"Загадка Мамо" ("Secret of Mamo")

Фильм занимает какое-то промежуточное место между "Замком Калиостро" и "Прощай, Леди Свобода". С одной стороны нет уже той романтики, создаваемой образом Клариссы. На место главной героини смело выходит Фуджико со всей своей натурой непредсказуемой авантюристки. С другой стороны еще не пришла та жесткость, которую мы видели в описании бандитских буден перед похищением статуи свободы. Еще нет моря крови. И даже при жестокой вертолетной перестрелке внимательный просмотр так и не выявляет явно убитых или даже раненых. Эти несколько нереальные допущения позволяют сохранить юмор и заставляют зрителей смеяться в перерывах между таинственными погонями и вселенскими катастрофами, вызванными природными катаклизмами или пришествием "американской демократии".

В чем же загадка данного фильма? В маленькой старческой фигурке с длинными седыми волосами. Не надо смеяться - это будущий властелин мира, готовящийся (как это обычно и бывает) стравить США и СССР, а под шумок захватить господствующее положение в оставшихся после ядерной войны странах. Он живет на острове, в загадочном замке, в окружении тех, кто когда-то готовился исполнить всю ту же роль мирового правителя. Там можно встретить и Гитлера, и Наполеона, и даже оживших персонажей с картин известных мастеров. Так мы бы о нем и не догадывались, и даже (учитывая, что мы живем на территории России, погибнувшей бы в первую очередь) не узнали бы никогда, если бы всевидящие глаза Мамо не наткнулись однажды на прекрасную Фуджико, да и остановились, не желая бежать дальше. Как нам уже известно, где Фуджико, там и Люпен со своей командой. А где Люпен, там и неустрашимый Зенегата, в очередной раз упустивший Люпена в Трансильвании, а затем и в Египте. Здесь он только еще начинает становиться инспектором-одиночкой с маниакальной страстью поймать Люпена, но на стороне благородного вора играть уже категорически не согласен ни при каких условиях.

Сюжет фильма перескакивает вместе с командой Люпена и их неизменными спутниками из одной страны в другую, как в "Клубе путешественников". Египет, где Люпен похищает из гробницы загадочный камень, а Зенегата, командуя силами всей местной полиции терпит очередной провал. Франция, где, вспомнив былые годы, Люпен назначает романтическое свидание Фуджико, и в результате остается блистательно обведенным вокруг пальца прекрасной авантюристкой, т.е. без волшебного камушка, да еще и в полузацементированном состоянии. Пустыня, куда герои попадают, после высокогорной погони (где они возле Франции пустыню то откопали?). Испания, где, потеряв Люпена, одинокий Джиджен бродит по окрестностям, преследуемый секретным агентом с фирменной джеймсбондовской физиономией.

А Люпен уже вполне осваивается в новой обстановке внутри замка Мамо, выбравшись из клетки и запихнув туда своего охранника, глядя на которого радостно понимаешь смысл выражения "морда кирпичем". Ведомый звуками прекрасной музыки, он взбирается все выше и выше, пока за огромной арфой не обнаруживает... Нет, не изящную девушку, а странное существо с выпученными глазами и видом, будто весь мир принадлежит исключительно ему. В принципе, так оно и оказывается, ведь направляя ход человеческого прогресса, управляешь и миром в целом. Но Люпен III не историк, не философ, не ученый с блистающими глазами от того, что здесь и сейчас разрешились все неясности и недосказанности человеческой истории.

Благородному вору не до высоких материй. Его вполне устраивает и своя личная история, которую прерывать он никоим образом не желает. Умело разыгрывая с Фуджико любовный спектакль, он доводит невозмутимого Мамо до состояния бешенства. А с Мамо шутить не следует. Тут бы и закончилась эта история, если бы не подоспевшая "американская демократия" в виде урагана баллистических ракет, да меткий выстрел Джиджена, в результате которого Мамо валится в обломки его некогда величественного дворца с аккуратной дыркой во лбу. Великолепная четверка благополучно сбегает из под дождя ракет и из под носа Зенегаты, несколько расслабившегося в ожидании скорой победы.

Нет, это еще не финал. Вся дружная команда, то и дело косо посматривая друг на друга, в тесноте и в обиде размещается в комнатке дешевого южноамериканского отеля. Здесь то и происходит новое явление Мамо в мир. Он все такой же. Уверенный в себе, обладающий сверхестественными способностями и грустно влюбленный в Фуджико, которую за неимением другого варианта гипнотизирует и похищает. А все-таки осталось нечто романтическое в душе у Люпена, раз он, окончательно разругавшись с Джидженом, отправляется спасать уже не раз подставившую его авантюристку в развалины острова Мамо. Но что такое? Мамо уже не один. Сколько же их? Кто из них главный? И как, в конце концов, уничтожить этого неистребимого Мамо? Все эти вопросы Люпен благополучно разрешает и остается с целой и невредимой Фуджико над госткой пепла от последнего Мамо.

Финал? Как бы не так! Раздвигаются створки шахты и оттуда выплывает ракета, увенчанная стеклянным колпаком, где находится огромный мозг, прибывший на нашу планету много тысяч лет назад. Вот кто действительно являлся властелином мира. Вот кто производил клонов Мамо и личностей, чьи имена мы знаем из учебника истории. Теперь его окончательно раскрыли и он покидает нас, не желая поближе знакомиться с очередными подарками "американской демократии", летящими к острову со всех сторон. Но люди не бесправные игрушки: крохотная бомба раскалывает колпак за пределами атмосферы, и мозг уже мертвый и неопасный приближается к огненной массе солнца.

Ракеты уничтожают все, что не было уничтожено в первый их заход. Куда бежать, куда спасаться? Но между разрывов уже показался юркий самолетик, с которого услужливо падает веревочная лестница, от вида которой на лице Люпена появляется обычная язвительная улыбка, которую он дарит Зенегате, бодро выползающему из под обломков. Но нет, на этот раз лестница уже не для него. Изящные ручки Фуджико вцепляются в перекладины, и самолетик с Джидженом и прекрасной женщиной, разбившей сердце несостоявшегося властелина мира, скрывается вдали на глазах ошеломленного и обиженного Люпена. И вот оно! Свершилось!

Донельзя довольный Зенегата пристегивает наручниками ногу Люпена к своей. Он его поймал (честно говоря, данного момента я ждал все три фильма)! Но радости это никому уже не приносит. Остров окончательно разрушается, а полицейский и вор с невероятной скоростью уносятся от огненной лавины, слаженно махая скованными ногами.

Все? На этот раз - да. А чтобы мы не мучились в тяжких раздумьях, на экране появляется Гоэмон - молчаливый спутник Люпена и вместо своей обычной фразы про тигра торжественно возвещает: "Дамы и Господа, конец фильма."

***

Он должен был властвовать над миром. А вместо этого влюбился в роковую женщину, про которую все говорили, что таких нельзя любить по определению. Но он был не как все, и поэтому рискнул. Он думал, что личность сумеет затмить старческую и согнутую оболочку. Он надеялся, что его поймут и встанут рядом. Он снял гипноз. И подставочка не заставила себя ждать. Как всегда, в отсутствие супергероя мир спасла любовь. Пусть даже несчастная. От которой на память остаются лишь волшебные звуки арфы, летящие над замком, где перемешались все времена и народы.

(c)1997 Igor V. Merinov

(Статья основа на релизе, выполненном студией MANGA)