Март 2000 г.

31.03.2000 г.
   Обнаружены новые планеты размером не больше Сатурна

/InfoArt News Agency/

До сих пор почти все обнаруженные астрономами планеты, находящиеся вне нашей солнечной системы, были довольно крупными - размером с Юпитер и даже в несколько раз больше. Однако на этой неделе астрономы Джеофф Марси (Geoff Marcy), Пол Батлер (Paul Butler) и Стивен Вогт (Steven Vogt) объявили о том, что им впервые удалось обнаружить две планеты, масса которых не превышает массы Сатурна. Напомним, что Сатурн легче Юпитера в 3,3 раза.

Первая планета вращается вокруг звезды HD46375, которая находится на расстоянии 109 световых лет от Земли. Ее масса составляет 0,8 от массы Сатурна. Радиус ее орбиты - 6,1 млн км, а период вращения - 3,5 земных суток.

Вторая планета находится на орбите звезды 79 Ceti на расстоянии 117 световых лет от Земли. Она еще легче - ее масса составляет 70% от массы Сатурна. Она вращается вокруг своей звезды по эллиптической орбите, среднее расстояние от нее до звезды составляет 52,5 млн км, то есть примерно такое же как от Меркурия до Солнца. Полный оборот вокруг своей звезды она совершает за 75 суток. (www.avia.ru)

Авария ракеты "ЗЕНИТ" произошла из-за программной ошибки

/InfoArt News Agency/

Последний запуск по программе "Морской старт" (Sea Launch) состоялся 12 марта. Закончился он аварией. Через несколько минут после старта ракета "Зенит" отклонилась от курса и не смогла вывести на заданную орбиту первый спутник для системы сотовой телефонной связи ICO Global Communications.

После аварии участники консорциума Sea Launch образовали несколько комиссий для расследования ее причины. Уже опубликованы выводы экспертов компании Boeing, которые считают, что причиной сбоя была программная ошибка. Из-за этой ошибки не был закрыт клапан в пневматической системе второй ступени ракеты. Эта система ответственна за выполнение нескольких операций, в том числе за работу рулевого двигателя этой ступени. Из-за того, что клапан не был закрыт, давление в пневматической системе упало больше, чем на 60% от заданного. Поэтому двигатель не смог развить необходимую тягу, а ракета, соответственно, не смогла выйти на заданную орбиту. Однако о том, каким образом возникла эта программная ошибка, и кто в этом виноват, пока ничего не сообщается. (www.avia.ru)

Первый запуск ракеты ATLAS 3 переносится на месяц

/InfoArt News Agency/

Первый запуск новой ракеты Atlas 3A с российским двигателем РД-180 был намечен на 14 апреля. Ракета уже давно установлена на стартовой площадке 36B на космодроме на мысе Канаверал. Она должна вывести в космос спутник W4, принадлежащий европейскому оператору спутниковой связи Eutelsat. Вот из-за технических проблем с этим спутником старт решено перенести на середину мая.

По сообщению представителя Eutelsat, необходимо очень тщательно проверить все системы спутника, чтобы гарантировать его нормальную работу в течение запланированных 12 лет. Спутник W4 должен занять геостационарную орбиту на высоте около 36 тыс. км над землей. Он будет обеспечивать ретрансляцию цифровых телевизионных каналов и работу служб Internet-доступа на территории от России до Сахары. Построила спутник французская компания Alcatel Space Industries.

Компания Lockheed Martin, которая является производителем ракет семейства Atlas, собирается использовать этот месяц для проведения дополнительных испытаний дренажной системы разгонного блока Centaur. (www.avia.ru)

Запуск "шаттла" ATLANTIS откладывается из-за травмы командира экипажа

/InfoArt News Agency/

Руководство NASA объявило о том, что запуск "шаттла" Atlantis решено отложить на неделю. В качестве причины называется травма командира экипажа Джеймса Хассела (James Halsell), который 15 марта получил растяжение голеностопного сустава во время занятий на тренажере "шаттла". Раньше руководители проекта говорили, что эта травма несерьезная, и она не повлияет на дату запуска. Тем не менее решено было все-таки дать Хасселу время еще подлечиться и пройти полный курс тренировок, часть из которых он вынужден был пропустить. Дополнительное время должны с пользой провести и "новые" члены экипажа Сьюзен Хелмс (Susan Helms), Джеймс Восс (James Voss) и Юрий Усачев, которые были включены в состав миссии STS-101 только в конце февраля.

Итак, согласно последним планам, "шаттл" Atlantis миссии STS-101 должен стартовать в космодрома на мысе Канаверал 24 апреля в 16 часов 15 мин по местному времени (23 часа 15 мин мск). (www.avia.ru)

30.03.2000 г.
   На Байконур доставлено топливо для спутников CLUSTER

/InfoArt News Agency/

В июне и июле 2000 г. на космодроме Байконур должны состояться 2 запуска ракет "Союз" с разгонным блоком "Фрегат". Каждая ракета выведет в космос на сильно эллиптическую околоземную орбиту по два спутника Cluster, принадлежащих Европейскому космическому агентству. Это научные спутники, предназначенные для исследования влияния Солнца на атмосферу и магнитосферу Земли, а также на жизнь на Земле.

Вывод этих спутников на сильно вытянутые эллиптические орбиты потребует большого количества энергии. Для этого спутники помимо основного двигателя оснащены 8 маневровыми двигателями. Более половины веса каждого спутника придется на топливо. То есть в баки одного спутника будет залито 650 кг двухкомпонентного топлива - монометил гидразина (MMH), который будет смешиваться с окисью азота.

Большая часть топлива будет потрачена вскоре после отделения от ракеты-носителя во время шести основных маневров, необходимых для выхода на заданную орбиту с параметрами 19 тыс. км на 119 тыс. км (после отделения от ракеты спутник будет находиться на орбите с параметрами 200 км на 18 тыс. км).

На космодром Байконур уже доставлено два контейнера с 3,75 тоннами топлива, которого должно хватить на 5 спутников. Гидразин и окись азота по отдельности никакой опасности не представляют, только при их соединении образуется взрывоопасная смесь. Путешествие этих контейнеров длилось целый месяц, сначала морским путем из Англии в Санкт-Петербург, а затем поездом до Казахстана. (www.avia.ru)

Японский телескоп исследовал красное свечение туманности M82

/InfoArt News Agency/

Японский телескоп Subaru сфотографировал туманность M82, которая является 82-м объектом, записанным в каталог слабых туманностей. Она расположена на расстоянии 12 млн световых лет от земли и классифицируется как "неправильная галактика" из-за ее бесформенной структуры. Видная на снимке голубоватая полоса, идущая из верхнего левого в нижний правый край изображения, это - свет звезд, расположенных в галактике M82. А красное структурированное свечение с нитевидными вкраплениями, распространяющееся перпендикулярно плоскости галактики - это ионизированный водород, излучающий на длине волны 6563 ангстрем (красный свет). Облака этого газа распространяются на расстояние более 10 тыс. световых лет от центра галактики.

Фотография была сделана в феврале этого года, а вообще телескоп Subaru сделал свои первые снимки в январе 1999 г. В начале 60-х годов, когда телескопы не были такими мощными, астрономы считали, что это красное свечение вызвано одним массивным взрывом, произошедшим в центре галактики M82. Теперь же в результате исследований с помощью различных, в том числе и радиотелескопа, выяснилось, что это облако водорода образовалось в результате множества следующих друг за другом взрывов сверхновых звезд. (www.avia.ru)

Кометный дождь и развитие жизни на Земле

/InfoArt News Agency/

Группа исследователей из университета Беркли и Национальной лаборатории Беркли проанализировала историю образования кратеров на Луне. Ими было отмечено, что около 400 млн лет назад частота ударов различных космических тел о поверхность Луны (а, следовательно, и Земли), в результате которых и образуются кратеры, неожиданно резко возросла. Изучать появление кратеров от ударов метеоритов на Земле довольно затруднительно из-за эрозии, а на Луне атмосферы нет, поэтому кратеры сохраняются в первозданном виде практически вечно.

По мнению этих специалистов, эта бомбардировка кометами и метеоритами могла сыграть центральную роль в эволюции жизни на Земле. В недавнем номере журнала Science ими была опубликована статья, в которой указывается, что резкое увеличение количества ударов о Землю различных космических объектов совпадает по времени с "кембрийским взрывом" - периодом, во время которого жизнь на Земле проявилась в самых разных формах. По мнению авторов статьи, столкновения с метеоритами не всегда разрушительны, возможно, из-за "стресса", вызванного ими, формы жизни на Земле становились более разнообразными и универсальными. В качестве аналогии в статье приводится пример с обрезкой садовых деревьев, которая приводит к повышению урожайности. То есть, стресс, вызванный мощным ударом космического тела, мог заставить первые формы жизни развиваться в новых направлениях. (www.avia.ru)

NASA отказывается от отправки в 2001 г. на Марс спускаемого аппарата

/InfoArt News Agency/

Космическое агентство NASA официально объявило об отказе от оправки в 2001 г. на Марс очередного спускаемого аппарата. Это объявление было сделано одновременно с публикацией доклада о причинах аварии последнего марсианского зонда Mars Polar Lander вместе с микрозондами Deep Space 2. Эд Уэйлер (Ed Weiler), заместитель администратора NASA по науке, сообщил, что разработка всего оборудования, предназначенного для спускаемого аппарата Mars Surveyor 2001, будет завершена, но все оно будет использовано в одной из будущих экспедиций, возможно, что в 2003 г.

На этом спускаемом аппарате предполагалось установить несколько камер для получения подробных изображений марсианского рельефа и спектрометры для исследования камней и грунта. Кроме того, спускаемый аппарат должен был доставить на Марс "марсоход" Marie Curie - усовершенствованную версию марсохода Sojourner, который прибыл на Марс в 1997 г. на борту зонда Mars Pathfinder.

Тем не менее NASA намерено продолжить работы по проекту орбитального зонда Mars Surveyor 2001, конструкция которого аналогична потерянному в сентябре прошлого года Mars Climate Orbiter. Как сообщается, основой новой программы NASA по исследованию Марса должен стать поиск на Марсе воды (бывшей когда-то или существующей сейчас). Эта программа должна быть разработана к середине лета 2000 г. (www.avia.ru)

NASA опубликовало отчет о причинах аварии MARS POLAR LANDER

/InfoArt News Agency/

Агентство NASA опубликовало отчет о причинах аварии зонда Mars Polar Lander (MPL), произошедшей во время его посадки на Марс в декабре прошлого года. По мнению специалистов, наиболее вероятной причиной аварии было преждевременное отключение тормозного двигателя зонда. Это произошло после того, как раскрылись три ноги, на которые зонд должен был встать на поверхности Марса. Бортовой компьютер воспринял сигнал о том, что ноги заняли заданное положение, за сообщение о том, что эти ноги уже коснулись поверхности Марса. Из-за этой путаницы тормозной двигатель был отключен, когда до поверхности оставалось еще 40 м, а скорость зонда составляла 13 м/сек. Пока он долетел до поверхности Марса, его скорость увеличилась до 22 м/сек. Такого удара Mars Polar Lander выдержать не смог.

Во время входа зонда в атмосферу Марса и во время его спуска на поверхность планеты телеметрической связи с ним не было, поэтому абсолютно точно назвать причину аварии оказалось невозможно. Однако две комиссии, занимавшиеся расследованием этого инцидента, пришли к выводу, что наиболее вероятной причиной аварии было именно преждевременное отключение тормозного двигателя. Для проверки этого предположения были проведены 4 испытания с использованием моделей MPL. И все 4 раза компьютер отключал двигатель при раскладывании опор зонда.

Что же касается причины потери микрозондов Deep Space 2 (DS2), которые должны были прибыть на Марс вместе с MPL, то здесь у членов комиссий было еще меньше информации, поэтому к единому мнению они не пришли. Были названы 4 равновероятных причины: микрозонды не смогли вонзиться в поверхность, а отскочили рикошетом в сторону; они приземлились далеко от самого зонда, что помешало использовать антенну зонда для связи; при ударе о грунт вышло из строя электронное оборудование или батарея; в тонкой марсианской атмосфере произошел "ионизационный пробой", который повредил антенну. Члены комиссий также пришли к выводу, что наземная программа испытаний микрозондов не выдерживает никакой критики, поэтому зонды были просто не готовы к этой экспедиции. (www.avia.ru)

Полет космического корабля ATLANTIS к Международной космической станции отложен до 24 апреля

/ПРАЙМ-ТАСС/

Полет космического корабля Atlantis к Международной космической станции (МКС) задерживается на неделю и теперь в качестве предварительной даты старта Shuttle названо 24 апреля.

Об этом корр.ИТАР-ТАСС сообщил в беседе по телефону Сергей Шарыгин, представляющий в Центре пилотируемых космических полетов имени Линдона Джонсона в Хьюстоне (штат Техас) Российское авиационно-космическое агентство. По его словам, к такому решению руководство программы Space shuttle пришло, проанализировав степень готовности к полету и состояние экипажа и всех систем космического корабля.

В свою очередь агентство AP отмечает, что одной из главных причин переноса даты старта стала травма лодыжки, полученная командиром Atlantis Джеймсом Хэлселлом во время тренировки в имитаторе кабины shuttle. Хотя процесс лечения и протекает успешно, но решено было дать дополнительное время на восстановление и тренировку астронавта.

Основная цель предстоящего 10-суточного полета интернационального экипажа из 7 человек состоит в проведении на МКС профилактических и регламентных работ, а также осуществлении ресурсных замен на некоторых ее бортовых системах и агрегатах. Экипажу также предстоит разместить на внешней поверхности станции российскую грузовую стрелу - устройство, с помощью которого можно будет перемещать в пределах длины стрелы грузы и космонавтов.

На борту Atlantis на МКС летит состоящий из трех человек экипаж второй долгосрочной экспедиции станции, командиром которого является российский космонавт Юрий Усачев. Таким образом эта тройка на практике сможет познакомиться с тем, что сейчас представляет собой их будущий космический дом. (www.avia.ru)

6 апреля пройдет стыковка космического корабля "СОЮЗ" с орбитальной станцией "МИР"

/РБК/

6 апреля этого года состоится стыковка космического корабля "Союз" с орбитальной станцией "Мир", сообщили сегодня РБК в компании MirCorp, подписавшей с РКК "Энергия" договор об аренде российской космической станции для ее коммерческой эксплуатации. Сегодня частная компания подтвердила эту дату. 4 апреля с космодрома Байконур начнется пилотируемый космический полет транспортного корабля "Союз" на российскую орбитальную станцию. Полет финансируется за счет частных инвестиций. Его целью является открытие космической станции "Мир" и ее подготовка для коммерческого использования. Полет космонавтов на космическую станцию состоится два дня спустя. Полеты на космическую станцию "Мир" не проводились с 1999 г. На станции "Мир" космонавты проведут более 40 дней, в течении которых они должны будут полностью подготовить ее для дальнейшей эксплуатации. Компания MirCorp, имеющая штаб-квартиру в Голландии, была учреждена в начале 2000 г. как связующее звено между потенциальными заказчиками, с одной стороны, и операторами станции "Мир", с другой. Акционерами MirCorp являются РКК "Энергия", которой принадлежит контрольный пакет акций, и компании с венчурным капиталом. Главным инвестором MirCorp на сегодняшний день является компания с венчурным капиталом Gold&Apple. С начала эксплуатации в 1986 г. космическую станцию "Мир" посетило более 75 космонавтов из многих стран мира, включая Россию, США, Францию, Германию, Японию, Австрию, Великобританию, Сирию, Болгарию, Словакию и Казахстан. (www.avia.ru)

29.03.2000 г.
   Телескоп HUBBLE увидел пылевые спирали вокруг черных дыр

/InfoArt News Agency/

Астрономы из университета штата Огайо скомбинировали изображения, полученные от двух камер на космическом телескопе Hubble - камеры видимого диапазона WF/PC-2 и инфракрасной камеры NICMOS. Таким образом удалось получить изображения, на которых в центре двух десятков так называемых активных ярких галактик видны спирали из пыли. Возможно, эта пыль устремляется в черные дыры, расположенные в центре галактик.

Астрономы считают, что в центре большинства галактик, в том числе и нашей, располагаются сверхтяжелые черные дыры, масса которых в несколько миллионов раз больше массы нашего Солнца. Однако, до этого предполагалось, что большинство этих черных дыр отрезаны от потоков газа и пыли большими расстояниями. Новые данные показывают, что активные галактики являются исключением из этого правила. Яркое свечение центра такой галактики обусловлено как раз разрывом молекулярных и атомных связей под действием гравитационного поля черной дыры.

Существование таких спиралей из пыли, возможно, является ключевым отличием между активными и "нормальными" галактиками. Однако даже "спокойные" галактики время от времени могут становиться активными. Неактивные галактики находятся в состоянии равновесия, когда пылевые облака вращаются вокруг черной дыры на большом расстоянии и не затягиваются в нее. Однако любое нарушение этого равновесия, например, при столкновении с другой галактикой, может активизировать черную дыру. (www.avia.ru)

Гигантские экранопланы скоро станут стартовыми площадками для ракет

/InfoArt News Agency/

В последнем номере журнала New Scientist опубликована статья, посвященная гигантским экранопланам, летающим над поверхностью воды со скоростью в половину скорости света. По мнению российских и японских специалистов, недалек тот день, когда такие машины, возможно, будут использоваться для запуска ракет в космос. Разработчики такого экраноплана считают, что эта технология сможет составить достойную конкуренцию традиционным системам вертикального взлета.

