Глава 7. ВСЕ ВО ВСЕМ

   В то время как ВСЕ существует во ВСЕМ, то справедливо при этом и то, что ╚ВСЕ есть во ВСЕМ╩. К тому, кто действительно понимает эту Истину, - пришло Великое Знание╩. Кибалион.

    Как часто большинство людей слышало повторяемые утверждения, что их Божество, ╚под различными именами: было ╚ВСЕМ во ВСЕМ╩. И как мало подозревали они о глубокой (внутренней оккультной истине, заключенной в этих равнодушно произнесенных словах). Часто обычно используемые выражения являются остатком (пережитком) древней Герметической максимы, цитированной выше. Как говорит Кибалион: ╚К тому, кто поистине понимает эту Истину пришло великое Знание╩. И поскольку это так, да вайте исследуем эту истину, понимание которой так много значит. В этом положении Истины - такова Герметическая максима, заключена одна из величайших философских, научных, религиозных Истин.
    Мы дали вам Герметическое Учение, относящееся к духовной природе Вселенной - Истину, что Вселенная духовна и заключается в разуме ВСЕГО. Как и говорит Кибалион в отрывке, цитированном выше: - ВСЕ во ВСЕМ. Но отметим также взаимосвязанное утверждение, что равноценно справедливо, и что ВСЕ находится во ВСЕМ. Это явно противоречивое утверждение примиряется Законом Парадокса. Более того, что точное Герметическое установление отношений, существующих между ╚ВСЕМ╩ и его духовной (ментальной) Вселенной. Мы видели, как ВСЕ содержится во ВСЕМ.
    Теперь исследуем другой аспект этого вопроса. Из Герметических Учений следует, что ВСЕ приближено (сокращается внутри, прирожденное, живущее внутри), к своей Вселенной. И каждой частицей, единицей или соединением внутри этой Вселенной. Это утверждение обычно иллюстрируется Учителями ссылками на Принцип Соответствия. Учитель поручает ученику образовать (сформулировать) духовный образ чего-либо, личности, идеи - чего-нибудь, имеющего духовную форму, при этом, излюбленным приемом служит создание автором или драматургом идеи его персонажей или создание (сотворение) художником или скульптором образа идеала, который он желает выразить своим искусством. В каждом случае ученик обнаруживает, что в то время, как образ имеет свое существование и бытие (существует и живет) исключительно в пределах его собственного ума (дна), однако, он, ученик, писатель, драматург, художник или скульптор, по ощущениям также очень близок к нему (живет в нем), или обитает в нем, как и духовный образ. Другими словами, внутренняя сила (жизнь, дух) действительности в духовном образе исходит из внутреннего разума мыслящего человека. Поразмыслите над этим, пока не усвоите эту идею.
    Чтобы привести современный пример, скажем, что Отелло, Яго, Гамлет, Лир, Ричард Третий существовали только в уме (мозгу) Шекспира, в момент их замысла или творчества. И в то же время Шекспир также существовал (присутствовал) в каждом из этих характеров, отдавал им свою жизнь (дух) и поступки, которых мы знаем под именем Оливера Твиста, Урии Гипа - по Диккенсу ли, или каждый из этих персонажей обладал собственной душой, независимо от своего творца. Имеют ли Венера Мидицейская, Сикстинская Мадонна, Апполон Бельведерский души самостоятельные или они представляют душевную и духовную силу своих (господ) творцов. Закон парадокса объясняет (выявляет), что оба предположения справедливы, если смотреть с соответствующих точек зрения. И Микобер, и, однако, Диккенс и, опять- таки, хотя можно сказать, что Микобер - Диккенс, однако, Диккенса нельзя идентифицировать с Микобером. Человек, подобный Микоберу, может воскликнуть: ╚Душа моего творца заключена во мне - и все же я не он╩. Насколько же это отлично от ужасных полуистин, столь широко провозглашенных теми из полумудрых, которые наполняют (оглашают) воздух своими хриплыми воплями: ╚Я есть Еог╩. Вообразите бедного Микобера или Урии Гипа с его змееподобным характером: ╚Я есть Диккенс╩ или кого-либо из низших духов из какой-либо пьесы Шекспира, напыщенно объявляющих: ╚Я - Шекспир╩. ВСЕ есть в земном черве и же же земной червь далек от того, чтобы быть ВСЕМ. И все же сохраняется чудо, что хотя этот земной червь существует просто как низшее существо, созданное н существующее исключительно внутри Духа (Разума), однако, ВСЕ близко (родственно) к этому червю и к тем частичкам, из которых он состоит. Может ли быть более велика тайна, чем та, что заключена в этом ╚ВСЕ╩, во ╚ВСЕМ╩ и ╚ВСЕ во ВСЕМ╩.    