К ним можно отнести, в част- ности, неоднократные появления НЛО во время происходивших на Земле важных событий.

В первой главе уже описыва- лось, как в годы второй миро- вой войны какие-то неизвестные объекты, названные тогда "фу-файтерами" , сопровождали американские самолеты при их полетах на бомбардировку Гер- мании и Японии.

Сразу после взрыва первой атомной бомбы 6 августа 1945 г. был сделан ряд снимков раз- рушенной Хиросимы, на которых японские уфологи обнаружили неизвестный объект, висевший над городом в течение недели (ил. 75). Эти фотографии были помещены в японском журнале "UFO News" (1974. 1).

Через день после начала войны в Корее неизвестные объекты появились над полями сражений, и впоследствии их видели сотни летчиков обеих сторон. Эти объекты часто сопровождали первые американские реактивные самолеты "Шутинг Стар" и наб- людались над районами боевых действий на земле (9).

Во время войны во Вьетнаме то- же неоднократно наблюдались НЛО и над Ханоем, и над амери- канскими кораблями в Тонкинс- ком заливе, и над зонами бое- вых действий (9).

В июне 1967 г. радиостанция американских войск в Европе (AFN) сообщила, что над полями сражений во Вьетнаме наблюдал- ся НЛО, похожий на огромный диск, свет от которого расп- ространялся на большое рассто- яние. Тысячи американских сол- дат видели, как он долгое вре- мя висел, как будто наблюдая за боевыми действиями. На гла- зах подразделений американских и южно-корейских войск две эс- кадрильи истребителей направи- лись к этому объекту, но он окутался дымом, пришел в дви- жение и скрылся в космосе (9).

Известен целый ряд примеров, когда НЛО появлялись во время испытаний американских страте- гических ракет, а иногда даже сопровождали в полете эти ра- кеты. Американские эксперты по управляемому оружию сообщали, что видели летящие диски, ко- торые преследовали и обгоняли ракеты во время испытательных пусков на полигоне Уайт-Сэндс.

Еще в 1948 г. при запуске ра- кеты ФАУ-2 с этого полигона рядом с ракетой появился диск, летевший со скоростью 1800 км/ч и делавший круги вокруг нее. Его наблюдали в бинокли, теодолиты, телескопы и на эк- ранах радаров. Потом НЛО обог- нал ракету со скоростью около 9000 км/ч и скрылся в космосе (6, 12).

Похожие случаи произошли в ап- реле и в июле 1949 г., когда шарообразные НЛО маневрировали вокруг летящих ракет (9), а в апреле 1950 г. НЛО, появивший- ся после падения запущенной ракеты, удалось даже сфотогра- фировать.

В июле 1951 г. при проявлении пленки, на которую снимался запуск ракеты с полигона Уайт-Сэндс, на ней был обнару- жен линзоподобный светящийся объект, сопровождавший летев- шую ракету по параллельной траектории (8).

В последующем такие наблюдения имели место и на мысе Канаве- рал.

По данным "Синей книги" , в сентябре 1961 г. вертикально двигавшийся НЛО был обнаружен на экранах радаров в момент запуска ракеты с этого космод- рома (2).

В 1962 г. во время пробного запуска ракеты "Поларис" с мы- са Канаверал в направлении Ка- рибского моря многие также ви- дели, как ракету сопровождал НЛО, похожий на тарелку. После этого фотографам полигона было дано официальное распоряжение во время запуска ракет следить за НЛО и фотографировать их.

В январе 1964 г. при очередном испытательном пуске ракеты "Поларис" с мыса Канаверал около нее появился НЛО разме- ром больше ракеты и полетел рядом с ней, в результате чего автоматический радиолокатор переключился на него. А когда НЛО изменил направление и по- летел в сторону, радиолокатор продолжал следовать за ним, и только через 14 минут операто- ры поняли свою ошибку (6).

Подобные факты были зафиксиро- ваны и на базе Ванденберг (США).

В сентябре 1964 г. при экспе- риментальном запуске ракеты "Атлас Ф" с базы Ванденберг велась скоростная киносъемка ракеты через телескоп. При последующем просмотре кино- фильма обнаружилось, что после отделения ступеней ракеты к ее боеголовке, летевшей на высоте 110 км, сверху приблизился не- известный объект, имевший ти- пичную форму летающей тарелки с куполом в верхней части. Этот объект вначале летел ря- дом с боеголовкой, потом дваж- ды облетел вокруг нее, сделав четыре очень ярких вспышки, и удалился в том же направлении, откуда прилетел.

