БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ ТЕСТ - ШКАЛА ОРИЕНТАЦИИ ДУХОВНОСТИ

Психометрический подход к духовным измерениям человеческого бытия, при всех справедливых принципиальных возражениях против такового, может быть рекомендован применительно к двум случаям: определению искажений духовного развития и пробуждению, через ситуацию само-испытания, интереса к ранее неведомым аспектам духовности.

Нам представляется, что данный метод "Библиографического теста", характеризующийся бережным отношением к само-раскрытию испытуемого, может занять свое место в практике религиозно-ориентированного консультирования.

Интерпретация осуществляется согласно схеме из книги Urban T.Holmes "HISTORY OF CHRISTIAN SPIRITUALITY", где горизонтальная шкала представляет континуум между апофатическим и катафатическими типами восприятия Высшего, а вертикальная является отражением преобладания мыслительного или аффективного подхода к реалиям духовной жизни.

____________________________________________________ А Б

УМОЗРИТЕЛЬНЫЙ

!

энкратизм ! рационализм

!

АПОФАТИЧЕСКИЙ РЕЛИГИОЗНОЕ КАТАФАТИЧЕСКИЙ

ВОСПРИЯТИЕ

квиетизм ! пиетизм

!

АФФЕКТИВНЫЙ

Г В

По мнению автора, "используя эти две шкалы, можно проводить определение духовной практики, а также видеть опасности, возникающие при преувеличении того или иного метода, целью любого из которых является объединение с Богом" ( Holmes Urban T.: A HISTORY OF CHRISTIAN SPIRITUALITY. The Seabury Press, NY, 1979., стр.4).

Методика проста. Испытуемому предлагается 60 карточек, оформленных в виде библиографических аннотаций. В каждой карточке приводится описание книги, посвященной тем или иным аспектам духовности. Данные библиографические описания взяты из книги Susan Muto "ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО ДУХОВНОМУ ЧТЕНИЮ", в них приводится название книги без упоминания автора. Преобладают книги в традиции христианской духовности, но существует и несколько карточек с биографическими, историческими, и научными источниками, а также книги не-христианской духовной направленности.Ознакомившись с содержанием аннотируемого источника, испытуемый раскладывает карточки на 4 раздела по 15 карточек в каждом по принципу того, что представляется для него наиболее важным, значимым и интересным.

Возможно сформулировать задание и так - "что бы Вам хотелось прочитать в первую очередь?" Разумеется, для каждого конкретного случая можно исключить те или карточки, учитывая, что некоторые из них могут вызвать активное неприятие у испытуемого с определенными принципами религиозного восприятия (например. фундаментализм). Карточки должны предъявлятся в виде смешанного набора, испытуемому должно быть дано достаточно времени, чтобы познакомиться и сформировать свое отношение к предъявленному материалу. При этом следует воздерживаться от комментариев и ответов на вопросы в самом процессе, но можно поощрить человека к тому, чтобы он записал те или иные возникшие вопросы для последующего обсуждения. Обычно знакомство с предъявляемым материалом и выявление предпочтений, означающее выполнение задания, занимает около 40 минут.

На обороте каждой карточки следует проставить присвоенные нами буквенные символы, типа "АБ" или "ВВ", что отражает соответствующие схеме области духовного устроения личности. Также следует проставить порядковый номер карточки. Последовательность номеров предполагает также получение некоторой приблизительной информации. По отношению к буквенным символам (см. ниже об интерпретации), указывающим на внутреннюю направленность религиозного опыта, номера являются своего рода индикаторами внешнего выражения принадлежности и интересов. Карточки с 1 по 7 соответствуют строго православной само-идентификации, с 8 до 19 представляют общую христианскую духовность, номера с 20 до 34 либеральную и нетрадиционную духовную направленность, с 35 до 44 предполагают склонность к научно-познавательной мотивации, с 45 до 60 указывают на преобладание интереса к нехристианским и нерелигиозным литературным источникам. Тексты составлены по принципу освещения достоинства каждой книги, фамилии авторов не приводятся для исключения воздействия авторитетных и знакомых лиц, оказавших влияние на внутреннюю систему ценностей и в данном случае, уважение или неприязнь может быть искажающим фактором.

