Святая преподобномученица Великая Княгиня

Елизавета Феодоровна была вторым ребенком в

семье Великого герцога Гессен-Дармштадтского

Людвига IV и принцессы Алисы, дочери королевы

английской Виктории. Еще одна дочь этой четы -

Алиса - стала впоследствии Императрицей Рос-

сийской Александрой Феодоровной.

Дети воспитывались в традициях старой Анг-

лии, их жизнь проходила по строгому распорядку,

установленному матерью. Одежда и еда детей

были самыми простыми. Старшие дочери сами

выполняли домашнюю работу: убирали комнаты,

постели, топили камин. Впоследствии Елизавета

Феодоровна говорила: "В доме меня научили все-

му". Мать внимательно следила за развитием та-

лантов и наклонностей каждого из семерых детей

и старалась воспитать их на твердой основе хри-

стианских заповедей, вложить в сердца любовь к

ближним,' особенно к страждущим.

Родители Елизаветы Феодоровны потратили

большую часть своего состояния на благотво-

рительные нужды, а дети постоянно ездили с

матерью в госпитали, приюты, дома для инвали-

дов. привозили с собой большие букеты цветов,

разносили по палатам больных, ставили в вазы.

Елизавета с детства любила природу и

особенно цветы, которые с увлечением рисовала.

У нее был художественный дар, и всю свою жизнь

она много времени уделяла рисованию. Любила

она и классическую музыку.

Все знавшие Елизавету с детства отмечали ее

любовь к ближним. Как говорила впоследствии

сама Елизавета Феодоровна. на нее еще в самой

ранней юности имели огромное влияние жизнь и

подвиги Елизаветы Тюрингенской, одной из ее

предков, в честь которой она и была названа.

В 1873 году разбился насмерть на глазах у

матери трехлетний брат Елизаветы Фридрих. В

1876 году в Дармштадте началась эпидемия диф-

терита. заболели все дети, кроме Елизаветы. Мать

просиживала ночи у постелей заболевших детей.

Вскоре умерла четырехлетняя Мария, а вслед за

ней заболела и умерла сама Великая герцогиня

Алиса в возрасте тридцати пяти лет.

Мать принцессы Алисы - королева Виктория, от-

вечая на вопрос одного американца, в чем заключается

главная сила Англии, показала ему Библию, сказав: "В

этой небольшой книге".

Елизавета Тюрингенская, канонизированная като-

ликами, жила в эпоху Крестовых походов. Она от-

личалась глубокой религиозностью и самоотверженной

любовью к людям. Всю свою жизнь она посвятила слу-

жению делу милосердия.

4

В тот год закончилась для Елизаветы пора

детства. В горе она стала еще чаще и усерднее

молиться. Она поняла, что жизнь на земле - это

крестный путь. Она всеми силами старалась

облегчить горе отца, поддержать его, утешить, а

младшим своим сестрам и брату в какой-то мере

заменить мать.

На двадцатом году жизни принцесса Ели-

завета стала невестой Великого Князя Сергея

.Александровича, пятого сына Императора Алек-

сандра II, брата императора .Александра HI. Она

познакомилась с будущим супругом в детстве,

когда он приезжал в Германию со своей матерью.

императрицей Марией Александровной, также

происходившей из Гессенского дома. До этого все

претенденты на ее руку получали отказ.

Вся семья сопровождала принцессу Елизавету

на ее свадьбу в Россию. Вместе с ней приехала и

двенадцатилетняя сестра Алиса, которая встретила

здесь своего будущего супруга, цесаревича Нико-

лая .Александровича.

Венчание состоялось в церкви Зимнего дворца

Санкт-Петербурге.' Великая Княгиня напря-

женно занималась русским языком, желая глубже

изучить культуру и особенно веру новой своей

родины.

Великая Княгиня Елизавета была ослепи-

тельно красива. В те времена говорили, что в Ев-

ропе есть только две красавицы, и обе - Елиза-

веты: Елизавета Австрийская, супруга императора

Франца-Иосифа, и Елизавета Феодоровна. Вели-

кий князь Константин Константинович Романов

'Для принцессы, выходящей замуж за Великого

Князя не требовалось обязательно переходить в Пра-

вославие.

5

посвятил Елизавете Феодоровне стихотворение.

Оно написано в 1884 году.

Я на тебя гляжу, любуясь ежечасно:

Ты так невыразимо хороша!

О, верно, под такой наружностью прекрасной

Такая же 'прекрасная душа!

Какой-то кротости и грусти сокровенной

В твоих очах таится глубина;

Как ангел ты тиха, чиста и совершенна;

Как женщина, стыдлива и нежна.

Пусть на земле ничто

средь зол и скорби многой

Твою не запятнает чистоту.

И всякий, увидав тебя, прославит Бога,

Создавшего такую красоту!

К.Р.

Большую часть года Великая Княгиня жила с

супругом в их имении Ильинское в шестидесяти

километрах от Москвы, на берегу Москвы-реки.

Она любила Москву с ее старинными храмами,

монастырями и патриархальным бытом. Сергей

Александрович был глубоко религиозным челове-

ком, жил по уставам Святой Церкви, строго со-

блюдал посты, часто посещал богослужения, ездил

в монастыри. Великая Княгиня везде следовала за

своим мужем и полностью выстаивала долгие

церковные службы.

В православных храмах она испытывала уди-

вительное чувство, таинственное и благодатное,

так непохожее на то, что чувствовала она в про-

тестантской кирхе. Она видела радостное состоя-

ние Сергея Александровича после принятия им

Святых Тайн Христовых, и ей самой захотелось

подойти к Святой Чаше, чтобы разделить эту ра-

дость. Елизавета Феодоровна стала просить мужа

достать ей книги духовного содержания, право-

6

славный катехизис и толкование Писания, чтобы

умом и сердцем постичь, какая же вера истинна.

В 1888 году Император Александр II поручил

Сергею Александровичу быть его представителем

на освящении храма святой Марии Магдалины в

Гефсимании, построенного на Святой Земле в

память их матери, Императрицы Марии Алек-

сандровны. Сергей Александрович уже был на

Святой Земле в 1881 году, когда участвовал в ос-

новании Православного Палестинского Общества

и стал председателем его. Это общество собирало

средства для паломников в Святую Землю, для

помощи Русской Миссии в Палестине, для рас-

ширения миссионерской работы, для приобрете-

ния земель и памятников, связанных с жизнью

Спасителя. Узнав о возможности посетить Святую

Землю, Елизавета Феодоровна восприняла это как

указание Божие и молилась о том, чтобы там, у

Гроба Господня, Спаситель Сам открыл ей Свою

волю.

Великий князь Сергей Александрович с суп-

ругой прибыл в Палестину в октябре 1888 года.

Храм святой Марии Магдалины был построен в

Гефсиманском саду у подножия Елеонской горы.

Этот пятиглавый храм с золотыми куполами-и до

сего дня один из красивейших храмов Иеруса-

лима. На вершине Елеонской горы высилась ог-

ромная колокольня, прозванная "русской свечой".

Увидев эту красоту и почувствовав присутствие на

этом месте благодати Божией, Великая Княгиня

сказала: "Как я хотела бы быть похороненной

здесь". Тогда она не знала, что произнесла про-

рочество, которому суждено было исполниться. В

дар храму святой Марии Магдалины Елизавета

Феодоровна привезла драгоценные сосуды. Еван-

гелие и воздухи.

После посещения Святой Земли Великая

Княгиня Елизавета Феодоровна твердо решила

перейти в православие. От этого шага ее удержи-

вал страх причинить боль своим родным и,

прежде всего, отцу. Наконец, 1 января 1891 года

она написала отцу письмо о своем решении при-

нять православную веру. Мы приведем его почти

полностью, из него видно, какой путь прошла

Елизавета Феодоровна:

"...А теперь, дорогой Папа, я хочу что-то

сказать Вам и умоляю Вас дать Ваше благослове-

ние.

Вы должны были заметить, какое глубокое

благоговение я питаю к здешней религии с тех

пор, как Вы были здесь в последний раз, более

полутора лет назад. Я все время думала и читала.

и молила Бога указать мне правильный путь, и

пришла к заключению, что только в этой религии

я могу найти всю настоящую и сильную веру в

Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть

хорошим христианином. Это было бы грехом ос-

таваться так, как я теперь - принадлежать к од-

ной церкви по форме и для внешнего мира, а

внутри себя молиться и верить так, как и мой

муж. Вы не можете себе представить, каким он

был добрым: никогда не старался принудить меня

никакими средствами, предоставляя все это со-

вершенно одной моей совести. Он знает, какой

это серьезный шаг, и что надо было быть совер-

шенно уверенной, прежде чем решиться на него. Я

бы это сделала даже и прежде, только мучило ме-

ня то, что этим я причиняю Вам боль. Но Вы,

разве Вы не поймете, мой дорогой Папа?

Вы знаете меня так хорошо, Вы должны ви-

деть, что я решилась на этот шаг только по глу-

бокой вере и что я чувствую, что пред Богом я

должна предстать с чистым и верующим сердцем.

