Порко Россо - грань между героем и человеком.

Прежде, чем рассказывать о самом фильме, я бы предложил читающему эти строчки вспомнить фильмы дал╦ких тридцатых-сороковых годов. Кто был их главным героем? Несомненно человек с открытой, но строгой улыбкой, одетый в военную форму. А кем восхищались в самых любимых фильмах? Конечно же, не просто военными, а л╦тчиками, которые с первого взгляда выделялись из толпы штатских лиц, но были удивительно скромны. Разве что изредка распевали: "Первым делом, первым делом самол╦ты..." А чьи имена не сходили с первых страниц газет и каждый день звучали из динамика радио, звуки которого сопровождали жизнь практически каждого человека от подъ╦ма до отбоя? Не просто л╦тчиков, а л╦тчиков полярных. Тех, кто на несовершенных, неиспытанных машинах совершали беспримерные перел╦ты из одного конца страны в другой и даже через северный полюс. И если какого-нибудь мальчишку называли "Чкалов!", то он знал: более значимой похвалы не заработать во всей вселенной. Да что мальчишки. Совершит непредвиденную посадку самол╦т героя на колхозном поле. Выберется оттуда сам герой с усталым и суровым лицом, а проходящий мимо колхозник замр╦т в непередаваемом восторге от такого сверхестественного зрелища. И знает колхозник, чтобы ни случилось там в прошлом и будущем за его долгую жизнь, она, жизнь эта, уже прожита не зря. Потому что увидел героя не Василь Фомич, не дед Степан и не Петька с соседнего двора, а он сам, своей собственной персоной.

Если вам удалось проникнуться духом, то перенес╦мся гораздо южнее, где полярные широты встречаются только в легендах, а под крылом самол╦та шумит не зел╦ное море тайги, а волны Средиземного моря. Так вот, на просторах Адриатики вс╦, что у нас вмещалось в ореол понятия "Полярный л╦тчик", с полным правом относилось к пилотам гидросамол╦тов или, как их называли сами л╦тчики, летучих лодок.

С первых же кадров мы погружаемся в атмосферу тех лет. Журнал с актрисами кино на обложке, бутылка красного вина, звуки прославленной итальянской оперы, которые будут нас сопровождать практически весь фильм. И сам Порко Россо безмятежно отдыхающий вдали от шумного мира больших городов. "Море и острова - так красиво, и ни души вокруг." Он выбрал этот кусочек мира, потому что трудно жить в мире большом, когда у тебя маленькая коренастая фигура и голова самой настоящей свиньи. Жить и слушать легенды о л╦тчике всех врем╦н и народов - красавце Марко Пагготе, которым он был до того дня, когда непонятные поднебесные силы наложили на него проклятье.

Из того, что Порко Россо сейчас сидит, уткнувшись в журнал, вовсе не следует, что он зажирел и обленился. Беглое сообщение, быстрый взл╦т, молниеносные поиски корабля, пострадавшего от воздушных пиратов, и моментальный расч╦т курса пиратского самол╦та, исходя из психологии состава пиратского отряда. Он всегда побеждает - этот маленький охотник за удачей, оставшийся лучшим л╦тчиком и снискавший себе известность в миллионах сердец.

Гидросамол╦т в Адриатике - не роскошь, а средство передвижения. Лучшее место отдыха - гостиница Адриано, где по╦т несравненная Джина, расположена на красивом острове, куда по вечерам слетаются те, кто гордо именует себя "Пилоты летучих лодок". Это очень красивый момент, когда самол╦т Порко снижается к маленькому острову, украшенному мерцающими огнями. Здесь мир и покой, когда в одном зале сидят и правительственные л╦тчики, и охотники за удачей, и штатские, прибывшие сюда во время романтических прогулок с дамами, и многочисленные кланы воздушных пиратов. Но песни Джины объединяют их всех. Драки, грызня, триумфы и победы, провалы и поражения - вс╦ остается за пределами этих стен. Здесь сидят не ветераны и не будущие бойцы, а просто люди с проблемами, переживаниями, достоинствами и недостатками. Здесь и появляется К╦ртис - восходящая звезда, обладатель кубка Шнайдера - мечты всех молодых л╦тчиков. Но сейчас он уже не просто л╦тчик, а телохранитель пиратского союза.

"Телохранитель воздушных пиратов - только один шаг на пути к богатству и благосостоянию, - заявляет он Джине, - затем я стану звездой Голливуда. А после - президентом!" Он ставит перед собой цели и неизменно добивается их. И очень огорч╦н отказом Джины выйти за него замуж.

Джина. Вот ещ╦ одна одиночка в этом фильме. Три раза выходила она замуж, и все три мужа - л╦тчики - погибли, кто на войне, кто во время испытательных пол╦тов. Единственный, кто может ещ╦ раз затронуть душу - это Порко Россо, который является е╦ другом ещ╦ с врем╦н Капитана Паггота. Но Порко не желает переводить их отношения на более высокую ступень, не желает пересекать грань. Он научился чувствовать эти невидимые грани, за которыми лучшее, действительно, оказывается злейшим врагом хорошего.

