Май 2000 г.

31.05.2000 г.
   Измерены вариации температуры поверхности Плутона

/InfoArt News Agency/

Группа астрономов из Парижской обсерватории провела измерения температуры поверхности Плутона. Для этого использовались данные, полученные с инфракрасного космического телескопа Infrared Space Observatory (ISO). Оказалось, что температура Плутона не является постоянной и что она отличается в разных областях этой маленькой планеты. Для определения температуры поверхность Плутона наблюдали в дальнем инфракрасном диапазоне длин волн. Поверхность Плутона не отражает солнечный свет в этом спектральном диапазоне, то есть в этом диапазоне наблюдается только собственное излучение поверхности планеты, соответствующее ее температуре.

Полученные данные подтвердили результаты более ранних исследований, согласно которым температура поверхности этой дальней планеты составляет -238 градусов С. Однако на этот раз были проведены исследования температуры поверхности на протяжении всего периода обращения Плутона вокруг своей оси, который равен 6,4 земным дням. В результате были обнаружены такие области планеты, где поверхностная температура выше и составляет -208 градусов С. Причем самые теплые области поверхности в видимом свете выглядят самыми темными, тогда как самые яркие пятна в видимом диапазоне длин волн соответствуют самым холодным областям. В принципе такой результат и ожидался. Темные области отражают меньше солнечного света, и, значит, больше поглощают его, а значит, и больше нагреваются. Ну а яркие зоны отражают больше излучения и меньше его поглощают, следовательно, они являются более холодными.

Пока еще остается неясным, как изменяется температура поверхности Плутона при его вращении вокруг Солнца по эллиптической орбите. Ближайшую к Солнцу точку в своей орбите Плутон прошел 10 лет назад и сейчас удаляется от нашего светила, охлаждаясь при этом.

В ближайшее время новую информацию о температуре Плутона со спутника ISO получить уже не удастся, поскольку его миссия закончилась в мае 1998 г. Однако сейчас разрабатывается новое поколение космических инфракрасных телескопов, которые смогут продолжить эти исследования. Кроме того, на 2004 г. NASA запланировало экспедицию зонда Pluto-Kuiper Express, который сможет составить более подробную карту распределения поверхностной температуры планеты. Этот зонд прилетит к Плутону в 2010 г. (www.avia.ru)

В Китае создана новая система слежения и управления космическими кораблями

/InfoArt News Agency/

По сообщению информационного агентства Xinhua, в Китае только что завершено строительство модернизированной системы слежения, телеметрии и управления космическими аппаратами. Эта система соответствует международным стандартам. Она может отслеживать местоположение и управлять запусками ракет на разных космодромах страны, а также может следить за работой спутников, находящихся на самых разных орбитах. Как сообщается, эта сеть работает на базе Internet. Она будет обеспечивать работу спутников на низких, средних и высоких орбитах в течение ближайших десяти лет.

Первая такая система в Китае была создана в 60-х годах. Она располагалась в Центре управления в Ксиане в провинции Шаанкси в центральной части Китая. Теперь к этой площадке добавлены центры управления в Донгфенге и в Пекине. Ну и конечно же, существенно увеличена пропускная способность самой сети. (www.avia.ru)

Рентгеновский телескоп XMM-NEWTON обнаружил внезапно потускневшую черную дыру

/InfoArt News Agency/

Новый европейский рентгеновский космический телескоп XMM-Newton в апреле этого года наблюдал объект LMC X-3, в котором, как предполагается, имеется черная дыра. Во время наблюдений был зафиксировано неожиданное и резкое (в 100 раз) ослабление яркости рентгеновского излучения этого объекта. Пока системы телескопа XMM-Newton проходят настройку и калибровку, поэтому наблюдения велись за хорошо известным объектом, который был обнаружен 30 лет назад. Во время предыдущих наблюдений этого объекта его яркость в рентгеновском диапазоне длин волн была постоянной. Поэтому сначала возникли предположения о каких-то неполадках с оборудованием XMM-Newton, но затем резкое ослабление излучения было подтверждено и другим космическим аппаратом - Rossi X-Ray Timing Explorer, принадлежащим NASA.

Почему LMC X-3 вдруг неожиданно "потух" остается загадкой для астрономов. Для ее разрешение планируется произвести съемку этого объекта в видимом и ультрафиолетовом диапазонах длин волн с помощью небольшого оптического телескопа, установленного на XMM-Newton. (www.avia.ru)

Космический телескоп CHANDRA измерил скорость ветра в окрестностях черной дыры

/InfoArt News Agency/

Космический рентгеновский телескоп Chandra исследовал окрестности гигантской черной дыры в активной галактике NGC 3783 и измерил воздействие мощного излучения, испускаемого материей перед ее засасыванием в эту черную дыру. Это излучение нагревает окружающий газ и порождает ветер, вырывающийся из гравитационного поля черной дыры со скоростью около полутора миллионов километров в час. С помощью спектра был определен состав этого ветра, почти полностью окружающего черную дыру. Как оказалось он содержит кислород, неон, магний, кремний, серу, аргон и железо.

Диаметр центральной черной дыры в галактике NGC 3783 в 100 раз превышает диаметр нашего Солнца, а мощность ее излучения в миллиард раз больше чем у Солнца. Окружающий газ всасывается в черную дыру со скоростью, почти равной скорости света. Часть излучения черной дыры поглощается этим газом, в результате чего электроны в этом газе переходят в состояния с более высокой энергией, и часть из них отрывается от своих атомов. Такой газ, нагретый до сотен тысяч градусов и даже выше, устремляется прочь от черной дыры. (www.avia.ru)

30.05.2000 г.
   "Шаттл" ATLANTIS совершил посадку на мысе Канаверал

/InfoArt News Agency/

29 мая "шаттл" Atlantis совершил посадку на территории космического центра им. Кеннеди в соответствии с ранее намеченными планами - в 2 часа 20 мин по местному времени (10 часов 20 мин мск). Это была 14-ая ночная посадка "шаттла" за 19-летнюю историю их полетов.

Таким образом, экспедиция Atlantis'а к Международной космической станции длилась 9 дней 20 часов и 9 минут. Программа полета была выполнена полностью. "Шаттл" доставил на станцию около 1300 кг разнообразных грузов. Экипаж установил на внешней поверхности станции российский кран и несколько поручней, которые будут использовать будущие строители станции. На модуле Unity заменили неисправную антенну. Внутри модуля "Заря" произвели замену четырех из шести батарей питания. Была также исправлена система вентиляции на МКС, установлены новые компьютеры, проведен необходимый ремонт оборудования. (www.avia.ru)

Европейский спутник отправится в космос на борту японской ракеты

/InfoArt News Agency/

По сообщению агентства Reuters со ссылкой на представителей японского космического агентства, в феврале будущего года может состояться запуск европейского спутника на борту японской ракеты H2-A. Причем Европейское космическое агентство не отказалось от этих планов, несмотря на две последних аварии при запусках ракет H2. H2-A - это модернизированный вариант ракеты H2. Она должна будет вывести на орбиту европейский спутник ARTEMIS (Advanced Relay and Technology Mission Satellite). Кроме этого спутника на той же ракете будет выведен в космос японский спутник, который проведет эксперименты по быстрому спуску в атмосфере Земли. (www.avia.ru)

Компания HUGHES отказывается от контракта с японским космическим агентством

/InfoArt News Agency/

Американская компания Hughes Space and Communications International уведомила Японское национальное агентство по космическим исследованиям (National Space Development Agency, NASDA) о намерении разорвать с ним ранее заключенный контракт. Этот контракт предусматривал запуск 10 спутников на ракетах H-2A (более мощная, но менее дорогая версия ракеты H-2). Сумма контракта составляла 830 млн дол.

Такое решение было принято из-за двух последних аварий во время запусков ракет H-2. Двигатель с этой ракеты будет использоваться и в новой ее версии H-2A. Из-за этих аварий первый запуск ракеты H-2A пришлось отложить с февраля 2000 г. на март 2001 г. (www.avia.ru)

В России идет разработка ракеты для системы "ВОЗДУШНЫЙ СТАРТ"

/InfoArt News Agency/

Российская компания "Воздушный старт" (Air Launch) сейчас занимается разработкой ракеты "Полет", которая будет использоваться для запуска спутников с борта транспортного самолета Ан-124. Предполагается, что эта ракета будет готова к 2003 г. Для завершения ее разработки создателям нужно еще 130 млн дол.

Ракета "Полет" будет выводить на низкую околоземную орбиту небольшие спутники весом до 400 кг. Ракету предполагается сбрасывать из грузового отсека самолета. После этого с помощью парашюта ракета должна занять вертикальное положение. И только затем будут включаться двигатели ракеты. За время всех этих процедур самолет успеет отлететь на безопасное расстояние.

Основное преимущество этот системы состоит в резком снижении стоимости космических запусков: вывод на орбиту 1 кг полезной нагрузки будет стоить около 4800 дол., тогда как во время наземных стартов она составляет от 10 до 22 тыс. дол. (www.avia.ru)

Два иностранных микроспутника отправятся на орбиту вместе с российским военным спутником

/InfoArt News Agency/

28 июня на космодроме Плесецк состоится запуск ракеты "Космос", которая выведет на орбиту сразу три спутника. Основной нагрузкой будет российский военный навигационный спутник "Надежда" системы COSPAS-SARSAT. Вторым будет китайский микроспутник Tsinghua-1, а третьим - английский наноспутник SNAP-1. Спутники Tsinghua-1 и SNAP-1 предполагается вывести на солнечно-синхронную орбиту высотой 650 км.

Микроспутник Tsinghua-1 был построен для пекинского Университета Tsinghua английской компанией Surrey Satellite Technology Limited (SSTL). Это будет первый демонстрационный спутник для созвездия из пяти микроспутников, предназначенного для мониторинга различных природных и рукотворных катастроф. Спутник Tsinghua-1 также будет проводить исследования в области коммуникационных технологий.

Наноспутник SNAP-1 производства SSTL весит всего лишь 6 кг. На нем будет установлена миниатюрная навигационная система GPS, миникомпьютер, двигатель и система контроля высоты. Он предназначается для инспектирования технического состояния других спутников на орбите. (www.avia.ru)

На модуле "ЗВЕЗДА" на Байконуре прошли подготовку 4 международных экипажа

/InfoArt News Agency/

Из Байконура в Москву вернулись четыре международных экипажа космонавтов и астронавтов, которые проходили тренировочный курс на российском модуле "Звезда". Этот модуль находится сейчас на космодроме для подготовки его к запуску к Международной космической станции. Старт запланирован на 12 июля 2000 г.

Подготовку на модуле "Звезда" прошли следующие экипажи: Владимир Дежуров, Михаил Турин и Кеннет Бауэрсокс (Kenneth Bowersox) - дублеры первой постоянной экспедиции на МКС; Билл Шеппард (Bill Sheppard), Юрий Гидзенко и Сергей Крикалев - первый постоянный экипаж МКС, который должен отправиться на станцию 30 октября; Эдвард Лу (Edward Lu), Дэниэл Бербэнк (Daniel Burbank), Юрий Маленченко и Борис Моруков - отправятся на МКС в на борту "шаттла" миссии STS-106; Геннадий Падалка и Николай Бударин - "аварийный" экипаж, называемый еще "нулевым", они отправятся к МКС, если автоматическая стыковка модуля "Звезда" со станцией по каким-либо причинам не состоится, тогда они вручную пристыкуют этот модуль к МКС.

Космонавты и астронавты исследовали модуль "Звезда" снаружи и изнутри, чтобы изучить оборудование и элементы модуля, которые нельзя воспроизвести на тренажерах в Звездном городке. (www.avia.ru)

29.05.2000 г.
   Задержки с запуском ракеты ATLAS 3A обошлись в 1 млн. долл.

/InfoArt News Agency/

24 мая с космодрома на мысе Канаверал успешно стартовала ракета Atlas 3A. Она вывела на орбиту европейский спутник связи Eutelsat W4. Однако это была пятая попытка ее запуска. По словам директора программы Atlas 3 компании Lockheed Martin Эдриана Лаффитта (Adrian Laffitte), каждая из четырех неудачных попыток запуска стоила компании около 250 тыс. дол. Таким образом, четыре задержки обошлись Lockheed Martin в 1 млн дол. Особенно возмутила Лаффитта ситуация, возникшая во время четвертой попытки старта, когда, несмотря на заблаговременные предупреждения, в запретную зону в окрестностях космодрома зашли частные морские суда и залетел самолет. То есть ВВС США и береговая охрана не смогли обеспечить безопасные условия запуска. Из-за этого старт был задержан, а потом после разрешения проблемы со сбоем компьютера, времени до конца окна запуска уже не осталось. (www.avia.ru)

Экипаж "шаттла" ATLANTIS завершил работы на международной космической станции

/InfoArt News Agency/

Экипаж "шаттла" Atlantis выполнил весь запланированный объем работ на борту Международной космической станции. В ходе экспедиции был совершен один выход в открытый космос, во время которого астронавты Джим Восс и Джеффри Уильямс установили на внешней поверхности станции российский кран "Стрела" и несколько монтажных поручней, а также заменили неисправную антенну на модуле Unity. Во время работ во внутренних помещениях МКС была проведена замена четырех из шести батарей на модуле "Заря", а также установлено другое оборудование. Кроме того, с помощью двигателей Atlantis'а орбита МКС была поднята почти на 44 км.

Астронавты занимались и погрузочно-разгрузочными работами. С "шаттла" на МКС и со станции в грузовой отсек Atlantis'а они перенесли в общей сложности около 1,5 тонн разных грузов.

Утром 26 мая в 8 часов 04 мин по Гринвичу (12 часов 04 мин мск) переходной люк между "шаттлом" и МКС был закрыт, а в 23 часа 03 мин (27 мая в 3 часа 03 мин мск) Atlantis отстыковался от МКС. Посадка на территории космического центра им. Кеннеди во Флориде назначена на сегодня 29 мая в 2 часа 20 мин местного времени (10 часов 20 мин мск). (www.avia.ru)

NASA готовится к спуску с орбиты космического гамма-телескопа

/InfoArt News Agency/

Несмотря на просьбы астрономов продолжить эксплуатацию космического гамма-телескопа Compton Gamma Ray Observatory (CGRO), NASA не отказалось от планов сведения его с орбиты. 28 мая было проведено тестовое включение двигателей CGRO, а 30 мая начнется серия маневров, которая закончится 4 июня, когда телескоп войдет в плотные слои атмосферы над безлюдной зоной в восточной части Тихого океана.