8

Как было бы просто - оставаться так, как теперь,

но тогда как лицемерно, как фальшиво это было

бы, и как я могу лгать всем - притворяясь, что я

протестантка во всех внешних обрядах, когда моя

душа принадлежит полностью религии Право-

славной. Я думала и думала глубоко обо всем этом,

находясь в этой стране уже более шести лет и

зная, что религия "найдена". Я так сильно желаю

на Пасху причаститься Святых Тайн вместе с мо-

им мужем. Возможно, что это покажется внезап-

ным, но я думала об этом уже так долго, и теперь

наконец я не могу откладывать этого. Моя совесть

мне этого не позволяет. Прошу, прошу по по-

лучении этих строк простить Вашу дочь, если она

Вам доставит боль. Но разве вера в Бога и веро-

исповедание не являются одним из главных уте-

шений этого мира? Пожалуйста, протелеграфи-

руйте мне только одну строчку, когда Вы получите

это письмо. Да благословит Вас Господь. Это будет

такое утешение для меня, потому что я знаю, что

будет много неприятных моментов, так как никто

не поймет этого шага. Прошу только маленькое

ласковое письмо".

Отец не послал дочери желаемой телеграммы

с благословением, а написал письмо, в котором

говорил, что решение ее приносит ему боль и

страдания и что он не может дать благословения.

Тогда Елизавета Феодоровна проявила му-

жество и, несмотря на моральные страдания, не

поколебалась в решении перейти в православие.

Вот еще несколько отрывков из ее писем близким:

"...Моя совесть не позволяет мне продолжать

в том же духе - это было бы грехом; я лгала все

это время, оставаясь для всех в моей старой ве-

ре... Это было бы невозможным для меня продол-

жать жить так, как я раньше жила... Даже по-

славянски я понимаю почти все, хотя никогда не

9

учила этот язык. Библия есть и на славянском, и

на русском языке, но на последнем легче читать...

Ты говоришь..., что внешний блеск церкви очаро-

вал меня. В этом ты ошибаешься. Ничто внешнее

не привлекает меня. и не богослужение- но ос-

нова веры. Внешнее только напоминают мне о

внутреннем... Я перехожу из чистого убеждения,

чувствую, что это самая высокая религия и что я

сделаю это с верой, с глубоким убеждением и

уверенностью, что на это есть Божие благослове-

ние".

12(25) апреля в Лазареву субботу было со-

вершено Таинство Миропомазания Великой Кня-

гини Елизаветы Феодоровны с оставлением ей

прежнего имени, но уже в честь святой праведной

Елизаветы - матери святого Иоанна Предтечи,

память которой Православная церковь совершает

5(18) сентября. После Миропомазания Император

Александр Ш благословил свою невестку драго-

ценной иконой Нерукотворенного Спаса, с кото-

рой Елизавета Феодоровна не расставалась всю

жзинь и с ней на груди приняла мученическую

кончину. Теперь она могла сказать своему супругу

словами Библии: "Твой народ стал моим народом,

твой Бог - моим Богом" (Руфь 1:16).

В 1891 году Император Александр 111 назначил

Великого Князя Сергея Александровича Москов-

ским генерал-губернатором. Супруга генерал-

губернатора должна была исполнять множество

обязанностей: шли постоянные приемы, концерты,

балы. Необходимо было улыбаться гостям, танце-

вать и вести беседы, независимо от настроения,

состояния здоровья и желания.

После переезда в Москву Елизавета Феодо-

ровна пережила смерть близких людей - горячо

любимой невестки принцессы Александры (жены

10

Павла Александровича) и отца. Это была пора ее

духовного роста.

Жители Москвы скоро оценили милосердие

Великой Княгини. Она ходила по больницам для

бедных, в богадельни, в приюты для беспризорных

детей. И везде старалась облегчить страдания лю-

дей: раздавала еду, одежду, деньги, улучшала ус-

ловия жизни несчастных.

После смерти отца она с Сергеем Александ-

ровичем проехала по Волге с остановками в Яро-

славле, Ростове, Угличе. Во всех этих городах

супруги молились в местных храмах.

В 1894 году, несмотря на множество возник-

ших препятствий, наконец, состоялось решение о

помолвке Великой Княгини Алисы с Наследником

Российского престола Николаем Александровичем.

Елизавета Феодоровна радовалась тому, что лю-

бящие друг друга люди смогут стать супругами, и

ее сестра будет жить в дорогой сердцу Елизаветы

России. Принцессе Алисе было двадцать два года,

и Елизавета Феодоровна надеялась, что сестра,

живя в России, поймет и полюбит русский народ,

овладеет русским языком в совершенстве и смо-

жет подготовиться к высокому служению Импе-

ратрицы Российской.

Но все случилось по-иному. Невеста На-

следника прибыла в Россию, когда Император

Александр III лежал в предсмертной болезни. 20

октября 1894 года Император скончался. На сле-

дующий день принцесса Алиса перешла в право-

славие и была наречена именем Александры.

Венчание Императора Николая II и Александры

Феодоровны состоялось через неделю после по-

хорон, а весной 1896 года состоялось коронование

в Москве. Торжества омрачились страшным бед-

ствием: на Ходынском поле, где раздавались по-

дарки, началась давка - несколько тысяч людей

11

были ранены или задавлены. Так началось это трагическое царствование - среди панихид и

погребальных песнопений.

В июле 1903 года состоялось торжественное

прославление преподобного Серафима Саровского.

В Саров прибыла вся Императорская Семья. Им-

ператрица Александра Феодоровна молилась пре-

подобному о даровании ей сына. Когда через год

Наследник престола родился, по желанию Импе-

раторской четы престол нижней церкви, постро-

енной в Царском Селе, был освящен во имя пре-

подобного Серафима Саровского. В Саров прие-

хала и Елизавета Феодоровна с супругом. В пись-

ме из Сарова она пишет: "...Какую немощь, какие

болезни мы видели, но и какую веру! Казалось,

мы живем во времена земной жизни Спасителя. И

как они молились, как плакали -эти бедные ма-

тери с больными детьми, - и, слава Богу, многие

исцелялись. Господь сподобил нас видеть, как не-

мая девочка заговорила, но как молилась за нее

мать!"*

Когда началась Русско-японская война,

Елизавета Феодоровна немедленно занялась орга-

низацией помощи фронту. Одним из ее замеча-

тельных начинаний было устройство мастерских

для помощи солдатам - под них были заняты все

залы Кремлевского дворца, кроме Тронного. Ты-

сячи женщин трудились за швейными машинами и

рабочими столами. Огромные пожертвования по-

ступали со всей Москвы и из провинции. Отсюда

шли на фронт тюки с продовольствием, обмунди-

рованием, медикаментами и подарками для солдат.

* На следующий день после прославления в Успен-

ском соборе мать немой девочки отерла своим платком

гроб с мощами преподобного, а потом лицо своей

дочери, и та сразу заговорила.

12

Великая Княгиня отправляла на фронт и походные

церкви с иконами и со всем необходимым для

совершения богослужения. Лично от себя посы-

лала Евангелия, иконки и молитвенники.

На свои средства Великая Княгиня сформи-

ровала несколько санитарных поездов. В Москве

она устроила госпиталь для раненых, который са-

ма постоянно посещала, создала специальные ко-

митеты по обеспечению вдов и сирот погибших на

фронте солдат и офицеров.

Однако русские войска терпели одно пора-

жение за другим. Небывалый размах в стране

приобрели террористические акты, митинги, за-

бастовки. Государственный и общественный по-

рядок разваливался, надвигалась революция.

Сергей Александрович считал, что необходимо

принять более жесткие меры по отношению к

революционерам, и доложил об этом Императору,

сказав, что при сложившейся ситуации не может

больше занимать должность генерал-губернатора

Москвы. Государь принял отставку, и супруги по-

кинули губернаторский дом, переехав временно в

Нескучное.

Тем временем боевая организация эсеров

приговорила Великого Князя Сергея Александро-

вича к смерти. Ее агенты следили за ним, выжидая

удобного случая, чтобы совершить казнь. Елиза-

вета Феодоровна знала, что супругу угрожает

смертельная опасность. Она получала анонимные

письма, где ее предупреждали, чтобы она не со-

провождала своего мужа, если не хочет разделить

его участи. Великая Княгиня тем более старалась

не оставлять его одного и, по возможности, по-

всюду сопровождала супруга.

5(18) февраля 1905 года Сергей Александрович

был убит бомбой, брошенной террористом Иваном

Каляевым. Когда Елизавета Феодоровна прибыла к

13

месту взрыва, там уже собралась толпа. Кто-то

попытался помешать ей подойти к останкам суп-

руга, но она своими руками собрала на носилки

разбросанные взрывом куски тела мужа. После

первой панихиды в Чудовом монастыре Елизавета

феодоровна возвратилась во дворец, переоделась в

черное траурное платье и начла писать телеграм-

мы, и прежде всего - сестре Александре Феодо-

ровне, прося ее не приезжать на похороны, т.к.