Интерпретация производится следующим образом. Каждой карточке присвоены сочетания буквенных символов, обозначающих аффинитет данного литературного источника к выделяемым областям духовной практики. По численному преобладанию буквенных символов в первом и четвертом разделе, то есть наиболее и наименее значимых тем, можно составить суждение о преобладании того или иного устроения духовного измерения личности. Здесь следует учитывать, что присвоение нами символов для классификации достаточно условно и суюъективно. Тест можно считать проективным в смысле перефразированного принципа - "Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу тебе, кто ты". Мастерство интерпретации не может быть исчерпано условным набором характеристик преобладания "А,Б,В и Г", и знакомство с теми аннотациями, которые избрал или которыми пренебрег испытуемый сможет дать много для установления терапевтической атмосферы понимания.

Разумеется, необходимо обсуждение результатов с испытуемым, для возможности установления резонананса или сопротивления полученным данным. Диалог, как следует из практики, оказывается насыщенным и важным.

Данный "Библиографический тест" был применен для нескольких случаев, процедур валидизации, "тест-ретест" - не проводилось.

КАРТОЧКИ:

-----------------------------------------------------1-ГА

ЛИЦОМ К ЛИЦУ С БОГОМ: ВВЕДЕНИЕ В ВОСТОЧНУЮ ДУХОВНОСТЬ В своей книге, автор автор обосновывает убеждение в том, что Византийский путь Христинства является наиболее адекватным и приемлемым для современного человека, потому что именно в нем полностью раскрывается Благодать, содержащаяся в Евангелии. Православие - не абстрактаная доктрина и не набор интеллектуальных упражнений, а тайна жизни в любви.

--------------------------------------------------

2-ВГ

ЛИТУРГИЯ И ДУХОВНОСТЬ. Духовная жизнь воспитывается Церковью через сопричастность в Таинстве Евхаристии. Литургия является источником приобщения к духовности через общность христиан в Едином Теле Христа. Полноценной литургической жизни препятствуют - индивидуализм, утилитаризм и невнимание.

-----------------------------------------------------3-ВГ

БОГ И ЧЕЛОВЕК В центре внутренней жизни человека всегда - вера, сомнения и ложь. В наши дни люди склоняются к вере в человечество более чем в Бога. Автор - врач и монах, целитель тела и души, осознает этот кризис. Предлагаемый им путь - чувство присутствия Бога без отказа от человеческого существования в мире. Подлинное величие человека измеряется не его способностями, но его готовностью жить и умирать ради высших для него ценностей.

-----------------------------------------------------4-ВБ

ХРИСТОС В РОССИИ В книге описан исторический путь Христианства в России, изложен опыт великих подвижников Православия - преп.Сергия, преп.Нила Сорского, преп. Серафима Саровского и "Христа ради юродивых". Православная Церковь дорожит значимостью Литургии, которая именуется "душой Православия", которое по своей мистической сути глубоко личностно и не зависит от правительственных указов.

-----------------------------------------------------5-ВБ

ИСКУССТВО МОЛИТВЫ Собрание Православных молитвословий дает возможность увидеть каким образом от обыкновенной устной молитвы человек преходит к "сердечной" молитве. Через "Иисусову молитву" подвижникам открываются глубинные тайны христианского знания. Объясняется, каким образом с помощью короткой молитвы человек достигает столь многого духовного богатства.

-----------------------------------------------------6-БВ

ДЫХАНИЕ МИСТИКИ Вдохновенное и практическое изучение мистической молитвы, основанное на опыте Отцов Восточной Церкви, которые мыслили Богоприсутствие через Нетварные Энергии Божества, посредство взаимодействия с которыми человек становился сыном Бога по Благодати, образом и подобием Спасителя. Используя интегративную модель дыхания Бога в человеке, автор описывает мистическую молитву в согласии с опытом Григория Нисского, Симеона Нового Богослова и Григория Паламы.

-----------------------------------------------------7-БА

ДНЕВНИК РУССКОГО СВЯЩЕННИКА Автор, православный священник, оказавшийся в эмиграции, глубоко укорененный в церковной традиции, соприкасается с интеллектуальными и политическими движениями своего времени. Книга может быть полезной тем, кто живет в материалистическом, секуляризованном обществе. рассматриваются вопросы искусства, брака, греха, встречи, смысла, болезни, смерти.

