На страницу ЕПИФАНИЯ

 

С.А.Белорусов

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХАРИЗМАТИЧЕСКИХ РЕЛИГИОЗНЫХ ФЕНОМЕНОВ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ

 

В духовной жизни человечества можно выделить некоторые закономерности. В качестве одной из них наблюдается феномен, зарождающийся внутри институциализированной традиции - религии с преобладанием ритуалистических стереотипов. При этом, внутри духовной традиции возникает движение, связанное корнями с этой традицией, вырастающее из нее и не порывающее с ней, но скорее углубляя, наполняя и обогащая застывшие формы. Такие мистические тенденции наблюдались во всех исторических религиях человечества. Их суть в том, чтобы не отвергая, но преодолевая, трансцендируя известную окостенелость ритуализма и догматизма, прорваться, оставаясь в рамках данной духовной традиции к ее Таинственному Источнику.

В недрах традиционного буддизма возникло движение дзен. Исламская мистическая традиция выработала путь суфиев. Иудаизм в начале 18-го века породил хасидскую традицию, опирающуюся на более ранние мистические источники - каббалу. В рамках Римо-Католической Церкви в подобные попытки представлены "Духовными упражнениями" Игнатия Лойолы, богословием "Темной ночи духа" св. Иоанна Креста и св.Терезы Авильской, позднее распространение получило движение пиетистов т. наз. "Прибой Благодати" и мистикой экстаза. С определенной долей основания можно рассматривать мистический импульс в Православии, связав его с зарождением движения исихазма и, позднее, мистики имясловия. В протестантизме, как исторически наиболее молодой ветвью христианства, в противовес доминирующему "здравому смыслу", под флагом которого проходила реформация, мистическое стремление выявилось в форме харизматического движения, датируемого началом нынешнего века.

Харизма - в переводе с греческого, особый, значительный, сверхъестественный дар - и происходящее от него харизматичекое движение является не только особенностью протестантского направления, известного под названием Пятидесятников, хотя, как исключительная характеристика свойственна именно ему. В 1960-е годы, в Duquesne Univercity, католическом высшем учебном заведении в г. Питтсбурге, Пеннсильвания, США, среди студентов и преподавателей появились группы, практикующие глоссолалию. Так харизматичекое движение распространилось в католической среде и в настоящее время в США насчитывается около 7 миллионов католиков -харизматиков. Встречаемость харизматических феноменов среди протестантских деноминаций, исключая Пятидесятников, не поддается учету, но следует предполагать его достаточно широкое распространение.

Задача настоящего материала - попытка осмысления харизматических феноменов, таких как глоссолалия (говорение на иных языках), "исцеление верой" и примыкающий к этому экзорцизм с точки зрения психологии, избегая по возможности теологичекой интерпретации. При этом целью является не сведение явлений мистического характера к чисто психологическим феноменам, но либо установка бессознательной (сознательная не входит в сферу науки), так вот бессознательной фальсификации феноменов сверхъестественных, либо, если мы имеем дело с таковыми, понимание их психологической составляющей, поскольку любая манифестация чуда в видимый мир имеет видимые составляющие и последствия.

Сформулировать личное отношение практикующего терапевта к явлениям сверхъестественным, мы могли бы следующим образом: задачей в данном случае является тщательное изучение события в контексте, сопоставление его с реальностью психологической, психопатологической, дифференцирование с возможными манифестациями телесных и душевных симптомов, очищение от патохарактерологических напластований, сверка с Евангельским и Церковным опытом. При субъективной уверенности психолога в том, что речь, в данном случае идет о сверхъестественном событии, миссия религиозно ориентированного (во всяком случае православного) психотерапевта заканчивается доведением пациента до Церкви.

Итак, приступая к психологической интерпретации харизматических феноменов, следует отметить, что здесь выделяются два подхода. В первом из них, данные явления рассматриваются преимущественно с психодинамической и психосоциальной точек зрения. Второй предполагает, что объяснение в данном случае лежит в русле теории альтернирующих или особых состояний сознания. Иными словами, мнения различных ученых расходятся в том, следует ли считать, например глоссолалию продуктом социального научения или трансовым состоянием. Следует оговорить тот факт, что изложенный материал базируется исключительно на зарубежных психологических источниках.

Познакомимся сначала с первым подходом. Макдоннел в наиболее фундаментальной книге "Харизматическое обновление и церкви" (8) рассматривает историю движения от 1910 до 1975 года.