террористы могли использовать этот случай для

покушения на Императорскую чету.

Когда Великая Княгиня писала телеграммы,

она несколько раз справлялась о состоянии ране-

ного кучера Сергея Александровича. Ей сказали,

что положение кучера безнадежно, и он может

скоро умереть. Чтобы не огорчать умирающего,

Елизавета Феодоровна сняла с себя траурное

платье, надела то же самое голубое, в котором

была до этого, и поехала в госпиталь. Там, скло-

нившись над постелью умирающего, она уловила

его вопрос о Сергее Александровиче и, чтобы ус-

покоить его, Великая Княгиня пересилила себя,

улыбнулась ему ласково и сказала: "Он направил

меня к Вам". И успокоенный ее словами, думая,

что Сергей Александрович жив, преданный кучер

Ефим скончался в ту же ночь.

На третий день после смерти мужа Елизавета

феодоровна поехала в тюрьму, где содержался

убийца. Каляев сказал: "Я не хотел убивать Вас, я

видел его несколько раз в то время, когда имел

бомбу наготове, но Вы были с ним, и я не решил-

ся его тронуть". - "И Вы не сообразили того, что

Вы убили меня вместе с ним?" - ответила она.

Далее она сказала, что принесла ему прощение от

Сергея Александровича и просила убийцу пока-

яться. В руках она держала Евангелие и просила

почитать его, но он отказался. Все же Елизавета

14

Феодоровна оставила в камере Евангелие и ма-

ленькую иконку, надеясь на чудо. Выходя из

тюрьмы, она сказала: "Моя попытка оказалась

безрезультатной, хотя, кто знает, возможно, что в

последнюю минуту он сознает свой грех и раска-

ется в нем". После этого Великая Княгиня просила

Императора Николая II о помиловании Каляева,

но это прошение было отклонено.

Из Великих Князей на погребении присутст-

вовали только Константин Константинович и Па-

вел Александрович. Погребли Сергея Александ-

ровича в маленькой церкви Чудова монастыря, где

ежедневно в течение сорока дней совершались

заупокойные панихиды; Великая Княгиня присут-

ствовала на каждой службе и часто приходила

сюда ночью, молясь о новопреставленном. Здесь

она почувствовала благодатную помощь от святых

мощей святителя Алексия, митрополита Москов-

ского, которого с тех пор особо почитала. Великая

Княгиня носила серебряный крестик с частицей

мощей святителя Алексия.' Она считала, что свя-

титель .Алексий вложила ее сердце желание по-

святить Богу всю свою оставшуюся жизнь.

На месте убийства мужа Елизавета феодо-

ровна воздвигла памятник- крест, сделанный по

проекту художника Васнецова. На памятнике были

написаны слова Спасителя, сказанные Им на

Кресте: "Отче, отпусти им, не ведят бо что творят"

(Лк. 23; 34).

------------

1 Этот крест вместе с другими личными вещами

хранится теперь в храме святой Марии Магдалины в

Гефсимании в Иерусалиме.

2 Крест был снесен новой властью весной 1918

года. В начале 1985 г. во время ремонтных работ на

Ивановской площади Московского Кремля рабочие

обнаружили хорошо сохранившийся склеп с останками

Великого Князя. Сотрудники музеев Московского Крем-

15

С момента кончины супруга Елизавета фео-

доровна не снимала траур, стала держать строгий

пост, много молилась. Ее спальня в Николаевском

дворце стала напоминать монашескую келью. Вся

роскошная мебель была вынесена, стены пере-

крашены в белый цвет, на них находились только

иконы и картины духовного содержания. Ни на

каких светских приемах она не появлялась. Бы-

вала только в храме на бракосочетаниях или кре-

стинах родственников и друзей и сразу уходила

домой или по делам. Теперь ее ничто не связывало

со светской жизнью.

Она собрала все свои драгоценности, часть

отдала в казну, часть - родственникам, а осталь-

ное решила употребить на постройку обители

Милосердия. На Большой Ордынке в Москве

Елизавета феодоровна приобрела усадьбу с

четырьмя домами и садом. В самом большом,

двухэтажном доме расположились трапезная для

сестер, кухня, кладовая и другие хозяйственные

помещения, во втором - церковь и больница,

рядом - аптека и амбулатория для приходящих

больных, в четвертом доме находилась квартира

ля изъяли из захоронения все предметы из драгоценных

металлов: кольца, цепочки, медальоны, иконы, Георги-

евский крест и направили их "в фондовую комиссию му-

зеев Кремля для определения их художественной цен-

ности и места их дальнейшего хранения", как записано

в акте изъятия. На месте захоронения Сергея Александ-

ровича устроена была автостоянка.

В девяностую годовщину убийства, 18 февраля

1995 года, Святейший Патриарх Алексий Н отслужил па-

нихиду в Архангельском соборе Кремля и сказал в про-

поведи: "Мы считаем справедливым перенести останки

Великого Князя Сергея Александровича в Романовскую

усыпальницу под собором Новоспасского монастыря.

Вознесем же молитву, чтобы Господь упокоил его душу

в обителях небесных".

16

 

 

для священника - духовника обители, классы школы

для девочек приюта и библиотека.

Елизавета Феодоровна долго трудилась над

составлением Устава обители. Она хотела возро-

дить в ней древний институт диаконисе, сущест-

вовавший в первые века христианства. Диако-

ниссами в те времена могли быть вдовы или не-

молодые девы. Главными их обязанностями были:

наблюдение за женщинами, вступающими в Цер -

ковь, обучение их основам веры, помощь при со-

вершении Таинства Крещения, а также забота о

бедных и больных. Во время гонений на христи-

анство диакониссы служили мученикам и муче-

ницам в темницах.

Архиепископ Анастасий, лично знавший

Елизавету Феодоровну, вспоминает: "Одно время

она серьезно думала о возрождении древнего

института диаконисе, в чем ее поддержал митро-

полит Московский Владимир (Богоявленский, но-

вомученик Российский 11918г.)". Но против этого

выступил епископ Саратовский Гермоген (после

революции он мученически окончил свою жизнь в

Тобольске).

Елизавета Феодоровна отказалась от своей

идеи, не пожелала воспользоваться своим высоким

положением, чтобы обойти установленные прави-

ла, и пренебречь мнением церковной власти.

Случалось, что Великую Княгиню несправедливо

обвиняли в протестантских тенденциях, в чем

впоследствии раскаивались.

Елизавета Феодоровна продолжала трудиться

над составлением Устава обители. Ездила не-

сколько раз в Зосимову пустынь, где обсуждала

проект со старцами; писала в разные монастыри и

духовные библиотеки мира, изучала уставы древ -

них монастырей. Счастливый случай, посланный

Промыслом Божиим, помог ей в этих трудах.

18

В 1906 году Великая Княгиня прочитала книгу

"Дневник полкового священника, служившего на

Дальнем Востоке во весь период минувшей Русско-

японской войны",' написанную священником Мит-

рофаном Серебрянским. Она пожелала познако-

миться с автором и вызвала его в Москву. В

результате их встреч и бесед появился проект'

Устава будущей обители, подготовленный отцом

Митрофаном, который Елизавета Феодоровна при-

няла за основу.

Для совершения богослужений и духовного

окормления сестер согласно проекту Устава нужен

был священник женатый, но который жил бы со

своей матушкой как брат с сестрой и постоянно

находился бы на территории обители. Елизавета

Феодоровна в письмах и при личных встречах

просила отца Митрофана стать духовником

будущей обители, так как он соответствовал всем

требованиям Устава.

Родился он в Орле в многодетной семье свя-

щенника, 31 июля 1870 года. Дети воспитывались в

благочестии и строгом исполнении церковных

обрядов. Когда ребенку исполнялось четыре года, отец

подводил его к матери и говорил, что отныне их чадо

может соблюдать все посты. В семье царили мир и

любовь, дети относились к родителям с величайшим

почтением. Юношей Митрофан, закончив духовную

семинарию, попросил у родителей благословения на

брак, чтобы вслед за этим принять священный сан.

Всю свою жизнь отец Митрофан очень любил и

уважал свою супругу. В конце своей жизни отец

Митрофан вспоминал: "Олюшка, спутница моя, она на

открытых плотах по течению Иртыша плыла ко мне в

ссылку. Какая это была мне поддержка и утешение!"

^Публиковался в 1905-1906 гг. в Вестнике Воен-

ного Духовенства.

19

Детей у супругов не было, и они по обоюд-

ному согласию решили хранить целомудрие в

браке. Отец Митрофан говорил, что это трудней-

ший подвиг - иметь благословение жить с лю-

бимой супругой, но отсекать похоть. Только

Божией милостью это возможно.

