Июль 2000 г.

25.07.2000 г.
   Зонд NEAR вновь начинает удаляться от астероида Эрос

/InfoArt/

24 июля на зонде NEAR Shoemaker вновь должен был включиться бортовой двигатель для перевода его на промежуточную эллиптическую орбиту вокруг астероида Эрос. А 31 июля двигатель будет включен еще раз, и зонд вернется на орбиту радиусом 50 км. С 14 июля зонд занимал орбиту радиусом 35 км и вел съемку поверхности астероида с самым высоким разрешением. За это время спутник NEAR совершил 14 витков вокруг астероида, двигаясь со скоростью около 9 км/час. В течение четырех дней зонд занимался составлением карты гравитационного поля астероида. Во время исследований использовался спектрометр, позволяющий вести наблюдения в рентгеновском и гамма-диапазонах длин волн. Кроме того, зонд спустился достаточно низко, чтобы определить наличие или отсутствие у астероида магнитного поля. Для этого на зонде установлен магнетометр. Однако результаты этих исследований еще не получены. (www.avia.ru)

Японская орбитальная обсерватория пострадала от солнечной вспышки

/InfoArt/

После недавней мощной вспышки на Солнце, которая произошла 15 июля, японская орбитальная рентгеновская обсерватория ASCA (Advanced Satellite for Cosmology and Astrophysics) перешла в защищенный режим работы и начала беспорядочно вращаться. Спутник пока еще неуправляем, и руководители проекта уже высказали опасения, что, возможно, на этом миссия космического телескопа и закончится.

Инженеры центра управления полетом считают, что авария спутника ASCA произошла из-за того, что солнечный шторм нагрел верхние слои атмосферы. Рентгеновский телескоп ASCA находится на высоте 440 км. Плотность атмосферы здесь очень мала, но при нагреве она увеличилась и возросло трение, которое испытывает спутник даже в этом почти безвоздушном пространстве. Бортовая система стабилизации не смогла справиться с новой нагрузкой, и спутник начал вращаться. В таком положении солнечные панели не в состоянии генерировать достаточно энергии для функционирования всех систем, поэтому спутник перешел в защищенный режим работы, и бортовой компьютер отключил все системы, не являющиеся жизненно важными. Батареи спутника сейчас разряжены, и инженеры центра управления полетом пытаются найти способ, как зарядить их, чтобы потом уже можно было бы восстановить работу системы ориентации.

Однако, даже если удастся восстановить работоспособность этого космического телескопа, пройдет еще немало времени, прежде чем он сможет возобновить научные наблюдения.

Рентгеновский космический телескоп ASCA, был запущен на орбиту в феврале 1993 г. Его вес 417 кг, он предназначается для поиска черных дыр, исследований темной материи и химической эволюции Вселенной. Ранее предполагалось, что этот телескоп закончит свою миссию в 2001 году. (www.avia.ru)

ALCATEL SPACE получает заказ на изготовление американских спутников

/InfoArt/

Французская компания Alcatel Space объявила о подписании контракта о строительстве четырех спутников для американского провайдера спутниковой связи компании GE American Communications (GE Americom). О сумме контракта не сообщается.

Спутники для GE Americom будут построены на базе платформы нового поколения Spacebus, разработанной Alcatel Space. Это одна из самых крупных и мощных современных коммерческих спутниковых платформ. На сегодняшний день Alcatel Space получила заказы на строительство 40 коммерческих спутников на базе платформы Spacebus. 30 из них уже работают на орбите. В новой платформе Spacebus 4000 используется плазменный двигатель, что позволяет уменьшить вес спутника и сократить расход топлива.

Вес спутников составит от 4 до 5 тонн, они будут собраны на заводах Alcatel Space в Каннах и Тулузе во Франции. (www.avia.ru)

ALCATEL SPACE получает заказ на изготовление американских спутников

24.07.2000 г.
   Космическая пыль и образование комет

/InfoArt/

В журнале Nature в номере от 20 июля опубликована статья, где представлены результаты исследований пыли в комете Галлея, которые проводились в 1989 г. В статье утверждается, что наличие в хвосте кометы частиц пыли, состоящих из кристаллов хризолита, говорит о том, что, по крайней мере, эта часть кометы была образована намного ближе к Солнцу, чем это считалось ранее.

Вообще же в кометах присутствуют два типа пыли: аморфная и кристаллическая. Кристаллические пылевые частицы для своего образования требуют больше энергии. Поэтому ученые считают, что аморфные частицы пыли образовались еще до образования самой солнечной системы. Кристаллические же частицы могли образоваться уже после образования Солнца, и после того как Солнце нагрело аморфную пыль.