NASA решило спустить с орбиты этот 15-тонный телескоп после того, как вышел из строя один из его гироскопов. Телескоп мог бы работать и с двумя гироскопами, но NASA опасается, что после поломки еще одного гироскопа телескоп станет неуправляемым, и его обломки могут упасть на населенные районы. Предполагается, что некоторые из обломков могут быть довольно крупными - весом около 1 тонны.

Специалисты по гамма-астрономии решительно возражали против таких планов и предлагали разные способы решения проблемы с гироскопами. Было отправлено множество писем членам Конгресса США с просьбой помешать уничтожению телескопа, но было уже поздно. Астрономы сами признали, что кампанию протеста нужно было начать хотя бы на месяц раньше. (www.avia.ru)

Посадка "шаттла" ATLANTIS может быть отложена из-за плохой погоды

/InfoArt News Agency/

По планам NASA, посадка "шаттла" Atlantis должна состояться во Флориде в космическом центре им. Кеннеди сегодня 29 мая в 2 часа 20 мин по местному времени (10 часов 20 мин мск). Однако плохая погода в районе посадки может задержать "шаттл" на орбите. Тогда Atlantis'у придется сделать еще как минимум один виток вокруг Земли. В этом случае приземление состоится в 3 часа 56 мин местного времени (11 часов 56 мин мск).

Если метеоусловия на космодроме не позволят совершить посадку сегодня утром, то еще две попытки будут предприняты завтра. Если и к этому времени погода не улучшится, то посадка будет перенесена на 31 мая, и состоится она либо в центре им. Кеннеди во Флориде, либо на базе ВВС Эдвардс в Калифорнии.

Экипаж, похоже, рад провести еще один день на орбите, особенно командир Джим Халселл. После этой экспедиции его ждет бумажная работа в центре им. Кеннеди, и в космос он, скорее всего, уже не полетит. (www.avia.ru)

26.05.2000 г.
   Идентифицирован пятнадцатый марсианский метеорит

/InfoArt News Agency/

В январе этого года в пустыне на территории Омана был найден метеорит, который после проведенных исследований был идентифицирован как имеющий марсианское происхождение. Причем это всего лишь 15-й марсианский метеорит из более чем 20 тысяч метеоритов, найденных на поверхности Земли.

Исследования метеорита проводились в Москве в Институте геохимии и аналитической химии им. Вернадского. Там он и получил имя "Dhofar 019" по названию местности, где он был найден человеком, пожелавшим остаться неизвестным. Вес этого метеорита - 1,056 кг. (www.avia.ru)

Экипаж ATLANTISа продолжает работы на борту МКС

/InfoArt News Agency/

Экипаж "шаттла" Atlantis продолжает работу на борту Международной космической станции (МКС). Сьюзен Хелмс (Susan Helms), Джим Восс (Jim Voss) и Юрий Усачев произвели замену четвертой из шести батарей на модуле "Заря". Таким образом, полностью выполнены все намеченные работы по замене функционировавших нестабильно или вышедших из строя батарей. Это была одна из основных задач в программе экспедиции. Первые две из новых батарей уже полностью зарядились и функционируют нормально. С третьей батареей возникли небольшие проблемы, но по заявлению специалистов, они связаны не с самой батареей, а с проблемами наземного коммуникационного оборудования, использовавшегося для проверки работы батареи. Был проведен также ряд более мелких ремонтных работ на станции.

Командир экипажа Джим Халселл (Jim Halsell) и штурман Скотт Горовиц (Scott Horowitz) выполнили вторую серию включений двигателей "шаттла" для подъема орбиты МКС. Всего запланировано три таких сеанса, в результате чего орбита МКС будет поднята на 43,6 км. Это делается для того, чтобы компенсировать снижение орбиты станции из-за трения в верхних слоях атмосферы Земли.

Экипаж также продолжал погрузочно-разгрузочные работы. В общей сложности астронавты должны перенести из "шаттла" в помещения МКС около 1350 кг разнообразных грузов.

Был также выполнен ряд более мелких ремонтных работ на борту МКС. Установлены новая радиотелеметрическая система и новые записывающие устройства на нескольких системах станции.

Экипаж должен завершить работы на МКС сегодня вечером. Отстыковка "шаттла" намечена на сегодня 26 мая в 23 часа 07 мин по Гринвичу (27 мая 4 часа 07 мин мск). Посадка на территории космического центра им. Кеннеди должна состояться 29 мая в 2 часа 18 мин по местному времени (10 часов 18 мин мск). (www.avia.ru)

На полигон для испытаний доставлен макет экспериментального корабля X-37

/InfoArt News Agency/

С завода корпорации Boeing на полигон NASA в космическом центре Dryden Flight Research Center доставлен макет экспериментального корабля многоразового использования X-37. Размеры макета, который получил название X-40A, составляют 85% от размеров X-37. Он доставлен на полигон для проведения очередной серии испытаний. Ранее испытания X-40A проводились на базе ВВС США Holloman. Теперь ему предстоит серия наземных и воздушных испытаний, в том числе десантирование с вертолета для проверки систем навигации и управления, которые будут использоваться в X-37.

Корабль X-37 предназначается для испытания новых технологий, которые предполагается использовать в кораблях многоразового использования нового поколения. Первые два полета X-37 совершит на борту "шаттла" в 2002/2003 гг. Предполагается, что новый корабль будет более безопасным и надежным. При этом планируется снизить стоимость вывода в космос 1 кг полезной нагрузки с 25 тыс. дол. до 2,5 тыс. дол. (www.avia.ru)

Европейский спутник связи ECS-5 списан после 12 лет безупречной работы

/InfoArt News Agency/

Компания Eutelsat решила вывести из эксплуатации принадлежащий ей спутник связи ECS-5, который успешно работал в течение 12 лет. Запуском и обслуживанием этого спутника занималось Европейское космическое агентство (ESA), оно теперь будет обеспечивать и его безопасный спуск с орбиты. Все эти работы должны быть завершены к концу мая.

В серию спутников ECS первоначально входило 5 аппаратов, но один из них был потерян при запуске из-за аварии ракеты носителя. Четыре оставшихся спутника ECS обеспечивали работу служб связи на территории Европы, в том числе служб цифровой телефонии, международного телевизионного вещания, кабельного телевидения, мобильной связи и т.п. Часть этих служб обслуживали территории и за пределами Европы. Изначально спутники были рассчитаны на работу в течение 7 лет, но все они успешно продолжали работать и после этого гарантийного срока.

Запуск первого спутника из этой серии состоялся в 1983 г. Он проработал на орбите 13 лет, после чего был планово выведен из эксплуатации, спутник ECS-2 отработал 9 лет. Спутник ECS-4 находится на орбите в течение 12,5 лет и, как предполагается, еще будет работать некоторое время. Ну а вскоре после сведения с орбиты спутника ECS-5 планируется запустить следующий европейский спутник связи Artemis. (www.avia.ru)

Европейский спутник связи ECS-5 списан после 12 лет безупречной работы

25.05.2000 г.
   Комиссия АН США планирует строительство новых телескопов

/Финмаркет/

Доходы компании в области космического оборудования и связи в 1999 г. составили 6,8 млрд долл. по сравнению с 6,9 млрд в 1998 году. Значительная доля дохода компании от совместных предприятий относится к деятельности сегмента космического оборудования и связи. Основными совместными предприятиями являются Sea Launch и United Space Alliance. Программа международной космической станции, на долю которой пришлось примерно 19 проц. поступлений последних двух лет, принесла более 15 проц. доходов. Об этом сообщили в московском представительстве компании Boeing. Sea Launch - это предприятие по запуску коммерческих спутников с норвежскими, российскими и украинскими партнерами. Доля Boeing составляет 40 проц., доля РКК "Энергия" (Россия) - 25 проц., Kvaerner Maritime (Норвегия) - 20 проц. и КБ "Южное"/ПО "Южмаш" (Украина) - 15 проц. В 1999 г. предприятие понесло убытки в связи с расходами на развитие, демонстрационный запуск и первоначальные операции. В производственные доходы сегмента космического оборудования и связи включены убытки в размере 57 млн и 87 млн долл. за 1999 и 1998 годы., связанные с деятельностью Sea Launch. (www.avia.ru)

24.05.2000 г.
   Доходы компании BOEING в области космического оборудования и связи в 1999 г. составили 6,8 млрд.долл.

/InfoArt News Agency/

Комиссия национальной академии наук США опубликовала доклад "Астрономия и астрофизика в новом тысячелетии" ("Astronomy and Astrophysics in the New Millennium") с рекомендациями по поводу развития астрономических исследований на ближайшие 10 лет. В этих рекомендациях содержатся планы строительства новых обсерваторий и нового космического телескопа.

В докладе имеется список приоритетных астрономических исследований, проектов строительства телескопов и других инициатив, на реализацию которых потребуется 4,7 млрд дол. Список возглавляет космический телескоп нового поколения Next Generation Space Telescope (NGST), который должен стать "продолжателем" дела телескопа Hubble. Телескоп предполагается вывести в космос в 2008 г. Он будет иметь основное зеркало диаметром 8 м, то есть его размер более чем втрое превысит размеры зеркала телескопа Hubble. Телескоп NGST будет вести исследования в видимом и инфракрасном диапазоне длин волн.

Следующим в списке приоритетных проектов стоит гигантский телескоп с сегментированны зеркалом Giant Segmented Mirror Telescope (GSMT). Это наземный телескоп с зеркалом общим диаметром 30 м, но зеркало это будет состоять из решетки зеркальных сегментов. По своим размерам GSMT превзойдет два 10-метровых телескопа обсерватории Keck на Гавайях, которые сейчас являются самыми крупными оптическими телескопами в мире.

Далее в списке первоочередных проектов стоят космическая обсерватория из четырех рентгеновских телескопов Constellation-X Observatory; космический инфракрасный интерферометр Terrestrial Planet Finder (TPF), предназначенный для поиска далеких планет, похожих по размерам на нашу Землю; и одноапертурный 8-метровый космический телескоп дальнего ИК диапазона Single-Aperture Far Infrared (SAFIR), который будет вести наблюдения на более длинных волнах, чем телескоп NGST. Предлагается также провести модернизацию радиотелескопа Very Large Array в Нью-Мексико и построить телескоп Large-aperture Synoptic Survey Telescope с апертурой в 6,5 м, который будет сканировать небо в поисках околоземных объектов, сверхновых звезд и т.д. (www.avia.ru)

В INTERNET-галерее Марса появилось 20 тыс. новых фотографий

/InfoArt News Agency/

Более 20 тыс. новых изображений Марса, сделанных орбитальной станцией Mars Global Surveyor (MGS), недавно были добавлены в Internet-галерею фотографий этой планеты. Сейчас этот онлайновый архив фотографий Марса охватывает период с сентября 1997 г., когда зонд MGS начал маневр аэродинамического торможения прежде чем занять свою нынешнюю орбиту, до августа 1999 г. Многие из этих изображений имеют разрешение порядка 10 м, так что на поверхности Марса можно разглядеть довольно небольшие объекты. Установленный на MGS узкоугольный телескоп позволяет получать изображения с разрешением около 1,5 м, но из-за очень большого объема данных получаемых при такой съемке, такой режим нельзя было использовать непрерывно. Ну а широкоугольная камера позволяет получать изображения с разрешением около 7,5 км.

Зонд Mars Global Surveyor был запущен 7 ноября 1996 г. К Марсу он прибыл 12 сентября 1997 г. С тех пор он сделал более 5 тысяч витков вокруг этой планеты, а с марта 1999 г. MGS ведет систематическую картографическую съемку поверхности Марса.

Архив фотографий Марса можно найти по адресу http://www.msss.com/moc_gallery/, а подборку "избранных" изображений можно найти по адресам photojournal.jpl.nasa.gov/new и mars.jpl.nasa.gov/mgs. (www.avia.ru)

Успешные испытания модернизированного двигателя для ракеты ARIANE 5

/InfoArt News Agency/

Европейское и Французское космические агентства сообщили об успешном проведении испытаний мореднизированной версии твердотопливного двигателя для ракеты Ariane 5. Испытания проводились на территории космического центра во Французской Гвиане. Во время огневых испытаний двигатель работал на стенде в течение 140 секунд.

Как сообщается, модернизированный двигатель позволит увеличить общую грузоподъемность этой мощной ракеты при одновременном снижении затрат на ее производство. Сейчас ракета Ariane 5 может вывести на геостационарную орбиту груз весом в 5,9 тонн, а с модернизированным двигателем - на 200 кг больше. Первый запуск ракеты Ariane 5 с новой версией двигателя запланирован на 2002 г. Но на этом программа модернизации ракеты не закончится, и к 2005 г. планируется довести ее грузоподъемность до 12 тонн. (www.avia.ru)

"Шаттл" ATLANTIS поднимает орбиту Международной космической станции

/InfoArt News Agency/

Экипаж "шаттла" Atlantis продолжает свою работу во внутренних помещениях Международной космической станции. Сьюзен Хелмс (Susan Helms) и Юрий Усачев заменили третью батарею на модуле "Заря". Остальные члены экипажа были заняты переносом грузов с "шаттла" на МКС, заменой десяти индикаторов дыма и четырех вентиляторов. Астронавты также установили новую кабельную систему для центрального компьютера модуля "Заря".

Вчера командир экипажа Джим Халселл (Jim Halsell) и штурман Скотт Горовиц (Scott Horowitz) 27 раз в течение часа включали двигатели "шаттла" и подняли орбиту МКС на 16 км. Аналогичные маневры будут проводиться еще дважды, в результате чего высота орбиты станции должна увеличиться на 43,6 км.