С приходом К╦ртиса положение воздушных пиратов укрепляется. Достойный соперник, кто может им противостоять, Порко Россо занят проблемами двигателя и наконец решает слетать в Милан за новым мотором для своего летучего корабля.

Пушистые багрово-серые облака и яркое пламя закатного огня, захл╦стывающее горизонт. Блики солнечной дорожки на морских волнах. Торжественная музыка, льющаяся из радио. При взгляде на эту красоту внезапно понимаешь, что звало в небо л╦тчиков тех, безвозвратно ушедших лет. А в хвост уже заходит ликующий К╦ртис и окончательно разносит меткими выстрелами мотор потерявшего маневренность Порко. К╦ртис на вершине триумфа. Он победил живую легенду Адриатики, героя во плоти. Пройдена ещ╦ одна ступенька к блистающей вершине.

Порко на мели. "Красные крылья сломаны! - разносят сенсационную новость газеты. - Мертва ли Алая Свинья или пока жива?" Он прибывает на фабрику старого друга Пикколо, на складе которой и был когда-то давно обнаружен самол╦т, прин╦сший Алой Свинье международную славу. Пикколо теперь только организатор, а за новый проект бер╦тся его внучка Фио.

При первом взгляде на не╦ сразу начинаешь счастливо улыбаться ей навстречу, словно старой знакомой. И действительно, е╦ черты напоминают других героинь Миядзаки. Перед взором сразу встают Кларисса "Замка Калиостро" и Наусика из Долины Ветров дал╦кого мира будущего. И почему-то сразу же проникаешься мыслью, что человек с такими чертами является воплощением всего самого доброго и прекрасного, что ещ╦ осталось в этом мире.

Личности вроде Порко, не вписывающиеся в установленные правила и порядки, всегда оказываются в прицеле внимания власть держащих. Алая Свинья - не исключение. Казалось бы чего проще - вернуться в авиационные силы правительства, куда его зов╦т Феррали - главнокомандующий. Но Порко уже не вмешивается в политику, где из-за ошибок единиц гибнут миллионы. "Я предпоч╦л бы остаться свиньей, чем превратиться в фашиста," - непреклонно заявляет он. "Время авиаторов-сорвиголов давно прошло, - по-деловому возражает Феррали. - Теперь мы можем лишь служить тому, что без всяких стоящих причин гордо зов╦тся "страна" или "нация". И он прав. Живя в обществе, неизбежно начинаешь подчиняться его законам, запутываясь в них вс╦ больше и больше. Но Порко выше обстоятельств: "Я летаю для себя и только для себя." На что Феррали замечает: "Ну если так, то свинья - это только свинья." Порко не спорит, у него свои законы. Зачем ему спорить, если он раз и навсегда вывел для себя основополагающее правило своей личной жизни: "Свинья, не умеющая летать, - всего-навсего обычная, рядовая свинья."

И он улетает, едва вырвавшись из цепких лапок везде проникшей правительственной полиции. Улетает вместе с Фио, которая сумела настоять на сво╦м праве лететь. Улетает к прежней одинокой и авантюрной жизни, на свой остров, где его, оказывается, уже жд╦т весь пиратский союз и даже К╦ртис, чтобы в последнем поединке окончательно определить расстановку сил в небе Адриатики.

Фио слышит историю Марко Паггота из первых рук. Что же произошло в тот дал╦кий день последнего лета войны, когда на единственного оставшегося в живых л╦тчика воздушной схватки было наложено проклятие.

Нельзя понять человеческим умом действия сверхестественных сил. Поэтому в фильме не объясняются причины, не объясняются следствия. Вс╦ решает тот, кто смотрит и думает. Мне кажется, высшие силы своим проклятием не дали перейти Порко одну из граней. Если бы не их вмешательство, то Капитан Паггот вернулся бы на базу национальным героем. "Ты - герой, потому что убил всех врагов!" и "Ты - герой, потому что победил!" Одинаково ли звучат эти фразы? Не слишком простой вопрос, тем более в военное время. "А если кто больше фашистов загубит, никто не обидит, никто не осудит," - наша частушка врем╦н Великой Отечественной. Как просто увериться в том, что ты - герой потому, что сумел перестрелять всех врагов и вернуться на базу. Чуть-чуть, и это правило незаметно воль╦тся в сознание Порко и станет непреложной реальностью. Только не случилось этого чуть-чуть. Не произошло. Протянулась перед Порко бесконечная Полоса Погибших Самол╦тов. "Смотри, - сказала ему тишина. - Вот они! Твои друзья и те, кого ты убил. Теперь они не противники. Они летят вместе и будут лететь рядом всю вечность. Те, кто избрал судьбу - быть л╦тчиком. Но тво╦ место не в этом ряду. Ты думаешь, что стал героем? Нет, ты - не герой. Ты всего лишь свинья."

И представьте теперь картинку, когда из вернувшегося самол╦та красавчика Марко вываливается свинья в л╦тном костюме. Разве общественное мнение допустит, чтобы национальным героем стала пусть и знаменитая, но свинья. Ведь по национальным героям судят о всей нации в целом.

