Зафиксированы самые разнооб- разные виды воздействия НЛО на различные виды техники: от бе- зобидного вращения стрелок компасов до гибели самолетов.

Силовые поля, создаваемые эти- ми объектами, способны времен- но нарушать ход электрических и механических часов, работу радиосредств, систем управле- ния вооружением и даже элект- роснабжение целых городов, вызвать остановку двигателей внутреннего сгорания и, нако- нец, притягивать к объектам тяжелые предметы.

Воздействие НЛО на компасы ко- раблей и самолетов выражалось в том, что их стрелки иногда следовали за объектами, как бы притягиваемые ими, или непре- рывно вращались.

Известен целый ряд случаев в США и во Франции, когда появ- ление НЛО вызывало нарушение хода или остановку электричес- ких и механических часов.

В 1958 г. в Казахстане над группой студентов, сидевших у костра, на высоте 3 м пронесся большой диск, после чего у всех остановились часы (96).

Подобный случай произошел в 1978 г. с пассажирами теплохо- да "Шота Руставели" в Атланти- ке (80).

Очень часто появление НЛО при- водило к прекращению работы радиосредств, которые снова начинали работать, как только НЛО улетали. Подтверждением этому могут служить следующие примеры:

В ноябре 1957 г. на высоте 2-3 км над городом Баскатонг (Ка- нада) завис НЛО, из которого исходил луч света. Все корот- коволновые приемники в городе сразу перестали работать, но в некоторых из них был слышен какой-то сигнал, напоминающий азбуку Морзе. Когда объект скрылся, все приемники снова заработали (23).

В нашей стране в октябре 1977г.в 260 км от Рязани, ког- да неизвестный объект эллипсо- идной формы приблизился к трем военным самолетам, ультрако- ротковолновая радиосвязь само- летов друг с другом и с землей полностью прекратилась, а с удалением объекта снова восс- тановилась (69).

Случаи прекращения радиосвязи с появлением НЛО наблюдались также в 1954 г. в г.Марион (штат Вирджиния) (4), в 1957 г. в Аррангуа (Бразилия) (7) и в 1977 г. у плавбазы "Волга", находившейся в Баренцевом море (82).

В газете "Московские новости" (1978. 33) со ссылкой на целый ряд зарубежных агентств сооб- щалось, что в ноябре 1978 г. во время посадки дискообразно- го НЛО с прозрачным куполом в 40 км от столицы Кувейта была выведена из строя не только вся радио, но и телефонная связь столицы Кувейта с внеш- ним миром.

В 1957 г. в городе Рингвуд (штат Иллинойс), в 1959 г. Салсбери (штат Каролина) (4), и в 1963 г. в городе Виктория (Австралия) (12) с появлением НЛО начались сбои в работе те- левизоров.

В других случаях при полетах НЛО в работе радио и телевизи- онных станций отмечались ин- тенсивные помехи. При этом ха- рактерно, что в случае, имев- шем место в 1968 г. в городе Тисмана (Румыния), сильные по- мехи возникли только в длинно- волновом диапазоне, тогда как на средних волнах они были значительно меньше, а на ко- ротких волнах вообще не ощуща- лись (26).

Зафиксированы также случаи временного прекращения работы радиолокационных станций при появлении НЛО, как это было в 1950 г. на двух американских самолетах в Корее (7), в 1973 г. в городе Колумбия (штат Миссури) (9), и в 1977-м - на нашем траулере "Василий Кисе- лев" в Атлантике (115).

Приводимые ниже примеры свиде- тельствуют о том, что НЛО мо- гут нарушать работу систем уп- равления вооружением.

В документах командования ПВО Северо-Американского континен- та (НОРАД), рассекреченных в соответствии с законом о сво- боде информации, были приведе- ны данные о том, что весной 1966 г. над ракетной базой в Грейт-Фоллс (штат Монтана) по- явился неизвестный светящийся объект, и тут же на пульте уп- равления обнаружились сбои в системах пуска и наведения 10 ракет "Минитмен", в результате чего ни одна из них не могла быть запущена (17).

Аналогичные случаи имели место в августе 1966 г. на ракетной базе в штате Северная Дакота и в марте 1967 г. на ракетной базе Мальмстром (штат Монта- на), когда с появлением НЛО системы управления 10 ракет "Минитмен" также вышли из строя (9,17).