Отстыковка "шаттла" от МКС должна состояться 26 мая, а приземлении на территории космического центра им. Кеннеди намечено на 29 мая в 2 часа 19 мин местного времени (10 часов 19 мин мск). (www.avia.ru)

Успешный запуск ракетыATLAS 3A

/InfoArt News Agency/

Пятая попытка первого запуска ракеты Atlas 3A с российским двигателем РД-180 оказалась успешной. Ракета стартовала с космодрома Канаверал 24 мая в 19 часов 10 мин по местному времени (25 мая 3 часа 10 мин мск). Первоначально запуск планировалось произвести в 17 часов 39 мин, но его пришлось отложить на полтора часа главным образом потому, что в запретной зоне вокруг космодрома оказался какой-то самолет, а в море - какое-то судно. Но длительность окна запуска составляла 2 часа 19 мин, поэтому эти проблемы удалось урегулировать.

Разгонный блок Centaur ракеты Atlas 3A успешно вывел европейский спутник связи Eutelsat W4 на переходную геосинхронную орбиту.

Напомним, что Atlas 3 - это первая американская ракета, на которой установлен российский двигатель. Компания Lockheed Martin начала разработку ракеты Atlas 3 семь лет назад. Перед инженерами компании была поставлена задача создать более совершенную, более надежную и более мощную ракету, чем ракеты серии Atlas 2. При этом стоимость этой ракеты должна была быть максимально низкой. Для повышения надежности ракеты было решено использовать только 2 ракетных двигателя вместо девяти, устанавливаемых на ракету Atlas 2AS, которая тогда была самой мощной в этой серии.

На создание такого двигателя был объявлен международный конкурс, который выиграло НПО "Энергомаш", из подмосковного города Химки. Официальное решение об использовании в разрабатываемой ракете Atlas 3 российского двигателя РД-180 было принято 20 декабря 1995 г. Двигатель РД-180 был построен на базе двигателя РД-170, который использовался в "Буране", в российской ракете "Энергия-М" и в украинской ракете "Зенит".

РД-180 считается самым эффективным двигателем в своем классе. Его планируется также использовать и в будущей ракете Atlas 5, первый полет которой запланирован на весну 2002 г.

Спутник связи Eutelsat W4, который вывела в космос ракета Atlas 3A, будет использоваться главным образом для обеспечения работы служб прямого телевизионного вещания на территории России в интересах холдинга "Медиа-Мост". Часть ретрансляторов спутника будет использоваться для телевизионного вещания и широкополосного Internet-доступа на территории северной Африки. (www.avia.ru)

Исследовательский зонд GALILEO выполнил облет самого большого спутника Юпитера - Ганимед

/InfoArt News Agency/

Исследовательский зонд Galileo 20 мая в 10 часов 00 мин по Гринвичу пролетел на расстоянии 809 км над поверхностью одного из спутников Юпитера - Ганимед. За время совершения этого маневра никаких существенных технических проблем с кораблем зафиксировано не было. Хотя в центре управления полетом были готовы к любым сбоям, так как Galileo уже давно находится в окрестностях Юпитера, и его оборудование подвергается воздействию мощного излучения этой планеты. Из-за этого излучения дважды произошла перезагрузка бортового компьютера корабля, но установленное на компьютере программное обеспечение правильно идентифицировало причину этих перезагрузок, поэтому зонд не был переведен в защищенный режим полета с отключением научного оборудования.

Теперь специалистам осталось только подождать, когда Galileo пришлет сделанные во время облета фотографии Ганимед и другую записанную научную информацию. Эти данные будут передаваться на Землю в течение нескольких месяцев. Во время облета производились наблюдения не только Ганимед, но и самого Юпитера и другого его спутника - Ио.

Следует отметить, что Ганимед - это не только самый большой спутник Юпитера, но и самый большой из спутников планет нашей солнечной системы, по размерам Ганимед больше Меркурия и Плутона и немного меньше Марса. Поверхность Ганимед смешанная - лед, иней, кратеры, котловины и гористые территории. (www.avia.ru)

Очередная попытка запуска ракеты ATLAS 3 должна состояться сегодня вечером

/InfoArt News Agency/

Состоялось уже четыре попытки запуска первой ракеты Atlas 3 с российским двигателем РД-180, а ракета все еще стоит на земле. Последняя из них была произведена в субботу 20 мая. Тогда обратный отсчет времени был остановлен из-за ошибки в программном обеспечении бортового компьютера, когда до старта оставалось уже 2 минуты 15 секунд. Очередная, пятая по счету, попытка должна состояться сегодня вечером в 17 часов 39 мин по местному времени мыса Канаверал (в Москве будет уже 25 мая 4 часа 39 мин). Длительность окна запуска 2 часа 19 мин. Метеорологи дают благоприятный прогноз погоды (80% вероятности, что погодные условия будут приемлемыми для запуска).

За время, прошедшее с предыдущей попытки запуска, была проведена замена всех клапанов систем заправки топливных баков жидким кислородом. (www.avia.ru)

Экипаж "шаттла" ATLANTIS начал работы внутри МКС

/InfoArt News Agency/

Экипаж "шаттла" Atlantis после завершения работ на внешней поверхности МКС начал работы внутри станции. Люк между Atlantis'ом и модулем Unity был открыт в ночь с 22 на 23 мая (23 мая в 4 часа 00 мин мск). Это сделали Сьюзен Хелмс (Susan Helms), Джим Восс (Jim Voss) и Юрий Усачев. Именно они вернутся на МКС в будущем году в качестве второго постоянного экипажа. Менее чем через час после открытия люка они вошли в модуль "Заря". Хелмс и Усачев произвели замену двух из шести батарей, установленных в модуле "Заря". Еще две батареи предстоит заменить немного позднее. Остальные члены экипажа занимались обслуживанием и ремонтом другого оборудования станции. В частности они поменяли огнетушители, которые выработали свой ресурс, и установили новый распределительный щит питания для коммуникационной антенны на модуле Unity.

Кроме того, одной из основных задач астронавтов при входе на станцию было определение состояния атмосферы во внутренних помещениях. Прошлый экипаж в свое время жаловался на головную боль и другие недомогания, что могло быть вызвано плохой циркуляцией воздуха. Однако на этот раз уровень углекислого газа в воздухе на станции оказался намного ниже предельно допустимого уровня.

Экипажу предстоит еще перенести с Atlantis'а на МКС около тонны разнообразных грузов от научного оборудования до тренажеров и контейнеров с водой. (www.avia.ru)

Российско-американский экипаж прибыл на космодром Байконур для подготовки к полету на МКС

/InfoArt News Agency/

По сообщению информационного агентства Reuters, 23 мая на космодром Байконур для проведения подготовки к полету на Международную космическую станцию (МКС) прибыл российско-американский экипаж. Это - Геннадий Падалка (командир экипажа), Николай Бударин и американский астронавт Кеннет Бауэрсокс (Kenneth Bowersox). Всего же на Байконуре пройдут подготовку шесть международных экипажей.

Россия должна этим летом оправить на МКС служебный модуль "Звезда". Модуль сейчас находится на космодроме Байконур. Его запуск запланирован на середину июля, но по сообщению некоторых специалистов с Байконура, он вряд ли состоится раньше середины августа. Отправившемуся на Байконур экипажу предстоит подробно изучить устройство модуля "Звезда". Этот экипаж, который условно назван "нулевым", отправится на МКС в том случае, если "Звезда" не сможет автоматически состыковаться со станцией. Тогда космонавты проведут стыковку вручную.

Ну а "первый" постоянный экипаж МКС в составе Юрия Гидзенко, Сергея Крикалева и американца Билла Шепеда (Bill Shepherd) отправится на станцию уже после "ввода в эксплуатацию" модуля "Звезда". Они полетят на МКС на российской ракете "Союз".

За три месяца, оставшихся до запуска "Звезды", на борту этого модуля должны пройти интенсивные тренировки шесть экипажей. (www.avia.ru)

Компания MIRCORP объявляет о планах дальнейшей эксплуатации станции "МИР"

/InfoArt News Agency/

Компания MirCorp официально объявила о том, что космонавты Сергей Залетин и Александр Калери вернутся на Землю, как и было запланировано, в середине июня, тем самым завершив полет, целью которого была подготовка космической станции "Мир" к коммерческому использованию.

В течение этого полета, начавшегося в начале апреля 2000 года, многие вещи были сделаны впервые: это первая экспедиция на космическую станцию, финансируемая негосударственными структурами, впервые проведен ряд работ на борту космической станции, финансируемой за счет частных средств, впервые совершен выход в открытый космос, также профинансированный за счет частных средств.

Кроме того, экипаж успешно начал подготовку станции "Мир" к дальнейшей эксплуатации, отремонтировав все необходимые системы, заменив аккумуляторы и установив точное местонахождение утечки воздуха. Успешное прохождение экспедиции позволило увеличить ее продолжительность с 45 дней до более двух месяцев.

В течение следующих нескольких месяцев компания MirCorp намерена сосредоточиться над работой по планированию структуры своего бизнеса, а также назовет своих новых стратегических партнеров, инвесторов и клиентов.

Говоря от лица инвесторов компании MirCorp, Ширинджив Катуриа заявил, что уже начались работы по подготовке следующих полетов на станцию "Мир". Ближайший пилотируемый полет запланирован на осень этого года, а третий полет намечен на первый квартал 2001 года. (www.avia.ru)

"Воздушный старт" космических ракет ожидается через два года

/cry.ru/

Президенты российских корпораций "Энергия" и "Воздушный старт" Юрий Семенов и Анатолий Карпов 23 мая подписали распоряжение о начале эскизного проектирования комплекса "Воздушный старт". Комплекс предназначен для запуска космических аппаратов с борта самолета. Работы над проектом ведутся с октября 1998 года, и он успел попасть в перечень федеральных программ правительства России. Идея проста: относительно небольшую ракету (весом до 100 т) загрузить в тяжелый транспортный самолет Ан-124-100, поднять на высоту 10-11 км и выбросить на парашюте. В процессе десантирования включается двигатель ракеты, и она уносит на околоземную орбиту до 3,5 т полезного груза. Такой запуск обладает рядом преимуществ по сравнению с традиционным методом запуска с космодрома. Прежде всего, не нужен сам космодром, а запускать можно из районов, близких к экватору (там энергия вращения Земли наиболее активно помогает ракете преодолеть силу земного притяжения). Отправка в космос 1 кг груза "воздушным" путем много дешевле традиционных способов - 5-6 тыс. долл. против 9-30 тыс. Преимущества "воздушного" запуска и раньше были очевидны. Киевское АНТК им. Антонова, разработчик тяжелых транспортных самолетов, за последние 20 лет не раз пыталось превратить свои изделия в летучие космодромы. В советские времена появился проект МАКС, рассчитанный на запуск спутников весом до 19,5 т. В годы независимости киевские конструкторы работали над двумя сходными проектами: англо-украинским (совместно с British Aerospace) и чисто украинским "Ориль".

Эти разработки подразумевали использование самого грузоподъемного на Земле самолета Ан-225 "Мрия" и многомиллиардный (в долларах) бюджет. Как грустно констатировал вчера заместитель генерального конструктора АНТК Анатолий Вовнянко, "по причине отсутствия финансирования все это осталось на стадии эскизного проекта". "Воздушный старт" скромнее: стоимость проекта оценивается в 130 млн долл. По мнению Анатолия Карпова, первый запуск возможен в 2002 году. (www.avia.ru)

23.05.2000 г.
   Директор японского космического агентства подает в отставку

/InfoArt News Agency/

По сообщению агентства Reuters, глава японского Национального агентства по космическим исследованиям (National Space Development Agency of Japan, NASDA) Исао Утида (Isao Uchida) объявил на совещании по государственной космической программе Японии о своей отставке. Он намерен уйти со своего поста после представления официального отчета об аварии ракеты H-2 в ноябре прошлого года. Его отставка еще должна быть утверждена кабинетом министров Японии.

Таким образом Утида решил взять на себя ответственность за серию аварий, которые преследуют японские ракеты при запусках. Из-за этих аварий дальнейшая судьба японской космической программы выглядит сейчас весьма туманно. (www.avia.ru)

TELEDESIC собирается купить ICO GLOBAL COMMUNICATIONS

/InfoArt News Agency/

Компания Teledesic, контролируемая Крейгом Маккоу (Craig McCaw), объявила о намерении купить компанию спутниковой связи ICO Global Communications, которая сейчас испытывает крупные финансовые трудности. Объединив ICO с Teledesic, Маккоу рассчитывает создать новую спутниковую систему, которая сможет обеспечивать голосовую связь и передавать информацию на стационарные и мобильные коммуникационные устройства.

В трудном положении сейчас находится не только ICO, но и сама Teledesic, так как государственные органы требуют от нее либо использовать свои лицензии на запуск спутников или уступить их конкурентам. А Teledesic пока не запустила ни одного спутника связи. Что же касается спутников ICO, то они уже готовы к запуску. Раньше Teledesic собиралась создать сеть из 288 низкоорбитальных спутников для обеспечения высокоскоростного Internet-доступа на все территории земного шара, но потом их число решено было сократить до 110.

ICO собиралась открыть свою службу спутниковой связи в конце 2002 г., но пока не выдерживает график запусков спутников. Ее первый спутник предполагалось запустить с платформы "Морской старт" в марте этого года, но он был потерян из-за аварии ракеты при запуске. Теперь открытие спутниковой службы ICO отодвинуто на 2003 г., а Teledesic собирается начать работу в 2004 г. (www.avia.ru)

Компании MIRCORP и ITALI-MIR ведут переговоры о возможном полете на "МИР" космонавта-посетителя

/InfoArt News Agency/

Президент компании MirCorp Джефри Мэнбер (Jeffrey Manber) подтвердил факт ведения переговоров с итальянской компанией Itali-Mir о возможной отправке Карло Виберта (Carlo Vibert) на станцию "Мир" в качестве космонавта-посетителя. Виберт уже работал в Европейском Космическом Агентстве и имеет опыт подготовки к полету на станцию "Мир". По заявлению президента MirCorp, ни окончательное соглашение, ни контракт еще не подписаны. (www.avia.ru)

22.05.2000 г.
   Космический телескоп CHANDRA обнаружил несколько новых мощных источников рентгеновского излучения

/InfoArt News Agency/

С помощью космического телескопа Chandra, который был выведен на орбиту в июле прошлого года, ведется исследование источников рентгеновского излучения во Вселенной. С помощью телескопа сделано уже несколько открытий. Недавно были опубликованы данные об обнаружении рентгеновского излучения шести галактик в северной области дальнего космоса (Hubble Deep Field North). Но в то же время сюрпризом для астрономов стало отсутствие рентгеновского излучения у некоторых расположенных в этом районе галактик, которые испускают мощное инфракрасное излучение. Результаты исследований показывают, что менее 15% источников субмиллиметрового излучения могут испускать еще и рентгеновское излучение.

