ВАЛЕОЛОГИЯ
Валеология
≈ наука об индивидуальном здоровье человека ≈ представляет собой
пограничную область знаний на стыке медицины, педагогики, генетики,
физиологии, социологии, демографии, антропологии, этиологии, гигиены,
психологии, сексологии и ряда других традиционных наук. Важной составляющей
валеологии является также биоэнергетическое воздействие на биополе
человека - энергетической системы, существование которой подтверждено
научными исследованиями, и нарушение функционирования которой ведет
к дисбалансу организма и последующим заболеваниям.
В
связи с вышесказанным, можно вспомнить известную закономерность:
прорывы в принципиально новые области знания чаще всего начинаются
именно на стыках различных дисциплин, что дает основания утверждать
о перспективности валеологии. Видимо, в первую очередь именно с
ней, а не с традиционной медициной, станут в недалеком будущем связывать
понятие "здравоохранение".
Следует
подчеркнуть, индивидуальную направленность работы врача-валеолога.
Понятия "семейный доктор", "личный психолог",
и другие, ассоциирующиеся в нашем сознанием с комплексным индивидуальным
наблюдением и лечебным воздействием идеально согласуются с принципами
работы валеолога.
МЕТОДИКА
Здоровье
- это гармония человека с самим собой и окружающим миром. Когда
наше тело нездорово, это всегда является отражением конфликта, напряжения,
озабоченности или дисгармонии не только в физическом, но и в духовном
плане. И чтобы восстановить гармонию (читай: здоровье), нам следует
научиться прислушиваться к процессу, происходящему внутри нас.
Между умом и телом
тоже существует тесная взаимосвязь. Тело воспринимает физическую
вселенную и посылает сообщения об этом уму, ум растолковывает их
в соответствии со своим собственным индивидуальным опытом прошлого
и своей системой убеждений и передает телу сигналы реагировать тем
способом, какой ему кажется самым подходящим.
Особые возможности
эффективной валеологической помощи людям при любых заболеваниях,
а также подверженным вредным привычкам, в том числе, связанным с
курением табака, употреблением алкоголя и других наркотиков, открывает
применение методов, основанных на интеграции педагогики и психотерапии.
Первая методологическая посылка валеолога в таком случае состоит
в том, что человеческий организм обладает практически неограниченными
возможностями управления всеми своими функциями, в том числе и теми,
которая официальная медицина пока считает не подвластными волевому
контролю, а, следовательно, человек обладает неисчерпаемыми способностями
к самооздоровлению и укреплению своего здоровья в любом возрасте.
Вторая
методологическая посылка предполагает коренное изменение традиционного
представления: врач ≈ активный субъект лечебного процесса, а пациент
≈ пассивный объект врачебной деятельности, обязанный строго выполнять
все врачебные предписания, не задумываясь об их содержании и смысле.
Педагогико-валеологический подход означает, что врач-валеолог лишь
на начальном этапе общения с больным максимально проявляет свою
активную позицию, ставя цель психотерапевтическими методами помочь
пациенту так мобилизовать свои внутренние ресурсы, чтобы самому
стать субъектом, определяющим успех лечения.
Третья
методологическая посылка заключается в понимании того факта, что
духовный, прежде всего, нравственный уровень, психический и физический
уровни тесно взаимосвязаны. Потеря духовного равновесия, моральные
травмы вызывают психические расстройства и болезни, а те, в свою
очередь, порождают соматическую патологию, особенно нарушения сердечно-сосудистой
системы, различные, в том числе злокачественные новообразования.
Таким образом, врач-валеолог,
сочетая методы как традиционной, так и нетрадиционной диагностики,
создает целостный образ каждого отдельного пациента, выявляет в
нем критические узлы, и, посредством комплексного воздействия (зависящего
от доступных ему средств, а также его личных возможностей), с привлечением
внутренних ресурсов пациента, восстанавливает (пытается восстановить)
гармонию этого образа.
НАПРИМЕР:
Глубинные
причины многих заболеваний часто коренятся в подавленности человека
социально-экономическими, бытовыми неурядицами, причем не столько
объективно неблагоприятной и действительно весьма тяжелой ситуацией,
сколько в субъективном отношением к ней, выражающейся в озлобленности,
чувствах безнадежности, ущемленного самолюбия. В таких случаях,
необходимо психотерапевтическими методами выявить такие причины,
помочь пациенту выработать разумное восприятие негативных явлений,
а затем, выполняя уже философско-педагогические задачи: помочь своему
подопечному скорректировать свою систему ценностей, приоритетов,
и, соответственно, выработать линию поведения в ближайшей и более
отдаленной перспективе. В конечном счете, для надежного излечения
в очень многих случаях больному необходимо радикально менять образ
мыслей и привычный образ жизни, что требует уже не столько врачебной,
сколько педагогической помощи.
|