-----------------------------------------------------8-ВГ

ЛЮБОВЬ-ЭТО МОЛИТВА, МОЛИТВА - ЭТО ЛЮБОВЬ Возможно ли для нас любить других и помогать им, если мы не любим Бога? Как научиться любить Бога? Как молиться, чтобы любовь к Нему была дарована Им? Автор обращается к Апостолам, которые учили, что внешние поступки должны происходить из внутренних устремлений. Внутренняя духовная жизнь определяется степенью любви к Богу и напряженностью молитвы.

-----------------------------------------------------9-АГ

ДУША АПОСТОЛЬСТВА Размышления о том, как сочетать созерцание и активную деятельность в повседневной жизни. Книга адресована читателю, который хочет подняться на более высокий духовный уровень, расширить свое восприятие и обогатить внутренний мир.

-----------------------------------------------------10-ГГ

ОТДАВАЯ СЕБЯ ПРОВИДЕНИЮ Книга для тех, кто действительно ищет Бога. Единственный путь к этому - святость. Она приходит, когда душа полностью посвящена Богу и человек всецело предает себя Его воле, независимо от обстоятельств. Тогда каждое мгновение жизни может служить "ключом святости".

-----------------------------------------------------11-ГВ

ПРЕПЯТСТВИЯ В МОЛИТВЕ УМОМ В книге описаны различные виды и стадии молитвы: дискурсивная, аффективная, молитва доверия. Обсуждаются проблемы и трудности, возникающие в молитвенной жизни. Стиль изложения не позволяет считать эту книгу учебником, это руководство человека, который молится.

-----------------------------------------------------12-ВГ

БОГ ПРЕБЫВАЕТ ВНУТРИ НАС Книга представляет собой молитвенное размышление о тайне Святой Троицы, Которая пребывает в душе каждого христианина. Книга учит читателя как жить в Свете присутствия Бога.

-----------------------------------------------------13-ВВ

МОЕ ДРУГОЕ "Я" Автор, вдохновляясь классическим образцом духовности - "Подражание Христу" Фомы Кемпийского, приходит к выводу, что быть христианином означает отождествлять себя со Христом. Так, каждый момент жизни надо чувствовать так, как бы его переживал Христос и каждый поступок взвешивать - мог ли бы так поступить Христос.

-----------------------------------------------------14-ВА

КАК МОЛИТЬСЯ Автор приходит к выводу, что в основе подлинной молитвы должно находиться молчание. Настоящая молитва возникает тогда, когда мы можем сказать, что молимся не мы сами, но Бог внутри нас.

-----------------------------------------------------15-ГВ

ИСПЫТЫВАЯ ПРИСУТСТВИЕ БОГА Книга является образцом духовной литературы для всех христиан, независимо от их конфессиональной принадлежности. Описывается духовность на основе непрерывного молитвенного устроения души, постоянной жизни с ощущением Божественного присутствия.

-----------------------------------------------------16-АВ

ДУХОВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ В книге подробно, с множеством примеров описано то, как человек может понять правильность своего пути, действительно ли его жизнь направлена к Богу. Препятствиями в духовной жизни служат чувство вины и само-отчуждение, критерием правильности является духовная направленность в русле Церкви.

17-ГБ

ПРОСТЫЕ ШАГИ К БОГУ Жить в правде, в реальности собственного бытия, в присутствии Бога, стремиться к объединению с Ним через молитву, освящение повседневной жизни - таковы шаги, описанные в духовном руководстве, предназначенном как для женатых мирян, так и проводящих созерцательную жизнь в монастыре. Цель - пробуждение души к встрече - с самим собой, с другими, с Богом.

-----------------------------------------------------18-АБ

ДУХОВНАЯ ДРУЖБА Автор - гуманист и монах размышляет над феноменом дружбы, рассматривая его в естественном и сверх-естественном плане. Ответственность и отсутствие лести, великодушие и отсутствие выгоды, терпение и постоянство являются признаками подлинной дружбы. В дружбе присутствует Бог, если один из друзей молится за другого.

-----------------------------------------------------19-ВГ

МОЛИТВА БЕЗ КРУЖЕВ Молитва без кружев - означает молитвенное признание наших самых глубоких нужд, открытие Богу искренних чувств. В названии отражено стремление избежать разного рода излишеств и украшений. Это подлинные слова обыкновенного человека в реальности своего существования в духе свободы без стыда и страха. Это молитва радости, человека который понял что бог даровал ему счастье простой молитвы.

