Качественные холщовые сумки купить в москве от производителя

П. Рогозин. Существует ли загробная жизнь? (6)

Божественное Откровение / Христос: кто Он? / Христос: что Он сказал о загробной жизни / А что, если загробной жизни нет? / А что. если загробная жизнь ЕСТЬ?

 

БОЖЕСТВЕННОЕ ОТКРОВЕНИЕ

 

Творец Вселенной и наш Создатель явил Себя человечеству в Священном Писании, Библии.
Бог написал человеку три книги: книгу природы, книгу нашей совести и книгу Откровения, Слово Писаное, подтвердив достоверность всего этого Словом Живым, Воплощенным Сыном Божиим. "И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины"... (Иоан. 1-я глава).
Если говорить о наличии ОТКРОВЕНИЯ Божественной Истины, то надо сказать, что откровение это можно усмотреть только в Библии и нигде в другом месте. Ни одна книга в мире, кроме Библии, ни по своей общей согласованности идей, законов и принципов, ни по своим историческим основам, не может претендовать на обладание полнотой Божественного Откровения.

Возьмем, для примера, одни только повествования Библии и вникнем в то их чудодейственное влияние, которое эти повествования оказали на жизнь всех тех людей, которые близко соприкоснулись с ними. Содержание Библии заключает в себе такую внутренне ясную, неопровержимую и неотразимую вероятность, что мы просто не можем уйти от такого умиротворяющего душу озарения, которое посещает нас в минуты благоговейного чтения. В такие блаженные моменты, кто из нас не говорил самому себе: "Да! подобные слова могут быть словами, исходящими только из уст Божиих; они не могут быть продуктом человеческого гения или измышлением человеческого ума"...
Библия поражает каждого вдумчивого читателя двумя вещами: своим удивительным разнообразием и своим исключительным единством. Ее разнообразие в языках, на которых она была написана, разнообразие тех мест, где она была написана, разнообразие авторов, которыми она была написана, разнообразие литературных тем и форм и т. п. И при всем этом поразительном разнообразии, Библия свидетельствует о величайшей ее связи, гармонии и единстве: единство в ее строении, единство историческое, единство пророческое, единство доктральное, единство духовное... Библия была написана, или вернее продиктована писавшим, Духом Божиим и только в этом же Духе может быть познана и истолкована.
Библия изумляет нас своей единой целью. Содержа в себе многоразличные произведения, написанные 40 писателями, на протяжении 1500 лет, Библия является последовательным изложением прогрессивного Божьего Плана Спасения падшего человечества, плана несравненно более величественного и точного, чем все имеющиеся в мире произведения эпоса и драмы.
Манускрипты Библии были до сих пор самыми полными и самыми близкими к тем историческим событиям, которые в них описаны. Ни один автор древнегреческой литературы не может похвалиться этим. Манускрипты Библии всегда рассматривались учеными, и доныне остаются в их глазах, документальным уникумом, граничащим с явным чудом.

В мире нет иного Бога, кроме Бога Истинного, Единого, Живого. Нет в мире и другой Истины, кроме той, о которой сказано: "Я есмь Истина!" И, наконец, нет в мире другого Божественного Откровения, кроме Библии.
Библия единственная книга в мире, о которой можно сказать, что она Богодухновенна. "Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности". (2 Тим. 3:16). Поэтому, "никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым". (2 Пет. 1-я глава). Сама Библия служит самым лучшим доказательством своей Богодухновенности. В наше время, Всеобщая История является историей исполнившихся пророчеств Библии.
Пророчества Библии относятся не только к Израильскому народу, но ко всем древним народам и главенствовавшим империям, к воплощению, служению, страданию, смерти и воскресению Единородного Сына Божьего, Иисуса Христа, к основанию Церкви, повсеместной проповеди Евангелия, к последним векам, завершению земной истории человечества, к нашей эпохе и ко Второму пришествию Христа.
Лучшие политики мира, игнорирующие Библейские пророчества, бродят во тьме, на ощупь, не зная, "что день грядущий им готовит", тогда как люди верующие, "будучи сынами света," "имеют вернейшее пророческое слово", которое "как светильник сияет, в темном месте" и дает им нужную мудрость для того, чтобы разбираться в значении и назначении современных событий.

Бог открывался людям, пользуясь не только пророчествами, но и чудесами. Да и как иначе Бог мог открываться ограниченному существу, будучи Сам существом сверхъестественным во всех отношениях. Поэтому, все что связано с Богом, логически должно быть связано и с чудом.
Библия содержит в себе научные истины, которые Бог открыл Своим рабам за. многие тысячелетия до того, как они стали известны современным ученым. Библия Богодухновенна и нет никакого основания бояться за то, что какие-то новые научные открытия могут опровергнуть научные утверждения Библии.
Геологи говорят, что внутри земного шара находится раскаленная лава. Иов знал об этом раньше всех ученых. Иов говорит: "Земля, на которой выростает хлеб, внутри изрыта, как бы огнем"... (28-я глава).
В отдаленные эпохи Иова и Моисея были разные "научные теории" по вопросу: на чем стоит и держится Земля? Можете ли представить себе, что стало бы с Библией, если бы Иов написал в своей книге, что Земля стоит на громадной черепахе или на четырех белых слонах? Но, Иов этого не сделал; ибо он получил от Бога особое по этому вопросу откровение, которое и выразил одной фразой: "Бог повесил Землю ни на чем". (26-я глава). Откуда Иов знал закон тяготения, который был открыт учеными только в прошлом столетии?

О том, что земля круглая ученые узнали только в начале 16-го столетия. Магеллан и Колумб подтвердили эту научную истину, открыв новые океаны, проливы и материки. Откуда же узнал эту истину пророк Исаия, который за 700 лет до Р. X. сказал: "Бог есть Тот, Который восседает над кругом Земли" (над земным шаром, - сказано в оригинале). (Ис. 40-я глава).
Ученые открыли, что Земля вращается вокруг своей оси, но об этом сказано еще в первой главе Библии: "И был вечер и было утро день первый"... На одной стороне Земли вечер, а на другой утро. Если бы не было вращения Земли, мы не имели бы дня и ночи. Эту же истину Христос имел в виду, когда сказал о моменте восхищения Вселенской Церкви: "Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; двое будут молоть вместе: один возьмется, а другой оставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится"... (Лук. 17-я глава). Из этих слов Христа видно, что когда Он явится за Своею Церковью, на одной части Земли люди будут спать, а другая сторона будет занята своим дневным трудом.
Ученые астрономы говорят, что звезды в своем движении производят вибрацию эфира и таким образом издают свой определенный звук, который не уловим нашим человеческим слухом. Библия упоминает об этих разнообразных звездных звуках, как об их музыкальном восторге, говоря: Господь утверждал основания Земли "при общем ликовании утренних звезд"... (38-я глава Иова).
Обладая мощными современными телескопами, астрономы обнаружили, что вся Вселенная усеяна звездами с меньшим или большим их скоплением в разных местах и, что только север является исключением из общего правила. В этом отношении север был, как бы, пустым местом. Ученые были крайне заинтригованы этим фактом, но ни чем не могли объяснить этого феномена. За полторы тысячи лет до Р. X., когда о телескопах люди не имели никакого понятия, а невооруженный человеческий глаз не мог видеть множества планет и туманностей, Иов, по вдохновению Божию, записал: "Бог распростер север над пустотою". (Иов 25-я глава). Кстати, некоторые богословы связывают этот факт пустоты над севером с грехопадением сатаны, который "говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, НА КРАЮ СЕВЕРА; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему"... (Ис. 14-я глава).

Библия говорит о том, что Бог создал не один только мир, который мы видим, как многие думали, но и другие миры, которые недоступны нашему зрению; ибо сказано: Бог "говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и Веки (миры) сотворил"... "Верою познаем, что Веки (миры) устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое"... (Евр. 1-я и 11-я главы).
Библия содержит в себе некоторые непонятные для нас места, но это не значит, что все то, чего мы не понимаем, неверно. Часто вещи непонятные для одного поколения, понятны другому.
Еще не так давно ученые безбожники издевались над тем, что Моисей "взял тельца золотого, которого сыны Израилевы сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым". (Исх. 32-я глава). Позже, ученые установили, что превращение золота в порошок практиковалось в Египте. Моисей "наученный всей мудрости египетской", обладал этим искусством, которое достигло и до наших дней. Превращение золота в порошок производится при высокой температуре нагревания, толчения и растирания этого металла. Золотая пыль высыпанная в воду, придает воде цвет алой розы.
Почему Моисей "дал пить" этот напиток "сынам Израилевым?" Это случилось во время ропота израильтян и их решения возвратиться обратно в Египет, где золотой напиток применялся, как средство наказания. Смесь золотого порошка с водою вызывает у выпивших его самое тошнотворное действие. Эта же смесь применяется в нужных дозах и в современной медицине.