При детальном анализе кино- фильма оказалось, что эти вспышки создавались ярким лу- чом, направлявшимся на боего- ловку из купола объекта. Через несколько секунд после этого облета боеголовка вышла из-под контроля и упала в океан, не долетев сотни миль до намечен- ной цели. Всем очевидцам было приказано забыть об этом инци- денте (17).

В августе 1977 г. ВВС США за- пустили межконтинентальную ра- кету "Минитмен" с базы Ванден- берг в сторону Тихого океана. Радары обнаружили, что на про- тяжении всей траектории ее то- же сопровождал НЛО в форме пе- ревернутой тарелки.

В четвертой главе уже приво- дился целый ряд примеров появ- ления неизвестных объектов около летевших спутников и космических кораблей.

НЛО чаще обычного наблюдались над различными важными объек- тами (космодромами, полигона- ми, ракетными и авиационными базами, атомными заводами и др.), хотя не исключено, что эта закономерность может быть только кажущейся, вызванной обостренным вниманием наблюда- телей в этих районах.

Характерно, что особенно много наблюдений в первые послевоен- ные годы было зафиксировано в штате Нью-Мексико, где в лабо- ратории Лос-Аламос была созда- на первая атомная бомба.

В этом же штате в районе Ала- могордо в июле 1945 г. был произведен взрыв первого атом- ного устройства, после чего вблизи от места взрыва видели на земле объект, похожий на НЛО (1).

Первое документально подтверж- денное крушение НЛО произошло в 1947 г. тоже в штате Нью-Мексико, недалеко от горо- да Розуэлл и вблизи от полиго- на Уайт-Сэндс (см. главу 6), причем на авиабазе Розуэлл в то время дислоцировалась 509-я бомбардировочная группа "лета- ющих крепостей" Б-29, которая была специально создана для сбрасывания первых атомных бомб на Хиросиму и Нагасаки. В 1947 г. она была единственным в мире подразделением бомбар- дировщиков, имевших на воору- жении атомные бомбы.

В это время на полигоне Уайт-Сэндс проводились испыта- тельные пуски немецких дально- бойных ракет ФАУ-2.

Начиная с 1948 г. , над штата- ми Нью-Мексико и Невада наблю- дались массовые полеты стран- ных зеленых огненных шаров (7), а 17 марта 1950 г. над запретной зоной атомных заво- дов в штате НьюМексико проле- тело более 500 неизвестных се- ребристых дисков (9).

В 1978-1979 гг. неоднократно наблюдались полеты и зависания каких-то неизвестных светящих- ся объектов над Байконуром. Известны неоднократные наблю- дения НЛО и над Капустиным Яром.

По сообщению майора-инженера запаса Деменюка, в июне 1961 г. он с группой других воен- нослужащих в течение несколь- ких минут наблюдал, как над Капустиным Яром на высоте око- ло 800 м со скоростью 150 км/ч бесшумно летел черный сигаро- образный объект длиной 20-25 м и диаметром 25 м без крыльев, стабилизаторов и иллюминаторов (112).

По достоверным данным, в нояб- ре 1979 г. в Капустином Яру за 15 часа перед пуском на глазах у группы генералов и офицеров непосредственно над командным пунктом и стартовой площадкой завис неизвестный объект эл- липсообразной формы, светив- шийся светло-зеленым светом. Он провисел неподвижно около 30 минут, после чего стал уда- ляться.

В январе 1986 г. точно та- кой-же объект снова наблюдался над Капустиным Яром. Работаю- щие на полигоне офицеры заяви- ли, что подобные явления наб- людаются там нередко (112).

Наблюдения каких-то неизвест- ных объектов отмечались в 1966 и 1967 гг. над американской ракетной базой в штате Север- ная Дакота

В январе 1979 г. газета "Ва- шингтон Пост" опубликовала данные, просочившиеся из Пен- тагона, согласно которым в ок- тябре-ноябре 1975 г. НЛО в те- чение двух недель летали над восемью ракетными базами "Ми- нитмен" , расположенными в се- верных районах США. Эти объек- ты наблюдались визуально и фиксировались радиолокаторами. В материалах ВВС и НОРАД име- ются детальные сообщения о бесшумном парении НЛО на высо- те 3-5 м непосредственно над хранилищами ядерных боеприпа- сов и стартовыми шахтами ра- кетна этих базах (80).

Полеты и зависания НЛО над по- зициями стратегических ракет не раз наблюдали и в нашей стране.