С 1896 года отец Митрофан служил полковым

священником при 51 драгунском Черниговском

полке, стоявшем в Орле. Вместе с полком отец

Митрофан отправился на Русско-японскую вой-

ну, где находился в зоне боевых действий под

Ляояном и Мукденом с 1904 по 1906 годы. После

окончания войны он вернулся в родной Орел и

стал настоятелем приходской церкви. Его очень

любили в Орле, как истинного и духовно опытного

пастыря. После службы часами шел к нему народ

за советом, наставлением, со всеми трудностями и

вопросами. Он вспоминал, что редко удавалось

ему уйти из церкви ранее пяти часов вечера.

После беседы с Великой Княгиней о.Митро-

фан сказал, что согласен переехать в Москву и

служить в новой обители. Но, возвращаясь домой,

он думал о том. сколько слез ждет его там, сколь-

ко прихожан будут опечалены уходом любимого

духовного отца. И он решил отказаться от пере-

езда в Москву, хотя сам впоследствии говорил, что

просьба Великой Княгини - это почти что приказ.

Когда перед отъездом в Орел он остановился

на ночлег в подмосковном доме, то долго раз -

мышлял и твердо решил послать телеграмму с от-

казом от предложения Елизаветы феодоровны. И

вдруг почти сразу пальцы на руке стали неметь и

рука отнялась. Отец Митрофан пришел в ужас от

того, что теперь не сможет служить в церкви, и

понял совершившееся как вразумление. Он стал

горячо молиться и обещал Богу, что даст согласие

20

на переезд в Москву - и через два часа рука снова

стала действовать.

Когда о.Митрофан объявил в приходе о своем

отъезде, все плакали, начались просьбы, письма,

ходатайства к церковным властям. Шли месяцы,

уехать из Орла никак не удавалось, и отец Митро-

фан почувствовал, что он не в силах этого сделать.

И тогда рука снова отнялась. Сразу же после этого

отец Митрофан поехал в Москву, пришел к Ивер-

ской часовне и со слезами молился перед Иверской

иконой Божией Матери, обещал переехать в Моск-

ву - только бы исцелилась рука. И после того, как

он приложился к иконе, пальцы больной руки стали

двигаться. Тогда он пошел к Елизавете феодоровне

и радостно возвестил, что твердо решил приехать и

быть духовником обители.

Несколько раз пришлось Великой Княгине

переделывать Устав своей обители, чтобы удовле-

творить все требования и поправки Святейшего

Синода. Император Николай 11 своим Высочайшим

Указом помог преодолеть сопротивление Синода

созданию обители.

10 февраля 1909 года Великая Княгиня сняла

траурное платье, облачилась в одеяние крестовой

сестры любви и милосердия и, собрав семнадцать

сестер основанной ею обители, сказала: "Я оставляю

блестящий мир, где я занимала блестящее положение,

но вместе со всеми вами я восхожу в более великий

мир - в мир бедных и страдающих".

Отец Митрофан стал подлинным духовником

обители, наставником и помощником настоятель-

ницы. Насколько высоко ценила Великая Княгиня

духовника обители, видно из ее письма Государю

(апрель 1909 года): "Для нашего дела отец Митро-

фан - благословение Божие, так как он заложил

необходимое основание... Он исповедует меня,

окормляет меня в церкви, оказывает мне огром-

21

вечера в больничном храме читалось вечернее

правило, после него все сестры, получив благо-

словение настоятельницы, расходились по кельям.

Четыре раза в неделю за вечерней читались ака-

фисты: в воскресенье - Спасителю, в понедель-

ник - Архангелу Михаилу и всем Бесплотным

Небесным Силам, в среду - святым женам-

мироносицам Марфе и Марии, и в пятницу -

Божией Матери или Страстям Христовым. В

часовне, сооруженной в конце сада обители, чи-

талась Псалтирь по усопшим. Часто ночами мо-

лилась там сама настоятельница.

Внутренней жизнью сестер руководил за-

мечательный священник и пастырь, духовник

обители протоиерей Митрофан Серебрянский.

Дважды в неделю он проводил беседы с сестрами.

Кроме того, сестры могли ежедневно в опреде-

ленные часы приходить за советом или наставле-

нием к духовнику или к настоятельнице. Великая

Княгиня вместе с отцом Митрофаном учили сес-

тер, что их задача - не только медицинская по-

мощь, но и духовное наставление опустившихся,

заблудших и отчаявшихся людей. Каждое воскре-

сенье после вечерней службы в соборе Покрова

Божией Матери устраивались беседы для народа с

общим пением молитв.

"На всей внешней обстановке обители и на

самом ее внутреннем быте, и на верх вообще со-

зданиях Великой Княгини лежал отпечаток изя-

щества и культурности не потому, чтобы она

придавала этому какое-либо самодовлеющее

значение, но потому, что таково было непроиз-

вольное действие ее творческого духа", - пишет в

своих воспоминаниях митрополит Анастасий.

Богослужение в обители отличалось особой

красотой и благоговейностью, в этом была заслуга

исключительного по своим пастырским достоин-

24

 

 

ствам духовника; избранного настоятельницей.

Здесь совершали богослужения и проповедовали

слово Божие лучшие пастыри и проповедники не

только Москвы, но и многих отдаленных мест

России. Как пчела, собирала настоятельница нек-

тар со всех цветов, чтобы люди ощутили особый

аромат духовности. Обитель, ее храмы и богослу-

жение вызывали восхищение современников.

Этому способствовала не только красота храмов,

но и прекрасный парк с оранжереями - в лучших

традициях садового искусства XVIII - XIX века.

Это был единый ансамбль, соединявший гармо-

нично внешнюю и внутреннюю красоту.

Современница Великой Княгини Нонна Грейтон,

фрейлина ее родственницы принцессы Виктории,

свидетельствует о Елизавете Феодоровне: "Она

обладала замечательным качеством - видеть хо -

рошее и настоящее в людях, и старалась это вы-

являть. Она также совсем не имела высокого

мнения о своих качествах... У нее никогда не было

слова "не могу", и никогда ничего не было уны-

лого в жизни Марфо-Мариинской обители. Все

было там современно, как внутри, так и снаружи.

И кто бывал там, уносил прекрасное чувство".

В Марфо - Мариинской обители Великая Кня-

гиня вела жизнь подвижницы. Спала на дере-

вянных досках без матраса, тайно носила влася-

ницу и вериги. Об этом рассказала в своих вос-

поминаниях подвижница Марфо - Мариинской

обители монахиня Любовь (в миру Евфросиния).

Однажды она, еще не обученная монашеским

правилам, вошла в покои настоятельницы без мо-

литвы и не спросив благословения. В келье она

увидела Великую Княгиню во власянице и

веригах. Та нисколько не смутившись, сказала

только: "Лушенька, когда входишь, надо сту-

чаться".

26

Монахиня Любовь вспоминает также замеча-

тельный случай, приведший ее в монастырь. Было

это в 1912 году. В 16 лет она уснула летаргическим

сном, во время которого душа ее была встречена

преподобным Онуфрием Великим. Он подвел ее к

трем святым - в одном из них Евфросиния

узнала преподобного Сергия Радонежского, двое

других были ей незнакомы.

Преподобный Онуфрий сказал Евфросинии,

что она нужна в Марфо-Мариинской обители, и,

очнувшись от сна, Евфросиния стала выяснять, где

в России есть монастырь в честь Марфы и Марии.

Одна из ее знакомых оказалась послушницей этой

обители и рассказала Евфросинии о ней и ее

основательнице. Евфросиния написала настоя-

тельнице письмо с вопросом, смогут ли ее принять

в обитель, и получила утвердительный ответ.

Когда по прибытии в монастырь Евфросиния

вошла в келью настоятельницы, то узнала в ней ту

святую, которая стояла в райской обители вместе

с преподобным Сергием. Когда же она пошла по-

лучить благословение духовника монастыря отца

Митрофана, то в нем узнала второго из тех, кто

стоял рядом с преподобным Сергием. Ровно через

шесть лет после этого видения Великая княгиня

претерпела мученическую кончину в день обре-

тения мощей преподобного Сергия Радонежского,

а отец Митрофан впоследствии принял постриг с

именем Сергий в честь преподобного Сергия.

Привыкшая с детства к труду, Великая Кня-

гиня все делала сама и лично для себя не требо-

вала никаких услуг от сестер. Она участвовала во

всех делах обители, как рядовая сестра, всегда

подавая пример остальным. Как-то к настоя-

тельнице подошла одна из послушниц с просьбой

послать кого-нибудь из сестер перебирать кар-

тошку, так как никто не хочет помочь. Великая

2?

Княгиня, не сказав никому ни слова, пошла сама.

Увидев настоятельницу, перебирающую картошку,

устыженные сестры прибежали и принялись за

дело.

Великая Княгиня строго соблюдала посты,

вкушая только растительную пищу. Утром вста-

вала на молитву, после чего распределяла послу-

шания сестрам, работала в клинике, принимала

посетителей, разбирала прошения и письма.

