Вернуться на основную страницу: http://go.to/epifany

 

И.П.Сухарев

Доктор Игорь Петрович Сухарев, прошедший, по его собственному признанию непростой путь исканий, как в профессиональной, так и в мировоззренческой сфере, является в настоящее время врачом, склонным к "традиционной медицине" и православным мирянином.

"ИСПЫТЫВАЙТЕ ДУХОВ...":

ВОЗМОЖНОСТЬ НЕПРЕДУБЕЖДЕННОГО ПОДХОДА К АСТРОЛОГИИ

За все время существования астрологии, не раз менялось отношение к ней. Но и астрология не оставалась застывшей, постоянно преломляясь сквозь призму научного, культурного, духовного развития общества; вписывалась в его структуру, отражала его потребности. Мы являемся свидетелями того, что современное отношение к астрологии - от восторженного до презрительного, от дилетантского до научного, от безоговорочного признания до проклинающего осуждения - менее всего разумно. Суть в том, что астрология в своей структуре не является однородной и включает в себя множество направлений и течений, среди которых оккультное, по крайней мере в России, является доминирующим.

Неслучайно распространение оккультного подхода в атмосфере функционального цинизма и игнорирования традиционной духовности. Почвой для него является человеческое сердце, лишенное трепета перед Божественной Тайной, одержимое само-центрированной гордостью и стремлением к индивидуальному могуществу. Для религиозно зрелого человека неприемлем поиск власти над людьми и миром, приобретаемой посредством мистического опыта. Тем более необходимо попытаться разобраться в этом явлении, выделить конструктивное начало в многотысячелетнем опыте человечества, определить возможности применения позитивного знания. Отсутствие конструктивного подхода к этой проблеме приводит к тому, что люди, обладающие аналитическим складом ума и интересующиеся эзотерическими знаниями и не получающие объяснения в церковных кругах, часто ограничивающихся императивными указаниями, впадают в ерксь, скатываются на позиции примитивного оккультизма, попадают под влияние разнообразных сект.

Проблема важна также и потому, что, развиваясь, некоторые знания освобождаются от пут оккультизма и находят достойное применение среди наук, необходимых для понимания человека, природы и общества. В этом направлении движется современная астрология.

Развиваясь, подобно большинству наук, путем накопления эмпирических знаний, соотнося явления повседневного опыта с положением светил и планет, астрология настолько тесно была связана с вопросами жизни и смерти наших предков (климат, урожаи, природные катаклизмы и проч.), что органично вплеталась в первичные религиозные представления и мифы. Осмысляя периодичность жизненных процессов, развитие и гибель объектов растительного и животного мира, первобытное сознание относит управление этими процессами к сверхприродным силам, отождествляемых с Солнцем, Луной, планетами. Это определило, с одной стороны, вхождение астрологии в систему теософско-оккультной традиции, а с другой - создание универсального языка, способного обнаруживать архетипические структуры - инструмента, так необходимого современной психологии.

Возросший интерес к астрологии обусловлен психологическими потребностями нынешнего человека. Этому служит активная популяризация материалов соответствующего характера в средствах массовой информации. Блуждающий в джунглях цивилизации человек, пытается решить личностные проблемы, найти фундаментальное подтверждение смыслу своего существования, при этом часто проваливаясь в мировоззренческие "ямы".

Как это происходит? Поверхностность изложения оборачивается вульгаризацией, происходит вымывание смысла, низведение сложных философско-метафорических понятий на бытовой уровень. Примитивизировались методы - "бульварная астрология" оперирует, в основном, характеристиками знака по Солнцу или годом рождения по восточному календарю. Характеристики знака переносятся на личность. В результате, анализируя себя, согласно стереотипному трафарету, индивид списывает свои проблемы и недостатки на предопределенность и приписывает себе несуществующие достоинства, а свое окружение рассматривает не иначе как согласуясь с теми же примитивными критериями. Выражение типа: "Я Скорпион, а Вы кто будете?" стало вполне обычным. То есть человек отождествляет себя с неким фантомом и ограничивает понимание окружающих его людей набором шаблонов. Он, как бы отгораживает себя системой мнимых ценностей от универсума в стремлении достигнуть ощущения внутренней безопасности. Но стены этой крепости - из песка, здесь мы имеем дело с ловушкой, иллюзией защищенности; и жизнь неминуемо разрушит эту защиту, бросив его вновь в пучину неожиданностей и невзгод.

