Mermaid Forest.

Чем привлекательна для меня Аниме, так это отходом от общего штампа. Взять к примеру "Лес русалок". Вплетение сверхестественных легендарных существ в сюжет встречается повсеместно, но как это подано здесь! Кем мы представляем "рядовую среднестатистическую русалку"? Симпатичной изящной девушкой с хвостом, вздыхающей в своем собственном мире и ждущем непременно принца (Disney's Little Mermaid) или этого принца повстречавшей, независимо от того, какой предстоит финал: печальный ("Принцесса подводного царства") или счастливый ("Маленькая русалочка" французский вариант).

А ведь это всего лишь подгонка нечеловеческого существа под наши человеческие мерки, имеющие вполне различимые границы. Но сколько непонятого, таинственного, неопределяемого остается за этими мерками попросту из-за ограниченности нашего сознания. "Лес русалок" тому наглядный пример. Кошки ведь живут на свете не только для того, чтобы мы могли их погладить, когда нам это возжелается. Ну нет русалкам никакого дела до человеческого общества, вместе взятого. Не ждут они ни прекрасных принцев, ни атлетически сложенных бравых морячков. К великой обиде рода людского они самодостаточны. Они живут, решают свои проблемы и не ищут приключений на свою голову. Люди и русалки. Два взаимонезависимых, несоприкасающихся мира. Беда в том, что уже людям есть до них дело. Неплохо ведь стать бессмертным, отведав плоть русалки. Конечно, придется убивать, но ведь "ради великой цели", к тому же недочеловеческое существо. Однако суть в том, что, призвав в действие сверхестественные силы, живущие по своим законам, дерзнувшим неразумно полагаться на действия законов человеческих. И все сразу становится зыбко и нереально. И вместо обещанного бессмертия мучительная смерть. Для перешагнувших грань нет пути назад. Как и в реальной жизни побеждают единицы, оставив за спиной трупы тех, кому случай не выделил ту самую вершину, границу, точку, острие иглы, лезвие бритвы, а если и выделил, то без надежды на положение устойчивого равновесия. Чуть влево, чуть вправо и все! Полет в ту самую тьму, от которой так хотелось ускользнуть.

Остаются одиночки. И у каждого своя судьба, свой выбор, своя вечность и свои жертвоприношения в угоду этой вечности. И как ни странно одиночек спасает единство, дружба, любовь. В одиночку даже вечность превращается в мучение. Тема любви пронизывает весь фильм. Той любви, которая "не взгляды на скамейке и не прогулки под Луной". Любви, состоящей из боли, неприглядных поступков, непонимания, жестокости. Если окружающий мир никоим образом не напоминает благословенные райские кущи, то может ли в нем жить идеальная любовь? Идеальная - нет. Но любовь - да! Кто из нас шагнет в пылающую пещеру вслед за любимой, поняв, что жить теперь, в общем-то, уже и незачем. Это не повеситься, не утопиться, не заснуть, наглотавшись таблеточек. Сгореть заживо - это даже не сунуть руку в костер, когда в любую секунду есть возможность выдернуть ее обратно. Это выбор. Это шаг в вечность. Ведь как и любовь, как и жизнь, так и понятие вечности у каждого свое.

***

Сумбурно. Несвязно. Неоднозначно. Но тут нет однозначных решений. Тут нет указующих штампов: это вот "Хорошо", а вот тут мы осудим их, погрозим пальчиком и так делать не будем. Каждый имеет право выбрать свой путь, прожить свою жизнь, пусть даже обстоятельства и не предполагают счастливого финала. А ты стань выше обстоятельств! А стать выше и помогает не равнение на штампы, а умение взглянуть на вещи своим собственным взглядом. Взглядом, помогающим увидеть выход там, где другие пройти не смогут.

***

"Чтобы ты делала, если бы меня не было рядом?"

"Искала бы тебя!"

"А если бы не могла найти?"

"Искала бы еще сильнее!"

"А если..."

"Все равно искала бы. Всю свою жизнь. Всю вечность."

Не правда ли, эти двое знали, что делать с обрушившейся на них вечностью.

(c)1997 Igor V. Merinov