В иностранной и нашей печати приводится также целый ряд случаев, когда движущиеся объ- екты неизвестного происхожде- ния наблюдались только под во- дой. Известный подводный исс- ледователь Жан Пикар дважды наблюдал со своего батискафа неизвестные подводные объекты:

первый раз 15 ноября 1959 г. в районе острова Гуам, о чем бы- ла сделана запись в бортовом журнале батискафа: "10.57. глубина 700 саженей. Замечен круглый предмет дискообразной формы с многочисленными светя- щимися точками" (143);

второй раз в 1968 г. в районе Багамских островов эллипсооб- разный объект длиной более 30 м двигался на большой скорости на значительной глубине (35).

В январе 1965 г. в одном из заливов Новой Зеландии с само- лета ДС-З был обнаружен метал- лический объект длиной 30 м и диаметром 15 м, находящийся в неподвижном состоянии на глу- бине 10 м. Объект не был похож на подводную лодку. Кроме того командование ВМС сообщило, что из-за мелководья и труднодос- тупности в этот залив не могла попасть подводная лодка (24).

В 1972 г. в Средиземном море океанограф - ныряльщик Гаррис, обследовавший развалины Тира, увидел под водой огромный ша- рообразный объект с какими-то трубами и ящиками на его по- верхности. Окна объекта излу- чали свет (62).

В книге Ч. Дерлитца "Бесслед- но" приводится случай, проис- шедший в 1973 г. с одним суд- ном, находившимся между Бимини и Майями. Капитан этого судна Дельмонико наблюдал двигавший- ся под водой на глубине 4 м сигарообразный объект длиной около 50 м, на котором не было видно ни плавников, ни высту- пов, ни люков. Объект напра- вился прямо к судну, но при подходе круто повернул налево и скрылся. Ни водоворота, ни пенистой струи при его движе- нии не возникало (35).

В журнале "Морской сборник" (1973. 7) сообщается, что мно- гие мореплаватели наблюдали двигавшиеся под водой большие светящиеся круги, которые об- гоняли корабли или удалялись от них со скоростями, намного превышающими скорости самих кораблей (ИЛ.52).

Исследователи морских глубин в Севастополе рассказывали А.Ку- зовкину как они, находясь в глубоководном батискафе наблю- дали неизвестный объект в фор- ме колеса диаметром с десятиэ- тажный дом, стоявший верти- кально в толще воды. Из батис- кафа было видно, как это "ко- лесо" приняло горизонтальное положение и начало вращаться, а затем стало удаляться (Эхо планеты.1990. 33-34).

Большой интерес представляют также отдельные случаи движе- ния под водой неизвестных объ- ектов с огромными скоростями и их необычайно быстрых маневров на глубине.

В феврале 1960 г. В Карибском море гидролокаторами амери- канских ВМС был обнаружен под- водный объект, двигавшийся с невероятной скоростью, вызвав- шей растерянность у экипажей кораблей, а в 1961 г. подобный объект мешал маневрам австра- лийских и новозеландских ВМС, проходившим недалеко от Сиднея (24).

В 1963 г. в районе Атлантичес- кой впадины около Пуэрто-Рико гидроакустики кораблей амери- канской поисково-ударной груп- пы во главе с авианосцем "Уосп" обнаружили странный подводный объект,

двигавшийся со скоростью 150 узлов (280 км/ч ). Этот объект непрерывно сопровождал поиско- во-ударную группу в течение 4 суток, совершая за считанные минуты вертикальные зигзагооб- разные маневры с поверхности воды на глубину 6000 м (53).

В 1964 г. во время воен- но-морских маневров южнее Фло- риды приборами нескольких эс- минцев также был обнаружен странный подводный объект, двигавшийся на глубине 90 м со скоростью 200 узлов (370 км/ч) (58).

Совершенно очевидно, что эти объекты не могли быть подвод- ными лодками, ибо максимальная скорость лодок в подводном по- ложении составляет 45 узлов (70 км/ч), а максимальная глу- бина погружения - 500 м. Время же погружения современного ба- тискафа на глубину 6000 м сос- тавляет около 3 часов.

Не могли они быть и китами, максимальная скорость движения которых (в течение короткого промежутка времени) составляет 55 км/ч (у касаток), а макси- мальная глубина погружения - 1200 м (у кашалотов).