Интересный случай одновремен- ного воздействия НЛО на ради- освязь и электронные средства управления огнем самолета про- изошел в сентябре 1976 г. в Иране.

По сообщению ТАСС, не опубли- кованному в нашей печати, в этот день в 75 км от Тегерана был обнаружен таинственный круглый объект, диаметром в половину лунного диска, види- мого с земли, который летел на высоте 2000 м, вспыхивая попе- ременно красным, синим и зеле- ным светом. На его перехват был поднят иранский истреби- тель типа "Фантом". Когда он приблизился к НЛО на 45 км, все приборы и радиосвязь само- лета вышли из строя. Тогда он прекратил преследование и по- вернул назад. Все оборудование снова заработало. С Земли пи- лоту была дана команда возвра- щаться на базу, если он не мо- жет приблизиться к НЛО.

В воздух был поднят второй "Фантом". Когда он приблизился к НЛО на 45 км, тот стал быст- ро удаляться, причем цвет его менялся от зелено-голубого до красно-оранжевого. Потом от НЛО отделился яркий круглый объект диаметром около 5 м и на большой скорости устремился к самолету. Пилот хотел отк- рыть по нему огонь ракетами, но электронная система управ- ления огнем и радиосвязь также вышли из строя. Тогда пилот повернул самолет назад. Малый объект некоторое время следо- вал за ним на расстоянии 5-6 км, после чего возвратился к большому НЛО и соединился с ним, а оборудование истребите- ля сразу заработало (13,17).

Одним из доказательств сильно- го электромагнитного воздейс- твия со стороны НЛО являются также необъяснимые нарушения работы систем электроснабжения целых городов при их пролетах. В некоторых случаях полностью прекращается подача электроэ- нергии, что объясняется сраба- тыванием реле аварийного отк- лючения или перегоранием пре- дохранителей.

Наиболее впечатляющий случай нарушения электроснабжения це- лого большого района имел мес- то в ноябре 1965 г., когда весь северо-восток США с насе- лением 36 млн человек оказался неожиданно погруженным в пол- ную темноту. Прекратили работу все предприятия, остановились электропоезда пригородного со- общения, погасли посадочные огни аэропортов, перестали ра- ботать телефон, радио и теле- видение. Десятки тысяч человек оказались изолированными от внешнего мира в остановившихся поездах метро и лифтах. Прак- тически жизнь в восьми штатах была парализована на 10 часов. Причина этой лаварии века> до конца так и не была установле- на. Судя по некоторым данным, здесь не обошлось без НЛО.

Оказывается, за несколько ми- нут до затемнения пилот само- лета, пролетавшего над силовой подстанцией Клей, распределяю- щей электроэнергию от Ниагарс- кой системы, увидел огромный огненный шар, и тут же в горо- де Сиракузы отключился свет. Несколько минут спустя служа- щие аэродрома Хэнкок-Филд уви- дели второй такой же огненный шар диаметром 15 м, и через 2 минуты погас свет в Нью-Йорке.

Два НЛО длительное время лета- ли вдоль высоковольтной линии в Нью-Хэмпшире и все это время замыкали реле грозовой защиты. В эти же минуты странные объ- екты наблюдались и в других городах северо-востока США: Нью-Йорке, Ньюарке, Род-Айлен- де, НьюДжерси и т.д. Вряд ли все эти факты можно считать случайными совпадениями

Удивительно также, что в ре- зультате расследования этого случая оказалось, что оборудо- вание электростанций, подстан- ций и линий электропередач, находившихся в этом районе, было полностью исправным.

Случаи прекращения электрос- набжения целых городов с появ- лением НЛО зафиксированы также в 1957 г. в Балтиморе (12), в Филадельфии (4), в 1959 г. в городе Салта (Аргентина) (4) и в Юбер-Ланде (Бразилия) (6,7), в 1961 г. в городе Вуковер (Югославия) (23) и в 1965 г. в городе Куэрнаван (Мексика) (6,32).

В 1978 г. неизвестный дискооб- разный предмет резко снизился до высоты нескольких сотен метров над городом Сфакс (Ту- нис), после чего весь город сразу погрузился в темноту. Оказалось, что это произошло из-за снижения частоты тока, вырабатываемого газовыми тур- богенераторами, с 50 до 30 Гц. Через 9 минут подача электроэ- нергии возобновилась (4).

