Властелин Времени

Старые книги мы ищем в "Букинисте", редкие песни, случайно занесённые к нам в годы железной стены, на блошиных рынках Европы, западные фильмы времён советского кинопроката в маленьких кинотеатрах, где чудом оказываются уцелевшие киноплёнки.

Так я обнаружил и "Властелина времени", чтобы посмотреть его ещё раз. С перерывом чуть ли не в двадцать лет.

"Властелин времени" - мультфильм для тех, кого уже успели утомить слащавые истории, где ни один из героев не имеет права погибнуть, и для тех, кто никогда и ни при каких условиях не сможет полюбить Аниме.

Действие начинается с первых же секунд. То вспыхнут на экране титры, то снова среди яркого дня несётся по песчано-пустынной местности скоростной вездеход, а тревожная музыка перемешивается с отрывистым голосом. "Джафар, Джафар, - взывает невидимый водитель. - Говорит Клод. На нас напали шершни. Кэтрин погибла. Мы с Пьелем пробуем выбраться к лесу".

Незнакомая планета. Погоня с невидимыми преследователями. Кто-то из героев, погибший уже на первых секундах повествования. Этих составляющих, объединившихся в будоражащий коктейль, вполне хватило, чтобы при первом просмотре моё внимание намертво приковалось к происходящему на экране.

Вездеход почти добрался до леса, деревья которого своими запахами отгоняли злобных шершней. Но Клода это уже не спасло. И на поверхность планеты выбрался единственный уцелевший участник экспедиции - шестилетний мальчик Пьель.

По нынешним психоделически-динамичным временам сюжет, основанный на романе Стефана Вула, не покажется оригинальным. Но двадцать лет назад для наших экранов это было отклонением от нормы. Люди смотрели на звёзды, куда летали редкие экипажи космонавтов-героев, и мечтали о звёздных путешествиях. И маленькому мальчику, каким я был тогда, листающему страницы альбома с марками на космическую тему, космос казался таким же далёким, как, к примеру, группа Bad Boys Blue, пробивающаяся своими душевными песнями с кассеты двадцатой перезаписи сквозь шипение динамика. И этот маленький мальчик не мог даже предположить, что не пройдёт и двадцати лет, как он окажется от легендарной группы буквально в полуметре. А мог ли он подумать, что космос за эти двадцать лет станет не героическим, а туристическим. И будет достаточно 20 миллионов долларов, чтобы самому лично отправиться на орбиту. А о том, чтобы посмотреть "Властелина времени", кассеты с которым невозможно купить нигде, он не мог и мечтать.

Но мечты сбываются. И вот на экране снова "Властелин времени".

Для того, чтобы понять, каково шестилетнему мальчику одному, без папы и мамы, в инопланетном лесу, надо себя этим мальчиком представить. Другого способа нет. Итак, вокруг вас лишь толстенные стволы деревьев, переплетающихся во всех направлениях. Влажные сумерки. Красно-жёлтые плоды, являющиеся единственной пищей. А от прежней жизни осталось лишь красно-белое яйцо с сетчатым верхом. Говорящее яйцо, имя которому Додо. Тот, с кем можно поговорить в этой новой, тревожной и скучно-однообразной безысходности. Шестилетке не объяснишь, что Додо - это прибор связи, канал которой выведен на пульт космического корабля "Гипербола-22", которым управляет капитан Джафар, до которого так и не докричался Клод. Пьелю повезло больше. Додо откликнулся сразу и голосом Джафара принялся оберегать мальчика от многочисленных опасностей.

Кто же такой капитан Джафар?

Именно в героях отличие "Властелина времени" от "Тайны третьей планеты", покорившей зрителей многообразием инопланетной флоры и фауны. "Тайна третьей планеты" повествует о космосе, наполненном людьми с "нашими" характерами. Неутомимые трудяги-исследователи. Бесстрашные капитаны, забирающиеся на край вселенной. Милые добродушные инопланетчики, горящие желанием помочь.

"Властелин времени" в этом смысле будничнее. Если забыть про космический корабль, то Джафар в переводе на наш язык ни кто иной, как дальнобойщик. Таскает себе грузы из одного конца галактики в другой и подрабатывает разными мелочами. Скажем, подбросить на Альдебаран парочку представителей королевской семьи, сбежавшую со своей планеты и прихватившую государственную казну. Узнав о Пьеле, Джафар меняет курс на Мортис, что не вызывает восторга у пассажиров, за которыми гонятся жаждущие мести представители новой власти.