Приведенный случай не исключительный и не единственный. Не было, кажется, такого времени, когда бы Библия не подвергалась нападкам и насмешкам людей, называвших себя "учеными" и претендовавших на то, что они "обнаружили" в Библии тот или иной факт, не соответствующий данным науки; то или иное событие - не историческим. Но, последующие исследования и раскопки только подтверждали подлинность Библейских записей.
Пусть люди "больно умные" продолжают спорить о достоверности Библейских истин и событий, Всемирная история давно уже решила этот вопрос. История неоднократно подтвердила, что не может быть "сказкой" то, что ниспровергало идольские капища и заставляло народы земли падать ниц пред Богом и Голгофской жертвой Христа. Не может быть "басней" то, что всегда сеяло и все еще продолжает сеять среди всех народов земли Истину, Свободу, Правосудие и Любовь. Не может быть "поповскими выдумками" то, что разрушает "дела тьмы" и приносит людям "слова жизни и света". Не может быть "опиумом" то, что даровало бесчисленному множеству погибших грешников, избавление от жутких пороков, приносило их душе мир, радость и вечное спасение; опечаленным - утешение; отчаявшимся - новую надежду; умирающим - мужество и упование. Не может быть "одурманиванием трудящихся" то, что без всякой гражданской власти, военной мощи, внешних угроз и насилия царствовало и всегда будет царствовать в людских сердцах. Светская и церковная истории, целые народы и отдельные лица, семья и общество, молодые и старые все единодушно свидетельствуют о том, что Библия все еще имеет оздоровляющую и возрождающую силу и обладает бесчисленными духовными благами и благословениями для тех, кто решил идти путем Христовым.
Библия - это духовный водопад, никогда не иссекаемый, который утолял духовную жажду миллионов душ, живших до нас и не перестанет удовлетворять нужды человечества до конца веков.
Библия - книга всемирная, единственная какую читают народы, расы, племена... Она перешагнула все границы: национальные, классовые, церковные... Библию читают принцы и нищие, рабочие и фабриканты. Ее читают люди всех культурных уровней развития: профессора и ученики, ученые и простолюдины.

В мире, в котором мы "живем, движемся и существуем", нет ничего непоколебимого, прочного, устойчивого: все меняется, рушится, проходит, а о Библии сказано: "небо и земля прейдут, а слова Мои не прейдут". Библию никто и никогда не может уничтожить. "На веки, Господи, слово Твое утверждено на небесах; Истина Твоя в род и род"... (Пс. 118-й).
В Библии мы видим Перст Божий, ярко проявленный Им в судьбах отдельных народов и всего человечества. Исполнение многочисленных пророчеств подтверждает факт неоднократного Божьего вмешательства в деле спасения или наказания народов. Пророчества о Вавилоне, Акроне, Эскалоне, Тире, Сидоне, Египте, Израиле и о других, в точности исполнялись. "Ибо Я - Бог, и нет иного Бога подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: мой совет состоится, и все, что Мне угодно сделаю"... (Ис. 46-я глава). "Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле" (Пс. 134-й). "Для чего тебе состязаться с Богом? Он не дает отчета ни в каких делах Своих"... (Иов. 33-я глава).
Библия - книга Истины, не только символ Истины, но ее сокровищница, "столп и утверждение"... Полагая руку свою на Библию свидетели на суде обещают говорить "истину и только истину"; цари и президенты, правители и разные другие представители власти кладут свою руку на Библию и дают присягу на верность государству при выполнении их высоких обязанностей.
Библия - книга исключительная, особая, единственная во всех отношениях. Ни одно произведение мировой литературы не изображает Творца Вселенной таким святым и, вместе с тем, доступным, таким справедливым и любвеобильным. Нигде в другой книге, кроме Библии, человек не представлен нам с такими правдивыми характерными для него чертами былого величия и актуального ничтожества, его силы и бессилия, его мудрости и безумия.

От начала создания мира и до настоящего дня, Библия никогда не меняла своего взгляда на Бога и человека, на грех и святость, на жизнь земную и на. жизнь загробную. Истины, выраженные в Библии, - неизменны и непреложны. За всю многовековую историю человечества взгляды Библии по вопросам происхождения Вселенной, света, жизни, энергии, движения, пространства, земли и человека не изменились ни на одну йоту, тогда как истины, которые были объявлены наукой, как вполне ею доказанные, позже изменялись, отрицались и отменялись. С каждым новым таким "открытием" науки, учебники естествознания, геологии, археологии и др. должны были заменяться другими, Библия же всегда принимала новые открытия, как подтверждение ее правоты.
Ни одна книга никогда не проникала в тайники человеческой души, как Библия. Ни одна книга не может так обеспокоить грешника и вновь утешить его, как Библия. Библия умиляет сердца наши до слез, смиряет и уничижает нас до праха. Человека равнодушного к духовным вопросам, она зажигает священным энтузиазмом, наполняет его сердце готовностью повиноваться во всем воле Божией, располагает сердце его к святости, к чистоте мыслей, слов, поступков и всего характера. Она просвещает мрак души человеческой, окрыляет ее надеждой. Она взвешивает наши чувства и наши суждения, отдает приказания нашему сердцу, выносит безапелляционный приговор, который решает вечную судьбу нашей души.
Вот почему безбожники и нечестивцы не любят читать Библию. Они знают, что читая Библию, они подвергают себя серьезному риску. Библия может начать читать их сердца, может пробудить их уснувшую порочную совесть и посадить их на скамью подсудимых пред Всемогущим и Справедливым Судией.
Без Библии наша душа не была бы способна испытать ни глубины духовной скорби, ни вершин духовного восторга, ни трепетного благоговения, ни блаженного умиления, ни мощных взлетов дерзновенной веры, ни изумительной Божьей любви и ласки к нам, чему, к сожалению, нельзя посвятить здесь должной речи.

Разве не поразительно то, что самое сложное и тонкое построение человеческой мысли и самое глубокое проникновение людской мудрости никогда еще не были способны проникнуть за те грани Божественного Откровения, которые так просто, доступно и ясно открыты нам Библией.
Да и какая другая книга в мире, кроме Библии, предлагает человечеству единственно верные решения всех недоуменных вопросов и открывает единственный, вернейший, в веках испытанный Путь Спасения?
Несмотря на глумления невежд и насмешки глупцов, невзирая на сомнения скептиков и открытое неверие безбожников, Священное Писание пребывает истинным и верным, чистым и святым, глубоким и чудотворным.
Всякий, кто хоть сколько-нибудь испытал на себе благотворное влияние Библии, без запинки и с глубоким доверием принимает все то, что Бог говорит о загробной жизни, "на обветшалых страницах" этой чудеснейшей книги.

Библия признает два начала: материальное и духовное, видимое и невидимое: "Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от духа есть дух"...
Библия говорит, что Сам "Бог есть дух" и "Отец духов," для Которого "нет мертвых" людей, - "для Него все живы"... Если все люди, когда-либо жившие на земле, все еще духовно живы, - значит есть загробная жизнь.
Из Библии мы узнаем, что вера в загробную жизнь была светлой надеждой самых лучших людей, живших во все века человеческой истории. Некто правильно заметил, что идея бессмертия и загробной жизни - основная идея человечества, из нее все другие идеи вытекают.
Патриарх Авраам "верил, что Бог силен и из мертвых воскресить" сына его Исаака. (Евр. 11-я глава).

Многострадальный Иов так свидетельствует о своей вере в загробную жизнь: "О, если бы записаны были слова мои! Если бы начертаны были они в книге резцом железным с оловом, - на вечное время на камне вырезаны были! А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого увидят Его" (Иова 19-я глава).
Продолжать перечень мужей и жен Божиих, живших верою в загробную жизнь, означало бы переписывать Библию в эту книгу, - настолько они многочисленны.
Мы видим, что на вопрос: "Существует ли загробная жизнь?" Священное Писание дает исчерпывающий ответ Божий. За каждым текстом Писания, стоит Сам Бог. Перед каждой фразой Писания, утверждающей истинность загробной жизни можно поставить: "Истинно, истинно говорю вам!", а в конце ее: "Так говорит Господь!"
К сожалению, для ученых материалистов, и вообще безбожников, вовсе неважно, что сказал Бог. Для них важнее то, что думают и говорят они.