В нашей стране в 1981 г. над территорией одной воинской части, находящейся в Горьковс- кой области, пролетел огненный шар, который неожиданно изме- нил направление движения на обратное и завис на 10 минут. В тот же момент погасли все прожекторы, расположенные по периметру ограждения, и перес- тала работать телефонная сеть. А когда объект удалился, все системы заработали вновь. Тща- тельное расследование этого явления показало, что оно не было вызвано обычными неполад- ками, и установить его истин- ную причину так и не удалось (112).

Однако имели место и такие случаи нарушения электроснаб- жения при пролетах НЛО, когда электрические лампочки в горо- дах продолжали тлеть, то есть работа электростанций не прек- ращалась, и реле не отключа- лись, что свидетельствует о каком-то особом воздействии со стороны НЛО.

В августе 1954 г. по мере про- лета НЛО над кварталами столи- цы Мадагаскара Танавариво в них постепенно гас свет (23).

В 1957 г.при пролете трех дис- кообразных НЛО над бразильским городом Мочи-Мирим полное за- темнение в городе наблюдалось только под траекторией полета объектов, а по обе стороны от нее слабело по мере удаления (9).

Случаи, когда появление НЛО приводило только к понижению напряжения в сети, зафиксиро- ваны также в 1958 г. в Риме (9), в 1969 г. в одном из ра- йонов Таллинна Мянынке, а в 1961-м в городе Леквилл (штат Массачусетс)(4) и в 1973-м в городе Специя (Италия). Причем во время затемнения в Риме один инженер включил в сеть измерительный прибор и обнару- жил, что в нем имеется напря- жение, но недостаточное для свечения лампочек (II). Приво- димый ниже пример показывает, что НЛО могут оказывать однов- ременное воздействие на раз- личные источники электроэнер- гии.

В польском журнале "Przekroj" (1966) описывается, как в ян- варе 1979 г. над электростан- цией в Кужицах, находящейся в польских Татрах, на высоте 100 м появился огненный шар, от которого вниз исходил яр- ко-желтый сноп света, образо- вавший на земле круг диаметром 70 м. На электростанции сразу погас свет. При этом исчезло напряжение и в сети, а когда шар улетел, свет снова зажег- ся.

Отмечались также случаи, когда пульсация зависшего НЛО вызы- вала соответствующую пульсацию электрического освещения или звонковой сигнализации.

Очень интересный случай наблю- дался 25 августа 1955 г. в Бедфорде (штат Индиана). Две женщины, возвращавшиеся к сво- ему дому, в котором горел свет, увидели, что рядом с до- мом висит пульсирующий НЛО и в такт с его пульсацией свет в доме становился то ярче, то темнее (9).

В 1973 г. около города Сан- та-Крус (штат Калифорния) звонки тревожной сигнализации раздавались синхронно со вспышками огней НЛО, парившего над побережьем, а когда НЛО улетел, звонки сразу же прек- ратились (27).

В письме ленинградца Цинляева описывается, как зимой 1979 г. над городом Чудово на высоте около 1 км пролетел большой шар, который через каждые 5 секунд вспыхивал ярким голубым светом, освещавшим все вокруг. И при каждой вспышке гас свет во всех домах и в фарах авто- машин (112).

Замечено также, что при появ- лении НЛО на малой высоте бен- зиновые двигатели автомобилей, оказавшихся в непосредственной близости от этих объектов, обычно глохнут, фары автомоби- лей ночью тускнеют или гаснут, а радиоприемники выключаются.

По данным МУФОН, в США зафик- сировано более 400 случаев ос- тановки двигателей автомобилей при встречах с НЛО.

В феврале 1989 г. из большого НЛО, зависшего над городом Прогресс (Гватемала), в сторо- ну земли был направлен широкий луч, под воздействием которого остановились двигатели сотен автомобилей, следовавших по шоссе, соединяющему Прогресс со столицей Гватемалы, носящей такое же название (118). Из- вестны аналогичные случаи и в нашей стране. Но бывает, что у автомобиля выключается или только двигатель, или только освещение, или только радиоп- риемник, или два из этих ком- понентов.

