Airport
На главную страницу
Н о в о с т и:    К о с м о с

Ноябрь 2001 г.

30.11.2001 г.
   С точностью до сантиметров

/Юрий Грановский - Ведомости/

Через несколько лет в России появится собственная гражданская навигационная спутниковая система, превосходящая по своим параметрам известную американскую систему GPS.

1 декабря начнется первый этап ее создания - с космодрома Байконур стартует тяжелая ракета "Протон-М" с тремя спутниками типа "Ураган" на борту.

Совсем недавно отечественный аналог американской GPS (General Positioning System) работал в полную силу. Еще в 1995 г. в Глобальной навигационной спутниковой системе (ГЛОHАСС) функционировали все 24 спутника, предусмотренные проектом. Сейчас из них осталось лишь шесть.

"За шесть лет было только два запуска спутников для пополнения системы - в 1998 и в 1999 гг. Учитывая, что среднее время жизни спутника на орбите составляет всего три года, неудивительно, что система так деградировала", - сокрушается начальник пресс-службы "Росавиакосмоса" Сергей Горбунов.

Запуски на высокую орбиту можно осуществлять только тяжелыми "Протонами". По данным ГКHПЦ им. Хруничева, производителя этих ракет-носителей, каждый такой запуск обходится в сумму порядка $70 - 80 млн. Бюджетов Минобороны на поддержание ГЛОHАСС попросту не хватало.

И вот 20 августа 2001 г. правительством была принята федеральная целевая программа по возрождению ГЛОHАСС. Расходы на запуски будут покрываться в том числе за счет бюджетных средств, выделенных на гражданскую часть национальной космической программы. В 2006 г. должна начаться коммерческая эксплуатация ГЛОHАСС.

"Раньше никому и в голову не приходило использовать ГЛОHАСС в коммерческих и прочих гражданских целях", - говорит Горбунов. По его словам, нынешняя программа предполагает два запуска по три спутника в 2001 и 2002 гг. , а затем спутники будут выводиться на орбиту два раза в год. Это не слишком быстрый темп, но в "Росавиакосмосе" надеются, что новые спутники будут работать дольше прежних.

Сейчас в HИИ космического приборостроения уже налажено опытное производство ГЛОHАСС-приемников для применения в гражданских целях. До недавнего времени услугами ГЛОHАСС пользовались владельцы GPS-терминалов иностранного производства. "Обе системы совместимы друг с другом. Если раскодировать терминал, можно принимать сигналы и ГЛОHАСС, и GPS.

Совместное использование существенно улучшало точность определения координат вплоть до 1 м, несмотря на то что наших спутников осталось немного", - пояснили "Ведомостям" эксперты отдела космических комплексов навигации и геодезии "Росавиакосмоса". Правда, делалось это не совсем законно: по требованиям Минобороны гражданские лица не могут пользоваться приборами определения местоположения с разрешением менее 30 м.

Впрочем, сегодня пользование обычными "несдвоенными" приемниками GPS на нашей территории все равно запрещено. 1 мая 2001 г. американские власти распространили заявление, отменяющее искусственное "загрубление" разрешения GPS (ранее система работала с двумя типами сигналов - для военного применения с точностью до 10 м и гражданского с точностью до 100 м). В России это автоматически поставило GPS вне закона.

В планах же "Росавиакосмоса" создание еще более точной коммерческой навигационной системы. Совместно с сетью наземных поправочных станций специалисты обещают довести разрешающую способность ГЛОHАСС до сантиметров. По словам Сергея Горбунова, "Росавиакосмос" уже начал борьбу за снятие ограничений. В Минобороне пока не комментируют судьбу этого вопроса.

 



НАЗАД

 

E-mail

      © ТехноКлуб 1999 Rambler's Top100 Service
Информационный сервер российской авиации Rambler's Top100 Service