Большой знаток русской души, Ф. М. Достоевский писал: "Легко сделаться атеистом русскому человеку, легче чем всем остальным во всем мире! И русские не просто становятся атеистами, а непременно уверуют в атеизм, как бы в НОВУЮ веру, никак того не замечая, что уверовали в НУЛЬ"...
К счастью, нельзя сказать этого о людях уверовавших в Божественное откровение, в Слово Божие, Библию.
Библия отвечает на каждый вопрос души. Она - источник, воды которого всегда чисты и обильны. Она - солнце, которое никогда не заходит и светит для всех. Она согревает сердца, застывшие в людском эгоизме. Она пробуждает совесть, спящих во грехе. Она возвышает и облагораживает послушных ее истинам. Юность ли обращается к ней - она руководит. Старость ли нуждается в посохе - она поддерживает. Голодная ли душа ищет пищи - она насыщает. Немощь ли взывает к ней - она облекает в силу. Библия приводит ко Христу и возрождает к вечной жизни. Века уходят, поколения меняются - она остается неизменной. Империи... династии восстают и падают - она пребывает. Агностики и глупцы цинично высмеивают ее - она неуязвима. Невежество и ложная наука отрекаются от нее - она незаменима. С веками, ценность ее не уменьшается, а увеличивается. Она является откровением Божиим для всех народов. Она содержит в себе сокровища вечной мудрости, Она стоит выше всех людских наслоений. Она снимает маску с самого ловкого лицемера. Она направляет взор самого грешного человека к небу. Читай Библию и будешь мудр! Исполняй ее заповеди и будешь свят! Доверься ее свидетельству и будешь спасен!

"И что это за книга, Библия! - величественная и обширная как мир, укоренившаяся в глубинах Вселенной и восходящая до таинственной лазури небес!.. Воистину, - это Слово Божие, тогда как все другие книги мира выражают только свое человеческое искусство" - сказал Генрих Гейне.
"Пусть мир прогрессирует и развивается сколько ему угодно, пусть все отрасли человеческого исследования и знания раскрываются до высшей степени, ничто не сможет заменить Библию; она - основа всякого образования и всякого развития!" - сказал И. Ф. Гете.

 

ХРИСТОС: КТО ОН?


В разные периоды истории Христианства были попытки со стороны скептиков и атеистов объявить Христа мифом, личностью легендарной, вымышленной, которой в действительности никогда на свете не было. Но все эти попытки неизменно претерпевали смешной и скандальный провал.
Миф, как нам известно, ничего не имеет общего с хронологией Всемирной истории и со своей личной родословной, а Христос имеет и то и другое.
Мифологическую личность нельзя прикрепить к тому или иному поколению народа, тогда как у Христа и эти данные налицо.

Христос - не миф, и Христианство - не теория, а исторический факт двухтысячелетней давности.
Историчность Христа была многократно поставлена под сомнение, многократно проверена, подтверждена и навсегда установлена. Личность Христа и Христианство основаны на исторической реальности. История зарегистрировала время, место и все обстоятельства Его рождения. Истории известны: город, где Христос родился и город, где Он воспитывался, род Его занятий и возраст в котором Он выступил на служение. Известна также причина Его смерти и загадка "пустого гроба", секрет возникновения и роста Церкви и поводы к ее преследованию. В силу всего этого, заменить слово "факт" - словом "миф", и тем исключить Христа из Всемирной истории, немыслимо и невозможно.
Римский историк ТАЦИТ говорит в своих Анналлах (Книга 15-я, глава 44-я), что Христианство возникло в Иудее, в царствование императора Тиверия и правителя Иудеи Понтия Пилата; что Христос был распят Пилатом, но что несмотря на осуждение Христа римскими властями, Его религия распространилась не только в Иудее, но и достигла даже столицы, Рима. Описывая пожар Рима при Нероне, Тацит говорит, что Нерон, поджегший Рим, взвалил свою вину на христиан за то, что они не чтили римских богов.
Другой римский историк, живший во второй половине первого века, Гай-Транквилл СВЕТОНИЙ, описывая жизнь и царствование императора Клавдия, отравленного своей второй женой Агриппиной (41-54) говорит, что Клавдий изгнал из Рима всех евреев, которые исповедывали своим вождем Иисуса и были причиной всяких беспокойств. Об этом же изгнании говорит и Священное Писание (Д. Ап. 18-я глава).

Еврейский историк ИОСИФ ФЛАВИЙ (37-100) описал личность Иисуса Христа, а также - появление и развитие Христианства. Флавий говорит о Церкви и о высоких моральных требованиях, которые Иисус предъявлял к уверовавшим и следовавшим за Ним.
Римский писатель и правитель Вифинии, ПЛИНИЙ МЛАДШИЙ, в своих донесениях императору Трояну говорит, что Христианство распространяется в его провинции по городам и селениям, в результате чего, языческие капища во многих местах заброшены и жертвоприношения римским богам прекратились. Происшедшие перемены Плиний ставит в вину христианам и между прочим замечает: "Христиане заверяют, что единственная их вина и заблуждение в том, что у них есть внутренняя потребность встречаться друг с другом в назначенный для встречи день и на рассвете петь гимны Христу, как Богу. Они также связаны между собою клятвенным обещанием не допускать в своей жизни никакого воровства, нечестия, грабежа, не нарушать обещанного слова или обязательства и не отказываться от долгов, когда требуют возвратить занятое"... В ответ император Траян (53-117) писал Плинию: не преследовать христиан, но если кто из них виновен будет в нарушении римских законов, то должен быть наказан наравне с другими людьми.
Приведенных выше исторических справок вполне достаточно, чтобы видеть, насколько абсурдна попытка безбожников передать личность и служение Христа в область мифологии.
Из упомянутых выше данных видно, что жизнь Христа и Его учение - не мифологическое сказание, а живая историческая реальность.

Историки не выдумывают исторических типов, а только регистрируют актуальные события и участников этих событий. Историки первого века и последующих двух веков не могли пройти мимо событий, которые переменили русло самой истории и положили свой неизгладимый отпечаток на уклад людей, живших на протяжении двух прошедших тысячелетий.
Христиане верят в Христа исторического, о Котором сказано в Никейском символе веры так: "Верую... в Распятого же при Понтийском Пилате и страдавша и погребенна"...
К сожалению, признавая все эти факты, историки выступают здесь в качестве посторонних наблюдателей, людей неверующих, для которых исторический Христос - только покойник, и самое лучшее, что они могут сделать - это "искать Живого между мертвыми", для того чтобы лишний раз помазать тело Его миром.
Вот те исторические данные на которых базируется Христианство. Не признавать исторических фактов, считать Моисея, Христа, Магомета или Наполеона только мифами, способен лишь тот, у кого нарушены или повреждены мыслительные центры.

В первые века Христианства, люди встретившиеся со Христом лично, сомневались в Человечности Христа.
Поэтому, Он постоянно подчеркивал им, что Он "Сын Человеческий". В наш век Богоборчества, люди отрицают, что Христос - "Сын Божий", сомневаются в Его Божественности.
Но Христос не нуждается в каких бы то ни было доказательствах Своей Божественности или Человечности. Как во дни Его земной жизни, так и на протяжении многих последующих веков, Христос был понимаем, как совершеннейший Бог и совершеннейший Человек. Так гласит Никейский символ веры, с начала четвертого века и до наших дней: "Верую... во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша; нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес, и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и вочеловечшася"...
Христос не нуждается в доказательствах Своей Божественности, ибо Он Сам является, в данном случае, неопровержимым доказательством. Как нет нужды Солнцу - доказывать, что оно Солнце, так нет надобности Христу доказывать, что Он - Единородный Сын Божий. С тех пор, как существует мир, не было в нашей солнечной системе другого Солнца, так не было на Земле и другой личности, подобной личности Иисуса Христа. Все, что Христос оставил и сделал для человечества, сделано только потому, что Он был Тем, за Кого выдавал Себя.

Христос не просто назвал Себя "Сыном Божиим", но Он жил и творил, как "Сын Божий"... Христос сказал: "Я пришел не для того чтобы творить Свою волю, но волю Пославшего Меня Отца"... (Иоан. 5-я глава). Поэтому, все Его чудеса, все таинственное и необъяснимое в Нем, в Его характере и силе объясняется Его Божественностью. Когда ограниченное существо должно иметь дело с Существом Всемогущим, - чудеса естественны и затруднения в понимании их неизбежны. "Мои мысли - не ваши мысли, не ваши пути - пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших"... говорит Господь.
Христос пророческий, пришедший в мир, стал Христом историческим.
Христос исторический стал Христом живущим в духовных переживаниях миллионов ныне живущих и верующих в Него людей. Это очевидное явление вряд ли станут отрицать даже самые слепые и закоснелые в своем невежестве материалисты.
Мы не можем не согласиться с тем, что Христос пророческий и Христос исторический одна и та же сверхъестественная Личность.