Астрономы считают, что комета Галлея образовалась в области планет-гигантов, то есть где-то между Юпитером и Нептуном. Однако авторы статьи в журнале Nature считают, что на таком большом расстоянии от Солнца, где его излучение сильно ослаблено, времени для преобразования аморфных частиц пыли в кристаллические потребовалось бы больше, чем нынешний возраст Вселенной. То есть, кристаллическая пыль в комете Галлея должна была образоваться намного ближе к Солнцу, где температура достаточно высока для образования кристаллов. Однако сама комета не могла образоваться так близко к Солнцу, так как здесь бы растаял лед, составляющий основную массу кометы.

Авторы статьи полагают, что кристаллы хризолита образовались вблизи Солнца, а потом были выброшены во внешние области солнечной системы, где они и попали в кометы, в том числе и в комету Галлея. Однако, механизм таких процессов пока не понятен. (www.avia.ru)

Соглашение по МКС между ALENIA и РКК "ЭНЕРГИЯ"

/InfoArt/

Итальянская компания Alenia Spazio подписала соглашение с РКК "Энергия", согласно которому системы доставки и стыковки, а также соответствующее электронное оборудование для грузового корабля ATV будут произведены в России. Корабль ATV будет использоваться для обслуживания Международной космической станции. Следует отметить, что система стыковки для ATV будет сделана на основе бартерного соглашения между Росавиакосмосом и Европейским космическим агентством.

Корабль ATV будет доставляться на орбиту ракетой Ariane 5, после чего он должен в автоматическом режиме состыковаться с МКС. После выполнения миссии корабль ATV должен закончить свое существование в плотных слоях атмосферы. (www.avia.ru)

Первые два спутника CLUSTER II вышли на заданную орбиту

/InfoArt/

Запуск двух первых спутников Cluster II, принадлежащих Европейскому космическому агентству, состоялся 16 июля 2000 г. В космос их вывела ракета "Союз" с разгонным блоком "Фрегат". После запуска эти спутники получили названия Salsa и Samba и начали маневры бортовыми двигателями для выхода на заданную орбиту. Последний такой маневр был произведен 21 июля, в результате которого спутники заняли орбиту с параметрами 16'869 км на 121'098 км и наклонением 90 градусов к экватору.

9 августа 2000 г. должен состояться запуск еще двух спутников этой серии - Tango и Rumba. Они также будут выведены на орбиту ракетой "Союз" с разгонным блоком "Фрегат". После того, как все четыре спутника займут свои места, они начнут исследование взаимодействия солнечного ветра и магнитного поля Земли. Для этого на спутниках установлено 11 инструментов, которые будут изменять электрические и магнитные поля, параметры потоков электронов, протонов и ионов, а также плазменных волн.

Отметим, что изначально четыре спутника Cluster должна была вывести в космос ракета Ariane 5 в июне 1996 г. во время своего самого первого запуска. Однако тот старт оказался неудачным, не прошло и минуты после отрыва от стартовой площадки, как ракета отклонилась от курса и была взорвана. (www.avia.ru)

Открыт еще один спутник Юпитера

/InfoArt/

Астрономы, работающие на телескопе Spacewatch (диаметр апертуры 0,9 м) на горе Kitt Peak в Аризоне, объявили об открытии еще одного спутника Юпитера. Этот объект получил временное название S/1999 J 1. Само открытие было сделано на основе наблюдений Юпитера, проведенных в октябре и ноябре прошлого года. Когда этот объект был обнаружен в первый раз, то астрономы посчитали его астероидом и как астероиду присвоили ему имя 1999 UX18. Однако потом, проследив траекторию его движения, они пришли к выводу, что он больше похож на комету, движущуюся по эллиптической орбите, чем на астероид.

Истинное положение дел открылось только на прошлой неделе, когда Тим Спар (Tim Spahr) из Центра малых планет (Minor Planet Center, MPC) в Кембридже (шт. Массачусетс) запустил компьютерную программу с исходными данными этого "астероида" и получил параметры его орбиты. Компьютер определил их на основе данных, полученных при наблюдениях объекта в течение 5 ночей в период с 6 октября до 4 ноября прошлого года. Итак, спутник S/1999 J 1 движется вокруг Юпитера по немного эллиптической орбите, его среднее расстояние до Юпитера составляет около 24 млн км, период орбиты - 774 дня. Движение этого спутника происходит в "обратную" сторону, то есть не в ту, в которую движутся большинство спутников Юпитера. Есть еще 4 спутника Юпитера, которые движутся в ту же сторону, что и S/1999 J 1. Это - Ананке, Карме, Пасифе и Синопе. Предполагается, что все эти теперь уже 5 спутников - это астероиды, которые были захвачены гравитационным полем Юпитера уже после образования солнечной системы.