В рапорте офицеров одной из ракетных частей описано как у автомашины, на которой офицеры ехали на позицию, неожиданно заглох мотор. Когда они вышли из машины, то увидели, как "на высоте примерно 200 м медленно и бесшумно передвигался темный диск, испускающий лучи. Один из них шарил где-то по земле около ракетной шахты. Чтобы посмотреть что там летает включили прожектор - горит, направили на объект - тут же погас. Бесполезное это дело бросили после того, как израс- ходовали весь запас ламп - пе- регорели. Объект тем временем улетел. На следующий день ис- тория повторилась с той лишь разницей, что диск пролетел в обратном направлении и прожек- тор больше не зажигали. Кста- ти, весьма надежная сигнализа- ция в обоих случаях так и не сработала" (156).

Зафиксированы также случаи за- висания НЛО над американскими атомными заводами: в 1947 г. в Окридже (штат Теннесси), в 1949 г. в Хэнфорде (штат Ва- шингтон), в 1950 г. в Лос-Ала- мосе (штат Нью-Мексико) и в Лас-Вегасе (штат Невада) и в 1959-м - в УэлдонСпрингс (штат Миссури) (2).

В 1957 г. неизвестный объект в течение 15 минут наблюдался над английским полигоном Мара- линга (Южная Австралия) перед проводившимися там испытаниями ядерного оружия (17).

В 1965 г. неизвестный вращаю- щийся диск висел длительное время над Британским центром ядерных исследований.

По данным управления специаль- ных исследований ВВС в период с 8 августа по 8 сентября ох- рана испытательного центра Сандия (штат Нью-Мексико), в котором располагаются сверх- секретные лаборатории по соз- данию новых видов вооружения ВВС и совершенствованию ядер- ного оружия, пять раз сообщала о посадках небольших дискооб- разных НЛО на территории цент- ра (17,50).

Замечены также неоднократные появления НЛО над военными аэ- родромами. Начиная с 1970 г. НЛО 12 раз появлялись над ави- абазой Уильямc (штат Аризона) и 11 раз - над базой бомбарди- ровщиков Б-52 Барксдейл (штат Луизиана), причем в одном слу- чае НЛО 20 минут парил над строем летчиков, готовившихся к параду (62).

В октябре-ноябре 1975 г. НЛО в течение двух недель совершали полеты над американскими авиа- базами Лоринг (штат Мэн), Вуртсмит (штат Мичиган) и Мальмстром (штат Монтана).

Известны также сообщения о за- висании и маневрах НЛО над аэ- родромами Нуассер (Марокко) в 1953 г. (2), Камба-Пунат (Ар- гентина) в 1962 г. (28), Лэк- несс (Норвегия) в 1972 г. и Буэнос-Айрес (Аргентина) в 1980-м.

Немалую сенсацию произвел слу- чай, происшедший 20 февраля 1956 г. над парижским аэропор- том Орли, где 10 операторов РЛС этого аэропорта около 4 часов наблюдали на экранах ра- даров странные маневры НЛО, имевшего размеры вдвое больше крупного самолета.

Первоначально этот объект поя- вился в 50 км южнее Орли, и самолеты пролетали под ним. Потом он ринулся на север и завис там на некоторое время. Вскоре он рванулся на восток навстречу почтовому самолету, но быстро повернул на юго-за- пад и полетел к прибывшему из Лондона самолету Свиссайр-103. при этом он пересек трассу только что взлетевшего самоле- та ДС-З. Развернувшись на 180`, НЛО в течение 40 секунд следовал рядом с Свиссайр-103 на юго-восток - и внезапно ис- чез, когда взлетели вызванные три часа тому назад истребите- ли. Экипажи самолетов описыва- ли объект как красный пылающий шар, имевший временами ка- кой-то огромный темный контур с четкими очертаниями. Ско- рость объекта во время "рыв- ков" составляла около 2400 км/ч (ил. 74,. 9).

В нашей стране в августе 1980 г. НЛО в форме светящегося ша- ра с хвостом появился над во- енным аэродромом южнее Барнау- ла и сделал над ним ровный круг на малой высоте. В связи с этим самолетам, находившимся в воздухе, был дан приказ не заходить на посадку. Потом этот объект резко поднялся вверх до высоты 4000 м и сде- лал еще один круг, после чего поднялся до высоты 8000 м и ушел в сторону Барнаула, но вскоре возвратился, снизился до высоты 4000 м и опять стал делать виражи над дальними приводами аэродрома. Наконец, он с возрастающей скоростью удалился в направлении Новоси- бирска. Полет этого объекта со стороны Семипалатинска через Барнаул до Новосибирска и его маневры над аэродромом наблю- дались визуально и прослежива- лись на экранах радиолокаторов (96).

