Игры и развлечения для малышей

Учим ребёнка искать различные свойства предметов

Игры со словами
 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

    Литературная рубрика    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ИГРЫ И ЗАДАНИЯ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ВАШЕГО РЕБЕНКА

Учим ребёнка описывать различные свойства окружающих его вещей.

Можно попросить описать любой предмет или игрушку. Какого цвета? Из чего сделана? Для чего предназначена?

Можно сделать игру более интересной, развивать не только речь, но и воображение, попросив ребёнка рассказать о данном предмете сказку или необычайную фантастическую историю. Например, яблоко. Какое оно? В каких сказках, известных тебе, речь идёт о волшебном яблоке? Расскажи эти сказки. Попробуй придумать какую-нибудь новую сказку или историю, где речь идёт тоже о яблоке или яблоках.

Продолжаем знакомить ребёнка со свойствами предметов.

Предлагаем спрятать игрушку или какой-нибудь предмет, затем описать ребёнку внешний вид, то есть свойства спрятанного предмета. Если ребёнок правильно сможет назвать игрушку или предмет (а это может быть какой-либо фрукт, сладости, конфеты), то получит её в подарок.

Если в семье есть дети более старшего возраста, предложите им поиграть в эту игру со своими младшими сестрами и братьями.

Знакомство со свойствами предметов можно проводить и следующим образом: попросите ребёнка назвать как можно больше определений для известных ему обще употребляемых слов. Допустим, слова ╚книга╩. Обязательно надо дать пример: ╚красочная книга╩. Затем задаёте вопрос ╚Какая ещё бывает книга?╩Время выполнения задания сначала может быть неограниченным, можно помогать ребёнку. Но затем, предлагая новое слово (карандаш, кресло, диван, автомобиль и т.д.)ограничьте время выполнения задания 3 минутами. Результаты оцениваются по двум показателям: скорость и количество определений и их оригинальность.

Знакомство с свойствами предметов можно проводить в виде игры.

Игра ╚Кто летает?╩

Игра может проводится как родителями с одним ребёнком, так и воспитателем в детском саду с группой ребят.

Она способствует формированию внимания ребёнка и его интеллектуальных способностей, учит детей выделять главные, существенные признаки предметов.

Игра проводится так: кто-то из родителей или воспитатель является ведущим. Он говорит следующее ╚Внимание! Сейчас мы выясним, кто может летать, а кто не может. Я буду спрашивать, а вы сразу, без пауз, отвечайте. Если назову кого-либо или что-либо, способное летать, например стрекозу, отвечайте: ╚Летает╩, - и показываете, крылья. Если я вас спрошу: ╚Поросёнок летает?╩ , молчите и поднимайте руки.

Итак, отвечайте. Орёл летает? Воробей летает? Корова летает? Змея летает? Самолёт летает? Собака летает? Змей летит? Вертолёт летает?!!╩

Игра ╚Съедобное - несъедобное╩

Эта игра проводится на улице с использованием мяча, способствует формированию внимания ребёнка, продолжает знакомить ребёнка с существенными признаками, свойствами предметов.

Можно играть с одним ребёнком или с группой ребят. Более старшие дети могут играть с младшими.

Ведущий объясняет детям: ╚Я буду называть предметы (например яблоко, апельсин, сыр, хлеб, мяч, окно, мел, лук, книга и т.д.). Если названный предмет съедобный, то вы должны отбить брошенный мяч и передвинетесь по ╚классам╩ вперёд на одну клетку. Если названный предмет не съёдобен, то вы должны отбить брошенный мяч, а затем так же передвинуться вперёд на одну клетку╩. Если дан неправильный ответ (мяч не пойман, хотя предмет съедобен, или пойман, хотя предмет не съедобен), от ребёнок должен остаться в прежнем классе. Классов можно нарисовать мелом до 10, если вы играете с одним-двумя детьми, или 5-6, если играете 4-5 детьми. Тот ребёнок, который первым приходит в последний класс, становится ведущим.

Одним из видов упражнений для знакомства с признаками предметов могут стать загадки. Для шестилетних детей, возможно, эта форма работы будет немного трудной, но следует всё-таки попробовать.

1. Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьёт, песенки поёт.

2. Молоко пьёт, песенки поёт, чисто умывается, а с водой не знается.

3. Клохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло собирает.

4. С хозяином дружит, дом сторожит, живёт под крылечком, хвост под колечком.

Ответы: 1 - кошка; 2 - кошка; 3- курица с цыплятами; 4 - собака.

Следующее задание можно предложить ребёнку для лучшего знакомства со способами применения или использования предметов.

Задача: перечислить как можно больше способов применения предмета. Обязательно приводим пример: ╚газета используется для чтения. Ты можешь придумать и другие предметы её использования.?╩. Можно рекомендовать и другие предметы для данного задания: книга, тетрадь, консервная банка, ведро, лопата, табурет и т.д. Сначала не следует ограничивать время выполнения задания. Затем, когда ребёнок будет полностью понимать, что от него требуется, ограничьте время тремя минутами. Оценивается беглость или скорость, а так же оригинальность предложенных способов использования предметов. Это задание, как и предыдущее, будет развивать речь ребёнка, мышление, творческие способности.

Учим ребёнка искать одинаковые свойства или признаки предметов.

Можно использовать следующее задание:

А) В полотняный мешочек положите несколько мелких вещей: 2 катушки, пуговицу, резиновую игрушку, ложку. Попросите ребёнка на ощупь определить, что это за вещи. Пусть он опишет и назовёт их. Есть ли среди предложенных вещей одинаковые?

Б) среди нескольких игрушек или предметов ребёнку предложите отыскать два одинаковых.

Славомир Мацеевски

назад