Директор расположенного в Санкт-Петербурге Международного института современных аэрокосмических технологий Александр Небылов считает, что основным преимуществом экраноплана, оснащенного ракетными двигателями, является высокая начальная скорость запуска. При движении экраноплана работает эффект "крыла на земле", благодаря которому под плоскостью экраноплана образуется воздушная подушка, и он может скользить на высоте нескольких метров над поверхностью воды. Реактивные двигатели могут разгонять этот экраноплан до скоростей более 600 км/час. Это и будет начальная скорость космической ракеты при ее старте с плоскости экраноплана.

Небылов считает, что при таком горизонтальном запуске с высокой начальной скоростью можно будет обойтись без внешнего топливного бака или дополнительных ускорителей как при запуске "шаттла". Стартовавший таким образом корабль будет приземляться также на огромное крыло движущегося экраноплана. Место запуска в океане можно выбрать любое, в том числе и на экваторе. По подсчетам специалистов, вес экраноплана должен быть порядка 1500 тонн. Небылов и его японский коллега Нобуюки Томита (Nobuyuki Tomita) из токийского института Musashi Institute of Technology надеются, что в будущем году удастся провести испытания уменьшенной модели экраноплана весом 400 тонн. (www.avia.ru)

Запуск в космос любительской ракеты закончился неудачей

/InfoArt News Agency/

В прошедшие выходные группа ракетостроителей-энтузиастов JP Aerospace численностью около 70 человек собиралась произвести запуск ракеты весом 7,7 кг на высоту около 97 км, что уже считается космосом. Однако их планам не суждено было сбыться. И причиной этого стала серия технических неполадок.

Запуск планировалось произвести утром 25 марта в пустыне штата Невада. Сначала метеозонды должны были поднять платформу с ракетой на высоту около 30 км. В этой точке должен был включиться двигатель ракеты, и она начала бы самостоятельный суборбитальный полет. Однако всего этого не случилось. Проблемы начались когда метеозонды подняли платформу с ракетой на высоту 18,8 км. Сначала возникли неполадки в системе управления, устройства ракеты не реагировали на команды с земли. От попытки запуска было решено отказаться. После этого на пиротехнические устройства был послан сигнал о поджиге, чтобы отделить ракету от платформы, на которой она была установлена. Ракета на парашюте опустилась на Землю, но до вечера понедельника найти ее не удалось - она потерялась где-то в горах.

По мнению руководителей проекта, выход из строя электронного оборудования ракеты произошел из-за сильного порыва ветра, который дернул платформу с установленной на ней ракетой, через несколько секунд после запуска метеозондов. Как предполагается, ракета вместе с своим оборудованием испытала толчок в 2g. По-видимому, на такие нагрузки она не была рассчитана. (www.avia.ru)

План строительства международной космической станции в очередной раз пересматривается

/InfoArt News Agency/

Участники строительства Международной космической станции (США, Россия, Канада, Япония, Европейское космическое агентство, Италия и Бразилия) в очередной раз пересмотрели сроки ее сборки.

Ближайший полет к МКС состоится не раньше 17 апреля - на орбиту отправится экипаж "шаттла" Atlantis из семи человек, который проведет ремонтные и регламентные работы на модуле "Заря" с целью его подготовки к доставке следующего модуля "Звезда". Его запуск ракетой "Протон" запланирован в период с 8 по 14 июля. Сейчас модуль "Звезда" проходит заключительную подготовку на космодроме Байконур. Модуль "Звезда" будет обеспечивать жизнедеятельность астронавтов.

Первый постоянный экипаж отправится на МКС после пристыковки модуля "Звезда", а именно, в конце октября. Этот экипаж будет состоять из трех человек: командир - Уильям Шепард (William Shepherd) и два российских космонавта - Юрий Гидзенко (командир корабля "Союз") и Сергей Крикалев. Они отправятся на МКС с Байконура, запуск будет произведен ракетой "Союз". Стыковка с МКС состоится через два дня после старта, а пребывание на станции продлится 3 или 4 месяца.

С полным планом сборки станции можно ознакомиться по адресу http://spaceflight.nasa.gov/station/assembly/flights/chron.html.

(www.avia.ru)

Участники очередной экспедиции на орбитальную станцию "МИР" сегодня отправятся на космодром БАЙКОНУР

/РИА "РосБизнесКонсалтинг"/

Сегодня из Москвы на космодром Байконур вылетят участники очередной 28-й экспедиции на орбитальную станцию "Мир". По прибытии на космодром члены экипажа Сергей Залетин и Александр Калерин пройдут завершающий этап предполетной подготовки. Ожидается, что экспедиция отправится в космос 4 апреля. Планируется, что на станции "Мир" космонавты проведут 45 суток, однако при необходимости сроки пребывания С.Залетина и А.Калерина в космосе будут продлены. Участникам экспедиции предстоит проанализировать работоспособность и надежность орбитального комплекса. Именно на основании их наблюдений будет приниматься решение по вопросу о целесообразности дальнейшего использования станции "Мир", сообщает НТВ. (www.avia.ru)

Уникальную машину для космодрома "ПЛЕСЕЦК" выпустил Казанский компрессорный завод

/Независимая газета/

Уникальную компрессорную машину по заказу космодрома "Плесецк" выпустил коллектив Казанского компрессорного завода. Сегодня она успешно прошла испытания технического контроля и готова к отправке. Оборудование для космического старта будет подавать воздух по 250 кубометров в минуту под давлением в девять атмосфер, обеспечивая тем самым запуск ракет, сообщил корреспонденту ИТАР-ТАСС первый заместитель генерального директора предприятия Григорий Баткис. Воздух необходим и специалистам, осуществляющим запуск, и людям, во время космического старта находящимся в бункере ракетного комплекса. Новая компрессорная машина, продолжил руководитель предприятия, весом около 15 тонн стоит около 10 миллионов рублей. В ближайшие дни она будет отправлена в Плесецк. Это уже второй заказ покорителей космоса, выполненный казанскими машиностроителями. Два года назад на том же предприятии было выпущено четыре компрессора мощностью по 120 кубометров воздуха в минуту для запуска кораблей с морской платформы. По отзывам заказчиков, казанские машины работают безотказно. (www.avia.ru)

NASA отменяет запланированный на 2001 год полет на Марс

/РБК/

Американское космическое агентство NASA признало наличие ошибок в проведении предыдущих полетов на Марс и отменило следующий полет к "красной планете", запланированный на 2001 год. Как заявила NASA во вторник, зонд Mars Polar Lander упал в декабре прошлого года вследствие дефекта одного из датчиков. Проведенная агентством внутренняя проверка показала, что крупные ошибки были допущены при подготовке, а также в ходе технического обеспечения полетов. При этом NASA отметила, что программа "Лучше-Быстрее-Дешевле" остается в силе, и при правильной реализации должна полностью себя оправдать. В то же время провал предыдущих миссий приведет к некоторым изменениям в руководстве ведомства. Напомним, что в сентябре прошлого года NASA потеряла еще один зонд - Mars Climate Orbiter - из-за ошибки при пересчете из метрической системы измерений в дюймовую, сообщает американское бюро РБК. (www.avia.ru)

28.03.2000 г.
   Планеты, которые "гуляют сами по себе" в туманности Ориона

/InfoArt News Agency/

Английские астрономы, работающие на Гавайях на инфракрасном телескопе United Kingdom Infrared Telescope (UKIRT), сообщили об открытии 13 "свободных" планет, которые не находятся на орбите ни одной звезды в туманности Ориона. Вес этих 13 планет варьируется от 8 до 13 масс Юпитера. По мнению авторов открытия, свободные планеты, скорее всего, образовались из изолированных сгустков вещества внутри туманности, а не из "отходов", оставшихся после образования какой-то звезды, как это было с планетами нашей Солнечной системы.

Несмотря на то, что эти планеты образовались не таким способом, как планеты нашей солнечной системы, по своим физическим свойствам они аналогичны газовым гигантам типа Юпитера, только имеют еще большие размеры. Спектроскопические исследования некоторых из этих планет показали существование на них водяного пара при температуре около 2700 градусов С. Со временем эти планеты должны остыть до "земных" температур, но, по мнению специалистов, возникновение на них жизни маловероятно. (www.avia.ru)

Началось расследование ситуации со спутником ACRIMSAT

/InfoArt News Agency/

Спутник ACRIMSAT (Active Cavity Radiometer Irradiance Monitor satellite) был выведен в космос 21 декабря прошлого года ракетой Taurus. Спутник предназначается для измерения освещенности Земли Солнцем. Запуск прошел без проблем, но потом оказалось, что спутник занял орбиту, которая на 89 км выше заданной (714 км). При таком его положении измерительное оборудование не работает, так как отклонение спутника от направления на Солнце составляет 15 градусов.

10 января на спутник было передано новое программное обеспечение для бортового компьютера. Специалисты NASA надеялись, что таким образом удастся исправить его ориентацию. Однако все это оказалось безуспешным. Усложняет решение этой проблемы то, что ACRIMSAT относится к классу так называемых "вращающихся" спутников, которые сохраняют заданное положение, вращаясь с частотой 12 оборотов в минуту. На таком спутнике не предусмотрено никакого маневрового двигателя, с помощью которого можно было бы изменить его положение в пространстве. До сих пор NASA ни разу не удавалось исправить ориентацию сбившегося с курса вращающегося спутника.

На днях руководители Лаборатории реактивного движения (JPL) начали расследование обстоятельств, приведших к такой ситуации. (www.avia.ru)

SPACE SYSTEMS/LORAL получает контракт на создание многофункционального спутника для японского министерства транспорта

/InfoArt News Agency/

Компания Space Systems/Loral (SS/L) получила от японского министерства транспорта контракт на строительство многофункционального спутника MTSAT-1R, предназначенного для контроля за полетами самолетов и метеонаблюдений. Запуск этого спутника намечен на 2002 г. С какого космодрома будет произведен запуск, и какая ракета-носитель для этого будет использована, пока не определено. Спутник MTSAT-1R будет обеспечивать работу коммуникационных и навигационных служб самолетов и собирать метеоинформацию для пользователей всего азиатско-тихоокеанского региона, в том числе Австралии и Новой Зеландии.

Спутник MTSAT-1R будет построен на базе уже разработанной компанией SS/L платформы 1300. А вообще SS/L уже построила для Японии 14 спутников. (www.avia.ru)

Европейская комиссия одобряет образование третьей в мире аэрокосмической компании ASTRIUM

/InfoArt News Agency/

В октябре прошлого года три европейских аэрокосмических компании - французская Aerospatiale Matra, немецкая DaimlerChrysler Aerospace AG (DASA) и английская Marconi Electronic Systems - подписали соглашение о создании новой единой компании Astrium. На днях Европейская Комиссия одобрила образование этой гигантской аэрокосмической компании, которая должна стать сильным конкурентом для американских компаний на рынке космических услуг. Astrium станет третьей по величине космической компанией после Lockheed Martin и Boeing. Хотя и сейчас на Европу приходится около 50% коммерческих космических запусков в мире, тогда как доля США на этом рынке составляет около 30%.

Astrium сможет предложить клиентам полный диапазон авиакосмических товаров и услуг - от вертолетов до ракет. Astrium будет специализироваться на европейской космической программе с использованием ракет Ariane, спутниках, предназначенных для наблюдения за поверхностью Земли, телекоммуникациях, космических исследованиях и ракетах-носителях. В Astrium будет работать около 7500 человек, а годовой доход этой компании составит около 2 млрд дол. в год.

Создание компании Astrium открывает путь к образованию нового европейского гиганта военной авиакосмической промышленности European Aeronautics Defense and Space Company (EADS), которой будет принадлежать 75% акций Astrium. Компания EADS будет образована в результате слияния итальянской компании Aerospatiale Matra, немецкой DASA и испанской Construcciones Aeronauticas. (www.avia.ru)

Для расследования аварии во время последнего запуска по программе "МОРСКОЙ СТАРТ" создано уже несколько комиссий

/InfoArt News Agency/

12 марта очередной запуск по программе "Морской старт" (Sea Launch) оказался неудачным. Ракета "Зенит" через несколько минут после старта отклонилась от курса и не смогла вывести на заданную орбиту первый спутник для системы сотовой телефонной связи ICO Global Communications.

Компания Boeing, которая является одним из акционеров консорциума Sea Launch, получила от Госдепартамента США разрешение на расследование обстоятельств этой аварии. Для этого создана комиссия, возглавит которую главный инженер Sea Launch Джим Мейзер (Jim Maser). Предполагается, что работа комиссии продлится несколько недель. Она обобщит результаты, представленные комиссиями всех компаний-партнеров, участвовавших в этом запуске. Все они уже создали свои собственные комиссии по расследованию инцидента.

На прошлой неделе производитель ракет "Зенит" украинская компания КБ "Южное" заявила, что возможной причиной аварии является программная ошибка в компьютере наземной системе управления, из-за которой не был подан вовремя сигнал о включении двигателя второй ступени. Производителем этой системы является РКК "Энергия", которая, в свою очередь, отвергла эти обвинения. (www.avia.ru)

27.03.2000 г.
   Рентгеновские пульсары могут быть нейтронными звездами

/InfoArt News Agency/

Группа астрономов из Массачусетского технологического института и университета McGill опубликовала сообщение о том, что рентгеновские пульсары могут представлять собой быстро вращающиеся нейтронные звезды. То есть, получены доказательства того, что рентгеновские пульсары могут вести себя как обычные пульсары, испускающие радиоизлучение.

Один такой рентгеновский пульсар был найден при исследовании данных, полученных со спутника Rossi X-Ray Timing Explorer (RXTE). Было замечено, что рентгеновский пульсар 1RXS J1708-4009 начал вращаться быстрее, чем обычно. Ранее считалось, что так могут вести себя только обычные радиопульсары. Такие изменения связаны с резкими сдвигами вещества внутри пульсара, то есть со "звездотрясениями". Уже давно считается, что радиопульсары - это вращающиеся нейтронные звезды, то есть то, что осталось после взрыва сверхновой звезды. Мощное магнитное поле нейтронной звезды направляет излучение в виде узкого пучка. На земле это излучение видно, когда луч этого вращающегося прожектора попадает на антенну телескопа.

Теперь такие же свойства замечены и у рентгеновского пульсара, что дало основания предполагать, что рентгеновские пульсары также являются нейтронными звездами, но эти нейтронные звезды испускают не радио-, а рентгеновское излучение. (www.avia.ru)

Спутник HESSI поврежден во время испытаний

/InfoArt News Agency/

На прошлой неделе в Лаборатории реактивного движения (JPL) во время испытаний на вибростенде произошла поломка спутника HESSI (High-Energy Solar Spectroscopic Imager), предназначенного для исследования вспышек на Солнце. По сообщению NASA, из-за этой поломки запуск спутника будет отложен как минимум на полгода, то есть с июля этого года до января 2001 г.

Вибростенд в JPL предназначается для моделирования вибраций, имеющих место во время запуска в космос. Предварительно планировалось провести испытания HESSI при величине нагрузки 2g, однако по неизвестной пока причине спутник "тряхнули" с силой 20g, то есть предельно допустимая нагрузка была превышена в 10 раз. Теперь на спутнике сломано две солнечных панели из четырех и поврежден корпус. Стоимость ущерба еще подсчитывается. Для расследования инцидента в NASA будет создана специальная комиссия. (www.avia.ru)

NASA приняло решение о спуске с обриты гамма-телескопа

/InfoArt News Agency/

Космическое агентство NASA объявило о том, что 3 июня этого года космический гамма-телескоп Compton Gamma Ray Observatory (CGRO) будет спущен с орбиты и затоплен в Тихом океане. Такое решение было принято после обсуждения различных вариантов развития событий, которые могут произойти после того, как в декабре прошлого года из строя вышел один из трех гироскопов этого космического корабля.

Телескоп CGRO может работать и на двух гироскопах, но в случае поломки еще одного гироскопа выйдет из строя система управления высотой спутника. По мнению специалистов, вероятность такого варианта развития событий в ближайшие три года составляет 10%. Вес этого спутника составляет около 15 тонн. Если он неконтролируемым образом начнет падать на землю, то его обломки в атмосфере сгорят не полностью, а это уже опасно для населения Земли. По оценкам специалистов, в этом случае на землю упадут 30-40 фрагментов спутника весом от 18 кг до 1 тонны и множество более мелких обломков.

Поэтому решено провести управляемый спуск телескопа CGRO с орбиты с затоплением его обломков в Тихом океане. Телескоп CGRO продолжит сбор научной информации до 26 мая 2000 г. Затем будут проведены проверки бортовых двигателей спутника. 31 мая планируется провести первое включение двух из четырех двигателей CGRO, чтобы снизить его орбиту с 511 км до 355 км. На следующий день орбита спутника будет снижена до 252 км. 3 июня двигатели будут включены вновь и CGRO займет орбиту высотой 152 км, после чего на следующем же витке будет произведено еще одно включение двигателей и спутник войдет в атмосферу. Падение обломков произойдет в восточной части Тихого океана. (www.avia.ru)

На орбиту выведен спутник IMAGE

/InfoArt News Agency/

25 марта в 20 часов 34 мин по Гринвичу (23 часа 34 мин мск) с космодрома на базе ВВС США Ванденберг стартовала ракета Delta 2. На ее борту был спутник IMAGE (Imager for Magnetopause-to-Aurora Global Exploration), предназначенный для исследования взаимодействия между солнечным ветром и магнитным полем Земли. Отделение спутника от ракеты-носителя произошло через 56 минут после старта. Спутник IMAGE выведен на эллиптическую полярную орбиту с параметрами 1000 км на 44'600 км.

