Валеология  

ВАЛЕОЛОГИЯ

        Валеология ≈ наука об индивидуальном здоровье человека ≈ представляет собой пограничную область знаний на стыке медицины, педагогики, генетики, физиологии, социологии, демографии, антропологии, этиологии, гигиены, психологии, сексологии и ряда других традиционных наук. Важной составляющей валеологии является также биоэнергетическое воздействие на биополе человека - энергетической системы, существование которой подтверждено научными исследованиями, и нарушение функционирования которой ведет к дисбалансу организма и последующим заболеваниям.

        В связи с вышесказанным, можно вспомнить известную закономерность: прорывы в принципиально новые области знания чаще всего начинаются именно на стыках различных дисциплин, что дает основания утверждать о перспективности валеологии. Видимо, в первую очередь именно с ней, а не с традиционной медициной, станут в недалеком будущем связывать понятие "здравоохранение".

        Следует подчеркнуть, индивидуальную направленность работы врача-валеолога. Понятия "семейный доктор", "личный психолог", и другие, ассоциирующиеся в нашем сознанием с комплексным индивидуальным наблюдением и лечебным воздействием идеально согласуются с принципами работы валеолога.


МЕТОДИКА

        Здоровье - это гармония человека с самим собой и окружающим миром. Когда наше тело нездорово, это всегда является отражением конфликта, напряжения, озабоченности или дисгармонии не только в физическом, но и в духовном плане. И чтобы восстановить гармонию (читай: здоровье), нам следует научиться прислушиваться к процессу, происходящему внутри нас.
        Между умом и телом тоже существует тесная взаимосвязь. Тело воспринимает физическую вселенную и посылает сообщения об этом уму, ум растолковывает их в соответствии со своим собственным индивидуальным опытом прошлого и своей системой убеждений и передает телу сигналы реагировать тем способом, какой ему кажется самым подходящим.


        Особые возможности эффективной валеологической помощи людям при любых заболеваниях, а также подверженным вредным привычкам, в том числе, связанным с курением табака, употреблением алкоголя и других наркотиков, открывает применение методов, основанных на интеграции педагогики и психотерапии. Первая методологическая посылка валеолога в таком случае состоит в том, что человеческий организм обладает практически неограниченными возможностями управления всеми своими функциями, в том числе и теми, которая официальная медицина пока считает не подвластными волевому контролю, а, следовательно, человек обладает неисчерпаемыми способностями к самооздоровлению и укреплению своего здоровья в любом возрасте.

        Вторая методологическая посылка предполагает коренное изменение традиционного представления: врач ≈ активный субъект лечебного процесса, а пациент ≈ пассивный объект врачебной деятельности, обязанный строго выполнять все врачебные предписания, не задумываясь об их содержании и смысле. Педагогико-валеологический подход означает, что врач-валеолог лишь на начальном этапе общения с больным максимально проявляет свою активную позицию, ставя цель психотерапевтическими методами помочь пациенту так мобилизовать свои внутренние ресурсы, чтобы самому стать субъектом, определяющим успех лечения.

        Третья методологическая посылка заключается в понимании того факта, что духовный, прежде всего, нравственный уровень, психический и физический уровни тесно взаимосвязаны. Потеря духовного равновесия, моральные травмы вызывают психические расстройства и болезни, а те, в свою очередь, порождают соматическую патологию, особенно нарушения сердечно-сосудистой системы, различные, в том числе злокачественные новообразования.


        Таким образом, врач-валеолог, сочетая методы как традиционной, так и нетрадиционной диагностики, создает целостный образ каждого отдельного пациента, выявляет в нем критические узлы, и, посредством комплексного воздействия (зависящего от доступных ему средств, а также его личных возможностей), с привлечением внутренних ресурсов пациента, восстанавливает (пытается восстановить) гармонию этого образа.


НАПРИМЕР:

        Глубинные причины многих заболеваний часто коренятся в подавленности человека социально-экономическими, бытовыми неурядицами, причем не столько объективно неблагоприятной и действительно весьма тяжелой ситуацией, сколько в субъективном отношением к ней, выражающейся в озлобленности, чувствах безнадежности, ущемленного самолюбия. В таких случаях, необходимо психотерапевтическими методами выявить такие причины, помочь пациенту выработать разумное восприятие негативных явлений, а затем, выполняя уже философско-педагогические задачи: помочь своему подопечному скорректировать свою систему ценностей, приоритетов, и, соответственно, выработать линию поведения в ближайшей и более отдаленной перспективе. В конечном счете, для надежного излечения в очень многих случаях больному необходимо радикально менять образ мыслей и привычный образ жизни, что требует уже не столько врачебной, сколько педагогической помощи.

Email  |  Home |  Top