В июле 1982 г. над военным аэ- родромом около Рославля дважды пролетел неизвестный черный объект, имевший форму разре- занной вдоль груши с двумя светящимися точками на концах. Объект летел на высоте 600-900 м, вследствие чего пришлось прекратить полеты. Он делал прямоугольные повороты, зави- сал на месте, исчезал и появ- лялся вновь, двигаясь со ско- ростью около 900 км/ч. При по- пытке навести на него прожек- тор объект быстро удалился. Общая продолжительность его наблюдения составила 1.5 часа (112).

Имеются также многочисленные сообщения о полетах и маневрах НЛО над столицами ряда госу- дарств и над крупными городами за рубежом и в нашей стране. Особую известность среди них приобрела целая серия появле- ний НЛО над Вашингтоном в 1952 г. Первое из них описывается следующим образом.

В 0.40 20 июля 1952 г. на эк- ранах всех радиолокаторов Ва- шингтонского аэропорта и авиа- базы Эндрюс неожиданно появи- лись четкие отметки семи неиз- вестных объектов. Это означа- ло, что они вторглись в воз- душное пространство над горо- дом со скоростью около 11000 км/ч и резко замедлили свое движение. Потом эти объекты совершили поворот на 90`, и два из них зависли в запретной зоне над Белым Домом, а один - над Капитолием. Остальные НЛО продолжали совершать различные маневры, поднимаясь вертикаль- но вверх и пикируя до малой высоты.

Эти светящиеся объекты наблю- дались и визуально. Один из объектов приблизился к летев- шему рейсовому пассажирскому самолету. Пилот самолета сооб- щил по радио, что за ним дви- жется огромный серебристый блестящий диск и осветил его фарой, после чего диск резко увеличил скорость до 1600 км/ч и скрылся. В городе была объ- явлена воздушная тревога, и все полеты отменены. Для пе- рехвата объектов были подняты семь реактивных истребителей Ф-94 с ближайшего аэродрома. Но когда истребители приблизи- лись, все НЛО исчезли со ско- ростью 11000 км/ч. Через пять минут после того, как истреби- тели сели на аэродром, объекты снова появились над городом. Тогда истребители снова были подняты в воздух, и так про- должалось до 5 часов утра.

Незадолго до рассвета 10 неиз- вестных объектов наблюдались и над авиабазой Эндрюс, причем оператор радара заявил, что объекты совершали такие манев- ры, на которые не способен ни один самолет. На экране было видно, как они делали повороты под прямым углом и даже возв- ратные движения. Диспетчер этой авиабазы доложил, что ог- ромные оранжевые тела висят над зданием, в котором он на- ходится С наступлением рассве- та операторы РЛС и многие про- хожие визуально наблюдали нес- колько НЛО, которые двигались рывками и быстро исчезали (6).

Вечером 26 июля 1952 г. над Вашингтоном на большой высоте снова появилась группа из 4-5 НЛО, в связи с чем все полеты гражданских самолетов были прекращены, а на перехват этих объектов были высланы два ист- ребителя Ф-84. На этот раз НЛО сначала уходили от истребите- лей на огромных скоростях, а потом возвращались и мчались на самолеты, угрожая им неми- нуемым столкновением, и только в самый последний момент резко отворачивали в сторону. Эта "игра в пятнашки" прекратилась только тогда, когда у истреби- телей кончилось горючее и им пришлось возвратиться на базу (66).

Затем неизвестные объекты наб- людались над американской сто- лицей 29 июля и 6 августа (51, 9, 11).

Но все же наиболее массирован- ный налет НЛО на Вашингтон имел место в ночь с 12 на 13 августа 1952 г., когда над го- родом появилось в общей слож- ности 68 неизвестных объектов, фиксировавшихся радиолокатора- ми. Правительственное агенство даже опубликовало об этом спе- циальную брошюру (6).

Наблюдения НЛО были зафиксиро- ваны также над Нью-Йорком, Лондоном, Римом, Мадридом, Варшавой, Дели, Токио и други- ми крупными городами (ил. 73). НЛО неоднократно наблюдались и над Москвой, причем в апреле и августе 1978 г. были зафикси- рованы серии таких наблюдений. Целый шквал телефонных звонков о наблюдении НЛО над Москвой поступил вечером 21 декабря 1989 г. из Тушина, Отрадного и Новых Черемушек. В этот вечер жители улиц Арцимовича и Ост- ровитянова 3,5 часа наблюдали огромный светящийся вращающий- ся эллипс, на котором сверкали красные, зеленые и белые огоньки, а вниз, как из про- жектора, уходил вертикальный столб света. Объект медленно двигался над улицами, время от времени меняя направление. Чтобы разобраться в происходя- щем, заместители начальника 27-го отделения милиции Москвы Р.Садретдинов и И.Носов выеха- ли в район станции метро "Бе- ляево" и сами усидели над Мос- ковской кольцевой дорогой круглый ярко-красный объект, летевший в сторону аэропорта Домодедово. Они пытались дог- нать его на своей машине, но он как бы старался уйти от преследования. При этом объект бросался то вправо, то влево, то замирал на месте, то резко падал вниз. Погоня продолжа- лась до поселка Сосенки, рас- положенного в 20 км от кольце- вой дороги, после чегo шар ис- чез (139).