Старые кинотеатры - прыжок во времени. Пышная архитектура середины прошлого века, куда ни коим боком не вписывается модернизм. Кусочек прошлого - билет, на котором значится "Министерство культуры РСФСР" и неизменная звезда.

Недостаток старых кинотеатров - жёсткие кресла, от которых я уже, честно говоря, отвык, избалованный залами с долби сурраунд. Не ждите также и стереоэффектов. Слух волновать будут не переливы вертолётных двигателей из уха в ухо, а скрежетание и треск. Копия тоже за двадцать лет (фильм выпущен и отдублирован в 1982 году) не помолодела. Чёрные полосы и мельтешащие пятна будут сопровождать вас все полтора часа. Преимущества, как ни странно, тоже имеются. Зрителей можно пересчесть по пальцам. Причём дети с родителями (потенциальные источники разговоров) расположились в центре зала. Я же, усевшись в первом ряду, просмотрел фильм, как в домашнем кинотеатре. То есть никаких отвлекающих раздражителей не наблюдалось, что дало возможность впечатлиться картиной по полной программе. Ну, и скажите вы мне, в каком крупном кинотеатре по окончании сеанса у вас лично поинтересуются мнением о фильме и пригласят заходить ещё? На этом закончим лирическое отступление и вернёмся к сюжету.

По пути "Гипербола-22" заворачивает на прекраснейшую планету, где проживает Силбад. Милый такой старичок с живым характером и желанием постоянно промочить горло. А на голове у него железная заплатка. Последствия встречи с шершнями на Мортисе, для которых самое изысканное лакомство - человеческий мозг. Чудом ускользнувший от гибели он немедленно соглашается лететь на помощь угодившему в беду малышу. К компании присоединяются два смешных пузырька-телепата, с чьими комментариями по поводу и без повода полёт сразу становится гораздо занимательнее.

Чуть отвлекусь от сюжета, чтобы ещё раз вспомнить панорамы только что оставленной планеты. На мой взгляд - это самое впечатляющее, что есть в фильме. Пылающие закаты. Скромный, но симпатичный дворец, стоящий посреди водоёма с застывшей, как зеркало, гладью. Стеклянные полы, под которыми величественно проплывают разноцветные рыбы. Летающие цветы, похожие на кувшинки ярко-малинового цвета. И ночи, когда звёзды мерцают и в глубинах неба, и в глубинах озера, будто бы дворец плывёт по галактике не хуже звёздного корабля.

Как я уже говорил, королевская семья не в восторге от смены курса. Если девушка воспринимает удар стоически, то её брат решает быть кузнецом своей судьбы. Пробравшись в рубку, он уговаривает Пьеля покинуть лес и выбраться на озеро, свежий воздух которого рассеивает ароматы деревьев. По счастливой случайности этим вечером близ воды было пусто, а сестра нарушителя спокойствия выстрелом из парализующего пистолета блокирует брата и спасает мальчика, приказав ему возвращаться.

О девушке подробнее. Если люди нарочитым оттенением, а пейзажи тщательностью прорисовки напоминают Аниме, то о лицах этого не скажешь. Тем более, о женских. Нет в них привычной мне миловидной большеглазой анимешности. Суровая реалия комиксов во всём. Начиная от черт лица и заканчивая телами, будто выписанными в соответствии с атласом анатомии. Зато характер героини вызывает неподдельное уважение. И на том спасибо.

Оскорблённый брат сбегает с корабля на катере-амфибии близ планеты "Гамма-10". Джафар тут же отправляется на перехват с помощью спасательной торпеды. Но оба они попадают в ловушку.

"Гамма-10" - планета не из весёлых. Каменистые пустыни. Низкие беспросветные облака. Населена безлико-крылатыми существами, чьи личности были отобраны в результате ритуала странной субстанцией обитающей в древней башни. Мрачными узкими ущельями крылатые несут к этой башне наших героев. Именно, героев. Даже провинившийся враг не остаётся в глазах зрителя каким-то изгоем или моральным уродцем. Королеская кровь обязывает его вступить в битву за личность. Но перед этим он выключает из боя Джафара, сохранив тем самым жизнь капитана.

