Фантастические миры японской анимации

Доклад на Пермском Фэндоме-2001

Каждый день мы выбираем. В том числе и фильмы, на героев которых будем равняться. Собственно говоря, развернувшись на Запад, мы уже выбрали Голливуд. Не будем размышлять, насколько хорошо это или плохо. Скажу лишь, что своим выбором мы сознательно отрезали от себя многие пласты мировой культуры. В том числе и Японию, об анимации которой я и хочу сегодня рассказывать.

Что же такое - Аниме? И почему ни в одной стране мира так и не сумели ни создать что-то подобное, ни хотя бы приблизиться. За исключением, пожалуй, французской полнометражки "Властелин Времени".

"Аниме - мультипликация 21 века". Девиз одной из американских студий, дублирующей анимешные фильмы на английский. Если это и не сама истина, то весьма близкое её отражение. Совершив грандиозный прорыв в технике, японцы сумели пронзить многие психологические пласты, которые европейцы и американцы до сих пор не решаются затронуть. И в то же время в любой из истории виден дух древних, незримое ощущение суровых и прекрасных богов, сроднившихся с природой, но чуждых мечущейся человеческой сущности. Христианское двоевластие им чуждо. Возможно, поэтому они глядят на него лишь со стороны.

Яркий пример такого взгляда - шедевр Хидеаки Анно "Neon Genesis Evangelion" ("Евангелие нового поколения"). Близится конец света и конец человечества. В соответствии с манускриптами, найденными на берегах Мёртвого моря, человечеству грозит сокрушительное поражение от небесных посланцев. Один за другим приходят 17 ангелов, чтобы испытать человечество, чтобы смести его с лица Земли. Но человечество не согласно с такой судьбой. В секретных лабораториях стоят грозные механизмы, цель которых противостоять небесным силам. Беда только в том, что управлять ими могут лишь четырнадцатилетние подростки. Главный герой истории - Шинджи - один из пилотов.

"Евангелион" - история, в которой нет счастливых персонажей. Вечно одинокий Шинджи, брошенный отцом на произвол судьбы. Аска - взрывная и отчаянная особа, перед которой всегда стоит образ повесившейся матери. Рэй, улыбнувшаяся за весь сериал всего один раз. Ей известно, что она клонирована, что были и другие её копии. Она в вечных смятениях, настоящая ли она, единственная ли. И стоят ли хоть чего-то чувства страха, боли, любви, которые она испытывает. Вот этой троице предстоит противостоять идущим ангелам. Никто не знает в каком образе появится следующий враг. Это может быть гигантский механизм, чудовищное насекомое, компьютерный вирус, скользящий по земле шар теней или счастливо смеющийся мальчик, успевший стать другом и поверенным самых душевных тайн. Нелегко защищать человечество, но самый трудный выбор в том, каким оно станет после_ После чего? После перерождения, если испытание закончится в пользу людей. Перерождения того, кто выиграет битву, награда за которую шаг на следующую ступень развития. Превращение в сверхсущность, следующее звено развития цивилизации, прошедшей долгий путь от амёбы до человека.

***

Ось мира проходит через северный и южные полюса. Ось фэнтэзи проходит через "Властелина колец". Аниме не избежало историй на предложенную тему. В отличии от Голливуда только-только сподобившегося замахнуться на трилогию, японцы уже давно придумывают подобные миры и подобные обстоятельства, сплачивающие людей, эльфов, гномов и волшебников в битве против богов, затеявших очередной передел мира.

Наиболее характерным примером служит "Записи Лодосской Войны". Остров, оторванный от континента, вовлечён в кровавые распри богов, двигающих пешки своей игры навстречу друг другу. Споря и смиряясь, проигрывая и побеждая, герои продвигаются Дорогой, которая способна вывести мир, где им жить, из кризиса. Драконы и монстры, чародеи и оборотни. У каждого есть мечта и цель. Так может, прежде чем ударить мечом, попробовать хотя бы поговорить?