Характер Христа - чудо для всего мира, изумление для всех веков и поколений. Своей безгрешной жизнью Он превзошел всех когда-либо живших аскетов, мучеников и святых; Своею мудростью Он превзошел всех мудрецов мира; Своим духовным влиянием и силой Он превзошел всех "сильных мира сего". Имя Христа всегда стояло и будет всегда стоять "превознесенным превыше всякого имени, именуемого на небе или на земле" (Фил. 2-я глава).
Учение Христа - изумление для всех лучших мыслителей человечества. Даже скептик Штраус должен был признать, что "моральное учение Христа - основа человеческой цивилизации, а Сам Христос образец морального совершенства...". Даже Ренан и тот пишет: "Учение Христа самое прекрасное моральное учение, какое когда-либо было принято человечеством. Каждый из нас обязан этому учению всем тем, что есть доброго в нас, людях. Нагорная проповедь Христа никогда не будет превзойдена"... Заканчивая свою книгу "Жизнь Иисуса", Ренан пишет: "Какие бы ни ожидали нас сюрпризы в будущем, Иисус навсегда останется непревзойденным; поклонение Ему будет возрастать бесконечно; Его жизнеописание без конца будет вызывать слезы; Его страдания всегда будут умилять благородные, возвышенные сердца; во все века будут проповедовать о том, что между сынами человеческими не был рожден кто-то более великий, чем Иисус"...
Ученых скептиков удивляет тот факт, что в Своем учении Христос ничего не заимствовал ни у древних языческих мудрецов, ни у еврейских философов и богословов, ни у современных Ему передовых мыслителей.
Безгрешность Христа, описанная в Евангелиях, стоит выше всего, что было когда-либо и кем либо написано; стоит, как многовековое чудо во Всемирной истории. Люди сведущие в литературном творчестве, спрашивают себя: В каком человеческом уме или воображении способен был возникнуть такой Божественный образ, такой совершенный характер и кто из писателей мог бы оставить миру такие Божественные идеи?

Христос остается совершеннейшим воплощением всех подлинных добродетелей: Его любезность - беспредельна; мужество - абсолютное; терпение - неиссякаемое; милосердие - безграничное; доброта - безусловная; вера - непоколебимая; надежда - постоянная; любовь бездонная; проникновенность во все нужды нашей души - сверхъестественная; знание Бога и личная Его близость к Богу - потрясающие; прощение - Божественное; Силы - всемогущие: Он исцелял больных, очищал прокаженных, избавлял бесноватых, усмирял бури, умножал хлебы, возрождал живых и воскрешал мертвых.
Христос первый поставил душу человека на должный пьедестал. Он не только знал душу человека, но Он мог восполнять ее нужды, наполнять ее миром и радостью. Он учил что наша душа бессмертна и стоит дороже всех сокровищ мира. Поэтому Он пришел спасать грешников, призывая их к покаянию и возрождению от Слова Божия и Духа Святого.
История Христианства сохранилась, как некое трансцендентное (сверх опытное, превышающее сферу нашего познания) благотворное влияние на мир. В этом отношении, никакая другая сила не может сравниться с подлинным Христианством. Нашествия гуннов, вандалов, татар, - появились, произвели опустошения и бесследно исчезли, а Христианство дало миру новую Европу, новый мир, новую передовую цивилизацию.
Вот почему, никакая сила не могла остановить Христа в первом веке или ограничить Его влияние, Его возрождающее действие в Палестине. Он послал Своих последователей и свидетелей "по всему миру" и повелел им проповедовать Евангелие Возрождения "во всех народах", "всей твари". Он также обещал, что Он будет им сопутствовать и помогать им в их трудном служении. Он сказал: "И се Я с вами до скончания века"

Самая величайшая всемирная революция, какая когда-либо имела место на земле, была произведена Христом. Он основал Свое "царство не от мира сего" не в умах, а в сердцах людей, любящих Его и следовавших Его примеру.
Христос имел дело, главным образом, с бедным, "низшим" классом и никогда не стремился "прийти к власти" или занять почетное место среди "высших и знатных земли". Он уклонялся от народа, желавшего поставить Его своим царем. Он скромно отклонял от Себя все похвалы, которые расточали перед Ним люди. Если бы Христос был обманщиком, самовлюбленным авантюристом, политиком или религиозным шарлатаном, как некоторые безумцы думают, Он никогда бы так не говорил и не действовал, как Он говорил и действовал. У Христа не было ни многоречивых житейских рассуждений, ни громких слов, ни высокопарных фраз. Все Его проповеди и беседы отличаются чрезвычайной ясностью, правдивостью, задушевной простотой. В Его обещаниях народу вы не найдете ни извращенных понятий, ни взвинченных чувств, ни чрезмерно преувеличенных чаяний и надежд, как это случается слышать от политических и государственных деятелей.
Христос не пользовался такими методами обольщения "трудящихся масс". Напротив, Он осуждал подобные, плотские наклонности, призывал кающихся и желающих следовать за Ним, отвергнуть все что есть "животного" в человеке и начать жить интересами духовными, предвкушать скорую встречу с Богом, радость вечную, богатства нетленные, блаженство загробной жизни.
По-человечески, такой призыв Христа не должен был бы иметь успеха, но результаты показывают обратное. Суровые для плоти требования Христа, оказались долгожданными, родными и желанными для бессмертной человеческой души.

Своим последователям Христос не обещал, ни домов, ни капиталов, ни почестей земных и, тем не менее, они соглашались "отвергнуть самих себя" и "почесть за сор" все земное, идти с готовностью на крест, на костер, на съедение зверям...
Ирод и многие его единомышленники способны бывают уничижить и высмеять Христа, но это не препятствует миллионам верных христиан с благоговением и святым трепетом падать пред Спасителем грешников ниц и из любви к Нему быть готовыми претерпеть любые испытания, понести любые жертвы, пойти на любую смерть.
Мы говорили о Христе пророческом, явившемся в мир по предсказаниям пророков и обетованиям Божиим; о Христе историческом, оставившем Свой неизгладимый след во Всемирной истории; о Христе воскресшем, живом; о Христе ныне "сидящем одесную Отца" и проявляющемся в жизни отдельных верующих и всей Церкви, через Духа Своего Святого. Не забудем и о том, что Христос вскоре явится на землю вторично, что Он, также Христос - апокалиптический, грядущий.
Христос часто говорил о развязке мировой трагедии, кончине мира, но эту кончину мира Он не рассматривал финалом или завершением Своего Божественного плана спасения человечества. В книге Апокалипсиса Христос открывает нам суды Божий над народами, говорит об исчезновении нашей планеты, но тут же увлекает наш духовный взор веры, за пределы земной жизни, напоминает нам о том, что именно ожидает каждого из нас после "кончины века" или после смерти телесной. Он говорит о Себе, как о Царе Царства Небесного и приглашает всех искупленных и уверовавших в Него, говоря: "Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира"... (Мф. 25-я глава).

Вот почему на вопрос: "Кто способен сказать нам всю правду о существовании загробной жизни", - мы с радостной уверенностью отвечаем:
- Таким правдивым, авторитетным, заслуживающим нашего доверия лицом может быть только Единородный Сын Божий, Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос!
Что же сказал Христос о загробной жизни?
- На этот вопрос мы найдем ответ в следующей главе.

 

ХРИСТОС: ЧТО ОН СКАЗАЛ О ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ?

Нет! Иисус Христос не был ни лжецом, обольщавшим простодушных людей, ни легкомысленным мечтателем обманывающим Самого Себя. Подобные даже предположения кажутся нам кощунственными и возмутительными, не говоря уже о том, что они всегда оказываются абсолютно противоречащими небесной ясности Его мотивов, каждой мысли и слову оставленного Им Учения, всем Его взглядам и отношениям, всему Его характеру и жизни.
Правдивость и абсолютная чистота каждого исшедшего из Его уст слова, не подлежат никакому сомнению.
Ученик Христа, Петр, после трехлетнего следования за Ним, мог откровенно и публично засвидетельствовать о Нем говоря: "Он не сделал никакого греха и не было лести в устах Его". (1 Пет. 2-я глава).

Иуда-предатель должен был заявить подкупившим его первосвященникам: "Согрешил я, предав кровь невинную"...
Понтий Пилат, человек весьма суровый, но искавший справедливости, должен был заявить пред многочисленной толпой, требовавшей смерти Иисуса: "Я никакой вины не нахожу в Этом Человеке"...
Сам Христос сделал своим современникам и врагам, такой вызов: "Кто из вас обличит Меня в неправде?" И, в ответ, никто из них не мог указать на допущенную Им неправду или найти какое-либо нравственное или моральное пятно в Его поведении.
Интересно, что не находя во Христе ничего предосудительного, решившие погубить Его первосвященники и весь Синедрион: "искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили. Ибо многие лжесвидетельствовали на Него, но свидетельства сии не были достаточны"... (Мк. 14-я глава). Да! Христу и, только Ему одному, мы можем вполне и всецело довериться во всех вопросах жизни и смерти, только от Него безоговорочно принять то, что Он говорит о душе, нетлении и загробной жизни, - а приняв, решительно отбросить все то, что могли бы сказать об этом те или иные люди.

