Vampire Princess Miyu.

В качестве материала для этой статьи послужили мои личные впечатления от просмотра первых двух эпизодов, а также подготовленный Dayton Animation Club синопсис OAV # 1-4, находящийся по адресу :

ftp://ftp.sunet.se/pub/tv+movies/anime-manga/sorted/VampirePrincessMiyu/Anime

****************************************

Мию. Принцесса-вампир. Грустная девочка, смотрящая на нас желто-карими недетски-умными глазами.

Что меня поразило, так это неоднозначность практически каждого события, встречающегося в фильме. Наверное поэтому рассказ ведется не от лица самой Мию, а со слов Химико, которая является экзорцистом (в нашем переводе - экстрасенсом, что не совсем соответствует показываемым событиям). Химико - человек. И мыслит знакомыми нам стереотипами, моментально стараясь разделить все существующее на хорошее и плохое, на доброе и злое. И поначалу я полностью с ней соглашаюсь. Разве убийства юных девушек можно отнести на сторону добра? Что за злобное существо действует в городе? Не Мию ли? Ну как так не подумать о таинственной девочке, стабильно появляющейся в местах убийств вместе с неидентифицируемым темным спутником. Раз мы не можем понять ее странную сущность, то почему бы не отнести на счет таинственной незнакомки все злодеяния, тем более, что другой подходящей кандидатуры вроде бы и не имеется. А Мию не боится ни обвинений, ни возмездия. Более того, она даже не пытается убежать от преследований Химико. Она сама идет к ней на встречу и в качестве своего расположения переносит Химико и Мияхито - друга одной из погибших в собственную таинственную страну. Химико делает ошибку, стараясь изучить сущность Мию, а надо всего лишь понять. Слова то вроде как и одинаковые, да разве можно полностью отобразить душу в строчках научных книг?

И это стремление непременно разделить добро и зло неизбежно ведет к неверным выводам. Есть ли точная граница между добром и злом? Кто ее сможет провести? Это вопрос из области рассуждений : какого человека можно назвать лысым, а какого нет. Добавьте к абсолютной лысине один волосок, затем другой, пятый, сороковой, тысячный. Лысина поуменьшится, но останется, пока постепенное добавление все новых и новых волосков не превратит ее во вполне нормальную прическу с допустимыми залысинами. На каком волоске перейдена грань, при которой лысина перестает быть заметной? Существует ли ответ на данный вопрос? Так и в фильме, все содержание которого пронизывает неоднозначность. Монстр-убийца, живущий в маленькой Айко, дает девочке силы по поддержанию призрачной жизни своих родителей, отдавших собственную кровь для спасения Айко после автокатастрофы. И, уничтожив монстра, Мию спрашивает у Химико : "А что теперь?" Зло исчезло. Но с ним исчезли и призраки родителей Айко, и смысл угасающей жизни девочки. Есть только один способ ее спасти - укус Мию. Но что лучше: получить вечную жизнь в облике вампира или умереть? Это вопрос Мию для Химико. А может ли дать единственно верный ответ та, чье предназначение - уничтожать зло или то, что мы считаем злом. И даже Химико терзается в раздумьях, держа в руках мертвое тело Айко.

Другой пример - Мияхито, душа которого перенесена в таинственную страну Мию, а тело медленно раскачивается на качелях в школьном парке. Люди испытывают к нему жалость. Но стоит ли? Кто знает, кто может понять, что видят его глаза, устремленные в иной мир. "Это то, что он хотел," - заявляет Мию и уходит в облике обычной школьницы с душой, приоткрытой, но так и не понятой людьми. И Химико нечего сказать ей в ответ.

Во втором эпизоде Мию встречает достойную соперницу, скрытую в облике такой же школьницы с именем Ранка. И оказывается, что даже такое сверхестественное существо, как Мию, может испытывать вполне земные чувства. Мию увлечена парнем по имени Кей, но тому нет дела до принцессы-вампира. Его завлекла странная сущность Ранки. Все окружающие требуют от Кея то одно, то другое. И в этом ряду бесконечных требований Кей устал от того, что мы именуем нормальной человеческой жизнью. А Ранка предлагает иную, таинственную, захватывающую, вечную. Что Кею до исчезновения одноклассниц, которых Ранка превращает в деревянные куклы, постоянно пополняя свою зловещую коллекцию. А Мию? Ведь и она имеет свой собственный загадочный мир. Но поздно. Стрелка часов, вершащих судьбы, качнулась чуть раньше, всего за несколько дней до появления Мию в этой школе. Видя внимание Кея к Ранке, Мию следует за ней и достигает страшного темного и пыльного дома, где хранится деревянная коллекция тех, кому уже не суждено жить и любить. И Мию идет на сражение с Ранкой, стремясь отвоевать Кея. Это сражение, где остро отточенные фразы имеют не меньшую силу, чем энергетические молнии. Ранка - сила Зла, следовательно она не может любить, как только Кей поймет это, то сразу отвернется от Ранки. Так думает Мию. И ошибается. И силы Зла могут любить. Любовь превращает поверженные деревянные куклы, бывшие Кеем и Ранкой, снова в людей. Мию прогоняет их обратно во Тьму. Но они уходят не в черную пустоту или в языки пламени. Они уходят в неизвестность, взявшись за руки, под печальную музыку и осыпающиеся лепестки прекрасных цветов. Такой смеси трагичности и величия я, пожалуй, не встречал больше нигде. Как-то не похоже на показательный разгром злых сил, не так ли. И кто может уверенно заявить, что Ранка и Кей не обрели счастье, а получили наказание.

Мию победила. Но выиграла ли она? Такова ее судьба, судьба принцессы-вампира, судьба последней представительницы рода, в ком сплелись Вампиры и Охотники на вампиров, судьба девочки, стоящей на границе, между людьми и силами, неизмеримыми человеческими понятиями. Так за кого Мию: за зло или добро? Кто-то догадливый ответит, что между. Но я думаю: она над ними. И чуть-чуть в стороне.

(c)1997 Igor V. Merinov