InterReklama advertising
InterReklama Advertising Network

ТИПОВОЙ ПЛАН КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ХИМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ВУЗА (ПРОЕКТ)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 


СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Декан химического

Директор- гл.-конструктор

Факультета КБГУ

ОКТБ "Марс"

_____________А.М.Хараев

_____________А.С.Берикетов

"__" _____ 1998 г.

"__" _____ 1998 г.

ТИПОВОЙ ПЛАН КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ХИМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ВУЗА (ПРОЕКТ)

Применение новых информационных технологий на базе компьютеров и компьютерных сетей должно занять достойное место, как при изучении химии, так и при изучении других дисциплин на химическом факультете вуза. Это одно из перспективных направлений перестройки преподавания химических наук в высшей школе. С использованием ЭВМ связаны надежды на дальнейшую интенсификацию процесса обучения химии и повышение качества подготовки специалистов. Но информатизация образования только тогда даст результаты, когда в ходе ее реализации будут решены не только задачи ускоренной доставки большого объема информации, но будет решаться и широкий спектр вопросов, составляющих систему эргономизации образования, позволяющей достигнуть максимально возможной продуктивности мозга учащихся в процессе учебно-познавательной деятельности. Для этого необходимо сегодня использовать комплексный подход, т.е. кроме создания материальной части, вести соответствующую подготовку всего профессорско-преподавательского состава, создавать эргономные учебные программные средства, а также добавить информатизационную компоненту в спектр специализации студентов и способствовать более тесному взаимодействию специалистов по информатике с химическим факультетом. В рамках такого комплексного подхода планируется проведение следующих мероприятий:

1. Курсы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава кафедры химического факультета в объеме 192 часов на базе компьютерного класса ОКТБ "Марс" при КБГУ.

2. Реализация компьютерной поддержки дисциплин, включенных в учебный план кафедры по специальности "Инженер-эколог" и преподаватель 32.07.00, инженер-технолог 01.10.00

3. Организация специализации для 8-10 студентов по направлению "Химическая информатика" и подготовка магистерских программ по направлениям технических наук 550816 "Технология и компьютерное проектирование полимерных изделий"

4. Организация кафедры химической информатики

 

1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА

Цели: Повышение уровня преподавания и достижение значительной интенсификации учебных занятий за счет расширения информационно-компьютерной компоненты в содержании преподаваемых химических дисциплин и применения в образовании новых информационных технологий, обеспечивающих высокое эргономичное качество учебного материала .

Задачи программы:

1. Подготовить профессорско-преподавательский состав химических кафедр к включению в учебные программы химических дисциплин, в содержание теоретического материала и в темы практических занятий последних достижений использования новых информационных технологий на базе компьютеров и компьютерных сетей.

2. Обучить эффективному использованию широкого спектра новых информационных технологий в профессорско-преподавательской деятельности; решению дидактических задач химии в рамках проблемного подхода и развивающего обучения при компьютерной поддержке. Обеспечить постепенное слияние методов традиционного обучения и методов, основанных на новых информационных технологий.

3. Осуществить комплекс мероприятий по обеспечению компьютерной поддержки курса химии (составление программ по различным разделам и темам дисциплины, составление электронных учебников и других методических пособий, выпуск научно-методической литературы).

 

    1. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

Лекционный курс рассчитан на 48 часов и состоит из следующих основных тем:

1. Особенности современного этапа информатизации. Химическая информатика (тенденции химического образования).

2. Обучающие программы в курсе химии (ОП).

2.1. Классификация ОП.

    1. Методика их применения в учебном процессе.
    2. Дидактическая роль (функции) ОП в решении задач курса химии.
    3. Методологическое значение компьютерных занятий и программных продуктов.

3. Организация проблемного обучения с помощью компьютеров.

4. Реализация развивающего обучения.

5. Компьютерные сети, Internet и их использование в химии.

6. Автоматизированное рабочее место (АРМ) химика-синтетика и Центр химической информатики.

    1. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Практические и семинарские занятия проводятся в объеме 144 часов и включают следующие темы:

1. Использование универсальных программных продуктов для решения задач химической информатики (химическая символика в текстовых и графических редакторах, математические пакеты, электронные таблицы, операционная система).

2. Обучающие программы в курсе химии (ОП)(Классификация ОП. методика их применения в учебном процессе, функции ОП в решении задач курса химии).

3. Практика проведения компьютерных занятий и работы с программными продуктами.

4. Организация проблемного обучения с помощью компьютеров.

5. Практика реализации развивающего обучения на ЭВМ.

6. Компьютерные сети, Интернет и их использование в химии.