Ученик, конечно, осознает, что примеры (иллюстрации) данные выше, очень несовершенны и неадекватны, вследствие того, что они показывают сотворение духовных образов в конечных (человеческих) умах, тогда как Вселенная является творением бесконечньго Разума - и разница между этими двумя полюсами разделяет их. И все же это только аспект уровня (дела) - тот же принцип Соответствия и в том и в другом: ╚Как вверху - так и внизу, как внизу, так и вверху!╩
    И по мере того (по уровню) как человек осознает существование постоянно пребывающсто Духа близко внутри своего существа, так он будет подниматься по духовной шкале (лестнице) жизни. Это то, что означает духовное развитие - узнавание, осознание и проявление Духа внутри нас. Постарайтесь запомнить это определение Духовного развития. Оно содержит Истину истинной Религии.
    Существует много планов бытия - множество подпланов жизни - множество уровней существования во Вселенной и все зависит от продвижения Существ по шкале, низшей точкой которой является грубейшая материя, а высшая отделяется тончайшей границей от духа (души) ВСЕГО. И все движется вперед и вверх вдоль этой ╚Шкалы Жизни╩, все находится в движении, все находится в пути, конец которого - ВСЕ. В е с ь  п р о г р е с с  в л я е т с я  В о з в р а щ е н и е м  Д о м о й. Все находится в прогрессе Вперед и Вверх, несмотря на кажущееся противоречие наружности. Таково послание Просветленных (Посвященных). Герметические Учения, касающиеся процесса духовного сотворения Вселенной, заключаются в том, что в начале Творческого Цикла ВСЕ в своем аспекте ╚бытия╩ устремляет свое желание к аспекту ╚становления╩, и начинается процесс творчества. Учение гласит, что процесс заключается в снижении вибраций до очень низкого уровня энергии вибраций, и по достижении этой точки проявляются наиболее низшие формы материи. Этот процесс получил название стадии инволюции, в которой ВСЕ вовлекается или погружается в творчество. Этот процесс, как считают Герметисты, имеет сходство (соответствие) с душевным процессом художника, писателя или изобретателя, которые на столько глубоко погружаются в свое духовное творчество, что почти забывают о своем собственном сущестсововании в течение некоторого времени почти живут в творчестве. Если бы вместо слова погруженный мы пользовались словом ╚поглощенный╩, ╚отвлеченный╩, вероятно, мы бы дали белее яркоевыражение нашей идеи. Эта инволюционная стадия творчества заключается в том, что называется ╚излиянием╩ Божественной Энергии. Тогда как эволюционное состояние называется ╚втягиванием╩ (впитыва нием) ·
    Экстремальный полюс процесса творчества считается максимально удаленным от ВСЕГО, тогда как начало эволюционной стадии считается началом обратного движения маятника Ритма - идея прихода домой содержится во всех Герметических Учениях.
Учения гласят, что во время излияния вибрации становятся все ниже и ниже, до тех пор, пока не достигается граница, и тогда начинается возвратное движение. Но существует та разница (отличие), что в то время как идет ╚излияние╩. Творческие Силы проявляются в сжатом, компактном виде и как целое, тогда как сначала эволюционного состояния или впитывания, проявляется закон индивидуализации, то есть тенденция к разделению на Единичные Силы так, чтобы в конечном счете то, что оставлено ВСЕМ КАК НЕ индивидуализированная энергия, возвратилось к своему источнику в виде бесчисленных, высоко развитых Единиц Жизни. поднимаясь выше по шкале путем физической, душевной и духовной эволюции.
