(c) ОСНОВЫ МИРОЗДАНИЯ
Издание второе, дополненное и переработанное
Первое издание - М., 1994.

(c) ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНЕННОГО УСПЕХА
Издание второе, исправленное и дополненное
Первое издание - М., 1990.

(c) О "РОЗЕ МИРА"
(аналитическое исследование)
1999





Бессмертна ли душа, есть ли закон воздаяния, существует ли Высшая Реальность - Бог?

Чем отличается прозорливец от ясновидящего, духовный целитель от экстрасенса, чудотворение святых от белой магии, дух от материи?

Почему сбываются приметы у тех, кто верит в них (и к чему это приводит), и не сбываются у тех, кто не верит?

Какова природа жизни, развития, сознания, добра и зла, тонкой материи, души, духа?

Как отличить Истину от тщательно замаскированных подделок под нее?

Как созидать будущее, как избегать опасностей? Можно ли управлять случайностями? Что ждет человека после смерти?

Об этих и многих других вопросах - последовательно, ясно, доказательно, много.



ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ

В предлагаемом сборнике изложен достаточно сложный и для многих необычный материал. Забегание вперед и заглядывание в его конец может привести читателя к НЕПРАВИЛЬНОМУ ПОНИМАНИЮ или НЕПРИЯТИЮ изложенного. Непринимающему же надо напомнить, что мир устроен без учета человеческих заблуждений, проистекающих, как правило, из недостаточно глубокого знания тех или иных реалий. Последовательное изучение книги обеспечивает объяснимость явлений и доказательность выводов. Если в процессе чтения, вам, читатель, попадется вызывающий недоверие материал, учите, что скорее всего он будет доказан или аргументирован позднее.


ОСНОВЫ МИРОЗДАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНЕННОГО УСПЕХА

С О Д Е Р Ж А Н И Е

О РОЗЕ МИРА
(аналитическое исследование)

СОДЕРЖАНИЕ




ОСНОВЫ МИРОЗДАНИЯ

                                "твердая... пища свойственна совершенным" Евр. 5:14).

Как читать эту книгу

Человеку свойственно отталкивать, игнорировать, не воспринимать идеи, плохо согласующиеся с его предыдущим опытом. Это приводит к непониманию людьми друг друга, к остановке или замедлению их развития, к различного рода конфликтам, и даже к совершению тяжелых ошибок. Существует прием, позволяющий обрабатывать такие идеи, эффективно извлекать из них полезную информацию. Встретившись с сомнительной для вас идеей или с непонятной концепцией, раскрепостите ум, настройтесь на восприятие ТАК, как если бы вы собирались слушать красивую сказку, т.е. совершенно некритично, забыв на время и о реальности, и о ваших взглядах на жизнь. Подобная позиция позволяет воспринимать идею как нечто целое и внутренне непротиворечивое. Только изучив вопрос глазами его адепта, можно приобрести достаточно правильное представление о нем. Теперь мы можем легко сопоставить идею со своим предыдущим опытом и: либо отвергнуть ее, либо извлечь из нее положительные моменты, либо же принять целиком, обогатив себя тем самым в максимальной степени.

Люди обычно воспринимают предмет через призму своего первого впечатления о нем. Концепция, положенная в основу моей работы, характерна тем, что большинство людей имеет представление о ней, но представление, увы, неправильное. Но и для имеющих правильное представление о нашем предмете приведенная здесь инструкция не окажется вредной.

Введение

В постперестроечное время Россию наводнил поток литературы по теософии, оккультизму, йоге, религиозным и околорелигиозным вопросам. Каждое из этих учений претендует называться истиной, в то время как истина может быть только одна. Духовно изголодавшийся читатель теряется в этом потоке терминов, мнений и идей и потому глотает любую наживку лжеучений, предложенную их адептами. Цель нынешнего исследования - дать основополагающие понятия, описывающие духовный мир и его взаимодействие с физическим. Понятия эти исходят из Источника, чья приоритетность перед другими, как увидит в дальнейшем сам читатель, не может быть подвергнута ни малейшему сомнению. Другие источники играют вспомогательную роль и не противоречат главному.

В основу предлагаемой мною работы положено знание духовное, отличающееся принципиально не только от оккультных или так называемых эзотерических "знаний", но и от многих иных, в том числе "религиозных", претендующих на истину. Доказывать этот тезис я буду на протяжении всей книги - не столько рассуждениями, хотя и ими тоже, но главным образом фактами. Книг, посвященных специально духовному знанию, не так уж и много. Впрочем, в последние годы в России стало появляться все больше публикаций (1, 2, 3, 4, православная периодика и др.), рассказывающих о том, как исследования переводят в разряд научных фактов такие вещи, которые были известны ранее лишь только как предмет веры православных христиан.

Откуда мы знаем о существовании духовной реальности? Источников несколько. Назову пока два из них. Один - люди, обладающие феноменом ясновидения, другой - прозорливые люди.

По утверждению А.Громаковского и Х.Байрамуковой 3% людей обладают элементами ясновидения, 7-10 - яснослышания, 15 - ясноосязания и 7% наделены той или иной мерой интуиции (5). Способности эти, как правило, так и остаются в потенции, а если и развиваются, то дают лишь искаженное видение. Лишь прозорливость - неискаженное духовное восприятие дает нам истинную картину мира.

Наука все больше подтверждает знания, полученные прозорливцами и частично ясновидящими. Так, официально зафиксированы феномены телепатии, телекинеза, кожного зрения, ясновидения, фотографируются эфирные оболочки духов и аура человека (совокупность физических полей его тела - т.н. биополе), создаются и подтверждаются теории многих других феноменов тонкой материи и духа, пишут даже, что создан прибор, позволяющий телепортировать вещество (6 и др.). Практически используется феномен лозоходства, известны люди, говорящие на языках, которым они никогда не обучались. История, астрономия, археология и другие науки все больше подтверждают библейское Откровение. Так, подтверждены данные о всемирном (всечеловеческом) потопе, найден Ноев ковчег, произведен радиоуглеродный анализ его фрагментов (7).

Интересные данные получены от людей, побывавших в состоянии клинической смерти (8). Их мистический опыт во многом совпадает. В этом состоянии душа как бы отделяется от физического тела /хотя и не прерывает с ним связи/. Человек видит свое тело со стороны, видит окружающую обстановку не только в помещении, где лежит его тело, но и в соседних комнатах (подобное характерно даже для слепых от рождения людей), слышит разговоры не только около своего тела, но и в других частях здания. По выходе из состояния клинической смерти все детали этого восприятия подтверждаются. В процессе умирания люди воспринимают некие миры, окружающие их и утверждают, что общаются со своими умершими близкими. Разумеется, к этим видениям примешивается какое-то количество чисто физиологических эффектов. Это дает возможность атеистам профанировать подобный опыт. Детальная разработка, однако, вполне определенно позволяет отделить мистический опыт от физиологического.

