О телефонистах замолвите слово...

М. И. Айзман, А. В. Голышко

Мы живем в интересное время, когда человечество, жизненно нуждаясь в развитии коммуникаций, совершенствует их невероятно быстро. Конечно, не все идет гладко: бурно развивается техника, постоянно возникают новые услуги, стремительно расширяется их рынок и чуть ли не ежегодно изменяются сами условия существования телекоммуникационных компаний. И совершенно естественно, что при этом не обходится без трений или конфликтов. Об одном из них, "тлеющем" в Москве, и пойдет наш рассказ.

Представьте себе такую ситуацию...

Пример первый. Человек купил компьютер и модем, заключил договор с компанией - поставщиком услуг Интернет и за относительно небольшую плату стал пользоваться всеми благами, предоставляемыми этой сетью через самую простую телефонную линию. Короче, он чувствует себя хорошо и находится в центре всех мировых событий, как вдруг узнает, что ОАО "МГТС" (Открытое акционерное общество "Московская городская телефонная сеть") собирается ввести повременную плату за пользование услугами местной телефонной связи. Это же просто крах! Ведь теперь оплата такой услуги будет совсем другая. А если этот человек - студент (пенсионер, инженер и т. п.)?

Пример второй. У того же человека есть дети, которые любят поиграть через Интернет, благо таких развлечений там хватает. Но опять эта повременная оплата... А дети, между прочим, - цветы жизни.

Пример третий. Чем чаще человек работает в сети Интернет, тем больше информации ему хочется получать оттуда. Но уж очень низкоскоростные и вообще неважные у нас телефонные каналы. Ну как тут обмениваться видеоинформацией, если скорость обмена - кадр в день или около того?! В результате человек вынужден сидеть чуть ли не сутки, чтобы "скачать" из Интернет что-нибудь объемное, да он еще и платит за это! А ведь на горизонте уже маячит не к добру помянутая повременная оплата.

Пример четвертый. Я, например, вообще не знаю вашего Интернет. Мы в университетах не обучались. Вечером, чтобы позвонить по своим делам, я просто поднимаю телефонную трубку, но после набора нескольких цифр мой вызов сбрасывается. А то и вообще после поднятия трубки идет сигнал "занято". И за это "удовольствие" я должен платить МГТС? И, чем дальше, тем больше?

История вопроса

Хватит примеров. Как говорит Жванецкий, "а может, в консерватории что-нибудь изменить?" "Конечно, изменить!" - слышим мы многоголосый призыв демонстрантов у здания московской мэрии. К тому же мы регулярно читаем публикации в прессе, где выдвигаются требования оградить пользователей компьютерных сетей (а заодно и малоимущих, в частности пенсионеров) от произвола монополиста телефонной связи и предлагается не только отменить повременную оплату, но и разделить МГТС на несколько компаний. Как считают недовольные, вместо реконструкции своей старой сети МГТС пускает народные деньги неизвестно куда, да еще постоянно повышает плату за свои услуги. А круг тех, кто использует телефонную сеть общего пользования для получения доступа в компьютерные сети, постоянно расширяется. В силу специфики работы с компьютерными сетями (и прежде всего с Интернет) и низких скоростей передачи информации в сети МГТС такие пользователи при введении повременной оплаты действительно будут вынуждены платить существенно больше.

Как же развивались сети МГТС и Интернет и почему так конфликтно пересеклись пути их развития? Московская городская телефонная сеть входит в десятку крупнейших телефонных сетей мира, а ее возраст составляет уже более 115 лет. Развивалась МГТС, как, впрочем, и вся российская телефонная сеть общего пользования (ТфОП), в основном экстенсивным способом: прокладывались новые кабели, строились новые АТС (может, и устаревшего типа, но зато много). В результате МГТС (как и вся ТфОП) состоит в основном из аналогового оборудования (цифровых АТС в ее составе порядка 10%) и медных кабелей. Они хоть и не обеспечивают высоких скоростей передачи информации, но собеседника по ним обычно слышно. Любителям старины скажем следующее: в устных преданиях, сохранившихся в МГТС, говорится о том, что в Москве до сих пор лежит - и работает! - телефонный кабель производства 1902 г. и что лишь недавно была демонтирована АТС образца 30-х годов.

