Описание аниме "Cyber City Oedo 808" Автор Павел

Cyber City Oedo 808/Кибер город Эдо 808
Режисс╠р: Йосиаки Кавадзири
1993, Mad House/Japan Home Video

Жанр киберпанк появился в аниме (и в других видах массового искусства) в начале 80-х годов и тут же приобр╠л бешеную популярность благодаря своей актуальности в то время, однако начинает тускнеть его дух, деградировать в 90-е, отжив срок и исчерпав идеи в предыдущем десятилетии. Происходит упадок жанра, скорее всего, из-за того, что психика людей освобождается от мрачного, антиутопического понимания машин, роботов, то есть новых технологий, чувства зависимости от созданных человеком механизмов. Но вс╠ же именно на закате подающего некогда надежду стиля создаются чуть ли не самые значительные и отвечающие необходимым критериям киберпанка шедевры.

Йосиаки Кавадзири - один из тех режисс╠ров, которые чтят традиции и на протяжении довольно продолжительного времени творят в понравившихся рамках, и надо сказать, что ему, Йосиаки, это уда╠тся блестяще, чувствуется стиль режисс╠ра, свой почерк. Режисс╠р снимает, как правило, либо киберпанковские картины, либо фильмы, проникнутые духом бунтарства этого жанра. Кавадзири, помимо всего прочего, обязательно включает в сво╠ творение элемент ужастика, страшного хоррора, что делает фильм чрезвычайно динамичным и живым. К сожалению, энергетика есть далеко не во всех произведениях мастера андерграундного аниме - именно об одной из таких неудачных картин пойд╠т дальше речь, конкретнее, о "Кибер городе Эдо 808". Аниме, представляющее собой 3 минифильма или овашки (как будет угодно любезному читателю), имеет довольно типичную для киберпанка историю: трое преступников-диллетантов работают полицейскими, что вполне в духе режисс╠ра.

Название "Эдо" ничего особенно интересного из себя не представляет: это всего лишь указание места действия происходящего, и не более. История рассказывает о тяжкой доле, выпавшей безжалостным бывшим нарушителям закона на службе в кибер-полиции. Три злодея, а по совместительству, главных персонажа - Сингоку, Гогу, Бентен - расправляются с распоясавшимися преступниками, которых не может остановить обычная полиция, руководствуясь обещанием Асагавы, их нового босса, освободить их из космической тюрьмы после определ╠нного количества хороших деяний с их стороны, иначе говоря, служить до могилы, так как авторами "Кибер города" в срок пребывания за реш╠ткой героев введ╠н явный бреш: 300 лет тюрьмы за пару убийств и фальшивомонетчество - это уж слишком. Аниме представляет собой типичнейший трэш, по идее автора, должно быть больше действия, нежели пустой болтовни, - естественно в вышеупомянутом жанре, - хотя получается наоборот.

Мир фильма совершенно безжизненен: на улицах Эдо ни одной живой души, только роботы, хотя в высотках, местах скопления полоумных плохих ребят, народец вс╠ же имеется. Человечество уже (действие разворачивается в 2808 году) открыло в полной мере для себя космос, и ссылает на покаяние каждого, нарушившего заповеди, в тюрьмы, расположенные на необъятных его просторах. Наши герои - преступники класса "A", несмотря на то, что ничего особенно дурного не совершили (любопытно, что натворили самые хилые по рекордам нарушители? Украли конфету у младенца и просиживают в камере сроком в 100 лет, если так, то забавные у них по строгости законы). Роботы повсеместно используются для того, чтобы "помогать думать человеку". В целом, довольно унылая, не без горькой малобюджетной иронии, картина, напичканная всяким компьютерным барахлом. Главные персонажи, узники космической темницы, которым предстоит из не╠ выбраться, и как уже говорилось выше, надрать задницы себе подобным. У каждого из них свой собственный метод расправы с врагом, обращения с ближним: Сингоку со всеми груб, будь то машина или человек, да ещ╠ считает себя настолько крутым, что хамит, однако же повсеместно лажается (например, испугался примитивной стенки на пути к вершине небоскр╠ба); Бентен честен, но выглядит уж чрезмерно вызывающе - если бы не голос, то я бы сч╠л его проституткой; а здоровяк Гогу - якобы компьютерный гений (самоназвание), не забывающий старых товарищей, недостаток - читает русские книжонки с говорящими названиями, что показывает его далеко не с лучшей стороны, книгу "Мальчики" часто перелистывает, подлец. Овашки распределяются так: первая серия - завязка, здесь Сингоку - центральный персонаж, на н╠м, кичливом спасителе народа, сосредотачивается основное внимание; вторая серия - не связанная с предыдущей, повествует о приключениях Гогу; третья - также не зависящая от предыдущих, отнюдь не является развязкой истории, имеется нам╠к на продолжение (заранее знаю - его не будет, провальный проект), Бентен - заводила шоу. Теперь обо вс╠м по порядку. В первой части под названием "Воспоминания о прошлом" (в нашем бестолковом переводе - "Виртуальная смерть") член киберполиции, грязный на язык, бестолково-отважный Сингоку получает задание от босса защищать известного уч╠ного Куракаву от посягательств на него неизвестного хакера. Вскоре, в ходе расследования выясняется, что Куракаву, как признавшегося в убийстве предполагаемого покушителя, начальство приказывает убить, однако Сингоку не успевает это сделать, зато находит хакера и мочит страшного монстра. В итоге, Куракава и его убийца уничтожены - миссия завершена (Куракава теряет жизнь вследствие несчастного случая). "Программа-ловушка", вторая часть трилогии, растолковывает о том, что как бы ни был сил╠н механизм - человек круче так или иначе. Вкратце, Гогу откапывает незаконные эксперименты правящих кругов по производству сверхвойск, а они в свою очередь пытаются его убрать (как обыденно). Результат опытов на стройке почти что расправляется со странным Гогу, однако тот находит у него уязвимое место, слуховой аппарат - остальное и так ясно, как день. Третья, "Багряная кровушка" (вольный перевод) рассказывает о похождениях любвеобильного Бентена, романтически настроенного по отношению к мисс Реми Масуде, опасной вампирше. В общем, Бентен раскрывает опять же незаконные эксперименты над людьми и разоблачает нарушителя порядка. Заканчивается с некоторой претензией на интеллектуальность, жаль, что неудачною, хоть и изящною.