Среди шести обнаруженных источников рентгеновского излучения: одна галактика с гигантской черной дырой в центре; три галактики эллиптической формы; одна галактика расположена очень далеко, и излучает она еще и в красном диапазоне длин волн; и одна относительно близкая спиральная галактика. (www.avia.ru)

Запуск ракеты ATLAS 3A отложен как минимум до 23 мая

/InfoArt News Agency/

Четвертая попытка запуска первой ракеты Atlas 3A с российским двигателем РД-180, намеченная на 20 мая, также закончилась ничем. Сначала старт был отложен на 10 минут для разрешения проблемы с клапаном бака с жидким кислородом. Затем в прибрежную зону в районе космодрома, несмотря на ранее полученные предупреждения, зашли рыбацкие лодки, и пришлось ждать, когда они освободят опасное место. Ну а потом возник сбой в бортовом компьютере, который остановил обратный отсчет времени за 2 мин 15 секунд до запуска. Как сообщается, это была ошибка программного обеспечения. Ее быстро разрешили, но времени до конца окна запуска уже не оставалось.

Сначала старт был перенесен на 21 мая в 17 часов 38 мин по местному времени (22 мая 5 часов 38 мин мск). Однако потом было принято решение о замене прокладки клапана бака с жидким кислородом, с которым уже были проблемы. Поэтому запуск был вновь перенесен, на этот раз на 17 час 38 мин 23 мая. Длительность окна запуска составит 2 часа 20 мин. (www.avia.ru)

"Шаттл" ATLANTIS состыковался с международной космической станцией

/InfoArt News Agency/

"Шаттл" Atlantis стартовал с космодрома на мысе Канаверал утром 19 мая. Ну а его стыковка с Международной космической станции произошла 21 мая в 4 часа 31 мин по Гринвичу (8 часов 31 мин мск). Как сообщается, никаких проблем во время стыковки не было, все прошло по плану. Стыковка прошла успешно несмотря на то, что она производилась фактически на одном большом маневровом двигателе. За день до встречи с МКС было принято решение об отключении одного из двух этих двигателей "шаттла", так как 19 мая возникли небольшие сбои в его работе.

После стыковки не предусматривался переход экипажа "шаттла" в МКС. Сначала экипаж начал подготовку к выходу в открытый космос, который должны осуществить Джим Восс (Jim Voss) и Джефф Уильямс (Jeff Williams). Они должны начать работы на внешней поверхности МКС 22 мая в 2 часа 30 мин по Гринвичу (6 часов 30 мин мск). Их рабочий день с космосе должен продлиться 6,5 часов. Они должны установить на МКС российский кран, заменить неисправную антенну и установить несколько поручней, которые помогут в работе следующим строителям станции. (www.avia.ru)

19.05.2000 г.
   Япония собирается отправить космический корабль за образцами грунта астероида NEREUS

/InfoArt News Agency/

Япония запланировала на июль 2002 года запуск исследовательского космического зонда, который должен будет взять образцы грунта астероида 4660 Nereus. Эти образцы будут доставлены на Землю для анализа в июне 2006 г. Космический корабль MUSES-C доставит на астероид построенный NASA миниатюрный вездеход, который будет исследовать поверхность астероида и делать ее фотографии. Запуск космического корабля планируется произвести с помощью японской ракеты M5. Аппарат для возврата собранных образцов на Землю будет предоставлен японским Институтом аэронавтики и космических наук (Institute of Space and Astronautical Science, ISAS).

В отличие от Луны и планет солнечной системы, сила тяжести на астероидах очень мала. Поперечный размер астероида 4660 Nereus составляет около 2 км, и сила тяжести на нем почти в 100 тыс. раз меньше, чем на Земле. Это создает определенные трудности при создании вездехода, так как сила трения, необходимая для горизонтального движения, также будет очень мала. То есть колеса будут проскальзывать, и вездеход будет двигаться очень медленно - со скорость 1-2 мм в секунду.

В Японии сейчас ведется разработка "прыгающего" робота для исследования астероида. Он будет приводиться в движение дисками, вращать которые будет электрический мотор. Корпус робота представляет собой цилиндр длиной 10 см и диаметром 12 см. Вес такого вездехода - 550 г. В малом гравитационном поле астероида этот робот сможет совершать прыжки длиной до 9 м, причем такой полет займет около 15 минут. Разработчики хотели бы отправить такой робот для испытаний на астероид Nereus, однако вряд ли этому суждено случиться, так как на американском вездеходе установлено больше оборудования, а космический корабль и так уже перегружен. (www.avia.ru)

Европейская комиссия одобряет создание европейского авиакосмического и военного гиганта

/InfoArt News Agency/

Европейская Комиссия одобрила создание новой европейской компании European Aeronautic, Space and Defence Company (EADS), образованной в результате слияния компаний DaimlerChrysler Aerospace AG (DASA) и Aerospatiale-Matra (AM). Таким образом, создан европейский военный авиакосмический гигант, который сможет составить на космическом рынке серьезную конкуренцию американским компаниям. По рыночной стоимости эта компания займет в аэрокосмической отрасли третье место в мире после Boeing и Lockheed Martin.

Сфера деятельности EADS будет довольно широка: коммерческие и военные самолеты и вертолеты, телекоммуникационное оборудование, аппараты, управляемые баллистические ракеты, беспилотные летательные аппараты для военных применений и пр. Штаб-квартира компании будет располагаться в Нидерландах. Следует еще отметить, что EADS будет принадлежать 80% акций европейского авиаконсорциума Airbus. (www.avia.ru)

Очередные испытания двигателя для корабля X-33 завершились раньше времени

/InfoArt News Agency/

В космическом центре им. Стенниса прошли последние из 14-ти запланированных огневые испытания двигателя XRS-2200. Этот двигатель предназначается для нового экспериментального корабля многоразового использования X-33. Во время предыдущего включения двигатель установил рекорд длительности работы - 263 сек. На этот раз двигатель должен был работать в течение 325 сек, но отключился на 35 сек раньше. Тем не менее, новый рекорд длительности был все же установлен - 290 сек.

Двигатель отключился, когда начал разрушаться гибкий уплотнитель, препятствующий возврату отработавшего горячего газа обратно в камеру сгорания двигателя. Последующая проверка двигателя показала, что никаких других повреждения в нем не было. Однако, по заявлению специалистов, во время реального полета просто не будет возникать тех условий, при которых оказалось возможным разрушение уплотнителя (работа на малых мощностях на уровне моря). Кроме того, этот уплотнитель во время предыдущих испытаний выдержал работу двигателя в течение 775 секунд, поэтому инженеры считают его достаточно надежным. (www.avia.ru)

NASA разрабатывает солнечный парус

/InfoArt News Agency/

В космическом центре им. Маршалла в Хантсвилле (шт. Алабама) ведутся работы по созданию солнечного паруса, который предполагается использовать в качестве движущего средства во время экспедиций за пределы нашей солнечной системы. Пока полет такого межзвездного зонда запланирован на 2010 год. Он улетит на расстояние более 35 млрд км, то есть окажется в 250 раз дальше от Солнца, чем Земля. Такой полет займет около 15 лет. Он будет лететь в 5 раз быстрее зонда Voyager, который в 1977 г. отправился исследовать внешние границы солнечной системы.

Для такого длительного полета потребуется слишком много топлива, поэтому в качестве двигателя, не требующего вообще никакого топлива, рассматривается концепция солнечного паруса. Он будет раздуваться не ветром, а солнечным светом. Поперечный размер этого паруса - около 400 м. Такая большая конструкция в космосе еще не разворачивалась. По заявлению руководителей проекта, они уже полагают, что знают, как это сделать, но работы по практической реализации солнечного паруса находятся еще на самой ранней стадии. В качестве прочного и легкого материала для паруса рассматривается волокнистый углерод, плотность которого составляет около 3 г на квадратный метр. (www.avia.ru)

Сегодня должна состояться очередная попытка запуска "шаттла" ATLANTIS

/InfoArt News Agency/

Сегодня 19 мая с космодрома на мысе Канаверал должен стартовать "шаттл" Atlantis, который отправится к Международной космической станции. Запуск назначен на 6 часов 12 минут по местному времени (14 час 12 мин мск), то есть за 19 минут до рассвета на побережье Флориды. Пока подготовка к старту шла без проблем. Метеорологи обещают в районе стартовой площадки прекрасную погоду. Метеопрогноз благоприятен и в районах аварийной посадки на западном побережье США, в Испании и Марокко. Длительность окна запуска - 5 минут 20 секунд.

Это будет уже четвертая попытка запуска Atlantis'а, первые три производились 24, 25 и 26 апреля. Все три раза старт откладывался по погодным условиям либо в районе космодрома, либо в районах аварийной посадки. Затем подошла очередь других запусков с мыса Канаверал, и Atlantis'у пришлось ждать почти месяц. Если запуск состоится сегодня, то стыковка Atlantis'а с МКС произойдет в воскресенье 21 мая. (www.avia.ru)

18.05.2000 г.
   Проект SETI@HOME отметил свою первую годовщину

/InfoArt News Agency/

Проект SETI@home по поиску сигналов внеземных цивилизаций, предусматривающий распределенную компьютерную обработку информации, поступающей с радиотелескопа, отметил свою первую годовщину. Одновременно с первой годовщиной была отмечена и другая круглая цифра - в проекте приняло участие 2 млн человек. Официально реализация этого проекта началась 17 мая по инициативе Калифорнийского университета в Беркли, но неофициально доступ к программе, обслуживающей SETI@home, Internet-пользователи получили несколькими днями раньше.

Идея проекта состоит в том, что любой Internet-пользователь может загрузить с Web-сайта SETI@home бесплатную программу для загрузки и обработки информации, записанной радиотелескопом (имеются версии для ОС Windows, MacOS и Unix). После чего в то время, когда компьютер работает "вхолостую", на него с серверов SETI@home будет загружаться информация, полученная с телескопа Arecibo в Пуэрто-Рико, и компьютер будет ее обрабатывать. После завершения обработки порции информации, результаты отправляются обратно на серверы SETI@home, откуда затем поступает новый блок данных.

Создатели проекта надеялись привлечь к нему около 100 тыс. пользователей, но сейчас в число участников записались уже 2 млн человек. Одно время серверы даже не справлялись с наплывом желающих поучаствовать в поисках сигналов инопланетян. Сейчас проект SETI@home можно уже рассматривать и как создание самого мощного в мире суперкомпьютера с распределенной обработкой. (www.avia.ru)

Первые огневые испытания двигателя для суборбитальной ракеты ORIOLE

/InfoArt News Agency/

В ракетном центре компания Alliant Missile Products Company успешно проведены первые огневые испытания твердотопливного двигателя для новой суборбитальной ракеты Oriole. Двигатель проработал в течение 32 секунд. Всего предусмотрено 2 таких тестовых включения двигателя. Во вторых испытаниях, которые состоятся в июне, будет участвовать другой такой же двигатель. Ракета Oriole предназначается для доставки научных аппаратов на суборбитальные траектории. Работы проводятся в рамках программы NASA по осуществлению дешевых запусков небольших научных спутников. С помощью ракеты Oriole планируется производить исследования по микрогравитации, так как эта ракета может обеспечивать состояние невесомости в течение 5-15 минут. (www.avia.ru)

NASA начинает совместные полевые испытания двух прототипов планетных вездеходов

/InfoArt News Agency/

В пустыню в штате Невада доставлен прототип планетного вездехода K9 для проведения совместных полевых испытаний с планетоходом FIDO. Испытания проводят две организации NASA - космический центр им. Эймса и Лаборатория реактивного движения (JPL). Созданный в центре им. Эймса робот-вездеход K9 будет выполнять функции помощника-разведчика для разработанного в JPL планетного вездехода FIDO. K9 будет помогать FIDO в поисках камней, наиболее подходящих для дальнейших исследований.

Все действия K9 будут управляться специальной программой Viz, разработанной в центре им. Эймса. Эта программа будет использовать изображения с бортовых стереокамер K9 для создания фотореалистичной трехмерной модели окружающей вездеход обстановки. Эта модель позволит определять расстояния до различных предметов, в том числе, окружающих камней, их размеры и выбирать наилучший маршрут движения.

Цель испытаний - продемонстрировать высокую эффективность совместных действий двух роботов-вездеходов во время исследования других планет. Во время этих испытаний K9 будет использоваться для сбора информации, а FIDO будет выполнять ее детальный анализ. Причем все управление роботами осуществляется из Лаборатории реактивного движения в Пасадене, и инженеры, участвующие в испытаниях даже не знают, где именно находятся FIDO и K9. То есть они увидят пустыню только глазами камер этих вездеходов.