Можно долго говорить о том, почему так все запущено. Но в этом не виноват никто из 20 тыс. телефонистов, работающих в МГТС. Им уже досталось такое наследство.

Тенденции развития

Вообще-то упреков за отсутствие усилий по модернизации телефонной сети МГТС, пожалуй, не заслужила. Полная реконструкция такого большого хозяйства (включая парк устаревших АТС и транспортную сеть) требует колоссальных средств и усилий. При этом надо помнить, что нарушать телефонную связь сразу у всех абонентов (а их сейчас более 4 млн) нельзя. Тем не менее реконструкция будет проводиться в Москве поэтапно. Об этом уже сообщала пресса и неоднократно говорили руководители МГТС. На первой стадии реконструируется "2-я миллионная" зона, а ее абоненты будут переведены в "6-ю миллионную" (сейчас в Москве нет телефонных номеров, начинающихся с цифры "6"), затем абоненты "первой миллионной" зоны будут переведены во "2-ю миллионную" и т. д. Реконструкция подразумевает не только смену парка устаревших АТС, но и создание принципиально новой, волоконно-оптической транспортной сети с кольцевой структурой, которая упростит решение проблем с соединительными линиями (о них мы поговорим ниже).

Помимо всего прочего, АО "МГТС" продолжает ежегодно вводить в строй 60-70 тыс. новых телефонных линий, выполняя при этом весь комплекс сопутствующих работ. По последним сообщениям, правительство Москвы поставило перед ним задачу ввести в действие к 2000 г. до 200 тыс. новых телефонных линий. Аналогичные работы проводят и другие московские телефонные операторы, в том числе и совместно с МГТС. Все это вместе с технической поддержкой и эксплуатацией сети тоже нуждается в больших инвестициях. Однако до сих пор тарифы на услуги МГТС регулировало государство и оплата по ним не покрывала существующих затрат даже на поддержку сети. Понятно, что введение повременной оплаты поможет выправить это положение. Цель данного мероприятия - создать условия, при которых те, кто больше загружают сеть, соответственно и больше платят за это. Можно не соглашаться с размером и формой оплаты, но сам принцип ее остается единственно верным в современных условиях. Почему? Да потому, что в этом случае оператор сети будет наконец материально заинтересован в увеличении объема пропускаемого трафика. Парадокс в следующем: сейчас оператор заинтересован в уменьшении загрузки сети, поскольку тогда и сеть работает лучше, а отказов и износа оборудования меньше - следовательно, техническим службам спокойнее, а деньги те же.

Причины конфликта

Еще в 60-х годах на Западе дальнейшее развитие аналоговых телефонных сетей было признано бессмысленным. Там начала развиваться цифровая телефония. В Москве же (с ее громадной, но уже устаревшей телефонной сетью), где сосредоточены основные потребители услуг связи, в последние годы потребности в телекоммуникациях растут небывалыми темпами, а это, разумеется, обостряет многие проблемы. Именно поэтому появилось достаточно много коммерческих операторов, предоставляющих в том числе и услуги телефонии. Модернизация ТфОП столицы назрела давно, но в любом случае этот процесс займет длительное время и потребует значительного объема инвестиций.

Компьютерные сети намного моложе телефонных. Популярная же ныне сеть Интернет родилась в конце 60-х годов из проекта сети с коммутацией пакетов ARPANET, создаваемой для нужд военного ведомства США. Позднее умные люди догадались о ее потенциальных возможностях и ей был придан статус международной. А о применяемых в ней протоколах TCP/IP не слышал только тот, кому это неинтересно. Но особо подчеркнем следующее: с самого начала и по сей день сеть Интернет (и ей подобные) строилась как выделенная сеть, не имеющая отношения к телефонным сетям, и лишь в процессе роста интереса к ней со стороны пользователей она стала накладываться и на ТфОП.

Массовое распространение на планете персональных компьютеров, особенно в 90-х годах, привело к возникновению других компьютерных сетей. В Москве, например, существует созданная группой энтузиастов сеть "ФИДО". И таких примеров можно привести много. Однако основной проблемой компьютерных сетей всегда был дефицит сетей доступа. В качестве такой сети и стала использоваться на местном уровне уже хорошо развитая к тому моменту коммутируемая телефонная сеть. Это был логичный и экономичный путь внедрения компьютерных сетей в жизнь современного человека.

