В то время как ВСЕ существует во ВСЕМ, то справедливо при этом и то, что ╚ВСЕ есть во ВСЕМ╩. К тому, кто действительно понимает эту Истину, - пришло Великое Знание╩. Кибалион.
Как часто большинство людей слышало повторяемые утверждения, что их Божество,
╚под различными именами: было ╚ВСЕМ во ВСЕМ╩. И как мало подозревали они
о глубокой (внутренней оккультной истине, заключенной в этих равнодушно
произнесенных словах). Часто обычно используемые выражения являются остатком
(пережитком) древней Герметической максимы, цитированной выше. Как говорит
Кибалион: ╚К тому, кто поистине понимает эту Истину пришло великое Знание╩.
И поскольку это так, да вайте исследуем эту истину, понимание которой так
много значит. В этом положении Истины - такова Герметическая максима, заключена
одна из величайших философских, научных, религиозных Истин.
Мы дали вам Герметическое Учение, относящееся к духовной природе Вселенной
- Истину, что Вселенная духовна и заключается в разуме ВСЕГО. Как и говорит
Кибалион в отрывке, цитированном выше: - ВСЕ во ВСЕМ. Но отметим также
взаимосвязанное утверждение, что равноценно справедливо, и что ВСЕ находится
во ВСЕМ. Это явно противоречивое утверждение примиряется Законом Парадокса.
Более того, что точное Герметическое установление отношений, существующих
между ╚ВСЕМ╩ и его духовной (ментальной) Вселенной. Мы видели, как ВСЕ
содержится во ВСЕМ.
Теперь исследуем другой аспект этого вопроса. Из Герметических Учений следует,
что ВСЕ приближено (сокращается внутри, прирожденное, живущее внутри),
к своей Вселенной. И каждой частицей, единицей или соединением внутри этой
Вселенной. Это утверждение обычно иллюстрируется Учителями ссылками на
Принцип Соответствия. Учитель поручает ученику образовать (сформулировать)
духовный образ чего-либо, личности, идеи - чего-нибудь, имеющего духовную
форму, при этом, излюбленным приемом служит создание автором или драматургом
идеи его персонажей или создание (сотворение) художником или скульптором
образа идеала, который он желает выразить своим искусством. В каждом случае
ученик обнаруживает, что в то время, как образ имеет свое существование
и бытие (существует и живет) исключительно в пределах его собственного
ума (дна), однако, он, ученик, писатель, драматург, художник или скульптор,
по ощущениям также очень близок к нему (живет в нем), или обитает в нем,
как и духовный образ. Другими словами, внутренняя сила (жизнь, дух) действительности
в духовном образе исходит из внутреннего разума мыслящего человека. Поразмыслите
над этим, пока не усвоите эту идею.
Чтобы привести современный пример, скажем, что Отелло, Яго, Гамлет, Лир,
Ричард Третий существовали только в уме (мозгу) Шекспира, в момент их замысла
или творчества. И в то же время Шекспир также существовал (присутствовал)
в каждом из этих характеров, отдавал им свою жизнь (дух) и поступки, которых
мы знаем под именем Оливера Твиста, Урии Гипа - по Диккенсу ли, или каждый
из этих персонажей обладал собственной душой, независимо от своего творца.
Имеют ли Венера Мидицейская, Сикстинская Мадонна, Апполон Бельведерский
души самостоятельные или они представляют душевную и духовную силу своих
(господ) творцов. Закон парадокса объясняет (выявляет), что оба предположения
справедливы, если смотреть с соответствующих точек зрения. И Микобер, и,
однако, Диккенс и, опять- таки, хотя можно сказать, что Микобер - Диккенс,
однако, Диккенса нельзя идентифицировать с Микобером. Человек, подобный
Микоберу, может воскликнуть: ╚Душа моего творца заключена во мне - и все
же я не он╩. Насколько же это отлично от ужасных полуистин, столь широко
провозглашенных теми из полумудрых, которые наполняют (оглашают) воздух
своими хриплыми воплями: ╚Я есть Еог╩. Вообразите бедного Микобера или
Урии Гипа с его змееподобным характером: ╚Я есть Диккенс╩ или кого-либо
из низших духов из какой-либо пьесы Шекспира, напыщенно объявляющих: ╚Я
- Шекспир╩. ВСЕ есть в земном черве и же же земной червь далек от того,
чтобы быть ВСЕМ. И все же сохраняется чудо, что хотя этот земной червь
существует просто как низшее существо, созданное н существующее исключительно
внутри Духа (Разума), однако, ВСЕ близко (родственно) к этому червю и к
тем частичкам, из которых он состоит. Может ли быть более велика тайна,
чем та, что заключена в этом ╚ВСЕ╩, во ╚ВСЕМ╩ и ╚ВСЕ во ВСЕМ╩.