    Древние Герметисты, описывая процесс ментального сотворения Вселенной в Разуме ВСЕГО, пользуются термином ╚медитация╩ (замысел, размышление - созерцание), часто используя и термин ╚проявление╩, рассмотрение, изучение, ожидание, предположение. Но, вероятно, имеется в виду работа Божественного Внимания - (заботы). ╚Внимание╩ - слово латинского происхождения, корень обозначал ╚протягивать╩, ╚вытягивать╩, посему действие - Внимание - в действительности есть мысленное ╚вытягивание, протягивание╩ духовной энергии - такова основная идея, которую мы имеем в виду, когда вникаем в истинное значение термина - ╚Внимание╩.
    По Герметическим учениям, касающимся процесса Эволюции- НЕ ВСЕ, замыслив начало Творчества - заложив, таким обра зом, материальные основы Вселенной - продумав до конца ее существование, постоянно (глубоко) просыпается, то есть выходит из состояния ╚медитации╩, и при этом начинает проявляться процесс Эволюции на материальных, мысленных и духовных планах - последовательно и по порядку. Так начинается движение вверх - все начинает двигаться к Духу. Материя становится менее грубой. Начинают появляться элементы, формируются соединения: проявляется Жизнь и проявляется во всех более высоких формах - Разум становится более явным - с постоянным повышением вибраций. Короче, весь процесс Эволюции во всех его фазах берет начало и идет в соответствии с установленными Законами процесса ╚впитывания╩. Все это занимает вечности человеческого времени, - вечность длится миллион лет, но Просветленные утверждают, что все создания, включая эволюцию и инволюцию Вселенной не дольше (далее) мгновения ока ВСЕГО.
 В конце бесчисленного цикла вечности ВСЕ забирает свое внимание, свой Замысел и Содержание Вселенной, так как Великая работа закончена, и все входит во ВСЕ, из которого оно возникло. Но Тайна Тайн - Дух каждой души не уничтожается, а бесконечно развивается - Творение и Творец сливаются. Так говорят Просветленные.
    Выше рассмотренные картины ╚содержания╩ и последующего пробуждения от содержания ВСЕГО - не что иное, как попытка Учителя описать Бесконечный процесс конечным примером. И все же: ╚Как внизу, так и вверху╩. Разница только в уровне. Я точно так же (в свое время) уходит от Материального плана, уходя все глубоко и глубже в Живущий Дух, являющийся поистине ╚Божественным Я╩ ЭГО).
    Есть еще один вопрос, о котором нам хотелось бы поговорить в этом уроке, почти вторгающийся в область Метафизической теории, хотя наша цель - просто показать бесполезность таковой теории. Мы имеем в виду вопрос, несомненно приходящий на ум каждому, кто отважился на поиски Истины. Вопрос: ╚Почему ВСЕ создает Вселенные?╩. Вопрос может быть задан в любой форме, но вышеуказанное заключает суть его.
Люди упорно бились над его решением - но до сих пор нет ответа достойного. Некоторые воображали, что ВСЕ стремилось чего-то достичь этим, но это нелепо, ибо чего могло достичь ВСЕ, чем бы оно не обладало? Другие искали ответа в том аспекте, что ВСЕ пожелало что-нибудь возлюбить, третьи - что оно творило для удовольствия, либо для развлечения, или потому, что оно было ╚одиноко╩, или для того, чтобы проявить свою силу - таковы ребяческие объяснения и идеи, принадлежащие детскому периоду мышления.
    Другие стремились объяснить тайну, предположив, что ВСЕ было ╚втянуто╩ в творчество по причине своей врожденной природы, своего ╚творческого инстинкта╩. Эта мысль говорит о прогрессе последних, но ее слабость заключается в той мысли, что ВСЕ было втянуто чем-то внутренним или внешним.