К ясным выводам он не приходит, предполагая, что главные открытия психологической основы Пятидесятничества еще впереди, однако подтверждает весьма значимый факт, упоминаемый и другими исследователями: пожалуй ни одна из церквей не имеет среди своих прихожан столько бывших наркоманов, сколько пятидесятническое движение. Из этого факта делается двоякий вывод: 1) можно предполагать, что состояния, испытываемые во время харизматического служения и наркотически индуцированные состояния имеют нечто общее в своей основе; 2) опыт соприкосновения с мистической реальностью во время наркотического опьянения приводит человека, вследствие широко распространенных реабилитационных программ, именно этими церквями к практике социально приемлемой формы поведения, напоминающей этот опыт.

Психодинамически ориентированные авторы приводят следующую концепцию. Смысл глоссолалии в том, что происходит отреагирование безсознательных побуждений и желаний в речевом акте, без обнаружения его содержания. Диагностически данное состояние можно квалифицировать как регрессию, то есть возврат к ранним, может быть детским паттернам поведения или особым проявлением функции "Я". Это дает основание обозначить глоссолалию как "Вокализацию бессознательного". Некоторые авторы добавляют, что данное поведение является выражением позитивных чувств к отцовскому образу. Келси, в книге "Говорение на языках - эксперимент в духовном переживании" называет глоссолалию - неосознаваемым избавлением от невроза. Килдал в книге "Психология говорения на языках" подчеркивает родство гипнотизма и глоссолалии, аргументируя сходство в поведении пастора проводящего службу и гипнотизера. Духовный лидер в большом количестве наблюдений автора представлял собой авторитарную фигуру, а прихожане выявляли черты личностной незрелости и зависимости.

Исторически проводились попытки сопоставления глоссолалии с психотическим опытом, предполагалась личностная дезинтеграция в том и другом случае, однако детальный анализ, проведенный Киев в книге "Магия, вера и исцеление: исследование примитивной психиатрии"(6) показал, что у пятидесятников, больных шизофренией аутизм и регрессивное поведение выходили за рамки религиозного ритуала и эти больные распознавались даже их здоровыми единоверцами.

Рассматривалась еще одна психиатрическая категория - гистрионное или истерическое личностное расстройство. Один из авторов прокламировал глоссолалию как истерическое поведение у нормальных людей, в то время как Самарин в книге "Языки людей и ангелов" утверждает, что в среде пятидесятников истерические симптомы встречаются редко(9).

Исследователи серьезно отмечают терапевтические выгоды пятидесятничества. В числе доказанных преимуществ - статистически подтвержденный тезис того, что глоссолалия, ассоциируясь с личностным ростом и интеграцией, выполняет полезные психодинамические функции. Вторым фактором является целебное значение принадлежности к группе. Многие предполагают, что рост подобных харизматических групп обусловлен достоверным уменьшением внутреннего чувства вины. Другие пишут о катартическом значении глоссолалии. Среди других отмечаемых автором позитивных признаков данного движения: чувство безопасности, ощущение себя принятым, лучшая адаптация к городскому стрессу и преодоление наркотической зависимости.

Проводились психометрические исследования личностных характеристик лиц, вовлеченных в харизматическую практику. Достаточно четко выделились четыре статистически достоверных признака: 1) редкость депрессивных расстройств; 2) склонность к субмиссивности (подчиняемости); 3) уменьшение враждебности и рост терпеливости; 4) сниженная само-оценка и стиль жизни,

предусматривающий само-отвержение и анти-гедонизм.

Итак, общий вывод исследователей этого направления такой: Люди, практикующие глоссолалию, выражают наружу внутреннюю тревогу, трансформируя ее в физические (как у змееносителей - одно из направлений харизматического движения в Америке) так и в вокальное религиозное поведение. Таким образом, в плюралистичеком обществе можно говорить не только о регрессии, но и о сублимации, которая как известно определяется как вариант психологической защиты, когда инстинктивные побуждения, не приемлемые сознанием, направляются по социально одобряемым каналам.

Второе направление исследования харизматических феноменов связано с концепцией особых или альтернирующих состояний сознания, к каким относят сон, медитацию, психоделический опыт.

Среди факторов, которые являются основными для харизматических движений, Марк Галантер в книге "Культы: вера, исцеление и манипулирование" приводит следующие: а) разделяемая вера; б) групповая сплоченность; в) особые состояния сознания (3).

Весьма широкое определение этим особым состояниям сознания дает Арнольд Людвиг в журнале "Архивы общей психиатрии": "Альтернирующие состояния - любые состояния, провоцируемые физиологическими, психологическими и фармакологическими агентами, которые отличаются субъектом (или при объективном наблюдении) от полноценного бодрствования и ясного сознания". Подчеркивается, что они могут возникать, как у патологических, так и у нормальных личностей.

