границы восприятия. Параллельно Obuh Records выпустили альбом Марии Захаровой - украинской поэтессы, поющей под музыку LPM. (ДВ)
Адреса: Obuh Records c/o Wojcek Czern, P.O.Box 338, 20-950, Lublin 1, Poland
или Le Plastique Mystification c/o Vladimir Surmach или Kundalini Studio

 

LE SYNDICAT "Corrumpate" CD
(Pure)

English

Романтика - состояние души, в котором человеку кажутся прекрасными привычные вещи, которые до этого абсолютно ничем не привлекали к себе внимания. "Corrumpate" взывает к самым мрачным и извращенным сторонам сознания, к деструктивности и грязи, возводя эти ужасные пороки на пьедестал великолепия. Созерцание собственной болезни наводит на мысль о тотальном климаксе общества, что возвышает дух и одновременно обожествляет одиночество. 15 композиций - амбиентных коллажей из голосов, отзвуков уличных концертов, обрывков старых фильмов в дебрях гнетущего электронного мусора. Это похоже на прослушивание старой, исцарапанной пластинки с грустной мелодией, впервые услышанной много лет назад. (ДВ)
Адреса: Pure/RRRecords, 151 Paige, Lowell MA 01852, USA

 

LILITH "Imagined Compositions for Water" CD
(Hushush)

English

Водная стихия привлекает многих музыкантов-экспериментаторов, достаточно вспомнить "En Attendant Cousteau" Жана-Мишеля Жарра или незабвенные гидрофонии Асмуса Титченса ("Seuchengebiete 1-3"). Американец Скотт Гиббонс - заметная и известная фигура на независимой музыкальной сцене, на счету его проекта Lilith уже 4 альбома, и все они посвящены подробному исследованию какого-либо звукового феномена. Например, в первом альбоме "Stone" таковым был обычный камень, а в более позднем "Redwing" - воздух. "Воображаемые композиции для воды" отражают основную идею композитора - создавать необычные звуковые эффекты и конструкции, не используя синтезаторов и компьютерного процессинга. Звучание различных водоёмов и водопадов было подвергнуто лишь минимальной обработке цифровыми и аналоговыми фильтрами, а также обычным процедурам пре-дигитального периода технологии звукозаписи (изменение скорости и направления фонограммы, микширование, зацикливание, многократная перезапись и т.п.). Материал для альбома был записан на фестивале Ars Electronica в Линце в 1997 году и на концерте в Comandini Theatre в итальянском городе Сезене в 1998 году. Этому предшествовали путешествия, поиски, полевые записи, сэмплирование - долгая и сложная работа, настоящее исследование скрытого потенциала неживой природы. Все композиции подробнейшим образом описаны, и остаётся только удивляться изобретательности автора, который при помощи подручных средств добился такого впечатляющего результата. Звучание альбома очень динамично и имеет окраску застывшего техноидного трэка - микроструктура звука кажется спрессованной из тысяч эффектов, ни один из которых никогда не выходит на первый план, но именно их сочетание придаёт особенную яркость и выразительность каждой секунде изменённого времени. Эта часовая экскурсия в синтетический мир - превосходная метафора для силы воображения: холод каменной породы, скрытой в глубине океана, стремительная сила подводного течения или свет, отражённый от поверхности воды - всё имеет свой звуковой эквивалент. (ДВ)
Адреса: Disques Hushush Inc. или Lilith c/o Scott Gibbons, 320 S.Leitch Ave, La Grange IL60525, USA

 

LITTLE FYODOR "Dance Of The Salted Slug" CD
(Elephant 6)

