Никогда в жизни не думал погружаться в глубины киберпанка, пока не увидел "Armitage III". Фильм я смотрел на японском языке с немецкими субтитрами, поэтому, скорее всего, дело обстоит вовсе не так, как мне кажется. Но я смотрел, вникал, чувствовал.

***

Вот она, Наоми Эрмитаж. Маленькая яркая фигурка, кажущаяся совсем крохотной на фоне мощной фигуры комиссара полиции Росса Силибуса.

Вихрь молниеносных движений на фоне практически статичных пассажиров, ждущих своих рейсов в марсианском космопорту. Ну кто еще мог встретиться суровому комиссару, угодившему во внезапную заварушку, когда даже лихие ковбои ловко прячутся за массивные колонны и наотрез отказываются покидать свое укрытие? Кто, кроме роковой красотки Наоми? Единственной особе, которая не растерялась ни при схватке с четырмя угрюмыми громилами, ни при виде выпавшего из чемодана трупа известнейшей певицы, прибытия которой ожидали миллионы.

Вихрь эмоций на фоне медленно приходящих в себя от ужасающей картины людей. Очаровательная улыбочка. Медовый голосок, немедленно отвечающий на вопрос Силибуса о своем имени: "Эрмитаж". Это надо видеть. А секунду спустя резкий поворот эмоций, когда комиссар, осматривающий труп, небрежно роняет: "Да это всего лишь андроид". Все! Улыбка гаснет. На лице обида непонимания. Что значит "всего лишь"? Ведь и она...

Да, Эрмитаж - робот третьего поколения. Всего лишь робот для комиссара, любимую которого когда-то уничтожил робот-убийца. Но, глядя на нее, думаешь: да к черту все рассуждения о программируемости и перепрограммируемости. Какая разница, чем вызываются эмоции - химическими реакциями, как у людей, или электрическими разрядами. Главное - душа, независимо от того на какой основе она держится. У Наоми есть душа. Такая, какую не встретишь и у многих тех, кто с гордостью зовутся настоящими людьми. Я бы многое отдал, чтобы хоть чем-то помочь такой, как Наоми. Но для этого надо быть не меньше, чем комиссаром Россом Силибусом.

Рок-звезда из числа андроидов третьего поколения погасла. Взошла новая звезда. Мрачная. Кровавая. Убийца Д'анклауд проводит серию жестоких расправ и ничуть не боится всеобщего осуждения. Действительно, а что он такого сделал? Вырубил машину, деформировал железяку. И в толпе, сбившейся из жителей большого города, просыпаются звериные инстинкты. Ну вот хочется мне врезать немерянной цепью в лицо хорошенькой девушке. Но нельзя. Поймают. Казнят. Да вот же, роботы! Ну кто осудит меня за то, что я сорву свою злость на сборище микросхем, заключенных в красивую оболочку. Пусть только попробуют. Тогда и им достанется. Тогда мы и у них внутренности проверим. Не железные ли?

И горит на площади костер. Большой. Злой. И в языках пламени корчатся человеческие фигуры, такие же, как и те, что стоят у костра в безопасном удалении от злобного огня, превращающего мыслящих существ в мертвые железные остовы. А в голове у Наоми гаснут буквы, образующие имена тех, кто уже никогда не будет жить, чувствовать, любить.

Мне кажется символичным, что схватка Д'анклауда и Силибуса происходит в церкви. Заброшенный, полуразрушенный храм. Исписанные стены. Скопившаяся затхлость. Пустота. Прошли годы и то, что было когда-то свято, стало никому не нужным символом забытья. И стрела башенного крана, разрушающая купол, словно подводя печальный итог. Люди сами научились создавать души, но богами стать они так и не сумели. Суета, серость, заевшая повседневность - далеко не божественные атрибуты. Может поэтому и злость на роботов. Почему вместо рая железные высотки, взметнувшиеся в небо, но так и не достигшие его? Почему вместо благодарных почитателей роботы, посмевшие стать личностями?

Схватка закончена. Силибус выполнил свою миссию. Но даже такой супергерой не может предотвратить нервный срыв, захлестнувший Эрмитаж. Бывает, что и роботы не хотят жить. И вновь борьба. Нет покоя в мире киберпанка. Даже вытащив Наоми из шока, Росс не обретает долгожданного спокойствия.

