На главную | История | Молитвы | Церковный календарь | Православные ресурсы в Интернете |
|
Социальное служение церкви |


Петропавловский собор  
Воскресенская церковь  
Спасская церковь  
Покровская церковь  
Церковь преподобного Сергия Радонежского  
Часовня блаженной Домны Томской  
Знаменская церковь  
Петропавловская церковь  
Томская Духовная семинария  

ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР

На возвышенном склоне горы, спускающейся к пойме Ушайки, к востоку от исторического центра города, возвышается шестикупольный собор во имя святых первоапостолов Христовых Петра и Павла. Возвышенный склон этот с XVII века известен в Томске как "Мухин бугор" - по имени покаявшегося в грехах разбойника Мухина - грозы окрестных лесов на рубеже XVII-XVIII столетий.

По легенде, этот жестокосердый человек на склоне лет пришел к покаянию перед Богом - осознанию грехов и перемене ума. Это нравственное перерождение - быть может в житийный пример из юности Святого Николая - было сопровождаемо тайными пожертвованиями - благотворительными подаяниями, приносимыми Мухиным под окна домов бедных и немощных жителей Томска. Так легендой и сохранилось имя человека, запечатлевшее его нравственный подвиг - в благой пример и назидание потомкам. Долгое время стоял здесь деревянный поклонный крест, часовенка. К рубежу XVII-XVIII веков относятся первые ремесленные поселения на Мухином бугре, из которых образовалась впоследствии ремесленная слобода, связанная по роду деятельности с ткачеством, дублением кож и пивоварением. В прошлом веке на берегах одного из ростоков речки Игуменки образовался крестьянский Мухинобугорский базар, куда съезжались для торговли с городом крестьяне окрестных сел и деревень. Площадь базара, живописно разделенная Игуменкой, стала называться Мухинобугорской.

В 1901 году при настоятеле Преображенской (Ярлыковской) церкви о. Александре (Артоболевском), в чьем приходе состоял и Мухин бугор, был учрежден новый приход в честь первоапостолов Петра и Павла.

Местом для приходского храма была избрана Мухинобугорская площадь. Еще 8 августа 1830 года план г. Томска с указанием местоположения будущего Петропавловского собора, был высочайше утвержден императором Николаем I.

31 мая 1909 года состоялась торжественная закладка собора. Из церкви "Живоносный источник" к месту закладки храма был устроен крестный ход во главе с храмовой иконой святых первоверховных апостолов Петра и Павла, выполненной и пожертвованной собору виднейшим томским иконописцем Иваном Панкрашевым.

При закладке храма на месте главного и боковых алтарей архиепископом Томским и Алтайским Макарием были водружены мраморные восьмиконечные кресты. В восточной стороне против главного алтаря, где еще ранее был установлен камень с изображением креста, Томским губернатором камергером Гондатти была устроена металлическая доска с памятной надписью. В специальном углублении под памятной доской, было во множестве положено серебряной и медной монеты, пожертвованной храму. Среди монет отличался один рубль, отчеканенный в конце XVI столетия, "массивный, прекрасно сохранившийся" - отмечает очевидец этого события. В центре будущего храма, на столах, покрытых скатертями, были установлены иконы, среди которых выделялись четыре - исполненные по заказу в иконописных мастерских на Святой Афонской горе и пожертвованные храму томским городским головой Иваном Михайловичем Некрасовым. Вот названия этих "замечательных по иконописи" образов:

  1. Введение во храм пресвятой Богородицы
  2. Рождество Христово
  3. Усекновение головы Иоанна Предтечи
  4. Покров Пресвятой Богородицы.

Все иконы были выполнены на кипарисовых досках, "издававших благовонный запах".

В память тезоименитства Ивана Некрасова, известного также пожертвованиями кирпича на достройку храма, был освящен правый алтарь собора "Во имя второго обретения головы Иоанна Предтечи".

Томским торговым человеком И.Ф. Лапиным из часовни каменных торговых рядов (Гостиного двора) были пожертвованы храму иконы Спасителя и Святителя Николая.

Проект храма в неовизантийском стиле выполнил томский губернатор и епархиальный архитектор Андрей Иванович Лангер. Родился он в Австрии под городом Веной. В начале ХХ века учился архитектуре в Риге, где женился на дочери православного священника и перешел из католичества в православие.

