Послесловие к роликовому буму
На скорую гибель фирменной торговли
(Список дилеров приложен)
Сливки с бешеного спроса на роликовые
коньки уже сняты - в России два года назад, на Украине - в прошлом году.
Вместо ожидаемой стабилизации рынка и развития сети фирменных магазинов
(отделов и отдельчиков хотя бы) повсюду снова оживилась челночная
торговля, теперь уже разведавшая секреты про "пурлетановые" колеса и
абековые подшипники
Несерьезное слово "Скворечник". В зоне нашего влияния примерно 200 роллеров в Симферополе, Севастополе, Ялте, Гурзуфе, Евпатории, Щелкино; летом еще и отдыхающие из Киева, Москвы, Питера, Мурманска, Архангельска т.д.; дети миссионеров из Ирландии и США, иностранные студенты, а также крымчане, приезжающие на каникулы из Канады, США, Франции, Израиля и других стран.
Этой зимой мы написали книгу "Ролики: Катайся с чемпионами! (первая часть выпущена московским издательством "Скорпион"). Мы обкатали около 150 моделей коньков фирм первого и второго эшелонов 95-99 годов, последние три года следим за ценами в Штатах и Западной Европе на более чем 200 моделей. По России и Украине стараемся знать все и обо всех. В 1984 году я защитил кандидатскую по географии об отдыхе после работы и поездках в выходные дни. А вообще 20 лет я занимаюсь вещами типа "порядок из хаоса" и волнами в активных средах. Молодежная мода - это лесной пожар. Наташа Бондаренко, Рома Акробат и еще не больше десятка человек в разных концах Союза - это те, кто начал палить спички в начале 90-х. Без нас ничего бы не было. И в Штатах любое движение имеет свои очаги. Прибрежные городки Калифорнии, например, а вовсе не столицы. Ничего удивительного нет в том, что на крымском асфальте с январской температурой +15-+19 скейтерская тусовка 80-х уцелела и внесла уличный стиль в самое большое безумие 90-х. Модель прямого заражения. Прошли через меня тысячи. Многие из них впервые покатались именно на разных моих роликах (сколько их было с 1985 года!). Катаюсь я очень плохо (только для своих 41 года, наверное, хорошо). Но команда у меня неплохая, думаю из независимых самая лучшая (по численности, оснащению, среднему уровню, чистоте стиля, знаниям, умению делать оборудование, работать в толпе). Лидеры команды всего-то навсего несколько раз были в Москве (Архив1 Архив 2 ), Питере, Саратове. На Экстрим-96 в Лужниках с ними рядом катался парень из Рочес-Европа Франк Рудольф. Незадолго до этого на X-games он вышел в финал вместе с Крисом Эдвардсом и прочими звездами. Значит, мы имеем короткую цепочку: чемпион мира - его соперник (Рудольф) - Ваня Семин (наш лидер) - мальчик из Мурманска - Хряк, приехавший к бабушке в Евпаторию - его друзья в Мурманске и скажем в каком-нибудь Северопупырске. Если к этому еще добавить журналы, видеокассеты, фотографии, переписку в Инете - понятно будет, почему подростки-аггрессивщики во всем мире легко находят общий язык: у них общие знакомые. Пренебрежение детским рынком - ошибка Наш крымский покупатель - школьник, в Москве (и Киеве) это уже больше студенты, но в целом в провинции - 14 лет (это самое время самостоятельных решений о покупке).
|
В Германии, Англии, даже Бразилии рынок роликов зрелый. Люди
на "тележках" (2х2) ходят на вечеринки в один и тот же клуб еще с конца
70-х или раньше, консервативные колледжи имеют хоккейные команды с 1925
года, мужчины в бальных ролл-парах красят губы и т.д. Но наш рынок молодой
и отстает даже от Польши. А там подача для тинов - журнал ШЛИЧГ:
аггрессив, скейтборд, сноуборд, брэйк-данс, МТВ и ВМХ, граффити.
Скейт-парки в Польше есть даже в небольших городках. Продвижение и реклама
строятся на соревнованиях и молодежных акциях.