Вечером был обход больных, заканчивав-

шийся далеко за полночь. Ночью настоятельница

молилась в молельне или церкви, ее сон редко

продолжался более трех часов. Когда больной ме-

тался и нуждался в помощи, она просиживала у

его постели до рассвета. В больнице Елизавета

Феодоровна брала на себя самую ответственную

работу: ассистировала при операциях, делала пе-

ревязки, утешала больных и всеми силами стре-

милась облегчить их страдания. Они говорили, что

от Великой Княгини исходила целебная сила, ко-

торая помогала им переносить боль и соглашаться

m тяжелые операции.

В качестве главного средства от недугов

настоятельница всегда предлагала исповедь и

причастие. Еще она говорила: "Безнравственно

утешать умирающих ложной надеждой на выздо-

ровление, лучше помочь им по-христиански пе-

рейти в вечность".

Сестер обители обучали основам медицины.

Главной их задачей было посещение больных и

бедных, забота о брошенных детях, оказание им

медицинской, моральной и материальной помощи.

В больнице обители работали лучшие специ-

алисты Москвы. Все операции проводились бес-

платно. Здесь исцелялись те, от кого отказывались

другие врачи. Исцеленные пациенты плакали,

уходя из Марфо-Мариинской больницы, расста-

28

ваясь с "Великой Матушкой", как они называли

настоятельницу. При обители работала воскресная

школа для работниц фабрики. Любой желающий

мог пользоваться фондами прекрасной библиотеки.

Действовала бесплатная столовая для бедных. В

обители был создан приют для девочек - сирот. К

Рождеству устраивали большую елку для бедных

детей, дарили им игрушки, сладости, теплую одежду,

которую шили сами сестры.

Настоятельница обители считала, что главное

дело сестер не работа в больнице, а помощь бедным

и нуждающимся. Обитель получала до двенадцати

тысяч прошений в год. О чем только ни просили:

устроить на лечение, найти работу, присмотреть за

детьми, ухаживать за лежачими больными, отпра-

вить на учебу за границу.

Великая Княгиня находила возможности по-

мочь духовенству, давала средства на нужды

бедных сельских приходов, которые не могли от-

ремонтировать храм или построить новый. Она

помогала материально священникам - миссионе-

рам, трудившимся среди язычников Крайнего

Севера или инородцев окраин России, ободряла и

укрепляла их.

Одним из главных мест бедности, которому

Великая Княгиня уделяла особое внимание, был

Хитров рынок. Елизавета Феодоровна в сопро-

вождении своей келейницы Варвары Яковлевой

или сестры обители княжны Марии Оболенской,

неутомимо переходя от одного притона к другому,

собирала сирот и уговаривала родителей отдать ей

на воспитание детей. Все население Хитрова ува-

жало ее, называя "сестрой Елизаветой" или "Ма-

тушкой". Полиция постоянно предупреждала ее,

что не в состоянии гарантировать ей безопас-

ность. В ответ на это Великая Княгиня всегда

благодарила полицию за заботу и говорила, что ее

29

жизнь не в их руках, а в руках Божиих. Она

старалась спасать детей Хитровки. Ее не путали

нечистота, брань, вид людей, потерявших чело-

веческий облик. Она говорила: "Подобие Божие

может быть иногда затемнено, но оно никогда не

может быть уничтожено".

Мальчиков, вырванных из Хитровки, она

устраивала в общежития. Из одной группы таких

недавних оборванцев образовалась артель испол-

нительных посыльных Москвы. Девочек устра-

ивали в закрытые учебные заведения или приюты,

где также следили за их здоровьем и духовным

ростом.

Елизавета Феодоровна создавала дома при-

зрения для сирот, инвалидов, тяжело больных,

находила время для посещения их, постоянно

поддерживала материально, привозила подарки.

Рассказывают такой случай. Однажды Великая

княгиня должна была приехать в приют для ма-

леньких девочек-сирот. Все готовились достойно

встретить свою благодетельницу. Девочкам ска-

зали, что приедет Великая Княгиня: нужно будет

поздороваться с ней и поцеловать ручки. Когда

Елизавета Феодоровна приехала, ее встретили

малютки в белых платьицах. Они дружно поздо-

ровались и все протянули свои ручки Великой

Княгине со Словами: "Целуйте ручки". Воспита-

тельницы ужаснулись: что же будет! Но Великая

Княгиня, прослезившись, подошла к каждой из

девочек и всем поцеловала ручки. Плакали при

этом все - такое умиление и благоговение было

на лицах и в сердцах.

Еще об одном из бесчисленных свидетельств

ее любви к страждущим вспоминают современ-

ники. Одна из сестер пришла из бедного квартала

и рассказала о безнадежно больной чахоткой

женщине с двумя маленькими детьми, живущей в

30

холодном подвале. Матушка сразу заволновалась,

немедленно позвала старшую сестру и приказала

устроить мать в больницу для чахоточных, а детей

взять в приют; если не найдется кровати, устроить

больную на раскладушке. После этого сама взяла

для детей одежду, одеяльца и пошла за ними. Ве-

ликая Княгиня постоянно посещала больную мать

до самой е╠ кончины, успокаивала, обещая, что

позаботится о детях.

Великая матушка надеялась, что созданная ею

Марфо-Мариинская обитель милосердия рас-

цветет и станет большим плодоносным древом. Со

временем она собиралась устроить отделения

обители и в других городах России.

Великой Княгине была присуща исконно

русская любовь к паломничеству. Не раз ездила

она в Саров и там с радостью спешила в храм,

чтобы помолиться у раки преподобного Серафима.

Ездила во Псков, в Киев, в Оптину пустынь, в

Зосимову пустынь, была в Соловецком монастыре.

Посещала и самые маленькие монастыри в захо-

лустных и отдаленных местах России. Присут-

ствовала на всех духовных торжествах, связанных

с открытием или перенесением мощей угодников

Божиих. Больным паломникам, ожидавшим исце-

ления от новопрославляемых святых, Великая

Княгиня тайно помогала, ухаживала за ними. В

t914 году Великая Княгиня посетила монастырь в

Алапаевске - городе, которому суждено было

стать местом ее заточения и мученической смерти.

Она помогала русским паломникам, отправ-

лявшимся в Иерусалим. Через общества, органи-

зованные ею, покрывалась стоимость билетов

паломников, плывущих из Одессы в Яффу. Она

построила также большую гостиницу в Иерусали-

ме. Еще одно славное деяние Великой Княгини-

постройка русского православного храма в Ита-

31

лии. в городе Бари, где покоятся мощи святителя

Николая Мирликийского. В 1914 году был освящен

нижний храм в честь святителя Николая и стран-

ноприимный дом.

Драгоценно воспоминание о Великой Княгине

митрополита Анастасия, лично ее знавшего: "Она

способна была не только плакать с плачущими, но

и радоваться с радующимися, что обыкновенно

труднее первого. Не будучи монахинею в соб-

ственном смысле этого слова, она лучше многих

инокинь соблюдала великий завет святого Нила

Синайского: "Блажен инок, который всякого че-

ловека почитает как бы богом после Бога". Найти

хорошее в каждом человеке и "милость к падшим

призывать" было всегдашним стремлением ее

сердца. Кротость нрава не препятствовала ей, од-

нако, пылать священным гневом при виде не-

справедливости. Еще более строго она осуждала

саму себя, если впадала в ту или другую, даже

невольную ошибку... Однажды, в бытность мою

еще викарным епископом в Москве, она пред-

ложила мне председательство в чисто светском по

своему составу обществе, не имевшем при том по

своим задачам непосредственного отношения к

Церкви. Я невольно смутился, не зная, что отве-

тить на ее слова. Она сейчас же поняла мое по-

ложение: "Извините, - решительно произнесла

она. - я сказала глупость", - и тем вывела меня

из затруднения".

Современники вспоминали, что Елизавета

Феодоровна вносила с собою чистое благоухание

лилии, быть может, поэтому она так любила белый

цвет. Встречаясь со множеством людей, она сразу

могла понять человека; раболепство, ложь и хит-

рость были ей противны. Она говорила: "Ныне

трудно найти правду на земле, затопляемой все

сильнее греховными волнами; чтобы не разоча-

32

роваться в жизни, надо правду искать на небе,

куда она ушла от нас".

С самого начала своей жизни в Православии

и до последних дней Великая Княгиня находилась

в полном послушании у своих духовных отцов. Без

благословения священника Марфо - Мариинской

обители протоиерея Митрофана Серебрянского и

без советов старцев Оптиной пустыни, Зосимовой

пустыни и других монастырей, она сама ничего не

предпринимала. Ее смирение и послушание было

удивительным.

Господь наградил ее даром духовного рас-

суждения и пророчества. Отец Митрофан Сереб-

рянский рассказывал, что незадолго до революции

ему приснился сон, яркий и явно пророческий, но

он не знал как его истолковать. Сон был цветным:

четыре картины, сменяющие друг друга. Первая:

стоит прекрасная церковь. Вдруг со всех сторон

появляются огненные языки, и вот весь храм

пылает - зрелище величественное и страшное.

Вторая: изображение Императрицы Александры

Феодоровны в черной рамке; вдруг из краев этой

рамки начинают вырастать побеги, на которых

раскрываются белые лилии, цветы все увели-

чиваются в размере и закрывают изображение.

