Источники денегПуть ДАРГОЖАН ДЕРХЪАБ!Общество ДАРГОТрибуна ДАРГО
Библиотека ДАРГО

СОБСТВЕННЫЕ "ИЗМЫШЛЕНИЯ"

 
  1. Арго? или Дарго...
  2. Единая Россия - единая нация
  3. Кавказ - трон богов
  4. К вопросу о месте положения Семендера... 1996. 
  5. Предложение.

  6. Словарь.

  7. Таблица ДАРГО.

АРГО. ИЛИ ДАРГО?...

По свидетельству Моисея Каганкатваци (Каганкатуйского), в "великолепном городе Варачан" (в Дарго) - жители по средам ходили к своим капищам в Священную рощу, били в барабаны, пели гимны  и приносили в жертву злому и ужасному богу лучших коней и баранов. А шкуры жертвенных коней и баранов развешивали на Священных деревьях.

Знаменитое сражение Георгия-Победоносца с драконом происходило в той же стране. Армянский католикос Георгий в возрасте тридцати лет встретился с полчищами врагов и победил их не в бою, а в словесной баталии. Георгий, вооруженный словом Христовым,  победил полчища, идущие под знаменами дракона.  Никакого копья там не было. А при повторной встрече те же люди убили его. Могила Георгия находится вблизи Дербента. 

По утверждению исследователя E.Sykes (Эджертона Сайкса) путь экспедиции  аргонавтов  во главе с Ясоном  пролегал  по Прикаспию - по территории нынешнего Дагестана.  "АРГО" (или "ДАРГО"?) имел своей целью похищение Золотого руна из Священной рощи в ДАРГО.  Противостояли ему воины, вырастающие из посеянных Ясоном зубов дракона. Охранял Золотое руно дракон, которого Ясон и Медея коварно усыпили.

ЕДИНАЯ РОССИЯ - ЕДИНАЯ НАЦИЯ

Самоназвание - (уже есть) - россияне. Особенно части используют политики и лица, проверяемые милицией.

Единый язык (уже есть) - российский (состоит из русского, тюркского, греческого, английского и пр).

Единая территория (уже есть) - Россия.

Единство обычаев, экономики и прочее  при желании может найти каждый. 

КАВКАЗ - от греческого "кав-кваз" - ТРОН БОГОВ

Издревле ходят в ауле Кубачи легенды о мастере. В незапамятные времена  жил в ауле хромой мастер Гъяфис. Мастерству его завидовали все кубачинцы. А надо вам сказать, что в ауле Кубачи все мужчины, от рождения и до смерти - златокузнецы. Нет в ауле другой профессии. Из далеких стран, из-за синего моря приходили люди и заказывали Гъяфису украшения, оружие и посуду. Никто не мог превзойти его в мастерстве. Никогда не затухал огонь в его кузнице. И днем и ночью трудился он, украшая жизнь людей.

И даже боги были очарованы его мастерством. Позавидовали они людям. И забрали Гъяфиса к себе. 

Мастерство его было божественным. А сам Гъяфис стал Богом.

В далекой Греции, на горе Олимп, жили Боги. И был среди них один, непокорный и гордый - хромой Гефест. Друг его, Прометей, похитил из кузницы огонь и подарил  людям. А Гефест научил их ремеслам. И могли они теперь сами добывать себе хлеб. 

Гефест, единственный из Богов  Олимпа, сам добывал в поте лица своего хлеб насущный. Ковал оружие. Чеканил посуду. Вырезал украшения. 

А когда случались на Олимпе состязания, сам  Зевс отмечал олимпийских чемпионов наградами, сделанными руками Гефеста.

Долгие годы потомки Гефеста готовили награды победителям Олимпийских игр. Получали их самые сильные. Самые смелые. Самые ловкие.

К ВОПРОСУ  О  МЕСТЕ  ПОЛОЖЕНИЯ  СЕМЕНДЕРА,
СТОЛИЦЫ ХАЗАРСКОГО КАГАНАТА 

Все исследования местонахождения столицы Хазарского каганата основываются на том или ином прочтении  "Дербент-наме". Мы возьмем румянцевский список в обработке Г.М-Р.Оразаева. Читаем:         

л.2б.            "....Хакану принадлежали: Семендер, то есть Тарху...."