За день перед стартом на спутнике был произведен ремонт радиатора на одной из боковых панелей спутника. На его поверхности был обнаружен небольшой скол, который образовался, скорее всего, при установке на спутник обтекателя. Повреждение было заклеено специальной пленкой.

Спутник IMAGE будет вести исследования процессов, происходящих в магнитном поле Земли, при изменении различных параметров солнечного ветра. Для этого будут проводиться исследования излучения нейтральных атомов, протонов, электронов и других частиц в широком диапазоне длин волн. Это будет первый спутник такого рода. (www.avia.ru)

"Шаттл" ATLANTIS доставлен на стартовую площадку

/InfoArt News Agency/

25 марта "шаттл" Atlantis был доставлен из сборочного корпуса к стартовой площадке Launch Pad 39A, где началась финальная стадия его подготовки к запуску. До этого в течение 8 дней Atlantis находился в сборочном корпусе, где он был соединен с внешним топливным баком и двумя твердотопливными ускорителями. Там же была проведена замена одного из трех основных двигателей "шаттла". Пока NASA планирует осуществить запуск 17 апреля, но также говорится о том, что старт может быть отложен на несколько дней, чтобы провести дополнительные тренировки экипажа. Предполагается, что решение относительно любой задержки запуска будет принято на этой неделе.

Необходимость в проведении дополнительных тренировок экипажа возникла потому, что экипаж был сформирован только в конце февраля, когда NASA официально объявило о разделении изначальной миссии STS-101 на два полета. Тогда было принято решение, что три члена "старого" экипажа STS-101 перейдут в экипаж более поздней миссии STS-106. Ну а в "новый" экипаж STS-101 были включены Сьюзен Хелмс (Susan Helms), Джеймс Восс (James Voss) и Юрий Усачев. Они должны стать вторым постоянным экипажем на Международной космической станции. Они уже знакомы с устройством станции, поэтому их было решено включить в состав экипажа миссии STS-101. Но так как в этом полете им придется выполнять совсем другие задачи, то времени для их подготовки было явно недостаточно.

Кроме того, небольшую травму голеностопного сустава во время занятий на тренажере получил командир STS-101 Джеймс Хаселл (James Hasell). Врачи говорят, что к моменту старта он будет в форме, но некоторые предстартовые испытания решено перенести с 30-31 марта на 6-7 апреля, чтобы он смог получше подлечиться. (www.avia.ru)

25.03.2000 г.
   Презентация набора для латания дыр в Международной космической станции

/InfoArt News Agency/

В космическом центре им. Маршалла состоялась демонстрация комплекта оборудования, предназначенного для ремонта внешней поверхности Международной космической станции. Повреждения внешней обшивки модулей станции могут возникнуть в результате ударов метеоритов или столкновения с космическим мусором. Такие события случаются не очень часто, но следует помнить и об опыте эксплуатации станции "Мир", из которой сейчас идет медленная утечка воздуха через так и не найденное повреждение внешней обшивки.

В ремонтный набор входит комплект заплат, специальный эпоксидный клей и аппарат для установки и приклеивания этих заплат на внешней поверхности космического корабля. С помощью всего этого оборудования можно заделывать на внешней поверхности МКС пробоины диаметром до 10 см. Для выполнения ремонтный работ астронавтам придется выполнить два выхода в открытый космос - сначала определяется местоположение пробоины и ее размеры, производится очистка поверхности, затем после подбора заплаты нужного размера выполняется сам ремонт. Поверх пробоины устанавливается диск-заплата, затем с помощью специального инжектора впрыскивается эпоксидный клей, который высыхает в течение 2-7 дней. Такая заплата должна простоять как минимум полгода, пока не будет произведен более серьезный ремонт (если потребуется).

Работы над этим ремонтным комплектом еще ведутся, но первый готовый образец должен быть доставлен на МКС в сентябре этого года. (www.avia.ru)

Группа энтузиастов ракетостроения готовится к первому космическому запуску

/InfoArt News Agency/

Группа ракетостроителей-энтузиастов JP Aerospace, насчитывающая в своих рядах около 70 человек собирается в ближайшие выходные (25-26 марта) произвести запуск ракеты весом 7,7 кг на высоту около 97 км. Напомним, что границей космоса считается высота порядка 92,5 км.

Сначала ракета будет поднята с помощью метеозондов на высоту около 30 км, это займет около полутора часов. Затем будет включен двигатель ракеты. В верхней точке своей траектории ракеты выпустит парашют и спустится обратно на землю. За полетом ракеты будет следить система глобального позиционирования GPS, которая и подтвердит, какой высоты достигла ракета. На метеозонде установлена камера, которая зафиксирует момент запуска ракеты.

Предыдущий запуск ракеты от JP Aerospace состоялся в мае 1999 г. Тогда ракета достигла высоты в 22 км, стартовав с воздушного шара на высоте около 8 км. Намечена уже и дата нового старта - июль 2000 г.

Следует отметить, что организация Space Frontier Foundation учредила приз в 250 тыс. дол. для той группы любителей, которая первой отправит груз весом 2 кг на высоту 200 км (срок окончания конкурса - 8 ноября 2000 г.). Группа JP Aerospace полна решимости выиграть этот приз. (www.avia.ru)

Открыт новый класс источников гамма-излучения

/InfoArt News Agency/

В последнем журнале Nature опубликована статья астрономов из космического центра им. Годдарда, в которой рассказывается об открытии нового класса объектов, которые непрерывно испускают гамма излучение. Авторы статьи исследовали 271 источник гамма-излучения, занесенный в каталог космического гамма-телескопа Compton Gamma Ray Observatory (CGRO).

Оказалось, что 170 из них не были идентифицированы. Половина из этих 170 источников расположены в плоскости галактики, поэтому их излучение на других длинах волн поглощается межзвездным газом и пылью. Другая половина из этих неидентифицированных гамма-источников является частью пояса Гулда - скопления звезд и газа, расположенного в радиусе около 950 световых лет от Солнца. Считается, что пояс Гулда - это то, что осталось от большого взрыва, произошедшего десятки миллионов лет назад. Все источники гамма-излучения нового класса расположены как раз в этом поясе.

В отличие от вспышек гамма-излучения, эти объекты излучают непрерывно, и астрономам пока не ясно как они это делают. (www.avia.ru)

NASA отрицает сокрытие информации о недостатках конструкции MARS POLAR LANDER

/InfoArt News Agency/

На днях по каналам информационного агентства UPI (United Press International) было распространено сообщение о том, что руководство NASA заранее знало о недостатках конструкции зонда Mars Polar Lander (MPL), но скрыло эту информацию от общественности. В итоге в декабре прошлого года во время посадки на Марс произошла авария, зонд был потерян и судьба его до сих пор неизвестна.

NASA опубликовало по этому поводу официальное опровержение. В этом заявлении говорится, что ни о каком сокрытии информации не может быть и речи, так как еще во время полета зонда MPL на пресс-конференции, состоявшейся 10 ноября прошлого года, представители NASA обсуждали 11 технических проблем, которые могут возникнуть в работе двигателя MPL. А затем все эти материалы были опубликованы на Internet-сайте NASA. (www.avia.ru)

Травма командира "шаттла" ATLANTIS не повлияет на дату запуска

/InfoArt News Agency/

Завтра 25 марта "шаттл" Atlantis планируется доставить из сборочного корпуса на стартовую площадку 39A космического центра им. Кеннеди. "Шаттл" вместе с внешним топливным баком и двумя твердотопливными ускорителями начнет путешествие длиной около 5 км в 7 утра по местному времени. На стартовую площадку "шаттлы" везут со скоростью около 1 км в час, поэтому Atlantis должен прибыть на место старта к полудню.

Напомним, что запуск "шаттла" Atlantis состоится не раньше 17 апреля. Он должен отправиться к Международной космической станции, где экипаж проведет необходимые регламентные и ремонтные работы.

На днях командир экипажа Джим Халселл во время тренировки на тренажере "шаттла" получил растяжение мышц в районе голеностопного сустава. Однако врачи говорят, что к моменту запуска Халселл будет в форме.

Следует отметить, что если кто-либо из экипажа заболеет и по состоянию здоровья не сможет лететь, то экспедиция будет отложена на несколько месяцев, так как сейчас в NASA не бывает дублеров (практика подготовки дублирующих экипажей существовала только на заре американской космонавтики во времена запусков кораблей Mercury, Gemini и Apollo). Поэтому астронавтам, уже назначенным в полет, запрещено заниматься всякими рискованными видами спорта, типа подводного плавания, катания на горных лыжах или фигурным пилотажем. За время существования "шаттлов" за нарушение этого запрета от полетов были отстранены несколько астронавтов.

Случаи переноса запусков из-за болезней членов экипажа также бывали. В 1990 г. запуск "шаттла" Atlantis с секретной миссией Пентагона был отложен на несколько дней отчасти из-за простуды командира экипажа Джон Крейтон (John O. Creighton). (www.avia.ru)

Гарантийный срок эксплуатации российской космической станции "МИР" заканчивается в январе 2001 г.

/ПРАЙМ-ТАСС/

Гарантийный срок эксплуатации российской космической станции "Мир" заканчивается в январе 2001 г, и для продления сроков ее нахождения на орбите требуется чрезвычайно дорогостоящая экспертиза. Об этом сообщил в интервью ИТАР-ТАСС руководитель департамента по связям с общественностью космического научно-производственного центра им. М.В.Хруничева Сергей Жильцов. Вместе со своими коллегами он представляет российское предприятие на крупной международной выставке, открывшейся в японской столице.

По его словам, первоначально станция была рассчитана на 3-летнюю космическую вахту, но затем на основе постоянного анализа состояния ее основных узлов центр им. М.Хруничева как производитель несколько раз принимал решение о продлении гарантийных сроков эксплуатации. Последний из них истекает менее, чем через год, а никаких повторных проверок до сих не проводилось, отметил он. Даже если такое решение и будет принято, продолжал С.Жильцов, то для новой экспертизы потребуется достаточно длительное время, а главное - большие финансовый затраты, так как необходимо, в том числе, доставить с орбиты образцы обшивки станции и другие материалы.

Однако такие "капиталовложения", считает С.Жильцов, вряд ли оправданы. "Мир" в принципе выполнил свою роль, и ввод в строй новой Международной космической станции полностью покроет потребности России в проведении научных и прочих работ на околоземной орбите. "Сегодня станция "Мир" является для многих неким символом наших достижений, - отметил он, - но символ этот слишком дорого обходится". (www.avia.ru)

23.03.2000 г.
   "Шаттл" ATLANTIS готовится к установке на стартовой площадке

/InfoArt News Agency/

"Шаттл" Atlantis проходит последние приготовления перед установкой на стартовой площадке. В прошедшие выходные в сборочном корпусе он был соединен с внешним топливным баком и двумя твердотопливными ракетными ускорителями. С "шаттла" был снят один из трех основных двигателей, в котором были обнаружены потенциально дефектные соединения в топливном турбонасосе. Этот двигатель располагался под вертикальным стабилизатором. Вчера на "шаттл" должны были установить новый двигатель. А в субботу 25 февраля Atlantis будет отбуксирован на стартовую площадку.

Экипаж готовится к запуску 17 апреля, но, возможно, он будет отложен на день, чтобы сократить время полета к МКС. В составе экипажа 7 человек: командир Джим Халселл (Jim Halsell), штурман Скотт Горовиц (Scott Horowitz), специалисты Мари-Эллен Вебер (Mary Ellen Weber), Джефф Уильямс (Jeff Williams), Джим Восс (Jim Voss), Сьюзен Хелмс (Susan Helms) и российский космонавт Юрий Усачев. (www.avia.ru)

Ракета ARIANE 5 вывела в космос два спутника связи

/InfoArt News Agency/

21 марта в 23 часа 28 мин по Гринвичу (22 марта 2 часа 28 мин мск) с космодрома Куру во Французской Гвиане стартовала ракета Ariane 5 с двумя коммуникационными спутниками на борту. Запуск был задержан более чем на полчаса из-за трех проблем сразу - неблагоприятных погодных условий, неполадок на стартовой площадке и с одним из спутников.

Через полтора часа после запуска ракета Ariane 5 успешно вывела спутники AsiaStar и Insat 3B на геосинхронную переходную орбиту.

Спутник AsiaStar был построен компанией Matra Marconi, он принадлежит американской компании WorldSpace. Этот спутник будет обеспечивать работу служб аудио- и видео-вещания на территории Азии. На орбите уже находится принадлежащий WorldSpace другой спутник этой же серии - AfriStar, который обслуживает территорию Африки.

Спутник связи Insat 3B принадлежит Индийскому космическому агентству Indian Space Research Organization (ISRO). Это первый спутник в серии спутников Insat третьего поколения, он будет обеспечивать работу служб бизнес-связи и мобильной сотовой связи почти на всей территории Индии.

Это был пятый запуск ракеты Ariane 5. Из пяти запусков один был неудачным - первый, который состоялся в июне 1996. (www.avia.ru)

22.03.2000 г.
   NASA знало о провале миссии MARS POLAR LANDER еще до старта

/LENTA.RU/

Потеря космического зонда Mars Polar Lander, посланного на Марс в прошлом году США, не стала неожиданностью для американского космического агентства NASA, обнаружила комиссия по расследованию причин и обстоятельств гибели аппарата. Напомним, что зонд, посланный на Марс, исчез с телеэкроанов за несколько мгновений до его запланированного приземления на поверхность планеты.

По согласно данным комиссии, причиной провала миссии Mars Polar Lander стала техническая неисправность, о которой специалистам NASA было известно еще до запуска зонда. Эксперты знали, что двигатели для приземления не прошли надлежащих испытаний и могут не сработать, однако решили не заменять оборудование перед стартом.

Скандал, вызванный обнародованием этих фактов, сопоставим лишь со скандалом, возникшим после взрыва на космическом корабле Challenger в 1986 году, сказал журналистам ВВС глава NASA Дан Гольдин. Доклад о результатах расследования комиссии направлен в Белый дом. (www.avia.ru)

ALCATEL SPACE подписывает контракт на строительство глобальной спутниковой телевизионной сети

/InfoArt News Agency/

Компания Alcatel Space объявила о подписании соглашения с американской компанией AirTV Holdings о создании спутниковой системы для глобальной телевизионной вещательной сети. По условиям контракта, компания Alcatel Space как генеральный подрядчик выполнит проектирование системы, обеспечит поставку четырех мощных геостационарных спутников, систем телеметрии и всего необходимого оборудования, необходимого для слежения за спутниками и обеспечения работы всей системы. Пока, правда, неизвестно, ракеты какой компании будут выводить эти спутники на орбиту.

Спутники должны будут обеспечить передачу до 40 каналов прямого телевизионного вещания и до 300 аудиоканалов, что позволит передавать репортажи одновременно на нескольких языках. Сборка спутников, каждый из которых весит около 3800 кг, будет осуществляться на заводах Alcatel Space в Каннах и Тулузе (Франция). На каждом спутнике будет установлено 4 мощных ретранслятора S-диапазона. Они рассчитаны на работу в течение 12 лет. (www.avia.ru)

Компания BOEING отрыла новый завод по производству двигателей для ракет DELTA 4

/InfoArt News Agency/

На прошлой неделе компания Boeing открыла в Хэнкок-каунти (шт. Миссисипи) завод по производству 40 ракетных двигателей RS-68 в год. RS-68 - это самый большой жидкотопливный двигатель, разработанный ракетным подразделением Boeing. Эти двигатели будут устанавливаться на ракеты Delta 4, которые предназначаются для запуска спутников различного назначения. Полигон для испытания ракетных двигателей расположен в трех километрах от завода, это обстоятельство и определило место его строительства. (www.avia.ru)

Камера на ракете DELTA 2 зафиксировала отделение спутников GLOBALSTAR

/InfoArt News Agency/

Семь ракет Delta 2 вывели в космос 28 спутников системы связи Globalstar, в состав которой входит в общей сложности 52 спутника. Спутники запускались партиями по 4 штуки. Уже в течение нескольких лет компания Boeing устанавливает на свои ракеты Delta 2 видеокамеры. Недавно были опубликованы снимки, сделанные этой камерой во время запуска последних четырех спутников Globalstar 8 февраля этого года.

Камера была смонтирована на мачте, к которой крепились все 4 спутника. Она зафиксировала отделение каждого из них, но на этом снимке показан только один отделившийся спутник. Его отделение произошло над южной Австралией на высоте около 900 км над землей. (www.avia.ru)

Корабль X-38, возможно, будет использоваться при строительстве МКС

/InfoArt News Agency/

Сейчас космическое агентство NASA рассматривает различные варианты доставки астронавтов на Международную космическую станцию и эвакуации экипажей с нее. Окончательное решение относительно выбора корабля многоразового использования для этих целей будет принято только в 2002 г.

