На главную страницу

Октябрь 2001 г.

11.10.2001 г.
   Ядовитый газ помогает астрономам изучать процесс рождения звезд

/www.compulenta.ru/

Известно, что циановодород (HCN), чрезвычайно ядовитое химическое соединение, содержится в объектах Солнечной системы - кометах. Ученые из Голландии и Германии обнаружили, что этот же газ образуется на начальных стадиях рождения звезд и может быть использован для исследования этого процесса.

Звезды представляют собой горячие газовые шары, внутри которых идут ядерные реакции. Они образуются в галактиках из больших облаков, температуры которых изначально составляют минус 250 градусов Цельсия. Как происходит разогрев облака, до сих пор в деталях неизвестно. Особенно это касается процесса образования массивных звезд в десятки раз больше Солнца. Вблизи Земли нет областей, в которых рождаются такие гигантские звезды, в результате подробности их формирования в прямом смысле слова покрыты мраком.

В принципе астрономы могут отслеживать увеличение температуры облака, исследуя его химический состав. Когда центральные области зародыша звезды нагреваются до комнатных температур, существующие там молекулы начинают соединяться, образуя более сложные вещества. Присутствие таких молекул в спектрах говорит астрономам о том, что протозвезда начала разогреваться. Ранее ученые могли регистрировать многоатомные молекулы только в тех случаях, когда образовалось уже много различных соединений достаточно высокой степени сложности. И вот оказалось, что молекула циановодорода, которая содержит всего три атома и образуется на ранних стадиях нагрева, может быть обнаружена и наземными, и внеатмосферными наблюдениями.

Астрономы пронаблюдали протозвезду GL 2591, расположенную на расстоянии в 3 тысячи световых лет и окруженную облаком газа и пыли, в тысячу раз большим всей Солнечной системы. Во внутренних слоях этого облака был найден цианистый водород, который подтвердил высокую температуру в ядре зарождающейся звезды.

По информации о температуре ученые смогли определить степень эволюции звезды, а следовательно, срок ее существования. Оказалось, что возраст GL 2591 составляет от нескольких десятков до сотни тысяч лет. Это означает, что еще через сотню-другую тысяч лет процесс рождения завершится, и в небе засияет звезда в десяток раз массивнее Солнца.

Сначала наблюдения GL 2591 были проведены на Инфракрасной космической обсерватории (ISO) Европейского космического агентства. Это был первый телескоп, который сумел обнаружить в космосе множество молекул, излучающих только в ИК-диапазоне. В спектре GL 2591 с помощью ISO было найдено большое количество циановодорода. После этого астрономы пронаблюдали тот же объект с помощью наземного телескопа имени Джеймса Клерка Максвелла с высоким разрешением и подтвердили, что излучение молекул HCN исходит именно из внутренних областей облака. Таким образом, было доказано, что в центре GL 2591 действительно рождается звезда.