Характерно также, что при дви- жении неопознанных подводных объектов за ними не наблюда- лось полос бурлящей или пеня- щейся воды, что свидетельству- ет о специфическом характере их движения (так же, как и у НЛО в атмосфере).

При сопоставлении характерис- тик неопознанных летающих объ- ектов и неопознанных подводных объектов обращает на себя вни- мание, что скорость НЛО в 20-30 раз превышает скорость современных самолетов, тогда как скорость неопознанных под- водных объектов только в 4 ра- за выше, чем у современных подводных лодок.

Это еще раз подтверждает, что и те, и другие объекты являют- ся материальными телами, ско- рость которых зависит от плот- ности среды, в которой они пе- ремещаются.

Известны также случаи одновре- менного появления неопознанных подводных объектов в различных районах мирового океана.

В сентябре 1960 г. таинствен- ные подводные объекты были об- наружены у Атлантического и Тихоокеанского побережий США, вблизи Филлипин и в Арктике, а в октябре-ноябре - у Гавайских островов и Огненной Земли (9).

Военно-морские силы ряда стран осуществляли поиск и преследо- вание неопознанных объектов, двигавшихся под водой, и даже применяли против них оружие. Но эти объекты успешно уклоня- лись от поисковых акций и, по-видимому, оставались невре- димыми. Вот несколько приме- ров.

В мае 1960 г. корабли амери- канского флота безуспешно пы- тались вынудить к всплытию не- опознанный объект около полу- острова Флорида. При этом представитель ВМС заявил, что "он определенно не мог быть подводной лодкой" (9).

В конце того же года неизвест- ный объект, движущийся под во- дой, был обнаружен гидролока- торами в 50 милях от Сан-Фран- циско. На его поиск были пос- ланы 11 эсминцев и самолеты ВМС, но им не удалось ничего обнаружить (24).

В начале 1960 г. два неизвест- ных подводных объекта были об- наружены в заливе Нуэво у по- бережья Аргентины. Корабли ар- гентинских ВМС тогда закрыли все выходы из залива и бомбили этот район глубинными бомбами, после чего объекты исчезли, как будто растворились. Вскоре там было обнаружено уже 6 под- водных объектов, и началась погоня за ними. Однако и они вскоре исчезли. Эти действия аргентинских ВМС продолжались тогда почти две недели. Вначале в западной прессе поя- вились сообщения, что это, возможно, советские подводные лодки. Но потом американцы официально заявили, что Со- ветский Союз не имел никакого отношения к появлению этих объектов (24).

В ноябре 1972 г. корабли нор- вежского ВМФ неоднократно под- вергали бомбардировке глубин- ными бомбами неопознанные под- водные объекты, появившиеся в норвежских фиордах, причем все электронное оборудование, ра- дары и эхолоты кораблей во время бомбардировок по неиз- вестным причинам выходили из строя (13).

После исчезновения объектов норвежские власти заявили, что это, вероятно, были не подвод- ные лодки (37).

Довольно странные сообщения о наблюдении каких-то неизвест- ных объектов продолжают посту- пать из Швеции. Одно время шведы считали, что это советс- кие подводные лодки, однако доказательств этому не было.

В "Известиях" (1989.14 февра- ля) описывалось, что такие объекты обнаруживались в шхе- рах, запертых противолодочными сетями, причем гидрофон, опу- щенный с вертолета в воду, ус- тановил контакт с каким-то подводным объектом, но захва- тить его так и не удалось.

Следующий пример показывает , что неопознанные подводные объекты способны уходить от преследующих их самолетов в воздух и скрываться на большой скорости, то есть реагировать на попытки их уничтожить так же, как и НЛО.

В сентябре 1965 г. американс- кий авианосец "Банкер Хилл", действоваший в составе поиско- во-ударной группы южнее Азорс- ких островов, обнаружил неиз- вестный объект, двигавшийся под водой со скоростью 150-200 узлов (около 300 км/ч). С ави- аносца были подняты палубные штурмовики "Трекер" с приказом уничтожить его. Но при их приближении объект вылетел из океана и на огромной скорости ушел от "Трекеров".