Одним из кандидатов на роль такого челнока является экспериментальный корабль X-38, который сейчас проходит серию испытаний на падение с самолета. А в 2002 г. планируется провести аналогичные испытания с участием уже не самолета, а "шаттла". Европейское космическое агентство также проявляет к X-38 определенный интерес, уже рассматривается возможность модифицированной его версии на ракете Ariane 5. Общая стоимость работ по проекту X-38 с учетом строительства нескольких кораблей многоразового использования оценивается в 1 млрд. дол. (www.avia.ru)

На станции "МИР" вновь включен бортовой компьютер

/InfoArt News Agency/

В понедельник 20 марта из центра управления полетом была дана команда на включение основного бортового компьютера на орбитальной станции "Мир". Таким образом, началась подготовка к приему на станции космонавтов. Напомним, что последний раз бортовой компьютер "Мира" включался в декабре. Тогда в течение трех дней производилась проверка работоспособности систем станции. Все тесты были выполнены успешно, и 9 декабря бортовой компьютер станции "Мир" был снова выключен, и станция опять начала медленное вращение в пространстве.

Запуск корабля с экипажем запланирован на 4 апреля. На "Мир" отправятся Сергей Залетин и Александр Калери. Предполагается, что они пробудут на станции 45 дней. (www.avia.ru)

21.03.2000 г.
   Начались исследования фрагментов метеорита, взорвавшегося в небе над Юконом

/InfoArt News Agency/

В январе 2000 г. в Канаде над Юконом взорвался метеорит. Для поиска осколков этого метеорита были организованы специальные поисковые работы. Исследования метеорита, возраст которого, по мнению специалистов, составляет 4,5 млрд. лет, могут помочь определить в каких условиях происходило образование нашей солнечной системы.

Этот метеорит состоит из углеродистого хондрита, к такому типу относятся только 2% метеоритов, хотя астероиды из этого материала встречаются довольно часто. Оскольки этого метеорита упали в заснеженной местности в холодное время года, что позволило им сохраниться в "первозданном" виде. Более того, нашедший эти фрагменты местный житель, который пожелал остаться неизвестным, поместил их в чистые пластиковые пакеты и хранил их при минусовой температуре. Таким образом, фрагменты метеорита не были загрязнены никакими посторонними веществами.

Вообще было найдено около 1 кг метеоритных осколков. Канадские власти половину из них передали специалистам NASA из космического центра им. Джонсона для исследований. Пока получены только предварительные результаты. Специалисты считают, что диаметр метеорита изначально составлял около 15 м. (www.avia.ru)

Астрономы заглянули на противоположную сторону Солнца

/InfoArt News Agency/

Группа астрономов, ведущих исследования нашего Солнца, опубликовала сообщение о том, что им удалось разработать метод, позволяющий заглянуть на противоположную от нас сторону Солнца. Для этого было использовано оборудование, установленное на зонде SOHO, располагающегося между Землей и Солнцем и ведущего наблюдения за нашим светилом.

С помощью доплеровского устройства формирования изображения на базе интерферометра Майкельсона (Michelson Doppler Imager, MDI) были проведены измерения периодических перемещений изображения в миллионе точек на поверхности Солнца. Астрономы Чарльз Линдсей (Charles Lindsey) и Дуглас Браун (Douglas Braun) считают, что эти перемещения вызываются звуковыми волнами, распространяющимися с противоположной стороны Солнца, и порождаемых различными процессами на ней, в том числе протуберанцами. На основе анализа информации, полученной с помощью доплеровского интерферометра MDI 28-29 марта 1998 г., Линдсей и Браун смогли определить расположение и форму солнечного пятна, которое с помощью наземных телескопов стало видно только через 10 дней. Таким образом астрономы надеются предсказывать вспышки на Солнце до того как они начнут действовать на магнитосферу Земли. (www.avia.ru)

В окрестностях Ио обнаружены необычные сернистые соединения

/InfoArt News Agency/

Когда исследовательский зонд Galileo в октябре прошлого года пролетал над поверхностью Ио (один из спутников Юпитера, знаменитый своей бурной вулканической деятельностью), он произвел измерения состава кольца из заряженных частиц, которое окружает этот спутник. Это кольцо располагается на расстоянии около 32 тыс. км от поверхности Ио. Результаты этих измерений оказались довольно неожиданными. Как оказалось в этом кольце присутствует довольно много моноксида серы - вещества, которого очень мало на самом Ио. На поверхности Ио в составе лавы, вытекающей из вулканов, доминирует двуокись серы. Кроме того, когда Galileo пролетал мимо Ио в 1995 г. плазменные детекторы зафиксировали в кольце вокруг этого спутника большое количество именно двуокиси серы.

Таким образом, специалистам предется пересмотреть свои теории относительно протекания процессов на Ио. Уже высказываются предположения, что изменения состава тора из заряженных частиц вокруг Ио происходят периодически под действием магнитного поля Юпитера. Однако всем уже ясно, что для разрешения этой загадки требуются дальнейшие наблюдения. (www.avia.ru)

Идет подготовка к очередным испытаниям корабля X-38

/InfoArt News Agency/

В конце февраля в пустыне Мойяве в Калифорнии из-за неблагоприятных погодных условий и проблем со связью не удалось провести серию испытаний экспериментального корабля многоразового использования X-38. Поэтому испытания было решено перенести на 29-30 марта. Во время этих испытаний X-38 должны "сбросить" с самолета, после чего должен открыться параплан. Испытания должны смоделировать условия, аналогичные тем, которые бывают при раскрытии на спускаемом аппарате тормозного парашюта. На 5 апреля запланированы еще одни испытания параплана, специально изготовленного для X-38. Для этого корабля многоразового использования был создан самый большой в мире параплан - его площадь составляет около 700 кв. м. А сам корабль X-38 предполагается использовать как спасательный корабль для экипажа Международной космической станции. Он рассчитан на 6 астронавтов. По проекту X-38 должен производить посадку в автоматическом режиме без участия астронавтов и без помощь наземных станций управления. (www.avia.ru)

Новый разгонный блок "ФРЕГАТ" вывел на заданную орбиту макет спутника

/InfoArt News Agency/

21 марта состоялся второй и последний испытательный запуск нового разгонного блока "Фрегат". Разработчиком этого блока является НПО им. Лавочкина. Ракета "Союз" с разгонным блоком "Фрегат" стартовала с космодрома Байконур в 21 час 28 минут по московскому времени. На блоке "Фрегат" был установлен макет полезной нагрузки общим весом 2270 кг.

Первое включение двигателя блока было произведено через 10 минут после запуска, двигатель работал в течение 3 минут. В результате этого маневра макет полезной нагрузки, имитирующий 2 спутника Cluster, был выведен на начальную низкую круговую орбиту. В 22 часа 46 мин мск двигатель "Фрегата" был включен еще раз. Он работал в течение 8 минут и вывел макет на эллиптическую орбиту высотой около 18 тыс. км. Приблизительно в 23 часа мск была произведена имитация отделения полезной нагрузки от разгонного блока. Все операции с маневрированием на орбите прошли успешно. Реальное отделение макета от блока "Фрегат" программой полета не предусматривалось.

Таким образом, была проведена репетиция первого коммерческого полета блока "Фрегат" - в июне этого года он должен вывести в космос первую пару европейских научных спутника Cluster. Затем в июле должен состояться еще один запуск третьего и четвертого спутника Cluster.

Свой первый полет блок "Фрегат" совершил 9 февраля этого года. Тогда программа полета блока была выполнена успешно. Блок и испытательный макет совершили посадку на территории Казахстана. Макет через неделю нашли, а сам блок "Фрегат" затерялся в заснеженных степях, и пока он не найден (по всей видимости, придется дожидаться, когда сойдет снег). Ну а второй блок "Фрегат" после завершения программы полета был утоплен в Тихом океане. (www.avia.ru)

20.03.2000 г.
   Китайское космическое агентство переходит на ОС TURBOLINUX

/InfoArt News Agency/

Компания TurboLinux, занимающаяся разработкой и дистрибуцией ОС Linux, объявила о заключении соглашения с китайской аэрокосмической корпорацией China Aerospace Corporation о разработке специальной версии операционной системы TurboLinux под названием Space Linux. Как сообщается, эта ОС, начиная с третьего квартала 2000 г., будет использоваться при разработке и реализации ряда проектов в аэрокосмической индустрии. В работах по адаптации ОС TurboLinux для китайской космической промышленности примет участие местный системный интегратор компания Huadi. (www.avia.ru)

Спутники системы IRIDIUM будут сведены с орбиты

/InfoArt News Agency/

Пятница 17 марта 2000 г. была последним днем существования компании Iridium, которой принадлежит (теперь уже принадлежала) одноименная система спутниковой телефонной связи Iridium. Компания находилась в процедуре банкротства с августа прошлого года. По постановлению суда, компания должна была найти покупателя или инвестора до 15 марта. Достойных покупателей и инвесторов не нашлось. 17 марта состоялись последние судебные слушания, на которых представители Iridium объявили о закрытии компании и ликвидации ее имущества, которая предполагает спуск с орбиты всех 66 спутников. Сейчас Iridium ведет переговоры с NASA об организации контроля за спутниками, но чем они закончатся пока неясно, так как в бюджете NASA денег на подобные работы не предусмотрено.

Спутниковые телефоны Iridium должны были прекратить работу в 23 часа 59 минут 17 марта, но компания Motorola, которая является одним из акционеров Iridium и занимается обслуживанием ее спутников, собиралась продлить работу телефонной службы в течение неназванного "ограниченного времени", чтобы не остались без связи с миром те клиенты Iridium, которые находятся в отдаленных местах. Во всяком случае, североамериканское дочернее предприятие Iridium собиралось продолжить свою работу.

Компания Motorola займется и спуском с орбиты спутников Iridium. Предполагается, что работа по подготовке этой процедуры начнется в ближайшие две недели. Непосредственный спуск спутников начнется месяцев через девять, за это время будет написано соответствующее программное обеспечение для бортовых компьютеров спутников. Затем спутникам будет дана команда на включение двигателей для постепенного снижения орбиты. В конце концов, все они должны сгореть в верхних слоях атмосферы. На уничтожение всех спутников уйдет около двух лет. Стоимость этой процедуры, как предполагается, составит от 30 до 50 млн дол. Скорее всего, ее оплатит компания Motorola. (www.avia.ru)

Запуск "шаттла" ATLANTIS отложен до 17 апреля

/InfoArt News Agency/

Раньше в планах NASA относительно запуска "шаттла" Atlantis указывалось, что он состоится не раньше 13 апреля. Две недели назад на "шаттле" была сломана антенна-тарелка, потом было принято решение о замене одного из основных двигателей. Все это привело к тому, что старт решено было отложить на 4 дня. Теперь, согласно официально информации NASA, запуск запланирован на 17 апреля в 19 часов 03 мин местного времени космодрома на мысе Канаверал (18 апреля 2 часа 03 мин мск).

Замена двигателя будет произведена в сборочном корпусе на этой неделе после того, как "шаттл" будет соединен с внешним топливным баком и двумя ускорителями. Ну а поврежденная антенна уже отремонтирована.

"Шаттл" Atlantis миссии STS-101 отправится к Международной космической станции, где его экипаж проведет необходимые ремонтные и регламентные работы. (www.avia.ru)

Запуск ракеты "ПРОТОН" переносится как минимум на 10 дней

/InfoArt News Agency/

6 апреля планировалось произвести очередной запуск с Байконура ракеты "Протон". Она должна вывести в космос телекоммуникационный спутник Sesat, принадлежащий международной компании спутниковой связи Eutelsat. Однако руководство космического Центра имени М.В.Хруничева, производящего эти ракеты, решило заменить предназначенную для этого старта ракету на новую. Таким образом, запуск "Протона" будет перенесен на 16-18 апреля.

Такое решение было принято в связи с тем, что при сборке ракеты на одном из двигателей третьей ступени, возможно, оказался не закреплен один из 12 болтов крышки подшипника турбонасосного агрегата. Во время расследования причин последней аварии "Протона" был обнаружен именно этот дефект, а завинчивали эти болты те же люди. Поэтому решено не рисковать, так как проверить крепление этих болтов на готовой ракете, которая находится в монтажном корпусе на космодроме, уже не представляется возможным. (www.avia.ru)

17.03.2000 г.
   Предстоит замена двигателя "шаттла" ATLANTIS

/InfoArt News Agency/

До сих пор датой старта "шаттла" Atlantis называлось 13 апреля, но, скорее всего, запуск будет отложен на несколько дней. Специалисты NASA пришли к выводу о необходимости замены одного из трех основных двигателей "шаттла". Такое решение было принято после того, как в этом двигателе обнаружили потенциально дефектные изоляционные уплотнители. Исследование двигателя было начато после экспедиции "шаттла" Discovery в декабре прошлого года, когда в двигателе Discovery был обнаружен один такой дефектный уплотнитель. В процессе исследования выяснилось, что эти уплотнители имеют изначально неудачную конструкцию, и они были запрещены к использованию на "шаттлах". По заявлению руководителей проекта, замена двигателя займет коло 3 дней. Эта работа может быть выполнена после перемещения "шаттла" в сборочный корпус или после установки его на стартовой площадке в конце марта.

Это уже второй ремонт "шаттла" за последнее время. На прошлой неделе техники по неосторожности сломали антенну-тарелку на внешней поверхности "шаттла". (www.avia.ru)

Начинается расследование причин аварии ракеты при запуске по программе "МОРСКОЙ СТАРТ"

/InfoArt News Agency/

Производитель ракет "Зенит" украинская компания КБ "Южное" заявила о том, что в недавней аварии при запуске с плавучей платформы Odyssey сама ракета-носитель не виновата. Во время этого неудачного старта был потерян коммуникационный спутник, принадлежащий компании ICO Global Communications.

По заявлению представителя КБ "Южное", неполадки возникли в компьютерной системе, управляющей работой ракеты. Производителем этой компьютерной системы является РКК "Энергия". По версии украинской стороны, компьютер не выдал правильные команды двигателю во время подготовки к запуску, что привело к тому, что двигатель отключился через 8 минут полета.

Российская корпорация "Энергия" отрицает, что причиной аварии были неполадки в ее компьютерной системе. Для выяснения всех обстоятельств создана специальная совместная комиссия. (www.avia.ru)

Завершены производственные испытания спутников CLUSTER 2

/InfoArt News Agency/

Только что на заводе в Германии завершились производственные испытания четвертого и последнего спутника из серии Cluster 2. Это научные спутники, предназначенные для исследования влияния Солнца на атмосферу и магнитосферу Земли, а также на жизнь на Земле. Финансированием проекта занимается Европейское космическое агентство.

Теперь все четыре спутника Cluster 2 готовы к отправке на космодром Байконур. В начале апреля они попарно будут отправлены на российском самолете сначала в Москву, а потом в Казахстан. Запуск первой пары спутников должен состояться в середине июня. (www.avia.ru)

На станцию "МИР" полетит экипаж из двух человек

/InfoArt News Agency/

РКК "Энергия", которая занимается обслуживанием орбитальной станции "Мир", представила вчера на совещании в Росавиакосмосе очередной экипаж, отправляющийся на станцию. Предполагается, что запуск состоится 4 апреля. Экипаж, который проведет на станции 45 дней, состоит из двух человек - командира Сергея Залетина и бортинженера Александра Калери. Актер Владимир Стеклов, который прошел полный цикл подготовки для полета на станцию "Мир", в состав экипажа не включен. Как сообщается, причина этого в невыполнении некоторых условий контракта со стороны продюсеров фильма "Последнее путешествие", фрагменты которого предполагалось снять на станции "Мир" с участием Владимира Стеклова. О сумме, которая должна была быть внесена для полета на станцию "Мир" Владимира Стеклова не сообщается, но известно, что во время прошлых экспедиций на станцию астронавтов из других стран она составляла как минимум 10 млн дол.

Следующий полет на "Мир" запланирован на сентябрь этого года, предполагается, что в состав экипажа будет включен космический турист. (www.avia.ru)

Планы российских космических запусков в 2000 г.

/InfoArt News Agency/

В Росавиакосмосе вчера состоялась научная сессия Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского, где было рассказано о планах космических запусков в России на этот год. За первые два с половиной месяца 2000 г. в России был произведен запуск четырех орбитальных спутников. За оставшееся до конца года время планируется запустить еще 18 научных и социально значимых аппаратов и 22 коммерческих спутника.

Наверное, ни для кого не секрет, что число космических запусков в России из года в год снижается. Сокращается и число российских спутников на околоземных орбитах. США имели на орбите в 1998 г. 320 космических кораблей, а в 1999 г. их было уже 387. Число же российских спутников за это время сократилось со 170 до 111.

На этот год в бюджете России на нужды космонавтики выделено 112 млн дол., за запуски и обслуживание зарубежных коммерческих спутников российская космонавтика получит еще около 620 млн дол. Итого - 732 млн. дол. Напомним, что бюджет NASA составляет около 13 млрд. дол. (www.avia.ru)

16.03.2000 г.
   Возможно, на станцию "МИР" отправится китайский космонавт

/InfoArt News Agency/

Вокруг космической программы ходит множество слухов. Теперь появились сообщения о том, что Китай рассматривает возможность запуска пилотируемого космического корабля, который пристыкуется к орбитальной станции "Мир". Переговоры о сотрудничестве в области космических исследований между Россией и Китаем должны пройти в конце марта или начале апреля. Как сообщается, в результате этих переговоров может быть подписано соответствующее соглашение.

В марте директор "Росавиакосмоса" Юрий Коптев вместе с вице-премьером Ильей Клебановым ездили в Пекин, где после переговоров с китайской стороной было объявлено, что и Россия и Китай заинтересованы в сотрудничестве в области освоения космоса.

В прошлом году Китай произвел успешный запуск непилотируемого космического корабля, конструкция которого предусматривает размещения там космонавтов. И хотя китайские официальные лица отрицали причастность России к этому проекту, фотографии корабля доказывали обратное, особенно спускаемый модуль был очень похож на российский.