English

Литтл Фёдор - один из самых странных музыкантов, которых мне доводилось встречать. Этот эксцентричный, темпераментный, яростный, импульсивный шоумен - представитель поколения наследников американского "свободного творчества", клоун, комик, провокатор, мыслитель, эстет, поэт и большой поклонник Достоевского (которому он, кстати, обязан своим псевдонимом). Фёдор появился на горизонте в начале 80-х - сначала как ведущий радиопередачи "Под Половыми Досками", посвящённой авагардной музыке и антисоциальным сентиментам, а затем как один из музыкантов странной экспериментальной группы Wall Of Genius, выпустившей три десятка кассет за небольшой период своего существования (1983-1986). После распада группы Фёдор занялся сольным творчеством и записал сингл "Slither" и два альбома: "Beneath The Uber-Putz" и "Idiots Are Closer To God" (всё это было выпущено на виниле - следовательно, давно). И вот, наконец, первый CD, выпущенный с помощью друзей из группы The Apples на их лэйбле в 1994 году. Если бы Фёдор жил в нашей стране лет тридцать назад, он наверняка стал бы бардом-аутсайдером, любимцем студентов и маргинальной интелигенции. Но он - американец и живёт в Денвере, вместе с полусумасшедшей старушкой, которую он называет Бабушкой. Идиотический имидж Фёдора как нельзя лучше выражает разочарование и сарказм, которые являются главным содержанием его песен. На ум может приходить всё что угодно - от плохих пародий на американских рок-звёзд до извращённых любовных историй (кстати, Фёдор познакомился с Бабушкой на одном из концертов The Haters). Фёдор поёт предельно естественным голосом и аккомпанирует себе на гитаре (в сопровождении баса, барабанов и синтезатора, на котором играет Бабушка), так что этот альбом никого не сразит наповал, но возможно, заставит задуматься. (ДВ)
Адрес: Little Fyodor, 3277 Raleigh St., Denver, CO 80212, USA

 



LOPEZ, FRANCISCO "Belle Confusion 969" CD
(Sonoris)
"Untitled #89" CD
(Or)

English

Я всегда воспринимал мир вокруг себя как огромную шумовую вселенную, и не слишком полагался на зрительное восприятие, если что-то казалось мне непонятным. Франциско Лопес исследует звучание окружающей среды уже почти 20 лет, и его работы выявляют схожее отношение к реальности, будь то резкий и радикальный антиструктурный шум, инспирированный жизнью насекомых, или ультра-минимализм, понижающий амплитуду белого шума почти до нуля. Альбом "Belle Confusion 969" записывался с 1996 по 1999 год в латиноамериканских тропических лесах и представляет собой один длинный трэк, состоящий из лабиринта перепутанных между собой сэмплов разной продолжительности, скорости, громкости - скорости, пики амплитуд постоянно шевелятся в акустическом тракте словно горстка червей в руке. "Untitled #89" - очередная часть в серии "безымянных" альбомов, начатой знаменитым беззвучным синглом Drone Records. Тоже всего лишь одна пьеса, еще более длинная, чем предыдущая, и начинающаяся после полутораминутной паузы. Действительно, зачем спешить - места на компакт-диске много... Вырастающая из небытия стена атмосферного шума, более монотонного и мягкого, гипнотизирующего и медитативного до бесконечности. Эти два альбома - всего лишь небольшая часть материала, выпущенного композитором последнее время. Если они вам понравятся, не забудьте послушать остальные, выпущенные на Staalplaat и Linea Alternativa.
Адреса: Sonoris, 28, rue du Parlement Ste-Catherine, F-33000 Bordeaux, France
Or, 13 Osward Road London SW17 7SS, UK
Francisco Lopez, Apartado 2542, 28080 Madrid, Spain

 

LT.NO "Globalcut" CD
(Naive)

English

Проект бывших участников рок-группы Le Tetines Noires со своим дебютным альбомом... Честно говоря, подозрительным показалось число пресс-релизов, опередивших даже сам альбом, и причем преимущественно французских. Опасения подтвердились - несмотря на то, что альбом продюсировал Пол Кендалл, известный по работе со многими группами с Mute Records, а его дизайн выполнен на самом высочайшем уровне, сама музыка показалась мне французским вариантом Nine Inch Nails. Конечно, нельзя отказать музыкантам в прекрасной звукорежиссуре, экстраординарности и иронии, без которой невозможно себе представить смесь NIN и хулиганского шансона... Вполне возможно, что кому-то этот альбом понравится, но рекомендовать его я могу только тем, кому любопытно состояние нынешней французской альтернативной рок-сцены.
Адреса: Naive, 9 rue Victor Massй, 75009 Paris, France
or LT.NO web page

 











НАЗАДE-MAIL