В книге Мэнея и Хэлла "Вызов НЛО" приводится анализ 43 слу- чаев воздействия НЛО на обору- дование автомобилей, при кото- рых они оказывали воздействие: в 12 случаях - только на дви- гатели, в 7 - только на ради- оприемник, в 3 - только на ос- вещение, в 15-на двигатели и освещение, в 3 случаях - на двигатели и радиоприемники

Известны также примеры, когда под воздействием НЛО останав- ливались или начинали работать с перебоями двигатели летящих самолетов.

Интересный случай произошел в сентябре 1959 г. в районе Нь- юфаундленда, где к авиалайне- ру, летевшему из Нью-Йорка в Париж, приблизился неизвестный объект в форме тарелки диамет- ром 30 метров с вращающимся куполом и продолжал лететь ря- дом с самолетом на удалении 600 м. Потом он мгновенно приблизился к самолету на расстояние 15 м от левого кры- ла, после чего в работе двига- телей левого крыла начались перебои. Когда самолет резко повернул вправо и оторвался от объекта примерно на 2000 м двигатели снова заработали нормально. Но НЛО вновь после- довал за самолетом и занял те- перь позицию на расстоянии 10-15 м от его правого крыла, после чего правые двигатели стали работать с перебоями. Попытки экипажа связаться по радио с Землей оказались бе- зуспешными, так как радиосвязь не работала. Общая продолжи- тельность пребывания НЛО вбли- зи самолета составила 7 минут, после чего он развил колос- сальное ускорение и скрылся, превратившись в сияющую точку. Радиосвязь сразу восстанови- лась (12).

В газете "Вечерний Ростов" (1968. 27 января) рассказыва- лось о случае, имевшем место в нашей стране.

В сентябре 1967 г. на рейсовый самолет АН-24, летевший из За- порожья в Волгоград, спикиро- вал НЛО в форме сигары и поле- тел рядом с самолетом. При этом двигатели самолета сразу остановились, освещение салона выключилось и самолет стал планировать. Когда он оказался на высоте 100 м над землей, НЛО резко взмыл вверх и исчез. Моторы самолета сразу зарабо- тали, и он смог снова набрать высоту. Случай этот наблюдался многочисленными свидетелями не только из самолета, но и с шести населенных пунктов, не связанных друг с другом. Поэ- тому его достоверность не вы- зывает сомнений

За последние годы в нашей стране имели место и другие случаи остановки двигателей военных и гражданских самоле- тов при встречах с НЛО. В большинстве случаев самолеты совершали вынужденные посадки, а в двух случаях летчикам пришлось даже катапультиро- ваться.

В чехословацкой газете "Kridla vlasti" (1959. 26) описан слу- чай, когда под воздействием НЛО не могли завестись двига- тели самолетов, находившихся на земле. Произошел он в нояб- ре 1959 г., когда летчики и обслуживающий персонал одного чехословацкого военного аэрод- рома увидели над своими голо- вами НЛО, имевший типичную форму тарелки диаметром не ме- нее 150 м, опоясанной светя- щимся кольцом. Радиолокаторы тоже зафиксировали этот объ- ект. С большой скоростью и со- вершенно беззвучно НЛО проле- тел над аэродромом на высоте около 1000 м, сделал крутой поворот на 90` и скрылся. Че- рез минуту он снова появился уже на высоте 100 м и в тече- ние 2 минут висел над ВПП. За- тем мгновенно набрал фантасти- ческую скорость и исчез. При этом самолеты, находившиеся на аэродроме в боевой готовности, получили приказ подняться в воздух, но по неизвестной при- чине не смогли этого сделать.

Известны также случаи одновре- менного воздействия НЛО на различные виды техники. Вот один из них.

В июне 1966 г. над американс- ким военным лагерем Нга Трэнч (Южный Вьетнам) появился круг- лый ярко светящийся объект ди- аметром около 15 м, который завис на высоте 100-150 м над землей, освещая все вокруг. И сразу же остановились шесть 100 киловаттных дизельных электрогенераторов лагеря и соседней авиабазы, двигатели двух самолетов, собиравшихся взлететь, восьми работавших бульдозеров и ряда автомоби- лей, одновременно отключилось электроосвещение танкера, сто- явшего на рейде в море. Элект- рооборудование начало работать только через 4 минуты после того, как НЛО покинул этот ра- йон (32).