-----------------------------------------------------20-ГВ

ЖЕНСКАЯ БЕСЕДА С БОГОМ Молитвы для каждого дня, предназначенные для любого возраста, написаны простой женщиной - женой и матерью. В них отражаются печали и радости с которыми женщина встречается ежедневно, занимаясь домашним хозяйством, воспитанием детей, встречаясь с подругами. Автор надеется, что книга поможет читателю обрести внутренний покой, чувство любящего присутствия всегда слышащего нас Бога.

-----------------------------------------------------21-ВГ

СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕКА В глубине человека, в том, что называется сердцем, - жажда реальности, распростертой перед нами и стремление за ее пределы. Человек достигает целостности лишь будучи подобен Творцу - в любви и творчестве. Любя, человек относится с благоговением к тому, что включает в себя жизнь, так он объединяется со Вселенной и оказывается способным выразить любовь в творчестве.

-----------------------------------------------------22-ГА

ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ: МОЛИТВА ОБЪЕДИНЕНИЯ Автор пытается синтезировать достижения современной психологии и классические духовные подходы Средневековья - св.Фомы Аквинского и св.Иоанна Креста. Он следует распространенной парадигме западной духовности, рассматривая стадии пути - очищения, созерцания и высшей стадии - объединения.

-----------------------------------------------------23-ГА

ВСТРЕТИТЬ БОГА В ЧЕЛОВЕКЕ Для современного человека путь к святости заложен в максимально полной реализации гуманизма. Представляя новый подход к к традиционным добродетелям, автор утверждает, что человек может встретить Бога в своем ближнем. Модель такой встречи - земная жизнь Иисуса Христа, представляющая совершенный пример подлинной святости через познание, любовь и отждествление себя с ближним.

-----------------------------------------------------24-АГ

СТРОИТЕЛЬСТВО БОЖЬЕГО МИРА Автор определяет свою книгу как "эссе духовного богословия". В ней рассматривается современное понимание взаимоотношений Бога и мира. Автор пытается найти ответы на то, как Иисус оказывается близок для человека нашей эпохи, как человек встречает Бога в Церкви, в людях, в мире, в себе.

-----------------------------------------------------25-ВГ

РАЗГОВОР СО ХРИСТОМ: ВВЕДЕНИЕ В УМНУЮ МОЛИТВУ Книга отвечает на вопрос - как мне правильно медитировать? В отличие от упражнений по "ментальной гимнастике", автор утверждает, что каждый человек, жаждущий возрасти духовно, может углубиться в тайны Богомыслия. Излагается популяризованная теория медитации согласно опыту св.Терезы Авильской, для которой медитация - это сердечный разговор со Христом.

-----------------------------------------------------26-ГБ

АПОЛОГИЯ ЧУДА Удивляться - значит воспринимать реальность с почтительностью и любовью. В удивлении нам открывается святость мира. Автор рассматривает компоненты удивления, обуславливающие нашу способность к восприятию чуда, анализируя развитие чувства чудесного в рамках архаической, греческой и иудео-христианской религии. Автор рассматривает причины скептицизма современного человека как потерю восприятия чудесного в жизни.

-----------------------------------------------------27-БА

БОГ, КОТОРЫЙ ПРИШЕЛ Автор, на основании Библии размышляет о том, почему стало возможным, особенно на протяжении последних двух веков, появление в Церкви псевдо-традиций, следование которым приводит к духовной незрелости. Каждый христианин в течении жизни призван убедиться в том, что "Бог уже явился" - в событиях нашей жизни, в окружающих нас людях, в каждом из нас.

-----------------------------------------------------28-ГА

СВЯЩЕННЫЕ ЗНАКИ Книга открывает мир Литургии не как совокупность идей, а актуальную реальность, проявляющуюся в священнодействиях - жестах крестного знамения, коленопреклонение, призывание Божьего имени. Автор пытается осмыслить возможность нисхождения невидимой Благодати посредством видимых явлений. Автор сознает, что его мысли часто облекаются в поэтическую и импрессионистскую форму, но надеется, что читатель сможет лучше уяснить значение Литургии.

-----------------------------------------------------29-ГА

УЧЕНИКИ И ДРУГИЕ СТРАННИКИ Новые веяния в Церкви привели к подъему движения "ученичества", как личной верности Христу и, через Него, всему миру. Быть учеником - значит соприкасаться со Святыней, встречать каждого человека как проводника Святого Духа. Это новый подход к тому, чтобы найти Бога, других и самого себя.