Американские ученые Д.Мак Дугалл и З.Ван Зелст путем многолетних экспериментов выявили, что в момент смерти человек "единовременно и скачком" теряет в весе от 15 до 30 и более граммов (9). Объяснить это, какими либо процессами, кроме отделения души довольно трудно, хотя в дальнейшем будет показано, что душа невесома, а разница в весе возникает за счет от отделения от тела эфирной оболочки души. Можно привести еще много фактов, подтверждающих существование тонкой материи и духовных миров, и я буду приводить их - как для иллюстрации изложенного материала, так и для того, чтобы убедить скептиков.

Еще со школы мы знаем, что окружающее нас вещество состоит из протонов, нейтронов и электронов. Помимо них физики постоянно открывают иные частицы, как правило, все более мелкие, хотя и не всегда более легкие. Такие из них, как, например, микролептоны претендуют на роль "кирпичиков" тонкого мира, хотя, возможно, что открыты эти "кирпичики" еще не все.

Постепенно утончаясь, материя изменяет многие свои свойства. Согласно квантовой механике, с уменьшением размера частицы, она приобретает все больше и больше волновых свойств. Квант представляет собой уже по сути дела волну. На этом уровне происходит взаимопревращение материи и энергии: аннигиляция - материализация. Фактически материя есть форма существования энергии.

Современная физика уже не может обойтись привычными представлениями о частицах, полях и волнах. В ее теоретический аппарат пришлось ввести понятие виртуальных частиц - частиц вакуума. Они не занимают никакого объема и не имеют пространственных координат, хотя и имеют определенные энергетические характеристики.

Впрочем, с развитием физики ее теоретический аппарат может претерпевать изменения, тогда как откровение показывает на разделение реальности на две четко разграниченных области - материю и дух.

Помимо обычной, существует тонкая материя. Из нее состоят, например, т. н. эфирные оболочки человеческих душ (10). С физической точки зрения это тяжелые и легкие микролептоны. Дух же подразделяется на тварный, т.е. сотворенный Богом (души Ангелов, отпадших ангелов, людей, животных, растений) и Дух нетварный, т.е. Самого Господа Бога.

Вектор причинности исходит из духовного в грубое. Это означает, что духовное может влиять на земное, обратный же процесс носит ограниченный и подчиненный Высшему характер. Духовное - всегда живое и разумное. Это обстоятельство кладет естественный предел изучению духовного научными методами. Наука лишь может нащупать границы духовного. В силе оказывается иной путь познания - через откровение.

Дух пронизывает материю и может воздействовать на нее. Как происходят эти контакты, не знает пока никто. В реальной жизни воздействия духа на физический мир могут выражаться в передаче людям мыслей, идей, информации, энергоинформационного воздействия, реже - в более фундаментальных воздействиях. Такие воздействия осуществляются, главным образом, в живых организмах и живой природе.

Не все согласны считать субстанцию духа невещественной, т. е. не имеющей каких-либо пространственных размеров и координат. Такое несогласие есть позиция вульгарного материализма, стремящегося и свойства духа и свойства мироздания свести к атрибутам физической материи и ни к чему иному. Для материалиста, если он вдруг соглашается с существованием Бога, Сам Бог кажется чем-то материально и причинно обусловленным, а такое понимание Бога противоречит знаниям наиболее авторитетных мировых религий.

Материалистическому сознанию может не понравиться и то обстоятельство, что мною заявлено много недоказанных пока положений. Сделано это потому, что картина мира не выводится из научных данных, но подтверждается ими. Поскольку духовное трансцендентно, т.е. не доступно прямому контролю и воздействию физического, доказывать духовные истины придется методом вычитания. Так, всею мощью современной науки будет доказано, что жизнь не могла возникнуть сама, следовательно ... была сотворена. Так, всею мощью современной науки будет доказано, что изображение Христа на Плащанице (ткани, в которую был завернут убиенный Христос) не могло быть получено иначе, чем ... при Его Воскресении. Современная наука не может даже представить себе и самых отдаленных подходов к возможности подделки такого изображения...

ЛитератураНаверх

1. Губанов В.А. Библия опережает науку на тысячи лет. - М., 1996.

2. Диакон Вячеслав Синельников. Тайна Библии. - М., 1996.

3. Протоиерей Стефан (Ляшевский). Библия и наука: богословие, геология, астрономия, археология, история с элементами других наук. Сборник. - М., 1996.

4. Хобринк Б. Христианский взгляд на происхождение жизни. - Киев, 1993.

5. Громаковский А., Байрамукова Х. За гранью видимого. - Вильнюс, 1992.

6. Запорожец В.М. Контуры мироздания. - М., 1994.

7. Протоиерей Шаргунов А.И. Новые чудеса царственных мучеников. - М., 1996.

8. Моуди Р. Жизнь после жизни. - М., 1991.

9. Запорожец В.М. Контуры мироздания. - М., 1994, c. 181.

10. Святитель Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? - М., 1996, c. 70.

О существовании Бога

Если с существованием тонкой материи материалист согласится легко, стоит лишь показать ему результаты соответствующих научных исследований, а таких исследований в настоящее время существует много, то с существованием Бога ему согласиться значительно труднее, потому что Бог обладает целым рядом совершенно уникальных свойств. Наибольшая Его уникальность заключается, пожалуй, в том, что Бог существует вне пространства, вне времени и вне причинной зависимости от материального мира. Трудно представить? А как мы представляем себе гравитационное поле? Что это за "резинки", тянущиеся на триллионы километров, которыми каждый атом вселенной притягивается к каждому атому вселенной? Скажете эффект экранирования? Доказано, что нет. А как представить себе отталкивание одноименных электрических зарядов? Какие "рычаги" их отталкивают? А как представить себе ядерные поля, где притяжение частиц описывается очень сложными законами? А как действует электромагнитное поле, выталкивая проводник с электрическим током в сторону? А почему 200 000 км в сек + 200 000 км в сек = 266 000 км в сек? Скажете, специальная теория относительности? Да, теория, но вы все-таки представьте себе это наглядно или представьте себе наглядно двенадцатимерное пространство из теории суперструн, претендующей на звание самой фундаментальной физической теории. Неполно и неверно даже наше представление о протонах и электронах, которые мы представляем себе чаще всего в виде неких летающих шариков. Что же говорить о более высоких реальностях - о духах сотворенных и о Духе Вечном - о Боге?