С другой стороны, возможность достижения временной социальной и интрапсихической адаптации достигается ценой блокирования духовного развития, регрессом высших личностных функций на уровень суеверных представлений. К сожалению, многие известные астрологи внесли свой вклад в распространение этого уродливого подобия издревле уважаемой науки - астрологии.

Серьезная астрология, в большинстве своем стоит на оккультной позиции, суть которой можно выразить следующим образом: астрология - эзотерическая дисциплина, рассматривающая связь между движением светил и планет и событиями происходящими на земле, как проявление безличной воли Абсолюта /Макрокосма, Мирового Разума/, изучающая человека и его судьбу /с той или иной степенью предопределенности/ с точки зрения его космоподобия /при этом космоподобие приравнивается к богоподобию, а точнее, к богоравности/ и возможности реализации заложенной в него "программы" в ряде последовательных воплощений.

Из сказанного ясно, что данный подход представляет собой прежде всего систему верований, принятие которой является необходимым условием получения оккультных знаний. Не вдаваясь в глубокий анализ этого вопроса, следует подчеркнуть, что оккультизм, в любой своей форме неприемлем для Христианства уже потому, что предлагает веру не во Христа, а

1) безличное божество, воплощением которого (посланцами, посвященными) в разное время являлись Будда, Моисей, Иисус Христос, Магомет и так далее. Все они реализаторы еего воли. А потому, различия между исповеданиями чисто внешние.

2) в человека, подобного богу, стремящегося стать богом, приходящего к этому состоянию при выполнении определенных условий. Христос представляется человеком, не более богоподобным, чем любой человек и Его земная жизнь трактуется, как пример человека, становящегося богом.

Нет необходимости объяснять, насколько это направление удаляет человека от Бога, разрушает веру, лишает возможности видеть пути ко спасению. Именно оккультная астрология справедливо осуждается Церковью. К сожалению, как противники, так и сторонники астрологии сходятся в одном, считая оккультный подход единственно возможным. Однако, это не так.

На данном этапе развития научного прогресса человечества рождается дисциплина, нейтральная по отношению к религиозному мировоззрению. Ее роль, в структуре гуманитарных отраслей знания, может быть сравнима с математикой среди естественных наук. Она вытекает из двух источников:

1. В результате тысячелетних наблюдений создана уникальная система символов, где планеты уже не являются планетами как таковыми, а становятся универсальными символами. Упрощенным подобием этого является употребление обозначений типа "x", "y" "z" в математической формуле. С их попомощью можно описать человеческую личность, события внешней и внутренней жизни человека.

2. Холистическое представление о времени, как о последовательности моментов, рождающих целостность (а каждый момент времени соответствует возникновению определенной целостности). В этом смысле планетарная ситуация является характеристикой качества момента (как сложившаяся совокупность факторов, определяющих уникальность данного момента времени), так как сложилась именно в этот момент времени. / Я.Смэтс, А.Бергсон, Д.Радьяр/.

Итак, принятие во внимание этих положений создает возможность описания целостностей и их последующего самостоятельного существования, подобно отстраненному математическому описанию физических, биологических и других процессов. Не имея, так же как и математика, никакого конкретного смысла, астрология вносит связь, паттерн, логику, упорядоченность реальности, с которой бывает соотносима. Так же как математика связана с физикой, химией, биологией, астрология предполагает связь с историей, социологией, медициной и, особенно, с психологией. Речь идет о том, что астропсихология может сегодня рассматриваться как самостоятельная научная дисциплина, отделяемая от оккультизма с одной стороны и не являясь предметом теологического анализа, с другой. Так же, как математика не дает информации о том, к каким именно процессам относится то или иное уравнение, астрологическая карта не может ответить на вопрос, какого вида целое описывается (человек, животное и т.д.). Эти условия должны быть заранее оговорены.