Представляют большой интерес и наблюдения в различных районах мирового океана каких-то ог- ромных вращающихся под водой "колес", состоящих из световых лучей, исходящих из централь- ного источника. На востоке это явление называлось "колесами Будды", а у европейских моря- ков - "дьявольской каруселью".

Первое такое сообщение посту- пило от капитана английского военного корабля "Вэлчер", ко- торый доложил в Адмиралтейс- тво, что 13 апреля 1879 г. наблюдал в Персидском заливе два огромных подводных "коле- са", имевших по 16 спиц из световых лучей. Оба эти "коле- са" вращались в противополож- ные стороны, причем концы лу- чей двигались со скоростью около 130 км/ч (9).

Аналогичные явления наблюда- лись в 1880 г. с кораблей "Ша- хинхин" у Малабарского побе- режья и "Патна" в Персидском заливе, где было определено, что длина этих лучей составля- ла около 600 м, тогда как дли- на таких лучей, наблюдавшихся в 1907 г. с корабля "Дельта" в Малаккском проливе и в 1908 г. с корабля "Консуэллер" в Сиам- ском заливе, была определена в 300 м (43).

В 1967 г. с корабля "Гленфол- лох" в Сиамском заливе наблю- дались вращающиеся "колеса", состоящие из лучей длиной в несколько километров, которые отходили от какого-то светяще- гося выпуклого объекта диамет- ром 20-30 м, находившегося на поверхности воды (56).

В большинстве случаев с каждо- го корабля видели только по одному светящемуся 2колесу", причем иногда разные наблюда- тели с правого и левого бортов высказывали противоположные мнения о направлении его вра- щения. В связи с этим возникло предположение, что в этих слу- чаях могло быть по два "коле- са", находившихся на одной оси, но вращающихся в противо- положные стороны. Однако здесь скорее имел место оптический обман, когда наблюдателю прос- то казалось, что эти "колеса" вращались в противоположных направлениях.

По показаниям очевидцев, шири- на лучей в этих "колесах2 была от нескольких метров до нес- кольких десятков метров, что объяснялось, по-видимому, раз- личным удалением кораблей от источников, испускавших лучи. Ширина промежутков между луча- ми иногда была больше, а иног- да меньше самих лучей. Ширина лучей, наблюдавшаяся с судна "Чанти", составила около 10 м и они отстояли друг от друга на 10-15м.

Скорость вращения световых "колес" обычно составляла нес- колько десятков оборотов в ми- нуту, хотя в 1967 г. четыре голландских судна в Сиамском заливе наблюдали "колеса", вращающиеся со скоростью 100 оборотов в минуту, то есть 1,5 оборота в секунду. А с судна "Вэвербэнк" в 1967 г. зафикси- ровали, что эти лучи проходили мимо него с интервалом 4-5 с (56).

Положение этих "колес" по от- ношению к поверхности океана оценивается очевидцами по-раз- ному:

- в донесении с корабля "Бин- танг" в Малаккском проливе в 1909 г. указывалось, что све- товые лучи вращались в морской глубине (18); с "Шахинхина" сообщалось, что они двигались в верхнем слое воды; - в ряде случаев очевидцам казалось, что лучи появлялись в воде, а потом поднимались над ее по- верхностью; - команда судна "Чанти" в 1967 г. утверждала, что они двигались по поверх- ности океана; - капитан кораб- ля "Кильве" в 1901 г. считал, что они крутились на опреде- ленной высоте над поверхностью воды (43).

По данным Люциана Знича, при- веденным во второй книге его трилогии "Гости из космоса" (43) за последние 10 лет было зафиксировано свыше 50 наблю- дений таких "колес" в различ- ных районах мирового океана. Продолжительность этих явлений обычно составляла несколько десятков минут, причем в боль- шинстве своем они прекращались внезапно. Подобные необычные явления наблюдались и с наших кораблей.

Экипаж научного судна "Влади- мир Воробьев" в Бенгальском заливе наблюдал вращение под водой 8 радиальных белых лучей длиной по 200 м, исходящих, по-видимому, из какого-то объ- екта значительной массы, кото- рый фиксировался эхолотом на глубине 20 метров под кораб- лем, тогда как глубина океана в этом месте составляла 170 м. Все явление продолжалось около 30 минут. Характерно также, что с появлением лучей спящие матросы проснулись от испыты- ваемого ими чувства страха (57).