У тех, кто верит в Бога, есть какое-то представление о Нем. Правильным оно может быть только у правильно верующих. Безбожники же считают Его плодом человеческой фантазии. Давайте же для начала создадим себе эту "фантазию", но "фантазию" не произвольную, а правильную, т.е. создадим представление о Боге именно то, которое имеют о Нем православные христиане. Для облегчения этого процесса оттолкнемся от представлений о физических полях. Мы можем представлять их себе не наглядно, а только интуитивно-абстрактно, как некие носители законов, выраженных формулами. Попробуем аналогично представить себе и Бога. Заменим только физические формулы на те Его свойства, о которых Он нам Сам сообщил через первых людей, через Своих пророков и прозорливых святых и, наконец, лично через Свое земное Воплощение - Иисуса Христа.

Как было уже сказано, Бог существует вне времени, а значит, вечен и неизменяем. Бог существует вне пространства, но Он вездесущ, т. е. нет места, где бы не было Бога. Бог всемогущ. Он является Творцом, Первопричиной существования вселенной, которую Он сотворил из ничего. Другие свойства Бога: всеведение (всезнание, всепредвидение, всепредведение), вседовольность, троичность в Лицах (Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой), абсолютная справедливость, всеблаженство, безмерная любовь к своим творениям, простота.

Откуда люди знают о Боге? Первые люди - Адам и Ева напрямую общались с Богом и передавали знания о Нем своим многочисленным потомкам.

23 ноября 1995 года газета "Нью-Йорк Таймс" опубликовала сообщение о том, что "ученые использовали некоторые специфические отрезки мужской Y-хромосомы, которая переходила от отца к сыну, и проследили ее до общего предка всех находящихся на земле мужчин". Анализ другой структуры ДНК, "которая переходит только от матери, указывает, что все люди происходят от одного общего предка - женщины".

Первый человек - Адам жил 930 лет (о возможности этого и видовой продолжительности жизни - позже). За это время появилось не одно поколение людей, воспринявших Перворелигию непосредственно от него. В последующие тысячелетия, когда эти знания стали постепенно утрачиваться и искажаться, Бог заявлял о Себе устами своих пророков, которые по чистоте своей жизни удостаивались Божественных откровений. Чтобы правильно понимать откровения надо изучать их. Это не развлекательное чтение. Кроме того, надо учитывать, что пророки излагали откровения на языке своего народа, своей культуры и своего времени.

Человек не может познать другого человека во всей его полноте. В данном случае дух не может познать дух. Дух Божий неизмеримо "больше" человеческого духа, а потому и познать Его человеку практически нельзя. Мы знаем о Боге лишь только то, что Он Сам являет нам Своими делами и Своими откровениями.

Чем подтверждаются откровения? Для получивших откровение это вера в откровение, которое подтверждается в дальнейшем всею жизнью получивших его. Для других - это вера передающим откровение. Это исторические факты, подтверждающие предсказания прозорливцев. Это философские рассуждения и научные данные, подтверждающие как те или иные части откровения, так и само существование Высшего Разума. По мере развития науки таких подтверждений становится все больше и больше. Доказательств же, отвергающих хотя бы какие-то части откровения, не существует вообще. Псевдодоказательства, претендующие на эту роль, рано или поздно опровергаются новыми научными исследованиями и фактами.

Если мы считаем, что кроме физической материи ничего больше нет, что нет духа, свободного от материальных причин, то мы со всей необходимостью должны признать, что человек не имеет свободы воли, что нет ни добра, ни зла, ни смысла жизни, ни долга, ни ответственности. Вот как это обосновывает священник Валентин Свенцицкий в своей книге "Диалоги". "ДУХОВНИК. Теперь на время я становлюсь неверующим человеком и никакого иного мира, кроме материального не признаю. Начинаю рассуждать...

Перед нами вопрос о свободе воли. Что разумеется под этим понятием? Очевидно, такое начало, действия которого не определяются какой-то причиной, а которое само определяет эти действия, являясь их первопричиной. Воля человека начинает ряд причинно обусловленных явлений, сама, оставаясь свободною, то есть причинно необусловленною.

Можем ли мы признать существование такого начала? Разумеется, нет. Для нас, материалистов, понятие "свободы" - вопиющая бессмыслица, и наш разум никаких иных действий, кроме причинно обусловленных, представить себе не может. Ведь мир состоит из различных комбинаций атомов и электронов. Никакого иного бытия, кроме материального, нет. Человек не составляет исключения. И он своеобразная комбинация тех же атомов. Человеческое тело и человеческий мозг можно разложить на определенное количество химических веществ. В смысле вещественности нет никакого различия между живым организмом и так называемой неодушевленной вещью. А мир вещественный подчинен определенным законам, из которых один из основных - закон причинности. В этом вещественном мире нет никаких бессмысленных и нелепых понятий "свободных действий". Шар катится, когда мы его толкаем. И он не может катиться без этого толчка и не может не катиться, когда этот толчок дан. И он был смешон, если бы, имея сознание, стал бы уверять, что катится по своей свободной воле и что толчок - это его свободное желание. Он не более как шар, который катится в зависимости от тех или иных толчков, будучи вещью, напрасно воображает себя каким-то "свободным" существом.

Все сказанное может быть заключено в следующий логически неизбежный ряд: никакого иного бытия, кроме материального, не существует. Если это так, то и человек - только материальная частица. Если мир живет по законам причинности, то и человек, как частица вещества, живет по тем же законам. Если материальный мир не знает свободных, "беспричинных" явлений, то и воля человека не может быть свободной и сама должна быть причинно обусловленной. Итак, свободы воли не существует" (1).

Подобным образом рассуждает Свенцицкий и о смысле жизни. В отсутствии свободы воли любые поступки лишь с трудом можно назвать имеющими смысл, ибо они в данном случае есть механическое действие автомата. При отрицании вечной жизни отрицается и цель самой жизни, ибо любая цель пресекается смертью человека.

Аналогичным образом исчезает мораль, стирается грань между добром и злом. Ведь если "один поступает возвышенно, а другой низко, - они поступают по-разному, но как два разных автомата, у которых разные пружины, обусловливающие разные автоматические действия". Подобным образом материализмом отрицается совесть, ответственность, долг. Только религия может наполнить эти слова действительным их содержанием.

Итак, если мы признаем существование совести, долга, смысла жизни, свободы воли, мы должны непременно признать и существование Духовной Реальности, не являющейся ни физической, ни тонкой материей, ни материей вообще в привычном для нас понимании этого слова.

ЛитератураНаверх

1. Протоиерей Свенцицкий В. Диалоги. - М., 1995, cc. 21 - 22.