Целенаправленная деятельность НЛО очень наглядно проявлялась и в том, что эти объекты иног- да направляли лучи света на летящие самолеты или сопровож- дали их длительное время, а в отдельных случаях пикировали на самолеты и совершали вокруг них головокружительные манев- ры.

В октябре 1953 г. экипаж авиа- лайнера ДС-6, летевшего из Фи- ладельфии в Вашингтон, увидел около Балтиморы неизвестный неподвижно висящий объект, из которого вдруг прямо на само- лет был направлен слепящий бе- лый луч света. Боясь, что объ- ект понесется прямо на само- лет, пилот бросил его в крутое пике (6).

В ноябре 1967 г. над самолетом ИЛ-14, летевшим из Анадыря в Иркутск, в районе Нерчинска появился неизвестный объект размером с двухэтажный дом и осветил самолет лучом света, причем при попытках экипажа маневрировать, чтобы оторвать- ся от объекта, тот повторял все движения самолета, продол- жая его освещать (75).

В 1978 г. при полете над Кус- танаем на высоте 10000 м пилот самолета ТУ-134 Новиков заме- тил впереди светящийся объект в форме диска, двигавшийся навстречу самолету. Объект направил на самолет луч, по- добный лучу мощного прожектора (69).

В других случаях НЛО направля- ли лучи света на движущиеся автомобили.

В случае, который произошел в 1978 или 1979 г. на одном из военных складов в Псковской области, луч из НЛО был нап- равлен на хранилище.

По сообщению майора Т., выгля- дело это следующим образом. На глазах у караула над складом появился светящийся шар, нап- равивший луч света на одно из хранилищ. Через некоторое вре- мя этот луч исчез, а объект рывком переместился к другому хранилищу и тоже

сначала направил на него луч света, а потом убрал его. И так по очереди были освещены или как бы прозондированы все хранилища. Шар двигался ниже облаков, высота которых в тот вечер составляла 300-400 м. На следующий вечер в то же время все повторилось в такой же последовательности. После это- го на территории склада поста- вили зенитное орудие, но объ- ект больше не появлялся (112).

Второй случай появления НЛО над складом боеприпасов прои- зошел в Томской области.

Часовой Куцуба ночью увидел зависший над складом белесова- тый диск диаметром около 50 м с красным фонарем в центре. Из этого фонаря медленно выдви- нулся луч и как бы проник внутрь склада. Часовой хотел стрелять, но не смог, так как почувствовал себя парализован- ным. Через 1,5 минуты луч втя- нулся в диск, который скачко- образными движениями поднялся вверх и исчез (132).

Известны также случаи, когда НЛО в течение длительного вре- мени сопровождали летящие са- молеты.

В 1971 г. группа неизвестных объектов в течение 30 минут сопровождала пассажирский са- молет, летевший вдоль побе- режья Чили, при этом количест- во НЛО менялось от одного до двенадцати, причем они появля- лись то справа, то слева, то спереди от самолета и неоднок- ратно меняли свое построение (ил. 78) (54).

В ноябре 1986 г. над Аляской один огромный и два небольших цилиндрических объекта в тече- ние 32 минут сопровождали на протяжении 600 км японский грузовой самолет Боинг-747, летевший из Исландии в Токио. По показаниям членов экипажа, огромный объект был размером вдвое больше авианосца и по форме напоминал грецкий орех с большими выпуклостями наверху и плоским днищем. На нем горе- ли огни. Некоторое время боль- шой объект был виден на экране РЛС Федерального авиационного управления, РЛС ВВС И РЛС са- молета. Малые объекты на экра- нах радиолокаторов не фиксиро- вались.

Все три объекта вначале летели параллельным курсом на рассто- янии 8-9 км от самолета, а по- том внезапно приблизились к нему на 2-3 км. Пытаясь отор- ваться от них, "Боинг" снизил- ся до 1200 м, резко изменил направление и даже совершил полный круг, но объекты все равно следовали рядом. Экипаж самолета был поражен скоростью передвижения объектов и их способностью быстро менять направление и внезапно оста- навливаться (125; ил. 76).