Диаметр нового спутника невелик - всего 5 км, то есть это самый маленький из известных спутников планет солнечной системы.

Теперь астрономам предстоит провести новые наблюдения, чтобы уточнить параметры орбиты этого объекта и подтвердить, что он действительно является спутником Юпитера. (www.avia.ru)

Модуль "ЗВЕЗДА" приближается к МКС

/InfoArt/

Стыковка служебного модуля "Звезда" с Международной космической станцией (МКС) должна состояться 26 июля в 4 часа 53 мин по московскому времени. За последнюю неделю было проведено несколько включений ботовый двигателей "Звезды", что бы приблизить его орбиту к орбите МКС. После маневра 19 июля параметры орбиты модуля составили 361 на 290 км, затем вечером 21 июля были проведены еще два включения двигателей и модуль занял орбиту с параметрами 378 на 336 км. Еще одна окончательная коррекция орбиты должна была быть проведена в ночь с 23 на 24 июля.

Никаких технических проблем пока нет. Стыковка будет производиться в то время когда МКС и "Звезда" будут в зоне видимости российских наземных станций слежения. (www.avia.ru)

СП LOCKHEED MARTIN CORP. выиграло заказ на 8 запусков ракет "АТЛАС" и 5 запусков ракет "ПРОТОН"

/InfoArt/

Совместное предприятие Lockheed Martin Corp. - International Launch Services (ILS), занимающееся предоставлением ракет для запуска спутников, выиграло заказ на 13 запусков общей стоимостью 1 млрд долл. Заказы поступили на восемь ракет "Атлас" производства Lockheed Martin и 5 ракет "Протон" производства России. International Launch Services была создана для организации запусков ракет по заказам от Lockheed Martin и Lockheed Krunichev Energia International, созданной совместно с российской стороной. Президент ILS Марк Альбрехт сообщил в интервью Wall Street Journal, что за последний год бизнес компании значительно пострадал в связи с тем, что не удалось осуществить два запуска на базе ракеты "Протон", однако сейчас дела компании улучшились, так как налажены запуски ракет "Атлас III". (www.avia.ru)

21.07.2000 г.
   Китай и Бразилия построят еще один совместный спутник

/InfoArt/

По сообщению информационного агентства Xinhua, Китай и Бразилия подписали соглашение о строительстве второго совместного спутника, предназначенного для дистанционного зондирования поверхности Земли CBERS-2 (China-Brazil Earth Remote Sensing). Спутник CBERS-2 по своей конструкции аналогичен своему предшественнику, но, как сообщается, он будет оснащен более мощным и надежным оборудованием.

В соответствии с этим соглашением Бразилия обеспечит сборку и тестирование нового спутника, а Китай отправит в Бразилию группу специалистов и необходимое оборудование для проведения работ. Предполагается, что запуск спутника CBERS-2 состоится в конце 2001 г. с космодрома Taiyuan на территории провинции Шанкси (Shanxi) на севере Китая.

Новый спутник заменит CBERS-1, который был запущен на солнечно-синхронную орбиту в октябре прошлого года. Он рассчитан на работу в течение двух лет. Пока все его системы функционируют нормально. Полученная с помощью этого спутника информация используется для мониторинга природных и рукотворных катаклизмов и их прогнозирования. (www.avia.ru)

Предстоящий запуск ракеты DELTA 3 компания BOEING проведет за свой счет

/InfoArt/

Очередной запуск ракеты Delta 3, производителем которой является корпорация Boeing, назначен на 23 августа. Это будет третий старт этой ракеты. Первые два закончились неудачно. Во время первого в августе 1998 г. ракета отклонилась от курса и была взорвана, а во время второго в мае 1999 г. из-за неполадок с двигателем ракета не смогла вывести спутник на заданную орбиту.

Первый запуск после модернизации двигателя ракеты руководство Boeing решило сделать демонстрационным и провести его, соответственно, за собственный счет. Во время этого запуска в космос будет выведен макет спутника. Вообще-то раньше планировалось провести этот запуск 31 мая 2000 г. с телекоммуникационным спутником компании ICO Global Communications. Однако ICO отложила запуск до октября 2000 г. Другого клиента не нашлось, а ждать до октября Boeing не хочет.