Процесс развития средств и сетей связи показал, что по мере совершенствования современных технологий и телефонные и компьютерные сети становятся мультисервисными. Сейчас нет абсолютно ничего необычного ни в передаче данных по коммутируемой телефонной сети, ни в возможной трансляции голоса через Интернет. В результате совершенно закономерного объективного процесса, который идет во всех развитых странах, телекоммуникационные операторы перестают быть узкоспециализированными. Именно с этим связано происходящее сейчас на Западе слияние крупнейших телекоммуникационных операторов, и поэтому можно уверенно говорить о том, что узкоспециализированные поставщики услуг связи не имеют будущего. Уже сейчас зарубежные специалисты прогнозируют, что в ближайшие пять лет почти 100% услуг по доступу, например, в сеть Интернет будут обеспечиваться только крупными телекоммуникационными компаниями.

Так в чем же антагонизм между рассматриваемыми сетями? Дело в том, что ТфОП элементарным образом перегружается при массовом использовании ее владельцами компьютерной техники, и, хотя таких пользователей сравнительно немного, нагрузку они генерируют высокую, причем главным образом за счет нетипичности последней для ТфОП. Почему? Во все времена телефонные сети всего мира и, разумеется, России проектировались исключительно для предоставления услуг телефонии. Общеизвестно, что для ТфОП России средней нагрузкой, создаваемой одним квартирным абонентом сети, считается 0,1 эрл, а корпоративным абонентом (если угодно - хозрасчетным) - 0,25 эрл. При всем этом телефонный разговор должен иметь продолжительность не более 3 мин. Честно говоря, это уже довольно большая нагрузка. Например, в сетях подвижной связи она принимается в несколько раз меньше. В отличие от обычных абонентов пользователи компьютерных сетей занимают телефонные линии в течение длительного времени, измеряемого часами, а то и круглыми сутками! Низкие же скорости передачи информации, получающиеся при использовании существующих телефонных линий, еще больше увеличивают это время. Известно, например, что с помощью МГТС компьютеры, как правило, могут обмениваться информацией со скоростями 9,6 и даже 19,2 Кбит/с, а иногда и выше, но бывает и 4,8 Кбит/с. К сожалению, это зависит не только от типов применяемых модемов и электрических характеристик телефонных кабелей, но и от возможностей аналоговых АТС, которых в сети подавляющее большинство (о чем уже говорилось выше). Лишь абоненты современных цифровых телефонных сетей могут работать на более высоких скоростях (например, 56 Кбит/с), да и то желательно, чтобы между АТС, абонентом и международным каналом Интернет не были задействованы участки МГТС.

При использовании ТфОП для доступа к компьютерным сетям возникает своеобразная отрицательная обратная связь: владельцы компьютеров перегружают и без того низкоскоростные телефонные каналы связи, а низкие скорости передачи, в свою очередь, увеличивают и без того длительное занятие канала связи, приводя к еще большей перегрузке сети. И, чем хуже телефонная сеть, тем сильнее она страдает от подобных пользователей. А ведь нашу сеть строили последние 100 лет. Ну что ж, недовольным ее характеристиками для доступа в Интернет надо было выдвигать свои требования в году, этак, 1947-м, а лучше даже где-нибудь в 1934-м. Надеемся, в связи с этим не нужно говорить о вероятных последствиях для них.

Но и это еще не все. Перегрузить коммутируемую телефонную сеть можно еще проще, чем это кажется. Сейчас МГТС имеет радиально-узловую структуру, когда все АТС (а их свыше 500) соединяются с телефонными узлами входящего и исходящего сообщений. Последние же, соединяясь каждый с каждым, образуют невероятно сложную паутину. Перегрузка ТфОП и происходит непосредственно в соединительных линиях между узлами телефонной сети. Поэтому при любом увеличении нагрузки (например, при подключении сети подвижной связи) требуется соответствующее увеличение мощности всех соединительных линий между всеми узлами сети (в Москве это обходится примерно в 500 долл. на одну вновь присоединяемую линию). Но даже этого мало.