Многие исследователи НЛО пред- полагают, что остановка бензи- новых двигателей внутреннего сгорания, по-видимому, вызыва- ется мощными электромагнитными полями, которые могут созда- ваться этими объектами и воз- действовать на системы зажига- ния двигателей. Под воздейс- твием такого поля в бобине на- водится очень высокое напряже- ние, а в прерывателе происхо- дит сильная ионизация, вызыва- ющая пробои разрядов сразу на все свечи, и зажигание стано- вится непрерывным. А это при- водит к одновременному воспла- менению горючей смеси сразу во всех цилиндрах и безусловной остановке двигателя, а значит, и работающего от него генера- тора.

Для исследования этой проблемы в Ленинградском гидрометеоро- логическом институте был про- веден опыт, в ходе которого над работающим двигателем ав- томобиля "Жигули" с открытым капотом на некотором расстоя- нии помещали ламповый генера- тор мощностью 1 квт с частотой 50-100 кгц, после включения которого двигатель сразу оста- навливался.

Что же касается фар и радиоп- риемника автомобиля, то они, возможно, выключаются из-за того, что в цепи реле-регуля- тора за счет внешней электро- магнитной индукции возбуждает- ся магнитное поле, удерживаю- щее реле замкнутым на нерабо- тающий генератор, в результате чего на фары и приемник не поступает никакого питания, и они перестают работать. Однако аккумулятор при этом, по-види- мому, не разряжается, так как после удаления НЛО и прекраще- ния его воздействия двигатели в подавляющем большинстве слу- чаев нормально заводятся.

И все же это только гипотеза, попытка дать необычному свойс- тву НЛО обычное прозаическое объяснение.

Между прочим, по сообщению агентства ЮПИ в США сконструи- рован и принят на вооружение полицией Детройта электронный прибор, способный остановить движущийся автомобиль. Под воздействием генерируемого им излучения нарушается работа системы электропитания, и ав- томобиль самопроизвольно оста- навливается (Труд. 1988.6 но- ября)

Рассматривая далее способность НЛО притягивать к себе с боль- шой силой различные виды тех- ники, возможно, тоже объясня- ется создаваемыми этими объек- тами мощными электромагнитными полями.

Необычная история произошла с американским военным вертоле- том недалеко от авиабазы Мзнсфилд (штат Огайо) в октяб- ре 1973 г.

При полете на высоте около 1000 м экипаж этого вертолета увидел какой-то объект с крас- ным огнем, летевший параллель- ным курсом. Внезапно этот объ- ект изменил направление и с огромной скоростью полетел перпендикулярно курсу вертоле- та, так что создалась угроза столкновения. Радиосвязь с ба- зой сразу же нарушилась. Чтобы избежать столкновения, верто- лет снизился до высоты 500 м, и его командир даже начал ис- кать место для посадки. В это время все четыре члена экипажа увидели, что этот объект уже находится над ними на расстоя- нии 200 м. Объект был длиной 15-18 м, имел сигарообразную форму с какой-то надстройкой и казался сделанным из металла. В его носовой части светился яркий красный огонь, а из ниж- ней части исходил большой ко- нус зеленого света. Когда вер- толет был освещен этим светом, стрелка компаса стала быстро вращаться. Но самое удивитель- ное, что вертолет начал самоп- роизвольно подниматься вверх, как бы притягиваемый этим объ- ектом, хотя рычаги управления стояли на спуск и командир не прибавлял газа. Влекомый неве- домой силой, вертолет поднялся до высоты 1140 м, после чего раздался какой-то удар. Вскоре все члены экипажа увидели, что НЛО полетел на запад и скрылся из вида. Радиосвязь вертолета с базой сразу же восстанови- лась (14).

Уже одно то, что этот случай излагался на заседании специ- ального политического комитета ООН в 1978 г. лично командиром вертолета подполковником Кой- ном, говорит о его высокой достоверности.

В иностранной печати приводи- лись также очень редкие слу- чаи, когда опускавшиеся низко НЛО притягивали к себе и под- нимали в воздух легковые авто- мобили вместе с находившимися в них пассажирами.

