Airport
  win   koi-8   iso   alt   mac   trans На главную страницу
Н о в о с т и:    Г р а ж д а н с к а я  а в и а ц и я

Сентябрь 2000 г.

14.09.2000 г.
   "Шереметьево": Взлет при боковом ветре

/А.Александров, "Известия"/

Когда-то, особенно в "олимпийском" восьмидесятом, когда открылся новый терминал "Шереметьево-II", этот аэропорт казался верхом совершенства, островком заграницы в застойной Москве. Он и сейчас выглядит неплохо - со своим мягким полумраком в зале ожидания, надраенными полами, бесшумными кондиционерами. Увы, это лишь видимость. Основные фонды - включая здания, оборудование, взлетно-посадочные полосы - изношены на 90 процентов. Сейчас есть реальная возможность кардинальной реконструкции аэропорта. Если ее не использовать, в ближайшие пять лет "Шереметьево" окончательно выработает оставшийся у него десятипроцентный ресурс.

По прогнозам специалистов, в ближайшие годы нашу страну ожидает настоящий бум пассажирских авиаперевозок. Как и любому предприятию, нуждающемуся в развитии и реконструкции, аэропорту "Шереметьево" требуются инвестиции. Как любое прибыльное предприятие, "Шереметьево" привлекательно для инвесторов. Но есть и особенности.

Внесем ясность. ОАО "Шереметьево" - государственная собственность. Если точнее - сто процентов его акций принадлежат государству. Но часть его, причем важнейшая (ее еще называют "стратегической") - взлетно-посадочные полосы, командно-диспетчерский пункт, системы навигации и посадки - не является собственностью акционерного общества и в принципе, по закону, не может быть приватизирована. Но развивать ее все равно необходимо. Иными словами, инвестору придется вкладывать деньги в то, чем он никогда и ни в какой степени не сможет владеть.

При этом нельзя ограничиться реконструкцией и строительством только терминалов, автостоянок, офисных центров, ресторанов и складских помещений - то есть того, что находится в собственности акционерного общества и приносит прямые доходы. Аэропорт - единая система, в которой все жестко взаимосвязано, независимо от форм собственности. И не менее важное значение в ней имеет инфраструктура: электросети, дороги, транспортные развязки.

Несмотря на все сложности, аэропорт "Шереметьево" инвестора нашел. Финско-шведский концерн "Сканска" готов привлечь для реконструкции всего аэропорта и строительства нового терминала до полутора миллиардов долларов (в перспективе на десять-пятнадцать лет). Причем по наиболее выгодной для российской стороны схеме, именуемой BOT (Building, Operating, Transfere, то есть - строительство, управление, передача). После завершения работ в течение 25-30 лет "Сканска" будет управлять вновь построенными объектами совместно с ОАО "Шереметьево" (причем ее доля составит 47 процентов, а "Шереметьево" - 53 процента), извлекая прибыль от вложенных средств, после чего полностью передаст его российской стороне.

Этот проект, который разрабатывался в течение почти двух лет и сейчас находится в завершающей стадии, предполагает создание нового терминала "Шереметьево-III", затем - полную реконструкцию "с выселением" имеющихся терминалов "Шереметьево-I" и "Шереметьево-II" и строительство третьей взлетно-посадочной полосы. И самое главное - модернизацию всей инфраструктуры, включая транспортную составляющую. Программа разбита на четыре этапа и рассчитана на десять лет. Она не требует не только финансового участия государства, но даже гарантий правительства России. Зарубежные партнеры посчитали, что объект, в который они вкладывают деньги - то есть аэропорт "Шереметьево", с его устойчивым положительным балансом и прозрачной бухгалтерией, - сам по себе является достаточной гарантией инвестиций.

Однако этот уже практически готовый к реализации проект с недавнего времени оказался под угрозой - после того, как авиакомпания "Аэрофлот" обнародовала намерение построить собственный терминал рядом с "Шереметьево-II". Если это намерение обретет сколько-нибудь реальные черты, зарубежные инвесторы немедленно поставят крест на проектах комплексной реконструкции "Шереметьево". В принципе, с точки зрения потребителя, совершенно все равно, кто построит новый терминал и кто будет извлекать из него прибыли - аэропорт или его крупнейший пользователь. Но это только на первый взгляд. Представим себе, к чему приведет строительство "аэрофлотовского" терминала. "Аэрофлот" совершенно не обязан и, конечно, не будет выделять часть прибылей на реконструкцию инфраструктуры аэропорта, в том числе и "стратегической" его части - взлетно-посадочных полос и т.д.

Впрочем, об этом можно говорить только предположительно. Но в планах "Аэрофлота" есть одна фатальная определенность, которая ставит под угрозу само существование международного аэропорта уже через пять-десять лет. Произойдет перераспределение финансовых потоков в пользу "Аэрофлота" (а это треть выручки "Шереметьево"), что неизбежно приведет к стагнации аэропорта и его инвестиционной непривлекательности.

Информационная справка:  Сейчас через "Шереметьево" проходит примерно 11 миллионов пассажиров в год. По прогнозам отечественных и зарубежных экспертов, через десять лет количество пассажиров "Шереметьево" удвоится. Чистая прибыль аэропорта "Шереметьево" за 1999 год составила 673 409 000 рублей. Компания выплатила налоги на 781 903 000 рублей, включая внебюджетные фонды.

 



НАЗАД

 

E-mail

      © ТехноКлуб 1999 Rambler's Top100 Service
Информационный сервер российской авиации Rambler's Top100 Service