Коммутируемая телефонная сеть строится по принципу неполнодоступной схемы, когда число обслуживаемых абонентов существенно больше числа соединительных линий, проходящих между АТС и телефонными узлами. При этом имейте в виду, что каждая конкретная абонентская линия имеет доступ далеко не ко всем соединительным линиям, выходящим из АТС. Кроме того, для исходящей связи (а именно она в первую очередь представляет интерес для пользователей Интернет) задействуется только половина существующих соединительных линий. В результате лишь седьмая часть всех обслуживаемых данной АТС абонентов может разговаривать по телефону одновременно, причем не более 3 мин! Заметьте, что только эти условия и обеспечивают нормативные показатели по числу отказов в сети в часы наибольшей нагрузки (ЧНН). А здесь совсем уж нетрудно понять, что парализовать исходящую связь на конкретной АТС может сравнительно небольшое число пользователей, работающих (часами!) в Интернет одновременно. Тут мы и получим вариант, когда при поднятии абонентом телефонной трубки он услышит сигнал "занято", свидетельствующий об отсутствии свободных соединительных линий.

Конечно, реконструкция коммутируемой телефонной сети, без сомнения, улучшит технические характеристики последней, но будет ли это панацеей от проблем, рассматриваемых в данной статье? Совершенно определенно, что нет! Ведь владельцы компьютеров, использующие ТфОП, для ее операторов всегда являются незапланированной и нежелательной категорией абонентов как в настоящее время, при фиксированной абонементной плате, так и в будущем, при повременной. В любом случае характер и структура ТфОП мгновенно не поменяются и при определенном количестве любителей Интернет и других подобных сетей она всегда будет перегружаться. И это не только проблема Москвы - с ней сталкиваются и Лондон, и Нью-Йорк. Вот где-нибудь в глубинке, где компьютеров немного, ее пока нет (как говорится, на нет и суда нет). Никто не сомневается и в том, что в Москве число владельцев компьютеров будет расти. Соответственно увеличится и количество желающих приобщиться к работе с какими-либо компьютерными сетями. А это уже серьезно. Мы должны прогнозировать возможную работоспособность ТфОП, и даже уже имеющийся опыт заставляет нас делать это.

Когда, например, одна из ведущих североамериканских телефонных компаний объявила о предоставлении свободного доступа к сети Интернет за сравнительно небольшую фиксированную плату, это вызвало резкий приток пользователей. В результате в сети компании произошел массовый отказ. Такой опыт есть и у нас. Вспомните, как в начале 1997 г. по телевизионному каналу РТР шли передачи так называемого "интерактивного ТВ". Их вел Александр Гурнов, который предлагал телезрителям звонить в студию по указанному на экране телефону. В результате того, что телеведущему удалось сделать действительно интересную передачу, многочисленные звонки москвичей так перегрузили МГТС, что на последней отключилось несколько 100-тысячных узловых районов. Даже не каждый регулярно случающийся в городе обрыв кабельных коммуникаций приводит к таким последствиям.

Последний случай наглядно показывает, что нарушить телефонную связь в Москве можно и без Интернет. Ну а с Интернет это сделать еще проще. Таким образом, сегодня в столице происходит резкий рост потребностей в доступе к компьютерным сетям, за которым не успевает развитие ТфОП. Но последняя и не должна успевать за этим ростом, поскольку изначально предназначалась, проектировалась и строилась исключительно для оказания услуг телефонии. Уже сейчас пора говорить о невозможности дальнейшего развития услуг доступа к Интернет через коммутируемую телефонную сеть Москвы.

Пути решения

Что делать? Все предельно просто: пользователи компьютерных сетей должны работать через активно развивающиеся сейчас специализированные сети передачи данных со скоростями на магистральных линиях до 155 и 622 Мбит/с или даже 2,5 Гбит/с. Правда, пока они удовлетворяют прежде всего потребности корпоративных пользователей, но только в Москве их уже чуть ли не десяток: "Голден Лайн", "Макомнет", "МТУ-Информ", "Комкор", "Телепорт-ТП", "Глобал Один", "ПТТ-Телепорт" и др. Более того, в отдельных столичных сетях уже широко применяются современные технологии Frame Relay и АТМ. Да и МГТС после реконструкции своей телефонной сети планирует заняться тем же самым.