О главном источнике знаний. Чудесные явления

Прежде, чем приступить к изложению учения о духовных мирах, хочу сообщить читателю - какие источники легли в основу настоящей работы и почему почерпнутые из них знания истинны. Во многих случаях человек является защитником и фанатом какой-либо изначально усвоенной идеи. Идея эта закрепившись в его психике, напрочь отвергает какие-либо другие конкурирующие идеи, но именно потому, что они ДРУГИЕ, а изначально усвоенная идея стала сверхценной.

Хочу уверить читателя, что я не был изначальным приверженцем основного источника. Более десяти лет я был в поиске, прорабатывая самые различные учения и даже занимаясь иногда теми или иными видами практик, хотя занятия эти иначе, чем гибельными не назовешь. Немногие вырываются из этой гибельной духовной ловушки. Однако, - то ли родители меня вымолили, то ли Господь решил по Своему, но так или иначе итогом этого поиска стал отказ от оккультных учений и приход к Православному Христианству, и у этого выбора имелись более чем веские объективные обоснования.

В мире имеется огромное количество фактов и явлений, подтверждающих христианские истины. В числе их - многочисленные выявления духовного мира в нашу обычную жизнь (христиане называют их чудесами), проявляющие себя так, как это должно быть согласно Учению Христа, сохраненному без искажений именно в Православной Церкви.

К этим проявлениям относятся: чудеса дохристианского периода, чудеса, явленные Христом во время Его пребывания на земле; чудеса, связанные с этим пребыванием, продолжающиеся поныне; чудеса, являемые святыми; чудеса, являемые святыми мощами и чудотворными иконами; чудеса, постоянно происходящие в Православной Церкви; чудеса, являемые Богом и небесными силами верующим и другие. Не следует в понятии "чудо" видеть нечто противоестественное. Чудо - это сверхъестественное явление, т.е. совершаемое Богом либо непосредственно, либо опосредованно - через человека, Ангела или душу святого. В православных изданиях имеются многочисленные описания этих чудес. Отдельные сообщения встречаются и в светской печати. Помимо чудес небесных существуют чудеса демонические. Однако они не подтверждают никаких иных учений, поскольку молитва, призывание имени Христа и крестное знамение блокируют их.

Вторым немаловажным фактором истинности Православия является то, что в мире постоянно возрастает и без того значительное количество научных фактов и разработок, подтверждающих Воскресение Христа, Его Учение, Священное Писание и другие богооткровенные истины.

Третий фактор - это то, что в мире нет ни одного научного или опытного факта, способного опровергнуть Богооткровенное Учение или хотя бы самую малую его часть. Нет и ни одного философского или религиозного учения, которое было бы способно на это и которое само не опровергалось бы Божественной истиной.

Атеистическое сознание ограничено рамками физического мира. Особенно остро не приемлет оно понятие "чудо". Согласно атеизму, чудеса придумываются некоторыми священнослужителями и распространяются среди народа для поддержания веры. Второй вариант "чуда" - фантастическое истолковывание редких и неизученных явлений, маловероятных совпадений. Настроенный таким образом атеист и не пытается разобраться в чудесах непредвзято. У него уже готовый ответ, представляющий собой не результат изучения фактов, но его фантазию на этот счет, обусловленную его установкой. Сообщение фактов и приведение безупречных логических рассуждений на религиозные темы вызывает у него раздражение. И даже, если он начинает изучать то или иное явление и не может понять его, в лучшем случае он констатирует свою беспомощность, но при этом все равно отвергает религиозное объяснение. Как бывший атеист я прекрасно помню эту установку сознания. "Сказки все это, ненаучно, порождение слабого недисциплинированного ума, склонного к фантазиям. Чего уж тут разбираться!". Чтобы преодолеть подобную установку, достаточно усвоить для себя всего одну вещь - реальность, о которой говорит религия, хотя из нашей точки отсчета и нематериальна, но реальна ЗНАЧИТЕЛЬНО БОЛЕЕ, нежели наш физический мир. Тот же факт, что описана она языком часто далеким от современной науки, объясняется помимо прочего еще и тем, что духовная реальность должна быть понятна каждому, поскольку она касается каждого человека неизмеримо более, нежели касается его реальность биологическая. Познание духовной реальности не есть прикладывание еще одного кирпичика к кирпичикам других знаний. Это и не переход от плоского мира к объемному и от черно-белого к цветному. Это - неизмеримо больше. Познание духовной реальности - это познание бессмертия души, познание пути к вечным мучениям и пути к вечному блаженству, и возможность следования последним.

По иному и по разному относятся к Православию представители тех или иных религиозных, околорелигиозных, оккультных и философских учений. Не имея в своем сознании "таблицы Менделеева" законов, явлений и реалий тонкого мира, они пребывают в многочисленных тупиках своего ограниченного и искаженного духовного и тонкоматериального знания.

К счастью, история и наука накопили уже такое количество фактов, подтверждающих истины именно Православного Христианства, что мало не покажется никому... Если, конечно, знать эти факты.

Какие нам известны чудеса, совершенные Христом во время Его пребывания в нашем мире? Это превращение воды в вино, укрощение бури, хождение по воде, насыщение нескольких тысяч человек несколькими хлебами и рыбами, иссушение смоковницы словом, преображение Господа. Это многочисленные исцеления неизлечимых больных, предсказания, чтение мыслей, чувств и намерений. Это воскрешение нескольких человек и, наконец, самое главное чудо - воскресение Самого Христа после Его распятия и смерти. Неверующие в этот факт считают, что воскресение Христа - легенда, придуманная либо Его учениками, либо, в крайнем случае, Им Самим пока Он был жив.

"Самая наивная попытка подорвать доверие к истинности воскресения Христа известна из Евангелия: услышав о Воскресении, первосвященники и старейшины иудейские "довольно денег дали воинам и сказали: скажите, что ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда мы спали; и если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его и вас от неприятности избавим. Они, взявши деньги, поступили, как научены были. И пронеслось слово сие между иудеями до сего дня" (Мф. 28: 12 - 15). Эта нескладная выдумка первосвященников и старейшин сама себя разрушает внутренними своими противоречиями. И действительно, если принять эту версию, то получается следующая пестрая смесь явных несуразностей. Римские воины приставлены ко гробу Христа с единственной целью - уберечь мертвое тело от похищения. И все как один эти стражи засыпают так крепко, что не замечают кражи тела. Не заметив кражи тела, они, тем не менее, заметили, кто именно украл его, продолжая при этом крепко спать. За преступную халатность при исполнении своих воинских обязанностей проспавших кражу тела вовсе не собираются наказывать, а успокаивают и даже награждают деньгами. При этом им советуют самим сознаться в своей оплошности, как будто бы о ней и так не стало бы известно. Нелепость выдумки очевидна. Есть и более простой аргумент против нее. Ведь украденное тело должно же было существовать, пусть уже в другом месте. Однако тело бесследно исчезло. В противном случае заинтересованные лица могли бы отыскать его и выставить для публичного обозрения в качестве наглядного опровержения апостольской проповеди о Воскресении, столь невыносимой для иудейских старейшин. Но самый сильный аргумент против обвинения учеников в краже тела состоит в том, что укравшие тело могли обмануть других, но себя-то этой кражей они обмануть не могли! Апостолы, проповедуя воскресение Христово, шли на жестокие лишения, страдания и смерть, но от истины Воскресения никто из них при этом не отказался. Получается, что перед лицом смерти они не могли отказаться от явной лжи ради сохранения своей жизни. Это вопиющий абсурд. Люди часто отказываются от истины ради сохранения жизни, но в истории не было такого, чтобы в полном сознании кто-либо умирал добровольно за явную ложь" (1).