Стиль храма отражал господствовавший в России в начале ХХ столетия подъем национального самосознания - возвращения к домонгольским архитектурным традициям раннего русского средневековья, к церковно-философским доктринам XVII столетия, связывавшим грядущие судьбы России с возвращением Константинополя, созданием новой Русской Византии в центре древнейших средиземноморских цивилизаций в близи от Гроба Господня на Священной Земле Израиля.

30 мая 1911 года в День Святаго Духа состоялось освящение и подъем крестов на купола храма.

18 сентября того же года были освящены и подняты на звонницу колокола собора, доставленные в Томск из Москвы по железной дороге первым отцом-настоятелем собора Николаем (Васильевым). Колокола (числом девять) были отлиты в москве на колокольном заводе братьев Смагиных. Вес большого колокола составлял 102 пуда. Колокол был украшен рельефами четырех евангелистов, орнаментальным поясом и надписью, выполненной церковным уставом: "Благовествуй земле радость велю, хвалите небеса Божию Славу".

Гармонично настроенный аккорд колоколов собора вошел в состав Томского Благовеста - одновременной партитурно-согласованной игры колоколов пяти томских храмов: церкви на Ямах, Воскресенской церкви с 1005-пудовым колоколом, Казанской соборной церкви Богородице-Алексеевского монастыря с 303-пудовым колоколом и Троицкого кафедрального собора с 330-пудовым колоколом.

В архитектуре собора сочетание высокого качества обжига кирпича и местного желтого песчаника создавало наилучший контраст с белизною снега, с темной зеленью хвойных лесов и светлой зеленью листьев. В развитии проекта храма - черночугунная литая или кованная железная ограда, лестница, ведущая строго с запада, по склону горы, - усиливали общий эмоциональный образ, придавая движению к собору особую торжественность и одухотворенность.

Купола собора под сверкавшими позолотой крестами имели небесно-лазурный цвет и были украшены во множестве вызолоченными восьмиконечными звездами.

18 декабря 1911 года в 9 часов утра состоялось торжественное освящение вновь построенного храма. Освящение было совершено епископом Иннокентием, архиерейским викарием.

Левый престол храма был посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы. В резном золоченом кивоте была установлена облаченная в ризы икона Рождества Богородицы - дар семьи Хандориных.

Осенью 1916 года на Никольской (Алтайской) улице, вблизи храма, был освящен иконою преподобного Серафима Саровского детский приют. Освящение приюта было совершено архиепископом Томским и Алтайским Анатолием (Каменским). Приют вошел под попечительство Петропавловского собора. Кроме того, собору было приписано Мухинобугорское приходское училище на Никольской улице, новое краснокирпичное здание которого было построено по проекту инженера-архитектора Б. Постникова.

В 20-30 годы при закрытии многочисленных томских храмов, Петропавловский собор превратился в своеобразный церковно-археологический музей. Бывший в то время настоятелем собора обновленческий архиепископ Сергий (Дмитриевский) не жалел сил и средств для спасения церковных древностей Томска и его окрестностей. Отец Сергий являлся видным знатоком и ценителем церковной старины Томска, входил в состав ученого совета церковно-археологического общества, основанного в Томске при архиепископе Анатолии в 1914 году. Храм в это время именуется кафедральным собором - по очередному расположению кафедры обновленческого архиерея с высоким титулом архиепископа Томского и Всея Сибири.

В начале 30-х годов собор был закрыт. Бесследно исчезли церковные ценности: древние книги, иконы, оклады, церковная утварь, облачения, картины, священные сосуды и т.д. Исчезает и сам неустанный хранитель...

Крещенские праздники в январе 1945 года войдут в церковную летопись Томска датой возобновления Петропавловского собора. Торжество освящения храма началось с Великого крещенского водосвятия во дворе Домовой церкви, открытой в 1943-1944 годах на старой Петровской улице города. Наутро, после всенощной службы, крестным ходом Домовой храм был перенесен с Петровской улицы во вновь освящаемый Петропавловский собор. Торжество возобновления собора возглавляли: отец Николай Сперанский - вновь назначенный настоятель собора, отец старец Иоанн Грек - основатель переносимой Домовой церкви, иподиакон Виктор Черепанов, во многом содействовавший открытию собора. При осмотре храма, на соборной колокольне была обнаружена единественная уцелевшая с 30-х годов икона Знамения Пречистой Божьей Матери - ставшая отныне местно-чтимой иконой-покровительницей собора.