Затраты за этот запуск в размере 34 млн дол. уже отнесены в статью расходов Boeing за второй квартал этого года. Если бы нашелся подходящий клиент со спутником, ему, конечно же, пришлось бы заплатить дороже, так как 34 млн дол. - это себестоимость запуска. Однако Boeing идет на такие убытки, чтобы продемонстрировать потенциальным клиентам надежность своей ракеты Delta 3. (www.avia.ru)

MIRCORP принимает решение о постоянном пилотировании орбитальной станции "МИР"

/InfoArt/

Совет директоров компании MirCorp принял решение о постоянном пилотировании космической станции "Мир", начиная со следующего года. Решение компании MirCorp было принято единогласно во время проведения в Королеве (Московская область) очередного заседания Совета директоров под председательством Юрия Семенова, генерального директора РКК "Энергия". Кроме Семенова, в состав Совета директоров входят вице-председатель Уолт Андерсон (Walt Anderson), Валерий Рюмин, Ширинджив Катуриа (Chirinjeev Kathuria) и Александр Деречин.

"Решение Совета директоров позволяет компании MirCorp вступить в заключительные переговоры со многими потенциальными клиентами, которые ждали лишь прояснения ситуации по поводу долгосрочного расписания полетов на космическую станцию, - сказал президент компании MirCorp Джефри Мэнбер (Jeffrey Manber). - Среди наших потенциальных клиентов аэрокосмические компании, финансовые организации, средства массовой информации и поставщики товаров народного потребления".

Осенью этого года к станции "Мир" отправится транспортный корабль "Прогресс", который доставит запасы топлива и всего необходимого для обеспечения жизнедеятельности космической станции до начала 2001 года. Это будет уже третий по счету транспортный корабль на станцию "Мир", запуск которого финансирует MirCorp.

После успешной экспедиции двух космонавтов, финансируемой компанией MirCorp, космическая станция "Мир" в настоящее время необитаема. Космическая экспедиция, которая продолжалась 73 дня и закончилась 16 июня 2000 года, стала первой в мире коммерческой экспедицией, целью которой была подготовка космической станции для ее коммерческого использования.

Следующий пилотируемый космический полет на станцию "Мир", финансируемый компанией MirCorp, состоится в начале 2001 года. В ходе экспедиции два российских космонавта проведут несколько месяцев на космической станции. В середине года к ним присоединятся два других российских космонавта, вместе с которыми прилетит и космонавт-посетитель Денис Тито.

Денис Тито проведет на орбите около 10 дней и возвратится на Землю вместе с первой экспедицией. Вторая экспедиция продолжит работать на космической станции и во втором полугодии 2001 года.

Долгосрочный план компании MirCorp будет представлен соответствующим российским властям для утверждения и координации. Компания MirCorp, имеющая штаб-квартиру в Голландии, была учреждена в начале этого года в целях коммерческой эксплуатации станции "Мир". Компания берет на себя выполнение целого ряда задач, начиная от создания необходимых условий на станции для осуществления коммерческих проектов и заканчивая доведением каждого заказа, выполняемого на борту космической станции, до успешного завершения.

Компания MirCorp подписала соглашение, первое подобного рода, об аренде космической станции "Мир" в феврале этого года с РКК "Энергия", производителем космических систем, построившей "Мир" и осуществляющей управление станцией. Акционерами компании MirCorp являются РКК "Энергия", которой принадлежит 60% акций, и частные инвесторы, владеющие 40% акций компании. (www.avia.ru)

К Земле приближается комета LINEAR-S4

/InfoArt/

Комета Linear-S4 была открыта 27 сентября 1999 г. во время проведения работ по поиску околоземных астероидов. В июле этого года эту комету можно увидеть в окрестностях созвездия Большая Медведица. Астрономы наблюдали за этой кометой с момента ее открытия. Сейчас она приближается к Земле и постепенно становится ярче. В начале июля ее яркость соответствовала звезде 9-й величины, и ее можно было увидеть только в бинокль. С 17 июля комета Linear-S4 стала видна невооруженным глазом.

