Арго? или Дарго...
|
По свидетельству Моисея Каганкатваци (Каганкатуйского), в "великолепном городе Варачан" (в Дарго) - жители по средам ходили к своим капищам в Священную рощу, били в барабаны, пели гимны и приносили в жертву злому и ужасному богу лучших коней и баранов. А шкуры жертвенных коней и баранов развешивали на Священных деревьях. Знаменитое сражение Георгия-Победоносца с драконом происходило в той же стране. Армянский католикос Георгий в возрасте тридцати лет встретился с полчищами врагов и победил их не в бою, а в словесной баталии. Георгий, вооруженный словом Христовым, победил полчища, идущие под знаменами дракона. Никакого копья там не было. А при повторной встрече те же люди убили его. Могила Георгия находится вблизи Дербента. По утверждению исследователя E.Sykes (Эджертона Сайкса) путь экспедиции аргонавтов во главе с Ясоном пролегал по Прикаспию - по территории нынешнего Дагестана. "АРГО" (или "ДАРГО"?) имел своей целью похищение Золотого руна из Священной рощи в ДАРГО. Противостояли ему воины, вырастающие из посеянных Ясоном зубов дракона. Охранял Золотое руно дракон, которого Ясон и Медея коварно усыпили. |
Самоназвание - (уже есть) - россияне. Особенно части используют политики и лица, проверяемые милицией. Единый язык (уже есть) - российский (состоит из русского, тюркского, греческого, английского и пр). Единая территория (уже есть) - Россия. Единство обычаев, экономики и прочее при желании может найти каждый. |
Издревле ходят в ауле Кубачи легенды о мастере. В незапамятные времена жил в ауле хромой мастер Гъяфис. Мастерству его завидовали все кубачинцы. А надо вам сказать, что в ауле Кубачи все мужчины, от рождения и до смерти - златокузнецы. Нет в ауле другой профессии. Из далеких стран, из-за синего моря приходили люди и заказывали Гъяфису украшения, оружие и посуду. Никто не мог превзойти его в мастерстве. Никогда не затухал огонь в его кузнице. И днем и ночью трудился он, украшая жизнь людей. И даже боги были очарованы его мастерством. Позавидовали они людям. И забрали Гъяфиса к себе. Мастерство его было божественным. А сам Гъяфис стал Богом. В далекой Греции, на горе Олимп, жили Боги. И был среди них один, непокорный и гордый - хромой Гефест. Друг его, Прометей, похитил из кузницы огонь и подарил людям. А Гефест научил их ремеслам. И могли они теперь сами добывать себе хлеб. Гефест, единственный из Богов Олимпа, сам добывал в поте лица своего хлеб насущный. Ковал оружие. Чеканил посуду. Вырезал украшения. А когда случались на Олимпе состязания, сам Зевс отмечал олимпийских чемпионов наградами, сделанными руками Гефеста. Долгие годы потомки Гефеста готовили награды победителям Олимпийских игр. Получали их самые сильные. Самые смелые. Самые ловкие. |
Все
исследования местонахождения столицы
Хазарского каганата основываются на том
или ином прочтении "Дербент-наме". Мы возьмем
румянцевский список в обработке Г.М-Р.Оразаева.
Читаем:
л.2б.
"....Хакану принадлежали: Семендер,
то есть Тарху...." л.6б.
"....Хакан пошел до
реки Хамричай. А Хасин - это прочная
крепость на вершине горы. Если смотреть
с той крепости , то видно море...." л.10а.
".... Хасин - это крепость на реке
Хамри...." л.12б.
".... Абу Убейда, собрав все
кафирские трофеи в Хасин,
раздал [их] мусульманскому войску. Хасин
- это Семендер, то есть Тарху. Когда
мусульманские войска пошли на Семендер:
они привели Тарху к подчинению путем
заключения перемирия." Вроде
бы не должно быть сомнений относительно
идентификации места расположения
города и нечего тут рассуждать.
Единственно сомнение
может вызвать следующий абзац: л.3б.
"....В двадцати агачах от Дербенда
находится Семендер, это место имеет [теперь]
название Тарху. Построил его [Нуширван].
Целью же построения
этого города была защита Дербенда от
кафиров." Тут
смушает расстояние в "двадцать агачей",
которое некоторые исследователи
истолковывают в 120 км - расстояние от
Дербента до Махачкалы. Так же и г-н Г.Оразаев
приравнивает один агач к 5-6 км (сноска 55). Уважаемый
г. В.Г.Котович ("Древности Дагестана. О
местоположении раннесредневековых
городов Варачан, Беленджер и Таргу")
убедительно доказал, что на месте
нынешней территории Махачкалы
существовал город, по своим размерам
подходящий под Семендер. Но
рассуждать, что
раз подоходит по размерам, значит этот
город и есть Семендер, по-моему, не
совсем верно. Какая
защита Дербенту от крепости,
находящейся в 120 км от Дербента? Так
что же имел ввиду автор "Дербенд-наме",
какое расстояние? Вчитаемся в
предыдущий абзац: 3б
".... Далее ... он [Нуширван] построил ... в
трех агачах от Дербенда - стену длиною в
девяносто два агача...." Долго
же мы будем искать в 18 км севернее
Дербента стену длиной в 550 км, когда от
моря до самых высоких снежных вершин
Кавказского хребта не более 100 км. Это
говорит о том, что нельзя доверять
автору "Дербент-наме" в
вопросе о расстояниях. Или,
вернее, надо сделать поправку на то, что
агач в горах много меньше агача степного.