Размеры FIDO и K9 приблизительно одинаковые - около 1 м в длину, 80 см в ширину и немногим более 50 см в высоту, вес - около 40 кг. По гладкой поверхности они могут двигаться со скоростью около 200 м/час. (www.avia.ru)

Компания BOEING создает он-лайновое аэрокосмическое объединение

/Финмаркет/

За последние полтора месяца компания Boeing сделала два больших заявления по поводу информационной технологии и электронной торговли. Первое в мире и самое большое он-лайновое аэрокосмическое/оборонное всемирное объединение явится совместным предприятием с компаниями BAE Systems, Lockheed Martin, Raytheon и Commerce One. Также компания Boeing объявила о разработке системы Connexion by Boeing - всемирной коммуникационной сети, которая сможет предложить пассажирам большой спектр высокоскоростных коммуникационных услуг при помощи сети, размещенной в космосе. Об этом сообщает московское представительство компании Boeing. (www.avia.ru)

Никак не улетит в космос американская ракета "Атлас-3", впервые оснащенная российским двигателем РД-180

/"Эхо Москвы"/

Ее запуск вновь перенесен - теперь на 23 мая. Как сообщил ИТАР-ТАСС специалисты на базе ВВС США на мысе Канаверал приняли такое решение из-за "отклонений в работе" электросистемы носителя. Старт ракеты откладывается уже в третий раз. Сначала он был отменен из-за неисправности системы навигации на Бермудских островах, потом - в связи с сильным ветром в верхних слоях атмосферы. Вчера отказал датчик в одном из топливных баков с жидким кислородом, а затем - буквально за считанные минуты до закрытия стартового окна - неожиданно обнаружились неполадки в электросистеме. Новый носитель из семейства "Атласов" создан крупнейшей авиакосмической корпорацией США "Локхид-Мартин", а РД-180, считающимся лучшим маршевым двигателем в мире, разработан российской компанией "Энергомаш". Ракете предстоит вывести на орбиту европейский спутник связи "Евтелсат", который обеспечит, в частности, передачу программ цифрового телевидения на территории России. (www.echo.msk.ru)

"Атлас-3" так и не взлетел

/Обозрение.Ру/

В третий раз отменен старт новой американской ракеты "Атлас-3" с российским двигателем РД-180. Об этом "Интерфаксу" сообщили из пункта наблюдения НПО "Энергомаш" (Химки, Московская обл.). Предполагалось, что запуск ракеты состоится сегодня ночью с космодрома на мысе Канаверал (США) в течение двухчасового окна, определенного по баллистическим расчетам, в интервале с 1:37 до 3:37 МСК. Однако по техническим причинам старт был отменен. По данным пункта наблюдения НПО, он отложен на неопределенное время. (www.obozrenie.ru)

17.05.2000 г.
   Опубликован отчет о поломке спутника HESSI во время лабораторных испытаний

/InfoArt News Agency/

21 марта 2000 г. во время испытаний на вибростенде в Лаборатории реактивного движения (JPL) в Пасадене был выведен из строя спутник HESSI (High Energy Solar Spectroscopic Imager), который предназначался для спектроскопических исследований солнечного излучения. Для расследования этой аварии была создана специальная комиссия, которая на днях представила результаты своей работы. Согласно выводам этой комиссии, поломка произошла из-за неправильной работы системы вибростенда.

Во время вибрационных тестов моделировались физические нагрузки, которые испытывает космический корабль во время его запуска и вывода на орбиту ракетой Pegasus. Во время этих испытаний нагрузки не должны были превышать величины 2G, однако из-за сбоя в работе вибратора нагрузки достигли 20G. Такого обращения спутник HESSI не выдержал - произошло разрушение конструкции аппарата и были серьезно повреждены три из четырех солнечных панелей. Сбой произошел в результате поломки опорного подшипника, из-за чего произошел сдвиг между двумя частями испытательного стенда, что привело к аномально высокому статическому трению. Компьютер, управляющий работой стенда, постарался компенсировать возникшее трение, чем и было вызвано чрезмерно сильное воздействие на спутник.

В выводах комиссии указывается на отсутствие в испытательной лаборатории программы планового обслуживания стенда, требующей периодической проверки состояния вибрационного оборудования. Кроме того, в лаборатории даже не предусматривались специальные процедуры проверки работы стенда "на холостом ходу" без нагрузки в виде хрупкого спутника. Комиссия отмечает, что если бы выполнялся хотя бы один из этих двух пунктов, то аварии можно было бы избежать. (www.avia.ru)

Космонавты со станции "МИР" совершили выход в открытый космос

/InfoArt News Agency/

12 мая экипаж орбитальной станции "Мир" совершил выход в открытый космос для проведения работ на внешней поверхности станции. Люк модуля "Квант-2" был открыт в 14 часов 44 мин мск. Сначала космонавты Сергей Залетин и Александр Калери провели испытания технологии ремонта внешней оболочки космических аппаратов, которая, возможно, будет использоваться в будущих космических полетах. Они нанесли специальный герметик на тестовую панель, которая изображала участок внешней поверхности космической станции. Затем космонавты отправились к модулю "Квант-1", где осмотрели поврежденную солнечную панель. В ходе этой проверки были обнаружены обгоревшие электрические кабели, что подтвердило версию, что солнечная панель вышла из строя несколько месяцев назад из-за короткого замыкания.

Космонавты также произвели видео- и фотосъемку с близкого расстояния грузового корабля "Прогресс М1-2", который прибыл на "Мир" 27 апреля и был пристыкован к модулю "Квант-1". С модуля "Кристалл" была снята установленная на нем в 1998 г. экспериментальная пленочная солнечная панель. Затем космонавты провели тщательную проверку внешней поверхности станции, чтобы определить какие конструкции и материалы внешней обшивки пострадали от внешних воздействий за время длительного пребывания в космосе. Результаты осмотра была задокументированы на фото- и видеопленку. После всех этих работ Залетин и Калери занесли на станцию испытательную панель с герметиком. Выходной люк был закрыт в 19 часов 36 мин мск. Таким образом рабочий день в открытом космосе длился почти 5 часов. (www.avia.ru)

Старт ракеты ATLAS 3 с российским двигателем РД-180 отложен на сутки

/InfoArt News Agency/

15 мая в 17 часов 37 мин по местному времени (1 час 37 мин 16 мая мск) с космодрома на мысе Канаверал должна была стартовать ракета Atlas 3. Это первая ракета из серии Atlas, на которой установлен российский двигатель РД-180, созданный в НПО "Энергомаш" в подмосковном городе Химки. Ракета должна вывести на орбиту телекоммуникационный спутник Eutelsat W4 весом 3190 кг. Спутник принадлежит европейскому оператору спутниковой связи консорциуму Eutelsat. Он должен будет обеспечивать работу служб прямого телевизионного вещания и Internet -служб на территории России и Северной Африки.

Однако из-за технических проблем с радарной системой старт решено было отложить на сутки. Вторая попытка состоится в 1 час 37 мин 17 мая). (www.avia.ru)

NASA обсуждает возможные варианты марсианской миссии, намеченной на 2003 год

/InfoArt News Agency/

В 2003 г. NASA собирается послать к Марсу очередную научную экспедицию. Однако, пока неизвестно, что это будет за миссия - орбитальная станция или марсоход, подобный аппарату Mars Pathfinder, исследовавшему красную планету в 1997 г. Эти две концепции были выбраны из нескольких десятков вариантов. Однако на две экспедиции денег у NASA нет, поэтому выбрать придется какую-то одну, и сделать это планируется в начале июля. Возможен также вариант, что ни одна из предложенных концепций не будет признана достойной для продолжения работ. В соответствие с принятым решением будет разработана программа исследования Марса, которая должна быть представлена Конгрессу США.

Сейчас над разработкой выбранных концепций трудятся две команды - в Лаборатории реактивного движения (JPL) и в компании Lockheed Martin Astronautics. Они должны оценить для каждой из предложенных экспедиций риск аварии, стоимость и готовность к полету. (www.avia.ru)

Вновь обнаружен давно потерянный астероид 719 ALBERT

/InfoArt News Agency/

С помощью телескопа Spacewatch, установленного в Аризоне, астрономы вновь увидели астероид 719 Albert, который был "потерян" после его открытия почти 90 лет назад. Астероид 719 Albert был открыт 3 октября 1911 г. Джоанн Палайза (Johann Palisa), астрономом Имперской обсерватории в Вене. На следующую ночь его наблюдали астрономы обсерватории Копенгагена. Астероид получил название Albert в честь барона Альберта Фрейгерра фон Ротшильда, который был, как теперь говорят, спонсором венской обсерватории. Тогда же были сделаны несколько фотографий астероида, которые позволили определить расстояние от него до Солнца (около 178 млн км) и период его обращения вокруг Солнца - около 4,1 года. Однако после октября 1911 г. астероид Albert был "потерян".

И вот 1 мая работавший на 0,9-метровом телескопе Spacewatch астроном Джефф Ларсен (Jeff Larsen) обнаружил "новый" астероид, который получил обозначение 2000 JW8. Затем были проведены дополнительные наблюдения на более крупном 2,1-метровом телескопе в той же обсерватории. Координаты астероида были переданы в Центр малых планет Смитсоновской астрофизической обсерватории, где хранится информация о параметрах орбит всех известных астероидов. Оттуда был получен ответ, что астероид 2000 JW8 является потерянным в 1911 г. астероидом 719 Albert.

Теперь установлена и причина, почему этот астероид был потерян. Оказалось, что в 1911 г. был неправильно определен период его обращения вокруг Солнца, он равен не 4,1, а 4,28 годам. Этот астероид движется по эллиптической орбите и пролетает вблизи от Земли раз в 30 лет (очередное такое событие состоится в 2001 г.). Диаметр астероида 719 Albert составляет несколько километров. (www.avia.ru)

Составлена очередная карта "темной материи"

/InfoArt News Agency/

Группа астрономов под руководством Дэвида Уиттмана (David Wittman) из Bell Labs составила карту распределения невидимой темной материи в больших регионах южного полушария звездного неба. Для этого на изображениях галактик искали искажения, вызванные массами темной материи, которую невозможно обнаружить другим способом. Темная материя, тем не менее, обладает гравитационными свойствами. В соответствии с общей теорией относительности, при прохождении световых лучей через темную материю, проходит их отклонение от прямолинейной траектории. Таким образом вносятся искажения в изображения далеких космических объектов, например, галактик.

Уиттман с коллегами для фотографирования звездного неба с помощью 4-метрового телескопа Blanco в Чили использовали специально разработанную в Bell Labs высокочувствительную фотокамеру. Обработка изображений производилась на компьютере. Были проанализированы изображения 145 тыс. галактик. Результаты этих исследований были опубликованы в журнале Nature от 11 мая, где были представлены первые карты распределения темной материи в ряде регионов Вселенной.

На основе полученный данных был сделан вывод о том, что во Вселенной слишком мало темной материи для того, чтобы процесс расширения Вселенной мог когда-то прекратиться и началось бы ее сжатие. То есть Вселенная будет всегда расширяться.

Это уже не первая попытка составить карту распределения темной материи. В марте этого года были опубликованы результаты работы астрономов на канадско-французском телескопе, расположенном на горе Мауна-Ки на Гавайях. Их карта была составлена для очень малого участка неба размером около 2 градусов в поперечнике. (www.avia.ru)

Успешный демонстрационный запуск ракеты "РОКОТ"

/InfoArt News Agency/

16 мая на космодроме Плесецк состоялся первый демонстрационный полет ракеты "Рокот". Старт был произведен по плану в 12 часов 27 мин по московскому времени. Две ступени ракеты-носителя отработали без проблем, после чего разгонный блок "Бриз" вывел макеты спутников Simsat-1 и Simsat-2 на заданную круговую орбиту высотой 547 км и наклонением 86,4 градуса. После выведения макетов на орбиту двигатель разгонного блока был включен для выполнения маневра по его спуску с орбиты.

Ракета "Рокот" построена на базе межконтинентальной баллистической ракеты СС-19 в космическом центре им. Хруничева в Москве. Для продвижения этой ракеты на международный рынок в марте 1995 г. космическим центром им. Хруничева и компанией DaimlerChrysler было создано СП Eurockot.

Первый коммерческий запуск ракеты "Рокот" с двумя принадлежащими NASA научными спутниками GRACE должен состояться в 2001 г. (www.avia.ru)

Запуск ракеты ATLAS 3 вновь отложен

/InfoArt News Agency/

16 мая вечером должна была состояться вторая попытка запуска ракеты Atlas 3A с российским двигателем РД-180. Ее старт с космодрома на мысе Канаверал был назначен на 17 часов 37 мин местного времени (1 час 37 мин 17 мая мск). Но запуск был вновь отложен, на этот раз из-за сильного ветра в верхних слоях атмосферы. Напомним, что накануне старт не состоялся из-за технических проблем на радарной станции слежения, расположенной на Бермудских островах. Запуск вновь перенесен на сутки, и третья попытка запуска будет предпринята сегодня вечером в то же время.

Однако из-за всех этих задержек теперь как минимум на день будет отложен и запуск "шаттла" Atlantis, который был назначен на утро 18 мая. Для перенастройки оборудования станции слежения необходимо, чтобы между запусками был временной промежуток как минимум в 24 часа. Поэтому даже если ракета Atlas стартует сегодня вечером, запуск "шаттла" состоится не раньше 19 мая. Приблизительное время запуска Atlantis'а - 19 мая 6 часов 12 мин по местному времени (14 часов 12 мин мск), однако оно, возможно, будет скорректировано на основании точных данных о местоположении Международной космической станции, к которой и отправляется "шаттл".

Если же ракета Atlas 3A не взлетит сегодня, то дальнейшие попытки запуска будут отложены до тех пор, пока "шаттл" Atlantis не использует свои три очередные попытки. (www.avia.ru)

15.05.2000 г.
   Кирибати разрешает Японии строить космодром на своей территории

/"Эхо Москвы"/

По сообщению агентства France Press, правительство государства Кирибати дало разрешение японскому национальному агентству по космическим исследованиям (National Space Development Agency, NASDA) строительство космодрома на острове Рождества. Остров имеет весьма выгодное с точке зрения космических запусков положение, он находится на 2-м градусе северной широты. NASDA получит выделенную территорию в аренду сроком на 20 лет. За первые 7 лет арендная плата взиматься не будет, а в течение последующих 13 лет она составит около 950 тыс. дол. в год.

Предполагается, что на острове Рождества будут приземляться японские "шаттлы", получившие кодовое наименование Hope-X. Они будут выводиться в космос ракетой H-IIA с космодрома Танегасима.

В 50-х годах США и Великобритания проводили на острове Рождества ядерные испытания. (www.echo.msk.ru)

Частицы космической пыли могут быть старше комет

/InfoArt News Agency/

В недавнем номере журнала Nature астроном Скотт Мессенджер (Scott Messenger) из Вашингтонского университета опубликовал статью, где высказал гипотезу о том, что существует некий класс частиц межпланетной пыли может быть старше нашей планетной системы. Эти частицы имеют размеры от 0,1 до 1,0 мкм. Частично они состоят изо льда, который образовался из воды или других веществ.