23 июля 2000 г. комета подлетит к Земле на минимальное расстояние - 56 млн км. В это время ее яркость может достигать 4-й величины (для справки, звезда 6-й величины - это звезда минимальной яркости, которую еще можно различить на ночном небе невооруженным глазом, а звезда 4-й величины почти в 6 раз ярче). Комета будет видна как небольшое размазанное пятно. Вечером 23 июля ее нужно искать на северо-западе немного ниже и слева от ковша Большой Медведицы на высоте около 30 градусов над горизонтом в 21 час местного времени. (www.avia.ru)

МКС готовится к приему модуля "ЗВЕЗДА"

/InfoArt/

Стыковка Международной космической станции и модуля "Звезда" должна состояться 26 июля в 4:53 по московскому времени. Сейчас специалисты из центров управления полетом ведут проверку оборудования и модуля "Звезда" и МКС. Несколько раз уже проводились включения двигателей "Звезды" для коррекции орбиты модуля. Аналогичные процедуры проводятся и на МКС, которая сейчас состоит из двух модулей - российского "Заря" и американского Unity. На днях были проведены два кратковременных (в течение 5 секунд) включения двигателя на модуле "Заря", в результате чего орбита МКС была поднята на 3,3 км. Также идут испытания системы автоматической стыковки "Курс", имеющейся на модуле "Заря". Напомним, что модуль "Звезда" должен пристыковаться именно к "Заре". Пока, по сообщению российского ЦУПа, все основные и вспомогательные системы МКС работают нормально.

На днях американских и российский ЦУПы провели также моделирование стыковки с МКС следующего корабля. Им будет грузовой корабль "Прогресс-М1", который должен доставить различные грузы для первого постоянного экипажа станции. Запуск "Прогресса" намечен на 6 августа, а его стыковка с МКС - на 8 августа. (www.avia.ru)

20.07.2000 г.
   Вышел из строя американский GPS-спутник, запущенный 11 лет назад

/InfoArt/

По сообщению ВВС США, в последних числах июня вышел из строя один из спутников системы глобального позиционирования Global Positioning System (GPS). Были предприняты несколько попыток для восстановления его работоспособности, но они закончились неудачно. Этот спутник стоимостью 65 млн дол. был выведен на орбиту в 1989 г. По сообщению представителя ВВС США, спутник был рассчитан на работу в течение 7,5 лет, поэтому его выход из строя, в принципе, не был неожиданным.

Тем не менее, можно считать, что запуск очередного GPS-спутника, состоявшийся 16 июля, был произведен очень вовремя. Теперь без вышедшего из строя спутника у ВВС США имеется на орбите созвездие из 28 спутников навигационной системы GPS. Вообще же эта спутниковая система рассчитана на работу 24 спутников, так что потеря одного спутника никак не повлияла на ее работоспособность. (www.avia.ru)

Ракеты "ДНЕПР" будут запускать небольшие американские спутники

/InfoArt/

Американская компания One Stop Satellite Solutions (OSSS) подписала меморандум о взаимопонимании с российской компанией "Космотрас" (International Space Company (ISC) Kosmotras) о сотрудничестве в области запусков небольших спутников для американских университетов и коммерческих компаний.

В соответствии с этим документом ISC Kosmotras предоставит для запусков ракету "Днепр", а OSSS будет заниматься интеграцией небольших спутников в единый модуль, предназначенный для установки на ракету. Организационную и юридическую поддержку этой программы будет осуществлять компания Thiokol Propulsion как маркетинговый агент ISC Kosmotras.

Первый запуск запланирован на март 2001 г. Всего же в период с 2001 по 2007 г. планируется осуществлять по одному запуску ракеты "Днепр" в год. (www.avia.ru)

Тестирование оборудования модуля "ЗВЕЗДА" на орбите

/InfoArt/

Российский служебный модуль "Звезда", предназначенный для Международной космической станции (МКС) был выведен на орбиту 12 июля. Его стыковка со станцией должна состояться 26 июля. Сейчас проводится тестирование всего оборудования модуля и необходимая корректировка его орбиты для подготовки к стыковке. Уже завершена проверка телеметрической системы "Регул". Радио- и телевизионные антенны модуля, приемная и передающая аппаратура, а также солнечные панели работают нормально.

Если стыковка состоится по плану, то первый постоянный экипаж отправится на МКС в конце октября или в начале ноября 2000 г. В его составе будут два российских космонавта Юрий Гидзенко и Сергей Крикалев, командир экипажа - американский астронавт Уильям Шеперд (William M. Shepherd). Они прибудут на станцию на корабле "Союз", и командиром "Союза" будет Юрий Гидзенко. (www.avia.ru)

Планы экспедиций на станцию "МИР" в 2001 г.

/InfoArt/

Компания MirCorp опубликовала план посещений орбитальной станции "Мир" на 2001 г. По решению совета директоров MirCorp в первой половине 2001 г. на станцию будет отправлено 2 экипажа. В составе одного из них будет первый коммерческий космический турист.