В 1973 г. команда Теплохода "Антон Макаренко" в Малаккском проливе наблюдала, как во все стороны от судна до самого го- ризонта на воде появились све- тящиеся пятна, которые вытяну- лись в полосы шириной 10-15 м, радиально расходящиеся от суд- на, с промежутками между ними 40 м. Потом эти полосы стали все быстрее вращаться против часовой стрелки, как спицы ко- леса, причем концы полос изог- нулись. Все явление продолжа- лось 40-50 минут (56).

Известны и другие случаи, ког- да эти лучи или полосы выгля- дели изогнутыми. (ИЛ.53).

С корабля "Телемах" в мае 1962 г. наблюдали, как эти лучи при вращении из прямых сделались изогнутыми, потом стали вра- щаться медленнее и укорачи- ваться, а через 20 минут про- пали (24).

Судя по некоторым сообщениям, источники этих вращающихся "колес" могут перемещаться.

Капитан Бодлер в Ормузском проливе наблюдал, как к его судну под водой приближалось такое вращающееся "колесо" ди- аметром 300-500 м, образован- ное вращением световых лучей, исходящих из какой-то одной точки (24).

Иногда эти лучи проходят сквозь корабли, не встречая преграды. В 1906 г. в Оманском заливе из какого-то светящего- ся подводного объекта исходили лучи, которые двигались на расстоянии около 8 м друг от друга и с регулярной последо- вательностью освещали подвод- ную часть корабля. При этом у членов команды создавалось впечатление, что они не задер- живались корпусом корабля, а проходили сквозь него (18).

В иностранной печати высказы- вались различные гипотезы о возможном происхождении таких "колес", но все они оказались несостоятельными. Первая из них, считавшая что это движу- щиеся стаи светящихся микроор- ганизмов, не объясняла прямо- линейного характера лучей. Кроме того, микроорганизмы не могли бы двигаться со ско- ростью 150 км/ч.

Вторая гипотеза профессора Гамбургского университета Кал- ля, пытавшегося объяснить это явление последовательным выс- вечиванием находящихся на мес- те микроорганизмов под воз- действием сейсмических волн со дна океана, не объясняла сим- метричности "колес" и их рав- номерного вращения. Кстати, специальные пробы во- ды, взятые персоналом судна "Владимир Воробьев" сразу пос- ле наблюдения вращающегося "колеса", показали, что она не содержала никакого светящегося планктона.

Приведенный ниже пример подт- верждает, что светящиеся "ко- леса", находятся в какой-то непонятной связи с неопознан- ными подводными объектами.

Еще в 1902 г. в Гвинейском за- ливе при прохождении судна "Форт Солсбери" через центр такого светящегося "колеса" на горизонте был замечен покоив- шийся на воде темный объект длиной около 150 м, на обоих концах которого светились ог- ни. Но когда судно направилось в его сторону, объект погру- зился в воду (42).

Вместе с тем совершенно оче- видно, что вращающиеся лучи, образующие такие колеса не возникают сами по себе, а ис- ходят из каких-то источников, находящихся в центре каждого из "колес". Такими источника- ми, по-видимому, являются не- известные объекты, находящиеся либо на поверхности воды ( как это было в случае, наблюдав- шемся командой судна "Гленх- фоллох"), либо под водой (как это было зафиксировано эхоло- том судна "Владимир Воробь- ев").

Известны случаи, когда команды кораблей наблюдали под водой какие-то параллельные светящи- еся полосы неизвестного проис- хож дения, между которыми рас- полагались яркие светящиеся пятна. Такие полосы наблюда- лись в 1926г. с парохода "Чак Санг" в Сиамском заливе, где их ширина составила 1,5 м, а промежутки между ними - 4-5 м, и в 1930 году с парохода "Ро- торуа" в Тихом океане, где бы- ла 5 м, а расстояние между по- лосами - около 30 м.

В июле 1978 г. экипаж теплохо- да "Новокузнецк" в заливе Гу- аякиль, недалеко от экватора, наблюдал, как около носа судна появились 4 светящиеся полосы длиной 20 м, а две другие по- лосы длиной 10 м приблизились к правому борту судна. После этого в 100 м перед судном из воды поднялся белый сплющенный шар величиной с футбольный мяч и быстро полетел, огибая суд- но. Потом он завис наг нес- колько секунд на высоте 20 м над водой, поднялся вверх, описал зигзаг и снова опустил- ся в воду (96).