Третья: Архангел Михаил с огненным мечом в

руке. Четвертая картина: преподобный Серафим

Саровский стоит коленопреклоненный на камне с

молитвенно воздетыми руками.

Взволнованный этим сном, отец Митрофан

рассказал о нем Великой Княгине рано утром, еще

до начала Литургии. Елизавета Феодоровна ска-

зала, что ей понятен этот сон. Первая картина

означает, что в России скоро будет революция,

начнется гонение на Церковь Русскую и за грехи

наши, за неверие страна наша встанет на грань

погибели. Вторая картина означает, что сестра

33

аресте и страданиях Царской Семьи она говорила:

"Это послужит к их нравственному очищению и

приблизит их к Богу".

Весной 1917 года к ней приехал шведский

министр по поручению кайзера Вильгельма и

предложил ей помощь в выезде заграницу. Ели-

завета Феодоровна ответила, что решила разде-

лить судьбу страны, которую считает своей новой

родиной, и не может оставить сестер обители в

это трудное время.

Никогда не било на богослужении в обители

столько народа, как перед октябрьским перево-

ротом. Шли не столько за тарелкой супа или ме-

дицинской помощью, сколько за утешением и

советом "Великой матушки". Елизавета Феодо-

ровна всех принимала, выслушивала, укрепляла.

Люди уходили от нее умиротворенными и обод-

ренными.

Первое время после октябрьского переворота

Марфо-Мариинскую обитель не трогали. На-

против, сестрам оказывали уважение, два раза в

неделю к обители подъезжал грузовик с продо-

вольствием, привозили черный хлеб, вяленую рыбу,

овощи... Из медикаментов выдавали в ограничен-

ном количестве перевязочный материал и лекар-

ства первой необходимости.

Все вокруг были испуганы, покровители и

состоятельные дарители теперь боялись оказывать

помощь обители. Великая Княгиня во избежание

провокаций почти не выходила за ворота обители,

сестрам также было запрещено выходить на ули-

цу. Однако установленный распорядок дня оби-

тели не менялся, только длиннее стали службы,

усерднее молитва сестер. Отец Митрофан каждый

день служил в переполненной церкви Божествен-

ную Литургию, было много причастников. Неко-

торое время в обители находилась чудотворная

36

икона Божией Матери Державная, обретенная в

подмосковном селе Коломенском в день отречения

Императора Николая II от престола. Перед иконой

совершались соборные моления.

После заключения Брест-Литовского мира

германское правительство добилось согласия со-

ветской власти на выезд Великой Княгини Ели-

заветы Феодоровны за границу. Посол Германии

граф Мирбах дважды пытался увидеться с Великой

Княгиней, но она не приняла его и категорически

отказалась уехать из России. Она говорила: "Я

никому ничего дурного не сделала. Буди воля

Господня!"

Приведем отрывки из писем Великой Княгини

близким людям: "...Господь опять Своей великой

милостью помог нам пережить дни внутренней

войны, и сегодня я имела безграничное утешение

молиться... и присутствовать на Божественной

службе, когда наш Патриарх давал благословение.

Святой Кремль, с заметными следами этих пе-

чальных дней, был мне дороже, чем когда бы то

ни было, и я почувствовала, до какой степени

Православная Церковь является настоящей Цер-

ковью Господней. Я испытывала такую глубокую

жалость к России и ее детям, которые в настоящее

время не ведают, что творят. Разве это не больной

ребенок, которого мы любим во сто крат больше

во время его болезни, чем когда он весел и здо-

ров? Хотелось бы понести его страдания, научить

его терпению, помочь ему. Вот что я чувствую

каждый день. Святая Россия не может погибнуть.

Но Великой России, увы, больше нет. Но Бог в

Библии показывает, как Он прощал Свой раска-

явшийся народ и снова даровал ему благосло-

венную силу.

Будем надеяться, что молитвы, усиливающи -

еся с каждым днем, и увеличивающееся раская-

37

ние умилостивят Приснодеву, и Она будет молить

за нас Своего Божественного Сына, и что Господь

нас простит".

"...Полностью разрушена Великая Россия, но

Святая Россия и Православная Церковь, которую

"врата ада не одолеют" существует и существует

более, чем когда бы то ни было. И те, кто верует и

не сомневается ни на мгновение, увидят "внут-

реннее солнце", которое освещает тьму во время

грохочущей бури... Я только уверена, что Господь,

Который наказывает, есть тот же Господь, Ко-

торый и любит. Я много читала Евангелие, и, если

осознать ту великую .жертву Бога Отца, Который

послал Своего Сына умереть и воскреснуть за нас,

то тогда мы ощутим присутствие Святаго Духа,

Который озаряет наш путь. И тогда радость ста-

новится вечной, даже если наши бедные челове-

ческие сердца и наши маленькие земные умы бу-

дут переживать моменты, которые кажутся очень

страшными... Мы работаем, молимся, надеемся и

каждый день чувствуем милость Божию. Каждый

день мы испытываем постоянное чудо. И другие

начинают это чувствовать и приходят в нашу

церковь, чтобы отдохнуть душой".

Спокойствие обители было затишьем перед

бурей. Сначала в обитель прислали анкеты -

опросные листы для всех, кто проживал и нахо-

дился на лечении: имя, фамилия, возраст, соци-

альное происхождение и т.д. После этого были

арестованы несколько человек из больницы. Затем

объявили, что сирот переведут в детский дом.

В апреле 1918 года на третий день Пасхи, в

день празднования Иверской иконы Божией Ма-

тери, Елизавету Феодоровну арестовали и немед-

ленно вывезли из Москвы. Это произошло в тот

день, когда Святейший Патриарх Тихон посетил

Марфо-Мариинскую обитель, где служил Бо-

38

 

 

жественную Литургию и молебен. После службы

Патриарх до четырех часов дня находился в оби-

тели и беседовал с настоятельницей и сестрами.

Это было последнее благословение и напутствие

главы Русской Православной Церкви Елизавете

Феодоровне перед крестным путем на Голгофу.

Почти сразу после отъезда Патриарха Тихона

к обители подъехала машина с комиссаром и

красноармейцами-латышами. Елизавете феодо-

ровне приказали ехать с ними. На сборы дали

полчаса. Настоятельница успела лишь собрать

сестер в церкви святых Марфы и Марии и дать

им последнее благословение. Плакали все при-

сутствующие, зная, что видят свою мать и насто-

ятельницу в последний раз. Елизавета феодоровна

благодарила сестер за самоотверженность и вер-

ность и просила отца Митрофана не оставлять

обители и служить в ней до тех пор, пока это

будет возможным.

С Великой Княгиней поехали две сестры -

Варвара Яковлева и Екатерина Янышева. Перед

тем, как сесть в машину, настоятельница осенила

всех крестным знамением.

Одна из сестер обители, Зинаида (в мона-

шестве Надежда) вспоминает: "...И повезли ее.

Сестры бежали за ней, сколько могли. Кто прямо

падал на дороге... Когда я пришла к обедне, то

услышала, что диакон читает ектенью и не может,

плачет... И повезли ее в Екатеринбурге каким-то

провожатым, и Варвара с ней. Не разлучились...

Потом письмо нам прислала, батюшке и каждой

сестре. Сто пять записочек' было вложено, и

каждой по ее характеру. Из Евангелия, из Библии

изречения, а кому от себя. Она всех сестер, всех

своих детей знала..."

'К 1918 году в обители было сто пять сестер.

40

Узнав о случившемся, Патриарх Тихон пы-

тался через различные организации, с которыми

считалась новая власть, добиться освобождения

Великой Княгини. Но старания его оказались

тщетными. Все члены Императорского Дома были

обречены.

Елизавету Феодоровну и ее спутниц напра-

вили по железной дороге в Пермь. По пути в

ссылку она написала письмо сестрам своей оби-

тели. Вот выдержки из него:

"Господи благослови, да утешит и укрепит

всех вас Воскресение Христово... Да сохранит нас

всех с вами, мои дорогие, преподобный Сергий,

святитель Димитрий и святая Евфросиния По-

лоцкая... не могу забыть вчерашний день, все до-

рогие милые лица. Господи, какое страдание в

них, о, как сердце болело. Вы мне становитесь

каждую минуту дороже. Как я вас оставлю, мои

деточки, как вас утешить, как укрепить? Помните,

мои родные все, что я вам говорила. Всегда будьте

не только мои дети, но послушные ученицы.

Сплотитесь и будьте, как одна душа, все для Бога,

и скажите, как Иоанн Златоуст: "Слава Богу за

все!" Старшие сестры, объединяйте сестер ваших.

Просите Патриарха Тихона "цыпляточек" взять под

свое крылышко. Устройте его в моей средней комнате.

Мою келью - для исповеди, и большая - для

приема... Ради Бога, не падайте духом. Божия Ма-

терь знает, отчего Ее Небесный Сын послал нам это

испытание в день Ее праздника... только не па-

дайте духом и не ослабевайте в ваших светлых

намерениях, и Господь, Который нас временно

разлучил, духовно укрепит. Молитесь за меня,

грешную, чтобы я была достойна вернуться к мо-

им деткам и усовершенствовалась для вас, чтобы

мы все думали, как приготовиться к вечной

жизни.