Другой удачный пример - сага "Истребители колдунов". В далёкой стране власть находится в руках чародеев. Люди всего лишь бесправные игрушки. Но любому терпению приходит конец, и тогда появляются они - команда, которая способна усмирить любого колдуна. Но вопрос не в том, чтобы ударить и оборвать жизнь попирателя людских судеб. Вопрос в том, можно ли колдунам и людям сосуществовать вместе? Можно ли отыскать такой путь развития. Выполняя односерийные миссии, герои ищут решение, способное спасти страну. Им неизвестно, в чьих руках истина. У богини, посылающей их на задания, или у неуловимого чёрного воина, давным-давно проигравшего битву и теперь путешествующего по стране, ищущего подвиги и всегда находящего свои решения.

Аниме, как и жизнь, не выносит перекосов. Почти всегда сюжеты сложены из фрагментов. Ведь и в жизни мы часто плачем от бессилия, а через минуту неожиданно улыбаемся ничего не значащему пустяку, который закрывает всю истекающую страхом и слезами вселенную. Жизнь построена на мелочах. Поэтому истории, зачастую начинающиеся, как комедия, внезапно сворачивают с проторенной тропы приколов и уходят в туманные поиски того, что каждый из героев считает настоящим в своей жизни. Каждый ищет свою ось, вокруг которой крутится его вселенная. Череда прозрений, неудач, потерь друзей и любимых призвана открыть глаза на ранее скрытое. Она помогает заглянуть за горизонт. Кто сказал, что Земля круглая? Только не тот, кто, отыскав её край, лежит на последнем холме и смотрит на невыразимое словами зрелище, открывшееся перед глазами, взгляд которых уже никогда не станет прежним.

Не всё так мрачно в мире японской фэнтази. Для любителей ярких пейзажей и супергероев предлагаю "Эль-Хазард". Макото - главный герой истории - оказывается в удивительном мире. И надо же такому случиться, что он как две капли воды похож на исчезнувшую принцессу Фатору. Сначала он воспринимает происшедшее с ним, как сказку, но опасности со стороны зловещей империи Багром, преследуют его повсюду. Удивительные дворцы, воздушные битвы жриц воды, воздуха и огня, армады злобных жуков, ведомых Кацухиро Джиннаи - самолюбивым одноклассником Макото, решившим наконец-то стать самым-самым-самым. Это только канва истории. Сам сюжет о внутреннем мире, способном понять и согреть. О тёплом мире Макото, сумевшем проникнуть в потаённые уголки души демона Инфуриты, насколько прекрасной, настолько и жестокой.

***

Наибольших успехов в деле Аниме добилась студия Ghibli, руководимая талантливым режиссёром Хаяо Миядзаки. На Берлинском фестивале 2002 года его последний фильм "Унесённые духами" получил гран-при. Несколько лет назад телевидение демонстрировало одну из его полнометражек "Мой сосед Тоторо". Стиль Миядзаки отличает тщательная проработка описываемого мира. В его фильмах вы не найдёте схематичных изображений. Если идёт дождь, то зритель отчётливо видит след каждой капли.

На данный момент все права на фильмы этой студии закупила Буэна Виста - Диснеевский дистрибьютор. Благодаря этому, в магазинах сейчас можно купить "Службу доставки Кики". Каждая ведьма, когда ей исполняется 13 лет, уходит из дома, чтобы самостоятельно прожить год, за это время доказав своё право на существование и найдя своё место в нашем огромном мире. К сожалению, это единственный, официально добравшийся до нас Миядзаковский фильм. В Америке успели выпустить "Принцессу Мононоке". Но неумело поставленная реклама сильно подорвала успех картины. А чего вы хотите, если рекламный лозунг называл её "Анимешными звёздными войнами"? Разумеется, зритель, пришедший на наворочанный фантастический боевик со спецэффектами, чувствует себя обманутым, когда вместо космических кораблей и обитателей далёких планет ему предлагается неторопливая фэнтэзишная история о древних временах и противостоянии богов и людей.