Победить в этой битве можно только одним способом - озлобиться, отказаться от себя, бросить свою личность, пылающую яростью, в холодный лёд безличия и, сжигая душу, растопить его. Герой борется до последнего, что позволяет Джафару вернуться на корабль, прихватив десятка два вырванных из безличия пленников.

Пока "Гамма-10" сотрясалась от битвы, Пьель разыскал себе друга. Этакий кентавр, собранный из гиппопотама и дистрофичного, но симпатяшного торса с умильным каплеобразным носярой. Теперь скука изгнана из леса. Друзья весело катаются по окрестностям, разве что не распевая песни на манер всем известных льва и черепахи.

Колоритная команда, угодившая на "Гиперболу-22", оказывается пиратской. И в этом тоже проявляется отличие от "Тайны третьей планеты", где незабвенные Крысс и Весельчак У хоть и представляют собой несомненную опасность, но, как ни крути, выставляются гонимыми всей галактикой личностями. Здесь всё наоборот. Плохие парни предстают сплочённой невозмутимой деловой командой, чувствующей себя полновластными хозяевами вселенной. И когда на хвост "Гиперболе" садится бочкообразный патрульный крейсер, то как раз представители власти показаны весьма непривлекательными субъектами. Поэтому все платы захвата крейсера зрителями воспринимаются весьма положительно. А вероятность успеха сомнений не вызывает, поэтому "Гипербола-22" спокойно летит дальше, пристраиваясь в хвост голубой кометы, которая должна доставить путников как можно ближе к Мортису.

Тем временем, на Мортисе не так уж спокойно. Дружба продолжалась до той самой минуты, пока друзья не решились забраться в тёмную пещеру. И вот хищные лианы уже утаскивают доброга гиппокентавра в мрачное логово, а Пьель едва успевает избегнуть той же плачевной участи. Посреди углубления, в груде костей неудачников остаётся Додо. Теперь мальчик полностью предоставлен самому себе. И уже некому отговорить его от новой вылазки к озеру. Пьель грустно сидит у воды и кидает туда гости песка, а первый шершень уже приземляется на пляж, отрезая путь к лесу.

Выбравшись из кометного хвоста, пассажиры "Гиперболы" наблюдают странные явления. Звёзды исчезли. Серые лучи щупальцами секут черноту. Тяжелейшие перегрузки отключают сознание. И некому уже услышать металлический голос: "Вы вошли в запретную зону Властителей времени. Снижайте скорость, иначе корабль будет уничтожен".

Выйдя из беспамятства, герои оказываются на исследовательской станции властителей времени. А Мортис? А Мортис перенесли на 60 лет назад в соотвествии с решениями партии и правительства ;) Вернее, в соответствии с проводимой колонизационной политикой. Не повезло только Силбаду. Перегрузки подкосили его, и жить ему осталось несколько часов.

За это время и открывается тайна истории. Пузыри-телепаты подключают мысли Джафара и его спутницы к Силбаду, и те узнают, что на Мортис (теперь уже 60 лет назад) опустился корабль, экипаж которого донельзя удивился появившейся откуда ни возьмись планете. Мальчик оказался спасён, получив на память заплатку на затылок. Тем не менее, жизнь он провёл яркую от юнги космического флота до капитана, а на старость обустроился на прекраснейшей планете, откуда и отправился спасать самого себя.

Заключительная сцена - последние проводы Силбада. Стеклянный гроб отрывается от платформы и уходит в бесконечное плавание. А за церемонией наблюдает властелин времени - светящийся зеленоватым сиянием гигант с торжественной, но всё же смахивающей на крокодилью внешностью. Так и осталось непонятным, кто же он такой, и какова его роль в истории. Впрочем, даже во всем известном "Властелине колец" история всё-таки повествует не о том, кто повелевал кольцами, а тех, кто отправился наперекор ему своей дорогой.

В принципе, как часто мы неосознанно губим свою жизнь вредными привычками и пустой тратой времени. Но где-то в глубине души живёт странное чувство, что она обязательно наступит, та минута, когда надо будет собираться в тревожное и опасное путешествие за целями, кажущимися смутными и призрачными. Путешествие, в конце которого неожиданно спасаешь самого себя.

Игорь Меринов, апрель 2002 года.