л.6б.            "....Хакан пошел до  реки  Хамричай. А Хасин - это прочная крепость на вершине горы. Если смотреть с той крепости , то видно море...."

л.10а.            ".... Хасин - это крепость на реке Хамри...."

л.12б.            ".... Абу Убейда, собрав все кафирские трофеи в  Хасин, раздал [их] мусульманскому войску. Хасин  - это Семендер, то есть Тарху. Когда мусульманские войска пошли на Семендер: они привели Тарху к подчинению путем заключения перемирия."

Вроде бы не должно быть сомнений относительно  идентификации места расположения города и нечего тут рассуждать. Единственно сомнение  может вызвать следующий абзац:

л.3б.            "....В двадцати агачах от Дербенда находится Семендер, это место имеет [теперь]  название Тарху. Построил его [Нуширван]. Целью же построения  этого города была защита Дербенда от кафиров." 

Тут смушает расстояние в "двадцать агачей", которое некоторые исследователи истолковывают в 120 км - расстояние от Дербента до Махачкалы. Так же и г-н Г.Оразаев приравнивает один агач к 5-6 км (сноска 55).

Уважаемый г. В.Г.Котович ("Древности Дагестана. О местоположении раннесредневековых городов Варачан, Беленджер и Таргу") убедительно доказал, что на месте нынешней территории Махачкалы существовал город, по своим размерам подходящий под Семендер.

Но рассуждать,  что раз подоходит по размерам, значит этот город и есть Семендер, по-моему, не совсем верно.

Какая защита Дербенту от крепости, находящейся в 120 км от Дербента?

Так что же имел ввиду автор "Дербенд-наме", какое расстояние? Вчитаемся в предыдущий абзац:

3б ".... Далее ... он [Нуширван] построил ... в трех агачах от Дербенда - стену длиною в девяносто два агача...."

Долго же мы будем искать в 18 км севернее Дербента стену длиной в 550 км, когда от моря до самых высоких снежных вершин Кавказского хребта не более 100 км. Это говорит о том, что нельзя доверять автору "Дербент-наме" в  вопросе о расстояниях.

Или, вернее, надо сделать поправку на то, что агач в горах много меньше агача степного. Скорее под агачем надо понимать расстояние около двух километров по степи и около 500 метров в горах..

Лазарев Я. в книге "О гуннах Дагестана" говорит: " ... народ такры, живущий ..... в Тархи, названного в Vl веке Хозровом Ануширваном  Семендером и бывшего в языческой древности в руках кадарских владетелей." (стр.26).

В Vl веке Хозров Ануширван не мог переименовывать  современный г. Тарки, потому что он появился в Xll - Xlll вв. О чем свидетельствует и сам Котович В.Г.

И еще. Нельзя пройти спокойно мимо совершенно иезуитского хода мыслей Котовича В.Г. Соглашаясь с тем, что Семендер - крайняя, порубежная дверь (стр.252), он тут же  говорит, что при отождествлении современного с.Тарки с древним Семендером .... " есть одно уязвимое место. Дело в том, что расположенное рядом с Махачкалинским городищем сел.Тарки почти всеми исследователями отождествляется с упоминаемым письменными источниками раннесредневековым городом Таргу" (стр.253). И эта уязвимость, по его мнению, исчезла (?!) после открытия Тарху на р.Гамриозень.

В своем сознании г.Котович В.Г. настолько прочно расположил город Семендер у Махачкалинского городища, что уже и селение Тарки и город Таргу привязывает к Семендеру, а не наоборот.

По-моему для Котовича В.Г. и его последователей в этом деле вопросы должны были возникнуть не до, а именно после открытия Тарху на р.Гамриозень. До этого открытия для Семендера было вероятно только одно место - у современного с. Тарки, а после этого открытия - на его настоящем месте - на р.Гамриозень.

Решающим аргументом для Котовича В.Г. является "взаиморасположение городов Таргу, Варачана и Самандара Ф.Вестбергом".  ??? (К сожалению, мне не удалось найти труды Ф.Вестберга - прим.автора) ???