Как сообщается, Китай уже вел переговоры с Россией относительно покупки российского стыковочного оборудования и обращался к российской стороне с просьбой разрешить стыковку китайского корабля со станцией "Мир". Китай также высказывал намерения построить собственную орбитальную станцию, для которой понадобится стыковочная система. На самостоятельную разработку этого оборудования могут уйти годы, поэтому, скорее всего, Китай предпочтет купить его у России.

Во всяком случае, NASA уже купило у России систему стыковки для "шаттла" и Международной космической станции. По заявлению российских специалистов, это позволило NASA на несколько лет сократить срок строительства МКС. (www.avia.ru)

Исследовательский зонд NEAR переименован в честь астронома Шумейкера

/InfoArt News Agency/

Принадлежащий NASA исследовательский зонд NEAR вот уже месяц вращается вкруг астероида Eros. А в это время на Земле было принято решение о его переименовании в честь легендарного астрогеолога Юджина Шумейкера (Eugene Shoemaker). Теперь вместо NEAR зонд будет называться NEAR Shoemaker.

Еще в 50-х годах Шумейкер исследовал кратер в Аризоне. Он доказал, что этот катер был образован в результате удара о землю крупного метеорита, а не в результате вулканического извержения. В 1993 г. Шумейкер открыл комету, которой было присвоено название Shoemaker-Levy 9. Через год после своего открытия эта комета столкнулась с Юпитером. Шумейкер погиб в июле 1997 г. в автомобильной катастрофе.

Зонд NEAR Shoemaker сейчас находится на круговой орбите вокруг астероида Эрос, ее радиус составляет около 200 км. На этой орбите NEAR останется до начала апреля, когда он перейдет на орбиту с радиусом 100 км, а затем в мае - на орбиту высотой 50 км. (www.avia.ru)

Планы NASA по расширению программы миссии зонда GALILEO

/InfoArt News Agency/

Руководители проекта Galileo обнародовали официальные планы по расширению программы полета зонда Galileo на ближайший год. Зонду предстоит совершить два облета спутника Юпитера Ганимед и провести совместные вместе с зондом Cassini наблюдения Юпитера.

Вообще, год для Galileo будет спокойным. Первый облет Ганимед должен состояться 20 мая, а второй - 28 декабря. Между этими событиями ничего примечательного не намечается. С 28 декабря Galileo начнет совместные с Cassini наблюдения Юпитера. Cassini же должен будет 30 декабря выполнить маневр по изменению своей траектории с использованием гравитационного поля Юпитера, после чего он направится к Сатурну. Совместные наблюдения Galileo и Cassini будут сосредоточены на исследовании магнитного поля Юпитера.

Пока окончание миссии зонда Galileo намечено на апрель 2001 г. К этому времени он должен передать на Землю всю записанную им во время новогодних наблюдений информацию. Возможно, после апреля 2001 г. программа исследований вновь будет продолжена, и тогда Galileo совершит дополнительные облеты Ио и Калисто, но это будет зависеть от состояния самого корабля и финансирования проекта.

Руководители проекта также подтвердили появившиеся ранее сообщения о том, что рассматривается вопрос о "способе" окончания миссии Galileo. Скорее всего, он будет разбит о поверхность Ио или направлен в атмосферу Юпитера. Такой конец позволит избежать столкновения и, следовательно, заражения земными бактериями другого спутника Юпитера - Европы, на котором, возможно, существует жизнь. (www.avia.ru)

Астроном-любитель зафиксировал вспышку гамма-излучения

/InfoArt News Agency/

Впервые за всю историю существования гамма-астрономии, зафиксировать гамма-вспышку смог астроном-любитель, который пользовался старым 40-летним телескопом и самодельной ПЗС-камерой. Он сфотографировал послесвечение дальней гамма вспышки, которая произошла на расстоянии миллиардов световых лет от Земли.

Эту же гамма-вспышку 1 марта 2000 г. сфотографировали также космические корабли NEAR и Ulysses, и эта вспышка получила название GRB000301C. Однако точные ее координаты были получены только благодаря астроному-любителю Биллу Акуино (Bill Aquino) из Буффало. Вспышка произошла в окрестностях созвездия Геркулес. Сначала она была зафиксирована телескопом обсерватории ВМС США, и информация об этом была опубликована в дискуссионном форуме Американской ассоциации наблюдателей переменных звезд. После этого группа астрономов-любителей направили клубный 30-см телескоп в указанную точку неба. Затем полученные изображения были откалиброваны, и оказалось, что это вспышка 20-й величины, а размер ее составляет 7 угловых секунд. (www.avia.ru)

Космический телескоп XMM сфотографировал источник рентгеновского излучения EXO 0748-676

/InfoArt News Agency/

Во время проведения калибровки аппаратуры космический рентгеновский телескоп XMM был направлен в сторону галактики Большое Магелланово Облако, где в свое время первый европейский космический рентгеновский телескоп Exosat обнаружил источник рентгеновского излучения, впоследствии получивший название EXO 0748-676. Телескоп Exosat работа с мая 1983 г. до апреля 1986 г. За это время были проведены 1780 наблюдений многих астрономических объектов в рентгеновском диапазоне длин волн.

Источник EXO 0748-676 представляет собой двойную звезду. Эти две звезды вращаются вокруг общего центра масс, и период этого вращения составляет 3,8 часа. Одна из этих звезд - нейтронная. Ее диаметр - около 20 км, плотность ее так велика, что чайная ложка ее вещества весит около 100 млн тонн. Вторая звезда - обычная, похожая на наше Солнце, но она имеет яйцевидную форму из-за сильного гравитационного поля нейтронной звезды. Из-за этого же мощного гравитационного поля газ с нормальной звезды утекает к нейтронной звезде через гигантский вихревой акреционный диск. Когда этот газ закручивается по спирали в акреционном диске и падает на нейтронную звезду его температура достигает нескольких миллионов градусов, что достаточно для испускания рентгеновского излучения.

Рентгеновский источник EXO 0748-676 характерен еще и тем, что каждые 3,8 часа в течение 8 минут он практически пропадает - в это время нормальная звезда закрывает собой нейтронную. В этот период времени интенсивность излучения EXO 0748-676 составляет 5% от обычной. Астрономы полагают, что эти 5% излучения приходят от гигантской короны, окружающей нейтронную звезду. Эта корона аналогична солнечной, но она намного горячее и интенсивнее.

В излучении EXO 0748-676 наблюдаются также нерегулярные провалы, которые связаны с тем, что газ во внешних областях акреционного диска время от времени блокирует прохождение рентгеновского излучения с определенной длиной волны. Исследование этих провалов позволило определить структуру акреционного диска, тип и температуру газа, направляющегося к нейтронной звезде. Наконец, в рентгеновском излучении EXO 0748-676 время от времени наблюдаются вспышки, которые длятся около минуты. (www.avia.ru)

15.03.2000 г.
   Во время испытаний двигателя для X-33 произошло его досрочное отключение

/InfoArt News Agency/

3 февраля началась серия из 14 испытательных включений нового двигателя XRS-2200, предназначенного для экспериментального корабля многоразового использования X-33. Двигатель XRS-2200 был разработан и построен компанией Boeing Rocketdyne Propulsion & Power.

9 марта во время десятого включения двигатель должен был работать в течение 220 секунд. Однако он отключился через 75 секунд. Специалисты космического центра им. Стенниса, где проходят испытания, считают, что причиной досрочного выключения двигателя был сбой в программном обеспечении, управляющем подачей топлива и смешиванием его компонентов. Предварительные исследования двигателя показали, что никаких заметных повреждений в нем нет. В рабочеспособном состоянии находится и все остальное оборудование, используемое во время испытаний. Все 9 предыдущих включений двигателя прошли без сбоев. Очередные испытания решено провести на будущей неделе, причем будут повторены все условия последнего эксперимента, чтобы выяснить был ли случайным этот сбой. (www.avia.ru)

Запуск спутника IMAGE намечен на 25 марта

/InfoArt News Agency/

Согласно первоначальным планам запуск спутника IMAGE (Imager for Magnetopause-to-Aurora Global Exploration) должен был состояться 15 марта. Однако за две недели до предполагаемого старта было объявлено, что он откладывается из-за проблем с системой электроснабжения спутника. Инженеры исследовали работу преобразователя мощности, аналог которого сбоил во время наземных испытаний в условиях вакуума и высоких температур. После недели тестирования этого преобразователя руководители проекта решили, что он достаточно надежен и необходимости в его замене нет.

Теперь назначена новая дата старта - ракета Delta 2 со спутником IMAGE на борту должна оторваться от земли 25 марта в 20 часов 34 мин по Гринвичу (23 часа 34 мин мск). Запуск состоится с космодрома на базе ВВС США Ванденберг в Калифорнии. Длительность окна запуска - 8 минут. (www.avia.ru)

Северная и южная полярные шапки Марса "глазами" MARS GLOBAL SURVEYOR

/InfoArt News Agency/

Космический зонд Mars Global Surveyor (MGS), который ведет исследования Марса, находясь на его орбите, сфотографировал поверхность этой планеты в районах северного и южного полюса. На фотографиях видно, что структуры поверхности ледовых полярных шапок Марса очень сильно отличаются. Поверхность северной полярной шапки относительно плоская и изрыта мелкими впадинами, тогда как на южном полюсе наблюдается совсем другая картина - большие углубления, котловины и плоские холмы.

Южная полярная область Марса является уникальной для солнечной системы. Специалисты полагают, что это объясняется тем, что часть южной полярной шапки не тает круглый год. Она состоит главным образом из замерзшего углекислого газа, то есть так называемого "сухого льда". Ну а постоянная часть серверной полярной шапки состоит главным образом из обычного "водяного" льда. Такая разительная разница между южной и северной полярными шапками Марса может объясняться длительными (тысячи или даже миллионы лет) различиями в климатических условиях.

Известно, что южная полярная шапка состоит из замерзшей углекислоты, но пока никто не знает, какова толщина слоя этого сухого льда, несколько метров или 2-3 км. Полученные изображения могут помочь в разрешении этой загадки. (www.avia.ru)

Составлена первая карта "темной материи" во Вселенной

/InfoArt News Agency/

Международная команда астрономов составила первую карту гигантских сложных нитевидных структур так называемой "темной материи", в которых содержится 90% массы вещества во Вселенной. Для составления этой карты были взяты изображения 200 тысяч галактик, расположенных в секторе неба размером два на два градуса. Все эти изображения были сделаны с помощью широкоугольной камеры, установленной на 3,6-метровом телескопе CFHT, расположенном на горе Мауна-Ки на Гавайях.

Полученная информация анализировалась в компьютерном центре TERAPIX в Париже, где специальная программа искала малейшие искажения в формах галактик. Эти искажения, называемые космическим астигматизмом, вызываются гравитационными линзами. Эти гравитационные линзы приводят к изгибу световых лучей при прохождении мимо скоплений темной материи на пути между галактикой и Землей.

Эта карта не дает никакой информации о составе темной материи, но может помочь астрономам лучше понять природу Вселенной, в том числе и то, почему так много галактик сгруппировались в гигантские "слои" и "нити", между которыми располагаются "пустые" области, в которых нет видимых галактик. (www.avia.ru)

Европейское космическое агентство выбрало 6 проектов для будущих научных космических миссий

/InfoArt News Agency/

Европейское космическое агентство отобрало для дальнейших исследований 6 проектов из предложенных вариантов будущих научных космических миссий. Это недорогие проекты, стоимость которых не должна превышать 176 млн евро (169 млн дол.). Их реализация запланирована в период с 2005 по 2009 г.

Первый из предложенных шести проектов называется Solar Orbiter. Этот космический корабль будет вести исследования Солнца с расстояния 30 млн км, то есть он будет располагаться существенно ближе к Солнцу, чем Меркурий (58,5 млн км).

Вторая миссия - MASTER, она предусматривает полет к Марсу для исследования этой планеты и нескольких астероидов из основного пояса астероидов. Космический корабль будет создан на базе зонда Mars Express, запуск которого намечен на 2003 г.

Два других проекта предназначены для фундаментальных научных исследований: HYPER предполагает создание и испытание нового сверхточного "атомного гироскопа"; а установка CASIMIR будет искать доказательства существования короткоживущих частиц в вакууме (этот эксперимент с двумя сверхпроводящими пластинами был предложен полвека назад голландским физиком Хендриком Казимиром (Hendrik Casimir)).

Пятый проект - STORMS - предусматривает исследование "кольцевых токов" заряженных частиц, имеющих место в некоторых областях над экватором. Интенсивность этих токов сильно зависит от солнечной активности. Ну и заключительных проект Eddington предполагает использование на космическом корабле метрового телескопа для исследования колебаний на поверхности удаленных звезд, а также для поиска планет в окрестности других звезд.

К сентябрю этого года из этих шести проектов-финалистов будут отобраны для реализации один или два. (www.avia.ru)

Мысли есть - с деньгами туго

/InfoArt News Agency/

Ответом на разработку США трансатмосферного Х-30 (NASP) стали постановления Правительства СССР от 27 января и 19 июля 1986 о создании эквивалента. 1 сентября Министерство обороны выпустило техническое задание на одноступенческий многоразовый воздушно-космический самолет (МВКС). МВКС должен был обеспечить эффективную и экономичную доставку на околоземную орбиту; обеспечить высокоскоростную трансатмосферную межконтинентальную транспортировку и решение военных задач как в атмосфере, так и в ближнем космическом пространстве. Из представленных ОКБ Туполева, ОКБ Яковлева и НПО "Энергия" проектов одобрение получил Ту-2000.

Ту-2000А должен был стать экспериментальным ЛА для проверки новых технологий. При взлетном весе 70-90 т он должен был развивать скорость до М=6 на высоте 30 км.

На втором этапе намечалось создать варианты космического бомбардировщика Ту-2000Б и МВКС или пассажирского гиперзвукового самолета. Ту-2000Б проектировался как двухместный бомбардировщик с дальностью 10000 км и взлетным весом 350 тонн. Шесть двигателей с питанием на жидком водороде должны были обеспечить скорость М=6 на высоте в 30 км.

Ту-2000 в варианте МВКС имел бы стартовый вес 260 тони, высоту полета более 60 км и скорость от М=15 до М=25 (орбитальная скорость). Полезная нагрузка 8-10 т может выводиться на орбиту высотой 200 км. 8 турбопрямоточных двигателей дополнены гиперзвуковым прямоточным воздушно-реактивным двигателем (ГПВРД) и ЖРД. Для реализации проекта необходимо создание широкодиапазонного ПВРД и технологии производства и хранения на борту ЛА переохлажденного (дугообразного) водорода.

Самолет выполнен по схеме "бесхвостка" с треугольным крылом. Двигатели установлены в подфюзеляжной гондоле (ГПВРД) и в хвостовой части фюзеляжа (ТРД и ЖРД).

По данным специалистов АНТК им. А. К. Туполева, НИОКР можно выполнить за 13-15 лет с начала необходимого финансирования. 8 ценах 1995 г. стоимость его постройки (при затратах на ОКР 5,28 млрд. дол.) будет около 480 млн. долл.

Предполагаемая цена запуска ~ 13,6 млн. долл. (при темпе 20 пусков в год). Макет самолета Ту-2000 был показан на выставке "Мосаэрошоу-92" на стенде ОКБ им. А. Н. Туполева. К настоящему времени вся деятельность по проекту практически заморожена из-за отсутствия государственного финансирования. (www.avia.ru)

14.03.2000 г.
   Совместный проект GALILEO и CASSINI

/InfoArt News Agency/

В конце этого года сразу два исследовательских зонда - Galileo и Cassini - будут вести исследования гигантской магнитосферы Юпитера. Эта магнитосфера считается самым крупным объектом в Солнечной системе. Зонд Galileo провел в космосе уже более 5 лет, за это время он несколько раз подвергался мощному излучению Юпитера, но после кратковременных сбоев продолжал работу. Поэтому руководство NASA приняло решение продолжить миссию Galileo до конца 2000 г., когда возможно будет проведение совместных наблюдений Юпитера одновременно двумя зондами - Galileo и Cassini, который направляется к Сатурну. Cassini пролетит мимо Юпитера в декабре 2000 г., где в гравитационном поле этой планеты он совершит маневр, который направит его к Сатурну. На диаграмме слева показана траектория движения Cassini к Сатурну, к которому он прибудет в июле 2004 г.

Впервые два космических корабля будут одновременно исследовать Юпитер. Один из них будет находиться внутри магнитосферы Юпитера, а другой - снаружи, где он будет наблюдать мощный солнечны ветер и его воздействие на магнитосферу этой планеты. При наблюдении с двух точек, специалисты надеются получить информацию о том, как солнечный ветер меняет магнитные свойства магнитосферы Юпитера.

Магнитосфера Юпитера выглядит как гигантский пузырь вокруг планеты, который изменяет направление солнечного ветра. Под действием потоков заряженных частиц, образующих солнечный ветер, магнитосфера Юпитера вытягивается в форме хвоста. У нашей Земли тоже есть магнитосфера, которая защищает ее от солнечных штормов. Возможно, что без магнитосферы, жизни на Земле бы не было. (www.avia.ru)

SPACE SYSTEMS/LORAL получает контракт еще на 2 спутника ECHOSTAR

/InfoArt News Agency/

Компания Space Systems/Loral (SS/L) объявила о получении контракта на строительство еще двух телекоммуникационных спутников для компании EchoStar Communications Corporation, которые будут называться EchoStar VIII и EchoStar IX.