Что же Христос говорит?
Одной фразой: "Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить" - Христос открыл и на вечные времена утвердил то, о чем только мечтали и смутно догадывались все предшествовавшие поколения рода человеческого. Христос "сошедший с небес" открыл нам, что душа человеческая - бессмертна; ее нельзя умертвить, испепелить, уничтожить, подвергнуть тлению. Он сказал нам, что человек всегда жив, независимо от того спасенный ли он праведник или осужденный грешник, живет ли он физически или умирает, находится ли он в раю или в аду.
Существование загробной жизни Христос подтвердил несколькими случаями воскресения людей умерших. Вспомним сына вдовы у ворот города Наина, Лазаря, дочь Иаира и других.
Факт существования загробной жизни Христос доказал Своим личным воскресением из мертвых, "в третий день, по Писанию"...

Знаменитый профессор Оксфордского университета Томас Арнольд, в труде своем о воскресении Христа из мертвых говорит: "Бесчисленные тысячи людей самым тщательным образом исследовали содержание Библии, книгу за книгой, подобно добросовестному суду, изучающему важное судебное дело. В течение многих лет делал это и я, хотя и не для убеждения других людей, а для собственного своего удовлетворения. Занимаясь долгие годы изучением истории минувших времен и событий и устанавливая и взвешивая факты, исследованные уже многими другими учеными, - скажу, что я не знаю никакого другого факта в истории человечества более достоверного и доказанного, чем данное Богом великое знамение: смерть и воскресение Христа"...
Для Христа переход в вечность не был шагом в неизвестность. О загробной жизни Он говорил, как о факте общепризнанном, очевидном и не требующем доказательства. Христос знал о чем говорил: "Я говорю то, что видел у Отца Моего"... "Я исшел от Отца Моего и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу Моему"... (Иоан. 8-я глава и 16-я главы). Умирая, Христос сказал: "Отче! в руки Твои предаю дух Мой!" По воскресении же Своем "пришел Иисус и стал посреди и говорит ученикам: мир вам! Сказав это. Он показал им руки и ноги и ребра Свои"...
Некоторые склонны верить в "духовное" воскресение Христа из мертвых. Но Писание говорит о Его телесном воскресении. При воскресении воскресает ведь тело, а не дух человека, который сам по себе бессмертен, не умирает и не нуждается в воскресении.
Воскресение Христа является как бы моделью, образцом нашего телесного воскресения, когда Христос "уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному Телу Его"... (Фил. 3-я глава).

Христос сказал: "Я есмь воскресение и жизнь; Верующий в Меня если и умрет, оживет. И всякий живущий и верующий в Меня, не умрет вовек... Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей!
"Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много, а если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я"... Христос обращается к Отцу с такой просьбой: "Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира"... (Иоан. 14-я и 17-я глава).
Христос иллюстрировал Свое откровение о загробной жизни притчами и действительными происшествиями.
Одной историей о богаче и Лазаре, Христос приподнял занавесь, разделявшую видимое от невидимого и пред нашим духовным взором предстала таинственная картина загробной жизни. Мы увидели блаженство праведника и мучение грешника. В лице богача и Лазаря, мы как бы увидели самих себя, и убедились в том, что наша биография не заканчивается пышным погребением и могильной надписью, но продолжается в потустороннем мире.

Современники Христа, саддукеи, отрицали духовное начало и "не верили в ангелов и духов". К ним в первую очередь Христос направил Свое повествование о богаче и Лазаре.
Богач и Лазарь оба жили на земле, но жизнь их протекала по-разному. Один из них "одевался в порфиру и виссон", а другой влачил жалкое существование в отрепьях нищего; один объедался, а другой голодал; один пользовался отличным здоровьем, а другой покрыт был отвратительными гнойными струпьями; один - одинокий, а у другого - пять братьев; один был человеком верующим, а другой, вероятно, - "саддукеем", безбожником: один интересовался только вещами временными, земными, видимыми, а другой - Богом, собственной душой и вечностью; один старался жить по воле Божией, а другой не признавал ни чьей воли, кроме своей собственной...
Настало время, пришел час и оба они умерли. Казалось бы, что вся их земная жизнь этим и закончилась, но - нет!
Оказалось, что оба они имеют бессмертную душу и продолжают жить за гробом. Один из них блаженствует в раю, а другой "мучается в пламени огненном". Один из них навсегда освободился от всех земных невзгод и успокоился, а другой - в безнадежном, отчаянном состоянии, с невыразимыми угрызениями совести за все свое земное прошлое, с терзаниями души за судьбу оставшихся на земле таких же как он, безбожников братьев.

В истории о богаче и Лазаре Христос открывает нам наличие двух мест: ада и рая и указывает на две разных участи: вечное блаженство и вечное мучение.
История о богаче и Лазаре дает нам ясное представление об аде и рае.
Из этой поразительной истории мы заключаем следующее:
Ад - место вечных мучений и страданий: "Я мучаюсь в пламени сем" - вопит несчастный богач.

Ад - место горестных воспоминаний: "Чадо! вспомни, что ты получил уже"... - напоминает богачу Авраам. Бог дал нам память, которую мы сохраним и после нашей телесной смерти. Память - это то единственное, что мы берем с собою в загробную жизнь. Там мы вспомним все то, что сейчас могли забыть, что быть может давно уже перестало тревожить нашу огрубелую и временно уснувшую совесть. Там совесть грешника проснется и будет терзать его душу жуткими воспоминаниями.
Ад - место неосуществимых желаний и не услышанных Богом молитв: "Так прошу тебя, отче... Аврааме"... Не имея общения с Богом, богач возносит свою напрасную молитву праотцу Аврааму. Сколько подобных молитв возносится в наши дни к разным угодникам, святым, заступникам и ходатаям. Но все эти молитвы, как и молитва богача к Аврааму, остаются без Божьего ответа. Как мало людей молящихся знают о том, что есть только "один посредник между Богом и человеками, - Иисус Христос, предавший Себя для искупления всех". Свое посредничество Христос приобрел дорогою ценою. Он и только Он один "умер за грехи наши и воскрес для нашего оправдания... Он и ходатайствует за нас"... (Тим. 2-я, Рим. 8-я и Евр. 12-я главы).
Ад - место осознания нашей ответственности за свой худой пример, которым мы послужили для братьев, родственников, близких и дальних. Живя на земле, богач не интересовался спасением своей души или души своих братьев. Напротив, он как видно убедил себя и других в правоте и основаниях своего неверия, но здесь, "в аде, будучи в муках", богач прозрел. Он пытается предостеречь братьев. У богача есть даже свой план спасения для братьев, который он излагает пред Авраамом с горячей просьбой: "Так пошли Лазаря в дом отца моего, ибо у меня пять братьев: пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучений"...
Ад - место, где мы продолжаем пользоваться не только нашей памятью, но и нашим воображением. Богач обосновывает свою просьбу: "пошли Лазаря", - на своем воображении. Богач представляет себе появление воскресшего Лазаря "в доме отца" и его речь к братьям и уверен, что "если кто из мертвых придет к ним, покаются"... Но Авраам, знающий лучше отношение безбожников к воскресению из мертвых и к другим чудесам, вообще, отвечает богачу: "Если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят"...

Ад - место вечного пребывания грешников, обиталище самого отвратительного и гнусного общества: "боязливых и неверных, и скверных, и убийц, и любодеев, и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов"... (Апок. 21-я глава). Ад - место "уготованное диаволу и ангелам его", а также "всем любящим и делающим неправду"...
Эта же история о богаче и Лазаре говорит нам и о рае и райском блаженстве праведников. Священное Писание не ограничивает нашего познания о рае и аде этим только случаем, но предлагает нам богатый материал для исследования этого замечательного предмета.
На вопрос: "Существует ли загробная жизнь?" Христос дает точный и определенный ответ. Он говорит: "Не дивитесь сему, ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения"... (Иоан. 5-я глава).
Углубляясь в изучение загробной жизни, нам становится понятным то, что уготовленное Господом вечное блаженство для искупленных, превосходит всякое человеческое воображение.