Этой осенью на станцию "Мир" будет отправлен беспилотный грузовой корабль "Прогресс", который доставит топливо для подъема орбиты станции и грузы для следующего экипажа. В начале 2001 г. на станцию полетит очередной экипаж в составе двух космонавтов. Он проведет на "Мире" несколько месяцев вплоть до прибытия второго экипажа. В составе второго экипажа будет также два космонавта и первый космический турист Дэннис Тито (Dennis Tito), американский бизнесмен, который, как сообщается, заплатит за путешествие 20 млн дол. Тито проведет на "Мире" около 10 дней и вернется на Землю вместе с первым экипажем. Конкретные фамилии космонавтов не называются. (www.avia.ru)

Запуск ракеты MINOTAUR с военным исследовательским спутником MIGHTYSAT

/InfoArt/

19 июля в 20:09 по Гринвичу (20 июля 00:09 мск) с космодрома на базе ВВС США Ванденберг стартовала ракета Minotaur со спутником MightySat 2.1, который принадлежит ВВС США. Этот спутник, вес которого составляет 120 кг, будет работать в интересах исследовательской лаборатории ВВС США (Air Force Research Laboratory, AFRL). Через полтора часа после запуска спутник был успешно выведен на круговую солнечно-синхронную орбиту высотой около 550 км с наклонением 97,6 градусов к экватору. Спутник MightySat 2.1 предназначается для испытаний 10 новых технологий, в том числе солнечных панелей новой конструкции и "гиперспектрального" устройства формирования изображения Fourier Transform Hyperspectral Imager. Стоимость этого спутника - 21,5 млн дол.

Первый спутник из этой серии - MightySat 1 - был запущен с борта "шаттла" в конце 1998 г. Ракета Minotaur (на снимке) представляет собой конгломерат из первых двух ступеней баллистической ракеты Minuteman 2 и двух верхних ступеней от ракеты-носителя Pegasus. Эта ракета была создана по программе орбитальных и суборбитальных полетов ВВС США для вывода в космос военных исследовательских спутников с минимальными затратами. (www.avia.ru)

18.07.2000 г.
   Нигерия отказалась от проекта запуска двух спутников

/InfoArt/

По сообщению газеты The Guardian, президент Нигерии объявил об отказе от планов реализации проекта по запуску двух спутников, общая стоимость которого оценивалась в 700 млн дол. Этот проект был ранее одобрен кабинетом министров страны, но президент не утвердил его. Он объяснил свое решение высокой стоимостью проекта и тем, что запуск спутников не является первоочередной задачей для страны на данном этапе.

Ранее предполагалось, что в течение ближайших пяти лет Нигерия запустит на орбиту два своих спутника. Построить их должна была бы английская компания Surrey Satellite Company. О том, какие ракеты-носители предполагалось использовать для выведения этих спутников в космос, не сообщается. Возможно, до обсуждения этих подробностей дело даже не дошло. В финансировании проекта должны были бы участвовать правительство Нигерии и несколько неназванных частных компаний. (www.avia.ru)

Проблемы со скафандрами для астронавтов "шаттла"

/InfoArt/

Инженеры компании Carleton Technologies, которая выпускает скафандры для астронавтов NASA, обнаружили засор во вспомогательной системе подачи кислорода этих скафандров. Эта грязь представляет собой органическое вещество. Сейчас техники занимаются очисткой этих систем во всех скафандрах. С такими неполадками скафандры использовать нельзя, так как при включении вспомогательной системы подачи кислорода может произойти воспламенение органического загрязнителя, что приведет к гибели астронавта. Как сообщается, все эти работы никак не должны отразиться на сроках запуска очередного экипажа "шаттла", который намечен на 8 сентября.

Следует только отметить, что до сих пор астронавтам ни разу не приходилось включать эту вспомогательную систему подачи кислорода. Ну а в будущем планируется установить в эти системы подачи кислорода фильтры и криостаты, что должно предотвратить появление подобных загрязнений. (www.avia.ru)

ARIANESPACE откладывает предстоящий запуск ракеты ARIANE 5

/InfoArt/

По сообщению агентства Reuters, европейский консорциум Arianespace объявил о переносе запуска ракеты Ariane 5, намеченного на 25 июля, на первую половину сентября. Такое решение объясняется необходимостью проведения дополнительных испытаний системы стабилизации положения ракеты в пространстве. Неполадки в работе этой системы были замечены во время испытаний при подготовке к предстоящему запуску.