Ученик, конечно, осознает, что примеры (иллюстрации) данные выше, очень
несовершенны и неадекватны, вследствие того, что они показывают сотворение
духовных образов в конечных (человеческих) умах, тогда как Вселенная является
творением бесконечньго Разума - и разница между этими двумя полюсами разделяет
их. И все же это только аспект уровня (дела) - тот же принцип Соответствия
и в том и в другом: ╚Как вверху - так и внизу, как внизу, так и вверху!╩
И по мере того (по уровню) как человек осознает существование постоянно
пребывающсто Духа близко внутри своего существа, так он будет подниматься
по духовной шкале (лестнице) жизни. Это то, что означает духовное развитие
- узнавание, осознание и проявление Духа внутри нас. Постарайтесь запомнить
это определение Духовного развития. Оно содержит Истину истинной Религии.
Существует много планов бытия - множество подпланов жизни - множество уровней
существования во Вселенной и все зависит от продвижения Существ по шкале,
низшей точкой которой является грубейшая материя, а высшая отделяется тончайшей
границей от духа (души) ВСЕГО. И все движется вперед и вверх вдоль этой
╚Шкалы Жизни╩, все находится в движении, все находится в пути, конец которого
- ВСЕ. В е с ь п р о г р е с с в л я е т с я В о з
в р а щ е н и е м Д о м о й. Все находится в прогрессе Вперед
и Вверх, несмотря на кажущееся противоречие наружности. Таково послание
Просветленных (Посвященных). Герметические Учения, касающиеся процесса
духовного сотворения Вселенной, заключаются в том, что в начале Творческого
Цикла ВСЕ в своем аспекте ╚бытия╩ устремляет свое желание к аспекту ╚становления╩,
и начинается процесс творчества. Учение гласит, что процесс заключается
в снижении вибраций до очень низкого уровня энергии вибраций, и по достижении
этой точки проявляются наиболее низшие формы материи. Этот процесс получил
название стадии инволюции, в которой ВСЕ вовлекается или погружается в
творчество. Этот процесс, как считают Герметисты, имеет сходство (соответствие)
с душевным процессом художника, писателя или изобретателя, которые на столько
глубоко погружаются в свое духовное творчество, что почти забывают о своем
собственном сущестсововании в течение некоторого времени почти живут в
творчестве. Если бы вместо слова погруженный мы пользовались словом ╚поглощенный╩,
╚отвлеченный╩, вероятно, мы бы дали белее яркоевыражение нашей идеи. Эта
инволюционная стадия творчества заключается в том, что называется ╚излиянием╩
Божественной Энергии. Тогда как эволюционное состояние называется ╚втягиванием╩
(впитыва нием) ·
Экстремальный полюс процесса творчества считается максимально удаленным
от ВСЕГО, тогда как начало эволюционной стадии считается началом обратного
движения маятника Ритма - идея прихода домой содержится во всех Герметических
Учениях.
Учения гласят,
что во время излияния вибрации становятся все ниже и ниже, до тех пор,
пока не достигается граница, и тогда начинается возвратное движение. Но
существует та разница (отличие), что в то время как идет ╚излияние╩. Творческие
Силы проявляются в сжатом, компактном виде и как целое, тогда как сначала
эволюционного состояния или впитывания, проявляется закон индивидуализации,
то есть тенденция к разделению на Единичные Силы так, чтобы в конечном
счете то, что оставлено ВСЕМ КАК НЕ индивидуализированная энергия, возвратилось
к своему источнику в виде бесчисленных, высоко развитых Единиц Жизни. поднимаясь
выше по шкале путем физической, душевной и духовной эволюции.