Последний пример показывает, что эти светящиеся полосы, ви- димо тоже связаны с вылетающи- ми из воды неизвестными объек- тами. Возникает вопрос: "Явля- ются ли все эти неизвестные объекты, наблюдаемые под во- дой, самостоятельным подводным феноменом или это тоже НЛО, только оказавшееся в момент наблюдения под водой?"

Многочисленные случаи опуска- ния НЛО в воду и вылеты их из воды, описанные в первом раз- деле главы, свидетельствуют о том, что некоторые или даже все НЛО, по-видимому, способны не только беспрепятственно пе- реходить из воздушной среды в водную и наоборот, но и перед- вигаться в водной среде так же свободно, как в атмосфере.

Обращает на себя и то обстоя- тельство, что неизвестные объ- екты, наблюдавшиеся только под водой, обладают многими нео- бычными свойствами НЛО:

- они также способны двигаться с большими скоростями, не воз- мущая окружающей среды (в дан- ном случае воды); - они также могут "исчезать" из поля зре- ния гидроакустических приборов (как это было в 1960 г. у по- бережья Аргентины); - они так- же могут воздействовать на различные технические средства (как это было в 1972 г. у по- бережья Норвегии) и на людей (пример с командой теплохода "Владимир Воробьев"); - они также могут предпринимать ос- мысленные маневры около кораб- лей или уходить от погони (случай с авианосцем "Банкер Хилл"), то есть проявлять ра- зумность "поведения".

Существует также определенное сходство между подводными объ- ектами, создающими светящиеся "колеса", и НЛО, которое выра- жается в способности и тех и других испускать радиально направленные лучи. Более того: во-первых, количество лучей у подводных объектов и НЛО сов- падает:

у подводных объектов, наблю- давшихся с кораблей "Вэлчер", "Патна" и "Шахинхин" в 1879-1880 гг., так же, как и у НЛО, наблюдавшихся над Москвой и Житомиром в 1978 г., было по 16 лучей;

у подводного объекта, находив- шегося под кораблем "Владимир Воробьев" в 1976 г., так же, как и у НЛО, зависших над ост- ровом Таити в 1975 г., над Москвой в 1978 г. и наблюдав- шихся с судна "Виктор Бугаев" и в Ленинградской области в 1980 г. было по 8 лучей (96).

Но в большинстве случаев оче- видцы не могли определить ко- личество лучей из-за их непре- рывного движения. Во-вторых, иногда лучи, испускаемые и подводными неопознанными объ- ектами, и летающими, бывают изогнутыми.

Команды теплохода "Антон Мака- ренко" и корабля "Телемах" наблюдали, как лучи, из кото- рых состояли подводные "коле- са", при вращении из прямых делались изогнутыми. Очевидцы НЛО также наблюдали изогнутые лучи в 1971 г. в Чили, в 1978 г. под Калинином и под Кемью, в 1979-м - в Норильске (88).

В-третьих, это вращение лучей, которое наблюдалось не только у подводных "колес", но и у некоторых НЛО. Подтверждением этому может служить следующий случай.

В сентябре 1977 г. над совхо- зом "Волжский", расположенным в 100 км от Астрахани, дважды наблюдался зависший круглый объект с шестью ярко-зелеными лучами, которые вращались (83).

Есть и еще одно совпадение свойств неизвестных подводных объектов со свойствами НЛО.

В журнале "Вокруг света" (1987. 6) описывается, как члены команды советского судна "Профессор Павленко", находив- шегося в Неретванском заливе Адриатического моря, 8 июня 1984 г. наблюдали появившееся на поверхности светлое пятно, от которого по воде расходи- лись во все стороны светящиеся кольца с четкими границами. Радиальная скорость их расп- ространения составляла около 100 м/мин. Имеются фотографии этого явления.

Однако приводимая в журнале попытка объяснения этого явле- ния возникновением подводного оползня, во все стороны от ко- торого распространялись круго- вые волны, содержащие взвешен- ную известь, выглядят неубеди- тельно, хотя бы потому, что это были не волны, а световые полосы, двигавшиеся по ровной поверхности воды.