В нашей стране в феврале 1981 г. к пассажирскому самолету ЯК-40, летевшему по маршруту остров Саарема Таллинн, приб- лизились два неизвестных объ- екта и длительное время летели рядом. При этом объекты повто- ряли все маневры самолета, ос- таваясь на одном и том же уда- лении от него (112).

В приводимом ниже случае неиз- вестные объекты сопровождали несколько самолетов.

Утром 28 октября 1989 г. на экранах радиолокаторов Иркутс- кого аэропорта операторы обна- ружили, что к одному из трех пассажирских самолетов, захо- дивших на посадку, на удалении 90 км от аэродрома пристрои- лась какая-то "метка" .

При вылете из Иркутска на Москву другого самолета ТУ-154 за ним тоже появилась "метка" , а когда экипаж получил ко- манду сменить курс в 75 км от аэродрома, самолет и "метка" разошлись в разные стороны.

В дальнейшем такие "метки" в течение 3 часов пристраивались в хвост к летевшим самолетам, пересекали их курсы, обгоняли или двигались навстречу. А вокруг самолета корейской ави- акомпании одна "метка" даже совершила "круг почета" . При- чем эти "метки" фиксировались и бортовыми радиолокаторами самолетов.

Старший диспетчер управления воздушным движением иркутского аэропорта Михайличенко сооб- щил, что "метки" двигались со скоростями 200-900 и более ки- лометров в час. При этом в их поведении чувствовалась опре- деленная логика, ибо при всех их маневрах они ни разу не подлетали к самолетам ближе 20-30 км, то есть "соблюдали нормы воздушной безопасности" (126).

Длительное сопровождение нео- познанными летающими объектами гражданских и военных самоле- тов разных стран зафиксировано также в 1951 г. над Средизем- ным морем (63), в 1955 г. вблизи Рио-де-Жанейро (35), в 1969 г. над Тихим океаном (9), в 1973 г. над республикой Чад (9), а в нашей авиации в 1956 г. над Гренландией, в 1986-м - около Якутска.

Но бывало, что НЛО летели сов- сем рядом с самолетами. По данным "Синей книги" , в мае 1952 г. в районе авиабазы Дэ- вис-Монтан (штат Аризона) два дискообразных объекта диамет- ром 6-7 м догнали бомбардиров- щик Б-36 и сопровождали его в течение 20 минут, причем один из объектов летел справа между крылом и горизонтальным опере- нием самолета, после чего про- шел под самолетом, присоеди- нился ко второму объекту, и оба они скрылись на большой скорости (2; ил. 77).

В апреле 1964 г. в районе Хоу- тон-Лэк (штат Мичиган) к ле- тевшему самолету приблизились шесть НЛО и расположились в 50-100 м вокруг левого крыла самолета: два над крылом, два под крылом и два за ним. В та- ком положении они летели минут 5, после чего свернули в сто- рону и быстро удалились (7).

Иногда НЛО пикировали или пря- мо неслись на летящие самолеты с большой скоростью и только в последний момент резко отходи- ли в сторону.

В сентябре 1976 г. португаль- ский самолет Боинг-707, выле- тевший из Лиссабона в Иоган- несбург, при наборе высоты чуть не столкнулся с большим НЛО, светившимся голубым све- том и имевшим мигающие красные и белые огни, который с огром- ной скоростью летел прямо на самолет на глазах у экипажа. И только благодаря тому, что второй пилот повернул самолет вправо, а объект резко свернул влево, столкновения не прои- зошло (60).

В газетах "Труд" и "Известия" (1979) сообщалось о том, как четыре шарообразных объекта дважды пикировали на пасса- жирский самолет "Каравелла" , летевший из Мальорки в Тене- рифф, в результате чего он вы- нужден был совершить посадку в Валенсии. Подобные случаи за- фиксированы в 1948 г. над шта- том Алабама (9), в 1952 г. у побережья Луизианы (9), в 1953 г. над штатом Айдахо (9), в 1987 г. в районе Гренады (Ис- пания) (16,39), в 1968-м - окололимы (Перу) (23).

В нашей стране такой случай имел место в 1978 г., когда неизвестный круглый объект по- несся с большой скоростью на пассажирский самолет ЯК-40, летевший из поселка Медвежье Тюменской области в Надым, и только в 10-15 м от самолета резко взмыл вверх и скрылся (127).