***

"Ну, теперь все хорошо."

"Хорошо?! Что ты называешь "хорошо"?!! Что вообще может быть хорошо?!!!"

Да, это не стандартный фильм ужасов, где выжившие герой и героиня бодро взбираются к солнцу по трупам друзей, не дотянувших до счастливого финала. Между человеком и роботом, разошедшимся в разные стороны, так и осталась мрачная гора обугленных андроидов третьего поколения.

***

Тут можно было бы закончить историю о Наоми. Но все-таки хорошо, что Аниме зачастую состоит из нескольких эпизодов. Жизнь то ведь не кончается.

Чтобы вернуть Наоми Силибусу приходится перешагнуть через себя. Он должен сделать огромный шаг, практически невозможный - увидеть душу в роботах второго поколения, в бесправной домашней обслуге от кухни до постели. И перешагнув этот барьер, Росс взлетает на новый уровень. Теперь он видит прежде всего личность независимо от оболочки. И это помогает ему в продвижении и к душе Эрмитаж, и к тайне ее создания. А Эрмитаж стремится понять людей и найти в себе максимум человеческого. И я уважаю ее за то, что она сумела не озлобиться и не встать на дорогу мести. Д'анклауд возвращается. С каждой новой битвой он теряет человеческие черты и раз за разом превращается обликом в робота, в тех, кого стремится уничтожить, и может ненавидя их за это еще сильнее. А под конец сам оказывается андроидом.

Д'анклауд и Эрмитаж - одна сущность, но души, стоящие на разных краях шкалы вечных ценностей. Наоми тоже нелегко. Вроде все складывается хорошо. Вроде ее создатель обнаружен. Но может ли создатель смотреть на свое творение, как на равного? А каково Наоми осознавать, что ты - всего лишь прототип для удачной серии III поколения. Прототип, который можно просто выключить, как это и происходит.

***

Одиночество. Вечное одиночество. Кто поймет? Кто вытащит? Кто заберет из этой ужасающей тьмы? Вновь Росс не дает ей сорваться. Что может помочь личности, отвергнутой миром. Только любовь. И Росс дарит ей ночь любви. Я вообще-то не сторонник подобных сцен в Аниме (за исключением, когда смотрю Hentai, но Hentai на то и создается). А тут я понял - она нужна, она просто необходима. Она - не развлечение типа удачного завершения вечеринки. Она - ступенька на следующий уровень для них обоих. Если можно вложить душу в жестянку, то она перестает быть для тебя жестянкой и вряд ли когда уже станет ей снова. Две личности сливаются в единое целое. Теперь можно вдвоем против целой армии. Армии несущей "светлое будущее" для человечества, запертого в железные клетки городов. Сражение против механических обезличенных правил. Сражение за людей. А люди, равнодушно скользнув взглядом по экрану, где погибает отважная парочка, спешат по своим важным и неотложным делам. Что в конце двадцатого века, что в далеком кибербудущем.

***

И все-таки нужны они, счастливые финалы. Открытая машина. Наоми бережно прижавшаяся к Россу. Все? Обезличенная парочка в конце удачно завершившейся мелодраммы? Как бы не так!

"Держи! Это твоя идентификационная карта! Запомни свое новое имя."

Пристальный взгляд на знакомую фотографию и совершенно чужие паспортные данные.

"У меня уже есть имя."

И карта, подхваченная порывом ветра, уносится в неизвестность.

Эрмитаж так и осталась яркой непредсказуемой личностью.

А ведь чего стоит при этом не разораться: "Что ты наделала!!! Да если бы ты только знала, сколько трудов мне стоило заполучить ее, сколько усилий!!! Но где тебе!!! Конечно..." Вместо этого Силибус нежно прижимает Наоми к себе еще крепче, всем своим видом показывая: "Не получилось? Наплюй! Мы обязательно придумаем что-нибудь еще..." Согласитесь, истинно мужской поступок. Комиссар тоже не подкачал. И может поэтому я твердо уверен, что у этой истории счастливый финал по заслугам.

***

Одинокий силуэт маленькой девочки, раскачивающейся на качелях. А через реку - заполонивший все вокруг громадный город. По сути дела все мы - темные силуэты, затерянные в холодных огнях больших городов.

(c)1997 Igor V. Merinov