Из числа настоятелей собора в последующий период необходимо отметить протоиерея князя Константина Шаховского, по свидетельству старожилов бывшего последним по мужской линии из известного рода князей Шаховских в России. По старинным документам, отдаленный предок его - князь Иван Федорович Шеховской, имевший прозвище "Большой", в XVII столетии служил в Томске воеводой и отмечался в поминальном синодике Томского Богородице-Алексеевского монастыря XVII века.

К числу важнейших реликвий, ныне находящихся в храме, относятся старинный крест с мощевиком и частичками мощей православных святых и мучеников. При посещении собора внимание вновь приходящих обращают на резной кивот святителя и чудотворца Николая в левом Богородтчном приделе храма: иконой этой был чудесно остановлен огонь ночного пожара, возникшего в храме во время крещенских праздников в середине 80-х годов.

В 1990-м году в северо-восточном углу ограды храма, где в начале века находилась часовня-жертвенница в пользу строящегося храма, был открыт памятник благочестивому старцу Федору Кузмичу, причисленному в 1984 году, в ознаменование праздника 1000-летия Крещения Руси, к иконе Сибирских святых и подвижников благочестия в Сибири. Близлежащая ремесленная улица также связана с памятью старца: по этой улице старец приходил в Томск из загородной летней кельи, располагавшейся вверх по Ушайке, на заимке купца-мецената Хромова. Пришествия старца, как правило, совпадали с церковными праздниками в Томске.

По той же Ремесленной улице издревле вносили в Томск чудотворные образы "Спаса" и "Богородицы" из старинных сибирских сел Спасского и Ярского.

Символом воскресения Томска стали колокольные звоны, недавно зазвучавшие со звонницы храма.

Таковы некоторые штрихи церковной истории Петропавловского собора - ровесника века и его молчаливого свидетеля.

В начало


ВОСКРЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ НА КУЗНЕЧНОМ ВЗВОЗЕ

 

В начало


СПАССКАЯ ЦЕРКОВЬ В КОЛАРОВО

 

В начало


ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ В МОРЯКОВКЕ

 

В начало


ЦЕРКОВЬ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

Храм в честь преподобного Сергия Радонежского был спроектирован и заложен в сентябре 1995 года директором шпалопропиточного завода Тригорловым Григорием Ивановичем. В июне 1997 года строительство храма было завершено, 13 июня он был освящен и с этого времени действует. Место нахождения храма - район шпалопропиточного завода г. Томска.

Храм построен на средства пожертвователей, собранные Г.И. Тригорловым. При храме действует православное молодежное движение.

Снаружи колокольня и стены храма украшены семью мозаичными иконами, окна храма выполнены в виде витражей с христианской символикой. Иконостас расписан в древних традициях иконописи.

Храм является областным центром Православного молодежного движения, которое возглавляют священники Евгений Воронков и Михаил Максименко.


Настоятель церкви священник Евгений Воронков

В начало


ЧАСОВНЯ БЛАЖЕННОЙ ДОМНЫ ТОМСКОЙ В СТУДГОРОДКЕ

Часовня Блаженной Домны Томской возведена в память почивших профессоров и преподавателей Томского Технологического Института императора Николая II и императорского Томского университета. Освящена по благословлению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II протоиереем Леонидом Хараимом 16 мая 1996 г. Часовня построена по инициативе Ученого Совета Томского Политехнического Университета в год его столетия - май 1996 года, при участии многих организаций, учреждений, частных лиц на средства, внесенные трудовыми коллективами и гражданами.

Наибольший вклад в сооружение часовни внесли организации:

Восточная Нефтяная Компания, ТомскСтрой, Томский Политехнический Университет, Администрация Кировского района, НефтеЭнергоБанк, Томский электро - механический завод, Томский приборный завод, Сибкабель, ТомскПромСтройБанк, ГНПП "Полюс", Благочиние томских церквей, Мэрия г. Томска, СпецСтрой-1, фонд "Православное Братство", НИИ высоких напряжений при ТПУ, НИИ спектроскопии при ТПУ, кафедра экономики ТПУ, завод ЖБК-100,

а также граждане:

Екименко А.Б., Жуков В.К., Сахнова Л.В., Теплоухов В.Л., Теплоухова Е.В.


