ТИПОВОЙ ПЛАН КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ХИМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ВУЗА (ПРОЕКТ)
СОДЕРЖАНИЕ
СОГЛАСОВАНО |
УТВЕРЖДАЮ |
Декан химического |
Директор- гл.-конструктор |
Факультета КБГУ |
ОКТБ "Марс" |
_____________А.М.Хараев |
_____________А.С.Берикетов |
"__" _____ 1998 г. |
"__" _____ 1998 г. |
ТИПОВОЙ ПЛАН КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ХИМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ВУЗА (ПРОЕКТ)
Применение новых информационных технологий на базе компьютеров и компьютерных сетей должно занять достойное место, как при изучении химии, так и при изучении других дисциплин на химическом факультете вуза. Это одно из перспективных направлений перестройки преподавания химических наук в высшей школе. С использованием ЭВМ связаны надежды на дальнейшую интенсификацию процесса обучения химии и повышение качества подготовки специалистов. Но информатизация образования только тогда даст результаты, когда в ходе ее реализации будут решены не только задачи ускоренной доставки большого объема информации, но будет решаться и широкий спектр вопросов, составляющих систему эргономизации образования, позволяющей достигнуть максимально возможной продуктивности мозга учащихся в процессе учебно-познавательной деятельности. Для этого необходимо сегодня использовать комплексный подход, т.е. кроме создания материальной части, вести соответствующую подготовку всего профессорско-преподавательского состава, создавать эргономные учебные программные средства, а также добавить информатизационную компоненту в спектр специализации студентов и способствовать более тесному взаимодействию специалистов по информатике с химическим факультетом. В рамках такого комплексного подхода планируется проведение следующих мероприятий:
1. Курсы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава кафедры химического факультета в объеме 192 часов на базе компьютерного класса ОКТБ "Марс" при КБГУ.
2. Реализация компьютерной поддержки дисциплин, включенных в учебный план кафедры по специальности "Инженер-эколог" и преподаватель 32.07.00, инженер-технолог 01.10.00
3. Организация специализации для 8-10 студентов по направлению "Химическая информатика" и подготовка магистерских программ по направлениям технических наук 550816 "Технология и компьютерное проектирование полимерных изделий"
4. Организация кафедры химической информатики
1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА
Цели: Повышение уровня преподавания и достижение значительной интенсификации учебных занятий за счет расширения информационно-компьютерной компоненты в содержании преподаваемых химических дисциплин и применения в образовании новых информационных технологий, обеспечивающих высокое эргономичное качество учебного материала .
:1. Подготовить профессорско-преподавательский состав химических кафедр к включению в учебные программы химических дисциплин, в содержание теоретического материала и в темы практических занятий последних достижений использования новых информационных технологий на базе компьютеров и компьютерных сетей.
2. Обучить эффективному использованию широкого спектра новых информационных технологий в профессорско-преподавательской деятельности; решению дидактических задач химии в рамках проблемного подхода и развивающего обучения при компьютерной поддержке. Обеспечить постепенное слияние методов традиционного обучения и методов, основанных на новых информационных технологий.
3. Осуществить комплекс мероприятий по обеспечению компьютерной поддержки курса химии (составление программ по различным разделам и темам дисциплины, составление электронных учебников и других методических пособий, выпуск научно-методической литературы).
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
Лекционный курс рассчитан на 48 часов и состоит из следующих основных тем:
1. Особенности современного этапа информатизации. Химическая информатика (тенденции химического образования).
2. Обучающие программы в курсе химии (ОП).
2.1. Классификация ОП.
3. Организация проблемного обучения с помощью компьютеров.
4. Реализация развивающего обучения.
5. Компьютерные сети, Internet и их использование в химии.
6. Автоматизированное рабочее место (АРМ) химика-синтетика и Центр химической информатики.
Практические и семинарские занятия проводятся в объеме 144 часов и включают следующие темы:
1. Использование универсальных программных продуктов для решения задач химической информатики (химическая символика в текстовых и графических редакторах, математические пакеты, электронные таблицы, операционная система).
2. Обучающие программы в курсе химии (ОП)(Классификация ОП. методика их применения в учебном процессе, функции ОП в решении задач курса химии).
3. Практика проведения компьютерных занятий и работы с программными продуктами.
4. Организация проблемного обучения с помощью компьютеров.
5. Практика реализации развивающего обучения на ЭВМ.
6. Компьютерные сети, Интернет и их использование в химии.
7. Проведение лабораторных занятий по АРМ химика-синтетика и коммуникации с Центром химической информатики.
2. ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРОФЕССОРСКО -ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА
Наименование темы |
кол-во акад. часов |
1. Базовые знания о компьютере, программном обеспечении и их использовании в учебном процессе |
48 |
1.1. Текстовый редактор Microsoft Word |
Первый день,8 |
Лекция. Стандартные средства редактирования текстов |
2 |
Практика. Составление описания лабораторной работы |
2 |
Лекция. Формирование документа |
2 |
Практика. Формирование документа "Лабораторная работа" |
2 |
1.2. Электронная таблица Microsoft Excel |
Второй день, 8 |
Лекция. Основные "табличные" возможности электронной таблицы |
2 |
Практика. Составление журнала успеваемости |
2 |
Лекция. Вычислительные и графические возможности Microsoft Excel |
2 |
Практика. Обработка результатов эксперимента на Microsoft Excel |
2 |
1.3. Использование средства "создания презентаций" PowerPoint |
Третий день,8 |
Лекция. Назначение и возможности PowerPoint |
2 |
Практика. Составление вступительной части лекции |
2 |
Лекция. Мультимедийные средства PowerPoint |
2 |
Практика. Составление мультимедийных фрагментов лекций |
2 |
1.4. Графические средства компьютера |
4-ый день,8 |
Лекция. Графический редактор Paint и сканирование иллюстраций |
2 |
Практика. Вставка иллюстративного материала в текст |
2 |
Лекция. Двумерная и трехмерная научная графика. SURFER for Win, GRAPHER for Win. |
2 |
Практика. Ввод в лабораторные работы визуализацию результатов |
2 |
1.5. Вычислительные средства компьютера |
Пятый день,8 |
Лекция. Попутные вычисления: редактор, калькулятор, Basic |
2 |
Практика. Расчет по формулам и алгоритмам. |
2 |
Лекция. Специальные пакеты для научных расчетов. Mathcad, Eureca, и др. |
2 |
Практика. Использование расчетных пакетов в лаботорных занятиях. |
2 |
1.6. Базы данных |
6-ой день,8 |
Лекция. Основные принципы пользования базами данных |
2 |
Практика. Примеры использования баз данных |
2 |
Лекция. Основные принципы разработки простейших баз данных |
2 |
Практика. Paradox. Составление базы адресов, библиографии, . |
2 |
2. Использование телекоммуникационных систем, интернет, сети |
48 |
2.1. Электронная почта |
7-ой день,8 |
Лекция. Глобальные компьютерные сети. Электронная почта |
2 |
Практика. Составление и отправление письма-запроса на информацию о научной конференции, получение писем |
2 |
Лекция. Телеконференции и другие "почтовые" возможности |
2 |
Практика. Просмотр телеконференций. Отправка объявления. |
2 |
2.2. Локальная сеть |
8-ой день,8 |
Лекция. Назначение и получение информации из локальной сети |
2 |
Практика. Получение информации в базах данных локальной сети |
2 |
Лекция. Помещение собственной информации в локальную сеть |
2 |
Практика. Работа по созданию библиотеки учебных файлов |
2 |
2.3. Всемирная электронная паутина - WWW |
9-ый день,8 |
Лекция. Назначение и основные команды для работы в WWW |
2 |
Практика. Получение информации о WWW |
2 |
Лекция. Создание собственных информационных ресурсов в WWW |
2 |
Практика. Создание личной странички WWW |
2 |
2.4. Мировые информационные ресурсы |
10-ый день,8 |
Лекция. Структура и содержание мировых информационных ресурсов |
2 |
Практика. Ознакомление с доступом к образовательным и научным ресурсам. |
2 |
Лекция. Методы поиска необходимой информации |
2 |
Практика. Поиск и получение образовательных информационных ресурсов |
2 |
2.5. Электронная доска объявлений |
11-ый день,8 |
Лекция. Назначение и использование данных из BBS |
2 |
Практика. Регистрация и просмотр кафедральной BBS |
2 |
Лекция. Занесение собственных данных в BBS |
2 |
Практика. Составление и помещение учебного материала в BBS |
2 |
2.6. Удаленное образование |
12-ый день,8 |
Лекция. Основные принципы и программно-технические средства |
2 |
Практика. Составление учебного материала для удаленного образования |
2 |
Лекция. Программные обучающие и тестирующие средства. |
2 |
Практика. Наполнение обучающего средства учебным материалом. |
2 |
3. Программно-методическое обеспечение преподавания химии с помощью компьютеров |
48 |
3.1. Программа редактирования повторяющегося звена и расчета физико-химических свойств полимера. |
13-ый день,8 |
3.2. Программные оболочки для систем анализа ответов с наполнением по неорганической и органической химии. |
14-ый день,8 |
3.3. Компьютерные задачники по химии: |
15-ый день,8 |
Лекция. Задачники:"Вывод формул химических соединений", "Основные понятия и законы химии" |
2 |
Практика. Использование задачников |
2 |
Лекция. Задачники: "Расчеты по химическим уравнениям", "Растворы. Электролитическая диссоциация", "Скорость химических реакций. Химическое равновесие" |
