Airport
На главную страницу
Н о в о с т и:    К а т а с т р о ф ы   и   п р о и с ш е с т в и я

Июль 2002 г.

30.07.2002 г.
   Эксперты МАК сегодня подтвердили, что авария Ил-86 произошла из-за заклинивания стабилизатора.

/Gazeta.Ru/

Эксперты Межгосударственного авиационного комитета (МАК), расследующие катастрофу Ил-86, продолжают анализировать записи «черных ящиков» и переговоры экипажа с диспетчерами.

Во вторник начальник отдела полевых расследований МАК Валерий Черняев сообщил, что приоритетной по-прежнему остается версия о неисправном стабилизаторе самолета: «Стабилизатор заклинило, что и привело к трагедии».

Таким образом, развитие событий комиссия представляет так. Перед взлетом с аэродрома Шереметьево пилот выставил угол стабилизатора на уровень минус 3 градуса. Однако уже на второй секунде после отрыва от взлетно-посадочной полосы стабилизатор начал самопроизвольно сдвигаться и встал на максимальный уровень минус 12 градусов. В результате нос «Ила» резко задрался вверх, и машина вышла на критические углы атаки. На восьмой секунде после взлета пилот попытался выровнять самолет с помощью руля высоты и отдал штурвал от себя, но было уже слишком поздно – самый надежный российский лайнер сорвался вниз.

Стабилизатор – часть горизонтального (в данном случае хвостового) оперения самолета, которая обеспечивает его устойчивость в полёте, а также балансировку. В наши дни на большинстве пассажирских самолетов используется переставной стабилизатор. Пилот может изменять угол его установки для стабилизации на отдельных режимах полета (чаще всего на взлете и посадке). При этом основное управление углом набора высоты (снижения) производится с помощью руля высоты, расположенного на задней кромке стабилизатора.

Причину «заклинивания» стабилизатора комиссия МАК пока не называет – эксперты еще не закончили анализировать данные бортовых самописцев самолета и запись переговоров экипажа с диспетчерами. Однако, как сообщили «Газете.Ru» осведомленные источники, «черные ящики» самолета зарегистрировали электрическую команду на перестановку стабилизатора. Эта команда поступила на 2-й секунде после взлета и продолжалась до конца полета.

Поясним, что положение стабилизатора «Ила» регулируется электрогидравлической системой управления. Пилот устанавливает стабилизатор с помощью специального кнюппеля – кнопки на штурвальной колонке (у первого пилота он расположен слева, а у второго – справа). Стабилизатор отклоняется, когда пилот удерживает кнюппель в нажатом положении. Отпущенный кнюппель возвращается в нейтральное положение, и движение стабилизатора прекращается.

На приборной панели в кабине размещен визуальный индикатор положения стабилизатора, на который и ориентируется пилот (на самолете Ил-76 установлен также звуковой индикатор, который постоянно сигнализирует о перемещении стабилизатора; на Ил-86 такой системы нет).

В авиационной терминологии ситуация, возникшая при взлете Ил-86 из Шереметьево, называется «самоходом стабилизатора». Такой отказ на самолетах, оснащенных переставным стабилизатором считается вполне вероятным и даже описан в Руководстве по летной эксплуатации. То есть, экипаж лайнеров знает, что нужно делать в подобной ситуации. И при достаточном запасе высоты этот отказ не является фатальным. Похожие случае наблюдались на самолетах Ил-76, однако на Ил-86 самоход стабилизатора произошел впервые. А экипажу лайнера, чтобы справиться с проблемой просто не хватило запаса высоты. По словам специалистов, которых опросила «Газета.Ru», электрический сигнал на перестановку стабилизатора Ил-86 мог появиться по нескольким причинам и не обязательно исходил от пилота.

Не исключено, к примеру, что в электроцепи системы управления произошло замыкание или какие-то другие неполадки, в результате которых электрический сигнал возник произвольно. Кроме того, стабилизатор мог выйти на уровень 12 градусов из-за «залипания» кнюппеля, хотя эта версия – почти фантастическая (система кнопок на штурвале очень надежна), до сих пор по этой причине не произошло ни одной аварии.

Наконец, по словам одного из экспертов, «первый пилот просто мог умереть». Такое развитие событий не так уж невероятно, поскольку в истории авиакатастроф известно несколько подобных случаев. "При внезапной смерти (или инфаркте) летчика, – пояснил специалист, – он мог зажать штурвал вместе с кнопкой стабилизатора в руках и очень быстро вывести самолет на критические углы атаки". При этом второй пилот уже ничем не мог помочь машине, поскольку в управлении Ил-86 машина всегда отдает приоритет первому пилоту.

Напомним, что самолет Ил-86 (бортовой номер 86090), принадлежавший ГУАП «Пулково», разбился в воскресенье в 15.25 через несколько секунд после вылета из московского аэропорта Шереметьево. На его борту находились 16 членов экипажа; выжить удалось только двум стюардессам, которые находились в хвостовой части лайнера.

 



НАЗАД

 

E-mail

      © ТехноКлуб 1999 Rambler's Top100 Service
Информационный сервер российской авиации Rambler's Top100 Service