В марте 1990 года диспетчеры Нальчинского авиаотряда наблю- дали на экранах радиолокаторов неизвестный объект, летевший на высоте около 500 м со ско- ростью 100-200 км/ч и нацелили на него экипаж находившегося в воздухе вертолета МИ-2. Верто- летчики увидели, что объект представляет собой серебристый шар диаметром около 3 м.

С приближением вертолета, ле- тевшего на высоте 800 м, объ- ект поднялся на его высоту и начал отходить от вертолета, а потом внезапно развернулся и с большой скоростью понесся пря- мо на вертолет, увеличиваясь при этом в размерах.

Чтобы избежать столкновения, экипаж вертолета вынужден был отклониться на 90` и пойти на посадку. Объект же повторил маневр, затем остановился и, повисев некоторое время, поле- тел в сторону города Норткала. На экранах радиолокаторов мож- но было видеть, как он сделал круг над этим городом и вне- запно исчез (Известия. 1990. 26 марта и 2 апреля).

Иногда НЛО совершали сложные маневры вокруг летящих самоле- тов.

В июне 1948 г. четырехмоторный американский военный самолет, летевший над полуостровом Юка- тан (Мексика), приблизился на расстояние одной мили к неиз- вестному блестящему диску, не- подвижно висевшему на высоте 2500 м. Внезапно этот диск рванулся с места и с большой скоростью понесся прямо на са- молет, а, подлетев на близкое расстояние, начал быстро де- лать вокруг него круги. Стре- мясь уклониться от столкнове- ния, пилот снизил высоту поле- та до 900 м, но диск последо- вал за самолетом, продолжая кружить вокруг него. Вскоре моторы самолета стали давать перебои, и последовали сильные толчки от того, что диск стал задевать за концы его крыльев. Рули высоты и направления са- молета полностью вышли из строя, и его экипаж вынужден был покинуть самолет. Во время спуска на парашютах члены эки- пажа наблюдали, как диск выж- дал, пока самолет рухнул в бо- лото, после чего вертикально взмыл на прежнюю высоту и скрылся (61).

В марте 1967 г. неизвестный круглый металлический объект диаметром 10 м с рядом окон пронесся со сверхзвуковой ско- ростью вблизи гватемальского пассажирского самолета, летев- шего над побережьем Мексики, так что самолет закачался. После этого объект возвратился и стал совершать маневры вок- руг самолета, проносясь над ним, под ним или рядом с само- летом. Эти действия вызвали панику среди 30 пассажиров са- молета и его экипажа, так как им казалось, что НЛО атакует самолет. Некоторые пассажиры впали в истерику. Так продол- жалось 10 минут, после чего объект скрылся с огромной ско- ростью (9).

Наиболее удивительным является случай, произошедший в мае 1975 г. около Мехико с самоле- том "Пайпер-24" , летевшим на высоте 4500 м. Пилот этого са- молета Монтьель увидел, что над обоими крыльями самолета почти вплотную на высоте нес- кольких дюймов Х зависли два серых диска диаметром 3-3,5 м с плоскими куполами. Монтьель попытался покачать крыльями самолета, чтобы сбросить эти диски, но безуспешно. Вскоре прямо перед самолетом и чуть выше появился третий такой же диск, который ринулся вниз и задел нижнюю часть фюзеляжа, встряхнув самолет. Монтьель подал по радио сигнал бедс- твия, и диспетчер ближайшего аэропорта посоветовал ему сба- вить скорость, но пилот зая- вил, что самолет его лне слу- шается>. Диски, висевшие над крыльями, поднялись, соедини- лись в один и удалились на восток. Пытаясь приземлиться Монтьель никак не мог выпус- тить шасси и вынужден был де- сять раз пролетать над взлет- но-посадочной полосой, пока это ему удалось. После посадки в фюзеляже самолета были обна- ружены вмятины (47; ил. 79).

Зафиксированы также случаи, когда НЛО пикировали на авто- мобили, поезда и корабли, со- вершали над ними маневры или сопровождали их длительное время.

В июле 1952 г. в полицейский участок в Эниде (штат Оклахо- ма) явился местный житель Юбенк. Он заявил, что на шоссе между Бизоном и Ваукомис на его машину ринулся сверху большой блестящий диск и воз- душная волна от него отбросила автомобиль Юбенка с дороги. Диск задержался на некоторое время над машиной и улетел на запад (5).

В апреле 1972 г. на дороге в Тингуа (Бразилия) над автобу- сом Валенсийского университета с 43 пассажирами на малой вы- соте появился НЛО и стал соп- ровождать автобус, пока его мотор не заглох. После этого НЛО со странным шумом начал описывать круги, опускаясь все ниже и ниже и ослепляя всех своим светом, а испуганные пассажиры выскочили из автобу- са и в панике разбежались в разные стороны. Из-за этого происшествия на шоссе на нес- колько часов образовалась пробка (9).