Сейчас на орбите находится 5 спутников серии EchoStar, которые работают в службе прямого спутникового вещания. Последний из них - EchoStar V - был запущен в сентябре 1999 г., а следующий - EchoStar VI - будет выведен в космос весной этого года. Оба они были построены компанией SS/L.

Спутник EchoStar VIII будет запущен в 2001 г., он должен занять орбиту с координатой 110 градусов западной долготы. Для следующего спутника - EchoStar IX - предназначается орбита 121 градус западной долготы, он будет выведен в космос в 2002 г. (www.avia.ru)

Независимая комиссия рекомендует радикально изменить программу исследования Марса

/InfoArt News Agency/

После двух аварий марсианских зондов космическим агентством NASA была создана независимая комиссия по исследованию марсианской программы NASA. Ее возглавил один из бывших руководителей компании Lockheed Martin Томас Янг (A. Thomas Young).

Эта комиссия должна представить свой отчет к концу марта. Однако уже сейчас просачиваются сведения о том, каковы будут выводы этой комиссии. Так по сообщению журнала Science, в отчете комиссии будут высказаны рекомендации о радикальном изменении этой программы. Как сообщается, эти изменения предполагают увеличение финансирования и сдвиг сроков выполнения проектов на более позднее время.

В частности комиссия предлагает отказаться от отправки на Марс в 2001 г. спускаемого аппарата и использовать предназначенное для него оборудование в других экспедициях. Кроме того, планируется перенести с 2008 г. на 2010 год миссию по доставке на Землю образцов марсианского грунта. Комиссия также предлагает вместо глобальных марсианских экспедиций организовать несколько "микромиссий", часть из которых будут предназначены для создания коммуникационной и навигационной сети вокруг этой планеты. Другие микромиссии будут проводить научные наблюдения. Комиссия подготовила свой план исследования Марса, рассчитанный до 2020 г. Причем, если сейчас стоимость марсианской программы NASA составляет около 1 млрд дол., то в соответствии с выводами комиссии на эту программу необходимо выделить еще 500 млн дол.

То есть комиссия предлагает отказаться от стратегии кавалерийских наскоков, а вести постепенные планомерные исследования. (www.avia.ru)

Спутник TERRA делает первые фотографии Земли

/InfoArt News Agency/

23 февраля после 11 недель тестирования оборудования и маневров на орбите спутник Terra вышел на свою окончательную орбиту. Все системы спутника работают нормально, и все его оборудование переведено в режим сбора научной информации. Приведены в боевую готовность и наземные станции слежения, которые уже начали принимать передаваемую со спутника информацию.

На следующий же день после выхода на заданную орбиту были сделаны первые подробные снимки поверхности земли с помощью спектрорадиометра. На фотографии показана дельта реки Миссисипи и воды Мексиканского залива - участок размером 100х100 км. На фото видна дельта реки классической формы с каналами, расходящимися веером, отложения осадочных пород в дельте и разница в цвете между водой в дельте реки и в Мексиканском заливе. По заявлению специалистов, качество полученных снимков очень высокое. Установленное на спутнике оборудование позволяет одновременно наблюдать различные процессы, происходящие на суше, в океане и атмосфере, то есть спутник Terra ведет комплексное исследование Земли как единой экосистемы. Спутник каждый месяц будет записывать до 6 Тбайт информации, которая будет доступна специалистам самых разных специальностей. (www.avia.ru)

NASA готовится к новой экспедиции на Международную космическую станцию

/InfoArt News Agency/

В апреле должен состояться старт "шаттла" Atlantis миссии STS-101, который отправится к Международной космической станции. Согласно официальной информации, запуск состоится не раньше 13 апреля. К полету готовится экипаж из семи человек: шесть американских астронавтов и российский космонавт Юрий Усачев. Шесть дней "шаттл" будет пристыкован к МКС. В течение этого времени экипаж проведет регламентные работы в модулях "Заря" и Unity, из которых пока состоит МКС, и перенесет на станцию около тонны грузов. Все это понадобится первому постоянному экипажу станции, который должен будет отправиться на МКС в конце этого года. Экипаж проведет также замену двух батарей на модуле "Заря", хотя мощности остальных четырех батарей пока хватает для поддержания станции в работоспособном состоянии.

По плану 16 марта "шаттл" Atlantis будет перевезен в сборочный корпус. Недавно на "шаттле" по неосторожности обслуживающего персонала была сломана антенна-тарелка. Пока неизвестно, будет ли из-за этого отложен старт, но, как сообщается, задержка с запуском на несколько дней вполне возможна. Решение об этом должно быть принято на следующей неделе.

Вчера по командам из российского центра управления полетом станция должна была произвести маневры на орбите для моделирования ситуации во время предстоящей стыковки с "шаттлом". Во время этой проверки предполагалось провести окончательное тестирование системы автоматической стыковки "Курс", которая будет использоваться летом этого года, когда к МКС будет запущен модуль "Звезда".

МКС находится на орбите с ноября 1998 г., за это время она совершила около 7500 витков вокруг Земли. Сейчас параметры ее орбиты составляют 235 на 226 км. (www.avia.ru)

13.03.2000 г.
   За потерянные баки для МКС BOEING заплатит из своего кармана

/InfoArt News Agency/

На днях было объявлено, что с территории завода компании Boeing в Хантсвилле по ошибке на свалку были вывезены баки для кислорода и азота, предназначенные для Международной космической станции. Как оказалось, баки оказались на свалке в феврале, но хватились их не сразу. Рабочие прочесали всю свалку, но найти их не удалось. Скорее всего, они были проданы на металлолом.

Общая стоимость баков - 750 тыс. дол. Компания Boeing начала расследование этого инцидента. Кроме того, Boeing заявила о том, что за потерянные баки она заплатит из своего кармана не зависимо от того, кто именно был виноват в этом. Хотя по контракту Boeing и NASA именно NASA несет материальную ответственность за любые замены компонентов станции. Тем не менее, Boeing сделала этот широкий жест. (www.avia.ru)

NASA готовит для экспедиции на Марс новую мощную ракету

/InfoArt News Agency/

Космическое агентство NASA имеет свою программу исследования Марса, которая предусматривает и отправку на Марс пилотируемого космического корабля. О том, когда такая экспедиция станет возможной, пока можно только гадать. Пока ни у NASA, ни у любого другого космического агентства на Земле нет достаточно мощной ракеты-носителя для совершения такой миссии. Полет туда и обратно займет около трех лет, что превышает длительность пребывания в космосе любого из земных космонавтов и астронавтов.

Проблемы длительных космических экспедиций еще предстоит решать. А сейчас в космическом центре им. Маршалла идет разработка конструкции гигантской ракеты, способной вывести из поля притяжения Земли втрое более тяжелый корабль, чем современный "шаттл". Эта ракета получила название Magnum. По размерам она сходна с ракетой Saturn 5, которая использовалась для запуска астронавтов на Луну. Ее высота - 96 м. В качестве первой ступени в ней будут использоваться новые жидкотопливные ускорители, которые будут сначала испытаны во время полетов "шаттлов". В отличие от используемых сейчас на "шаттлах" твердотопливных ускорителей, это будут ускорители многоразового использования. Их конструкция также предполагает возможность отключения двигателей в полете, что позволит в случае аварии в первые две минуты после старта безопасно осуществить возврат корабля с астронавтами на землю.

Стадия предварительного проектирования ракеты Magnum уже завершена, но в обозримом будущем ее реализация "в железе" не предусматривается. В течение нескольких лет NASA будет занято Международной космической станцией, и на другие грандиозные проекты пока нет средств. (www.avia.ru)

Запуск ракеты TAURUS с экспериментальным спутником MTI

/InfoArt News Agency/

12 марта в 9 часов 29 мин по Гринвичу (12 час 29 мин мск) с космодрома базы ВВС США Ванденберг в Калифорнии стартовала ракета Taurus, которая успешно вывела на орбиту спутник Multispectral Thermal Imager (MTI). Старт был отложен на 8 минут, чтобы избежать столкновения с орбитальной станцией "Мир".

А вообще запуск должен был состояться еще 28 февраля, но за два дня до старта правительство Таити проинформировало США, что в районе падения третьей ступени ракеты-носителя находится обитаемый остров. Полторы недели США и Франция, под протекторатом которой находится этот остров Мария, работали над этой проблемой. Предлагалось либо эвакуировать население с острова, либо изменить траекторию ракеты, на что ушел бы как минимум месяц. В итоге выяснилось, что остров Мария находится вне зоны возможного падения ступени ракеты, и никаких препятствий для запуска нет.

MTI - это экспериментальный спутник, он был построен в Национальной лаборатории Сандиа и принадлежит министерству энергетики США. Установленное на спутнике оборудование позволяет вести съемку Земли на 15 длинах волн от видимого до дальнего инфракрасного диапазона, причем с точностью, ранее достижимой только в лабораторных условиях. Такие технологии предполагается использовать на будущих спутниках научного и военного применения. На борту спутника MTI имеется также рентгеновский спектрометр высокоэнергетичных частиц High-energy X-ray Spectrometer (HXRS). Это совместный американско-чешский проект. (www.avia.ru)

Очередной запуск по программе "МОРСКОЙ СТАРТ" закончился неудачей

/InfoArt News Agency/

12 марта в 14 часов 49 мин по Гринвичу (17 час 49 мин мск) с плавучей платформы Odyssey, установленной на экваторе в 370 км к востоку от острова Рождества, стартовала ракета "Зенит". В течение нескольких минут после запуска все шло нормально, однако при запуске двигателей второй ступени ракеты началось отклонение ракеты от заданной траектории, и связь с ней была потеряна. Через 2 часа после запуска представители консорциума Sea Launch объявили о том, что ракета потерпела аварию и вместе с ней потерян спутник ICO F1, первый из из 12 спутников системы сотовой телефонной связи английской компании ICO Global Communications LTD.

Как сообщается, после отклонения от курса ракета, скорее всего, была взорвана автоматической системой саморазрушения. Верхняя ступень ракеты и спутник упали в Тихий океан в 4300 км к юго-востоку от места старта.

Это первая авария после двух успешных запусков ракеты "Зенит" с плавучего космодрома, которые были произведены в марте (демонстрационный запуск) и октябре прошлого года, когда на орбиту был выведен спутник DIRECTV.

Следует отметить, что компания ICO Global Communications испытывает сейчас серьезные финансовые трудности, стоит вопрос о ее банкротстве, поэтому потеря спутника для нее довольно болезненна, несмотря на то, что запуск был застрахован. Однако ICO заранее предусмотрела различные варианты развития событий - во всяком случае следующие запуски спутников ее системы связи будут осуществлять ракеты "Протон", Delta 3 и Atlas 2AS.

Пока неизвестно, как эта неудача скажется на делах консорциума Sea Launch, осуществляющего запуски с плавучей платформы Odyssey. (www.avia.ru)

Ракета "ПРОТОН" вывела в космос спутник "ЭКСПРЕСС-6А"

/InfoArt News Agency/

12 марта в 7 часов 07 мин по московскому времени с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель "Протон". На ее борту находился спутник связи "Экспресс-6А". В 13 часов 50 мин мск, как и было запланировано, спутник отделился от верхней ступени ракеты. Спутник должен выйти на заданную орбиту в течение 48 часов.

Как сообщалось перед запуском, спутник был застрахован на сумму в 300 млн дол. Напомним, что именно спутник "Экспресс-А" был потерян во время последней аварии ракеты "Протон" 27 октября прошлого года.

Участвовавшая во вчерашнем запуске ракета "Протон", производителем которой является космический центр им. Хруничева, прошла перед стартом ряд доработок. В частности в топливных магистралях ракеты были установлены дополнительные фильтры. Кроме того, с помощью эндоскопов были исследованы на отсутствие посторонних частиц внутренние полости двигателей второй и третьей ступеней. Был проведен и дополнительный контроль качества сварных швов в двигателях. Вчерашний запуск стал вторым стартом ракеты "Протон" после снятия запрета на запуски, установленного Казахстаном после аварии в октябре прошлого года.

Спутник "Экспресс-6А" является телекоммуникационным спутником нового поколения. Его производителем является Научно-производственное объединение прикладной механики им. академика М.Ф.Решетнева, расположенное в городе Железногорске в Сибири. На спутнике "Экспресс-6А" установлены 17 ретрансляторов, которые уже арендованы российскими и иностранными компаниями. Спутник занял зарезервированную за Россией точку на геостационарной орбите, которая, не займи ее российский спутник, через некоторое время могла бы отойти другой стране. Спутник должен "зависнуть" над точкой, расположенной над Индийским океаном. Из этого положения он сможет обслуживать все восточное полушарие.

Следующий запуск ракеты "Протон" намечен на 6 апреля, во время которого в космос будет выведен телекоммуникационный спутник Sesat, принадлежащий международной компании спутниковой связи Eutelsat. (www.avia.ru)

10.03.2000 г.
   Спутник TERRA начал исследовать Землю

/InfoArt News Agency/

Спутник Terra был выведен в космос в декабре прошлого года. Он предназначается для комплексного исследования экосистемы Земли. Но только сейчас спутник занял заданную орбиту на расстоянии около 700 км над поверхностью Земли и начал интенсивные исследования земли, атмосферы и океанов. Это самый грандиозный проект NASA по исследованию окружающей среды, стоимость этой миссии составляет 1,3 млрд дол. Terra может одновременно вести мониторинг множества характеристик. На основе этих исследований предполагается делать прогнозы относительно глобальных изменений окружающей среды Земли в будущем.

Этот спутник размером с небольшой автобус стал третьим из четырех миссий, организованных NASA в прошлом году по программе наблюдения за Землей Earth Observing System. Остальные три были: Landsat 7 (для съемки поверхности Земли), ACRIMSAT (для исследования солнечной энергии) и QuikSCAT (для исследования ветров и облаков над поверхностью океанов).

На спутнике Terra установлены камера высокого разрешения для фотографирования в видимом и инфракрасном диапазоне длин волн; прибор для исследования облаков; еще одна камера, которая может фотографировать землю под девятью разными углами для определения доли солнечного света, достигшего поверхности нашей планеты; и канадский прибор для исследования выбросов в атмосферу метана и угарного газа, с повышением содержания которых в атмосфере связывают всеобщее потепление климата.

Предполагается, что спутник Terra будет работать в течение шести лет, а полученная с него информация позволит существенно расширить наши представления о глобальных процессах, происходящих на Земле. (www.avia.ru)

Детали от МКС были по ошибке выброшены на свалку

/InfoArt News Agency/

Рабочие компании Boeing безуспешно прочесали всю свалку в окрестностях Хантсвилла в поисках выброшенных туда по ошибке двух деталей, предназначенных для Международной космической станции. Это - баки для азота и кислорода общей стоимостью 750 тыс. дол. Они предназначаются для производства воздуха для астронавтов на борту МКС, Найти их так и не удалось.

Как оказалось, баки были отправлены на свалку в феврале после того, как они были вынесены из сборочного ангара. Баки были упакованы в деревянные ящики размером 1,5х1,5 м. Их временно вынесли на улицу, чтобы подготовить для них производственное помещение, а потом не поторопились внести обратно. В итоге кто-то по ошибке отправил эти ящики на свалку. Руководство Boeing полно решимости со всей серьезностью расследовать этот инцидент, но баки, скорее всего, уже не будут найдены, вместо них уже установлены запасные. (www.avia.ru)

Экспедиция посещения МКС должна будет поставить на место стрелу крана

/InfoArt News Agency/

Все системы на Международной космической станции (МКС) продолжают работать нормально. Станция каждые 92 минуты совершает виток вокруг Земли. За ее полетом следят два центра в Хьюстоне и Королеве. В начале этой неделе одна из телевизионных камер, установленных на борту модуля "Заря", была включена для наблюдения за небольшим подъемным краном, смонтированном на внешней поверхности модуля. Это было сделано, так как от другой аппаратуры была получена информация, что крепление крана ослабло и есть риск его потери в космосе.

Наблюдения с помощью телекамеры показали, что кран самопроизвольно не покинет свое место, и поэтому он не представляет опасности для МКС. Тем не менее, принято решение о том, что во время следующего визита "шаттла" на МКС, прежде чем выполнять другие задачи по программе полета астронавты Джим Восс (Jim Voss) и Джеф Уильямс (Jeff Williams) сначала установят кран на предназначенное для него место и закрепят его там как следует. Эта экспедиция должна быть совершена на "шаттле" Atlantis, запуск которого намечается на 13 апреля. (www.avia.ru)

Ракета TAURUS, как оказалось, никогда не угрожала обитаемому тихоокеанскому острову

/InfoArt News Agency/

27 февраля с космодрома базе ВВС США Ванденберг в Калифорнии должна была стартовать ракета Taurus с экспериментальным военным спутником MTI. Старт был отложен из-за того, что чуть ли не в последний момент выяснилось, что в районе падения третьей ступени ракеты находится остров, на котором живут люди. Это остров Мария, он расположен в Полинезийском архипелаге в Тихом океане и находится под протекторатом Франции. Переговоры по этой проблеме велись между правительствами США и Таити. В ходе этих переговоров предполагалось решить вопрос с возможной временной эвакуацией жителей. В противном случае для изменения траектории ракеты пришлось бы перепрограммировать ее бортовой компьютер, а это заняло бы около месяца.