Реклама роликов размещается в России и Украине исключительно в дорогих журналах для как бы крутых. То есть решение о покупке отдается во власть родителей. При этом даже в Питере, кажется, нет приличного скейт-оборудования. В Киеве - только косо поставленная рампа. Маленькие и замкнутые профи-команды, полное отсутствие системы соревнований (даже "обще"киевских или "все"московских). Судейского опыта просто не существует, начинающие почти везде предоставлены сами себе и на посмешище тем, кому повезло как-то втиснуться в тусовки. Желание продать - единственный предмет внимания нынешних дилеров. Пожелаем им скорого поражения перед челноками. В Польше уже реально существует федерация экстрим-клубов, у нас все федерации - всего лишь вывески для маленьких рекламно-журналистских бюро. А без поддержки движения в провинции все скоро сдохнет, мода на ролики уже прошла. На Украине сеть фирменной торговли, так и не развившись по областным центрам, даже в Киеве уступила рынок челнокам. Все нормальные роллеры знают, что Рочес можно купить у метро "Дарница" у мужичка на 30-50 процентов дешевле, чем в Спорт Мастере. Мы в Крыму уже тоже не мотаемся в Киев, челноки возят из Венгрии. Одесский базар, наконец, разобрался с качеством фирм второго эшелона типа Ультра 5 и Спид, можно купить и подшипники, и колеса, и защиту приемлимого качества без накруток на дорогостоящую рекламу. На Западе существует, кроме любителей и про, еще одна категория - шоп-спонсорэд, команды, обутые местными дилерами (фронтшизными партнерами). Примерно в таком режиме мы работали 2 года с крымским представителем "adidas". Но он слишком много тратил на спорт (например на боксеров, которые кроме пары трусов раз в два года ничего не покупают, или игроков в Го...), а кроме того он пытался развивать концепт-шопы сразу в нескольких городах Крыма - это было явной дорогостоящей ошибкой. В этом сезоне в Крыму нет фирменной торговли роликами. На Украине она осталась только в Киеве и Днепропетровске (там в достаточно жалком виде), возможно в Запорожье и Харькове где-то среди матрацев и груш пылятся 2-3 модели Рочес. Забавно, что во Львове, где находится официальный (вписанный в каталог) дилер ЯВ - фирма СИЛИКОН - не была за 2-3 года продана ни одна пара аггрессивов. Наберусь наглости утверждать, что на Украине продажа аггрессивных и других дорогих моделей напрямую связана с частотой моих визитов или визитов Марка Пустовита (из Киевского роллерклуба). Деформация рынка в масштабах страны. Влиятельный украинский еженедельник "Бизнес" (орган национальной буржуазии) отметил в своем обзоре рынка спорттоваров, что Крым выделялся в 1998 году более высоким уровнем продаж ЯВ, в то время как в целом на Украине лидировал Рочес. Вначале о Рочес. Из 25 областных центров Украины дилеров он имеет от силы в десятке. И то - по всему спектру товаров (от кроссовок до тренажеров). В Крыму Рочес продано, думаю намного больше, чем в том же Днепропетровске или Харькове. Много привезено из-за границы (из Франции, например, где стоковый Маджестик 13 стоит 120 долларов). Но продано и нашими спонсорами или через них - в Ялте, Севастополе и Симферополе, и благодаря нашим показательным выступлениям в этих городах. Причем, дорогих моделей коньков и защиты. Но это - через магазины. Нашей команде киевский Спорт Мастер отказал делать накопительную скидку (!?) - глупость, конечно. Вполне естественно, что этой глупостью тут же воспользовалась киевская же фирма Уникод-Олавтекс (правда, после того, как мы случайно выступили на их рекламной акции). Даже одну пару ЯВ нам отпускали за наличные по цене крупного опта. И мы-таки вышли на такой уровень, купив для своей команды 20 процентов всей стоковой партии Трупер\Чоколат, направленной на Украину, а также кучу фанов/фитнесов и мелочевки. При этом команда еще взяла несколько десятков пар ЯВ у Львовского Силикона. Напомню, что в Крыму проживает всего 4% населения страны. То есть наш уровень потребления превышает средний раз в 5-8.
Но если они озабочены только торговлей... Христос, помнится, изгнал торговцев из храма. - катитесь вы ребята по своим супермаркетам на своих роликах! А мы уж как-нибудь из городу-Парижу себе подешевше привезем. Причем те же модели. Я и Мои ролики - так будет называться независимый каталог на несколько сот моделей роликов, который мы составим на основе анкетирования в Интернет и во время своих акций с участием гостей Крыма. Он будет содержать информацию о цене и месте покупки и оценку (реальную, а не рекламную) качества. Его печатная версия вместе с социологией и географией роллерских тусовок по всему бывшему Союзу должна войти в 4 часть книги "Ролики: Катайся с чемпионами!". Пока к ней не проявила интереса ни одна из оптовых фирм, что, впрочем, и показывает нежелание думать дальше столиц и дольше, чем на сезон. Ладно, кому-то, надеюсь, захочется жить долго и везде - мы поможем... Клубная торговля - имеет даже перед базарно-челночной массу преимуществ (о магазинах я уж просто помолчу - цены на аренду и прочие прелести наблюдаю много лет). Накладных расходов по-существу нет, иногда нет и транспортных, если товар захватывается по пути. Покупателю гарантируется обучение и присмотр, замена или ремонт чего-то вдруг сломавшегося (хотя он видит, скажем, ту же модель после годовой обкатки). Вообще покупатель за те же или меньшие, чем в магазине, деньги сразу получает НОВУЮ ЖИЗНЬ - очень увлекательную и стильную, в том числе и возможность заработать на этих роликах в рекламе и развлекательных акциях. Для каждого покупателя на его кошелек и желания ролики перекомплектуются: на аггрессивы сразу ставятся средние маленькие колеса, накладки для скольжения только под нужную ногу, что-то подпиливается, что-то подтягивается. Цена одной и той же модели изменяется долларов на 100 в обе стороны. При этом есть рассрочка, бартер, прием старых роликов как части оплаты за новые. Все старые ролики (фирменные, конечно) продаются после чистки, смазки, ремонта, замены подшипников и колес - иногда раза четыре в течение 2-3 лет. Например, Саботаж96 Марка Путовита (одна из первых пар на Украине) этой весной была продана за 20 долларов ее четвертым владельцем - пятому. Дети со временем бросают любые занятия (кружки, студии, секции). Но после соревнований, акций, фотовыставки, которую мы таскаем по школам зимой - многие возвращаются и обязательно хотят НОВЫЕ РОЛИКИ (и уж они-то знают уже, что нужны дорогие). Клуб и скейт-парк воспитывают высокий потребительский стандарт. Заказные статьи в дорогих журналах, тупо расхваливающие Рочес или К2, могут вызывать только разовый приход в фирменный магазин самодовольных снобов. Клуб дает пожизненного постоянного покупателя. Без налогов. Хотите торговать - стройте скейт-парк и создавайте команду. |