В сентябре 1973 г. в США ме- таллический объект в форме блюдца диаметром 20-25 м уст- ремился к патрульной полицейс- кой машине и неотступно прес- ледовал ее на расстоянии 2 км, пролетая на высоте нескольких метров над ее крышей. И только когда испуганные полицейские, мчавшиеся со скоростью 160 км/ч, направили ее в кювет, НЛО поднялся на высоту деревь- ев и исчез (29).

Иногда НЛО как бы координиро- вали свои действия с движением автомобилей.

В декабре 1957 г. группа оче- видцев, ехавшая на машине че- рез лес на территории Ма- ту-Гроса в Бразилии, увидела два раскаленных шара диаметром 5 м, опоясанных вращающимися металлическими кольцами. Шары летели навстречу машине по обеим сторонам дороги, колеб- лясь взад и вперед. Потом один из шаров завис на высоте 1 м над дорогой в 20 мот машины, а второй начал описывать над ней круги, периодически испуская световые лучи в ее сторону. Машина увеличила скорость, но шары продолжали неотступно ее преследовать, а когда водитель дважды останавливался (во вто- рой раз на 15 минут), они тоже зависали неподвижно. С возоб- новлением движения машины шары продолжали ее преследовать. И так продолжалось 2 часа, пока машина не подъехала к городу Понта-Поран, где НЛО "ожидали" , пока произойдет заправка, а потом улетели (29; ил. 80).

В августе 1963 г. два молодых американца, ехавшие на машине около аэропорта Маунт-Вернон, увидели светящийся шар неболь- шого размера, летевший рядом с их машиной. Водитель машины несколько раз увеличивал ско- рость, и шар делал то же са- мое, иногда же прямо повисал над правым задним крылом маши- ны. Когда машина свернула на проселочную дорогу к ферме, шар "ожидал" их 15 минут, а когда они снова двинулись в путь, шар опять последовал за машиной и сопровождал ее, пока они не приехали домой (19).

В апреле 1966 г. недалеко от Питсбурга (штат Огайо) поли- цейские офицеры Спаура и Нефф в течение 15 часов преследова- ли на машине НЛО, напоминавший огромную тарелку диаметром 20 м и высотой

8 м. Объект летел вдоль шоссе зигзагообразно на высоте 60 м, и из его нижней части лились потоки красного света. Инте- ресно, что этот НЛО как бы "заманивал" офицеров, останав- ливаясь на определенные проме- жутки времени и поджидая, пока они его догонят, или возвраща- ясь назад, когда повороты шос- се уводили их машину в сторо- ну. И только когда у полицейс- ких кончился бензин, НЛО скрылся в восточном направле- нии (19).

Похожие случаи имели место в 1954 г. в районе Вернес (Фран- ция) (12) и в 1964 г. в штате Висконсин (США) (7).

Известны также случаи длитель- ного сопровождения неизвестны- ми объектами товарных поездов.

Один из них имел место в 1958 г. в штате Индиана, где четыре дискообразных объекта 1 час 10 минут сопровождали товарный поезд, то обгоняя, то отставая (7).

Второй случай, происшедший в 1985 г. у нас на перегоне же- лезной дороги Петрозаводск - Суоярви, был подробно описан в главе 3.

В приводимом ниже примере НЛО сопровождали длительное время группу кораблей. Происходило это следующим образом.

В марте 1943 г. 4 светящихся диска зависли над американским конвоем в составе 4 торговых судов и 3 военных кораблей, следовавшим на восток по Нор- вежскому морю, и сопровождали этот конвой в течение часа, причем, когда один из кораблей временно изменил курс, один из объектов последовал за ним. Потом все объекты внезапно взмыли вверх и скрылись в се- верном направлении (20).

Длительные маневры НЛО вблизи кораблей наблюдались также в 1942 г. с голландского судна "Тромп" (8), в 1977 г. с плав- базы Северного флота "Волна" в Баренцевом море (82) и в 1979 г. с испанского судна, следо- вавшего по Средиземному морю (16).

Более свежий пример таких ма- невров, описанный в газете "Известия" (1988. 18 сентября) уже приводился во второй гла- ве. Речь шла об огромном неиз- вестном объекте овальной фор- мы, который в декабре 1986 г. дважды облетел вокруг японско- го исследовательского судна "Кайе-Мару" , находившегося в Тихом океане, а потом пронесся над судном на малой высоте.