    Если его врожденная природа или ╚творческий инстинкт╩ вы нуждает его что-то совершить, тогда Абсолютом будет ╚внутренняя природа╩ или ╚творческий инстинкт╩, а не ВСЕ, а поэтому эта часть предположения отпадает. И все же ВСЕ творит и проявляется и, кажется, находит некоторое удовольствие, поступая таким образом. И трудно избежать заключения, что на каком-то бесконечном уровне оно должно иметь нечто соответствующее ╚врожденной природе╩ или ╚творческому инстинкту╩ человека, соответственно с бесконечными страстями и желаниями. Оно не могло бы действовать, если бы оно не желало действовать, и оно бы не жаждало действовать, если бы это не приносило ему при этом удовлетворения. И все это было присуще ╚врожденной природе╩ и могло бы быть постулирозано в соответствии с Законом Соответствия. Но тем не менее мы предпочитаем думать, что ВСЕ действует совершенно независимо от какого-либо влияния, как внутреннего, так и внешнего. Задача коренится в трудности, а трудность коренится в самой задаче.
    Строго говоря, невозможно говорить о существовании какого-либо повода, какого бы ни было, по которому могло бы ВСЕ действовать, так как повод подразумевает причину, а ВСЕ выше причины и следствия, кроме того случая, когда Желания становятся причиной, а тогда входит в действие Принцип. Итак, вы видите, что вопрос немыслим, так же, как и ВСЕ - Непознаваемое. Так же, как мы говорим, что ВСЕ просто существует, также мы должны сказать, что ВСЕ действует потому, что оно действует. На конец, ВСЕ само есть ВЕСЬ повод и ВЕСЬ закон. ВСЕ - действие, и можно утверждать достоверно, что ВСЕ - свой собственный повод, свой собственный Закон, свое собственное действие - даже более того, что ВСЕ - Его Повод, Его Действие, Его Закон - являются Одним, являясь лишь названием одного и того же. По мнению тех, кто дает вам эти уроки, ответ скрыт внутри Самого ВСЕГО, вместе с тайной его Бытия. Закон Соответствия. по нашему мнению, охватывает лишь тот аспект ВСЕГО, который может быть назван ╚Аспектом Становления╩. Обратная сторона этого аспекта - ╚Аспект Бытия╩, где все законы теряются в Законе, все принципы сливаются с Принципом - и ВСЕ, Принцип и Бытие - идентичны, одно и то же. Поэтому метафизическая теория по этому вопросу - пуста (тщетна). Мы обращаемся здесь к этому вопросу, просто, чтобы показать, что мы осознаем этот вопрос, а также нелепость обычных ответов метафизики и теологии.
    В заключение нашим ученикам может быть интересно будет узнать, что в то время как некоторые из древних и современных Герметических Учителей скорее придерживались направления - приложения Принципа Соответствия к этому Вопросу, в результате чего следовало заключение ╚врожденной природы╩ - и в то же время легенды гласят, что Гермес Великий, будучи спрошенным своими продвинутыми учениками, в ответ на этот вопрос ПЛОТНО СОМКНУЛ СВОИ ГУБЫ, не говоря ни слова, указывая, что НЕТ ОТВЕТА. Но, кроме того, может он хотел применить аксиому своей философии, что ╚Уста Мудрости (кроме как) Для ушей понимающих╩, полагая, что даже его передовые ученики не обладают пониманием, дающим им право на Учение. Во всяком случае, если Гермес обладал Тайной, он не смог передать ее и постольку, поскольку это касается мира: ╚УСТА ГЕРМЕСА БЕЗ МОЛВСТВУЮТ ОБ ЭТОМ╩. А какой смертный может попытаться учить там, где Великий Гермес не решался говорить.
    Но помните, каким бы ни был ответ этой задачи, если может существовать какой-либо ответ вообще, частица остается: - в то время, как ╚ВСЕ╩ пребывает во ╚ВСЕМ╩ равно-истинно, что ╚ВСЕ пребывает во ВСЕМ╩. Учение подчеркивает это. А мы можем добавить заключительные слова изречения: ╚К тому, кто истинно понимает эту истину, пришло ВЕЛИКОЕ ЗНАНИЕ╩.
 

                                                                                                                                  дальше




    назад

    в Оглавление