Апостол Павел рассказывает о человеке, который "восхищен был до третьего неба... восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать"... Этот счастливец, побывавший на небе, только "слышал" нечто не поддающееся передаче, и радовался радостью "неизреченной и преславной", а что пережил бы он, увидев "Новый Иерусалим", "узрев лице Его", "став подобным Ему"? Вот почему мы, верующие, должны "радоваться тому, что имена наши записаны в книгу жизни на небесах"... "Ибо не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" (Луки 10-я и 2 Кор. 12-я главы).
Рай и ад?! - Некоторые люди никак не могут совместить и примирить этих двух понятий. Они охотно соглашаются с существованием загробной жизни, связанной с вечным упокоением или блаженством, но никак не могут вместить неприятного для них факта "вечных мучений". Обычно, они ссылаются на то, что "Бог есть любовь", а поэтому Бог не может быть "таким жестоким"...
Но спросим самих себя: что надлежит нам рассматривать большей жестокостью и бессердечностью: отделить святых от нечестивых; отгородить убийц, садистов и маниаков от нормальных и мирных людей; изолировать полу нормальных развратников и невменяемых сексуалистов от невинной молодежи или же поместить всех без разбору и без исключения в одно общее место? Можно с полной уверенностью заявить и даже поручиться, что мировая совесть всегда будет против такого совмещения, против "такого" проявления любви к растленным, порочным людям. В силу, именно, этого принципа, преступников изолируют в одиночные камеры, а людей заразно больных или сумасшедших помещают в соответствующие больничные палаты.
Что такое ад, как не изолятор для людей ведущих жизнь звериную, животную, плотскую? Не сами ли они, эти люди, отреклись от святой жизни, отказались от покаяния и возрождения от Духа Святого?

Рассказывают о двух матерях, у которых взрослые сыновья были: один в тюрьме, а другой в сумасшедшем доме. Несмотря на всю их материнскую любовь к детям, ни одна из этих матерей не желала освобождения сына в том его внутреннем душевном состоянии, в каком он находился. Сумасшедший сын имел обыкновение душить мать, душить детей, а другой сын - поджигал дома. Обе матери не жаловались на власти, изолировавшие их сыновей, но напротив заявляли: "Самое лучшее место для моего сына не дома, а там"...
Есть еще одно поразительное откровение Божие в истории о богаче и Лазаре; откровение, которого
нельзя пройти мимо, так как им суммируется вся эта история: "И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят"...

"Утверждена великая пропасть"...
В загробной жизни есть ад и рай, но нет третьего или среднего, промежуточного места, - нет "чистилища", проповедуемого католиками.
В притче о пшенице и плевелах оба злака растут вместе, рядом, на одном и том же участке поля, растут безраздельно "до жатвы"... Не так ли живут в этом мире и зреют до жатвы и великие святые и жуткие грешники? Между людьми святыми и нечестивыми существует здесь на земле только внутреннее различие, духовная разница. Внешне они мало чем отличаются друг от друга: те же кожаные туфли или шерстяные костюмы, но внутренне нет у них ничего общего: "Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? какое согласие между Христом и Велиаром? или какое соучастие верного с неверным? какая совместимость храма Божьего с идолами?" (2 Кор. 6-я глава).
Святые люди живут "в мире сем", но они "не от мира сего". Они живут иной жизнью, непонятной и неприемлемой для беззаконников и нечестивцев. У людей святых - другие цели, другие интересы, все другое, все совершенно противоположное тому, чем живут и дышат люди порочные, развращенные и безбожные. Но, при всей этой несовместимости взглядов и противоположности их целей, Бог попускает и тем и другим жить "рядом", до "жатвы", до своей телесной смерти, Божьего суда и вечности.

После "жатвы" все меняется: "Между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не "переходят"... В этом смысле, со смертью физической все наши возможности спасения, действительно навеки кончаются. После смерти нет покаяния, прощения, возрождения души. Наша душа способна возрождаться и духовно возрастать до тех пор только, пока она живет в теле, но не после.
Между грешниками примирившимися с Богом и грешниками отвергнувшими благодатное спасение Христово, Бог "учредил великую пропасть". Вопрос: на какой из этих двух сторон пропасти окажется человек после смерти, решается самим человеком в течение его жизни на земле. После смерти, "хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят"...
Слово Божие учит нас, что эта пропасть отделяющая нас от Бога может и должна быть перейдена нами. Больше того, - Бог ожидает от нас этого добровольного выбора и охотного перехода, верою в Сына Божия, Иисуса Христа, Который говорит: "Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но... ПЕРЕШЕЛ от смерти в жизнь"... (Иоан. 5-я глава).
Перешел? Кто перешел? - "Слушающий слово", повинующийся этому слову.
Кто перешел? - "Верующий в Пославшего Меня", в триединого Бога, Творца неба и земли, видимого всего и всего невидимого.

"Перешел от смерти в жизнь"...
Смерть вечная - состояние неизбежности, обреченности, непоправимости, безнадежности, отчаяния, гибели. Не возрожденный грешник, по своему духовному состоянию "пребывает в смерти", "гнев Божий пребывает над ним", он "уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир, но люди возлюбили тьму более нежели свет, потому что дела их были злы"... (Иоан. 3-я глава).
Человеку, беспечно плывущему навстречу Ниагарскому водопаду, нет нужды стреляться или резать себе вены для того, чтобы погибнуть, так как он уже обречен на верную смерть. В таком же безнадежном положении находится всякий человек до своего покаяния и обращения ко Христу. Только однажды приняв, как утопающий Петр, спасательную руку Христа, грешник переходит "от смерти в жизнь".
Обратите ваше внимание на слово "перешел". Христос не говорит, что он, верующий, "перейдет" когда-то, после смерти, но что он УЖЕ ПЕРЕШЕЛ; перешел от тьмы к свету, от лжи к истине, от неверия к вере, от греховной, порочной, бессмысленной жизни, к жизни освящения, к жизни благословенной, осмысленной, целеустремленной, плодотворной; перешел в момент своего уверования и обращения ко Христу, Спасителю.

"Перешел"... Едва ли надо говорить о том, что переход, о котором здесь идет речь, не имеет ничего общего с переходом из одного вероисповедания в другое, с переходом из иудейства в христианство или из православия в то или иное евангельское течение. Бог ожидает от грешника не перемены "религии", а перемены сердца. Возможность такой перемены сердца гарантирована нам Самим Богом. Он дал нам такое обещание: "И возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное, чтобы они ходили по заповедям Моим"... (Иез. 11-я глава).
Однако Бог не меняет нашего сердца без нашего ведома и полного на то согласия; не меняет насильно. Бог ожидает, что мы осознаем роковую неисправимость нашей греховной натуры и сами будем умолять Его взять наше "сердце каменное" и дать нам "сердце новое". Так поступил царь Давид, который молился Богу и говорил: "Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не Отвергни меня от лица Твоего"... (Пс. 50-й).
Возможность перемены сердца или возрождения свыше, возможность перехода "от смерти в жизнь", эту возможность отрицают передовые ученые материалисты, скептики и атеисты, но она проверена и подтверждена духовным опытом миллионов и миллионов верующих христиан на протяжении всех веков христианства - от дня Пятидесятницы и до настоящего времени. Возрождение свыше человеческой души - это то непрекращающееся чудо, которое Дух Святой все еще продолжает творить в жизни многих людей и в наши дни. Пережив чудо возрождения, человек не нуждается уже ни в каких других доказательствах существования Бога и загробной жизни или в возможности других чудес творимых Богом.
"Когда умрет человек, то будет ли он опять жить?" Существует ли загробная жизнь?

Сознательно или бессознательно, но наш ум часто бывает занят этим, именно, вопросом. Мы не желали бы о нем думать, но он наперекор всем нашим желаниям воскресает в нашем сознании всякий раз, когда мы хороним наших родных, близких друзей и знакомых, встречаемся случайно на улице с похоронной процессией или проезжаем мимо похоронного бюро, читаем ли в газете о смерти видного деятеля или сами попадаем в госпиталь для весьма рискованной операции.
"Когда умрет человек, то будет ли он опять жить?
На этот вопрос не ожидайте положительного ответа от неверующих материалистов. Они скажут вам, что на этот вопрос наука отвечает "нет", история отвечает "нет", многовековые наблюдения и опыт отвечают "нет", бальзамирование мумий, гробницы, саркофаги, катафалки и кладбища всего земного шара отвечают "нет!", "нет!" и "нет!"..
А воскресший Христос, явившийся ученикам, говорит "да!" И, в результате, - отрекшийся Петр, не веровавший Фома и все остальные сомневавшиеся апостолы и ученики Христа не нуждаются уже ни в каких "научных" доказательствах.

Воистину, "Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная"... "Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий", и веруя имели жизнь во имя Его"... "И Я даю им жизнь вечную и не погибнут вовек"... Вот почему мы "знаем, что когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный вечный"...
Таков ответ Христа.
Это единственный, авторитетный ответ, с которым охотно соглашается наш внутренний, сокровенный человек; единственный ответ, пред которым умолкает наш строптивый разум, успокаивается наша совесть и умиротворяется наша бессмертная душа.