О качестве проработки мира можно судить даже по Диснеевскому трейлеру на "Летающий остров Лапута", обещанный к выходу в 1999 году, но так и не выпущенный ни на кассеты, ни на широкий экран. И по музыкальному клипу "On Your Mark!", в котором за семь минут успевают развернуться две альтернативные ветки недалёкого будущего.

***

Анимешные фильмы весьма музыкальны. Интро и эндинги исполняются известными артистами и сами по себе превращаются в отдельные клипы. Однако, существует направление создания непосредственно клипов на рисованные сюжеты. Примером может служить популярная группа Two Mix с песней White Reflection, где внимательный зритель обнаружит далёкие отголосочки Спилберговких "Контактов Третьего Рода".

Клип Wish, созданный талантливыым конгломератом CLAMP, рассказывает о феях. В стереотипах фея - неизменно женского рода. А что, если всё наоборот. Разве феи-парни не имеют права на существование? Сюжет клипа взят из одноимённой манги. К сожалению в полноценную полнометражку Wish не превратился, в отличии от эпической драмы "Х", где драконы земли и драконы небес собираются в последней битве, чтобы на Токийской телебашне решить судьбу Земли.

***

Япония - единственная страна, выпускающая мультфильмы в жанре "Ужасы больших городов". Если на Западе авторы, мельком затронувшие городские легенды, сразу выбиваются из общего ряда, как Стивен Кинг, Дин Кунц, Роберт МакКаммон или Дэн Симменс, то в Японии им пришлось бы трудновато. Многообразие сюжетов просто поражает. А продуманность видео и звуковых рядов надолго остаётся в памяти и крепко привязывает увиденное к красивому слову "Психоделия". Одна из самых известных историй - "Принцесса-Вампир Мию". В главной героине слилась воедино кровь древних вампиров и кровь охотников за вампирами. Она стоит на страже мира, куда из Тьмы проникают те, кто зовутся Шинма, сейчас именуемые дьяволами, а ранее - богами. Человеческие страхи, проблемы, неудачи - отличный плацдарм для выходцев из запределья. Ведь, угодив в трудные обстоятельства, каждый из нас хоть чуточку, да надеется, что явится кто-то большой и сильный и единым махом решит все проблемы. Мию призвана отыскать духов, сеющих зло и разрушения, и прогнать их обратно во Тьму. Как и все представители жанра "Ужасов больших городов" история Мию очень трагична, как трагична судьба всех, кто оказывается вблизи этой необычной и трогательной личности.

"Ужасы больших городов" основаны на непознаваемом. На том, что пришло, когда мы ещё ничего не знали об окружающем мире. На том, что приходит, когда опыт оказывается бесполезным и даже вредным. Сны, детские воспоминания, смутные предчувствия и необычные встречи, оборвавшиеся, но оставшиеся в памяти на всю жизнь. Встречи, определившие судьбу героев истории.

***

По части киберпанка Япония опять оказывается впереди планеты всей. Мрачные картины будущего, где переплелись люди и машины, показаны удивительно правдоподобно. Одним из ранних фильмов на эту тему можно назвать "Боевой Ангел Алита". Где главная героиня - маленькая девочка-кибер, работающая наемным убийцей. Все деньги она откладывает, чтобы помочь своему другу, мечтающему отправиться в светлый мир Зорана - Верхнего города, откуда на их мрачное поселение сыплется разве что мусор. А у мальчика был брат, который тоже мечтал выбраться из этой помойки. Брат, которого предала жена в руки киберов-убийц, потому что летательный аппарат получился одноместным. И есть там доктор, который лечит киберов, а ночью берет огромный топор и отправляется на улицы, сражаясь с кибер-бандами, возможно убивая тех, кто днем обращался к нему за помощью. Там нет единой и исключительной правды. Но есть дружба, предательство и мечта - верхний город, который никого не ждет.