-----------------------------------------------------30-ГВ

СУРОВАЯ МИЛОСТЬ Подлинная жизненная история любви и счастливого брака, заканчивающая разорением и смертью любимой. Автор обращается в Христианство под влиянием книг К.Льюиса. Читатель соприкасается с чувством счастья в любви и последующим опустошением души, что завершается благодатным исцелением.

-----------------------------------------------------31-БГ

ПРАКТИКА ПРИСУТСТВИЯ БОГА Автор пишет о том, что духовностью могут быть пронизаны все сферы повседневной жизни. Постоянное молитвенное расположение души приводит к чувству присутствия Бога как в храме, так и в кухне, во время чистки картофеля. Какой бы бедной событиями ни была жизнь, она все равно будет восприниматься наполненной смыслом, интересной и полноценной.

----------------------------------------------------

32-ВГ

РАНЕНЫЙ ЦЕЛИТЕЛЬ: СЛУЖЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Современный человек страдает от утраты надежды, от одиночества, от потери связи с прошлым, со своими корнями. Если человек, отваживающийся на служение или целительство хочет осуществлять реальную помощь, он должен выйти за пределы своей социальной роли и быть открытым и уязвимым в своем страдании. Предлагаются конкретные методы преодоления физических и эмоциональных симптомов "сгорания". Утверждается, что только тот, кто был ранен сам, может понять и помочь страдающему.

-----------------------------------------------------33-ГА

СКАЖИ МНЕ КТО Я Много христиан ищут свое место в мире, котором быстро меняются социальные ценности. Они стремятся не отступить от истины и сохранить внутреннее устроение души. В книге анализируются проблемы, с которыми сталкивается христианин в современном мире: симпатия, само-принятие, общественные взаимоотношения, молитвенная жизнь. Искусство духовного само-направления, излагаемое в книге, позволит придти в согласие с собственным уникальным "Я".

-----------------------------------------------------34-АГ

ПРАЗДНУЯ ОДИНОЧЕСТВО Автор рассматривает собственную судьбу одиночества женщины как форму призвания от Бога. На этом пути любви обретается духовная зрелость через возможность заботы о других. Возможно возникновение чувства одиночества, заброшенности, фрустрации, которые должны быть преодолены через творческое самоотвержение. Молитва одинокой женщины: "Боже, я одна. Ты один и Ты знаешь, что такое одиночество. И довольно об этом."

-----------------------------------------------------35-ББ

ОПЫТЫ РЕЛИГИОЗНОГО ПОНИМАНИЯ В книге изложены духовные воззрения бл.Августина, Фомы Аквинского, Кьеркегора и Юнга. Целью книги является научение понимания религиозного опыта этих мыслителей, приведены отрывки из их произведений.

-----------------------------------------------------36-БГ

ЗНАЧЕНИЕ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ Книга построена как учебное пособие для осмысленного изучения Библии. Читателю раскрывается Божий план спасения мира, который прозревают ветхозаветные пророки. Прослеживается, как их миссия служила пришествию в мир Спасителя.

-----------------------------------------------------37-ББ

ПРИРОДА РЕЛИГИИ На примерах духовных традиций Индии, Китая и Ближнего Востока автор прослеживает зарождение и развитие религии от ее примитивных форм до Христианства, особо выделяя характерные черты религиозных мифов, символизма и ритуала, свойственных той или иной культуре. Автор проводит аргументированное различие между сакрализованными и десакрализованными духовными ценностями.

-----------------------------------------------------38-ГБ

НАПРАВЛЕНИЯ КАТОЛИЧЕСКОЙ ДУХОВНОСТИ Когда душа, в соответствии со своим темпераментом, ведомая Благодатью, отвечает на призыв Христа, возникает стремление приблизиться к Богу под руководством опытного учителя. Так возникают различные школы духовности, описываемые в книге, в числе которых - бенедектинская, францисканская, доминиканская, кармелитская и современная "Французская" школа.

-----------------------------------------------------39-АГ

ЗНАМЕНИЕ ИОНЫ Дневник молодого монаха, в котором описывается ежедневный опыт размышлений и сомнений, трудностей и радостей служения на пути монашества. Знамением Ионы является воскресший Христос, преображающий не только одну душу, но всю историю человечества.