Древние Герметисты, описывая процесс ментального сотворения Вселенной в
Разуме ВСЕГО, пользуются термином ╚медитация╩ (замысел, размышление - созерцание),
часто используя и термин ╚проявление╩, рассмотрение, изучение, ожидание,
предположение. Но, вероятно, имеется в виду работа Божественного Внимания
- (заботы). ╚Внимание╩ - слово латинского происхождения, корень обозначал
╚протягивать╩, ╚вытягивать╩, посему действие - Внимание - в действительности
есть мысленное ╚вытягивание, протягивание╩ духовной энергии - такова основная
идея, которую мы имеем в виду, когда вникаем в истинное значение термина
- ╚Внимание╩.
По Герметическим учениям, касающимся процесса Эволюции- НЕ ВСЕ, замыслив
начало Творчества - заложив, таким обра зом, материальные основы Вселенной
- продумав до конца ее существование, постоянно (глубоко) просыпается,
то есть выходит из состояния ╚медитации╩, и при этом начинает проявляться
процесс Эволюции на материальных, мысленных и духовных планах - последовательно
и по порядку. Так начинается движение вверх - все начинает двигаться к
Духу. Материя становится менее грубой. Начинают появляться элементы, формируются
соединения: проявляется Жизнь и проявляется во всех более высоких формах
- Разум становится более явным - с постоянным повышением вибраций. Короче,
весь процесс Эволюции во всех его фазах берет начало и идет в соответствии
с установленными Законами процесса ╚впитывания╩. Все это занимает вечности
человеческого времени, - вечность длится миллион лет, но Просветленные
утверждают, что все создания, включая эволюцию и инволюцию Вселенной не
дольше (далее) мгновения ока ВСЕГО.
В конце
бесчисленного цикла вечности ВСЕ забирает свое внимание, свой Замысел и
Содержание Вселенной, так как Великая работа закончена, и все входит во
ВСЕ, из которого оно возникло. Но Тайна Тайн - Дух каждой души не уничтожается,
а бесконечно развивается - Творение и Творец сливаются. Так говорят Просветленные.
Выше рассмотренные картины ╚содержания╩ и последующего пробуждения от содержания
ВСЕГО - не что иное, как попытка Учителя описать Бесконечный процесс конечным
примером. И все же: ╚Как внизу, так и вверху╩. Разница только в уровне.
Я точно так же (в свое время) уходит от Материального плана, уходя все
глубоко и глубже в Живущий Дух, являющийся поистине ╚Божественным Я╩ ЭГО).
Есть еще один вопрос, о котором нам хотелось бы поговорить в этом уроке,
почти вторгающийся в область Метафизической теории, хотя наша цель - просто
показать бесполезность таковой теории. Мы имеем в виду вопрос, несомненно
приходящий на ум каждому, кто отважился на поиски Истины. Вопрос: ╚Почему
ВСЕ создает Вселенные?╩. Вопрос может быть задан в любой форме, но вышеуказанное
заключает суть его.
Люди упорно
бились над его решением - но до сих пор нет ответа достойного. Некоторые
воображали, что ВСЕ стремилось чего-то достичь этим, но это нелепо, ибо
чего могло достичь ВСЕ, чем бы оно не обладало? Другие искали ответа в
том аспекте, что ВСЕ пожелало что-нибудь возлюбить, третьи - что оно творило
для удовольствия, либо для развлечения, или потому, что оно было ╚одиноко╩,
или для того, чтобы проявить свою силу - таковы ребяческие объяснения и
идеи, принадлежащие детскому периоду мышления.
Другие стремились объяснить тайну, предположив, что ВСЕ было ╚втянуто╩
в творчество по причине своей врожденной природы, своего ╚творческого инстинкта╩.
Эта мысль говорит о прогрессе последних, но ее слабость заключается в той
мысли, что ВСЕ было втянуто чем-то внутренним или внешним.