Корни кибернетического будущего зарождаются уже сейчас, когда провода, протянувшиеся по всему миру, втягивают людей в псевдожизнь. Проблемам современного общества, напичканного наркотиками и киберловушками, посвящён сериал "Лэйн". На протяжении тринадцати серий мы наблюдаем, как тихая маленькая девочка постепенно превращается в компьютерного монстра, хотя последняя серия и переворачивает всё с ног на голову. В этом фильме реальность переплетается с виртуальностью. Героям приходят письма от умерших людей. Они встречают своих двойников с искажённой личностью. Коварная игра порабощает психологию и превращает людей в убийц. Каждая серия не раскрывает, а лишь добавляет всё большее количество загадок. А за всеми тайнами стоит некая организация суперхакеров, именующая себя "Всадники".

***

Сейчас модно развивать образ злодея. Мол, он тоже - личность. Тоже любит поиграть на гитаре на берегу озера. Посмотреть на рыжие языки костра. Почувствовать красоту заката. С одной стороны усложнение образа злодея несёт позитив. В детских историях действуют исключительно уродливые и тупые злодеи. Герои американских мультфильмов, которых эти злобные несмышлёныши водят за нос чуть ли не весь фильм, вызывают раздражение и досаду. Красивый и умный злодей - это жизненно, это то самое, с чем приходится сталкиваться и нам. Оборотная сторона такого хода: зритель, восхитившись непохожестью злодея на прежние образы, выбирает его сторону, становится на место тёмных рыцарей, забывает про неписаные законы, выводя собственные, от которых давятся кровью все прежние друзья.

Негатив, что получается перекос. Красивый и умный злодей, обладающий мощной запоминающейся трагической чёрточкой, неизбежно притягивает, незаметно ставит на свою сторону. Ведь с ним куда интересней, чем с белозубыми, удачливыми и весёлыми парнями, которым по должности положено всегда побеждать.

Позитив, однако, в том, что зрителю предлагается выбор. Злая принцесса и добрая принцесса. Обе красивые, обе чувственные, обе умные, обе волшебные. Кому из них сопереживать? Кому отдать сердце и душу? Ведь добро, равно как и зло, не беспричинно. Не слишком простой выбор. Но сейчас идёт время сложных вопросов. И задав их при просмотре Аниме, зритель уже подготовлен к ним в реалиях, неизбежно догоняющих каждого из нас.

***

Множество анимешных фильмов уже обрастает своими шаблонами. Их можно ругать, презирать, не смотреть, критиковать. И каждое резкое слово будет в тему. Но не будем забывать про шедевры. Что образует шедевр в Аниме. Прежде всего, я бы отметил, что любой из Анимешных шедевров имеет чёрточку сверхъестественного. Того, что одни называют сказкой, другие "фэнтэзи".

Не знаю, как вы, но в детстве я очень любил фильм "12 стульев". Грандиозное сокровище, таящееся в одном из 12 ничем ни примечательных стульев. А что, если бы в каждом стуле был маленький клад, не считая того, единственного, самого главного. И чтобы герои не знали, что именно принесёт им очередная находка. Примерно такой сюжет у анимешного сериала " Сакура - Повелительница карт". Волшебная колода, ускользнувшая от маленькой девочки, где каждая карта имеет свою особенность, свою душу и свою силу. И надо собрать не желающие повиноваться карты обратно. Кроме того, появляются и другие личности, которые не прочь наложить руки на волшебную колоду. Да и сама жизнь не зацикливается на поисках. Весёлые и грустные приключения, влюблённости, находки и потери. Те самые мелочи, которые образуют и нашу жизнь. Просто добавляется поиск сверхъестественного, от которого не отказались бы и многие из нас.

Аниме учит не только большими трагедиями, но и комедиями. Даже смешными историями можно сеять разумное, доброе, вечное. Из западных аналогов приведу Асприновские "Мифы". Из анимешных примеров начну с "Тенчи Муйо".