-----------------------------------------------------40-БА

ОГНЕННЫЙ СТОЛП Автобиография современного врача-психиатра, происходящего из либеральной еврейской семьи, который в процессе своей практики и общественной деятельности возвращается к ортодоксальной вере предков, а затем обращается в христианство.

-----------------------------------------------------41-ББ

БУДДА - ЕГО ЖИЗНЬ И УЧЕНИЕ Излагается история рождения, жизненного пути и просветления принца Сиддхартхи (Гаутамы), возникновения круга последователей, его ответы на вопросы и традиционнные буддийские притчи. Анализируется Восьмеричный путь просветления в основе которого лежит освобождение от страдания через отсечение желаний.

-----------------------------------------------------42-ББ

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ МИСТИКИ 42 Фундаментальный труд, посвященный изучению как христианского, так и внехристианского религиозного опыта. Исламский мистицизм, буддизм, неоплатонизм, йога изучаются в контексте стремления к Абсолюту. Ясно описаны отличительные черты христианской мистики.

-----------------------------------------------------43-ББ

ПОВЕДЕНИЕ ТИПА "А" И ВАШЕ СЕРДЦЕ 43 Авторы, врачи по специальности, обнаружили, что 90% заболеваний сердца связаны с определенным типом поведения и жизненным стилем, который характеризуется постоянной спешкой, нехваткой времени, агрессивной амбициозностью, соревновательностью, переходящей во враждебность, внутренней напряженностью. Это постоянная борьба с обстоятельствами, с другими, с собой и серьезное препятствие для духовной жизни.

-----------------------------------------------------44-ГВ

ОН ВЕЛ МЕНЯ Автор, написавший книгу "С Богом в России", здесь рассказывает о годах заключения в сталинских лагерях в Сибири. Читатель осознает, что даже лишения и страдания могут привести к более глубокому пониманию истины в жизни.

-----------------------------------------------------45-АА

В ОЖИДАНИИ БОГА Автор - духовный писатель, размышляющий о вере в понятиях неверующего. Радикальный агностик, пишет о своем призвании помогать людям, находящимся между христианством и атеизмом. Осознавая, что Бог может принять человека таким, каким он есть, даже без формального Крещения, автор противопоставляет свой опыт людям, для которых религия означает комфорт, напоминает о словах Спасителя, о том, что Он пришел принести не только мир, но и меч, и о том, что Его последние слова - крик отчаяния на кресте.

-----------------------------------------------------46-ГА

ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ КАК ДУХОВНОЕ УПРАЖНЕНИЕ Все больше современных людей ищут новых путей преодоления подавляющего окружения реальности и проявляют интерес к таким духовным упражнениям как Йога и Путь Дзен. Автор предлагает особый "Путь", который открывает людям трансцендентную реальность в повседневной жизни.

-----------------------------------------------------47-БА

ХАСИДСКИЕ ИСТОРИИ Движение хасидизма в иудейской религии не центрировано на ожидании Мессии. В нем выражена ориентация на принятие всего положительного, что есть в мире, на осуществление радостного и полноценного бытия через традиционную мудрость. В хасидском течении выражено мнение о том, что нет священных и обыкновенных форм поведения, каждый поступок может стать священнодействием в зависимоти от того, с каким намерением человек действует подобным образом.

-----------------------------------------------------48-ГБ

СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК В ПОИСКАХ ДУШИ Автор рассматривает взаимоотношения между психологией и религией, основанные на таких методах как анализ сновидений, архетипы и мир бессознательного. Предприняты попытка синтеза психологических знаний и религиозной веры, основанная на опыте автора, долгие годы практиковавшего психоанализ.

-----------------------------------------------------49-БА

В ПОИСКЕ СВЯТОСТИ Человеческое переживание святости является глубоким личным опытом, который включает встречу, трансцендентность, харизму, благоговение и объединение. Прелюдией к более глубинному контакту с Другим Святым является опыт "беспредметности". Описаны шесть типов препятствий к святости - одержимость властью, трудом, теоретизмом, сексом, сентиментальностью и суеверием. здоровье и святость рассматриваются как отдельные, но взаимосвязанные пути жизни.