Однако в ходе переговоров выяснилось, что остров Мария все-таки необитаем, а правительство Таити беспокоится о безопасности атолла Марутэа (Marutea), который лежит к северо-востоку от острова Мария. На атолле Марутэа люди живут, но американская сторона заверила правительство Таити в том, что он не попадает в опасный квадрат, куда может упасть третья ступень ракеты Taurus.

Итак, из-за неразберихи с островами, а их во Французской Полинезии насчитывается 118 штук, запуск был отложен на две недели. И стоила эта задержка 267 тыс. дол. Теперь старт намечен на воскресенье 12 марта. (www.avia.ru)

Вновь открыты "потерянные" спутники Урана

/InfoArt News Agency/

14 лет назад космический корабль Voyager 2 открыл у планеты Уран 10 спутников (до этого были известны 5 спутников Урана). Все эти спутники были названы именами героинь из пьес Шекспира. Среди них были спутники Корделия и Офелия. Их диаметр не превышает 50 км. Они располагались по обе стороны самого яркого из тонких колец, опоясывающих планету. Размер этих спутников очень мал, чтобы наблюдать их с Земли, поэтому после пролета зонда Voyager их потеряли из виду. Кроме того, зонд наблюдал эти спутники менее двух недель, и этих данных оказалось не достаточно, чтобы точно определить их орбиты.

Ранее предпринимались попытки вновь найти эти спутники с помощью космического телескопа Hubble, но они закончились неудачей. В 1997 г. за исследования фотографий Урана, полученных с помощью телескопа Hubble, взялся астроном Эрих Каркошка (Erich Karkoschka) из Университета штата Аризона. Он провел обработку нескольких десятков фотографий, и в результате этих трудов ему удалось обнаружить Офелию.

Затем Каркошка обратился к двум другим астрономам - Ричарду Френчу (Richard French) из колледжа Wellesley и Филипу Николсону (Philip Nicholson) из университета Корнелла. Они занимались исследованием кольца, расположенного между Офелией и Корделией. Они определили точные значения внешнего и внутреннего радиусов кольца. Это было сделано при наблюдении "затмений" звезд этим кольцом при прохождении перед ними Урана.

Френч и Николсон заметили ряд искажений на каждой стороне кольца, которые могли быть вызваны гравитационным взаимодействием со спутником или спутниками. Эти искажения перемещались вдоль кольца в соответствии с орбитальным движением спутников. Это позволило более точно вычислить периоды вращения Офелии и Корделии вокруг Урана и их местоположение. Затем Каркошка на основе полученной информации вновь провел исследования изображений, сделанных телескопом Hubble, и нашел эти спутники точно в указанном месте. Теперь их путь вокруг Урана можно предсказать на несколько десятилетий вперед. (www.avia.ru)

Второй коммерческий пуск украинского ракетоносителя "ЗЕНИТ-3SL" в рамках международного проекта "SEA LAUNCH" планируется осуществить 12 марта

/cry.ru/

Как сообщил в интервью УНИАН руководитель пресс-службы ГКБ "Южное" Юрий Алесеенко, в настоящее время на океанской платформе, которая направляется к месту старта вблизи экватора, находятся около 50 украинских специалистов. По его словам, международной компании "Sea Launch", без учета использованных ракетоносителей, уже передано 6 ракет "Зенит- 3SL". Руководитель пресс-службы отметил, что всего на ПО "Южмаш" (Днепропетровск) заключен контракт на производство 18 ракетоносителей.Как передают информированные источники, в пятницу океанская платформа должна прибыть к месту старта.Справка УНИАН: В международном проекте принимают участие американская компания "Boeing" ("Боинг"), которая имеет 40% акций, российская ракетно-космическая корпорация "Энергия" с 25% акций, норвежская "Kvaerner" ("Кварнер") с 20%, и украинские предприятия ГКБ "Южное" и ПО "Южмаш", которые будут получать по 15% от прибылей международной компании. Стоимость одного пуска, по данными руководства "Морской старт", составляет около $40 млн. (европейская компания "Арианспейс", которая запускает спутники с космодрома во французской Гаване, берет за каждый по $55 млн.). В настоящее время украинские предприятия, участвующие в проекте, загружены на 65-70%. (www.avia.ru)

09.03.2000 г.
   Опубликованы новые снимки Ио и Европы, сделанные зондом GALILEO

/InfoArt News Agency/

Космическое агентство NASA опубликовало новые изображения двух спутников Юпитера - Ио и Европы, которые были сделаны исследовательским зондом Galileo в прошлом году. Фотографии, сделанные во время последнего облета Ио 22 февраля этого года, сейчас еще только передаются на Землю. Их предстоит еще обработать, и после этого они будут опубликованы.

На фотографии, сделанной 10 октября прошлого года, показан участок поверхности Ио с расстояния 120 тыс. км. На основе этого изображения был сделан вывод о геологической структуре этого спутника Юпитера. Специалисты полагают, что красноватые пятна соответствуют лаве, разливающейся на поверхность из извергающихся вулканов. Яркий белый полукруг, как предполагается, является сернистым ангидридом, образовавшимся на поверхности застывшей лавы. По величине теней специалисты определили и высоту гор на Ио. Горный массив в правой части фотографии имеет высоту около 4 км, а возвышенность вверху - около 8 км.

На другой фотографии показана та сторона Европы, которая обращена к Юпитеру. Это изображение было получено 25 ноября 1999 г. с расстояния 94 тыс. км, когда зонд Galileo делал 25-й виток вокруг Юпитера. По мнению специалистов, многочисленные линии, видные на поверхности Европы, могли быть образованы во время приливов и отливов океана, находящегося под многокилометровым слоем льда. Эти мощные приливы могли взломать лед, при этом на поверхности образовались трещины, которые тянутся на расстояние более 1500 км. Темноватые участки в районе экватора могут быть покрыты хаотическими нагромождениями льда. Яркие белые пятна на поверхности Европы - это кратеры, образовавшиеся в результате недавних столкновений. (www.avia.ru)

Запуск американского разведывательного спутника откладывается до декабря

/InfoArt News Agency/

20 марта на космодроме на мысе Канаверал должен был состояться запуск военного разведывательного спутника, имеющего официальное название MLV-11. Его должна была вывести на орбиту ракета Atlas 2AS. Однако 7 марта представители ВВС США объявили о том, что запуск спутника откладывается как минимум до начала декабря 2000 г. из-за технических проблем.

Ни ВВС США, ни Национальное разведывательное управление, которому принадлежит этот спутник, не сообщили никаких подробностей относительно проблем, вызвавших столь длительную задержку с запуском.

Теперь компания Lockheed Martin собирается убрать со стартовой площадки уже установленную ракету Atlas, чтобы освободить место для других запусков. В частности в мае должен состояться долго откладывавшийся запуск ракеты Atlas 2 с метеоспутником GOES-L. (www.avia.ru)

Поломка антенны может задержать запуск "шаттла" ATLANTIS

/InfoArt News Agency/

В воскресенье 5 марта была сломана антенна-тарелка на "шаттле" Atlantis. Это произошло, когда антенну убирали в предназначенный для нее отсек - она ударилась о подъемную люльку для монтажников, в которой в это время никого не было. Эта композитная тарелка имеет диаметр около 1 м. При инциденте никто не пострадал, но последствия его еще не выяснены. Сейчас инженеры выясняют, подлежит ли антенна ремонту или ее нужно будет заменить. Пока также неясно, сколько на это потребуется времени.

До сих пор датой запуска "шаттла" Atlantis, отправляющегося к Международной космической станции, называлось 13 апреля. Теперь, скорее всего, старт будет перенесен, но решение об этом должно быть принято завтра 10 марта. (www.avia.ru)

Спутники IRIDIUM ждет спуск с орбиты

/InfoArt News Agency/

Компания Iridium, предоставляющая услуги спутниковой телефонной связи, уже давно испытывает финансовые затруднения. Вопрос о ее банкротстве должен решиться в самое ближайшее время. Последних трех миллионов долларов, полученных от кредиторов должно хватить только до 17 марта. Представители Iridium на прошлой неделе заявили, что они получили интересные предложения от ряда потенциальных покупателей, но отказались сообщить какие-то подробности.

Суд по делу банкротства Iridium уже принял решение о том, что покупатель компании должен быть найден к 15 марта. В противном случае имущество Iridium будет продано с молотка, и к 17 марта компания Iridium должна будет представить план спуска с орбиты более шестидесяти своих спутников, а это уже будет беспрецедентная акция. Эта процедура, если до нее дойдет дело, займет 6-7 месяцев и будет произведена в сотрудничестве с соответствующими регулирующими органами США. (www.avia.ru)

Россия и Китай ведут переговоры о совместном проектировании китайской орбитальной станции

/InfoArt News Agency/

По сообщению российских и китайских информационных агентств, Россия и Китай начали переговоры о совместном проектировании китайской орбитальной космической станции. С российской стороны в переговорах участвует вице-премьер правительства России Илья Клебанов. Уже прошли трехдневные консультации в Пекине, в которых принимал участие и директор "Росавиакосмоса" Юрий Коптев. Как сообщается, в ходе переговоров был затронут широкий круг проблем стратегического и технического сотрудничества России и Китая в области мирного освоения космоса. В частности была достигнута предварительная договоренность о совместном производстве ряда компонентов китайской орбитальной станции и обучении китайских специалистов.

Таким образом, появившееся на прошлой неделе сообщение испанского информационного агентства о возможной покупке Китаем станции "Мир" оказалось не соответствующим действительности. Однако в ходе переговоров в Пекине российская сторона предложила Китаю принять долевое участие в эксплуатации станции "Мир".

По словам бывшего космонавта Анатолия Филипченко, который в январе уже побывал в Китае для обмена технической информацией с китайскими специалистами, Китай в ближайшие 10 лет может запустить в космос свою небольшую орбитальную станцию. По словам Филипченко, Китай уже решил многие технические проблемы, связанные с пилотируемыми космическими полетами, и подготовка к запуску первого китайского космонавта уже вступила в завершающую стадию. (www.avia.ru)

07.03.2000 г.
   На "шаттле" ATLANTIS сломана антенна

/InfoArt News Agency/

По сообщению агентства NASA, при подготовке "шаттла" Atlantis к старту, который должен состояться в апреле, техники случайно повредили антенну. Эта антенна-тарелка диаметром около 1 м сделана из графитовой эпоксидной смолы. При раскладывании монтажного трапа по этой антенне пришелся удар люльки для монтажников. В момент удара людей в люльке не было. Инженерам теперь предстоит решить, подлежит ли антенна ремонту, или ее придется заменить. Эта антенна предназначается для обеспечения связи между центром управления и "шаттлом", находящимся на орбите.

Это уже не первая наземная поломка конструкций "шаттла" Atlantis. В октябре прошлого года рабочие во время обычных испытаний сломали закрылки. Тогда погнутые и поломанные детали пришлось заменить. Пока время для ремонта есть - запуск Atlantis состоится не ранее 13 апреля. (www.avia.ru)

Европейское космическое агентство строит новую антенну для дальней космической связи

/InfoArt News Agency/

Европейское космическое агентство ESA объявило о намерении построить новую антенну, которая позволяла бы осуществлять прямую связь с космическими кораблями, ведущими исследования в дальнем космосе. Располагаться эта 35-метровая антенна будет в Австралии в 140 км к северу от Перта. Само строительство комплекса начнется в апреле, а завершится в 2001 г.

Благодаря этой антенне ESA сможет поддерживать контакт с космическими кораблями, находящимися за пределами окрестности Земли, в том числе с миссиями Rosetta (по исследованию комет) и Mars Express, запуск которых намечен на 2003 г. Кроме того, ESA намеревается отправить экспедицию к Меркурию.

Агентство ESA уже имеет сеть наземных станций слежения в Европе, Австралии, Кении и Французской Гвиане, но все они рассчитаны на связь с кораблями, находящимися на околоземной орбите. Раньше для этой цели ESA использовала спутниковые антенны NASA. (www.avia.ru)

Возможно, исследовательский зонд GALILEO будет намеренно разбит

/InfoArt News Agency/

Зонд Galileo, который сейчас ведет исследования Юпитера и его спутников, возможно, по окончании своей миссии будет намеренно разбит, чтобы не допустить его столкновения с Европой, где, как предполагается, могут существовать простейшие формы жизни.

По сообщению из центра управления полетом Galileo, космическое агентство NASA сейчас рассматривает возможность намеренного столкновения зонда с Юпитером или одним из его ледяных спутников в 2002 г. Это предполагается сделать потому, что на зонде могут оставаться земные бактерии, и нельзя допустить, чтобы они попали на Европу, где под слоем льда, возможно, существуют свои простейшие формы жизни. В качестве одного из вариантов, рассматривается также возможность "увода" зонда подальше от Юпитера и его спутников.

Напомним, что исследовательский космический корабль Galileo стоимостью 1,5 млрд дол. был запущен в 1989 г. с борта "шаттла" Atlantis. В декабре 1995 г. он вышел на орбиту вокруг Юпитера и с тех пор ведет исследования этой планеты и ее спутников. (www.avia.ru)

Зонд PIONEER 10 - 28 лет в космосе

/InfoArt News Agency/

Исследовательский зонд Pioneer 10 был запущен в космос 2 марта 1972 г. Его миссия по исследованию Юпитера была рассчитана на 2 года. С тех пор прошло 28 лет. Pioneer 10 уже давно пролетел мимо Юпитера и продолжает лететь со скоростью 13 км/сек в направлении созвездия Тельца, а точнее в направлении входящей в него звезды первой величины Альдебаран.

8 декабря 1992 г., когда Pioneer был на расстоянии 8,4 млрд км от Земли, произошло неожиданное изменение его курса. Астрономы полагают, что это зонд поменял траекторию под действием гравитационного поля одного из объектов астероидного пояса Койпера.

За 28 лет в космосе Pioneer 10 преодолел множество опасностей, он прошел через пояс астероидов и через магнитосферу Юпитера. Но скоро его активная жизнь может закончиться, так как электропитание его систем производится от тепла, образующегося при распаде плутония 238. Период полураспада этого изотопа составляет 92 года, но термопары, которые преобразуют тепловую энергию в электричество деградируют гораздо быстрее.

В феврале специалисты NASA поймали слабый сигнал Pioneer 10, который был ослаблен не только расстоянием в миллиарды километров, но и тем, что антенна зонда не была направлена в сторону Земли. С Земли на зонд была послана команда развернуть антенну, и через 11 часов был получен ответный сигнал об успешном выполнении маневра. (www.avia.ru)

BEAL AEROSPACE проводит огневые испытания нового двигателя

/InfoArt News Agency/

Компания Beal Aerospace провела огневые испытания своего двигателя BA 810, предназначенного для второй ступени тяжелой ракеты BA 2. Двигатель был включен в течение 21 секунды. Как сообщается, испытания прошли успешно. Двигатель работает на перекиси водорода и керосине. Это будет третий по мощности жидкотопливный двигатель в мире (первые два места занимают двигатель F-1 ракеты Saturn 5 и российский двигатель РД-170).

Вообще же ракета BA 2 длиной 72 м будет иметь три ступени. Испытания двигателя третьей ступени состоялись в 1998 г. А первый полет ракеты BA 2 намечен на 2002 г. Она способна выводить на геостанционарную орбиту груз весом 6 тонн, а на низкую околоземную орбиту груз весом почти в 17 тонн. Вторая и третья ступени ракеты будут использоваться неоднократно. (www.avia.ru)

06.03.2000 г.
   Очередная коррекция орбиты зонда NEAR, вращающегося вокруг астероида ЭРОС

/InfoArt News Agency/

3 марта на исследовательском зонде NEAR на 22 секунды был включен основной двигатель, в результате чего корабль перешел на круговую орбиту радиусом около 200 км. Центром этой орбиты является центр тяжести астероида Эрос. До этого NEAR находился на эллиптической орбите с параметрами 200 на 366 км. На новой орбите зонд NEAR будет находиться в течение четырех недель и совершит при этом 3 витка вокруг астероида Эрос. С 5 марта NEAR начал полномасштабный сбор научной информации об этом астероиде. В течение месяца будет произведена съемка астероида для создания его первой карты. С помощью лазерного дальномера будет создана топографическая карта астероида. Рентгеновский спектрометр позволит определить состав поверхности астероида, но его работа будет зависеть от солнечной активности.

На этой орбите зонд будет находиться до 1 апреля, когда будет произведено очередное включение двигателя. К 10 апреля зонд NEAR должен выйти на орбиту радиусом 100 км вокруг астероида, а в мае он спустится до 50 км. (www.avia.ru)

Космический телескоп HUBBLE сфотографировал отражающую туманность в созвездии Орион

/InfoArt News Agency/

Через несколько недель после завершения ремонтных работ космический телескоп Hubble сфотографировал отражающую туманность NGC 1999 в созвездии Ориона. Такая туманность светится только благодаря тому, что свет от внутреннего источника освещает ее пылевые облака, сама же туманность не излучает видимого света.

Туманность NGC 1999 располагается вблизи известной туманности Ориона, на расстоянии около 1500 световых лет от Земли. Она находится в той области нашей галактики Млечный Путь, где особенно активно идет образование новых звезд. Туманность NGC 1999 освещается яркой недавно образованной звездой. Это свечение видно в видимом диапазоне длин волн слева от центра. Звезда, которая вызывает это свечение, называется V380 Orionis. Его белый цвет обусловлен высокой температурой - около 10 тыс. градусов Цельсия (вдвое больше, чем у нашего Солнца). Масса этой звезды в 3.5 раза больше, чем у Солнца. Эта звезда так молода, что она еще пока окружена облаком из материала, оставшегося от образования звезды.