Данные овашки сильно напоминают фильм "Город демонов Синдзюку" того же режисс╠ра, сходство сразу бросается в глаза: рисунки идентичны, похожие характеры героев. "Синдзюку" был неудачным творением, но его автор решил во что бы то ни стало доказать, что с подобным стилем можно сделать что-нибудь более мощное - видимо, снова оплошал, обманулся в расч╠тах. Загвоздка состоит в том, что цвета выбраны в тему, однако однообразно и монотонно, переизбыток голубого цвета. Рисунок чрезмерно прост, строг и схематичен, любимых мелких деталей не видать - это можно отнести как к плюсам, так и к минусам. Кому как, господа, чем-то сродни эстетике самураев изображать главное, не отвлекаясь на постороннее. Лица, в общем, красивы, симпатичны, однако по-лошадиному вытянуты овалами; пропорции как всегда не соблюдаются - раздражает сильно именно в этом аниме своей нелепостью. Взрывы впечатляющи, но можно было бы и покрасочнее сотворить и помасштабнее. Музыка - пожалуй, единственное, к чему я не имею абсолютно никаких претензий: во-первых, она звучит к месту и в тему; во-вторых, стиль - индустриальный спидметалл на панковской основе с высоким женским вокалом - как нельзя лучше отвечает последним веяниям времени; в-третьих, сама по себе музыка интересна, на любителя. Так как аниме - трэшевый боевик, то здесь меньше всего касаются философии, хотя кое-какие невразумительные попытки объяснить бытие сущное и предпринимаются, портящие и засоряющие просмотр. Короче, следить за происходящим, в принципе, не нужно, потому что сюжет и фабула малоинтересны, нелогичны между собой и тупы. Смотреть, следя за развитием сюжета, откровенно скучно, собственно, экшн наблюдается мало, да и редко. Нелогично находятся объяснения тем или иным поступкам персонажей, мотивы, которые выглядят крайне нелепо и искусственно. Персонажи - не люди, а ходячие задумки, идеи автора. Преграда к введению персонажей в реал вста╠т, скорей всего, из-за их ч╠тко выверенных жизненных функций, за гранью происходящего на экране они не имеют место быть - характеры прямолинейны; как личности они мертвы. В основе овашек лежит предыдущее произведение режисс╠ра, "Синдзюку: город демонов", поэтому тому, кому довелось посмотреть вышеуказанное, данный предмет разговора покажется вторичным - неизбежное впечатление при просмотре оного, однако автор сделал попытку улучшить характеристики "Синдзюку", перенеся задумку в "Кибер город": общая канва действия вс╠ же прочнее вышеоговоренного, да и герои лучше. История, тем не менее, ещ╠ более приедается от многочисленных просмотров - неизбежность практически для всех фильмов, однако здесь достигает апогея вторичности и хрупкости, шаткости. Японские традиции, внес╠нные в историю, также совершенно нелепы: деревце сакуры цвет╠т прямо в металле, без земли, что несколько дисгармонично, на мой взгляд. Переизбыток заштампованных сцен - избитые "крутые" фразы, да и вс╠ остальное, позаимствованное не только из "Сндзюку", но и ряда подобных фильмов ("Терминатор 1, 2" Камерона). Конечно, можно было оставив общую стилистику и даже дырявый сюжетец незыблемыми, сделать лучше, однако увы - стараний Йосиаки Кавадзири явно не хватило. Динамики никакой - бич для боевика, особенно киберпанковского. Вс╠ монотонно и чрезмерно предсказуемо, не хватает действительно ярких, колоритных характеров. Самое раздражающее, юмор хулиганского отродья Сингоку не смешон, помимо этого, на вс╠м протяжении действия нет ничего забавного, вс╠ мертвенно холодно и бледно.

Я привык выделять во вс╠м японском аниме (к чему мелочиться - я люблю бескорыстно вс╠, связанное со "Страной Восходящего Солнца") только хорошее, поэтому на большинство недостатков этого произведения просто не обращааю особого внимания - наслаждаюсь просмотром, забыв о его первоисточниках, что, впрочем, советую и вам, дабы не портить впечатления. Как боевик, фильм, в целом, хорош; в качестве полноценного представителя жанра - значительно хуже.