Значение данного подхода для психологии и психотерапии трудно переоценить. Во-первых, астропсихология позволяет выявить личностные комплексы и проблемы при анализе карты рождения, предлагает наглядную картину структуры личности, позволяет рассматривать ее как единое целое. Во-вторых, разбор карты рождения с клиентом помогает ему осознать суть его личностных проблем, увидеть пути их решения, осознать их конструктивность. Судьба становится совокупностью проблем, которые ему предстоит решить через самоизменение. Свободная воля, дарованная человеку Богом, остается определяющим фактором формирования его жизни. Астрологический анализ раскрывает не фатальность, а характер проблем, решение которых зависит от внутренней духовной зрелости человека. В-третьих, астрологический метод нельзя упростить, вульгаризовать, сделать массовым, поскольку он имеет дело с личностью, в своем роде уникальной и неповторимой. В-четвертых, являясь строго научным, метод не несет в себе религиозного содержания (как и никакого другого); он дает лишь систему связей, структуру, форму, которая может быть наполнена психологическим содержанием.

Нельзя не отметить тот факт, что описанное направление не является окончательно сформировавшимся, скорее оно находится в процессе становления. Нет единой школы, ощутим дефицит признания со стороны психологии и других гуманитарных дисциплин. Справедливости ради надо сказать, что отдельные представители напрвления, хотя и декларируют свое стремление к строго научному подходу, однако фактически обнаруживают тенденцию к оккультизму. Однако автору, преодолевшему увлечение эзотерикой, астропсихология, свободная от оккультизма, представляется наукой будущего и единственно возможной формой астрологии, которая не вступает в противоречие с христианскими ценностями.

Вернуться на основную страницу: http://go.to/epifany

 

 

Римма Федоровна Теперик

- научный сотрудник факультета психологии МГУ, лаборатории семейной терапии и консультирования Исследовательского центра семьи и детства Российской Академии Образования, практикующий психотерапевт, автор оригинальных обучающих программ для профессионалов.

Анализ частного случая определенной формы поведения человека становится моделью исследования уникальности человеческого бытия, свободы выбора и возможности реализации этой свободы. Терапевтическая помощь, предлагаемая автором, аппелирует к осознанию высших духовных ценностей, преодолению рутинной механистичности и трансценденции к новому уровню самораскрытия личности миру.

Р.Ф.Теперик

КТО, КАК И ПОЧЕМУ КУРИТ:

НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КУРЕНИЯ

В медицине курение традиционно рассматривается как одна из форм токсикомании. В психологии статус курения пока не вполне ясен и необходимо осмысление той психологической реальности, которая стоит за этой широко распространенной привычкой.

Спецификой психологического анализа курения является особое понимание личностного подхода. Вопрос о том, что называть психологией личности становится в современной науке одним из остро дискуссионных. В предлагаемом подходе реализуется следующее понимание: психология личности - это изучение человека в процессе принятого им самим решения изменить что-то в своей жизни. Иными словами, психология личности может быть изучена на этапе именно личностного поведения человека, которое отвечает самостоятельно и сознательно принятому решению.

Таким образом, изучение психологии курения может стать моделью анализа личностного поведения.

Прежде всего, принципиально важно отношение человека к своему курению. Если курение не является проблемой для курящего человека, если он курит и не испытывает желания бросить курить, то это не является проблемой психологического исследования. В то же время опыт неуспешных попыток бросить курить для многих людей оказывается тяжелым, подчас невыносимым переживанием. Важно не курение само по себе, а то, что мучительный, наполненный изнуряющей борьбой процесс отказа от курения способствует негативному отношению к собственной личности. Неуверенность в собственных силах, страх неуспеха, презрение к самому себе и ложь самому себе - вот атрибыты этого отношения. В жизни каждого курильщика эти переживания наполняются неповторимым и индивидуальным содержанием, особым звучанием опустошенной самоценности.

Именно поэтому попытки нахождения связи между курением и такими общетипическими характеристиками как авторитарность, зависимость и уровень притязаний не имели успеха. Бессмысленность подобного поиска демонстрирует следующий социально-психологический феномен. В 60-е годы курение все еще носило оттенок социальной неодобряемости и курили скорее нонконформисты. В 70-80-е годы существовала своего рода негласная желательность курения и курили практически все. Сейчас, в 90-е, идея здорового образа жизни, вслед за Америкой завоевывает все большую популярность в Европе и России, и картина опять становится другой. Меняется мода и это оказывает мощное воздействие на явление: кто, как и почему сейчас курит.