 

А ЧТО ЕСЛИ ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ НЕТ?

Вера в Бога, в бессмертие души и загробную жизнь кажется атеистам-безбожникам чем-то вроде намордника, который противоречит внутреннему складу их души и, конечно, препятствует их греховным планам, делам и наслаждениям... Они ведь не "вкусили и не убедились, как благ Господь" и не знают еще что "иго Его благо и бремя Его легко"...
Атеисты боятся проиграть, просчитаться. Они рассуждают так: "Христос обещает мне вечное блаженство на небесах и требует от меня, чтобы я ради этих наслаждений, которые ожидают меня на небесах, пожертвовал теми, которые я могу иметь на земле. А кто знает, может быть загробной жизни нет? Если я откажусь, живя на земле, от "временных греховных наслаждений", а там, вдруг, окажется, что и "вечного блаженства" нет, тогда я теряю и то и другое"...
Так рассуждая, атеист видит некое преимущество в своем отрицании бытия Божия и загробной жизни. Он силится заверять и убеждать себя и других в том, что "Бога нет", хотя сам в этом вовсе не уверен, и вынужден жить верою не в Бога, а в "безбога"...

Не все атеисты, нужно сказать, - люди книжные, сведущие, ученые; и не все ученые - атеисты. Среди тех, кто называют себя атеистами есть несметное число отъявленных невежд, никогда не прочитавших ни одной книги серьезно трактующей философские и религиозные вопросы. Некто сказал: "Есть три рода невежд: одни ничего не знают; другие очень плохо знают то, что нужно было бы хорошо знать; третьи - знают все, кроме того, что следовало бы знать"... Некоторые люди стали атеистами просто потому, что не доросли еще умственно до постановки пред собою главных проблем жизни. Некоторые из них слишком заняты накоплением материальных благ и поэтому не способны духовно мыслить. У некоторых из них нет даже мнимых "доказательств" того, что "Бога нет", но зато есть большое желание, чтобы Его не было, тогда было бы чем оправдать свою порочность, разнузданность, произвол и бессмысленность своей жизни. Какой же толк от невежества и атеизма? - Ничего, кроме вреда!
На этом хотя бы основании, мы утверждаем, что вера в Бога и загробную жизнь имеет бесценные и неисчислимые преимущества пред неверием, во всех отношениях: "Благочестие на все полезно, имея обетования жизни настоящей и будущей" (1 Тим. 4-я глава).
Вера на все полезна, - а какой толк от неверия? - Абсолютно никакого! Равно такая же польза и от скептицизма, вольнодумства и разного рода безбожия. Люди неверующие, но по своей природе искренние и честные, быстро убеждаются в том, что атеизм только разрушает веру в Бога, но взамен ничего, кроме тупого упрямства и отчаяния, не дает.
Мы вправе спросить каждого такого отрицателя: "Вот ты гордишься своим вольнодумством и хвалишься неверием, но осчастливило ли оно твою душу? Осмыслило ли оно твою жизнь? Подняло ли оно тебя на более высокий уровень нравственно и морально?

Вот ты хвастаешься тем, что "освободился" от Бога, Библии, Церкви и от "мракобесия", а не знаешь, что вовсе от них не освободился, а только "заменил истину Божию, ложью"... (Рим. 1-я глава):
Ты говоришь: освободился от "религиозного дурмана"?
Но, освободился ли ты от вины за грехи и злодеяния и от страшной ответственности твоей пред всевидящим Богом? Перестал ли ты думать о смерти и вечности? Избавился ли ты от внутреннего сознания неизбежной смерти, справедливого Божьего осуждения и гибели в озере огненном?
На все эти и подобные им вопросы у тебя может быть только один ответ:

Нет! Нет! Нет! И еще миллион раз - нет!

Легко сказать: "Бога нет и я не верю в бессмертие души и существование загробной жизни!" Но, что представляет собою такая громкая декларация пред судом даже нашей человеческой логики и здравого смысла?
Если нет ни Бога, ни бессмертия души, ни загробной жизни, тогда вся Вселенная и окружающий нас мир - сплошная запутанность и неразбериха.
Если нет Бога, души и вечности, тогда величайший из всех мировых документов, сокровищница не превзойденных духовных идеалов. Священное Писание - самый грубый обман, неправда и заблуждение.
Если нет Бога, бессмертия души и загробной жизни, тогда многотысячная Всемирная история человечества - вопиющая несправедливость.

Если нет ни Бога, ни души, ни вечной жизни, тогда человек, как таковой - непостижимый феномен.
Если нет Бога, бессмертия души и загробной жизни, тогда наша личная земная жизнь со всеми ее успехами, неудачами, знаниями, страданиями тела и терзаниями души - неразгаданная тайна.
Если нет ни Бога, ни души, ни жизни нетления, тогда святейший и совершеннейший из всех сынов человеческих, Сын Божий, Спаситель мира, Христос Иисус был способен на ложь и обольщение.
Если нет Бога, души и вечности, тогда любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милость, вера кротость, воздержание, надежда и многие другие высокие добродетели - необъяснимые и ненужные вещи.

Если нет ни Бога, ни бессмертия души, ни загробной жизни, тогда совесть, мораль, нравственность, справедливость - злостная выдумка и непотребные ограничения.
Тогда, воистину, следует "ублажать мертвых, которые давно умерли" и завидовать каждому "кто еще не существовал, кто не видел злых дел, какие делаются под солнцем"... Тогда "все суета сует и томление духа"... Тогда полное разочарование во всем, абсолютная бессмысленность, безнадежность и отчаяние. Тогда полный и безвыходный тупик, к которому пришел пишущий эти строки, когда было ему всего 22 года. Он в ужасе остановился пред зияющей бездной атеистического отчаяния и жизненной бессмыслицы и всей своей разочарованной в жизни душой потянулся ко Христу, Спасителю погибших грешников; воззвал к Богу и был услышан, раскаялся пред Ним и был спасен.
Теперь, на закате своей земной жизни, оглядываясь на свой многолетний путь, я вижу во всем Его мудрое водительство, Отцовское милосердие, всепрощение и любовь. "0н избавил душу мою от смерти, очи мои - от слез и ноги мои - от преткновения. Буду ходить пред лицем Господним на земле живых". (Пс. 114-й).
Я радуюсь, что этот мой духовный опыт не является чем-то исключительным. Миллионы подобных мне верующих людей прошли тем же самым благословенным путем и на протяжении почти двухтысячелетней Церковной истории свидетельствовали о том, что лучше жить, служить и умереть со Христом, чем - с сатаной.

 

А ЧТО ЕСЛИ ЗАГРОБНАЯ ЖИЗНЬ ЕСТЬ?

Однажды атеист спросил верующего сослуживца: "А что если в конце вашей жизни, после смерти, не окажется того рая о котором вы проповедуете?"
На вопрос атеиста верующий ответил следующим вопросом: "А что если в конце земного пути, за гробом, окажется тот вечный ад, который вы, атеисты, отрицаете?"
- "Я надеюсь, что этого никогда не случится!" - сказал атеист.

- "Вы надеетесь?" - переспросил его верующий, и добавил: "Вот в этом-то и вся разница между вашими убеждениями и моими - вы живете ни на чем не основанными, ложными надеждами, а я живу верою основанной на исторических фактах, на непреложных обетованиях Божиих, на духовном опыте верующих людей всех веков, на моем личном опыте и на бесчисленных свидетельствах всей Вселенной, вообще, и на свидетельствах окружающей нас земной природы, в частности, которые говорят каждому здравомыслящему человеку красноречивее слов и всех научных теорий, что если есть создание, значит есть и его Создатель; если есть невидимый духовный Бог, значит есть и невидимый духовный мир, мир загробный, нетленный, бессмертный, вечный!"
Чем больше мы углубляемся в изучение окружающего нас чудесного, сказочного мира и познаем себя и других, тем все более и более убеждаемся в бытии Божественного, творческого, всемогущего Творца и Вседержителя. Поэтому, если говорят, что трудно человеку верующему быть воистину верующим, то можно ответить, что еще труднее честному атеисту быть атеистом.
Рассказывают случай, имевший место в каком-то селе. Приехавший из города антирелигиозный агитатор-пропагандист, собрал весь сельский люд на свою лекцию. Доказав целым рядом софизмов, что "Бога нет", пропагандист предложил слушателям, в заключение, поднять к небу кулак и тем как бы подтвердить, что они "раз и навсегда с Богом покончили и полностью освободились от религиозного дурмана"...
К удивлению всех присутствовавших и самого лектора, один из слушателей не поднял своего кулака, а когда спросили его почему он воздержался, смельчак ответил: "Да ведь вы же, товарищ, доказали нам, что "Бога нет", а раз Его нет, то против кого же нам поднимать свой кулак?" Сделав томительную паузу, колхозник при гробовом молчании, полушепотом добавил: "А если Бог все же есть, то я признаюсь пред всеми вами: МНЕ СТРАШНО!"