Имеются ли достоверные свидетельства воскресения Христа? Да, имеются. И не одно, и не два. И не десять, и даже не сто. Таких (вполне достоверных) доказательств по подсчетам члена-корреспондента Российской академии наук (1910) И.В.Нетушида не менее 200. В дальнейшем академик АН УССР (1939) и АН СССР (1958) А.И.Белецкий за счет новейших находок довел это число до 230. Лишь десятками лет разгула "научного" атеизма можно объяснить тот факт, что цифра эта воспринимается сейчас как откровение.

Вот выдержки из статьи Белецкого, впервые опубликованной в "Русском вестнике" N11, в 1993 году: "Несколько слов по поводу методов антирелигиозной литературы... Вот, например, один путь: из различных высказываний того или иного лица выбирать именно те, которые наиболее для антирелигиозников приемлемы, хотя бы сам высказавший их давно и полностью отверг и осудил. Так случилось и с Энгельсом, который под влиянием новых находок и открытий смог в своем сочинении признать факт воскресения Иисуса Христа, но это признание осталось непереведенным на русский язык... В предисловии к переизданию своих сочинений он пишет: "Новейшие каппадокийские открытия обязывают изменить наш взгляд на некоторые немногие, но важные события мировой истории, и то, что казалось ранее достойным внимания только мифологов, должно будет отныне привлечь и внимание историков. Новые документы, покоряющие скептиков своей убедительностью, говорят в пользу наибольшего из чудес в истории, о возвращении к жизни Того, Кто был лишен ее на Голгофе"... За каппадокийскими открытиями, убедившими даже Энгельса, последовал еще ряд открытий, причем не менее, а более важных...

Начнем с Иосифа Флавия. Он, как известно, один из наиболее надежных исторических свидетелей. Карл Маркс говорил: "Достоверная история может писаться лишь на основе таких документов, как произведения Иосифа Флавия и равноценные им"... Сделаем небольшую оговорку. Сто лет назад это свидетельство Флавия было взято под сомнение. Дело было в следующем: сначала было известно только два варианта рукописи Флавия... Однако позднее были найдены еще три варианта, и эти позднейшие находки привели к совершенно иному выводу: расхождения между... вариантами объясняются не позднейшей вставкой, вписанной в первый вариант, а потерей части страниц во втором варианте, ... что и выяснилось из найденных позднее трех вариантов, в которых строки о воскресении Иисуса Христа имеются во всех трех... Все они написаны одной и той же рукой - рукой самого Флавия... Лабиритиос (Лабириниос) в момент воскресения Христа оказался со своими чиновниками недалеко от этого места (места погребения Христа). Ясно видевшие падение камня, закрывавшего гроб, поднявшуюся над этим местом необыкновенно ярко сияющую фигуру, Лабиритиос вместе со своими спутниками и сторожами бросились сообщать об этом властям.

Грек Гермидий (Гермизий), занимавший официальную должность биографа правителя Иудеи, писал также и биографию Пилата. Его сообщения заслуживают особого внимания по двум причинам. Во-первых, они содержат чрезвычайно много надежных данных по истории Палестины и Рима и легли в основу истории Иудеи. Во-вторых, Гермидий резко выделяется своей манерой изложения. Этот человек не способен поддаваться каким-либо впечатлениям, удивляться, увлекаться... Показания Гермидия ценны еще и тем, что он тоже во время воскресения Христа находился вблизи того места, сопровождая одного из помощников Пилата. Важно добавить еще одно обстоятельство. Гермидий был вначале настроен против Христа и, как он сам говорил, уговаривал жену Пилата не удерживать мужа от смертного приговора Христу. До самого распятия он считал Христа обманщиком. Поэтому он по собственной инициативе отправился в ночь под воскресение ко гробу, надеясь убедиться в том, что Христос не воскреснет и тело Его навсегда останется в земле. Но вышло иначе. "Приблизившись ко гробу и находясь в шагах ста пятидесяти от него, - пишет Гермидий, - мы видели в слабом свете ранней зари стражу у гроба: два человека сидели, остальные лежали на земле, было очень тихо. Мы шли очень медленно, и нас обогнала стража, шедшая ко гробу сменить ту, которая находилась там с вечера. Потом вдруг стало очень светло. Мы не могли понять, откуда этот свет. Но вскоре увидели, что он исходит от движущегося сверху сияющего облака. Оно опустилось ко гробу, и над землей там показался человек, как бы весь светящийся. Затем раздался удар грома, но не в небе, а на земле. От этого удара стража в ужасе вскочила, а потом упала. В это время ко гробу справа от нас по тропинке шла женщина, она вдруг закричала: "Открылось! Открылось!" И в это время нам стало видно, что действительно очень большой камень, приваленный ко входу в пещеру, как бы сам собою поднялся и открыл гроб (открыл вход в пещеру гроба). Мы очень испугались. Потом, некоторое время спустя, свет над гробом исчез, стало тихо, как обыкновенно. Когда мы приблизились ко гробу, то оказалось, что там уже нет тела погребенного человека".

Сириец Ейшу (Эйшу), известный врач, близкий к Пилату и лечивший его... относится к числу наиболее выдающихся людей своего времени... По поручению Пилата он с вечера накануне воскресения находился вблизи гроба вместе с пятью своими помощниками, которые всегда сопутствовали ему. Он же был свидетелем погребения Христа. В субботу он дважды осматривал гроб, а вечером по приказанию Пилата отправился сюда с помощниками и должен был провести здесь ночь. Зная о пророчествах относительно воскресения Христа, Ейшу и его помощники-медики интересовались этим и с точки зрения естествоиспытателей. Поэтому все, связанное с Христом и Его смертью, они тщательно исследовали. В ночь под воскресение они бодрствовали по очереди. С вечера его помощники легли спать, но задолго до воскресения проснулись и возобновили наблюдения за происходящим в природе. "Мы все - врачи, стража, - пишет Ейшу, - были здоровы, бодры, чувствовали себя так, как всегда. У нас не было никаких предчувствий. Мы совершенно не верили, что умерший может воскреснуть. Но Он действительно воскрес, и все мы видели это собственными глазами". Далее следует описание воскресения.