Эта ракета Ariane 5 должна вывести в космос два телекоммуникационных спутника - SES Astra 2B и GE-7. (www.avia.ru)

РКК "ЭНЕРГИЯ" предупреждает о возможности пересмотра доли России в строительстве МКС

/InfoArt/

По сообщению информационного агентства "Интерфакс", руководство РКК "Энергия" считает, что России следует пересмотреть планы строительства российских сегментов Международной космической станции (МКС), что связано с серьезными финансовыми проблемами.

Совсем недавно состоялся запуск служебного модуля "Звезда" для МКС. Запуск на станцию очередного российского модуля для МКС - стыковочного отсека - намечен на первый квартал 2001 г. Как заявил на пресс-конференции в ЦУПе заместитель генерального конструктора РКК "Энергия" Юрий Григорьев, работа над остальными семью или восьмью российскими элементами МКС практически не ведется из-за острой нехватки средств. Таким образом, считает Григорьев, сроки строительства Россией своего сегмента МКС должны быть пересмотрены, либо следует вообще сократить число элементов станции, которые будет строить Россия. (www.avia.ru)

Поломка части конструкций марсианской арктической станции

/InfoArt/

20 июля в канадской Арктике на острове Девон в кратере Хотон должна была начать работу экспериментальная марсианская арктическая станция, созданная по проекту Марсианского общества (Mars Society). Цель этого проекта - проверка технологий, которые могут понадобиться во время будущих экспедиций на Марс.

Все конструкции, из которых предстояло собрать станцию, должны были доставить к месту строительства самолетом и сбросить на парашюте. Однако во время последнего пятого рейса груз приземлился неудачно, и часть строительных деталей серьезно пострадала, в том числе панели перекрытий, кран-балка и трейлер для строителей. По сообщению специалистов, находящихся на месте в кратере Хотон, панели перекрытий и кран-балка восстановлению не подлежат, что ставит под угрозу все строительство станции.

Однако президент Марсианского общества Роберт Забрин (Robert Zubrin), прибывший на место строительства, пока не теряет оптимизма. Сейчас он вместе с другими специалистами работает над альтернативным планом, в соответствии с которым, возможно, удастся построить станцию в "усеченном" варианте. Подробности этого плана спасения еще не построенной станции должны быть представлены на этой неделе. (www.avia.ru)

К нам приближается комета

/InfoArt/

Астрономы надеются, что недавно обнаруженная комета станет видимой даже невооруженным глазом в ближайшие дни. Прошло уже три года с момента появления комет в земном небе. Однако новая комета не будет являть из себя столь прекрасного зрелища, как комета Хиякитаке или комета Хэйла-Боппа в 1997 году.

Комета Линейная (Linear) открыта в прошлом году и сейчас может быть замечена на рассвете как слабое, нечеткое пятнышко в созвездии Персея. Однако в течение следующих нескольких дней яркость кометы должна увеличиться, и ее видимость улучшится сначала в северных широтах, а затем и в умеренном и тропическом поясах.

Максимум яркости кометы - она достигнет 6-й звездной величины - придется на 23 июля, а через два дня она пройдет точку своего максимального сближения с Солнцем - 114 миллионов километров; минимальное расстояние от кометы до Земли составит 56 миллионов километров. Следующий визит Линейной в Солнечную систему состоится через 30000 лет. (www.avia.ru)

17.07.2000 г.
   Плавучая платформа ODYSSEY отправилась к месту будущего космического запуска

/InfoArt/

Плавучая платформа Odyssey и командный корабль Sea Launch отплыли из порта приписки Лонг-Бич в Калифорнии и отправились к месту будущего запуска по программе "Морской старт". Судам предстоит пройти около 5 тыс. км, чтобы прибыть в заданную точку на экваторе с координатой 154 градуса западной долготы. Здесь 28 июля должен состояться запуск ракеты "Зенит" с коммуникационным спутником PAS-9, принадлежащим компании PanAmSat.

Это будет первый старт после неудачного запуска в 12 марта этого года, когда был потерян спутник связи ICO F1, принадлежащий компании ICO Global Communications. Комиссия по расследованию того инцидента пришла к выводу, что авария произошла из-за ошибки в компьютерной программе, управляющей работой пневматической системы второй ступени ракеты.