Согласно опубликованным сооб- щениям, один из таких случаев имел место в 1971 г. в провин- ции Онтарио (Канада) (29), а другой в 1988-м - на шоссе, ведущем из города Перт в Аде- лаиду (Австралия).0днако вряд ли можно быть уверенным в их полной достоверности.

Вместе с тем в советском кино- фильме "В поисках пришельцев" приводится случай, когда НЛО как бы притягивал к себе и от- талкивал целый железнодорожный состав. Он описан также в жур- нале "Техника - молодежи" (1989. 8).

Произошло это 17 февраля 1985 г. на железнодорожном перегоне Петрозаводск - Суоярви, где к товарному поезду, следовавшему между станциями Имант-озеро и Новые пески, подлетел светя- щийся шар и полетел перед по- ездом на расстоянии 150 м. При этом поезд, как бы притягивае- мый этим шаром, сразу заметно увеличил скорость, хотя на этом участке пути был подъем, а машинист С.Орлов полностью сбросил газ и даже стал резко тормозить. По мнению Орлова, колеса должны были быть уже намертво зажаты колодками, а вместо этого скорость поезда возросла до 50 км/ч. Испуган- ный машинист передал по радио на станцию, что не может за- тормозить, поскольку НЛО тянет за собой поезд. Выскочившая посмотреть на это зрелище де- журная по станции Новые Пески Паншукова увидела несущийся навстречу поезд, перед которым находилась светящаяся сфера, а в ее центре - красный двояко- выпуклый диск, совершавший ко- лебательные движения. С приб- лижением поезда к станции Но- вые Пески этот светящийся шар отлетел в сторону, а после прохождения станции снова приблизился спереди к поезду, движение которого сразу резко затормозилось, так что Орлов и его помощник чуть не врезались в лобовое стекло, хотя на этом участке был спуск и машинист не дотрагивался до тормозов. С прибытием состава на станцию Застава этот шар вначале завис за деревьями недалеко от поез- да, а потом исчез. Орлов решил проверить, что сделалось с ко- лесами после такого сильного и длительного торможения, но оказалось, что они нисколько не стерлись. После 25 минут стоянки поезда шар снова занял место перед тепловозом, в ре- зультате чего, как только ма- шинист отпустил тормоза, тяже- лый состав в 280 осей самопро- извольно тронулся с места и потащился за шаром с возрас- тавшей скоростью, хотя маши- нист не давал газу и на этом участке не было никакого укло- на. Потом шар на большой ско- рости скрылся в направлении Финляндии. Общая продолжитель- ность сопровождения поезда ша- ром составила 1 час 15 минут (ил.48,49).

В перечисленных ниже случаях НЛО оказывали прямое физичес- кое воздействие на автомобили.

В 1952 г. в Эниде (штат Окла- хома) и в 1961-м в городе Эль-Вигия (Венесуэла) неиз- вестные дискообразные объекты спикировали на грузовые авто- мобили, перевернули их и сбро- сили с дороги (5,9).

В августе 1979 г. в долине Красной реки (штат Миннесота) неизвестный светящийся объект ударился о полицейскую машину, разбив вдребезги ветровое стекло и фары, покорежив две антенны и оставив вмятину на капоте, а находившегося в ней помощника шерифа привел в бес- сознательное состояние.

В мае 1973 г. в районе города Веракрус (Мексика) лучом из НЛО грузовой автомобиль был превращен в груду расплавлен- ного металла (47).

Зафиксированы также случаи повреждения самолетов при встрече с НЛО.

В июле 1956 г. самолет "Кон- вер", летевший в районе Пиксли (штат Калифорния),вдруг зат- рясло, и что-то с силой удари- лось о его правый борт, в ре- зультате чего самолет стал па- дать, и только на высоте 300 м летчику удалось овладеть уп- равлением. Хвостовая часть са- молета оказалась сильно пов- режденной (6).

В июне 1975 г. НЛО быстро приблизился к мексиканскому пассажирскому самолету, совер- шил ряд маневров и пристроился к нему в хвост, после чего у самолета началась сильная виб- рация, и он начал терять высо- ту. Испуганный летчик срочно запросил разрешения на посад- ку. Только у самой посадочной полосы объект резко взмыл вверх и исчез. При осмотре са- молета были обнаружены много- численные повреждения плоскос- тей и днища фюзеляжа, как буд- то ктото пытался разрезать ма- шину консервным ножом (86).

