Наказывать ребенка или нет? |
|
|
Как найти меру ограничения свободы ребенка? Большинство родителей обычно склоняется к одной из двух точек зрения. Первая - наказывать вообще не следует, это вредит творческому развитию ребенка, лишает его поведение естественности, и т.д. Вторая позиция, напротив, призывает к строгости и точному соблюдению требований взрослых, всегда знающих, как правильно себя вести. Давайте вместе задумаемся : а в чем, собственно, состоит смысл наказания? Самое главное - это показать ребенку те опасности, физические и социальные, к которым ему нужно быть готовым. К сожалению, ребенка приходится наказывать, когда он игнорирует запреты взрослых или их требования. Наказание означает - это сигнал "Так нельзя!", который должен способствовать навыкам самосохранения и общения ребенка. Прежде всего, если возможно, лучше наказаний избегать, воздействовать похвалой и поощрением. Ведь наказание отличается тем, что к нему легко привыкают, и тогда оно перестает действовать. Поэтому, чем оно сильнее, тем реже должно применяться.
Но если все же приходится наказывать, то нужно соблюдать некоторые правила. 2. Наказывать нужно только за то, что ребенок намеренно совершил сам. Если он по неловкости уронил чашку, наказывать не следует, а вот если бросил ее на пол, капризничая и заставляя родителей сделать что-то, - это уже проступок. 3. Наказание не может быть отсроченным и должно следовать сразу же за проступком, в интервале не более 15 минут. Если же вы обнаружили " грех " ребенка спустя значительное время, нужно лишь сказать, что вы думаете по поводу совершенного. Кроме того не следует допускать, чтобы день ребенка начинался или заканчивался наказанием: как бы ни вел себя он в течение дня, ко сну он должен отойти прощенным. 4. Многие родители начинают наказывать ребенка, как только он начинает говорить, то есть примерно с 2-х лет. Они аргументируют свои действия тем, что, он уже " все понимает ". Это не совсем верно. Только после 3-х лет ребенок приобретает способность чувствовать себя автором собственных действий, различать, что он сделал сам, а что просто нечаянно получилось. Но примерно с этого же возраста он начинает все чаще провоцировать взрослых, испытывать их терпение, проверяя, что можно, а что нельзя. Это связанно с особенностями развития самосознания ребенка, определения своего места в мире. Получая наказание, ребенок обязательно должен понимать, за что оно последовало. Если говорить о том, как наказывать ребенка, то здесь все зависит от характера и темперамента малыша. Я считаю, что наиболее соответствующее дошкольному возрасту порицание - легкий родительский шлепок по " мягкому месту ". В этом возрасте дети ближе всего к природе, и любые связи легче всего прокладываются через эмоциональный, телесный контакт. 5. Словесное осуждение - это тоже форма наказания. При этом следует оценивать только действие. А не личность ребенка. Нельзя говорить: " Ну что же за растяпа! " или " Да ты просто обманщик! ", а так же предвосхищать поступки ( " Ты, конечно же, опять будешь отнимать у бабушки газету ") или возвращаться к тому, что уже отошло в прошлое ( "Опять повторяется старая история┘"). 6. Совершенно недопустимая форма наказания ребенка - отказ от общения, " молчанка ". Это самая болезненная и бесполезная форма разрешения конфликта ( и у взрослых, кстати, тоже ). В любом случае важно не нарушать взаимопонимания между взрослым и ребенком. И, наконец, самое главное. Наказание должно служить тому, чтобы ребенок познал мир во всей его сложности. Будьте естественны. Не откладывайте наказания, если ребенок в течение всего дня выводит вас из терпения. Ведь его бессознательным побуждением часто является именно желание проверить вас, определить меру возможного и допустимого. Искусственно сдерживая себя, вы оказываете ребенку " медвежью услугу ", потому что даете понять, что иногда так вести себя можно, а иногда - нет. Поэтому в любом общении следите за тем, чтобы ребенок понял, что происходит. А спустя некоторое время после того, как он был наказан, найдите способ дать ему почувствовать, что он по-прежнему любим и дорог для вас.
С.К.Нартова-Бочавер / "Наш малыш"/ |