И, действительно, если бы Бога не было, тогда отрицание Бога не рассматривалось бы атеистами таким великим геройством. Каждый взрослый человек знает, например, что нет "деда мороза", "Бовы королевича" и многих других сказочных героев и не было еще такого случая, когда бы кто-то писал, проповедовал и доказывал, что они действительно существуют, а кто-то другой разъезжал по городам и выступал в больших залах со всякими доказательствами и опровержениями этого "факта"...
Поэтому, мы наблюдаем в атеизме не только отрицание Бога, но непримиримую вражду против Бога и яростную борьбу с Ним. Атеисты не признают Бога и религии, но в своей борьбе с Богом, они проявляют больше религиозного фанатизма, чем самые ревностные и преданные Богу люди. Атеисты научились глубоко презирать то, чего не знают и не понимают. Такое их презрение относится ко всякому человеку, кто кое-что знает и кое-что понимает. В результате, атеисты борются не только с Богом, но и с людьми верующими в Бога. В сущности, борьба эта происходит не между атеистами и Богом, а между Богом и сатаной. Что же касается людей, то их сердца являются в этой борьбе только полем сражения.
Мы свободны в нашем выборе и можем принимать участие в сражении на той или другой стороне; имеем право вести любой образ жизни и преследовать в жизни любую цель. Бог никому не навязывает Своей воли, но и не благоволит к нарушителям ее, к сознательным богопротивникам. Слово Божие говорит: "Ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на Суд!"... (Еккл. 11-я глава).

А что если загробная жизнь существует? - Тогда никакие наши "знания" и никакие научные "теории" не спасут нас от вечной гибели. Мы можем знать на сколько миль наша Земля удалена от Солнца и, при всем этом, не знать и не иметь никакого понятия о том, насколько мы далеки от Бога и насколько близок конец нашего земного пути или последний вздох нашей жизни, - начало наших вечных мучений. Мы можем признавать наличие закона тяготения в природе и в то же время невежественно отрицать или вовсе не знать о существовании и проявлениях в нашей собственной плоти закона "греховного тяготения", которому неумолимо и безнадежно подчинена вся наша плотская греховная натура. (Рим. 7-я глава). Мы можем даже знать точный вес земного шара, но не знать всей тяжести наших грехов, безмерной вины и ужасной ответственности нашей пред всезнающим Богом.
А что если загробная жизнь существует? - Тогда все наше неверие, безбожие и кощунство, и никакие ложные надежды не спасут нас от вечной гибели. Тогда безумие наше обнаружится пред всеми и мы услышим из уст Самого Бога окончательный приговор:
"Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его"... "И пойдут сии в муку вечную... там будет плач и скрежет зубов"... (Мф. 25-я глава).

 

Дорогой читатель!
Еще несколько фраз и вы закончите чтение этой книги. Если вы человек неверующий или даже религиозный, но не имеющий уверенности в своем спасении, Вы не можете закрыть эту книгу с таким же сердцем, с каким Вы начали ее чтение. Вы должны серьезно подумать и полностью, безоговорочно согласиться не с моими человеческими взглядами и доводами, но согласиться с Богом и с тем, что Он сказал о загробной жизни в Своем Божественном Слове; согласиться и "произвести переоценку ценностей"; согласиться и принять решения, от которых будет зависеть дальнейшая ваша земная жизнь и ваша вечная участь.
Принятые Вами важные решения будут всецело зависеть от Вашего сердечного желания, а поэтому, разрешите предложить Вам следующий вопрос:
Желаете ли Вы наследовать ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ?

Если в тайниках Вашей бессмертной души Вы, хотя бы смутно, ощущаете это желание, - я имею для Вас радостную весть: Бог любит Вас и жаждет Вашего спасения. Христос умер на Голгофе ради нашего спасения: "Ибо так возлюбил Бог мир (и Вас в том числе), что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, (включая Вас, если Вы уверуете), oне погиб, но имел ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ". (Иоан. 3-я глава).
Бог видел, что "вина наша возросла до небес", что мы "несостоятельные должники", безнадежные духовные банкроты; Бог все это видел и из любви к нам искупил наш долг, покрыл нашу вину жертвенной Кровью Сына Своего Иисуса Христа. Итак знайте, "что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас, уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога"... (1 Петр. 1-я глава).
Бог совершил абсолютно все для нашего спасения. Он предлагает Свое помилование и спасение даром. "Потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдания даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру, для показания справедливости Его в прощении грехов, соделанных прежде"... (Рим. 3-я глава).
Желаете ли и Вы освободиться от "порочной совести", непосильной греховной ноши, раз и навсегда избавиться от Вашего порочного прошлого, чистосердечно раскаяться пред Богом и получить от Него полное прощение грехов и дар Святого Духа?

Если это является сейчас Вашим главным желанием, тогда знайте, что есть только одно место, куда следует Вам мысленно поспешить с Вашим тяжким греховным бременем. Это место - Голгофа. Миллионы душ взошли на Голгофу "труждающимися и обремененными", "заблудшими и погибшими", с глубокой скорбью и сокрушенным, разбитым сердцем, но взглянув на Святого Страдальца, нашли в ранах Его исцеление своей исстрадавшейся душе и новую жизнь, переходящую в жизнь бессмертия.
Есть только один путь к Богу: "Я есмь путь". Безосновательна та популярная мысль, будто к Богу можно придти разными путями. Все дороги когда-то вели в Рим, но не все религиозные пути ведут к Богу. Христос ясно сказал об этом: "Никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня"... (Иоан. 14-я глава).
Есть только одно средство, которое может омыть душу от самых тяжких грехов и преступлений и этим средством является жертвенная кровь Иисуса Христа:
"Он однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею"... "По сей-то воле освящены мы единократным принесением (в жертву) Тела Иисуса Христа"... "Кровь Иисуса Христа, Сына Божия, очищает нас от всякого греха"... (Евр. 9-я и 10-я и 1 Иоан. 1-я глава).

Дорогой читатель!
Не медля ни минуты, поспешите к приглашающему Вас Спасителю грешников. Принесите к Его пронзенным, святым стопам Ваше сокрушенное сердце, покайтесь пред Ним во всем и уповайте на Его великое милосердие.
В царствование Юлия Цезаря, жил пират, нападавший и грабивший римские корабли в Средиземном море. Чтобы покончить с морским разбойником, цезарь назначил большую денежную награду всякому, кто доставит лично ему, цезарю, голову дерзкого пирата.
В одно прекрасное летнее утро, у дверей Капитолия появился, вдруг, человек с мешком за плечами, прося стражу доложить цезарю, что он принес ему голову пирата. Прошло несколько минут и незнакомец был допущен в покои цезаря.

"Я принес тебе, цезарь, голову пирата!" - сказал вошедший. Ноне успел цезарь спросить незнакомца: "где голова?" как вошедший добавил:
- "Цезарь! Я - тот пират! Я пришел к тебе с повинной головой. Я виновник бесчисленных злодеяний, но в твоей, цезарь, власти казнить меня и помиловать. Если на то будет твоя воля и милость и ты простишь меня, я обещаю быть, до конца дней моих, преданным тебе рабом!"
Пораженный такой смелостью моряка, цезарь не только помиловал пирата, но вскоре назначил его командиром одной эскадры, где в боях с противниками бывший разбойник проявлял чудеса отваги и доблести на радость императору и во благо всей империи.

Часто мы даже не сознаем того, что в очах Божественного правосудия, все мы - только духовные пираты, нарушители Божьей воли, действующие против Богом установленного порядка, не признающие над собою Божьей власти. Бог имеет силу и полное право уничтожить нас, но Он любит нас. Из любви к нам, Бог покрыл нашу тяжкую вину пред Ним жертвой Единородного Сына Своего и провозгласил манифест о полном прощении тех грешников, которые придут к Нему с повинной головой. Вот в этом - вся суть нашей Евангельской проповеди и вся суть Евангелия Христова.
"Итак, оставляя времена неведения. Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться; ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых"... (Д. Ап. 17-я глава).
Бог "дал нам время покаяться", дал нам "День спасения, день благодати". Срок Его амнистии все еще простирается. Бог все еще протягивает к людям Свои пронзенные руки, призывает их к покаянию и говорит: "Придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли, если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят"... (Иоан. 6-я и Ис. 1-я главы).

По книге Изд. "Свет на Востоке", 1996

На Главную страницу