Итак, психология курения формулирует следующие важные линии исследования: кто курит, почему курит, а также, почему человек хочет и не может бросить курить.

Курение не может быть сведено до уровня мелкой вредной привычки, а является видом самостоятельной деятельности, которая выполняет определенные функции. Кто-то не может расслабиться без сигареты, для кого-то она неотъемлемый атрибут напряженной профессиональной деятельности; для одних - курение способ заполнения пауз, для других - символ значимого межличностного общения. Таким образом, саморегуляция, релаксация, тонизация и концентрация глубинные внутрипсихические процессы, осуществление которых немыслимо, для курильщика, без сигареты.

Как и всякий стереотип, курение содержит механические и автоматизированные компоненты. Именно поэтому так трудно сознательно и самостоятельно бросить курить. Здесь необходима особая психологическая помощь. И следующий, самый главный, вопрос: как строится эта психотерапевтическая работа?

Курильщик, участвующий в такой работе, осознает и анализирует свои, во многом неосознанные мотивы курения. Самонаблюдение и знакомство с курильщиком в самом себе может способствовать преодолению механичности, а значит обретению большей свободы, личностной целостности и внутреннего единства.

Творческое самоисследование создает уникальный опыт обновления человеком самим себя и своей жизни. Ответственный отказ от того, что человек делал годами обретает особый экзистенциальный смысл, становясь актом самоизменения, раскрытия потенциальных и безграничных возможностей человека. Это переживание может остаться с человеком на всю жизнь, являясь неисчерпаемым источником вдохновения, притока жизненных сил, пополнения самоценности. Так рождается и сопровождает человека на его пути вкус подлинной жизни, переживание своего уникального и неповторимого бытия.

 

На основную страницу “Епифания”

 

Черников А.В.

СМЫСЛ СИМПТОМОВ

Александр Викторович Черников - дипломированный психолог, старший научный сотрудник НИ Центра семьи и детства Российской Академии Образования, консультант в области семейной терапии психологического агентства "Круг". Получил дополнительную подготовку в области Гештальт-терапии (Гештальт Институт Франкфурта-на-Майне) и Психодрамы (Международный институт Морено). Наряду с интенсивной консультативной деятельностью, проводит занятия на факультете психологии МГУ, обучающие тренинги для специалистов и психодраматически ориентированные группы личностного роста.

В предлагаемой статье, наиболее концептуальной в нашем журнале, автор осмысливает повседневную реальность, с которой так или иначе сталкивается каждый, кто живет в семье. Глубина и точность психологического анализа обыденных ситуаций так называемого "симптоматического поведения" обнаруживает многозначный символический смысл межличностных отношений. В контексте формативного понимания духовности сим-волическое противостоит диабо-лическому, то есть подлинно человеческим является то, что соединяет, а не разделяет людей, что находит свое подтверждение в рамках системного подхода в психотерапии. Тактические рекомендации, приведенные в заключении, будут ценны практикующему консультанту.

Развитие теории психотерапии приводит к изменению понимания отдельных феноменов, являющихся неотъемлемыми атрибутами человеческого бытия. Как можно приблизиться к сути такого понятия как "симптом"? Первоначально в психоанализе психические симптомы понимались как следствие внутреннего конфликта, компромисс между бессознательными влечениями и репрессивными механизмами. Когда-то симптомы рассматривались как свойство индивида, независимо от его социального окружения. Тревога или депрессия являлись характеристиками состояния человека. Например, истерическая слепота или рвота как реакция на отталкивающую, неприятную ситуацию. Она слишком болезненна и лучше ее перестать видеть или исторгнуть из себя.

С течением времени произошло следующее изменение в понимании смысла симптомов: Симптомы являются не только характеристиками состояния, но и выражением отношений между людьми, средствами достижения некоторых тактических целей в отношениях с близкими. Вопрос теперь ставится так: чему служит приступ тревоги, если рассматривать его в контексте семейных отношений, отношений на работе или отношений с психотерапевтом? Несколько простых примеров:

- У ребенка заболевает голова, живот и т.д. в тот момент, когда ему надо идти в школу. - В семье есть мальчик подросткового возраста. Мама замужем второй раз. Одновременно с рождением братика или сестренки у подростка возникают проблемы с поведением или успеваемостью. Он как бы наказывает их за появление соперника. Кроме того, это отвлекает мать и отчима от новорожденного. Получая свою порцию отрицательного внимания подросток чувствует, что родители продолжают выполнять свои функции по отношению к нему.