Как правило, на последнем участке доступа все указанные сети применяют инфраструктуру так называемых "прямых проводов" МГТС, но они не используют коммутируемую телефонную сеть! А по обычной медной паре в Москве уже предоставляются услуги передачи данных со скоростью 128 Кбит/c, а по двум (иногда и по одной) - 2 Мбит/с.

Эти же сети с успехом можно использовать и для обеспечения доступа, например, к сети Интернет. Причем его можно организовать не только по "прямым проводам", но и по обычным абонентским линиям, откуда выход в сеть передачи данных осуществляется перед АТС. Крупные корпоративные пользователи, как правило, получают этот доступ по волоконно-оптическим линиям.

Вот это действительно прогрессивный путь развития глобальных сетей типа Интернет, поскольку, во-первых, позволяет разгрузить ТфОП, а во-вторых, предоставляет пользователям высококачественный доступ к компьютерной сети со скоростью до 2 Мбит/с и выше. Все зависит лишь от качества международного канала связи, на который выходит используемая сеть.

Но захотят ли обладатели компьютеров подключаться к сетям передачи данных? Конечно, это дорогое удовольствие: стоимость аренды канала в России пока превышает аналогичные показатели в других странах. Но другого пути нет, потому что в Москве сейчас работают около 100 тыс. пользователей Интернет (и уже появились трудности, связанные с перегрузкой ТфОП). По прогнозам, в ближайшие годы это число увеличится на 500%. Конечно, некоторая часть пользователей - это отдельные крупные компании, получающие высококачественный доступ к Интернет, как правило, не через ТфОП. Но все равно это не снимает проблему.

Источники конфликта

Введение повременной оплаты за услуги местной телефонии, помимо получения некоторого материального удовлетворения МГТС, должно стимулировать переход части его пользователей к получению аналогичных услуг через специализированные сети передачи данных. Владельцы же последних, в свою очередь, должны быть заинтересованы в притоке новых клиентов, поскольку большинство корпоративных пользователей Москвы уже охвачены их услугами. Им надо переходить на обслуживание нового, более массового слоя пользователей, а конкуренция между операторами закономерно приведет к снижению тарифов. Давление же со стороны пользователей компьютерных сетей на телефонные компании скорее приведет не к снижению тарифов, а к еще большему их увеличению при особо длительном занятии линии.

Доступности сетей передачи данных во многом способствует уже начавшееся кое-где создание локальных сетей на уровне жилых домов (подъездов). Такие сети значительно легче подключить к высокоскоростному каналу передачи данных какой-либо специализированной сети. Известно, что в Москве жильцы некоторых домов кооперируются для подключения к сети Интернет через радиоинтерфейс или с помощью кабеля минуя МГТС. Как говорят, спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Рано или поздно, но за это возьмутся и телекоммуникационные компании. Так что претензии к телефонным операторам, в общем-то, не по адресу. Но кто-то же собирает любителей Интернет на улицах с соответствующими плакатами? Как говорил дедушка Ленин, "политика - это концентрированная экономика". Поэтому найти особо недовольных введением "повременки" - дело несложное. Ими, например, могут быть так называемые вторичные поставщики услуг сети Интернет: все описанные выше процессы, безусловно, отражаются на росте их доходов и, более того, в перспективе даже могут сделать их самих и вовсе ненужными. По сути своей в телекоммуникационном мире Москвы они являются типичными компаниями-посредниками, арендующими доступ к сети Интернет у какого-либо первичного поставщика услуг (который имеет международный канал) и серийный телефонный номер у какого-либо телефонного оператора. То есть они не обладают своей сетевой инфраструктурой (и не строили ее), а само их существование обусловлено либо нерасторопностью в работе операторов телекоммуникационных сетей, либо отсутствием соответствующих служб у последних. Конечно, это явление, скорее всего, временное.