Два случая встреч наших само- летов с НЛО приводились и в нашей печати.

В журнале "Авиация и космонав- тика" (1979. 3) описывается факт столкновения нашего пас- сажирского самолета ТУ-134 с какимто светящимся объектом, в результате которого произошел взрыв и пожар, нанесший значи- тельный ущерб самолету.

В "Красной Звезде2 (1981. 4 ноября) и в центральной "Прав- де" (1981.8 ноября) описан случай, произошедший в одной из авиационных частей Балтийс- кого флота, который выглядел следующим образом: 16 октября 1981 г. в районе Калининграда лейтенант Коротков - летчик самолета-ракетоносца, летевше- го на высоте 1300 м со ско- ростью 520 км/ч, при заходе на посадку увидел в пяти метрах перед собой огненный шар диа- метром около 5 м. Шар был светлокрасного цвета с сердце- виной в виде коричневого коль- ца диаметром 1 м. Какое-то мгновение шар летел впереди самолета, а потом исчез. И тут же в районе хвостовой части самолета раздался взрыв. Дви- гатель самолета сразу остано- вился, а приборы перестали ра- ботать. Скорость самолета сра- зу упала, и самолет пошел вниз. И только когда до земли уже оставалось 300 м, Коротко- ву удалось запустить двигатель и благополучно приземлиться. При осмотре самолета оказались разрушенными силовые элементы обшивки и обтекателя верхней задней части киля.

Подробное исследование этого случая было произведено А.И.Мордвиным-Щодро и изложено в журнале "Техника - Молодежи" (1982. 4).

Известны также случаи гибели самолетов при столкновении с НЛО.

В апреле 1959 г. экипаж воен- но-транспортного самолета С-118 перед посадкой на авиа- базу Мак-Корд вблизи Такомы (штат Вашингтон) неожиданно передал: "Мы ударились в воз- духе обо что-то", потом после- довал сигнал л808" и последние слова "Вот оно...", после чего самолет упал и разбился около Салнера (штат Вашингтон), и все четыре члена экипажа по- гибли. При этом два свидетеля и начальник полиции города Ор- тинга Элмвуд сообщили, что ви- дели два парашютообразных объ- екта, находившихся рядом с са- молетом в момент его падения (63). В нашей стране имели место две катастрофы самолетов МИГ-21 в районе Борисоглебска, когда вблизи от них радиолокаторы фиксировали какие-то неизвест- ные объекты.

Одна из них произошла в апреле 1984 г., когда экипаж "спарки" МИГ-21, выполнявший учебный полет, получил предупреждение об обнаружении на экране РЛС вблизи зоны полета отметки от неизвестного объекта. Через некоторое время самолет как бы на что-то наткнулся. Экипаж ощутил сильный толчок, двига- тель заглох, и "спарка" стала падать. Экипаж ее катапульти- ровался.

В мае 1985 г., в период потери связи с другим самолетом МИГ-21 и последующей его ка- тастрофой вблизи самолета на высоте 1500 м тоже наблюдался неизвестный объект. При этом во время поисков места падения самолета в районе Поворино по- исковая группа обнаружила в лесу человекоподобную фигуру ростом 3,5 м в одежде сереб- ристого цвета, после чего наб- людала взлет с земли какого-то неизвестного светящегося объ- екта (116).

А в описанном ниже случае при- землившийся НЛО своим лучом, по-видимому, разрушил и поджег антенну радиолокационной стан- ции.

Это произошло в ночь на 13 сентября 1990 года на террито- рии станции дальнего радиоло- кационного обнаружения, распо- ложенной неподалеку от Куйбы- шева, и в газете Приволж- ско-Уральского военного округа "За Родину" были приведены по- казания конкретных очевидцев этого события.

Началось с того, что дежурная смена зафиксировала на РЛС приближение крупного летящего объекта. По команде начальника смены майора А.Туплина была включена автоматическая систе- ма опознавания, которая "схва- тив" сигнал от объекта, вышла из строя, а отметка от объекта на экране РЛС вдруг рассыпа- лась. Все это зарегистрировано приборами и имеется видеоза- пись.