7. Проведение лабораторных занятий по АРМ химика-синтетика и коммуникации с Центром химической информатики.

 

2. ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРОФЕССОРСКО -ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА

 

Наименование темы

кол-во акад. часов

1. Базовые знания о компьютере, программном обеспечении и их использовании в учебном процессе

48

1.1. Текстовый редактор Microsoft Word

Первый день,8

Лекция. Стандартные средства редактирования текстов

2

Практика. Составление описания лабораторной работы

2

Лекция. Формирование документа

2

Практика. Формирование документа "Лабораторная работа"

2

1.2. Электронная таблица Microsoft Excel

Второй день, 8

Лекция. Основные "табличные" возможности электронной таблицы

2

Практика. Составление журнала успеваемости

2

Лекция. Вычислительные и графические возможности Microsoft Excel

2

Практика. Обработка результатов эксперимента на Microsoft Excel

2

1.3. Использование средства "создания презентаций" PowerPoint

Третий день,8

Лекция. Назначение и возможности PowerPoint

2

Практика. Составление вступительной части лекции

2

Лекция. Мультимедийные средства PowerPoint

2

Практика. Составление мультимедийных фрагментов лекций

2

1.4. Графические средства компьютера

4-ый день,8

Лекция. Графический редактор Paint и сканирование иллюстраций

2

Практика. Вставка иллюстративного материала в текст

2

Лекция. Двумерная и трехмерная научная графика. SURFER for Win, GRAPHER for Win.

2

Практика. Ввод в лабораторные работы визуализацию результатов

2

1.5. Вычислительные средства компьютера

Пятый день,8

Лекция. Попутные вычисления: редактор, калькулятор, Basic

2

Практика. Расчет по формулам и алгоритмам.

2

Лекция. Специальные пакеты для научных расчетов. Mathcad, Eureca, и др.

2

Практика. Использование расчетных пакетов в лаботорных занятиях.

2

1.6. Базы данных

6-ой день,8

Лекция. Основные принципы пользования базами данных

2

Практика. Примеры использования баз данных

2

Лекция. Основные принципы разработки простейших баз данных

2

Практика. Paradox. Составление базы адресов, библиографии, .

2

2. Использование телекоммуникационных систем, интернет, сети

48

2.1. Электронная почта

7-ой день,8

Лекция. Глобальные компьютерные сети. Электронная почта

2

Практика. Составление и отправление письма-запроса на информацию о научной конференции, получение писем

2

Лекция. Телеконференции и другие "почтовые" возможности

2

Практика. Просмотр телеконференций. Отправка объявления.

2

2.2. Локальная сеть

8-ой день,8

Лекция. Назначение и получение информации из локальной сети

2

Практика. Получение информации в базах данных локальной сети

2

Лекция. Помещение собственной информации в локальную сеть

2

Практика. Работа по созданию библиотеки учебных файлов

2

2.3. Всемирная электронная паутина - WWW

9-ый день,8

Лекция. Назначение и основные команды для работы в WWW

2

Практика. Получение информации о WWW

2

Лекция. Создание собственных информационных ресурсов в WWW

2

Практика. Создание личной странички WWW

2

2.4. Мировые информационные ресурсы

10-ый день,8

Лекция. Структура и содержание мировых информационных ресурсов

2

Практика. Ознакомление с доступом к образовательным и научным ресурсам.

2

Лекция. Методы поиска необходимой информации

2

Практика. Поиск и получение образовательных информационных ресурсов

2

2.5. Электронная доска объявлений

11-ый день,8

Лекция. Назначение и использование данных из BBS

2

Практика. Регистрация и просмотр кафедральной BBS

2

Лекция. Занесение собственных данных в BBS

2

Практика. Составление и помещение учебного материала в BBS

2

2.6. Удаленное образование

12-ый день,8

Лекция. Основные принципы и программно-технические средства

2

Практика. Составление учебного материала для удаленного образования

2

Лекция. Программные обучающие и тестирующие средства.

2

Практика. Наполнение обучающего средства учебным материалом.

2

3. Программно-методическое обеспечение преподавания химии с помощью компьютеров

48

3.1. Программа редактирования повторяющегося звена и расчета физико-химических свойств полимера.

13-ый день,8

3.2. Программные оболочки для систем анализа ответов с наполнением по неорганической и органической химии.