- Супруги страдают от сексуальных дисфункций. Жена получила крайне пуританское воспитание и не испытывает удовлетворения от интимных отношений. У мужа имеются трудности с потенцией. В некотором смысле их симптомы можно рассматривать как взаимодополнительные и помогающие друг другу адаптироваться в браке. Они могут даже прибегнуть к рационализации этой проблемы и создать миф о своей семье, как о семье, в которой секс не играет роли. Главное - дружба, понимание и духовное развитие. Трудности и проблемы в этой семье возникнут, когда у кого-нибудь из супругов постепенно накопится смутное неудовольствие положением дел. Или же этот миф подвергнется серьезной опасности вследствие полового развития их детей. И тогда единственным выходом для спасения неявного супружеского договора будет борьба с проявлениями детской сексуальности. Таким образом, психические симптомы могут выполнять роль скрытой, парадоксальной коммуникации между людьми.

Еще один взгляд на природу симптомов состоит в том, что "симптомы появляются, если имеет место смещение или нарушение процесса развертывания жизненного цикла семьи или другой естественной группы. Симптомы являются сигналом о том, что семья испытывает трудности при переходе из одной стадии развития в другую" (Дж. Хейли, 1995). Например, приступы тревоги у молодой матери, возникшие сразу после рождения ребенка, говорят о том, что эта семья не в состоянии перейти на стадию выращивания детей.

С точки зрения стадий развития жизненного цикла симптоматическое поведение может выполнять в семейной системе две функции:

1) Морфостатическую функцию, т.е. консервацию семейной системы как она есть. Так, ребенок может "заболеть" или у него появляется девиантное поведение как попытка уменьшить напряжение в браке своих родителей. В генезе поведенческих расстройств у детей особое место принадлежит способам разрешения конфликтов между родителями. Другой пример: Супруги собираются разводиться из-за алкоголизма мужа. Жена подает на развод, но в этот момент он "случайно" ломает ногу и она не может его бросить в таком состоянии. Симптом позволяет им избегнуть пугающих изменений. Муж через симптом несет "кару" за свое безобразное поведение. Он клянется исправиться. Жена снова занимает привычную для нее роль "спасителя" своего "слабого" партнера. Через некоторое время запои возобновляется. И так далее...

2) Морфогенетическую функцию, целью которой является изменение семейной системы, переход на другую стадию. Так, подросток может предпринять суицидальную попытку как крайнюю меру для того, чтобы получить больше жизненного пространства для самого себя и чтобы изменить жесткие семейные правила (Д.Н. Оудсхоорн, 1993). Следовательно на симптоматическое поведение можно взглянуть также с точки зрения его целесообразности для семейной системы.

Понимание того, что может означать то или иное симптоматическое поведение в контексте существования семьи, каков его прагматический смысл для отдельных ее членов и для всей системы в целом, является одной из важнейших задач семейного психотерапевта. Van Dijck (1980) предлагает при оценке симптоматического поведения использовать поочередно три вопроса или гипотезы:

А) Носит ли симптом сигнальный характер, то есть служит ли сигналом тревоги, или он является специфической, закодированной информацией. При включении сигнала тревоги загорается красная лампочка, которая предупреждает, что данная ситуация далее невыносима. Речь идет о стрессе в конкретной ситуации. Например, семилетняя девочка приходя из школы, в особенно трудный для нее период привыкания, разбрасывала книжки и тетрадки по комнате, отреагируя аффект. Через некоторое время она их собирала и садилась за уроки. Таким образом, симптом превращается в закодированное сообщение, когда существующие взаимоотношения исключают открытое обсуждение проблем в семье. Информация приобретает симптоматическую форму и часто противоречит вербальным высказываниям. Если ребенку не нравится ходить в школу и если родители способны это понять, то ему нет необходимости проявлять неудовольствие в прогулах украдкой или жалобах на боли в желудке. Такие симптомы у детей могут выражать или протест против родителей (когда открытый протест чересчур опасен), или сообщение в метафорической форме (например, головная боль при наличии у ребенка трудностей в обучении).