Чрезвычайно показательно, что ряд свидетельств о воскресении мы находим и у еврейских авторов того времени, хотя вполне понятно, что евреи (не принявшие Христианства) склонны всячески замалчивать факт воскресения. Среди еврейских писателей того времени, прямо говоривших о воскресении, находим таких надежных авторов, как Уриста Галилеянин, Галон Месопотамский, Шербрум отец, Фернан (Ферман) из Сарпеты, Манания врач, Навин Антиохий (Антиохийский), Маферкант...

Маферкант был одним из членов синедриона, казначеем. Именно из его рук Иуда получил за предательство тридцать серебряников... Ему пришлось быть у гроба Господня перед самым моментом воскресения: он прибыл сюда для оплаты стражи, стоявшей у гроба (наемная стража получала оплату, так сказать, сдельно, после несения каждого караула). Он видел, что гроб Христа надежно охраняется. Выплатив деньги, он ушел, стража осталась до конца смены... Но не успел Маферкант далеко отойти, как раздался удар грома и громадный камень был отброшен неведомой силой. Возвратясь назад ко гробу, Маферкант увидел издали исчезающее сияние над гробом. Все это им описано в сочинении "О правителях Палестины", которое принадлежит к числу наиболее ценных и правдивых источников по истории Палестины".

"Сам Пилат пишет в донесении римскому императору Тиберию о том, что Христос был распят и воскрес из мертвых и что об этом событии известно всем в Палестине, - так нам сообщают историки Тертуллиан и Евсевий" (2).

"Конечно воскресение Христово - основное, важнейшее событие, после которого все остальное в религии имеет как бы второстепенное значение. В самом деле, раз Христос воскрес, значит, Он Бог. В настоящее время для каждого сколько-нибудь сведущего историка факт воскресения неоспорим. Не только крупные, но и просто добросовестные историки не высказывают уже больше никакого сомнения по этому поводу" (Белецкий).

Христос воскрес уже не в человеческом, но в ином - совершенном теле, не связанном человеческими или физическими ограничениями. "Потом явился более нежели пятистам братий в одно время" (1 Кор. 15: 6), сотворил немало чудес и дал последние наставления своим ученикам. Свое пребывание на земле Он закончил вознесением на небо с очередной трансформацией Его Тела в Тело невидимое, с Которым Он пребывает в духовных мирах и ныне. Воскресение Христово является главнейшим подтверждением того факта, что Христос есть воплощенный Бог, по Его сообщению - Бог-Сын. Могут сказать, что Бог воскресил своего пророка. Пророка, конечно, Он мог воскресить, но явно не стал бы воскрешать лгуна, утверждающего, что он Бог или Сын Божий. Но, так как Христос воскрес, слова Его о Себе, впрочем, как и все другие слова, приобретают самое высокое Божественное основание. Из этого со всей непреложностью следует факт превосходства Христианства над всеми другими религиями. Действительно: какая нравственность совершеннее - выработанная людьми или данная Богом? Какое учение совершеннее - учение человеческое или Учение Бога? Есть в Христианстве и моменты не менее важные, чем нравственность или учение, хотя эти последние также, несомненно, важны. Так, только в Христианстве существует такой вид мистической практики, как Таинство Причащения - реального единения Бога и человека. Главное же в Христианстве есть крестная жертва, принесенная Богом для искупления человечества, поврежденного первородным грехом.

"Во всех религиях всегда содержится более или менее развитое учение о загробном, посмертном существовании человека. В христианском откровении находим и существенно большее - учение о всеобщем воскресении и воздаянии, благодаря которому земная человеческая жизнь и деятельность приобретает полный смысл и действительную разумность" (3).

Различными знамениями отметил Господь Православное Христианство. Главным из них является ежегодное схождение благодатного огня на гробе Господнем в Иерусалиме - накануне Пасхи по ПРАВОСЛАВНОМУ календарю, по молитвам ПРАВОСЛАВНОГО иерусалимского Патриарха*. По свидетельству апостолов, невещественный огонь осветил гроб Господень еще при самом воскресении Спасителя. В разные годы благодать нисходит по разному. Иногда это маленькая молния с громом, иногда змейки, сполохи, иногда - огненные капли, рассыпанные на гробе Господнем, иногда огонь самовозгорается на лампадах, принесенных представителями православных конфессий, иногда появляется в виде шаровой молнии. Часто схождение огня - многократно (4). Огонь этот обладает удивительным свойством - в течение 10 - 15 минут он, пока не разгорится, даже будучи неоднократно перенесен на другие свечи, не обжигает рук и не опаляет волосы. Однажды завладеть огнем пыталась иная христианская конфессия. Армяне подкупили чиновников, пришли раньше и затворились в храме. В итоге огонь изошел из колонны и зажег свечи православной делегации. Опаленная трещина в этой колонне и сейчас напоминает нам об этом событии. По разным свидетельствам и в разные годы перед получением огня Патриарх молится от пяти до пятнадцати и более минут. В 1994 году в связи с активизацией сил тьмы, выразившейся в расцвете миссионерско-сектантской деятельности на территории России, были даны дополнительные знамения - огонь появился практически сразу и нисходил на гроб еще в течение 10 дней. Несколько часов на небе был четко виден белый православный крест. "Вскоре произошло явление образа Пресвятой Богородицы со словами, что Она молится за христиан и что православным нужно читать молитву "Достойно есть". Были и другие знамения (5).

* - "паломники из России, очевидцы, засняли это пасхальное чудо на пленку, и, хотя невозможно изобразить всю полноту, но все же ясно видны молниеподобные разряды - схождение огня" (6). Кроме того, вспышка благодатного огня была показана в передаче "Подмосковье" 24 августа 1996 года по 3 телеканалу и 26 апреля 1997 года в передаче "Страстная седмица у гроба Господня" по первому телеканалу.

Другое знамение - ежегодное схождение на гору Фавор облака, даже при совершенно безоблачной погоде, в праздник Преображения Господня 19 августа. Третье - в Вербное Воскресенье (за неделю до Пасхи) распускаются почки вербы, несмотря на то, что оно приходится не только на разные числа, но и на разные месяцы года.

В 326 году равноапостольная царица Елена отправилась в Иерусалим на поиски Креста, на котором был распят Иисус Христос. Один еврей сообщил царице, что Крест находится под языческим храмом. В процессе раскопок было обнаружено три креста. Чтобы узнать - какой же из них Господень, по предложению патриарха Макария, кресты стали прикладывать к покойнику. Одно такое возложение закончилось оживлением умершего. Так был опознан Господень Крест.