Мессенджер провел химический анализ различных образцов межпланетной пыли, в том числе изолированных пылевых частиц и кластерных частиц. Этот анализ показал, что в кластерных пылевых частицах содержится намного больше дейтерия, чем в изолированных частицах. Дейтерий указывает на физические условия, в которых образовались частицы пыли. Больше всего дейтерия содержится в самых холодных частях космоса, где температура составляет около 10 градусов Кельвина. Однако самым большим сюрпризом стали результаты сравнения содержания дейтерия в кометах, метеоритах и кластерных пылевых частицах. Оказалось, что в кластерных пылевых частицах может содержаться почти в 10 раз больше дейтерия, чем в кометах. То есть можно сделать вывод о том, что кластерные пылевые частицы намного старше нашей Солнечной системы. Вполне возможно, что они образовались в холодных молекулярных облаках задолго до рождения нашего Солнца. (www.avia.ru)

Астрономы просят NASA сохранить на орбите гамма-телескоп COMPTON

/InfoArt News Agency/

NASA собирается 3 июня спустить с орбиты космический гамма-телескоп Compton Gamma Ray Observatory (CGRO). Решение об этом было принято, когда на телескопе вышел из строя один гироскоп. Руководство NASA опасается, что если на телескопе сломается еще один гироскоп, то он станет неуправляемым и безопасно спустить его с орбиты уже не удастся. Маневры на орбите планируется начать уже в конце мая. Предполагается, что телескоп войдет в плотные слои атмосферы над восточной частью Тихого океана. Полоса, в которой будут разбросаны обломки CGRO, показана на этом снимке.

Однако многие астрономы и эксперты по космонавтике считают такой спуск аппарата, вес которого составляет около 15 тонн, довольно рискованным. Размер его несгоревших обломков может быть довольно большим, что представляет серьезную опасность для людей. Руководство NASA заявляет, что вероятность падения обломков на обитаемые районы Земли составляет не более 1 шанса на тысячу.

Однако специалисты ставят под вопрос саму необходимость сведения телескопа с орбиты, так как существуют методы управления космическими аппаратами даже если из строя выходят все гироскопы. Можно было бы с помощью бортовых двигателей CGRO поднять его орбиту. В конце концов, к космическому телескопу Hubble в конце прошлого года была отправлен "шаттл", экипаж которого провел необходимые ремонтные работы. Почему бы не организовать аналогичную экспедицию к гамма-телескопу? В общем, астрономы считают, что у NASA не было никаких веских причин так быстро списывать со счетов CGRO. (www.avia.ru)

Космический телескоп HUBBLE нашел большую часть "недостающего" во Вселенной водорода

/InfoArt News Agency/

В течение последних 10 лет астрономы искали огромные массы водорода, которые образовались во время Большого Взрыва, но каким-то образом исчезли во мраке космоса. Недавно космический телескоп Hubble обнаружил недавно этот "пропавший" водород. Этот водород составляет почти половину "нормальной" материи во Вселенной, а из другой половины состоят мириады галактик.

В телескоп Hubble не удалось увидеть этот водород непосредственно, так как он имеет слишком высокую температуру и слишком малую плотность. Вместо этого Hubble обнаружил в пространстве между галактиками "указатель" этого водорода. Этим указателем является сильно ионизированный кислород. Возможно, этот кислород появился, когда взрывающиеся звезды в галактиках выбрасывали в межгалактическое пространство кислород, образованный в их ядрах в результате термоядерной реакции. Этот кислород перемешался с водородом и затем нагрелся до температур более 100 тыс. градусов Кельвина.

Сильно ионизованный кислород был обнаружен при наблюдении удаленных квазаров, находящихся на расстоянии миллиардов световых лет. Спектрограф телескопа Hubble обнаружил наложение на спектр излучения квазара спектральных линий кислорода. Сильно разогретый водород является полностью ионизованным, то есть в атомах отсутствуют электроны, поэтому он не накладывает никаких спектральных линий на излучение квазара. А в атомах сильно ионизованного кислорода несколько электронов все же остается, они и поглощают некоторые линии излучения квазара, и таким образом становятся видимыми. (www.avia.ru)

12.05.2000 г.
   Более пяти часов проведет сегодня в открытом космосе экипаж станции МИР

/"Эхо Москвы"/

Выход начнется в 14 часов 40 минут. Космонавты будут готовиться к предстоящему ремонту поврежденной обшивки комплекса. Для этого на специальную панель будет нанесен клей-герметик, после чего панель занесут на станцию и проверят качество склейки.Кроме того, Залетин и Калери осмотрят солнечную батарею на модуле Квант, и проведут несколько экспериментов. (www.echo.msk.ru)

Индия разрешила частным фирмам доступ в бизнес спутниковой связи

/InfoArt News Agency/

Индийское правительство решило открыть бизнес спутниковой связи для частных фирм, которым теперь разрешается владеть системами спутниковой связи и обслуживать их. В соответствие с этим решением частному капиталу предложена для коммерческого использования местная система спутниковой связи INSAT. Теперь Департамент космоса (Department of Space, DOS) правительства Индии будет заниматься управлением местными спутниковыми системами и размещением частных ретрансляторов на борту спутников INSAT. Система INSAT состоит из пяти спутников. Последний из них - INSAT 3B - был выведен на орбиту 22 марта 2000 г. Индийское управление по космическим исследованиям (Indian Space Research Organization, ISRO) уже одобрило запуск еще четырех спутников серии INSAT-3.

В соответствии с новыми правилами владеть спутниковыми системами и заниматься их обслуживанием могут только те частные компании, доля иностранного капитала в которых не превышает 74%. (www.avia.ru)

Рентгеновский телескоп XMM-NEWTON увидел рассеянное скопление ярких молодых звезд

/InfoArt News Agency/

Европейский рентгеновский телескоп XMM-Newton был выведен в космос в декабре прошлого года. Сейчас идет процесс калибровки оборудования этой космической обсерватории, а научные наблюдения XMM начнет в июне 2000 г. Во время калибровки телескоп каждый день настраивается как минимум на одну какую-нибудь цель. Такой целью стало и рассеянное скопление молодых звезд NGC 2516, расположенное в южной полусфере звездного неба. Телескоп XMM-Newton наблюдал скопление NGC 2516 с помощью всех трех своих камер EPIC. Оно было выбрано в качестве цели потому, что расположение каждой звезды скопления уже определено с высокой точностью с помощью других наземных и космических телескопов, в том числе и с помощью рентгеновского космического телескопа Chandra, принадлежащего NASA.

Это звездное скопление находится на расстоянии 1300 световых лет от Земли в созвездии Киля, в которое входит яркая звезда второй величины Канопус.

Рассеянные скопления - это группы звезд, образованные в спиральных рукавах галактики и удерживаемые вместе благодаря гравитационному взаимодействию. Скопления обычно бывают неправильной формы, они могут содержать от нескольких десятков до нескольких сотен относительно молодых звезд. Поперечный размер скопления обычно составляет не более 50 световых лет. Самые молодые звезды скопления часто окружены остатками газа и пыли, из которых они образовались.

Скопление NGC 2516 и составляющие его звезды хорошо видны на небе невооруженным глазом. Это скопление было открыто в 1751-1752 гг. аббатом Николасом Луисом де ла Кайлле (Nicholas Louis de la Caille) во время его путешествия в Южную Африку. Из-за разного цвета звезд, входящих в это скопление, оно было названо "южной шкатулкой с драгоценностями". (www.avia.ru)

Завершен первый этап работ по созданию российской системы "ВОЗДУШНЫЙ СТАРТ"

/InfoArt News Agency/

Российская аэрокосмическая корпорация "Воздушный старт" завершила первый этап проектирования системы запуска ракет с борта самолета. В качестве "стартовой площадки" для ракеты предполагается использовать грузовой самолет Ан-124 "Руслан". Уже определен безопасный способ отделения ракеты от самолета. Самолет, достигнув нужной высоты и скорости, будет сбрасывать ракету, а ее двигатель начнет работу через 5 секунд свободного падения.

Как сообщается, первый запуск планируется произвести в конце 2002 или в начале 2003 года. Стоимость разработки и испытаний системы "Воздушный старт" составит около 100 млн дол. Компания "Воздушный старт" собирается на реализацию этого проекта получить финансирование от организаций, заинтересованных в запуске спутников таким способом. Как сообщается, переговоры об этом сейчас ведутся с рядом компаний США, Европы и Юго-восточной Азии.

По оценкам специалистов "Воздушного старта", стоимость запуска ракеты с воздушного космодрома составит около 20 млн дол. Компания собирается осуществлять 9-11 запусков в год, что позволит окупить первоначальные затраты в течение 3-4 лет. (www.avia.ru)

Ракета DELTA вывела на орбиту спутник системы глобального позиционирования GPS

/InfoArt News Agency/

10 мая в 21 час 48 мин по местному времени (11 мая 5 часов 48 мин мск) с космодрома на мысе Канаверал стартовала ракета Boeing Delta 2. Она вывела на эллиптическую переходную орбиту спутник системы глобального позиционирования Navstar GPS IIR-4.

Этот запуск ранее был запланирован на 21 апреля, но из-за технических проблем с наземным оборудованием он был перенесен на сутки. Затем отсрочки попросила компания Lockheed Martin, построившая указанный спутник. Эта задержка была вызвана исследованием потенциальной проблемы в самом спутнике.

Спутник GPS IIR-4 должен будет заменить на орбите спутник GPS II-1, который вышел из строя в марте этого года. GPS IIR-4 - это четвертый спутник из запланированной серии из 21 спутника Block IIR. Эти спутники предназначаются для замены старых аппаратов. (www.avia.ru)

Сегодня экипажу станции "МИР" предстоит выход в открытый космос

/InfoArt News Agency/

Сегодня 12 мая экипаж орбитальной станции "Мир" должен совершить выход в открытый космос для проведения работ на поверхности станции. Основной их задачей является герметизация мест утечки воздуха со станции. Предполагается, что рабочий день Сергея Залетина и Александра Калери будет длиться 5,5 часов. Они будут заделывать пробоину в обшивке станции с помощью специального клея. Эта пробоина появилась в июне 1997 г., когда грузовой корабль "Прогресс" столкнулся с "Миром". Безуспешно обнаружить место утечки воздуха пытались несколько экипажей космонавтов. Первым в этом деле повезло Залетину и Калери. Специалисты, однако, полагают, что эта пробоина в обшивке станции не единственная, но выход в открытый космос для ее заделки будет очень полезен для будущих космических полетов, в том числе и на Международной космической станции.

Во время предстоящего выхода в открытый космос Залетин и Калери проведут также инспекцию и фотографирование тех частей станции, которые наиболее подвержены повреждениям и износу, проверят состояние солнечных панелей и развернут экспериментальную тонкопленочную солнечную панель. (www.avia.ru)

11.05.2000 г.
   Открыты три коричневых карлика нового типа

/InfoArt News Agency/

Английские астрономы, работающие на инфракрасном телескопе United Kingdom Infrared Telescope (UKIRT), расположенном на Гавайях, открыли три коричневых карлика нового типа. Коричневые карлики - это довольно занимательные космические объекты, они представляют собой нечто среднее между звездой и планетой. Они намного массивнее Юпитера - самой крупной планеты нашей солнечной системы, но намного легче "настоящей" звезды - их масса составляет около 8% от массы Солнца. Звезды могут светиться в течение миллиардов лет, эта энергия излучения возникает в результате термоядерной реакции, когда из водорода синтезируется гелий. А в коричневых карликах ядерная реакция не поддерживается, и после небольшой начальной вспышки они остывают и постепенно тускнеют.

Сейчас в окрестностях нашего Солнца известны сотни молодых коричневых карликов. Их поверхностная температура составляет от 1200 до 3200 градусов Цельсия. Большинство из них выглядят как холодные звезды с той же температурой. Однако, когда температура поверхности коричневого карлика опускается ниже 1200 градусов, то происходит бурная химическая реакция с образованием большого количества метана.

Три новых коричневых карлика представляют собой некую переходную стадию между наблюдавшимися ранее молодыми относительно горячими карликами и старыми холодными метановыми объектами. В горячих карликах нет метана, а в холодных - моноксида углерода (СО - угарный газ). В новых же карликах ИК-телескоп обнаружил и метан и СО. Один из таких новых коричневых карликов называется GL229B, он вращается по орбите вокруг красной карликовой звезды Gliese 229, расположенной на расстоянии 18 световых лет от Земли. (www.avia.ru)

Новый вид страхования космических запусков

/InfoArt News Agency/

Компания AssureSat предлагает операторам спутниковой связи новых вид страхования космических запусков, который предусматривает возможность замены вышедшего из строя спутника запасным, уже находящимся на орбите. AssureSat объявила о подписании соглашения с фирмой Space Systems/Loral (SS/L) о произведении двух запусков с платформы "Морской старт" (Sea Launch). В соответствие с этим контрактом в 2002 г. украинскими ракетами "Зенит" будут выведены на геостационарные орбиты два новых специально разработанных мощных телекоммуникационных спутника для сети фиксированной спутниковой связи (fixed satellite service, FSS). Мощности этих спутников таковы, что они смогут продублировать работу почти 200 геостационарных спутников, расположенных вокруг всего земного шара. Спутники AssureSat оснащены 36 ретрансляторами C-диапазона и 36 ретрансляторами Ku-диапазона, общая мощность которых составляет более 10 кВт.

Эти спутники не предназначаются для немедленной коммерческой эксплуатации, они будут выполнять функции "запасных" на случай поломки или неудачного запуска обычных спутников связи. (www.avia.ru)

Пакистан собирается вскоре запустить свой спутник с космодрома Байконур

/InfoArt News Agency/

В ближайшее время Пакистан намерен запустить собственный экспериментальный спутник Badar-2. Запуск будет осуществлен с космодрома Байконур ракетой "Союз". О точной дате старта не сообщается. Спутник предназначается для обеспечения работы служб связи и выполнения метеорологических наблюдений и фотосъемки. (www.avia.ru)

Назван состав экипажа, который отправится к МКС в 2001 г.