Старт, намеченный на 28 июля, будет четвертым запуском по программе "Морской старт". Первый демонстрационный запуск состоялся в марте 1999 г., при этом на орбиту был выведен макет спутника. В октябре 1999 г. состоялся запуск телевизионного спутника DIRECTV. Ну а третий был неудачным. (www.avia.ru)

Модуль "ЗВЕЗДА" выполнил первые маневры на орбите

/InfoArt/

Российский служебный модуль "Звезда" для Международной космической станции (МКС) был выведен в космос 12 июля. 14 июля было проведено два включения двигателей модуля для подъема его орбиты. Эти маневры делаются для подготовки "Звезды" к стыковке с МКС, которая намечена на 26 июля. Теперь параметры орбиты модуля "Звезда" составляют 361х269 км. На этой неделе будут проведены еще несколько включений двигателя, чтобы вывести модуль "Звезда" на ту же орбиту, что и МКС, в составе которой сейчас два модуля - "Заря" и Unity. (www.avia.ru)

Старт ракеты "СОЮЗ" с двумя спутниками CLUSTER II

/InfoArt/

Запуск ракеты "Союз" с разгонным блоком "Фрегат" на космодроме Байконур состоялся на день позже запланированного времени. Ранее старт был намечен на 16 часов 40 мин 15 июля, однако, обратный отсчет времени был остановлен буквально в последнюю минуту из-за проблем в системе связи между наземными системами управления и ракетой-носителем.

В итоге старт состоялся 16 июля в это же время. Разгонный блок "Фрегат" вывел два научных спутника Cluster II на эллиптические орбиты (минимальное удаление от Земли 25 тыс. км, максимальное - 125 тыс. км). В течение нескольких дней спутники выйдут на заданные орбиты с помощью своих собственных двигателей.

11 приборов, установленных на спутниках Cluster, будут заниматься исследованием взаимодействия солнечного ветра и магнитного поля Земли. Старт второй пары спутников Cluster должен состояться 9 августа 2000 г.

Все четыре спутника Cluster II раньше фигурировали только под рабочими названиями с номерами от FM 5 до FM 8. Накануне запуска первой пары им были присвоены названия, которые были выбраны по итогам объявленного конкурса. Теперь эти спутники будут носить "танцевальные" названия: Tango, Rumba, Salsa и Samba. (www.avia.ru)

Запуск ракеты DELTA с военным навигационным спутником

/InfoArt/

16 июля в 5 часов 17 мин по местному времени (13 час 17 мин мск) на космодроме на мысе Канаверал состоялся запуск ракеты Boeing Delta 2. Ракета вывела на переходную эллиптическую орбиту навигационный спутник GPS IIR-5, который будет работать в интересах ВВС США. Предыдущий спутник этой серии - GPS IIR-4 был запущен 10 мая также ракетой Delta 2. Но если IIR-4 заменил на орбите старый спутник, то IIR-5 просто был добавлен к уже имеющимся 27 спутникам навигационной системы глобального позиционирования GPS. В ближайшие несколько лет на ракетах Delta 2 будут запущены еще 16 спутников серии Block IIR. (www.avia.ru)

Ракета "КОСМОС-3М" вывела на орбиту три спутника

/InfoArt/

15 июля с космодрома Плесецк ровно в 16 часов по московскому времени стартовала ракета "Космос-3М", которая успешно вывела на заданную орбиту три небольших спутника. Все три спутника располагаются на почти круговой орбите высотой 460 км и наклонением к экватору в 87,3 градуса.

Основной нагрузкой ракеты был немецкий научный спутник CHAMP (CHAllenging Microsatellite Payload). Его вес 520 кг, длина - 7,5 м. По форме он напоминает трапецию, из меньшего основания которой под прямым углом отходит четырехметровая ферма, так что вся конструкция похожа на электрогитару. Спутник построен фирмой Dornier Satellitensysteme, которая сейчас входит в состав компании Astrium. Он принадлежит немецкому исследовательскому институту GeoForschungsZentrum Potsdam. Спутник предназначается для исследований гравитационных и магнитных полей Земли. Он также будет заниматься анализом радиосигналов, отражаемых внешними слоями атмосферы и ионосферой.

Второй спутник, выведенный на орбиту ракетой "Космос-3М" - это итальянский микроспутник MITA (Microsatellite Italiano di Technologia Avanzata). Его вес 50 кг, размеры - 145х40х62 см. Он построен компанией Carlo Gavvazio Space S.p.a. по контракту с итальянским космическим агентством. Это экспериментальный спутник. Он предназначен для проверки работы установленной на нем системы ориентации и управления положением космического корабля в пространстве MTS-AOMS (MicroTechSensor for Attitude and Orbit Measurement System).

Третья полезная нагрузка - это российско-немецкий экспериментальный спутник RUBIN. Он остался прикрепленным к модулю для полезной нагрузки ракеты "Космос". (www.avia.ru)