В письме одного из руководителей Хазарского каганата, еврея Иосифа, говорится, что расстояние от столицы каганата Итиля до г.Варачана - 20 фарсахов, а до южной границы - 30 фарсахов.  "А еще на южной стороне [находится] Самандар в конце страны Тарху, пока граница не поворачивает к "воротам". (стр.100. "Еврейско-хазарская переписка"). Если даже сомневаться за точность расстояний, нельзя сомневаться в том, что г. Самандар находиться южнее г.Варачан.

Каган перебрался на реку Итиль и обосновал новую столицу того же имени ("Итиль" по-даргински значит "другой"). А город Самандар (называемый еще и по имени области - Тарху) был разрушен Мерваном в 739 г.

Воины ислама разграбили и разрушили великий город, жителей его частью убили, частью взяли в плен, в том числе стариков, женщин и детей, а священный лес, в котором они укрывались - сожгли. 

Стараниями арабских наместников город Семендер (Тарху) так и не поднялся до былого могущества.

Итак, Хасин - крепость (цитадель) города Семендер, а Семендер - в прошлом Дарго (Тарху) -  столица одноименной области Дарго (Тарху) и  столица Хазарского каганата до начала Vlll века.

Эти исторические сведения говорят о том, что рано отождествлять древнюю столицу Хазарского каганата с современным пос. Тарки у г. Махачкалы. Вопрос во всяком случае требует дополнительного изучения.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ
 в Дагестанский научный центр РАН

Дальтоник различает не все цвета. Он не может воспринять все краски. Для него картины природы не так красочны.

А теперь представьте, что человек слышит не все звуки. Даргинец сегодня слышит и воспринимает 40  звуков, в даргинском алфавите 46 букв. 

А если человек слышит звук, но не может отобразить его на бумаге - нет такой буквы?

До сих пор некоторые звуки, имеющиеся в даргинском языке, не имеют своего отражения в современном даргинском алфавите. В связи с чем и появилось настоящее предложение. 

`В

Первый звук в слове варачан - поток, варгьи - бурка, сегодня пишется буквой "в". В связи с чем при одновременной работе и с русским и с даргинским текстами (в частности, при переводах) происходит путаница, которую можно и нужно избегать.

Предлагается обозначить эту букву с тильдой (черточкой) сверху -"`в": `варачан, `варгьи.

Соответственно русское "в" и в даргинском алфавите писать "в", а не "б", как принято писать сегодня, например в слове "Москва".  А русское "б" оставить для слов заимствованных из русского или через русский язык: общество, собрание, бизнес, и др.

 `Г 

В даргинском  языке в словах  `гули - руно, гуви - мост, гала - вилы, первый звук, аналога которому нет в нахско-дагестанской группе языков, П.К. Услар  в своем Кавказском алфавите обозначил буквой `г .

Предлагается обозначать этот звук буквой с тильдой (черточкой) сверху: `гули,`гуви, `гала.

Правильное звучание даргинского самоназвания - Дар`гу, записываемое недаргинцами как "Тарху", "Таргу", "Дарго".  

`З 

В словах  зи - соль, зав - дождь первый звук  произносится не русское или акушинское "з", а скорее буквосочетание "дз", для которого нет обозначения в современном даргинском алфавите.

Предлагается обозначать этот звук с тильдой сверху: `зи, `зав.  

`Ж 

В словах  жуз - книга, жинс - род первый звук  произносится не русское или акушинское "ж", а скорее буквосочетание "дж", для которого нет обозначения в современном даргинском алфавите.

Предлагается обозначать этот звук с тильдой сверху: `жуз, `жинс. 

Знак препинания    

Предлагается ввести знак препинания " ’ ", встречающийся в середине некоторых слов, например, адам’э - человеческий (-ая,-ое), адам’ули - люди, хьал’ис - оставаться.

1997 год

СЛОВАРЬ

Гlямру Жизнь (скорее в повседневно-бытовом смысле)
Дарго Золотая Середина.
Дерхъаб!

 Да процветает! Пусть процветает!

