Клуб подводных путешествий.


 Черное море,
Украина, Крым.

                   Затонувшие суда Черного моря.

"Поздно ночью приехали в Севастополь и нас довольено хорошо поселили в котедже. На следующий день нырять не стали, так как устали с дороги, и провели переговоры с местным клубом "Катран", по приглашению которого, собственно говоря, мы и приехали. Выяснили денежную сторону, и услышали несколько красивых легенд о всяких "черных принцах" и кучах золота с бриллиантами.
Четыре дня ходили на весьма паршивые корабли, которые были взорваны во время войны, а потом над ними хорошо потренировались наши "морские котики". В общем, груды железа и все.
Мы начали возмущаться, требовать необследованных кораблей, и свершилось чудо. В последний день мы отправились на поиски немецкого транспортного судна "Санта Фе". Координаты его были известны, на боте были эхолот и GPS. Шли мы 4 часа, и на поиски ушел примерно час. Но! Мы нашли! Его координаты отличались всего на минуту от тех, которые были в официальных документах, а главное, рядом с ним лежало еще одно судно, которое мы также быстро нашли.
За свою жизнь я был примерно на 15 затонувших судах (в том числе "Тистлегорм" и "Нхимов"), но это место у меня, по собственной шкале, на первом месте!..."

Дмитрий Войтенко
E-mail: udaw@aport.ru


Потери ВМФ противника на черноморском
театре военных действий в 1941-1944 г.г.

Авторы считают, что надо подробно рассказать о гибели немецкого транспорта ╚Santa Fe╩, точная причина гибели которого (мина или торпеда) нам до сих пор неясна.
Историческая справка: ╚Santa Fe╩ немецкий пароход 1921 года постройки 4627 брутто регистровых тонн.
03.10.1939 на переходе Южная Америка-Германия захвачен двумя французскими лидерами в Северной Атлантике и до ноября 1942 года плавал под французским флагом как ╚St. Andre╩. В 1943 году переведен на Черное море.
23.11.1943 на 05.42 конвой ╚Wotan╩  шел из Констанцы в Севастополь. Скорость 10 узлов, курс 125 градусов в кильватерной колонне: эсминец ╚Maresti╩, транспорты ╚Santa Fe╩, ╚Lola╩, с правого борта охранение √ минный заградитель ╚Am. Murgescu╩, тральщики R165, R197,R209.
05.47 √ взрыв в носовой части ╚Santa Fe╩ (в районе первого трюма) √ 45 градусов 05 минут 9 секунд северной широты 33 градуса 16 минут 6 секунд восточной долготы.
05.50 √ в штаб авиакомандования ╚Вест╩ поступила радиограмма с борта гидросамолета, находящегося над конвоем: ╚Конвой ╚Santa Fe╩ торпедирован, судно горит╩.
06.35 √ с флагманского корабля конвоя эсминца ╚Maresti╩ получена радиограмма:
╚Подрыв носом ╚Santa Fe╩, судно горит в Qu. 3675╩.
06.36 √ судно разорвано на части сильным внутренним взрывом и в 06.43 затонуло √ 45 градусов 05 минут северной широты 33 градуса 16 минут восточной долготы.
Потеря судна оказалась весьма болезненной для немецко-румынских войск, блокированных в Крыму. Вместе с судном погибло 1278 тонн военных грузов и дивизион самоходных орудий (12 штурмовых, 2 ╚ягдпанцер╩), авиабомбы, бензин в бочках, ракетные заряды. Погибло 28 человек (22 из штурмового дивизиона, 6 членов экипажа, в том числе 4 немца и 2 румына), пропало без вести 16 человек. Но все же большую часть (78 человек) удалось спасти, в том числе 8 тяжело раненых солдат и 3 членов команды. В советской литературе бытует версия, что судно потопила подводная лодка Д-4, которая из похода не вернулась. Она была потоплена глубинными бомбами 04.12.1943 в 10.24 при атаке противолодочной группы UG 44. Но Д-4 действовала на позиции ╧ 94 (что подтверждают и ее атаки 17 и 18 ноября). А судно погибло на стыке позиций ╧ 95 и ╧ 96 √ в 3 милях южнее мыса Лукулл как раз в том месте, где еще в июле 1943 года поставила минную банку подводная лодка Л-6.

Охотник за подводными лодками UJ 102 (КТ 40) при противолодочном поиске в районе места гибели ╚Santa Fe╩ 15 декабря 1943 года погиб вместе со всем экипажем (53 человека).
Возможные причины гибели:
-подрыв на мине;
-детонация глубинных бомб;
-детонация боезапаса на ╚Santa Fe╩ при атаке глубинными бомбами. Очевидно, охотник засек на дне корпус транспорта и принял его за подводную лодку? Место гибели- 45 градусов 05 минут северной широты, 33 градуса 16 минут восточной долготы.
 

С. В. Богатырев, Р. И. Ларинцев, А. В. Овчаренко.
("Потери ВМФ противника на ЧТВД в 1941-1944 г.г.").

 


Фотографии:
Транспорт "Santa Fe"
Охотник UJ-102

E-mail: sub@kharkov.com
Tel\fax: (0572) 65-99-05
Tel: (0572) 47-12-11

Chat.ru рекомендует: товары из Китая на сайте Asia.ru!