/InfoArt News Agency/

Агентство NASA назвало состав очередного экипажа, который отправится к Международной космической станции в 2001 г. Командиром экипажа миссии STS-102 "шаттла" Discovery будет ветеран американской космонавтики Джеймс Уэтерби (James D. Wetherbee), это его пятый полет и четвертый в качестве командира корабля, а штурманом будет Джеймс Келли (James M. Kelly). Специалистами миссии будут Энди Томас(Andy Thomas) и Пол Ричардс (Paul Richards), это их первый полет. Кроме того, в состав экипажа войдут члены второй постоянной экспедиции на МКС - российский космонавт Юрий Усачев, Джеймс Восс (James S. Voss) и Сьюзен Хелмс (Susan J. Helms). Основной целью этой экспедиции будет замена первого постоянного экипажа МКС (Билл Шеппард (Bill Shepherd), Юрий Гидзенко и Сергей Крикалев). Кроме того, экипаж Discovery выполнит два выхода в открытый космос для сборки элементов станции, а также доставит оборудование для американского лабораторного модуля Destiny. (www.avia.ru)

Международная космическая станция готовится к приему очередного "шаттла"

/InfoArt News Agency/

Центры управления полетом в Хьюстоне и Москве готовятся к очередной попытке запуска "шаттла" Atlantis, который должен отправиться к Международной космической станции (МКС). Пока старт намечен на 18 мая в 6 часов 38 мин по местному времени мыса Канаверал. Обратный отсчет времени начнется 15 мая, и в этот же день экипаж из шести американцев и одного русского космонавта прибудет на космодром центра им. Кеннеди.

Если старт состоится 18 мая, то стыковка Atlantis'а с МКС произойдет в ночь с 20 на 21 мая. В обратный путь "шаттл" отправится 26 мая, а его приземление состоится 29 мая.

Все системы МКС сейчас работают нормально. Как сообщается, включения двигателей модуля "Заря" для коррекции орбиты для встречи с "шаттлом" не потребуется. Но после стыковки Atlantis своими двигателями поднимет орбиту МКС на 35 км для подготовки ее к приему служебного модуля "Звезда", запуск которого должен состояться в июле этого года с космодрома Байконур. К настоящему времени МКС совершила уже более 8300 витков вокруг Земли. (www.avia.ru)

10.05.2000 г.
   Зонд STARDUST закончил первый сеанс сбора космической пыли

/InfoArt News Agency/

Принадлежащий NASA исследовательский зонд Stardust завершил первый сеанс сбора межзвездной пыли, который длился почти два с половиной месяца. Коллектор для сбора пыли был раскрыт 22 февраля, а 1 мая он был свернут и установлен в "походное" положение. Коллектор состоит из легкого аэрогеля, в котором застревают мелкие частицы пыли, источник которых находится за пределами солнечной системы. Следующий сеанс сбора пыли запланирован на середину 2002 г. Кроме захвата межзвездной пыли коллектор будет использоваться и для сбора образцов пыли в окрестности кометы Wild-2, к которой Stardust должен прилететь в январе 2004 г. Вся собранная пыль будет помещена в специальный контейнер, который будет сброшен на Землю в 2006 г. Напомним, что запуск зонда Stardust состоялся в феврале 1999 г. (www.avia.ru)

Обнаружены 8 новых планет

/InfoArt News Agency/

Группа астрономов, работающая на телескопе Leonhard Euler, расположенном в Чили, сообщила об открытии восьми новых объектов, которые вращаются на орбитах вокруг звезд, подобных нашему Солнцу. Как сообщается, шесть из этих объектов являются планетами, а два - коричневыми карликами, то есть по своей массе они занимают промежуточное положение между звездой и планетой. Все эти объекты были обнаружены косвенными методами, а не путем непосредственных наблюдений. Они были найдены в результате измерения изменений скорости звезд, вызванных гравитационным полем вращающихся вокруг них объектов. Таким способом можно определить параметры орбиты планеты и ее минимальную массу.

Самая маленькая из открытых планет вращается вокруг звезды HD 168746, ее минимальная масса составляет 80% от массы Сатурна. Самый массивный объект - коричневый карлик, вращающийся вокруг звезды HD 162060, его минимальная масса в 13,7 раз превышает массу Юпитера. Самый короткий период вращения - 2.986 земных дней - имеет планета, вращающаяся вокруг звезды HD 83443. У нее же минимальный радиус орбиты - 3,5 млн км, что в 26 раз меньше, чем расстояние от Земли до Солнца. (www.avia.ru)

Марсоход FIDO проходит испытания в пустыне Калифорнии

/InfoArt News Agency/

На днях космическое агентство NASA начало вторую серию полевых испытаний прототипа марсохода FIDO (Field Integrated Design & Operations), который должен сыграть основную роль в возврате образцов марсианского грунта на Землю. Известно, что испытания проводятся в пустыне штата Калифорния, но более точное их местоположение не разглашается, его не знают даже многие участники испытаний. В течение ближайших двух недель специалисты Лаборатории реактивного движения NASA (именно это подразделение занимается марсианскими миссиями) будут осуществлять дистанционное управление марсоходом из Пасадены. Лишь несколько инженеров, находящихся в месте испытаний, будут по ночам проводить обслуживание марсохода, если это потребуется. Но никакой информации в центр они передавать не будут. То есть максимально моделируется реальная ситуация.

Сначала предполагалось, что FIDO будет прототипом более крупного марсохода, получившего название Athena. Однако после аварий двух марсианских зондов программа исследования Марса была пересмотрена, и от марсохода Athena с шестью инструментами на борту, скорее всего, откажутся. Ну а на FIDO сейчас имеется 3 системы - устройство формирования цветного стереоизображений, инфракрасный спектрометр и камера для съемки микроизображений, установленная на конце "руки" робота-манипулятора. (www.avia.ru)

Ракета TITAN 4 вывела в космос американский разведывательный спутник DSP-20

/InfoArt News Agency/

8 мая в 12 часов 01 мин по местному времени с космодрома на мысе Канаверал стартовала ракета Titan 4B. Длительность окна запуска составляла 4,5 часа. Старт был задержан на 2,5 часа из-за небольших технических проблем. Ракета Titan 4B успешно вывела на орбиту разгонный блок IUS с военным спутником DSP-20 (Defense Support Program). Затем после двух включений двигателя разгонного блока спутник DSP-20 был выведен на заданную геосинхронную орбиту.

Спутник DSP-20 присоединиться к уже находящемуся в космосе семейству спутников DSP, используемых ВВС США для раннего обнаружения запусков ракет по всему земному шару. DSP-20 будет выполнять функции спутника DSP-19, который из-за аварии разгонного блока не смог выйти на заданную орбиту (тот запуск ракеты Titan 4B состоялся в апреле прошлого года).

Нынешний запуск ракеты Titan 4 стал первым успешным стартом после трех аварийных запусков подряд, первый из которых состоялся в августе 1998 г. (тогда ракета Titan 4A из-за проблем с питанием компьютера сбилась с курса и была взорвана через 40 сек после старта).

Следующий запуск ракеты Titan 4B запланирован на июль этого года. Старт должен состояться с космодрома на базе ВВС США Ванденберг. О выводимом спутнике известно только то, что он будет иметь военное назначение. Еще один запуск должен состояться осенью с мыса Канаверал, тогда ракета Titan выведет на орбиту военный спутник связи Milstar 2. (www.avia.ru)

05.05.2000 г.
   Телескопы для поиска угрожающих Земле астероидов

/InfoArt News Agency/

В феврале этого года в Японии начал работу телескоп, расположенный в центре космической защиты Bisei Spaceguard Center (BSGC). Он предназначается для поиска крупных астероидов и комет, которые могут столкнуться с Землей и это столкновение может стать катастрофой для жителей нашей планеты. Сейчас зеркало этого телескопа имеет диаметр всего лишь полметра, но в сентябре его планируется модернизировать и установить зеркало диаметром 1 м. Такая модернизация уже проведена на телескопе в США в Лаборатории реактивного движения, который также участвует в проекте поиска опасных астероидов Near-Earth Asteroid (NEA) Tracking. На телескопе Kitt Peak в Аризоне также ведется работа по поиску астероидов. Сейчас здесь работает телескоп с диаметром зеркала 0,9 м, а к концу года планируется задействовать еще и 1,8-м телескоп.

Вообще же астрономы, занятые поиском опасных астероидов, мечтают сейчас о том, чтобы привлечь к этим работам 6 телескопов с диаметром зеркала как минимум 1 м. Однако в 1992 г. был выпущен специальный доклад о проблеме столкновения с астероидами, в котором рекомендовалось иметь 6 телескопов с 2,5-метровыми зеркалами, тогда в течение 10 лет можно было бы обнаружить около 90% опасных для Земли астероидов. Японский телескоп после модернизации станет пятым в этом "минимальном комплекте". (www.avia.ru)

Соглашение об использовании ракет ROTON для запуска небольших спутников

/InfoArt News Agency/

Компания Space Operations International LLC (SOI) подписала меморандум о договоре с компанией Rotary Rocket Company об использовании семейства ракет Rotary Roton для доставки на орбиту небольших спутников. В свою очередь Rotary Rocket будет использовать SOI в качестве своего агента при получении спутников, предназначенных к запуску ракетами Roton. Пилотируемая ракета Roton многоразового использования находится сейчас в стадии разработки, проведены пока только первые короткие испытательные полеты на небольшой высоте. Однако ее конструкторы считают, что использование этой ракеты существенно удешевит космические запуски. Предполагается, что ее коммерческая эксплуатация начнется в 2002 г.

Президент и исполнительный директор SOI Уиллард Олсон (Willard (Bill) P. Olson) считает, что снижение стоимости запуска небольших спутников должно резко увеличить их производство и существенно расширит рынок средств доставки этих спутников в космос. С этой точки зрения ракета Roton имеет, по всей видимости, большие перспективы. (www.avia.ru)

Япония готовится к экспедиции на Луну

/InfoArt News Agency/

Япония собирается в 2003 г. отправить на Луну свой первый спускаемый космический корабль, который получил название Selene по имени богини Луны в древнегреческой мифологии. Сначала он целый год проведет на эллиптической окололунной орбите, а потом от Selene отделится спускаемый аппарат, который совершит посадку на поверхности Луны. До сих пор на поверхности Луны бывали только луноходы производства СССР и США.

Сейчас в Японии идут испытания спускаемого аппарата. Начались эти испытания с использованием подъемного крана, затем перешли к вертолету. К июню аппарат должен быть готов к самостоятельному приземлению с высоты около 1 км. Таким образом моделируется финальная фаза посадки на Луну.

В ходе экспедиции планируется получить данные о процессе образования и эволюции Луны, а также испытать технологии, предназначенные для будущих космических экспедиций.

Японское космическое агентство NASDA собирается также отправить к Луне орбитальную станцию Lunar-A в 2002 или 2004 г. Она сбросит на поверхность Луны два микрозонда, которые в течение года будут следить за сейсмической активностью Луны и передавать информацию на орбитальную станцию. (www.avia.ru)

С помощью рентгеновского телескопа CHANDRA можно измерять расстояния до космических объектов

/InfoArt News Agency/

Группа астрономов из института им. Макса Планка опубликовала в европейском журнале "Астрономия и астрофизика" (Astronomy and Astrophysics) статью, где описываются результаты измерения расстояний до дальних космических объектов, которые являются источниками рентгеновского излучения. Для измерений использовался метод, предложенный 27 лет назад. Однако тогда была обоснована только теория метода измерения расстояния до далекого космического источника рентгеновского излучения. Это расстояние определяется запаздыванием и "размытостью" рентгеновского сигнала, прошедшего расстояние в тысячи световых лет через межзвездный газ и пыль. На практике этот метод был реализован только с запуском рентгеновского космического телескопа Chandra.

На фотографии, сделанной с помощью телескопа Chandra, показано гало вокруг источника рентгеновского излучения, получившего название Cygnus X-3. Это гало (все, что находится вокруг желтого кольца в центре) обусловлено рассеянием рентгеновского излучения источника частицами межзвездной пыли на пути между источником и апертурой телескопа. Яркая горизонтальная линия - это инструментальный эффект. Отслеживая изменение этой картины во времени, астрономы смогли оценить расстояние до этого источника рентгеновского излучения, который, как предполагается, является звездой вращающейся вокруг черной дыры.

Для источника Cygnus X-3 период изменения картины рентгеновского излучения составляет 4,8 часа. Приблизительно с такой скоростью обычно звезда вращается вокруг черной дыры. Излучение от гало по пути до апертуры телескопа запаздывает и искажается, поэтому изменения картины смазываются. Для внутренних частей гало периодичность излучения практически не нарушается, а для внешних - периодические изменения полностью сглаживаются. Наблюдая за временной задержкой и изменениями различных частей гало, можно определить расстояние до источника. Таким образом было определено расстояние до объекта Cygnus X-3, оно оказалось равным 30 тыс. световых лет с точностью 20%. Точность измерений в данном случае ограничивается длительностью наблюдения, то есть периодом изменений - 4,8 часа.

Аналогичный метод используется сейсмологами для определения эпицентра землетрясения или местоположения необычных геологических процессов, только в сейсмологии проводятся наблюдения за звуковыми волнами, распространяющимися в толще земли. (www.avia.ru)

Астронавты рискуют, принимая обычные медпрепараты

/InfoArt News Agency/

По сообщению агентства Reuters, во время космических полетов астронавты подвергаются опасности принимая медицинские препараты, предназначенные помочь им.

В частности, операции на побывавших в космосе обезьянах нередко заканчивались неудачно, если они проводились сразу после возвращении их на Землю. Например, после принятия обезболивающих средств одна из обезьян умерла, а другие перенесли тяжелые осложнения. Основной причиной неудачных операций признано плохое кровообращение, вызванное долговременным нахождением в космосе.

В связи с этим анестезиологи рекомендовали астронавтам в течение дня по возвращении из космоса принимать меры по восстановлению нормального кровообращения в организме. (www.avia.ru)

Сегодня - "парад планет"

/InfoArt News Agency/

5 мая 2000 года пять видимых невооруженным глазом планет солнечной системы - Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн - соберутся под одну сторону от Солнца. Хотя они выстроятся не совсем по прямой линии, но окажутся примерно на одном участке небосвода (25 градусов). В том же секторе будет и Луна. Некоторые полагают, что это может как-то сказаться на Земле, вызвать природные катаклизмы и необычные эффекты. Между тем, такое расположение планет происходит примерно раз в 20 лет, и до сих пор никаких серьезных эффектов оно не вызывало. Наблюдать за "парадом планет" с Земли не удастся - мешает Солнце. (www.avia.ru)

04.05.2000 г.
   Космос скоро придется очищать от мусора

/InfoArt News Agency/

За весь период запусков с Земли было запущено около 3500 космических аппаратов, а в космос слетало более 380 человек, 92 из которых - наши соотечественники, сообщает газета "АиФ". В настоящее время на околоземной орбите находится около 7500 крупных объектов. Осколков менее 10 см - в несколько раз больше. При столкновении с космическим кораблем такие осколки могут легко повредить его оболочку. (www.avia.ru)

ARIANESPACE получает контракт на запуск японского спутника связи серии JSAT

/InfoArt News Agency/

Руководство компании Arianespace объявило о получении от японской компании JSAT контракта на запуск ее телекоммуникационного спутника JCSAT-8. Как сообщается, запуск должен состояться в конце 2001 г.