Капитан П.Лазейко и старший лейтенант В.Толит сообщили, что вышедшие из бункера офице- ры увидели пролетавший над ни- ми на высоте около 10 м объект треугольной формы с закруглен- ными углами и черным гладким днищем, на котором не было видно ни иллюминаторов, ни по- садочных устройств. Вверх от объекта исходили три светлых луча.

Ефрейтор С. Дудник, будучи ча- совым, видел как черный треу- гольный объект размером около 15 м без окон и дверей опус- тился около станции на землю, а потом из его середины вспых- нул луч, который воспламенил стальную антенну РЛС.

Капитан П.Лазейко тоже заметил эту вспышку и когда вместе с другими подбежал к антенне, увидел,что она упала на бок и горела как деревянная, а рядом валялись ее двигатели.

Начальник караула старший лей- тенант В.Горин в этих условиях поднял караул в ружье. А рядо- вой П.Бесметов, увидев горящую антенну, подбежал к ефрейтору Дуднику и изготовился к стрельбе, но тот крикнул, что- бы он не стрелял.

Примерно через 1,5 часа неиз- вестный объект поднялся вверх и исчез.

Подтверждением посадки НЛО около РЛС служит и рапорт ко- мандира хозвзвода старшего прапорщика В.Воронкова, в ко- тором указано, что после при- земления объекта в огороде все стебли и плоды помидоров ока- зались расплющенными и была даже смята земля как будто под воздействием объемного взрыва (154).

Так было написано в газетах "За Родину" и "Рабочая трибу- на", а дальше началось непо- нятное.

Корреспондента "Рабочей трибу- ны" почему-то вообще не пусти- ли на территорию этой воинской части. А оперативный дежурный штаба Приволжско-Уральского военного округа на запрос "Красной звезды" заявил, что воинской части, где садился НЛО якобы вообще не существу- ет.

Еще более странно выглядело поведение корреспондента газе- ты "За Родину" капитана Д.Руд- зита, описавшего эту историю, который после нагоняя от на- чальства стал говорить коррес- понденту "Рабочей трибуны" уже совсем другое: что за НЛО пер- сонал РЛС мог принять тучу, а испускаемые им лучи могли быть светом обычных прожекторов, что возможно загорелась не ан- тенна а разлившееся масло, что помидоры на поле могли быть раздавлены кабанами и т.д. (Рабочая трибуна. 1990.23 сен- тября).

Все эти попытки Рудзита дать первоначально описанным фактам совершенно другое истолкование выглядит искусственно натяну- тым, ибо смешно думать, что офицеры противовоздушной обо- роны, находившиеся на боевом дежурстве, могли принять тучу за летящий на высоте 10м объ- ект, а прожекторов в войсках ПВО давно нет.

Но прошло всего два дня, и Рудзит сделал новый неожидан- ный разворот. В беседе с за- местителем председателя Ле- нинградской комиссии по АЯ И.Батуриным он вдруг заявил, что в газете в конце его за- метки об этом случае якобы просто забыли поместить фразу "с юмористическим приветом". В то же время он категорически отказался назвать населенный пункт, в котором находится эта станция дальнего обнаружения, препятствуя этим возможности дополнительного объективного расследования.

Главнокомандующий войсками ПВО генерал армии И.Третьяк в ин- тервью "Литературной газете" заявил, что никакого доклада о разрушении РЛС в районе Куйбы- шева не поступало, а эту "ут- ку" якобы придумал корреспон- дент окружной газеты, чтобы привлечь читателей (158).

Но это уже четвертый вариант объяснения появления заметки, противоречащий трем первым. При этом трудно поверить, что- бы редакция газеты "для прив- лечения читателей" стала поме- щать полностью выдуманную ис- торию да еще "с юмористическим приветом".

Создается впечатление, что бы- ли приняты срочные меры для того, чтобы всячески заглушить просочившуюся об этом случае информацию.

В заключение этого раздела следует отметить, что случаи различного воздействия НЛО на технические средства все же сравнительно немногочисленны среди тысяч сообщений об НЛО. А это позволяет предположить, что не все НЛО обладают сило- выми полями, вызывающими такое воздействие, или что такие по- ля создаются этими объектами лишь эпизодически и не всегда бывают направлены в сторону автомобилей, самолетов и дру- гих технических средств.