14-ый день,8

3.3. Компьютерные задачники по химии:

15-ый день,8

Лекция. Задачники:"Вывод формул химических соединений", "Основные понятия и законы химии"

2

Практика. Использование задачников

2

Лекция. Задачники: "Расчеты по химическим уравнениям", "Растворы. Электролитическая диссоциация", "Скорость химических реакций. Химическое равновесие"

2

Практика. Использование задачников

2

3.4. Химическая информатика. Электронное учебное пособие. Компьютерные лабораторные работы по информационным технологиям химии

16-ый день,8

3.5. Проведение компьютерных лабораторных работ со студентами: Получение информации по Интернет по электронной почте. Использование WORLD WIDE WEB для доступа к химической информации

17-ый день,8

3.6. Компьютеризация преподавания на примере курса "Высокомолекулярные соединения".

18-ый день,8

3.7. Модель одного компьютера

19-ый день,8

3.8. Модель компьютерного класса

21-ый день,8

3.9. Типы компьютерных практических занятий. Разбор и проведение занятий.

22-ый день,8

4. Заключительные учебно-контролирующие мероприятия

16

4.1. Выполнение дипломных работ

23-ый день,8

4.2. Выполнение и защита дипломных работ

24-ый день,8

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РАЗРАБОТКИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧИ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИН ПРЕПОДАВАЕМЫХ КАФЕДРОЙ ХИМИЧЕСКОЙ ЭКОЛОГИИ И ХИМИИ ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ

 

 

 

К-во час

Семестр

Программно-методические разработки

1. Основы химической информатики

114

2-3

Программно-методический комплекс.

Учебное пособие в 2-х частях.

Часть 1. Новые информационные технологии в химии.

Часть 2. Компьютерные технологии в науке и образовании (для студентов магистратуры).

2. Общая и неорганическая химия

192

1-2

Компьютерный практикум.

Контрольно-обучающие задания (программа на ЭВМ)

3. Органическая химия и основы биохимии

193

3-4

Методическое пособие к курсу органической химии с дискетой (ЭВМ)

4. Аналитическая химия и физико-химические методы анализа

175

2-4

Компьютерный лабораторный практикум "Имитационные программы. Возможность использования в аналитической химии".

Моделирование физико-химических методов, используемых (применяемых ) в аналитической химии для описания различных процессов.

Моделирование приборов, аппаратуры и оборудования.

"Программированный контроль знаний по аналитической химии" (контрольно-обучающие тестовые задания для студентов 2 курса). Методическое пособие. Часть 1. Качественный анализ.

Руководство к лабораторным работам по аналитической химии. Компьютерный учебник Часть 2. Количественный анализ.

5. Математическая обработка результатов эксперимента и ЭВМ

48

3-4

Комплект программ для обработки экспериментальных данных. Методическое руководство.

 

6. Физическая химия.

175

5-6

Теоретическое и практическое руководство по физической химии. Электронные пособия для студентов 3-4 курсов.

Комплект обучающих программ к избранным разделам физической химии:

1. Кинетика твердофазных (топохимических) реакции.

2. Термодинамика водных растворов электролитов.

7. Поверхностные явления и дисперсные системы

51

7

Компьютерный практикум.

8. Химия и физика высокомолекулярных соединении

90

6

Компьютерный практикум "Химия ВМС"

9. Экологические проблемы производства и переработки ВМС

54

6

Комплект обучающих программ к курсу

10. Очистка отходящих газов промышленности и вредных примесей

85

8

Компьютерный лабораторный практикум

11. Вредные выбросы промышленности и автотранспорта в атмосферу.

68

8

Комплект программных средств.

12. Химия и физика атмосферы

51

3

Электронный учебник

13. Экономика и прогнозирование промышленного природа использования

68

7

Учебное пособие "Экономика и организация химических предприятии"

14. Производственный экологический контроль

51

8-9

Комплект программных продуктов

15. Оценка воздействия на окружающую среду и экспертная экология

144

6

Руководство к лабораторным и практическим работам на ЭВМ

16. Экологический мониторинг

145

7

Компьютерный учебник

17. Экологическое аудирование

90

8

Компьютерное методическое пособие

18. Основы гидродинамики теплообменных и массообменных процессов

144

9

Учебные компьютерные программы и фильмы на ЭВМ

19. Научные основы школьного курса химической экологии

40

10

Компьютерный сборник задач с экологическим содержанием

20. Микробиология

124

5

Компьютерный практикум

21. Основы проектирования и экологии

34

3

Компьютерный практикум

22. введение в

промышленную экологию

34

3

Компьютерный практикум

 

Программа подготовлена лабораторией компьютерных технологий ОКТБ "Марс".

Зав. лабораторией, к. ф-м. н., с.н.с. ________ В.С.Знаменский

С.н.с., к.х.н. ________ И.И.Мурзаханова