-----------------------------------------------------50-АГ

ХРИСТИАНСКАЯ И БУДДИЙСКАЯ МИСТИКА: ПУТИ ВОСТОКА И ЗАПАДА Сравнительное исследование духовности, в котором автор приходит к выводу о том, что дзен-буддизм и мистика Мейстера Экхарта имеют общие основы. Приводятся аргументы, свидетельствующие, что различия между этими духовными традициями выражены значительно меньше, нежели сходные черты. Приведены избранные произведения японских мистиков.

-----------------------------------------------------51-ГА

Я СЛЫШАЛ КАК СОВА ЗВАЛА МЕНЯ ПО ИМЕНИ Молодой священник направлен епископом для служения в отдаленное поселение индейцев. Он не знает, что ему в связи с болезнью осталось жить не более двух лет. Среди индейцев священник обретает смысл жизни, исключающий страх смерти. Благодаря своей кротости и глубокой вере, он становится своим среди индейцев, допущенным к наблюдению их ритуалов, прислушивается к их верованиям. Однажды ночью в крике совы он различает свое имя и уже спокойно принимает то, что неминуемо должно произойти.

-----------------------------------------------------52-БВ

БЫТЬ СОБОЙ Описывается психологическое понимание личностного роста, приводящее к достижению духовной зрелости с описанием препятствий, встречающихся на этом пути. Подлинный путь христианина осуществляется во взаимодействии с Благодатью и представляет собой жизнь в присутствии Бога.

-----------------------------------------------------53-БА

КОСМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ: ЭВОЛЮЦИЯ РАЗУМА Исследование ментальной и спиритуальной активности человеческой расы, отдельные представители которой достигают трансцендентального просветления. На описанных примерах читатель видит, как возможен прорыв человеческой ограниченности к Бесконечности.

-----------------------------------------------------54-ГГ

ХРИСТИАНСКИЙ ДЗЕН Техника восточной медитации - дзен - может быть использована христианами в своем поиске путей Богопознания. Поза лотоса, определенный ритм дыхания, размышление над коанами приводит к возникновению сердечной созерцательной любви.

-----------------------------------------------------55-ГГ

ЭКСТАЗ: ПУТЬ ПОЗНАНИЯ С развитием мистицизма в Христианстве наступает период, когда экстаз становится ведущей формой Богопознания. Описывается спектр экстатического опыта, включающий психологические, творческие, мистические и повреждающие рассудок аспекты экстаза. Автор убежден, что мистические экстатические переживания на являются достоянием древних, но доступны каждому.

-----------------------------------------------------56-ББ

ВЫ ДОЛЖНЫ РАССЛАБИТЬСЯ Врач представляет практическое руководство к снятию напряжения и зажатости, которые типичны для современного образа жизни. Предложены рекомендации активной релаксации, которую можно практиковать даже во время работы. Отдельные главы посвящены засыпанию, снятию умственного напряжения, расстройствам пищеварительной и сердечно-сосудистой системы.

-----------------------------------------------------57-БГ

МУЗЫКА МОЛЧАНИЯ - НАУКА МЕДИТАЦИИ Последние современные научные открытия в области альтернирующих состояний сознания, использование трансцендентальной медитации и феномена биологической обратной связи являются логическим продолженияем религиозных традиций Востока и Запада, что служит углублению подлинно человеческих отношений в русле эмпатии и самопознания.

-----------------------------------------------------58-ББ

ЧЕЛОВЕК В ПОИСКАХ СМЫСЛА Автор, психолог, разработавший свою систему консультирования, основанную на том, что каждый человек должен обрести собственный смысл жизни, оказывается заключенным в нацистском концлагере, где созданная им система помогает ему выстоять страдания.

-----------------------------------------------------59-ГА

ЭРОС И АГАПЕ - РАЗУМ И СЕРДЦЕ В ЛЮБВИ Сравнивая эрос как выражение человеческой страсти и агапе как проявление святой любви, автор приходит к выводу о том, что они не противоречат друг другу. Оба вида любви могут проявляться во взаимной согласованности, если эрос подчинен святости. Это понимание прослеживается через древние, средневековые и современные произведения духовных авторов от бл.Августина до Ж-П.Сартра.

60-БГ

ЕСТЕСТВЕННАЯ МЕДИТАЦИЯ Обосновывается значение медитации для полноценной и здоровой жизни. Описываются подходящие методы, способы, позы, благоприятствующие и препятствующие условия. Автор утверждает, что природные явления являются базисом для медитативного процесса и только путем медитации можно приблизиться у уяснению смысла жизни.

-----------------------------------------------------