Вс╦! Прежней жизни нет, как не бывало. И какую же силу воли надо иметь, чтобы не спиться, чтобы остаться воздушным асом. И - самое главное - не озлобиться. Порко сумел вынести из преподанного урока нечто, труднопонятное для обычных людей. И стал одиночкой - охотником за удачей, вечным проклятьем для воздушных пиратов.

"Парень, кто делает деньги на войне, злой. Парень, кто не умеет делать деньги из охоты за удачей, некомпетентен," - объясняет оружейник своему ученику. И в этих словах мы видим ещ╦ одну грань, отделившую Порко от общества, патриотически готовящегося к войне.

"Свинья никого не убивает," - объясняет Босс пиратов для Фио, недоумевающей, почему это Порко не подстрелил К╦ртиса из очень удачной позиции. Порко презирает пиратов, подсмеивается над ними, но не убивает. Он сумел понять, что свято место пусто не бывает. Перестрелять пиратов для Порко проще простого. Но ведь тогда на их место прид╦т новое поколение, ж╦стче и хитрее, у которого будут уже другие "Правила, которые надо соблюдать". Скажем, похитив золото и заложниц, отправить корабль с командой и пассажирами на дно, чтобы некому было указывать охотнику за удачей их истинное направление. И, уворачиваясь от пуль, каждая из которых может оборвать его жизнь, Порко пробивает ответной очередью хвост, двигатель, но живую плоть - никогда! Для того, чтобы не опрокинуть этот и без того заляпанный грязью мир в ещ╦ большую грязь.

А в К╦ртиса он не стреляет ещ╦ по одной причине. Мне кажется, он увидел в н╦м себя молодого. Когда все взоры красавиц были прикованы к несравненному Марко. Когда впереди расстилалась долгая жизнь и ковровая дорожка успехов, покрывающая его лестницу, на вершине которой сверкало осуществившееся "планов громадь╦". "Расцвела вчера роза в пота╦нном саду," - придумывает на ходу К╦ртис для Джины. "Прощай, свобода Адриатики! Апокалипсис диких дней настал," - замечает Порко, покидая кабачок. Оба - поэты. Оба - воздушные асы без всяких оговорок. И, подстрелив самол╦т, К╦ртис никогда не стреляет в л╦тчика, опускающегося с парашютом. Когда-то и у Марко Паггота жизнь шла словно захватывающая воздушная гонка за кубок Шнайдера, где действуют не волчьи законы, а законы большого спорта.

Пули в прол╦те, в ход идут кулаки. И в этой потасовке, где с каждым ударом выпл╦скивается по фразе, и Порко, и К╦ртис выглядят взъерошенными мальчишками, схватившимися в недолгой драке, чтобы выскочившие откуда-ни-возьмись матери растащили их по домам, попутно ругая за синяки на распухших лицах. Забывшие обо вс╦м пираты болеют, кто за К╦ртиса, кто за Порко. И на это время с островка куда-то уходит злость и подлость, насквозь пропитавшие реалии большого мира.

Ушло ли проклятье? Мы опять не видим. Разве что слышим фразочку К╦ртиса: "Постой! Тво╦ лицо! Позволь мне увидеть его хоть на секунду." Но нам хочется, чтобы оно ушло. Мы полностью соглашаемся с восклицанием Фио о проклятии: "Но это было бы неправильно, потому что вы - хороший парень!" И стараемся забыть ответ Порко, звучащий не один раз на протяжении фильма: "Хорошие парни были те, кто погиб". Мы верим, что он стал прежним Марко Пагготом, только повзрослевшим и уяснившим для себя какие-то невидимые, высшие законы. Но вс╦ тем же неуловимым Порко, в очередной раз ускользнувшим от правительственной авиации.

Прошло много лет. И мы видим постаревших пиратов. Они сидят, пьют вино и вспоминают прежние дни. Они выжили, потому что жизнь столкнула их с Порко, а не с бездумным ожесточившимся воякой. Глянцевая афиша показывает нам К╦ртиса. Человечество получило множество хороших фильмов только потому, что когда-то Порко не пристрелил в упор своего соперника. К╦ртис не стал президентом. Но, зная историю его соотечественника Рональда Рейгана, тоже побывавшего в рядах акт╦ров, можно сказать - пока не стал. А если ему суждено подняться на эту ступеньку, то вряд ли он когда-нибудь эффектным взмахом руки отправит вооруж╦нную до зубов армию на другой конец земли, где вс╦ ещ╦ летает в одиночестве великий Марко Паггот по прозвищу "Алая Свинья".

Трудно рассказывать о фильме, где каждая фраза, если суметь осмыслить е╦, немедленно обосновывается где-то внутри, чтобы проснуться и прозвучать в трудной жизненной ситуации. Но непередаваемо радует, что и в наши времена, когда даже космонавты превратились в нечто обыденное и ненужное народному хозяйству, люди ещ╦ не разучились создавать фильмы о героях и о мировоззрении, коим проникнуться не помешало бы каждому настоящему человеку.

(c)1999 Igor V. Merinov