История задумывалась, как пародия на "Звёздные войны", однако уже с первой серии заданные характеры превратились в оригинальные личности. Старшеклассник Тенчи, забравшись в легендарную пещеру, пробуждает демона, заточённого там 700 лет назад. Вернее, демоном то создание именовалась в рамках понятий тех древних времён. Сейчас же эта очаровашка представляется, как космический пират Риока. Умеет летать, раздваиваться, биться лучевым мечом. Это несчастье в буквальном смысле сваливается на голову Тенчи, оказавшегося потомком героя, который сумел победить Риоку в битве семисотлетней давности. Если вы подумали, что история ограничивается лишь этим, то совершите большую ошибку. Вас ждёт целая плеяда потрясающих героев. Уже в следующей серии на Землю прибывает принцесса династии Джирай, которая тоже с первого взгляда влюбляется в Тенчи, а на подходе офицер галактической полиции Михоши, которой Тенчи понравился сразу и надолго. Однако, не спешите ухмыляться. Гарема не получится, ведь это сказка, а сказка, как известно, потому и называется сказкой, что наполнена внутренней чистотой, не дающей скатиться на плоские и пошлые приколы. В истории Тенчи каждый персонаж колоритен и необычен. Чего стоит Ри-о-ко. С виду зверёк - помесь кролика с кошкой. Без ума от морковки, а на деле это ни что иное, как грозный корабль космических пиратов, обладающий весьма продвинутым разумом.

Второй характерный пример комедии с элементами фантастики - "Ранма". Главный герой сериала - Ранма Саотоме, путешествуя с отцом по Китаю, искупался в проклятом источнике. Теперь, как только его коснётся холодная вода, он обречён превращаться в рыжую симпатичную девушку. И только горячая вода даёт ему возможность вернуть прежний облик. Весь путь героя так или иначе пересекается с водой: дожди, бассейны, вёдра, хитрые бабушки, выплёскивающие ковшики. Мастер боевых искусств вынужден мириться с тяжкой обузой в виде поклонников своей женской половины и поклонниц мужской. И часто случается так, что Ранма-парень - злейший враг того, кто испытывает нежнейшие чувства по отношению к Ранме-девушке. А проклятых источников в Китае много. Если вы увидите панду, скромно читающего газету, не удивляйтесь. Это отец Ранмы. А маленький чёрный поросёнок - вечный соперник Ранмы Риога. Вода для них - настоящее бедствие. Но именно превращения сплачивают Ранму и его будущую невесту Акане, с первых же взглядов возненавидевших друг друга.

Японцы любят пародировать американские штампы, но не боятся нарисовать пародию и на себя самих. Один из ярких примеров - "ДиДжиЧарат" - история про двух девочек-кошек, прилетевших с далёкой планеты, чтобы на Земле стать известными актрисами. В Голливуд они не попали, зато устроились продавцами в маленький магазинчик, в котором и разворачиваются все события.

***

Как утверждал Штирлиц, всегда запоминается самое последнее. В связи с этим закончу рассказ сюжетом, происшедшим в далёком будущем. Выпущенный недавно и широко растиражированный "Титан: после гибели земли" не выносит никакого сравнения с историей прекрасной охотницей за удачей, чьё имя Ирия. Далёкие планеты. Странная грибообразная архитектура. Неуязвимый соперник, выращенный в правительственных лабораториях и вырвавшийся из-под контроля.

История начинается, когда команда под предводительством брата Ирии прибывает на космическую телестудию, переставшую выходить на связь. Картины ужасающего разгрома и поиски врага. Битвы со странным существом. Отступление. В довершении ко всему, в чёрном, не знающем пощады хищнике оказывается душа брата Ирии. С одной стороны безупречный враг, сеющий смерть и хаос. С другой - правительственные интриги, дабы не выносить сор из избы. Так просто превратиться из винтика, содействующего работе огромного механизма цивилизации, в винтик этой работе мешающий. А подобные винтики, как известно, подлежат уничтожению без объяснения причин. Пять серий Ирия, идущая по лезвию бритвы, приковывает внимание зрителей. История замечательна доказательством: если ты личность, у тебя неизменно появятся друзья, невзирая на твоё положение изгоя. А с друзьями можно прорваться в любые двери, закрытые перед тем, кто один в поле не воин. Исключив мораль, можно просто любоваться приключениями очаровательной героини, созданной творцами, следующими канонам того, что зовётся Японской Анимацией.