JCSAT-8 это уже четвертый спутник, запуск которого JSAT доверяет Arianespace, и 17-й японский спутник, который будет выведен в космос французской ракетой. Спутник JCSAT-8 будет построен на базе платформы HS 601 компанией Hughes Space & Communications. Он будет отправлен в космос на ракете Ariane 4 или Ariane 5 с космодрома Куру во Французской Гвиане. (www.avia.ru)

Наземные испытания спутника ENVISAT-1

/InfoArt News Agency/

В Европейском исследовательском и технологическом космическом центре в Голландии сейчас проходят испытания спутника Envisat-1, принадлежащего Европейскому космическому агентству. На нем установлено новое оборудование для дистанционного зондирования поверхности Земли. По своим характеристикам он должен стать "преемником" находящихся сейчас на орбите спутников того же назначения ERS-1 и ERS-2. В сентябре этого года спутник Envisat будет подвержен испытаниям на вибрационном стенде, и в марте 2001 г. он будет подготовлен к отправке на самолете на космодром Куру во Французской Гвиане. Запуск должен состояться в июне 2001 г. на ракете Ariane 5. Спутник Envisat должен будет занять орбиту высотой 800 км и наклонением 98 градусов. Период обращения его вокруг Земли составит 1 час 40 минут, а каждый участок поверхности спутник будет фотографировать каждые 35. (www.avia.ru)

ESCORT - доктор для спутников

/InfoArt News Agency/

Компании AeroAstro и Space Machine Advisors вместе разрабатывают спутник Escort, который должен будет выполнять функции "спутникового доктора", то есть он предназначается для инспектирования и диагностики дорогих спутников связи во время их работы на орбите.

Как сообщается, Escort - это недорогой микроспутник, который будет запускаться одновременно с основным спутником связи или "встречать" в космосе с уже существующими спутниками. Escort будет действовать независимо от "ведущего" спутника и сможет безопасно маневрировать вблизи него, выполнять тестирование оборудования и анализировать результаты этих тестов, а также связываться для решения проблем непосредственно с наземным центром управления. (www.avia.ru)

Европейское космическое агентство подписывает первый контракт о биомедицинских исследованиях на борту МКС

/InfoArt News Agency/

3 мая 2000 г. Европейское космическое агентство (ESA) подписало первый контракт о реализации исследовательского проекта в области биомедицины с группой сотрудников научных институтов Германии, Италии и Швейцарии. Этот контракт предусматривает разработку космического биореактора для биомедицинских приложений, которые планируется реализовать на борту Международной космической станции.

Биореактор - это некоторое подобие инкубатора, который используется в промышленности и в науке для выращивания бактерий и живых культур. Космический биореактор, который должен быть создан в соответствии с только что подписанным контрактом, предназначается для выращивания клеток млекопитающих. Он будет использоваться на МКС для исследования роста клеток и биологических тканей, в частности, кровеносных сосудов и хрящей. Все эти исследования будут вестись для разработки новых методик лечения и лекарств.

Всего в ближайшие годы ESA планирует заключить более 50 контрактов на разработку приложений, предусматривающих использование на МКС. (www.avia.ru)

Проведена коррекция орбиты космической станции "МИР"

/InfoArt News Agency/

Как сообщает РИА "Новости", российская космическая станция "Мир" поднялась на орбиту, близкую к расчетной, и теперь может находиться на орбите до конца нынешнего года. Маневры по подъему орбиты станции проводились с помощью ракетных двигателей грузового корабля "Прогресс М1-2", который 28 апреля доставил запас топлива. Сейчас параметры орбиты составляют 390 километров максимального удаления от Земли и 370 километров минимального удаления.

В настоящее время космонавты Сергей Залетин и Александр Калери готовятся к выходу в открытый космос. Он запланирован на 12 мая. Космонавты должны провести герметизацию микротрещин в корпусе станции, обследовать участки орбитального комплекса, проверить состояние солнечных батарей и установить экспериментальную тонкопленочную солнечную батарею. (www.avia.ru)

03.05.2000 г.
   Ученые получили первую подробную картину ранней Вселенной

/InfoArt News Agency/

Как сообщает агентство Associated Press, с телескопа, поднятого на воздушном шаре над Антарктикой, удалось получить один из наиболее детальных снимков ранней Вселенной, показывающий ее геометрическую структуру, наиболее старые звезды и галактики. Во многом картина оказалась близка к предсказаниям теоретиков, к понимаю учеными ранних моментов эволюции Вселенной и ее последующего развития.

Специалисты считают опубликованные результаты настоящим триумфом современной космогонии, которой удалось предсказать их со столь высокой точностью. Начальная форма существования Вселенной (до формирования галактик и первых звезд) оказалось весьма отличной от нынешнего этапа ее развития. Удалось выявить сотни сложных структур, представляющих эффект вариация плотности "ранней Вселенной". Именно из кластеров с более высокой концентрацией вещества позднее возникли звезды и галактики.

Ранняя Вселенная оказалась "плоской" - результаты исследований опровергают возможность сворачивания ткани пространства-времени в сферу или "седло". Это означает, что коллапс Вселенной не грозит, даже в очень отдаленном будущем, и она будет расширяться вечно. Картина "плоской Вселенной" вписывается в "инфляционную" теорию, согласно которой за долю секунды после ее рождения произошло стремительное расширение Вселенной. Исследователи надеются точнее интерпретировать имеющиеся данные, чтобы количественно оценить природу Космоса.

В опубликованных недавно результатах исследовались последствия стремительного расширения Вселенной, происходившего примерно через 300 тыс лет после Большого взрыва (а сам Большой взрыв - начало Вселенной - произошел, по оценкам ученых, около 12-15 млрд лет назад). Так называемое реликтовое излучение, было обнаружено в 1965 году, однако незначительные вариации в этом излучении удалось обнаружить только в 1991 году, когда был запущен спутник NASA Cosmic Background Explorer.

Последующие эксперименты позволили получить в 35 раз более высокое разрешение при исследовании отдельных участков небосвода. Ожидается, что в ближайшие 5-10 лет ученым удастся получить вопросы на многие вопросы, которые сегодня пока не находят ответа. (www.avia.ru)

Россия не намерена отказываться от своей роли в создании Международной космической станции

/InfoArt News Agency/

Как сообщает агентство Reuters, Россия выступила в защиту своей роли в создании Международной космической станции (МКС) после того, как в автор одной из статей в газете "The Washington Post" призвал Вашингтон заморозить участие Москвы в этом проекте стоимостью 60 млрд дол. Глава Российского космического агентства Юрий Коптев сообщил на пресс-конференции, что, несмотря на задержки, Москва выполняла свои обязательства, и российское участие в проекте сэкономило немало средств американских налогоплотельщиков. "The Washington Post" утверждала, что задержки российских подрядчиков уже стоили Вашингтону около 3 млрд дол.

Коптев также опроверг утверждения, что модуль Заря, построенный и запущенный в 1998 г., требует еще одного запуска шаттла для его ремонта. Ожидается, что в июле этого года после продолжительных задержек будет запущен управляющий и энергетический российский модуль Звезда. Юрий Коптев отметил также, что в запуске российского космонавта на шаттле не было никакой экстренной необходимости. Москва решила сделать это, чтобы работы по обслуживанию не совместились с июльским запуском модуля Звезда. Он подтвердил наличие проблем в функционировании некоторых блоков, но подчеркнул, что они не носят критического характера.

Затронув проблемы эксплуатации российской станции Мир, куда 6 апреля отправился новый экипаж, Коптев сказал, что в случае выделения необходимых средств эта станция может просуществовать еще более двух лет. США хотели бы прекращения работ на станции Мир - аналитики считают, что они не дают России возможность сконцентрировать ресурсы для продвижения проекта МКС.

Коптев подтвердил, что Российское космическое агентство недавно получило дополнительно 10 млн дол. из коммерческих фондов, что позволит эксплуатировать Мир как минимум до середины августа. Если финансирование прекратится, что в октябре станция будет сведена с орбиты и закончит свое существование в водах Тихого океана. (www.avia.ru)

Запуск ATLANTIS отложен до 18 мая

/InfoArt News Agency/

Космический "челнок" Atlantis должен отправиться на орбиту для проведения работ на Международной космической станции. После трехкратного переноса старта шаттла по погодным условиям и одного отложенного запуска по техническим причинам (организаторы возражали против вывода на орбиту метеоспутника в этот день) специалисты надеются, что он все-таки состоится 18 мая.

Тем временем, Международная космическая станция постепенно теряет орбиту примерно на 3 км в неделю из-за возросшей солнечной активности и действия атмосферы Земли. Ее приходится поддерживать, расходуя запасы топлива на станции. Команда Atlantis надеется поднять орбиту станции за счет двигателей шаттла.

Семь участвующих в полете астронавтов должны заменить на борту станции старые батареи. Две из шести батарей, производящих электроэнергию, уже оказали, а другие снизили эффективность своей работы. Для питания станции нужно как минимум три батареи.

Кроме того, на борту шаттла будет выведен на орбиту спутник Goes-L, который будет использоваться метеорологами для контроля над ураганами. Запуск Goes-L должен был состояться еще год назад, однако возникли проблемы с ракетой-носителем. (www.avia.ru)

Запуск "шаттла" ATLANTIS намечен на 18 мая

/InfoArt News Agency/

Руководство космического агентства NASA объявила о том, что очередная попытка запуска "шаттла" Atlantis, который должен отправиться к Международной космической станции, состоится 18 мая. Такая продолжительная задержка после трех попыток подряд объясняется тем, что до середины мая должно состояться несколько непилотируемых запусков. С 3 до 15 мая с интервалом в несколько дней должны взлететь ракеты Atlas 2, Titan 4, Delta 2 и Atlas 3, поэтому стации слежения будут заняты.

NASA рассматривало также возможность переноса запуска метеоспутника GOES-L на ракете Atlas 2, который был намечен на 3 мая. Тогда бы "шаттл" мог бы стартовать 3 мая, однако, планы решили не менять. Если Atlantis отправится на орбиту 18 мая, то вернется он на землю 28 или 29 мая. Точная длительность полета зависит от времени, которое потребуется для стыковки со станцией. (www.avia.ru)

В Аргентине строится крупная обсерватория

/InfoArt News Agency/

В Аргентине ведется строительство самой крупной в мире обсерватории для исследования космического излучения. Предполагается, что полученные с помощью нового астрономического оборудования данные позволят узнать, каким же образом происходило образование Вселенной. Обсерватория получила имя французского физика Пьера Оже (Pierre Auger), открывшего в 1938 г. атмосферные ливни в космических лучах. Обсерватория предназначается для поиска на звездном небе источников космических лучей, а также для проверки специальной теории относительности Эйнштейна.

Телескоп обсерватории будет состоять из 1600 самостоятельных оптических телескопов, расставленных на площади в 3 тыс. кв. км. Он будет установлен в Андах в 1100 км к западу от Буэнос-Айреса. Место было выбрано из-за своей географической удаленности и пустынности. Все эти небольшие телескопы будут подключены к центральному компьютеру, который и будет управлять работой этой гигантской телескопной решетки. Кроме того, центральный компьютер будет соединен с другим компьютерным центром, расположенным на территории США в штате Юта.

Аргентинское правительство выделило на строительство обсерватории 15 млн дол. Всего же на эти цели будет потрачено 50 млн дол. Строительство планируется полностью закончить к 2004 г., но некоторые телескопы из будущей гигантской решетки начнут работать в течение ближайшего года. (www.avia.ru)

МКС в ожидании экспедиции "шаттла" ATLANTIS

/InfoArt News Agency/

Часть оборудования на Международной космической станции, в частности в российском модуле "Заря" уже выработала свой гарантийный срок. Так что МКС уже заждалась очередной экспедиции посещения, астронавты которой должны произвести большой объем регламентных и ремонтных работ. В частности, они должны произвести замену двух батарей питания на модуле "Заря".

Ранее предполагалось, что 30 апреля бортовые двигатели модуля "Заря немного поднимут орбиту станции, но после того как запуск Atlantis'а был отложен до 18 мая, этот маневр решено провести не раньше 6 мая. Однако на этой неделе специалисты должны еще окончательно определиться с необходимостью корректировки орбиты для приема "шаттла".

Сейчас параметры орбиты МКС составляют 365x339 км. Средняя скорость снижения орбиты станции составляет около 1,6 км в неделю. С момента запуска модуля "Заря" станция совершила уже около 8300 витков вокруг Земли. (www.avia.ru)

"Шаттл" COLUMBIA в ходе капитального ремонта должен немного "похудеть"

/InfoArt News Agency/

Сейчас "шаттл" Columbia находится на капитальном ремонте на заводе в Палмдейле (шт. Калифорния). Columbia был первым "шаттлом", построенным для полетов в космос. Он был и самым тяжелым. По сравнению с самым "молодым" шаттлом Endeavour он весит на 3600 кг больше. В ходе капитального ремонта Columbia должен "похудеть", так как с него будет снято старое тяжелое оборудование, использовавшееся во время первых четырех испытательных полетов в 1981 и 1982 годах. Это касается и приборов, предназначенных для сбора информации о работе систем "шаттла" во время полета. Теперь это оборудование не используется и его решено снять. Вес его составляет около 400 кг. Тогда после ремонта в грузовой отсек Columbia можно будет поместить на 400 кг больше груза, чем раньше.

Решено поменять также некоторые детали рулей высоты на крыльях "шаттла". Вместо них будут установлены детали из нового более легкого алюминиевого сплава, что позволит уменьшить вес "шаттла" Columbia на 160 кг. Планируется поменять и внутреннюю обшивку "шаттла" из металлизированной алюминием пленки. Новая зеркальная теплозащитная пленка позволит сэкономить еще около 17 кг. (www.avia.ru)