Взгляд на Японию.

Empire, December 1993

Эксцентричные, яростные, навороченные и необыкновенно образные знаменитые японские фильмы нашли неожиданно большой отклик в Великобритании, где они продаются в большом количестве. После того, как Акира превратился в целый сериал в 1990 году. Ким Ньюмен дает свой взгляд на совершенно не-диснеевские мультфильмы.

Комиксы в Японии никогда не были предназначены только для детей. Они, как новеллы Диккенса, публикуются отдельными выпусками, которые выходят регулярно на протяжении всего года (собранные в единые выпуски газетные полоски комиксов иногда напоминают массивные телефонные книги). Такие полоски комиксов или "манга" занимают то же место в японской поп-культуре, что и боевики в американской. Элементы приключения, содержащиеся в них, привлекают молодых людей, но манга общепризнанна взрослыми как вид развлечения, стремящийся увести от действительности. Многие из них включают в себя элементы насилия, совсем неподходящие для детей. Так же как в боевиках зачастую фигурируют ковбои с револьверами, так в манге - самураи с мечами. Но также, как и вестерн, однако, классическая форма недавно изменилась и снова появилась в новом виде, выращенном на научной фантастике, фэнтези и сверхъестественной таинственности. Но под их крутыми кожаными куртками и сленгом, обладающие телекенезом, умеющие мутировать и изгонять демонов герои настолько близки по мировоззрению и характеру к самураям, как Арни и Слай (Арнольд Шварценнеггер и Сильвестр Сталлоне - прим перев.) к Джону Уэйну. Прорыв в манге совершил "Акира", стильная смесь видения будущего Токио, созданного в стиле "Бегущего по лезвию бритвы" и сюжета, в котором участвуют генетические мутанты с юношеским бунтарством. Благодаря большому кассовому сбору в Японии "Акиру" решили показать и в Великобритании, где благодаря трезвому изучению условий рынка и росту подпольной репутации он стал самым продаваемым видео. За ним последовал снятый в духе ужастиков "Уротсукидоджи". "Акира" продемонстрировал шокирующую визуализацию лучших комиксов, которую невозможно передать при киносъемке, хотя ее отлично передают мультики.

Первая волна подобных фильмов показывала бедствия, сюрреалистические крушения городов, описанные в книгах Джеймса Балларда (англ писателя-фантаста - прим перев), разрушаемых японским Годзиллой. Эти визуализации были усилены элементами видений Тецуо или самых смелых эпизодов в фильмах Дэвида Кроненберга (канадского режиссера, снявшего "Обед нагишом" и "Мурашки" - прим перев).

В обычном японском мультике всегда в наличии демоны-мутанты, размером с небоскребы, причудливые превращения (щупальца, вырывающиеся наружу из бездушного тела хозяина), планеты, разрушенные колоссальными космическими кораблями, непослушные дети, обнаруживающие, что у них есть сила уничтожить галактику, физически невозможные боевые искусства, школьницы в матросских костюмах и концептуальный прорыв в стиле "Одиссеи 2001-го года".

Некоторые из этих фильмов были названы "аниме", так как термин манга обозначает комиксы, на которых основаны эти фильмы - включая сцены насилия и сексуальные действия. В Urotsukidoji II: legend of The Demon Womb девочка-кошка была изнасилована демоном, чей хвост - трезубец превращается в тройной пенис. Одна из сцен, повинуясь японскому запрету показывать на экране лобковые волосы, демонстрирует половой акт, как-бы видимый изнутри влагалища бедной девочки. Со временем шок прошел, и сцены типа этой стали восприниматься почти буднично.

В аниме преобладают жанры фантастики и ужасов, или их комбинации, предлагая зрителю довольно много вариаций. Эпическая "Легенда об Арислане" - боевая фэнтези, вдохновленная больше Толкином и фильмом "Уиллоу", чем традиционными самурайскими легендами; тогда как Crying Freeman перенимает сюжет типичной манги о наивном, юном герое, открывшем в себе сверхчеловеческую силу - снятой в стиле Джона Ву - в образе гончара-пацифиста, подвергнутого промывке мозгов, иглоукалыванию и превращается в татуированного сверхсильного воина.

Мультипликация пытается сопротивляться нашествию монстров и чужаков, здесь все равно преобладают герои, изрыгающие на экран потоки крови из порванных вен, похожих на пожарные рукава.

Интересно, что эта манга, профессионально дублированная на английский, нуждается всего в четырех актерах для озвучки, у которых должны быть скрипучие голоса. Зачастую вы в последний раз слышите жертву, изрыгающую гигантскую личинку, играющую там главную роль в The Archers.

Тем не менее, вещей, происходящих в этих фильмах вы не найдете больше нигде в мире, их смесь наивности и научности часто изумляет. В то время, как западное фантастическое кино кажется более и более приземленным, манга иногда достает до звезд.

Заметки о манге

Отличительные черты:

ЗАХВАТЫВАЮЩИЕ ДУХ ДИАЛОГИ. "Странно, с тех пор, как в прошлом году умер мой муж, тот дом превратился в маяк для появления и существования сверхъестественных существ. Эти чудовища, кажется, считают этот дом вдали от дома." (3X3 Глаза. часть первая)

ДЕТСКИЕ ФАНТАЗИИ О НЕПРЕОДОЛИМОЙ СИЛЕ. В "Акире", "Уродсукидоджи", "3X3 Глаза", "Главный учитель", "Проект А-КО" и других, ребенок открывает квази-сверхестественную силу, которая дает ему возможность уничтожать городские кварталы, тысячефутовых монстров, разрывая их на тысячи кровавых кусков и вновь возвращаться к домашней работе. В Японии самые послушные дети, но популярность этих фильмов говорит о многом.

ЩУПАЛЬЦА, ВЫРЫВАЮЩИЕСЯ ИЗ КРОВАВОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПЛОТИ. Основное использование человеческой плоти в подобных фильмах таково, что она, как будто, состоит из сплошных дыр.

НЕ СОВСЕМ ЯПОНСКИЕ ПЕРСОНАЖИ. Несмотря на то, что большинство сюжетов манги показывают истории, происходящие в Японии, и действую там персонажи с японскими именами, их лица рисуются с округлыми глазами, что предполагает наличие западных ген. Так же есть тенденция к изображению маленьких ртов, которые превращаются в большие дыры, когда персонажу нужно закричать. При дубляже обычно используют людей с высокими скрипящими голосами.

ДАВАЙТЕ ВСЕ ВЗОРВЕМ ВСЕ ПОДРЯД! Как в фильмах о старом добром Годзилле, казалось бы созданном, чтобы разрушать все на свете. Нам редко показывают метрополии будущего, ультрамодные школы, сказочные дворцы или древние замки без их последующего разрушения во время титанических боев.

БЕЗ КОНЦА. Большинство мультиков основаны на комиксах из "долгоиграющих" серий, которые все еще продолжаются, поэтому их основной сюжет всегда остается незавершенным. Человек-дьявол не разрушает мир, триклопы не становятся людьми, спящий демон не проснулся, "Crying Freeman" не убежал от мафии, Арислан не сверг узурпатора, Акира не изменил Вселенную, танковая полиция не расправилась с преступниками окончательно. И пока людям интересно, истории будут продолжаться.

Автор Ким Ньюман

Переводила Надежда Маркалова.