41

Вы помните, как я боялась, что вы слишком в

моей поддержке находите крепость для жизни, и я

вам говорила: "Надо побольше прилепиться к Богу.

Господь говорит: "Сын Мой, отдай сердце твое

Мне, и глаза твои да наблюдают пути Мои". Тогда

будь уверен, что все отдашь Богу, если отдашь Ему

свое сердце, т.е. самого себя".

Теперь мы переживаем одно и то же и не-

вольно только у Него находим утешение нести

наш общий крест разлуки. Господь нашел, что нам

пора нести Его крест. Постараемся быть достой-

ными этой радости. Я думала, что мы будем так

слабы, не доросли нести большой крест. "Господь

дал, Господь и взял". Как угодно было Богу, так и

сделалось. Да будет имя Господне благословенно

навеки.

Какой пример дает нам святой Иов своей

покорностью и терпением в скорбях. За это Гос-

подь потом дал ему радость. Сколько примеров

такой скорби у Святых Отцов во святых обителях,

но потом была радость. Приготовьтесь к радости

быть опять вместе. Будем терпеливы и смиренны.

Не ропщем и благодарим за все.

Ваша постоянная богомолица и любящая мать

во Христе.

Матушка".

Последние месяцы своей жизни Великая Кня -

гиня провела в заключении в школе на окраине

города Алапаевска вместе с Великим Князем Сергеем

Михайловичем (младшим сыном Великого Князя

Михаила Николаевича, брата Императора Алек-

сандра II), его секретарем - Феодором Михай-

ловичем Ремезом, тремя братьями - Иоанном,

Константином и Игорем (сыновьями Великого

Князя Константина Константиновича) и князем

Владимиром Палеем (сыном Великого Князя Павла

Александровича). Конец был близок. Матушка-

42

настоятельница готовилась к этому исходу, посвя-

щая все время молитве.

Сестер, сопровождавших свою настоятельни-

цу, привезли в Областной совет и предложили им

идти на свободу. Обе умоляли вернуть их к Ве-

ликой Княгине. Тогда чекисты стали пугать их

пытками и мучениями, которые предстоят всем,

кто останется с ней. Варвара Яковлева сказала,

что готова дать подписку даже своей кровью, что

желает разделить судьбу Великой Княгини. Так

крестовая сестра Марфо-Мариинской обители

Варвара Яковлева сделала свой выбор и присое-

динилась к узникам, ожидавшим решения своей

участи.

Глубокой ночью 5(18) июля, в день обретения

мощей преподобного Сергия Радонежского, Великую

Княгиню Елизавету Феодоровну вместе с другими

членами Императорского Дома бросили в шахту

старого рудника. Когда озверевшие палачи сталки-

вали Великую Княгиню в черную яму, она повто-

ряла молитву, произнесенную распятым на Кресте

Спасителем мира: "Господи, прости им, ибо не

знают, что делают" (Лк. 23: 34). Затем чекисты

начали бросать в шахту ручные гранаты. Один из

крестьян, бывший свидетелем убийства говорил, что

из глубины шахты слышались звуки Херувимской,

которую пели страдальцы перед переходом в веч-

ность.

Елизавета Феодоровна упала не на дно шахты,

а на выступ, который находился на глубине 15 мет-

ров. Рядом с ней нашли тело Иоанна Константи-

новича с перевязанной головой. С тяжелейшими

переломами и ушибами она и здесь стремилась

облегчить страдания ближнего. Пальцы правой руки

Великой Княгини и инокини Варвары оказались

сложенными для крестного знамения. Скончались

они в страшных мучениях от жажды, голода и ран.

43

Останки настоятельницы Марфо-Мариин-

ской обители и ее верной келейницы Варвары в

1921 году были перевезены в Иерусалим и поло-

жены в усыпальнице храма святой равноапос-

тольной Марии Магдалины в Гефсимании.

Долгим и тяжелым был этот путь. 18(31) ок-

тября 1918 г. тела страдальцев положили в дере-

вянные гробы и поставили в кладбищенской

церкви Алапаевска, где совершалось постоянное

чтение псалтири и служились панихиды. На сле-

дующий день гробы перенесли в Свято-Троицкий

собор, отслужили заупокойную Литургию, а вслед

за ней - отпевание. Гробы были поставлены в

склепе собора, с правой стороны от алтаря.

Но недолго покоились здесь их тела. Красная

армия наступала, и необходимо было перевезти их

в более безопасное место. Занялся этим отец Се-

рафим, игумен Алексеевского скита Пермской

епархии, друг и духовник Великой Княгини.

Сразу после октябрьской революции о.Сера-

фим был в Москве, имел беседу с Великой Кня-

гиней и приглашал ее поехать с ним в Алапаевск,

где, по его словам, были надежные люди в скитах,

которые сумеют укрыть и сохранить Великую

Княгиню. Елизавета феодоровна отказалась скры-

ваться, но добавила в конце беседы: "Если меня

убьют, то прошу вас, похороните меня по-хри-

стиански". Слова эти оказались пророческими.

Игумен Серафим получил разрешение от адми-

рала Колчака перевезти тела. Атаман Семенов выде-

лил для этого вагон и дал пропуск. И 1(14) июля 1919г.

восемь алапаевских гробов направились к Чите. В

помощники себе о. Серафим взял двух послуш-

ников - Максима Канунникова и Серафима

Гневашева.

В Чите гробы привезли в Покровский жен-

ский монастырь, где монахини обмыли тела стра -

44

стотерпцев и облачили Великую Княгиню и ино-

киню Варвару в монашеское одеяние. Отец Сера-

фим с послушниками сняли доски пола в одной из

келий, выкопали там могилу и поставили все

восемь гробов, засыпав их небольшим слоем зем-

ли. В этой келье остался жить и охранять тела

страдальцев сам О.Серафим.

В Чите гробы страдальцев пробыли шесть ме-

сяцев. Но Красная армия снова наступала, и остан-

ки новомучеников необходимо было увозить уже

за пределы России. 26 февраля (11 марта) начался

этот путь, при полном расстройстве железнодо-

рожного транспорта. Вагон передвигался вместе с

фронтом: пройдет вперед верст 25, а потом от-

катится верст на 15. Благодаря пропуску вагон

постоянно отцепляли и прицепляли к разным по-

ездам, направляя к китайской границе. Наступило

лето, из щелей гробов постоянно сочилась жид-

кость, распространяя ужасный смрад. Когда поезд

останавливался, сопровождавшие собирали траву

и вытирали ею гробы. Жидкость, вытекавшая из

гроба Великой Княгини, как вспоминает о.Сера-

фим, благоухала, и они бережно собирали ее как

святыню в бутылочку.

У самой границы Китая на состав напал отряд

красных партизан, которые пытались выбросить

из вагона гробы с телами. Подоспевшие китайские

солдаты отогнали нападавших и сохранили тела

страдальцев от уничтожения.

Когда состав прибыл в Харбин тела всех ала-

паевских страдальцев были в состоянии полного

разложения, кроме тел Великой Княгини и ино-

кини Варвары. Князь Н.А.Кудашев, вызванный в

Харбин для опознания убитых и составления

протокола, вспоминает: "Великая Княгиня лежала,

как живая, и совсем не изменилась с того дня, как

я перед отъездом в Пекин прощался с нею в

45

Москве, только на одной стороне лица. был боль-

шой кровоподтек от удара при падении в шахту.

Я заказал для них настоящие гробы и при-

сутствовал на похоронах. Зная, что Великая Кня-

гиня всегда выражала желание быть погребенной

в Гефсимании в Иерусалиме, я решил исполнить

ее волю - послал прах ее и ее верной послуш-

ницы в Святую Землю, попросив монаха проводить

их до места последнего упокоения и тем самым

закончить начатый подвиг".

В апреле 1920 г. гробы страдальцев прибыли в

Пекин, где их встретил начальник Русской Духовной

Миссии архиепископ Иннокентий. После заупо-

койной службы они были временно помещены в

одном из склепов на кладбище Миссии и сразу же

началось устройство нового склепа при Свято-

Серафимовском храме.

Гробы с телами Великой Княгини и инокини

Варвары, сопровождаемые игуменом Серафимом'

и обоими послушниками, снова отправились в путь,

на этот раз из Пекина в Тянцзин, затем пароходом

в Шанхай. Из Шанхая - в Порт-Саид, куда

прибыли в январе 1921 года. Из Порт-Саида

гробы в специальном вагоне отправили в Иеруса-

лим, где их встретило русское и греческое духо-

^На склонах Елеонской горы есть место, назы-

ваемое Малая Галилея, где расположена резиденция

Патриарха Иерусалимского. В саду резиденции нахо-

дятся две святыни: основание дома, в котором Господь

явился ученикам после Своего воскресения, и часовня.