Б) Является ли данный симптом частью модели, повторяющейся хронически? Часто первое оптимистическое предположение терапевта заключается в том, что симптом пропадет, если расшифрована заключенная в нем информация и решена конкретная проблема. Вместе с тем, случается, что симптоматическое поведение никуда не исчезает или даже обостряется, так как симптом давно перестал быть острым и превратился в хронический, встроенный в семейную систему, подкрепляемый ее членами. Взаимоотношения между членами семьи носят комплиментарный характер. Например, чем больше степень беспомощности у ребенка, тем выше степень доминирования его родителя(ей). И наоборот. Трудно определить, кто начинает отклоняться от нормы. Реакции одного провоцируют то или иное поведение другого, что в свою очередь подкрепляет поведение первого. Образуется порочный круг. Закрепляющие симптом модели как правило ригидны и трудно поддаются изменениям. Если родители привыкли втягивать ребенка в свои взаимоотношения и используют его в качестве громоотвода, козла отпущения, партнера коалиции, арбитра или посредника, то формируется устойчивая модель. Члены семьи фиксируются в своих стереотипных ролях. Попытки терапевта изменить устоявшиеся поведенческие паттерны вызывает активное противодействие, как прямое, так и в виде усиления или затягивания симптоматического поведения. Одним из самых простых закрепляющих факторов является дополнительное "внимание", получаемое носителем симптоматического поведения от других членов семьи.

В) Является ли данный симптом выражением "механизма преодоления", проявлением адаптации с целью избежать альтернативы? Например, симптоматическое поведение у ребенка появляется после сильных скандалов между родителями, представляющих угрозу для существования семьи. Им следует на время позабыть о своем конфликте и переключиться на симптом, который является частью морфостатического механизма.

Итак, вопросы, которые задает себе терапевт при оценке семьи, имеющей симптоматическое поведение, являются следующими: Если правильна гипотеза А), то что означает данный симптом? Если справедлива гипотеза Б), то в какую семейную модель укладывается данный симптом, какие циклические поведенческие паттерны можно наблюдать в связи с симптомом в этой семье? Если верна гипотеза В), то в какой степени данный симптом связан с вопросами адаптации и выживания? Как это все соотносится со стадиями жизненного цикла семьи? Достаточно часто правильными оказываются две или даже три гипотезы.

Консультативная помощь с позиций системной семейной терапии часто начинается с позитивной коннотации (техника миланской школы, см. Palazzoli M. S. et al., 1975), в которой положительно оценивается поведение всех членов семьи, как направленное на ее выживание. Через позитивное оценивание терапевт находит подход к семье без риска быть отвергнутым.

Позитивная коннотация, кроме того, открывает путь к парадоксальному предписанию: если, например, пациент демонстрирует симптоматическое поведение на благо семьи или одного из ее членов, тогда терапевт предписывает продолжение симптоматического поведения. Это предписание - не меняться - очень могущественно, так как во-первых, оно появляется в контексте изменений и, во вторых, оно расшатывает ожидания членов семьи, что терапевту нужны их изменения. А это они ощущали бы как нечто угрожающее. Все это запускает в семейной системе другие процессы саморегуляции, менее симптоматические. Автору доводилось наблюдать, что члены семьи начинают обсуждать темы одиночества мамы в семье, ее неудачи в карьере, отдаленности между супругами, соперничества между братьями и т.д, которые выносятся на последующие терапевтические сессии.

Таким образом, в современной психологии можно констатировать тенденцию к сдвигу акцента с интрапсихического к интерпсихическому и далее к системному пониманию симптоматического поведения.

 

В.Ю. Румянцев

"ИМЕЮЩИЙ УШИ ДА СЛЫШИТ...":

+ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЭМПАТИЧЕСКОГО СЛУШАНИЯ

 

Валерий Юрьевич Румянцев - психолог-психотерапевт, научный сотрудник и практический консультант. Дополнительную подготовку получил в области семейной системной терапии, Гештальт-терапии, а также Онтопсихологии под руководством А.Менегетти. Наряду с оказанием индивидуальной психотерапевтической помощи, проводит обучающие тренинги для специалистов.