А вот какие данные "получили в лаборатории биосферных явлений Института литосферы под руководством Фатея Яковлевича Шипунова. К Кресту на куполе православного храма подсоединяли измерительные приборы на время пасхального богослужения. Оказалось, что в это время Крест излучает огромную энергию" (7).

Самыми разнообразными свойствами обладает нетварная энергия Святого Духа. Известно, что монахи и святые, которых коснулась благодать Божия, не имеют потребности в мытье тела (например, монахи монастыря на горе Афон в Греции) и потому никогда не моются. Несмотря на это тело их благоухает. Ни в какой иной церкви, кроме Православной, таких чудес не наблюдается.

Величайшее чудо, оставленное Христом после Его Воскресения являет собой т.н. Туринская Плащаница - полотно, в которое был завернут убиенный Христос. На этой ткани отпечатался негативный облик Христа. (Напомню, что негативные изображения были изобретены лишь в ХIХ веке.) В 1969 -1973 гг. Плащаница была впервые исследована современными методами. Позже - в 1978 г с благословения Ватикана в американском городе Колорадо Спрингс в специально созданном для этой цели центре было начато повторное изучение Плащаницы. К изучению были привлечены специалисты НАСА, предоставлено лучшее научное и техническое оборудование. К каким выводам пришли исследователи? 1.С помощью компьютерного моделирования было доказано, что подобный негатив ни при каких условиях не мог явиться творением художника, поскольку превращение любого рукотворного изображения в изображение объемное всегда дает резкое искажение истинных пропорций тела. Кроме того, соответствие верхнего и нижнего отпечатка на Плащанице выдержано с точностью до миллионной доли миллиметра. 2. Не было обнаружено на Плащанице и никаких веществ, которыми можно было бы нанести изображение. 3.Повреждения Плащаницы от огня и воды при пожаре не затронули ни голову Спасителя, ни большую часть Его тела. 4.Характер обугливания волокон ткани, возникший при пожаре идентичен характеру обугливания волокон, составляющих изображение Христа, за исключением того, что последние обуглены лишь с одной стороны, как будто бы на них воздействовала мощная вспышка ультрафиолетового излучения. 5.Установлено, что на Плащанице присутствуют частицы крови. Причем тело Христа отделилось от всех кровяных сгустков, не порвав и не потревожив ни одного их них. 6.Фигура на Плащанице абсолютно уникальна в том смысле, что является проекцией человеческого тела на плоскую поверхность, причем интенсивность изображения зависит от расстояния между телом и тканью. Изображение появилось под действием частиц, движущихся перпендикулярно поверхности земли. Такое изображение невозможно получить даже с помощью самой современной оптики. 7.На нижней части Плащаницы отпечаталось тело, не деформированное весом (т.е. уже воскресшее тело Христа). 8.Частицы тела Воскресшего должны были иметь энергию, достаточную для того, чтобы покинуть каменную гробницу и подняться над землей в виде сияющей фигуры человека (что видели сотни людей, ожидающих Воскресения Спасителя).

В исследовании Плащаницы принимали участие ученые нескольких стран (в том числе и русские ученые). В результате они пришли к выводу, что ни один человек на Земле не знает, каким образом возникло изображение (8 и др.). Гипотезы ультрафиолетового, а позднее и мягкого рентгеновского излучения, вызвавшего обугливание волокон, были опровергнуты более поздними исследованиями. Материалисты будут разводить руками или пытаться строить новые теории обугливания. Для верующего же человека ясно, что причина отпечатка на Плащанице имеет Божественное происхождение.

ЛитератураНаверх

1. Катехизис. - Киев, 1991, cc. 222 - 223.

2. Диакон Вячеслав Синельников. Тайна Библии. - М., 1996, c. 139.

3. Катехизис. - Киев, 1991, c. 9.

4. Чудеса на гробе Господнем. - Сб. - М., 1996 и др.

5. Чудеса на гробе Господнем. - Сб. - М., 1996, cc. 221 - 222, 225 - 226.

6. Чудеса на гробе Господнем. - Сб. - М., 1996, c. 221.

7. "Не может быть" N2, 1996, с. 12, М.Дмитрук. Животворящий Крест.

8. "Не может быть" N5 (43), с. 12, М.Дмитрук. Чудо Божье - Туринская Плащаница.

История зла

Задолго до сотворения человека и астрономической вселенной Бог создал духовный мир и населяющих его существ - Ангелов. Не желая в чем-либо ограничивать Свои творения, Бог дал им свободу духа, которая выражалась в частности и в том, что любой из Ангелов мог отвернуться от Бога и мог творить не только добро, но и зло. Эта свобода привела к тому, что однажды, уже после сотворения Богом Земли, случилось т.н. падение или отпадение ангелов. Один из ближайших к Богу херувимов - Светоносец (по-славянски - Денница, по латыни - Люцифер) возгордился своим превосходством над другими и захотел сам уподобиться Богу. Зависть толкнула Люцифера к тому, что он оклеветал Бога перед Ангелами. Многие пошли за ним, но многие остались верными Богу. Всего же отпала одна треть ангелов.

Бывший Люцифер стал дьяволом или сатаною, что означает враг, противник, обвинитель, клеветник, разделитель. "Удалившись от Бога, демоны утратили чувство радости своего бытия, и теперь они могут проявлять себя только в пагубных и злых действиях. Они постоянно испытывают безмерную печаль, скорбь, отчаяние, тоску, уныние. Их внутреннее состояние - это неописуемый мучительный страх перед Богом в ожидании великого дня Страшного Суда, на котором они подвергнутся осуждению на не имеющую конца муку в пламени адском" (1). Если человек испытывает какую-либо эмоцию совсем непродолжительное время, то бесы, будучи иными по своей природе, пребывают вечно в состоянии отчаяния-злобы. Этой постоянной эмоцией и объясняется их неустанное и беспрерывное совершение зла. Эта эмоция руководит их умом, волей и другими чувствами. Поскольку бесы не спят, не едят, не работают, не отдыхают и живут уже далеко не одну тысячу лет, поскольку процессы мышления в духе протекают значительно быстрее, чем в ограниченном физическими параметрами мозгу, интеллект бесов превышает человеческий неизмеримо.