построенная на том месте, где Архангел Гавриил явился

Божией Матери и предсказал скороэ Ее успение. По

соседству с этой часовней, по благословению Патри-

арха Дамиана, игумен Серафим построил себе хибарку

и жил в ней до самой своей кончины, последовавшей на

85 году жизни. Погребен он около своей келий.

46

венство, многочисленные паломники, которых ре-

волюция 1917 года застала в Иерусалиме.

Погребение тел новомучениц совершил Пат-

риарх Дамиан в сослужении многочисленного ду-

ховенства. Их гробы были помещены в усыпальнице

под нижними сводами храма святой равноапос-

тольной Марии Магдалины в Гефсимании.

Когда открыли гроб с телом Великой Княгини,

то помещение наполнилось благоуханием. По словам

архимандрита Антония (Граббе), чувствовался "силь-

ный запах как бы меда и жасмина". Мощи ново-

мучениц оказались частично нетленными.

Патриарх Иерусалимский Диодор благословил

совершить торжественное перенесение мощей

новомучениц из усыпальницы, где они до этого

находились, в самый храм святой Марии Магда-

лины.

2 мая 1982 года - в праздник святых жен-

мироносиц за богослужением употреблялись святой

потир, Евангелие и воздухи, преподнесенные храму

Великой Княгиней Елизаветой Феодоровной, когда

она была здесь в 1886 году.

В 1992 году Архиерейский Собор Русской

Православной Церкви причислил к лику святых

новомучеников России преподобномучениц Вели-

кую Княгиню Елизавету и инокиню Варвару,

установив празднование им в день их кончины

5(18) июля.

Народный голос не случайно еще при жизни

нарек Великую Княгиню святой, ибо она была

живой свидетельницей вечности в нашем мире, в

нашей земной Отчизне. Она перешла в правосла-

вие в Лазареву субботу -и это пророчески ука-

зывало на ее последующий путь.

47

Все мы помним, что вслед за Лазаревой суб-

ботой следует Вход Господа в Иерусалим и начи-

нается Страстная неделя. Так и в жизни Елизаветы

Феодоровны вместе со скорбями и утратами была

и великая радость - создание обители Милосер-

дия - дома Лазаря, была всеобщая любовь народа,

которому она служила. Но вслед за тем после-

довали Страстная неделя и Голгофа. Она приняла

Голгофу с молитвой о своих распинателях, до по-

следнего мгновения исполняя то, что заповедал Сам

Господь.

Вспомним, что в последнем своем письме

сестрам Марфо - Мариинской обители настоя -

тельница молится о своих "детках" преподобной

Евфросинии Полоцкой, мощи которой некогда

находились в Иерусалиме. Не случайно обраща-

ется настоятельница к первой "русской матушке",

ибо она стала достойной продолжательницей под-

вига духовного материнства, завещанного препо-

добной. Мощи преподобной Евфросинии Полоцкой

почивали в Иерусалиме и были увезены в Россию,

а через семь с половиной столетий останки пре -

подобномученицы Великой Княгини Елизаветы,

вывезенные из России, упокоились на Святой

Земле. Ныне почивают они в храме святой миро-

носицы Марии Магдалины, венчающем гору Еле-

онскую, откуда воскресший Христос вознесся во

славе, чтобы воссесть одесную Бога Отца. Храм

этот и мощи святых Елизаветы и Варвары духовно

соединяют Святую Землю с Русской землей.

И если когда-нибудь воскреснет свободная

православная Россия - Держава Божией Матери,

то святые мощи великой настоятельницы обители

в честь святых жен мироносиц Марфы и Марии.

быть может, перенесут (как некогда мощи препо-

добной Евфросинии Полоцкой) в страну, за которую

отдала она свою жизнь. Тогда усыпальница, приго-

48

 

 

товленная Великой Княгиней для себя в Марфо-

Мариинской обители примет уже прославленную

во святых настоятельницу под покров Самой

Пречистой Матери Господа. И, может быть, мы

доживем до того момента, когда в основанной ею

обители будет стоять храм во имя святой препо-

добномученицы Елисаветы.

В духовном подвиге ее мы видим соединение

путей святости. Она и благоверная княгиня, и пра-

ведница, и преподобная, и мученица. Она следовала

словам пророка Исаии, который на вопрос Бога:

"Кого мне послать, и кто пойдет для Нас?" (Ис. 6; 8),

ответил: "Вот я, пошли меня" (Ис. 6; 8). Жизнь Ве-

ликой Княгини Елизаветы Феодоровны - дивное

соединение путей святых праведных Марфы и

Марии в новое время. Первая из святых жен Руси -

святая равноапостольная великая княгиня Ольга

до обращения своего к вере Христовой не про-

щала врагов своих и жестоко отомстила за смерть

своего мужа. Почти через 1000 лет святая Великая

Княгиня Елизавета не только простит убийц мужа,

но перед мученической смертью помолится Богу о

прощении своих убийц.

И перейдя в православие, и в иночестве Ве-

ликая Княгиня не изменила своего имени. Тем

самым она подтвердила, что основание духовного

подвига, подъятого ею, оставалось единым всю ее

жизнь."Елисавета" в переводе с древнееврейского

означает "почитающая Бога". Благоговейное по-

читание Бога и любовь ко всему Божиему - вот

главные качества Великой Княгини, помогавшие

ей при всех переменах жизни. Покрывать все

любовью - это ее завет нам.

"У русских женщин есть пример для подра-

жания: научиться так жить и так молиться, как

молилась Елизавета Феодоровна в Покровском

храме, возвращаясь из московских трущоб: с ве-

50

ликой скорбью сердечной, с любовью и надеждой

на милость Божию, чтобы совершилось обращение

к вере, любви, обновление жизни несчастных

людей, блуждавших по распутиям земли нашей.

И еще одно. Слово обесценилось ныне. Сло-

вами, даже самыми высокими и правильными,

трудно изменить состояние людей в обществе, где

растление и насилие стали национальным бедст-

вием. Чтобы слово стало действенным, мы должны

исполнить заповедь Спасителя: "Блаженны слыша-

щие слово Божие и соблюдающие его" (Лк. 11; 28).

Эти слова завершают Евангельское чтение, по-

вествующее о посещении Господом дома .Лазаря,

Марфы и Марии. К исполнению этой заповеди

призывают нас Великая Матушка русской земли,

святая преподобномученица Елизавета и весь со-

бор святых жен Российских.

Крестовая сестра Марфо-Мариинской оби-

тели Милосердия Варвара Яковлева одной из пер-

вых пошла по стопам Великой Княгини и стала

служить ближним в основанной Елизаветой фео-

доровной обители. Она была келейницей насто-

ятельницы и одной из самых близких ей сестер.

Но она не гордилась этим, оставаясь ласковой и

доступной для всех. Близкие Елизаветы Феодо-

ровны хорошо знали ее и называли Варей.

Откуда и из какой среды пришла в обитель

сестра Варвара - нам неизвестно. За своей ма-

тушкой-настоятельницей она добровольно пошла

на страдание и смерть, исполнив завет Господа:

"Нет больше той любви, как если кто положит душу

свою за друзей своих" (Ин. 15; 13). Все алапаевские

узники знали, что их ожидает в недалеком будущем.

Они сознательно готовились к смерти и молили

Господа укрепить их в исповедническом подвиге.

Преподобномученица инокиня Варвара совершила

свой подвиг в возрасте тридцати пяти лет.

51

Необходимо сказать несколько слов и о даль-

нейшей судьбе отца Митрофана Серебрянского,

достойно разделившего духовный подвиг Великой

Матушки в основанной ею обители.

С арестом настоятельницы обитель практи-

чески прекратила свою благотворительную дея-

тельность, хотя просуществовала еще семь лет.

Отец Митрофан продолжал духовно окормлять

сестер вплоть до закрытия обители.

Святейший Патриарх Тихон, который неод-

нократно служил в Марфо-Мариинской обители,

в один из своих приездов постриг отца Митрофа-

на в монашество с именем Сергий, и его матушку

Ольгу - с именем Елисавета.

В 1926 году отца Митрофана арестовали и

сослали в Сибирь, затем последовали годы за-

ключения в ГУЛАГе. Шестнадцать лет провел он в

тюрьмах и лагерях. Последним местом ссылки

было село Владычное Тверской области.

Его любимая матушка до конца была с ним. В

ссылке ее разбил паралич, и отец Митрофан за-

ботливо ухаживал за ней. Жили они в крошечной

избушке с тремя оконцами, под соломенной кры-

шей. Приходили к ним помогать две женщины.

Там почитали его как святого.

Скончался он 5 апреля 1948 года от крупозного

воспаления легких. Похоронили его там же, во

Владычном. Когда через два года в ту же могилу

опускали гроб с телом матушки, крышка гроба, в

котором покоились останки отца Митрофана,

сдвинулась - тело его оказалось нетленным. Мест-

ное почитание отца Митрофана началось вскоре

после его кончины. В Тверской епархии собираются

материалы для прославления его в лике святых

новомучеников и исповедников Российских.