В представленной статье детально разбирается психологический феномен эмпатического слушания как основы полноценных межчеловеческих отношений с одной стороны и установления внутренней гармонии с другой. Автор анализирует проявления эмпатии в повседневной жизни, в психотерапии, в области человеческих чувств и духовного опыта. Позиция автора оставляет место для дискуссии относительно аксиологической значимости вне- и вовнутрь- направленной эмпатии.

Как известно, слышать и слушать - вовсе не одно и то же. "Слушать" - означает делать сознательное усилие, чтобы не просто различать звуки, обратив на них внимание с целью осознать и понять их. В то время как "слышать" - значит просто физически воспринимать без внимания звук. Человек слышит в результате автоматизированной реакции рецепторов и нервной системы. При этом в его сознании запечатлевается некий звуковой фон. Итак, мы слышим многое, но прислушиваемся лишь к незначительной части того, что мы слышим. Наши органы слуха подвергаются такой звуковой атаке, что мы отключаем сознательное внимание от всего звучащего, кроме тех звуков, которые нас вдруг заинтересуют. Слушать - не значит просто молчать в присутствии говорящего. Подлинное слушание - это активный процесс, волевой акт, требующий сознательного внимания к тому, что хочет передать нам собеседник. Можно заметить, что многие склонны больше говорить, нежели слушать. Более того: даже внимая говорящему, мы не слушаем, а лишь создаем иллюзию понимания происходящего. Каковы же причины этого?

Во-первых, слушание требует значительных энергетических затрат, в то время как наше внимание непроизвольно уходит вовнутрь. Может возникать подспудное ощущение нехватки времени, усталости, обилия собственных проблем. Препятствовать слушанию может простая лень.

Во-вторых, в процессе восприятия, может возникать стремление к немедленной оценке, "мнению", желанию переделать то, что мы слышим, в соответствии с собственным вкусом.

Третьим фактором является наша постоянная поглощенность собой, что влечет фокусирование беседы на собственные проблемы. Вот иллюстрация этого: после слов говорящего "У меня вчера произошло несчастье..." незамедлительно следует наша реплика - "Послушай, это еще что, а вот у меня..."

Иногда притупляется наше чувство новизны происходящего. Мы решаем, что все уже знаем, что мы имеем готовые ответы на все вопросы.

Бывает, что мы не в силах услышать собеседника, потому что заранее обесцениваем важность того, что нам говорят, обдумывая тем временем собственный гениальный ответ. Мы заняты тем, что тщательно подбираем слова, складываем их во впечатляющие фразы и, изготовив продукт своего величия, изрекаем его, не заботясь, в каком контексте он прозвучит. Что происходит в результате? Наш собеседник, обескураженный, тут же прибегает к защите. Финал беседы: открытое противостояние или сокрытие истинных мыслей и чувств.

Подлинно человеческое речевое взаимодействие предусматривает в качестве эссенциального элемента умение слушать. В этом умении особую важность имеет стремление услышать всю передаваемую информацию, а не только ту, которую нам важно или любопытно услышать. Человек, лишенный этого умения, воистину глух. Вновь подчеркнем, что слушать, фокусируя все внимание на собеседнике это тяжелый труд.

Что побуждает нас слушать? Стремление найти взаимопонимание. Если мы искренне заинтересованы в этом, то слушать мы будем соответствующим образом. Очевидно, что стремясь к пониманию, к единству, мы стараемся не допустить фальшивой ноты, не обидеть собеседника ненароком, не отвлечься, не сделать что-то не так. Мы видим из жизни, как влюбленные постоянно заглядывают в глаза друг другу, как бы сверяя свое представление и реальность того, кто тебе дорог; близкие друзья, встречаясь, очень внимательны к малейшим изменениям состояния другого во время беседы. Можно заключить, что общение такого рода требует включенности всей человеческой личности в этот процесс. Именно такое общение называется эмпатическим.

Цель эмпатического слушания - уловить эмоциональное содержимое высказывания, понять его значимость в структуре внутренних ценностей собеседника. Эмпатическое слушание - самый глубокий вид общения - противоположность оценивающе-критическому подходу к межличностному взаимодействию.

