Путь Русской Зарубежной Церкви
Если численно сравнить Русскую Православную Церковь За границей с другими Церквами, она может показаться не столь значительной, хотя число ее епископов и верующих превышает число их в некоторых автокефальнымх Церквах. Однако, в Православной Церкви язык цифр имеет далеко не решающее значение. Исповедники подлинного Православия на земле нередко бывали в меньшинстве.
Св. Максим Исповедник готов был даже в одиночестве представлять Православие и в ответ на доводы, что ересь принята-де всеми Церквами, дерзновенно и смело ответил: "Если и вся вселенная причастится (с еретиками), то я один не причащусь".
Итак, если мы хотим найти место Русской Православной Церкви За границей в церковной истории последних десятилетий, то мы должны искать его не в ее внешних успехах, богатстве или силе, а в тех идеалах и той истине, которые ею исповедуются.
Мы живем в особую эпоху, когда ряд вопросов или возникает совершенно по-новому, или же проникает извне, из мира еретических исповеданий в области жизни Православных Церквей, вдруг создавая для них новые проблемы. Возникают таковые и вследствие разных политических событий новейшей истории.
Появление вне пределов России большого числа русских людей со своей иерархией и клиром в 1920 г. сначала представляло для православного мира как будто только каноническую проблему. Она была разрешена любовью разных Поместных Церквей на основании 39 правила Шестого Вселенского Собора. Православное сознание, соединенное с любовью, часто без особых постановлений признавало существование русских общин со своим иерархическим управлением на территории других автокефальных Церквей, чему в значительной мере способствовал авторитет Митрополита Киевского Антония. Это право стало оспариваться некоторыми только позднее, в связи с возникавшими в православном мире спорными вопросами и интригами коммунистической Москвы.
На Зарубежную Церковь легла миссия сохранения в изгнании верности Русской Церкви, русского православного духа и русской церковной православной культуры. Эта миссия выполнялась и выполняется в ежедневной жизни наших монастырей и приходов, нашими школами и заботой о сохранении русского быта, насколько это возможно, в иностранной среде.
Однако, течение общей церковной жизни во всем мире не могло не коснуться и Зарубежной Церкви. Она не могла оставаться изолированной от других Церквей с их общецерковными задачами и искушениями.
После 1-ой Мировой Войны в Константинополе возникло модернистское течение, отчасти сродное обновленчеству в России. Вскоре возникло по инициативе Вселенского Патриарха и экуменическое движение с его явно протестантским характером.
Созванное в 1923 г. Патриархом Мелетием в Константинополе Совещание Православных Церквей тоже оказалось под влиянием кругов, ищущих реформации Церкви в духе обновленчества. На Совещании против этого выступил почти без поддержки других представитель Русской Зарубежной Церкви Архиепископ (впоследствии Митрополит) Анастасий. Обращения Митрополита Антоний к Восточным Патриархам против обновленчества и намечавшихся реформ нашли благоприятный отклик у Восточных Патриархов. Можно сказать, что в большой мере протесты Митрополита Антония остановили тогда возникшее в Константинополе реформатское движение. Однако это было достигнуто ценой порчи отношений со Вселенской Патриархией, приведшей в том же году к вынужденному оставлению Константинополя Архиепископом Анастасием.
Русская Зарубежная Церковь существует уже 46 лет, и все это время она шла все тем же путем строгого хранения Православия. Отделившиеся от нее части колебались, многократно меняли свой курс, а она при трех возглавителях, двух почивших и ныне здравствующем, остается неизменно верной тем же началам, какие бы трудности при этом для нее не возникали.
Она искала и ищет объединения всего церковного зарубежья, ибо дело спасения душ и сохранения церковности легче в единении всех, чем при обособлении отдельных частей. Некоторым силам это ыло нежелательно, и самы принцип этого единства был провозглашен ими, как проявление властолюбия "карловчан". Разделение по разным поводам применялось и применяется теперь с явным ущербом для интересов Церкви, как местных, так и общих. Оно отвлекает живые силы от созидательной работы к внутренней юрисдикционной борьбе.
Жизнь показала, насколько правилен был путь Митрополита Антония и Анастасия, и как верна была их оценка всего происходящего. Искавшие компромиссов с Москвой и уверявшие, что мы в слишком черных красках представляем миру образ Московской Патриархии, должны умолкнуть пред лицом документов, опубликованных в недавне время. Нет сомнения, что история по достоинству оценит значение проницательности и никогда не умолкавшего голоса наших Первоиерархов, разоблачавших ложь пропаганды о якобы свободе угнетаемой безбожной властью Церкви и обличавших иерархов, которые по разным причинам отдали себя на служение этой лжи.
Мы называем это натиском на истину, потому что современность отличается именно прямым отрицанием самого существования безусловной истины. Теперь все представляется относительным, и общей целью человечества выставляется объединение разномыслящих с сохранением их разномыслия. Вместо исповедания единой истины ищут какую-то долю минимальной истины, которая была бы общей для всех. Чем шире распространяется это движение, тем больше суживается область того, что всеми участникаи его признается необходимой для их объединения истиной. Если ранее признание всех христианских исповеданий в той или иной мере исполненными заблуждений являлось характерной особенностью только пртестантизма, то теперь через разные конференции и т.н. "диалоги" втягиваются в то же внешне объединительное движение и католики, и многие проавославные, а в какой-то мере даже иудеи.
Вне этого движения остается наша Русская Зарубежная Церковь, которая сохраняет веру в то, что Господь основал единую Церковь, что только эта Церковь сохраняет веру апостольскую и что в этой вере заключается безусловная, полная истина, не меняющаяся в зависимости от тех или иных модных умственнных течений мира сего, ведущих к апостасии и подготовляющих мир к религиозному принятию Антихриста.
Насаждаемое такими настроениями равнодушие к истине расчистило дорогу и к тому, чтобы завнешним фасадом Православия оставались незамеченными элементы отступничества в Московской Патриархии. Но те, кто замечает это и те, кому дорого подлинное Православие со всех сторон тянутся к нашей Зарубежной Церкви, которая т.о. невольно становится идеологическим центром и для не русских ревнителей веры.
1967 г.