Жан Жизнь (скорее в духовном смысле). В менталитете даргинца понятия Душа и Жизнь совпадают.
Ламус 1. Чувство долга. 2. Взаимность - обязанность ответить добром на добро.
Маслиат Посредничество с целью "мирового соглашения". Втроем вырабатывают меру наказания обидчика в пользу потерпевшего.
Хъали  дом, строение.
Цlа  Огонь
Хъали-цlа  1. Дом, "с большой буквы". 2.Семья
Яхl  1. Терпение. 2.Терпимость

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ
 ТАБЛИЦА ДАРГО

  1. Бедные - сами не могут обеспечить себе нормальную жизнь.
  2. Низко обеспеченные - с трудом обеспечивают себе нормальную жизнь.
  3. Средние - обеспечивают себе нормальную жизнь.
  4. Относительно обеспеченные  - могут позволить себе роскошную жизнь.
  5. Богатые  - могут жить, не работая - от доходов на вложенный в банки или ценные бумаги капитал.
Социальный статус Бедные Низко обеспеченные Средние Относительно обеспеченные Богатые
% состав на 2000 год 42 29 22 7 0,01
Представители нищие, бомжи, люмпен- пролетарии, пенсионеры наемные работники наемные работники и предприни- матели Предприни- матели Олигархи, капиталисты
Доход на каждого ЧС меньше ПМ на каждого ЧС  ПМ средний   на каждого ЧС выше среднего на каждого ЧС от ВК больше ПМ и среднего дохода
источник дохода иждивенчество, пособия и пенсии, случайные заработки работа по найму работа по найму или собственное дело, на паях собственное предприятие или на паях собственные  предприятия
Квартира (дом) ЖП/ОП на каждого ЧС меньше  6/12 кв м или отсутствует ЖП/ОП на каждого ЧС меньше  12/18 кв м на каждого ЧС больше  12/18 кв м на каждого ЧС больше  24/36 кв м несколько квартир
Дача нет одноэтажная деревянная 6х6м двухэтажная деревянная 6х6м  загородный дом загородный дом, коттедж
Земельный участок нет на каждого ЧС меньше 3 соток на каждого ЧС меньше 6 соток на каждого ЧС больше 6 соток на каждого ЧС больше 12 соток
Автомашина нет  подержанная отечественная а/м новая отечественная а/м или подержанная иномарка иномарка не старше 5 лет несколько престижных иномарок 
Отдых дома на даче в ближайшем санатории  в Сочи или Турции на Канарах или Майорке
Экономические интересы выжить  работа по найму  Собственное дело с трудовым участием  собственное дело  Сохранение капитала
 политические интересы Крайне левые Левые Середина Правые Крайне правые
Партии Трудовая Россия  КПРФ Единство, Отечество СПС   своих  партий нет, прикрываются правыми
Политические представители Анпилов, Умалатова, Проханов Зюганов, Горбачев Шойгу, Примаков, Лужков Немцов, Кириенко, Хакамада Гайдар, Новодворская, Чубайс времен приватизации
Официальная идеология Коммунизм социал- демократия демократия либерал- демократия капитализм
Суть идеологии Все отобрать и поделить  сильное государство помогает бедным  государство дает жить тем, кто сам может и помогает бедным каждый живет как может все отобрать и присвоить
Отношение   к частной собственности отрицают допускают частично, но под контролем государства допускают частично, но под контролем государства допускают без ограничений только ее и признают
     МНЕНИЕ АВТОРА  О  ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ  
социальная политика детские пособия и пенсии до ПМ детские пособия и пенсии до ПМ   - -   -
Налоговая политика никаких налогов никаких налогов 13на доход 13% на потребляемый доход и 
3% на инвестируемый доход
13% на потребляемый доход и 
3% на инвестируемый доход
Избирательное право Не имеют право голоса и не могут быть избраны ни в какие органы власти Имеют право голоса и могут быть избраны в органы местного самоуправления  и в региональные  органы власти  имеют право голоса  и могут быть избраны во все органы  власти имеют право голоса  и могут быть избраны в региональные и федеральные органы власти имеют право голоса и могут быть избраны в региональные и федеральные органы власти.
 ПМ - прожиточный минимум. На март 2001 г по России в целом - 1225 руб.

 ЧС - член семьи.

 ЖП/ОП - жилая площадь/общая площадь квартиры (дома).

 ВК - вложенный капитал.

 Статистика на 2000 г

Карта сайта главная страница вверх

Последнее обновление: 30 мая 2001 г. 16:08