Когда Бог сотворил человека, которому предстояло взойти на высоту единения с Ним, дьявол, движимый ненавистью к Богу, поставил себе целью разрушить Божий замысел и погубить человека. Следуя этой цели, дьявол соблазнил на грех неповиновения и неверия Богу Его творения - первых людей: Адама и Еву. Согрешив в своей свободе, отвернувшись от Бога, люди лишили себя большей части Божьей поддержки, вынудили и Бога отвернуться от них, поскольку Бог, создав людей свободными, не хотел навязывать людям свое общение. Размножение людей стало уже тоже их личным делом, поэтому "проклятие Адама" осталось и на детях Адама. "Кто родится чистым от нечистого? Ни один" (Иов. 14: 4). Дьяволу и его приспешникам бесам (демонам) было попущено соблазнять людей на грех и воздавать им по грехам - главным образом после их смерти.

В Христианстве есть понятие "первородного греха" или "семени тления". Оно означает глубокую поврежденность грехом человеческого естества. Механизм поврежденности человека заключается в том, что дьявол проник в тело человека в области двух нижних чакр - центров, связующих тело человека с душой. Проникновение в нижнюю (копчиковую) чакру вызывает у человека гордость, жадность, эгоизм, стремление к власти. Проникновение в половую чакру (она находится чуть выше) вызывает стремление к чувственным наслаждениям. В оккультных системах есть понятие силы кундалини, находящейся в копчике. Йоги, тантристы, цигунщики и другие практики поднимают кундалини по позвоночному столбу до самой верхней чакры, находящейся в макушечной части головы. По мере прохождения кундалини по позвоночнику, человек обретает все больше тех или иных сверхспособностей, однако за это ему приходится расплачиваться своею душой. После того как кундалини проходит область сердца, человек теряет способность любить - главную и необходимую способность, ведущую его к Богу. Происходит это не сразу, иначе человек заметил бы это, встревожился, прозрел и может быть побежал бы в Церковь каяться и просить молитвенной помощи. Но увлеченный второстепенной идеей - идеей развития, которой дьявол подменяет главную идею - идею спасения, человек не понимает, что пускает в свою душу дьявола. "Больше всего хранимого храни сердце твое, потому, что из него источники жизни" (Притч. 4: 23). Человек становится магом, чародеем, волшебником. Рекламируя (пусть даже пассивно) свои способности, он временно подлечивает людей, помогает им в решении бытовых, социальных и иных вопросов. За эту деятельность он часто берет деньги, но может помогать и бескорыстно. Думая, что он помогает людям и, не понимая, как правило, истинной подоплеки происходящего, маг вовлекает в сети дьявола многие массы людей. Человек же, ставший на путь стяжания святости, действует чисто противоположным образом. В результате религиозной православной практики он вытесняет дьявольские щупальца сперва из половой чакры, а затем и из копчика.

В диспутах с людьми, занимающимися подобными практиками, мне приходилось слышать мнение, что каналы, чакры, энергии есть части человека, которого создал Бог, и поэтому в естестве человека не может быть ничего плохого. Ошибочность подобного мнения в том, что Бог создал именно райского человека. А грехопадение Адама и Евы стало причиной повреждения природы не только самого человека, но и всей земной биосферы. Если царь природы - человек подпал под власть дьявола, то тем паче и слуги его подпали под эту власть. "Проклята земля за тебя" - сказал Бог Адаму после его грехопадения (Быт. 3: 17).

До пришествия на землю Христа в ад попадали даже святые люди, поскольку у каждого находились хоть самые мелкие, но грехи, и по закону - по слову Божию они не могли не остаться без воздаяния. "Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем" (Иак. 2: 10). Лишь Енох и Илия сподобились избегнуть дьявольских уз. Одной из сторон миссии Христа, одним из последствий Его крестной жертвы явилось примирение Бога с людьми. Поскольку поврежденный грехопадением человек, находился в той или иной мере под дьявольской властью, он не имел возможности сам восстановить свое изначальное состояние. Поэтому Бог-Отец послал своего Сына принести жертву за людей. Почему понадобилось исправлять положение жертвой, а не новым актом творения? Ведь Богу возможно все. Видимо такой порядок вещей был наиболее нравственно полезным для человека. Тот факт, что Бог-Сын принес себя в жертву за людей, отметает всякие упреки человеком Бога в том смысле, что почему, мол, де Бог не создал мир без страдания, не создал человека, не могущего творить зло. Человек был создан по образу и подобию Бога, т.е. не только обладающим свободной волей, но и несущим ответственность за свои свободно принятые решения. Это, так сказать, обратная сторона свободы духа и воли, ее естественное следствие. Мог ли Бог сотворить мир иначе? Очень хорошо ответил на этот вопрос архимандрит Амвросий (Юрасов). "Представьте себе, что вы гипнотизер и хотите, чтобы ваши дети слушались и любили вас. Для этого вы приводите их в сомнамбулическое состояние, в котором они не способны ни к какому разумному выбору, и приказываете: "Сидите здесь, пока я не вернусь". - "Ешьте!" - "Перестаньте есть!" - "Пожелайте мне спокойной ночи!" Дети, как во сне, повинуются вам: бесчувственные руки обвиваются вокруг вашей шеи, немые губы прижимаются к вашему лицу... Понравилось бы вам такое послушание, порадовала бы вас такая любовь? Вряд ли. Вы, конечно, хотите, чтобы ваши дети сами, по своей воле слушались и почитали вас. Желая им только добра, вы хотите, однако, чтобы у них была свобода выбора. Вот таких детей желает иметь и Бог: Он дал нам, созданию Своему, свободную волю, чтобы мы сами выбирали между добром и злом" (2).

Таким образом, необходимость крестной жертвы определилась следующими факторами. 1. Нежеланием Бога пересотворять мир. Ведь если бы Он вынужден был пересотворять мир, это означало бы то, что Бог не сумел сотворить совершенный мир сразу. 2. Любовью Бога к роду человеческому. 3. Нежеланием Бога нарушать свободу духа человека. 4. Неспособностью человека к самостоятельному преодолению первородного греха.

Крестная жертва Христа изменила мир, и с этого времени человек перестал быть обреченным на посмертное пребывание в аду. Осталась, однако, необходимость прикладывать БОЛЬШИЕ УСИЛИЯ для своего спасения. Усилия эти проходят в двух взаимосвязанных направлениях: в русле стремления к нравственной жизни и ко всякому добру и в русле истиной мистической жизни в Церкви, что в первую очередь и отличает Православие от всех иных учений и доктрин.

До второго пришествия Христа зло еще остается в мире. Делая выбор и прикладывая усилия, мы можем противостоять злу. В столкновении со злом растут добрые и падают негодные души.

ЛитератураНаверх

1. Диавол и его нынешние лжечудеса и лжепророки. - М., 1996, c. 115.

2. Архимандрит Амвросий (Юрасов). О вере и спасении. - Иваново, 1996, cc. 8 - 9.

Следующая страница

Chat.ru рекомендует: товары из Китая на сайте Asia.ru!