Туманность NGC 1999 была открыта около двух столетий назад Уильямом Гершелем и его сестрой Каролиной. В конце 19 века звезда была занесена в каталог под названием объекта 1999. (www.avia.ru)

AIRLAUNCH - новая крылатая ракета

/InfoArt News Agency/

Компании Boeing и Thiokol Propulsion ведут разработку тяжелой крылатой ракеты для ВВС США, которая будет стартовать с борта самолете Boeing 747. Эта ракета, получившая название AirLaunch, будет способна вывести на орбиту высотой несколько сот километров над землей груз весом около 3 тонн. Это в 7 раз больше, чем позволяет вывести в космос любая из современных ракет самолетного базирования. Так грузоподъемность ракеты Pegasus составляет 454 кг.

Новая ракета предназначается, прежде всего, для вывода на орбиту военных спутников в интересах ВВС США. Руководство компании Boeing считает также, что ракета может быть использована и для доставки грузов на Международную космическую станцию. Предполагается, что ракета AirLaunch или аналогичная ей по характеристикам будет создана в 2003-2004 гг. Если для реализации будет выбрана ракета AirLaunch, то она сможет совершить свой первый полет в первом квартале 2005 г.

AirLaunch - это четырехступенчатая ракета, в первых трех ступенях которой используются твердотопливные двигатели. Четвертая ступень ракеты будет полезной нагрузкой. Boeing пока не сообщает о том, во сколько обойдется разработка AirLaunch, но заявляет о том, что полностью профинансирует эти работы самостоятельно. (www.avia.ru)

Проблемы с запуском ракеты TAURUS обсуждаются между правительствами США и Франции

/InfoArt News Agency/

О сроках запуска ракеты Taurus с базы ВВС США Ванденберг в Калифорнии по-прежнему не известно ничего определенного. Пока говорится, что он отложен как минимум до 12 марта. Напомним, что старт должен был состояться 27 февраля, но за несколько дней до запуска стало известно, что в районе падения третьей ступени ракеты имеется обитаемый остров. Это расположенный в Тихом океане остров Мария, входящий в состав государства Французская Полинезия, которое находится под протекторатом Франции. Раньше считалось, что этот остров необитаем, но теперь выяснилось, что там живут около 200 человек.

Сейчас американские и французские официальные лица ведут переговоры, в результате которых должно быть принято решение либо о временной эвакуации населения острова, либо о перепрограммировании бортового компьютера ракеты. Американская сторона настаивает на эвакуации, поскольку на перепрограммирование компьютера уйдет как минимум месяц. По всей видимости, вывезти 200 человек на соседний остров будет к тому же дешевле.

Ракета Taurus должна вывести в космос экспериментальный военный спутник MTI, построенный в Национальной лаборатории Сандиа. Он будет вести съемку Земли на 15 длинах волн. Кроме того, на спутнике установлен рентгеновский спектрометр для высокоэнергетичных частиц HXRS (High-energy X-ray Spectrometer). Это совместный чешско-американский проект. Спектрометр HXRS будет исследовать редкий тип вспышек на Солнце, которые, как предполагается, являются причиной мощных потоков высокоэнергетичных частиц, которые могут угрожать и астронавтам и космическим кораблям. (www.avia.ru)

Названа новая дата запуска экипажа на станцию "МИР"

/InfoArt News Agency/

По сообщению из центра управления полетом, запуск очередного экипажа на орбитальную станцию "Мир" состоится 3 апреля, то есть на 3 дня позже ранее намеченного срока. Как сообщается, изначальная дата 31 марта была в свое время объявлена в качестве ориентировочной, а не точной даты старта. По словам одного из представителей центра управления полетом, задержка вызвана техническими причинами, но какими именно, не сообщается. (www.avia.ru)

03.03.2000 г.
   Следующий запуск ракеты ARIANE 5 должен состояться 21 марта

/InfoArt News Agency/

Компания Arianespace планирует 21 марта произвести очередной запуск ракеты Ariane 5. Она должна будет вывести на орбиту 2 спутника AsiaStar и Insat 3B. Это будет второй коммерческий запуск ракеты Ariane 5, во время первого старта в декабре прошлого года ракета вывела на орбиту европейский рентгеновский телескоп ХХМ. Теперь к запуску готовятся спутники связи, которые будут обеспечивать работу телекоммуникационных служб на территории Азии. (www.avia.ru)

Запуск спутника IMAGE будет, скорее всего, отложен

/InfoArt News Agency/

15 марта с базы ВВС США Ванденберг должна стартовать ракета Delta 2 с научным спутником IMAGE (Imager for Magnetopause-to-Aurora Global Exploration) на борту. Этот спутник предназначается для исследования влияния солнечного ветра на магнитосферу Земли. Как сообщается, запуск, скорее всего, будет отложен как минимум на неделю из-за проблем с системой энергоснабжения спутника. Сейчас инженеры заняты поиском неполадок в силовом преобразователе. Такое решение было принято после выхода из строя аналогичных преобразователей во время наземных испытаний двух других спутников. Как было объявлено, выход из строя этих преобразователей был вызван тем, что одно из паяных соединений в условиях высокой температуры и вакуума разрушалось, что приводило к поломке всего конвертера. (www.avia.ru)

Готовится к запуску второй разгонный блок "ФРЕГАТ"

/InfoArt News Agency/

Первый разгонный блок "Фрегат" пока не удалось найти в сугробах Казахстана, хотя с момента его приземления прошло уже больше трех недель. Ну а сейчас идет подготовка к запуску второго экземпляра этого разгонного блока. Старт должен состояться на космодроме Байконур 20 марта. Этот запуск также будет экспериментальным. Блок "Фрегат" должен будет вывести на высокую эллиптическую орбиту макет спутника Claster Европейского космического агентства. В процессе полета будет проверяться работа систем управления разгонного блока.

На этом тренировочные запуски должны будут закончиться, и в июне и июле этого года две ракеты "Союз" с разгонными блоками "Фрегат" выведут в космос по два уже настоящих спутников Claster. Сейчас как раз Европейское космическое агентство объявило конкурс на лучшую четверку названий для этих спутников. Выбранные жюри конкурса имена будут названы к моменту первого старта, а сам победитель получит право присутствовать во время запуска спутников на космодроме Байконур.

Вообще же разгонный блок "Фрегат" создавался для вывода на орбиту одновременно большого числа спутников (максимум двадцати). (www.avia.ru)

02.03.2000 г.
   Идет подготовка ко второму коммерческому запуску по программе "МОРСКОЙ СТАРТ"

/InfoArt News Agency/

Международный консорциум Sea Launch ("Морской старт"), ведет подготовку ко второму коммерческому запуску спутника с плавучей платформы Odyssey. На 12 марта намечен запуск спутника связи, принадлежащего английской компании ICO Global Communications. Следует отметить, что сейчас у компании ICO Global Communications весьма нелегкое финансовое положение. В августе прошлого года встал вопрос о ее банкротстве, однако, в октябре группа инвесторов объявила о намерении вложить в компанию 1,2 млрд. дол.

Плавучая платформа Odyssey и командный корабль 27 февраля покинули порт Лонг-Бич в Калифорнии и направились к месту старта в экваториальную область Тихого океана в 2260 км на юго-восток от Гавайских островов. Запуск должен состояться 12 марта в 14 час 49 мин по Гринвичу. Ракета "Зенит" выведет в космос спутник ICO F-1. Это будет первый из десяти запланированных к выводу на орбиту спутников ICO. Эти 10 спутников будут размещены на орбитах высотой 10390 км, то есть они будут располагаться выше, чем низкоорбитальные спутники типа Iridium или Globalstar. Спутники будут располагаться по пять штук в двух перпендикулярных плоскостях с наклоном (+/-)45 градусов к экватору. (www.avia.ru)

Запуск спутника "ЭКСПРЕСС-А" отложен до конца марта

/InfoArt News Agency/

На прошлой неделе на космодроме Байконур должен был состояться очередной старт ракеты "Протон" со спутником "Экспресс-А" на борту. Напомним, что именно с этим спутником ракета "Протон" потерпела аварию в октябре прошлого года. На этот раз запуск был отложен до 29 марта, как было сказано, по техническим причинам. Никаких подробностей о характере неполадок не сообщается. (www.avia.ru)

Старт ракеты TAURUS остановил маленький островок в Тихом океане

/InfoArt News Agency/

27 февраля с базы ВВС США Ванденберг должен был состояться запуск ракеты Taurus с экспериментальным военным спутником на борту. Однако он был отложен до разрешения проблем с безопасностью запуска для населения одного маленького островка в Тихом океане. Оказывается именно в районе этого острова должна была упасть отработавшая третья ступень ракеты. Ранее предполагалось, что этот остров, имеющий название Мария, необитаем, во всяком случае, такие сведения фигурировали в базе данных ООН. Но буквально накануне старта выяснилось, что там живут около двухсот человек.

Остров Мария имеет координаты 21.88 градусов южной широты и 136,33 градуса западной долготы. Это один из 118 островов и атоллов, образующих Французскую Полинезию, которая до сих пор принадлежит Франции. Теперь вопрос с запуском будет решаться на уровне Государственного департамента США. Предлагается, либо временно эвакуировать население острова либо изменить траекторию ракеты. На перепрограммирование бортового компьютера ракеты на новую траекторию уйдет около месяца, а вывести народ с острова можно гораздо быстрее. (www.avia.ru)

NASA выбирает оборудование для будущего космического гамма-телескопа

/InfoArt News Agency/

Космическое агентство NASA собирается в 2005 году запустить на орбиту очередной космический гамма-телескоп под названием Gamma Ray Large Area Space Telescope (GLAST). Телескоп GLAST должен будет исследовать гамма-излучение черных дыр, ядер галактик и других энергетических объектов во Вселенной в более широком диапазоне длин волн, чем это возможно с помощью существующих гамма-детекторов, в том числе и с помощью установки EGRET на космическом телескопе Compton Gamma Ray Observatory.

На днях было объявлено о том, что в качестве основного оборудования на нем будет использоваться детектор гамма-излучения, разработанный консорциумом во главе со Стэнфордским университетом. Этот детектор позволяет определять энергию гамма-излучения и направление, откуда оно пришло. Конкретные работы по этому проекту начнутся не раньше 2002 г. Как сообщается сам космический аппарат будет, скорее всего, собран из компонентов, указанных в каталоге Rapid II, где перечисляются выпускаемые различными производителями детали для космических аппаратов. В число этих поставщиков входят компании Ball Aerospace, Lockheed Martin и Orbital Sciences Corporation. Такой подход позволит сократить время разработки космического корабля и его стоимость.

По оценкам NASA, стоимость космического гамма-телескопа GLAST составит около 200 млн. дол., из них 70 млн. дол. будет потрачено на основной его инструмент - гамма-детектор. (www.avia.ru)

01.03.2000 г.
   Зонд STARDUST отметил первую годовщину своего полета

/InfoArt News Agency/

Исследовательский зонд Stardust был выведен в космос в феврале прошлого года. Всего его миссия рассчитана на 7 лет. Основной целью его экспедиции является комета Wild-2. Зонд прилетит к ней в 2004 г. и должен будет собрать в хвосте кометы пыль и прочие осколки. Собранные образцы будут затем в специальной капсуле сброшены на Землю, когда зонд в очередной раз пролетит мимо Земли. По пути к комете зонд Stardust также будет собирать космическую пыль. Сейчас идет первый такой сезон сбора пыли.

Зонд Stardust - это уже третья миссия европейских космических кораблей к кометам. Первый был направлен к комете Галлея в 1986 г., а второй - к комете 26P/Grigg-Skjellerup в 1992 г. Однако это будет первая экспедиция, во время которой собранные образцы должны будут вернуться на Землю.

Зонд Stardust уже год летит к своей цели. По сообщению из центра управления полетом, сейчас все его системы работают нормально, хотя за этот год были выявлены определенные проблемы в программном обеспечении бортового компьютера.

Комета Wild-2 при взгляде с Земли представляет собой довольно "тусклый" объект. К тому же она появилась во внутренних районах солнечной системы совсем недавно. Раньше она вращалась вокруг Солнца по орбите, лежавшей между Юпитером и Ураном. Но в сентябре 1974 г. эта комета прошла слишком близко от Юпитера, а именно, на расстоянии 0,006 астрономических единиц (около 900 тыс. км), в результате чего ее орбита изменилась, и теперь она располагается внутри орбиты Марса.

Почему же для исследований была выбрана именно комета Wild-2? Потому, что совсем недавно она обитала во внешней части солнечной системы, где "на холоде" она хорошо сохранилась, то есть материал, из которого она состоит еще не испарился под действием солнечного излучения. Если бы комета Wild-2 совершила уже тысячу витков вокруг Солнца, то она потеряла бы уже большую часть своих летучих компонентов, и у нее уже не осталось бы хвоста. Когда в 2004 г. зонд Stardust прилетит к комете, она к этому времени совершит только пятый виток вокруг Солнца. Как говорится, комета оказалась в нужное время и в нужном месте. (www.avia.ru)

"Шаттл" ATLANTIS готовится к полету на международную космическую станцию

/InfoArt News Agency/

Полным ходом идет подготовка к старту первой в этом году экспедиции "шаттла" Atlantis к Международной космической станции. Это будет миссия STS-101 (2A.2a). Пока относительно даты запуска сообщается только то, что старт состоится не раньше 13 апреля 2000 г. Напомним, что недавно было принято решение о разделе первоначальной программы этой миссии на две экспедиции. Первая состоится как раз в апреле, а вторая - не раньше 19 августа, после запуска российского служебного модуля "Звезда".

В составе экипажа миссии STS-101 командир Джеймс Хэлселл (James Halsell), штурман Скотт Горовиц (Scott Horowitz) и специалисты Мари Элен Вебер (Mary Ellen Weber), Джеффри Уильямс (Jeffrey Williams), Сьюзен Хелмс (Susan Helms), Джеймс Восс (James Voss) и российский космонавт Юрий Усачев. Экипаж проведет регламентные и ремонтные работы в уже имеющихся на орбите модулях "Заря" и Unity.

Члены экипажа уже посетили Космический центр им. Кеннеди, где идет подготовка "шаттла" к старту, и провели проверку аппаратуры, с которой им придется работать. Техники уже завершили проверку на герметичность жилого модуля и системы стыковки "шаттла". Техники сейчас ведут проверку работы систем электропитания и кабельного хозяйства в отсеке для экипажа. (www.avia.ru)

Европейское космическое агентство приглашает студентов к участию в экспериментах по микрогравитации

/InfoArt News Agency/

Европейское космическое агентство (ESA) в октябре этого года в течение двух недель будет проводить во Франции полеты специально оборудованного аэробуса A-300 с моделированием невесомости. Во время этих полетов по параболической траектории в салоне самолета будут проводиться эксперименты по микрогравитации. Причем к участию в этих экспериментах приглашаются и студенты. Для этого будут отобраны 30 студенческих исследовательских групп общей численностью около 120 человек.

Для участия в этом конкурсе приглашаются студенты не моложе 18 лет, которые должны до 31 марта представить предварительные описания предлагаемых ими экспериментов по микрогравитации. Итоги конкурса будут подведены 1 июня. Как сообщается, особо выдающиеся эксперименты, предложенные участниками конкурса, возможно, будут затем реализованы на Международной космической станции. (www.avia.ru)

GNSS - будущая европейская спутниковая система глобального позиционирования и навигации

/InfoArt News Agency/

Европейское космическое агентство (ESA), Европейская комиссия и Европейское управление по безопасности и навигации на авиатранспорте (Eurocontrol) сейчас заняты программой создания спутниковой системы глобального позиционирования и навигации Global Positioning and Navigation Satellite System (GNSS).

Система GNSS будет реализована в 2 этапа. На первом этапе будет создана система GNSS-1, которая будет работать с использованием сигналов, поступающих с находящихся сейчас на орбите американских спутников системы глобального позиционирования GPS и российских спутников системы "Глонасс". Второй этап предусматривает создание системы второго поколения GNSS-2, которая будет предоставлять расширенный набор услуг по позиционированию и навигации обычным пользователям. На втором этапе в систему будет включен запущенный к тому времени спутник Galileo, принадлежащий ESA.

В системе GNSS-1 будет работать европейская геостационарная навигационная система EGNOS (European Geostationary Navigation Overlay System). Она должна будет увеличить точность информации, передаваемой со спутников систем GPS и "Глонасс". Сейчас система EGNOS существует в виде усеченной своей версии, которая была создана компанией Alcatel Space. В этой системе должны использоваться три геостационарных спутника и соответствующая наземная инфраструктура, охватывающая 40 городов (38 европейских, и по одному во Французской Гвиане на космодроме Куру и в ЮАР). Сейчас на орбите находятся 2 спутника - Inmarsat 3 Indian Ocean Region (IOR) и Atlantic Ocean Region East (IOR-E). Третий спутник - Artemis - еще только предстоит вывести в космос.

Система EGNOS начнет работу в конце 2003 г., а в 2008 г. с выводом на орбиту спутника Galileo она достигнет своей "проектной" мощности. Следует отметить, что аналогичные системы сейчас разрабатываются в США (Wide Area Augmentation System, WAAS) и в Японии (MTSAT Satellite based Augmentation System, MSAS). Как сообщается, все эти системы EGNOS, WAAS и MSAS будут полностью совместимы. (www.avia.ru)