Если его врожденная природа или ╚творческий инстинкт╩ вы нуждает его что-то
совершить, тогда Абсолютом будет ╚внутренняя природа╩ или ╚творческий инстинкт╩,
а не ВСЕ, а поэтому эта часть предположения отпадает. И все же ВСЕ творит
и проявляется и, кажется, находит некоторое удовольствие, поступая таким
образом. И трудно избежать заключения, что на каком-то бесконечном уровне
оно должно иметь нечто соответствующее ╚врожденной природе╩ или ╚творческому
инстинкту╩ человека, соответственно с бесконечными страстями и желаниями.
Оно не могло бы действовать, если бы оно не желало действовать, и оно бы
не жаждало действовать, если бы это не приносило ему при этом удовлетворения.
И все это было присуще ╚врожденной природе╩ и могло бы быть постулирозано
в соответствии с Законом Соответствия. Но тем не менее мы предпочитаем
думать, что ВСЕ действует совершенно независимо от какого-либо влияния,
как внутреннего, так и внешнего. Задача коренится в трудности, а трудность
коренится в самой задаче.
Строго говоря, невозможно говорить о существовании какого-либо повода,
какого бы ни было, по которому могло бы ВСЕ действовать, так как повод
подразумевает причину, а ВСЕ выше причины и следствия, кроме того случая,
когда Желания становятся причиной, а тогда входит в действие Принцип. Итак,
вы видите, что вопрос немыслим, так же, как и ВСЕ - Непознаваемое. Так
же, как мы говорим, что ВСЕ просто существует, также мы должны сказать,
что ВСЕ действует потому, что оно действует. На конец, ВСЕ само есть ВЕСЬ
повод и ВЕСЬ закон. ВСЕ - действие, и можно утверждать достоверно, что
ВСЕ - свой собственный повод, свой собственный Закон, свое собственное
действие - даже более того, что ВСЕ - Его Повод, Его Действие, Его Закон
- являются Одним, являясь лишь названием одного и того же. По мнению тех,
кто дает вам эти уроки, ответ скрыт внутри Самого ВСЕГО, вместе с тайной
его Бытия. Закон Соответствия. по нашему мнению, охватывает лишь тот аспект
ВСЕГО, который может быть назван ╚Аспектом Становления╩. Обратная сторона
этого аспекта - ╚Аспект Бытия╩, где все законы теряются в Законе, все принципы
сливаются с Принципом - и ВСЕ, Принцип и Бытие - идентичны, одно и то же.
Поэтому метафизическая теория по этому вопросу - пуста (тщетна). Мы обращаемся
здесь к этому вопросу, просто, чтобы показать, что мы осознаем этот вопрос,
а также нелепость обычных ответов метафизики и теологии.
В заключение нашим ученикам может быть интересно будет узнать, что в то
время как некоторые из древних и современных Герметических Учителей скорее
придерживались направления - приложения Принципа Соответствия к этому Вопросу,
в результате чего следовало заключение ╚врожденной природы╩ - и в то же
время легенды гласят, что Гермес Великий, будучи спрошенным своими продвинутыми
учениками, в ответ на этот вопрос ПЛОТНО СОМКНУЛ СВОИ ГУБЫ, не говоря ни
слова, указывая, что НЕТ ОТВЕТА. Но, кроме того, может он хотел применить
аксиому своей философии, что ╚Уста Мудрости (кроме как) Для ушей понимающих╩,
полагая, что даже его передовые ученики не обладают пониманием, дающим
им право на Учение. Во всяком случае, если Гермес обладал Тайной, он не
смог передать ее и постольку, поскольку это касается мира: ╚УСТА ГЕРМЕСА
БЕЗ МОЛВСТВУЮТ ОБ ЭТОМ╩. А какой смертный может попытаться учить там, где
Великий Гермес не решался говорить.
Но помните, каким бы ни был ответ этой задачи, если может существовать
какой-либо ответ вообще, частица остается: - в то время, как ╚ВСЕ╩ пребывает
во ╚ВСЕМ╩ равно-истинно, что ╚ВСЕ пребывает во ВСЕМ╩. Учение подчеркивает
это. А мы можем добавить заключительные слова изречения: ╚К тому, кто
истинно понимает эту истину, пришло ВЕЛИКОЕ ЗНАНИЕ╩.