При рассмотрении этого явле- ния,происходившего в гидросфе- ре, невольно вспоминаются слу- чаи, когда от зависших НЛО то- же расходились во все стороны светящиеся кольца. Распростра- нение таких колец от НЛО, наб- людали:

техник-метеоролог Коппалина в деревне Воренжа Беломорского района в 1973-1975 гг. (112);

группа солдат в Чите в августе 1974 г. (112); члены команды теплохода, следовавшего по Онежскому озеру в сентябре 1984 г. (112).

Произведенное сравнение неиз- вестных подводных объектов и НЛО показывает, что у них мно- го общего. А это дает основа- ние предполагать, что и те и другие, видимо, имеют общую физическую природу, хотя нель- зя исключать и того, что могут существовать неопознанные объ- екты, способные находиться только под водой.

Отдельного рассмотрения заслу- живают попытки некоторых иностранных авторов связать бесследное исчезновение кораб- лей и их команд с деятель- ностью неопознанных летающих или подводных объектов.

Как известно , время от време- ни средства массовой информа- ции доносят до нас сообщения об исчезновении морских судов, причем не только в печально известном Бермудском треуголь- нике, но и в других частях ми- рового океана. Ежегодно бесс- ледно исчезают 18-30 судов. Большинство этих трагедий мо- жет быть объяснено гибелью су- дов вследствие таких естест- венных причин как внезапные штормы, столкновения с подвод- ными скалами или другими суда- ми, пожары и взрывы на судах. Нельзя исключить и умышленного затопления отдельных судов с целью получения страховок, и даже действий современных пи- ратов, особенно в морях, омы- вающих побережье Юго-Восточной Азии.

Гораздо труднее объяснить слу- чаи, когда по неизвестным при- чинам исчезали только команды судов, тогда как сами суда ос- тавались совершенно неповреж- денными, со всеми спасательны- ми шлюпками, работающими насо- сами, холодильниками, радиос- танциями и сохранившимися гру- зами.

В польском журнале "Przeglad Pomorsky" (1975.) сообщалось, что в различных районах миро- вого океана продолжают обнару- живать суда, покинутые экипа- жами: в 1970 г.-23, в 1971 г.-18, в 1972 г. 20, в 1973 г. - 15 .

Ряд американских авторов,в том числе Берлитц, Джессуп и Спен- сер, высказывают предположе- ние, что корабли и члены их команд похищаются НЛО, хотя и не приводят прямых доказатель- ств этому. Так, например Чарльз Берлитц в своей книге "Бесследно" (35) приводит ряд случаев исчезновения кораблей в Бермудском треугольнике, когда в непосредственной бли- зости от кораблей в эти дни появлялись НЛО. Такие случаи якобы имели место при исчезно- вении танкера "Соутерн Дист- риктc" в 1954 г., шхуны "ХОМ суит Хом" в 1955 г., танкера "Имбросс" в 1975 г. и т.д. (35). Хотя справедливости ради следует сказать, что во время исчезновения кораблей никакие НЛО не фиксировались.

Очень интересный случай приво- дится во второй части книги польского писателя Люциана Знича "Гости из космоса" (43). Он свидетельствует о том, что исчезновение команд кораблей может быть действительно свя- зано с НЛО. Описание этого случая выглядит следующим об- разом.

В марте 1974 г. у западногер- манского траулера-рыбзавода, находившегося в Атлантике, в районе восточного шельфа Южной Америки, трал намотался на гребной винт, и механик этого траулера Курт Шнейдер опустил- ся в акваланге под воду, чтобы освободить его... Проработав под водой около двух часов, Шнейдер поднялся на поверх- ность и услышал звук, похожий на гудение компрессора, крики ужаса и топот ног по палубе. Одновременно он увидел, что над кораблем висит какой-то блестящий металлический объ- ект, испускающий ослепительный голубоватый свет. Испуганный Шнейдер снова погрузился под воду, спрятался под кормой ко- рабля и стал ждать, пока не изменится ситуация, периоди- чески высовывая голову из во- ды. Потом он увидел, как этот объект молниеносно взмыл вверх и исчез в голубом небе. Под- нявшись на траулер, Шнейдер увидел страшный беспорядок, свидетельствовавший о панике, и обнаружил, что вся команда корабля численностью 40 чело- век бесследно исчезла (43).

