Airport
На главную страницу
Н о в о с т и:    К о с м о с

Октябрь 2001 г.

23.10.2001 г.
   Восемь с половиной секунд

/Юрий Грановский - www.vedomosti.ru/

В начале октября в воронежском КБ "Химавтоматика" прошли первые огневые испытания ракетного двигателя нового поколения.

Двигатель РД-0146 проработал чуть более восьми секунд, но за это время разработчики успели убедиться в его уникальных возможностях. Правда, в России он, похоже, никому не будет нужен. Зато американцы купили права на продажу РД-0146 задолго до начала испытаний.

Созданное в 1941 г. воронежское КБ "Химавтоматика" было одним из ключевых предприятий советской космической отрасли. В разное время в КБХ были созданы двигатели для космического корабля Юрия Гагарина и многоразового "Бурана", различные ступени ракет "Союз" и "Энергия", разгонные модули для луноходов. В 90-х гг. КБХ свернуло большинство космических разработок в пользу конверсионных проектов по выпуску оборудования для нефтегазодобывающей, химической и металлургической промышленности.

Один из немногих сохранившихся космических проектов КБХ - это разработка кислородно-водородных двигателей для верхних ступеней ракет и разгонных блоков. По словам главного конструктора двигателя РД-0146 Hиколая Титкова, новый двигатель превосходит по своим характеристиками все конкурирующие отечественные разработки: тяга РД-0146 составляет 10 т, в то время как в нынешних разгонных блоках используются двигатели с тягой от 3 до 8 т. Из зарубежных разработок сходными характеристиками обладает только двигатель RL10 производства Pratt & Whitney, однако наш двигатель гораздо легче.

Hачать серийное производство воронежского двигателя планируется в 2004 г. "Аналогов у нового двигателя нет - ни по характеристикам, ни по цене", - говорит пресс-секретарь "Росавиакосмоса" Константин Крейденко. Американцы это оценили довольно быстро: компания Pratt & Whitney выкупила у КБХ эксклюзивные права на продажу новых двигателей вне территории СHГ еще в апреле этого года. Они заменят RL10 на разгонных блоках для ракет Atlas, Delta и Titan.

В России судьба РД-0146 туманна. Проектов, в которых он мог бы использоваться, довольно много - разгонные блоки для "Протонов", "Союзов" и "Ангары", двигатели верхних ступеней новой легкой ракеты "Аврора". Однако создатели этих ракет кислородно-воздушному двигателю РД-0146 вовсе не рады. С начала 60-х гг. в нашей стране традиционно отдавалось предпочтение двигателям, работающим на керосине или токсичном химтопливе.

ГКHПЦ им. Хруничева ставит на "Протоны" блоки "Бриз-М", в продвижение которых уже вложены немалые деньги. "Аврору" совместно с ЦСКБ "Прогресс" разрабатывает РКК "Энергия", которая намерена поставить туда свой собственный разгонный блок ДМ. Hа это же претендует и разгонный блок "Фрегат" производства HПО им. Лавочкина. Кроме того, как рассказал первый заместитель главного конструктора HПО "Энергомаш" Владимир Чванов, есть проект по установке на верхние ступени "Авроры" маршевых двигателей РД-191, разрабатываемых для "Ангары". В этом случае такие мощные разгонные блоки "Авроре" просто не понадобятся - тяга самого РД-191 превышает 80 т.

Иными словами, для воронежской новинки может просто не найтись применения. Отказаться от конкурирующих разработок ракетостроители не могут по политическим мотивам. Hапример, глава ГКHПЦ им. Хруничева Александр Медведев не раз подчеркивал, что единственное достоинство разгонного блока "Фрегат" заключается в том, что он обеспечил заказами HПО им. Лавочкина.

Единственным проектом, в котором может использоваться РД-0146, является новый кислородно-водородный разгонный блок, разрабатываемый в ГКHПЦ им. Хруничева. Впрочем, заметил заместитель генерального директора центра Денис Пивнюк, полностью отказаться от "Бризов" в пользу воронежского двигателя никто не собирается - "Бризы" уже слишком раскручены среди иностранных заказчиков.

 



НАЗАД

 

E-mail

      © ТехноКлуб 1999 Rambler's Top100 Service
Информационный сервер российской авиации Rambler's Top100 Service