Скорее под агачем надо понимать
расстояние около двух километров по
степи и около 500 метров в горах.. Лазарев
Я. в книге "О гуннах Дагестана"
говорит: " ... народ такры, живущий ..... в
Тархи, названного в Vl веке Хозровом
Ануширваном Семендером
и бывшего в языческой древности в руках
кадарских владетелей." (стр.26). В
Vl веке Хозров Ануширван не мог
переименовывать современный
г. Тарки, потому что он появился в Xll - Xlll
вв. И
еще. Нельзя пройти спокойно мимо
совершенно иезуитского хода мыслей
Котовича В.Г. Соглашаясь с тем, что
Семендер - крайняя, порубежная дверь (стр.252),
он тут же говорит,
что при отождествлении современного с.Тарки
с древним Семендером .... " есть одно
уязвимое место. Дело в том, что
расположенное рядом с Махачкалинским
городищем сел.Тарки почти всеми
исследователями отождествляется с
упоминаемым письменными источниками
раннесредневековым городом Таргу" (стр.253).
И эта уязвимость, по его мнению, исчезла
(?!) после открытия Тарху на р.Гамриозень. В
своем сознании г.Котович В.Г. настолько
прочно расположил город Семендер у
Махачкалинского городища, что уже и
селение Тарки и город Таргу привязывает
к Семендеру, а не наоборот. По-моему
для Котовича В.Г. и его последователей в
этом деле вопросы должны были
возникнуть не до, а именно после
открытия Тарху на р.Гамриозень. До этого
открытия для Семендера было вероятно
только одно место - у современного с.
Тарки, а после этого открытия - на его
настоящем месте - на р.Гамриозень. Решающим
аргументом для Котовича В.Г. является
"взаиморасположение городов Таргу,
Варачана и Самандара Ф.Вестбергом". В
письме одного из руководителей
Хазарского каганата, еврея Иосифа,
говорится, что расстояние от столицы
каганата Итиля до г.Варачана - 20 фарсахов,
а до южной границы - 30 фарсахов. "А еще на южной стороне [находится]
Самандар в конце страны Тарху, пока
граница не поворачивает к "воротам".
(стр.100. "Еврейско-хазарская переписка").
Если даже сомневаться за точность
расстояний, нельзя сомневаться в том,
что г. Самандар находиться южнее г.Варачан. Каган
перебрался на реку Итиль и обосновал
новую столицу того же имени ("Итиль"
по-даргински значит "другой"). А
город Самандар (называемый еще и по
имени области - Тарху) был разрушен
Мерваном в 739 г. Воины
ислама разграбили и разрушили великий
город, жителей его частью убили, частью
взяли в плен, в том числе стариков,
женщин и детей, а священный лес, в
котором они укрывались - сожгли.
Стараниями
арабских наместников город Семендер (Тарху)
так и не поднялся до былого могущества. Итак,
Хасин - крепость (цитадель) города
Семендер, а Семендер - в прошлом Дарго (Тарху)
- столица
одноименной области Дарго (Тарху) и столица Хазарского каганата до
начала Vlll века. Эти
исторические сведения говорят о том, что
рано отождествлять древнюю столицу
Хазарского каганата с современным пос.
Тарки у г. Махачкалы. Вопрос во всяком
случае требует дополнительного
изучения. |
Дальтоник различает не все цвета. Он не может воспринять все краски. Для него картины природы не так красочны. А теперь представьте, что человек слышит не все звуки. Даргинец сегодня слышит и воспринимает 40 звуков, в даргинском алфавите 46 букв. А если человек слышит звук, но не может отобразить его на бумаге - нет такой буквы? До
сих пор некоторые
звуки, имеющиеся в даргинском языке, не
имеют своего отражения в современном
даргинском алфавите. В связи с чем и
появилось настоящее предложение. `В Первый
звук в слове варачан - поток, варгьи - бурка,
сегодня пишется буквой "в". В связи с
чем при одновременной работе и с русским и с
даргинским текстами (в частности, при
переводах) происходит путаница, которую
можно и нужно избегать. Предлагается
обозначить эту букву с тильдой (черточкой)
сверху -"`в":
`варачан,
`варгьи. Соответственно
русское "в" и в даргинском алфавите
писать "в", а не "б", как принято
писать сегодня, например в слове "Москва".
А русское "б" оставить для слов
заимствованных из русского или через
русский язык: общество, собрание, бизнес, и
др.
`Г
В
даргинском языке
в словах `гули
- руно, гуви - мост, гала - вилы, первый звук,
аналога которому нет в нахско-дагестанской
группе языков, П.К. Услар
в своем Кавказском алфавите обозначил
буквой `г
. Предлагается
обозначать этот звук буквой с тильдой (черточкой)
сверху: `гули,`гуви, `гала. Правильное
звучание даргинского самоназвания - Дар`гу,
записываемое недаргинцами как "Тарху",
"Таргу", "Дарго". `З В
словах зи - соль,
зав - дождь первый звук произносится
не русское или акушинское "з", а скорее
буквосочетание "дз", для которого нет
обозначения в современном даргинском
алфавите. Предлагается
обозначать этот звук с тильдой сверху: `зи, `зав. `Ж В
словах жуз - книга,
жинс - род первый звук произносится
не русское или акушинское "ж", а скорее
буквосочетание "дж", для которого нет
обозначения в современном даргинском
алфавите. Предлагается
обозначать этот звук с тильдой сверху:
`жуз,
`жинс. Знак препинания
’ |