Однако, поскольку описание этого случая взято не из офи- циальных источников, нельзя быть уверенным в его полной достоверности.

Известны также случаи бесслед- ного исчезновения подводных лодок по причинам, которые так и не удалось установить.

В январе 1968 г. в Средиземном море пропали французская под- водная лодка "Минерва" около Тулона и Израильская лДавар> между Кипром и Александрией. Поиски оказались безуспешными, хотя "Минерву" искала половина кораблей французского среди- земноморского флота с примене- нием самых современных средств. При этом в районе по- исков время от времени фикси- ровался какой-то неизвестный объект, двигавшийся под водой (37).

За период с 1945 г. по сегод- няшний день, по неустановлен- ным причинам бесследно пропало 5 подводных лодок (37). .

Наконец, последний вопрос, ка- сающийся действия НЛО, связан- ный с гидросферой. Речь идет о взрывах и крушениях НЛО над водными пространствами. О том, что взрывы НЛО иногда происхо- дят над водными простанствами и их обломки падают в воду, свидетельствуют следующие при- меры.

Еще в 1740 г. над тулонским рейдом появился огненный шар, который опустился в море, по- том снова вынырнул, поднялся на значительную высоту и взор- вался, рассыпавшись на части (10).

В июне 1947 г. внутри дискооб- разного НЛО диаметром 30 м, зависшего над заливом Пюд- жет-Саунд (штат Вашингтон), стали раздаваться глухие взры- вы, и в воду и на берег остро- ва упали сотни обломков, кото- рые впоследствии были подобра- ны американскими военно- воз- душными силами (61).

В 1957 г. дискообразный НЛО взорвался над океаном в районе Убатубо (Бразилия), и в мелко- водье были найдены мелкие об- ломки из чистого магния, кото- рые потом исследовались в ряде лабораторий (23).

Известны также отдельные сооб- щения о падении в воду потер- певших аварии целых объектов.

В 1958 г. в городе Игуамо (Бразилия) дискообразный объ- ект, двигавшийся судорожными рывками, пытался набрать высо- ту, но опрокидывался. В конце концов он встал на "ребро" и упал в реку, вода в которой сразу забурлила. Однако поиски этого объекта с помощью водо- лазов, продолжавшиеся две не- дели, ни к чему не привели (6).

В иностранной печати сообща- лось также, что в 1955 г. в Северном море, около побережья ФРГ, на небольшой глубине был обнаружен небольшой дискооб- разный НЛО диаметром 27 м, сделанный из очень легкого ме- талла, похожего на алюминий, и приводились некоторые данные о его внутреннем устройстве. Объект этот был доставлен на остров Гельголанд, где его вскрыли и начали исследовать, но результаты исследований опубликованы не были (7).

Интересный случай подобного рода приводит Збигнев Бланя в одной из статей в польском журнале "Пшегленд техничны" (1977).

21 февраля 1959 г. в акваторию порта Гдыня упал с неба ка- кой-то неизвестный светящийся объект. Место его падения было точно засечено, и на другой день туда были направлены три водолаза, которые после долгих поисков нашли в толстом слое ила кусок металла без малейших следов ржавчины. Его исследо- вали в Гданьском политехничес- ком институте, но результаты не были опубликованы. И может быть, этот объект сочли бы за упавшую ракету, если бы через несколько дней на берегу в этом районе не обнаружили странное человекообразное су- щество в необычном серебристом металлическом скафандре, вскрыть который удалось с большим трудом. Существо вско- ре умерло (26,59). Конечно, достоверность этого факта тоже требует подтверждения. Приве- денные сообщения свидетельст- вуют о том, что взрывы и ава- рии НЛО могут происходить над водными пространствами. А если учесть, что большую часть на- шей планеты занимают моря и океаны, то можно предполагать, что большинство взрывов и ава- рий НЛО происходит над океанс- кими просторами и остается не- замеченным. И не исключено, что на дне морей и океанов ос- таются незамеченными не только обломки НЛО, но возможно, и целые, но поврежденные объек- ты.

Действия НЛО связанные с гид- росферой, представляют собой очень интересную и пока еще мало изученную область прояв- ления этого феномена, нуждаю- щуюся в дальнейшем глубоком исследовании.