2 |
Практика. Использование задачников |
2 |
3.4. Химическая информатика. Электронное учебное пособие. Компьютерные лабораторные работы по информационным технологиям химии |
16-ый день,8 |
3.5. Проведение компьютерных лабораторных работ со студентами: Получение информации по Интернет по электронной почте. Использование WORLD WIDE WEB для доступа к химической информации |
17-ый день,8 |
3.6. Компьютеризация преподавания на примере курса "Высокомолекулярные соединения". |
18-ый день,8 |
3.7. Модель одного компьютера |
19-ый день,8 |
3.8. Модель компьютерного класса |
21-ый день,8 |
3.9. Типы компьютерных практических занятий. Разбор и проведение занятий. |
22-ый день,8 |
4. Заключительные учебно-контролирующие мероприятия |
16 |
4.1. Выполнение дипломных работ |
23-ый день,8 |
4.2. Выполнение и защита дипломных работ |
24-ый день,8 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РАЗРАБОТКИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧИ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИН ПРЕПОДАВАЕМЫХ КАФЕДРОЙ ХИМИЧЕСКОЙ ЭКОЛОГИИ И ХИМИИ ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ
|
К-во час |
Семестр |
Программно-методические разработки |
1. Основы химической информатики |
114 |
2-3 |
Программно-методический комплекс. Учебное пособие в 2-х частях. Часть 1. Новые информационные технологии в химии. Часть 2. Компьютерные технологии в науке и образовании (для студентов магистратуры). |
2. Общая и неорганическая химия |
192 |
1-2 |
Компьютерный практикум. Контрольно-обучающие задания (программа на ЭВМ) |
3. Органическая химия и основы биохимии |
193 |
3-4 |
Методическое пособие к курсу органической химии с дискетой (ЭВМ) |
4. Аналитическая химия и физико-химические методы анализа |
175 |
2-4 |
Компьютерный лабораторный практикум "Имитационные программы. Возможность использования в аналитической химии". Моделирование физико-химических методов, используемых (применяемых ) в аналитической химии для описания различных процессов. Моделирование приборов, аппаратуры и оборудования. "Программированный контроль знаний по аналитической химии" (контрольно-обучающие тестовые задания для студентов 2 курса). Методическое пособие. Часть 1. Качественный анализ. Руководство к лабораторным работам по аналитической химии. Компьютерный учебник Часть 2. Количественный анализ. |
5. Математическая обработка результатов эксперимента и ЭВМ |
48 |
3-4 |
Комплект программ для обработки экспериментальных данных. Методическое руководство.
|
6. Физическая химия. |
175 |
5-6 |
Теоретическое и практическое руководство по физической химии. Электронные пособия для студентов 3-4 курсов. Комплект обучающих программ к избранным разделам физической химии: 1. Кинетика твердофазных (топохимических) реакции. 2. Термодинамика водных растворов электролитов. |
7. Поверхностные явления и дисперсные системы |
51 |
7 |
Компьютерный практикум. |
8. Химия и физика высокомолекулярных соединении |
90 |
6 |
Компьютерный практикум "Химия ВМС" |
9. Экологические проблемы производства и переработки ВМС |
54 |
6 |
Комплект обучающих программ к курсу |
10. Очистка отходящих газов промышленности и вредных примесей |
85 |
8 |
Компьютерный лабораторный практикум |
11. Вредные выбросы промышленности и автотранспорта в атмосферу. |
68 |
8 |
Комплект программных средств. |
12. Химия и физика атмосферы |
51 |
3 |
Электронный учебник |
13. Экономика и прогнозирование промышленного природа использования |
68 |
7 |
Учебное пособие "Экономика и организация химических предприятии" |
14. Производственный экологический контроль |
51 |
8-9 |
Комплект программных продуктов |
15. Оценка воздействия на окружающую среду и экспертная экология |
144 |
6 |
Руководство к лабораторным и практическим работам на ЭВМ |
16. Экологический мониторинг |
145 |
7 |
Компьютерный учебник |
17. Экологическое аудирование |
90 |
8 |
Компьютерное методическое пособие |
18. Основы гидродинамики теплообменных и массообменных процессов |
144 |
9 |
Учебные компьютерные программы и фильмы на ЭВМ |
19. Научные основы школьного курса химической экологии |
40 |
10 |
Компьютерный сборник задач с экологическим содержанием |
20. Микробиология |
124 |
5 |
Компьютерный практикум |
21. Основы проектирования и экологии |
34 |
3 |
Компьютерный практикум |
22. введение в промышленную экологию |
34 |
3 |
Компьютерный практикум |
Программа подготовлена лабораторией компьютерных технологий ОКТБ "Марс".
Зав. лабораторией, к. ф-м. н., с.н.с. ________ В.С.Знаменский
С.н.с., к.х.н. ________ И.И.Мурзаханова