Пользователи же остальных компьютерных сетей (например, "ФИДО") далеко не столь многочисленны. Они придумали, как загрузить ТфОП в собственных интересах, но если в связи с ростом этих интересов может ухудшиться (и уже ухудшилось) качество телефонной связи во всем городе, то почему бы не взимать с них деньги за это? В противном случае, если этот вариант им кажется дорогим, пусть они построят свою собственную компьютерную сеть, не выходящую на МГТС. Положа руку на сердце, можно констатировать, что никто из недовольных, разумеется, не может упрекнуть МГТС в лишении их услуг телефонии. Их просто заставят платить больше за использование коммутируемой телефонной сети не по назначению.

Что в итоге

Теперь поговорим о появившихся требованиях разделить ОАО "МГТС" на несколько операторских компаний (которые, мол, в момент разовьют ТфОП до невиданных высот). Скорее всего, это было бы выгодно каким-нибудь его рыночным конкурентам. Однако МГТС спроектирована и построена как единая сеть, которую просто невозможно разделить технически. Ведь если разрезать, к примеру, арбуз хотя бы пополам, то два арбуза все же не получится. Поэтому все, кто связан с проблемами телефонии, к счастью, понимают, что такое деление (если бы даже оно удалось) быстро приведет к максимально интенсивному и нескоординированному использованию появившихся "кусков" МГТС, а следовательно, к наискорейшему параличу всей ТфОП Москвы. Потом, как говорится, мы все вместе будем пытаться ответить на традиционный вопрос: "Ребята, кто шил костюм?"

Итак, введение повременной оплаты за услуги местной телефонной связи, разумеется, создаст определенные трудности для пользователей компьютерных сетей, которые получают доступ к ним через ТфОП и создают здесь несвойственную телефонной сети нагрузку. Однако это явится началом процесса перехода таких пользователей к операторам специализированных сетей передачи данных, для чего, собственно, последние и предназначены. При этом пользователи действительно получат услуги лучшего качества и ТфОП не пострадает. Да и саму повременную оплату телефонные операторы вводят конечно же не по собственному почину - она лишь отражение политики государственного регулирования в области связи.

Следует иметь в виду, что для пенсионеров и малоимущих всегда существует возможность компенсации со стороны городских или государственных структур, поэтому их можно исключить из списка недовольных введением повременной оплаты. Выход на экстренные службы (01, 02, ...), а также "телефон доверия" всегда будут бесплатными и не только у ОАО "МГТС" (это предписывает имеющаяся у операторов государственная лицензия). Требования студентов, кричащих о действительно небольших размерах своих стипендий, также звучат несколько странно, если припомнить стоимость используемых ими компьютеров и модемов. В отношении недовольства, возникающего со стороны владельцев компьютеров, можно с уверенностью сказать, что никакой телефонный оператор и не брал на себя обязательства по обеспечению доступа к сети Интернет или любым другим сетям! На определенном этапе он лишь шел навстречу таким пользователям, пока интересы последних не пошли вразрез с интересами существующей телефонной сети по поддержанию ее работоспособности. А все абоненты ТфОП (в частности, те, перед которыми в ответе МГТС) вовсе не должны получать менее качественные услуги из-за 2-3% своих коллег, желающих работать в Интернет.

Попробуем проиллюстрировать эту ситуацию. Допустим, хозяева дома пригласили вас в гости, а вы привели с собой своих друзей, которые стали немного этот дом громить, то со стороны хозяев вполне логичным является требование хотя бы заплатить за потери. Или, например, к вашему "мерседесу" (или трактору К-701) прицепится несколько тысяч любителей санного спорта (ну нет в Москве достойных гор с трассами!), то рано или поздно вы все вместе забуксуете. А впрочем, приводить подобные примеры можно до бесконечности.

***

Телефонная связь давно и прочно вошла в жизнь современного человека. И если в наших домах отключить, например, электричество, телефон, телевидение, газ, воду и канализацию, то, уверяем вас, жалобы от жильцов поступят в первую очередь именно на отсутствие телефонной связи. Потому что это единственный массовый вид интерактивных услуг, который позволяет решать все другие проблемы (с электричеством, газом, водой и пр.). Так давайте относиться к нему соответственно, и пусть никто не уйдет обиженным.


На главную страницу Гостевая книга