Часовня расположена на территории Студгородка ТПУна месте бывшего ИОАННО - ПРЕДТЕЧЕНСКОГО женского монастыря в память о святой Домне Томской и о всех здесь погребенных. .На стенах часовни размещены памятные доски с именами почетных ("именитых") граждан г. Томска и профессоров и преподавателей ВУЗов г. Томска, погребенных на территории монастыря (всего 57 имен).

Часовня находится на попечении Свято-Троицкого храма г. Томска.


Икона Блаженной Домны Томской

В начало


ЗНАМЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Томская церковь Знамения Абалацкой Божьей Матери "в Заозерье" построена в 1789 - 1803, 1810 годах томским дворянином Иваном Качаловым.

По преданию, первыми жителями района "Заозерье" были выходцы из города Углича, сосланные в Сибирь в 1593 году по делу о смерти Св. царевича Дмитрия Угличского.

В 1803 году состоялось освящение северного придела Св. великомученицы Екатерины-Ангела Императрицы Екатерины II, подписавшей прошение о строительстве каменной Знаменской церкви.

В 1810 году освящен главный храм, а в 1851 году - южный Всехсвятский придел, в последнем находились две большие иконы с изображением и мощами 74-х святых. Помимо вышеуказанных икон, в Всехсвятском приделе находился серебрянный ковчег с частью мощей Св. великомученицы Варвары.

После закрытия церкви большевиками в 1935 году были разобраны колокольня, центральный купол и Всехсвятский придел.

С 1992 года, силами общины Свято-Троицкой церкви, ведутся работы по восстановлению храма. В 1996 г. Епископом Новосибирским и Бердским Сергием освящен северный придел храма Св. Николая Чудотворца, в 1998 году в Никольском приделе установлен новый кедровый иконостас. Начаты работы по восстановлению колокольни. На снимке вы видите Знаменскую церковь в 1998 году.

В начало


ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

 

В начало

 


СВЯТО-ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ

Томская Свято-Троицкая церковь основана в 1836 году по благословению Епископа Томского и Енисейского Агапита (Вознесенского). Церковь являлась первым единоверческим храмом Сибири Основу первого прихода Троицкой единоверческой церкви составляли перешедшие в единоверие "кержаки" - старообрядцы, населявшие в XVIII-XIX веках "раскольничью слободку" в устье реки Ушайки.

Проект Троицкой единоверческой церкви составил томский губернский архитектор К.Г. Турский. Видным жертвователем постройки церкви являлся томский мещанин Петр Поздеев.

В 1844 году основной храм был построен и освящен Епископом Томским и Енисейским Афанасием (Соколовым). В 1852 году и в 1888 году соответственно построены и освящены северный придел во имя Священномученика Харлампия Епископа Магнезийского и южный во имя Св. великомученика Дмитрия Солунского.

В 1936 1937 годах настоятелем церкви служил новомученик российский иеромонах Николай (в миру - князь А. Ширинский-Шахматов). В это же время в церкви, наряду с единоверческим приходом размещалась кафедра новомученика российского Епископа Томского Серафима (Шамшина). В 1934 - 1937 годах прихожанином церкви являлся новомученик Российский русский крестьянский поэт Николай Клюев.

Церковь была закрыта большевиками в 1939 году и вновь открыта как православная церковь 15 февраля 1946 года. Видное участие в возрождении церкви приняла Томская Новодевичья домовая монашеская община во главе с игуменьей Варварой.

В конце 50-х - начале 60-х годов настоятелем церкви служил священник князь Константин Шаховской - основатель и руководитель кружка Православной молодежи г. Томска.

С 1982 года настоятелем церкви служит протоиерей Николай Яськов (на фото).

Настоятель Свято-Троицкой и Знаменской церквей г. Томска
протоиерей Николай Яськов

В начало


 

ТОМСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ

 

Ректор Томской Духовной семинарии, настоятель Александро-Невского храма
протоиерей Олег Безруких

В начало


На главную

История


Церковный
календарь

Молитвы


Православные ресурсы
в Интернете


Социальное служение
церкви