Вот примеры эмпатических состояний. "Ощущения, которые вы испытываете, наблюдая за человеком, прыгающим с трамплина, когда ваши мускулы невольно реагируют на это. Вы физически чувствуете, когда прыгающий подскакивает на упругой доске и опускается в свободном полете... А разве, когда вы смотрите бокс, вы не вздрагиваете при ударе, нанесенном другому, пусть даже на экране телевизора". Эмпатия может доходить до степени телепатии, как свидетельствует Вольф Мессинг: "Суть в том, что чужое желание я ощущаю как бы собственным желанием. Ощущение появляется во мне ощущением же. Если мой индуктор представит, что он хочет пить, то и я стану ощущать жажду... Я как бы вижу зрением индуктора".

Эмпатия в творчестве, и в частности, в искусстве играет решающую роль, ибо что такое вдохновение, если не эмпатия к тому, чем всепоглощающе занят. П.И.Чайковский пишет: "Когда я пишу музыку, все мое тело, все чувства, весь я ... созвучны тому, что я слышу". Мастер восточного искусства боевого единоборства Кун-фу говорит: "Чтобы точно попасть в цель из лука, надо сделаться луком".

Театр, как вид искусства, наиболее родственен психотерапии. Недаром многообещающим и эффективным направлением групповой терапии. В искусстве театра необходима эмпатия актера к создаваемому образу. Это хорошо сформулировано в высказывании известного режиссера А.Эфроса: "Хороший актер способен полностью погрузиться в то, что он делает..., он не выполняет задание - он в нем существует. Основа мастерства в открытости, в распахнутости, в доверчивости и в способности полностью отдаться игре".

Эмпатия рассматривается как ключевой фактор успеха в таких видах деятельности, где эффективность в решающей степени зависит от правильного межличностного взаимодействия. Проявления эмпатического общения встречаются в воспитательных и учебных процессах, бизнесе, управлении и политике.

Трудно переоценить значение эмпатии в эротической активности человека. Любовь, рассматриваемая как единство на всех личностных уровнях, включает эмпатическое переживание любимого. Примечательно высказывание наблюдательного автора книги "Секс глазами женщины": "Поскольку ни мужчина, ни женщина никогда не испытывали чувств противоположного пола, то единственным способом понять друг друга является эмпатия. Чтобы достичь вершин удовольствия надо уметь определять состояние партнера в каждый данный момент, чувствовать его".

Различные психологические методики личностного усовершенствования, такие как само-актуализация, аутогенная тренировка, системы оздоровления объединяются направлением эмпатической энергии вовнутрь. Человек концентрируется на себе, на своем теле, на своих мыслях и чувствах. Считается, что это дает мощный импульс к саморазвитию по принципу "спасти может только спасенный", то есть прежде чем понять другого, следует понять себя.

Несомненна связь эмпатии и духовного измерения жизни человека. Эмпатические духовные традиции Востока прослеживаются в заповедях одного из гуру: "Учись глядеть тем взором, к которому не примешивается ничто личное, иначе ты никогда не увидишь другого в истинном свете. Истинное понимание беспристрастно: ни один человек тебе не враг, ни один человек тебе не друг, все одинаково твои учителя. Твой враг делается тайной, которую необходимо разгадать, ибо человек должен быть понят. Твой друг делается частью тебя самого, продолжением тебя. Но есть еще более трудное для познавания, это твое собственное сердце". В православной духовности здоровое устроение личности в аспекте подлинного эмпатического взаимодействия между собой и другими находит выражение в словах преп. Нила Синайского: " Верному надлежит смиряться перед всеми: ибо смиряться только перед некоторыми значит иметь смирение ложное". Традиции русского старчества, через таких подвижников как Нил Сорский, Серафим Саровский и Амвросий Оптинский, воплощали в жизнь возможности эмпатии. К благодатным старцам люди шли нескончаемым потоком и получали исцеление благодаря способности тех, кто достиг аскетических вершин, к подлинному сопереживанию и концентрации духа в дерзновенной молитве. Также можно предполагать, что одним из косвенных элементов церковного Таинства исповеди, является благотворный эффект само-раскрытия кающегося в эмпатическом присутствии духовника, что обуславливает облегчение депрессивных переживаний одиночества и вины.

В заключение, следует подчеркнуть, что все психотерапевтические школы и направления в той или иной степени применяют методику эмпатического слушания, так как невозможно помочь человеку, не выслушав его.

На основную страницу “Епифания”