Физиологически эти состояния малоспецифичны. Так достоверно отмечено увеличение амплитуды альфа-волн при ЭЭГ активности во время практики ТМ, курения марихуаны и обычной технике релаксации с использованием техники "обратной связи". Этим важным фактом может быть объяснено уже упомянутое явление того, что в среде новых религиозных движений велико количество бывших наркоманов - возможно при новой практике они испытывают те же переживания?

Феноменологически, явления сопровождающие медитацию были изучены среди участников Движения "Миссия Божественного Света" (ТМ). Во время опроса, 92% участников согласились с тем, что они могут видеть и слышать нечто недоступное другим; 91% отмечали необыкновенные ощущения в теле; 90% отмечали ускорение или замедление времени во время медитации; 39% отмечали эротические чувства без присутствия сексуального объекта, 96% согласились с тем, что им приоткрывается нечто новое о смысле жизни.

Альтернирующие состояния в среде христианских харизматиков: пятидесятников, других протестантов и части католиков, могут проявляться в следующих трех феноменах: говорении на языках, одержимом поведении - во время которого люди кружатся или танцуют и пророчествах, выглядящих как спонтанное утверждение своей веры во время церковной службы.

Практика глоссолалической службы, по описаниям, выглядит следующим образом (описана Гудмэном в книге "Говорение на языках"(4): Вначале происходит "драйвинг" то есть введение - лидер конгрегации, обычно одаренный оратор, вводит аудиторию в состояние напряжения, знаком того, служит, что его проповедь начинает прерываться спонтанными выкриками "аминь". Затем происходит пение гимнов, обычно с ритмичными припевами, сопровождающимися прихлопыванием в такт ладошами. Затем следует громкая молитва о "нисхождении", после чего в зале возникает состояние транса, сопровождающиеся выкриками псевдо-речевых конструкций. Среди змееносителей в этот момент происходят танцы с ядовитыми змеями или питье их яда. С 1910 по 1960 год зафиксировано 19 смертельных случаев, связанных с практикой служб змееносителей.

Взвешенный подход к харизматическимс феноменам иного рода, в частности проблеме демонического овладения характерен для о.Адриана ван Каама. Он различает демонические обсессии и демонические поссессии. Демонические посессии или одержимость дьяволом, когда злые духи забирают власть над телом и душой, могут быть излечены только непосредственно Божией волей. Они крайне редки в настоящее время. В силу их зрелищности, их основное психологическое значение в том, что они отвлекают внимание человечества от значительно более распространенных мини-обсессий. Духовно зрелый и мудрый человек должен отстраняться от наблюдения первых для того, чтобы быть более чувствительным к последним - мини-обсессиям.

Обсессивные пациенты, в отличие от посессивных, одержимых, могут осознавать и даже использовать в своих интересах действие сил зла, захватывающих сравнительно небольшую, в отличие от овладения, часть личности.

Демоническая мини-обсессия возникает только на фоне доступной для сил зла падшей части нашей натуры, признаком которой является гордость. Это сфера, где может произойти "заражение".

Особенностью мини-обсессий является их сходство, почти полное с расстройствами, вызываемыми психологическими, социальными и нейрофизиологическим причинами. Различить подлинную их суть возможно лишь в свете веры и Откровения под руководством специалиста, но в первом приближении, признаки демонической мини-обсессии таковы:

Личность становится необязательной, несправедливой, немилосердной. У личности снижается или теряется возможность к упованию, надежде, приемлемости мнения других, уважительному отношению к пути другого. Может случиться, что отдельные элементы, ограничивающие личность, становятся предметом "духовной навязчивости".

Обычно демоническая инвазия происходит через сферу воображения, у личности теряется способность к различению мнимого и действительного, собственные падения представляются взлетами.

Часто мини-обсессия выдает себя особым циничным, мрачным, "обесценивающим" юмором, когда теряется чувствительность к высшим человеческим ценностям, духовность становится объектом злого высмеивания. Иногда это имеет обратную сторону - отсутствие юмора вообще, когда под маской особой серьезности и недоверчивости, жертвы мини-обсессий, принимают вид сосредоточенных духовных служителей.

Мини-обсессии крайне разнообразны, могут проявляться так называемой ересью перфекционизма, или уходом в утопический пир проектов. Их единственной объединяющей чертой является разделительность, они всегда стремятся дезинтегрировать как личность так и общество. Второй их общей чертой является конечность в смысле безысходности. Каждое явление мира для нас может быть либо идолом, либо иконой. В случае идолизации восприятие заканчивается, зазеркаливается и в каком то смысле в каждом предмете мы лицезреем самих себя. Такова суть идолического отношения к миру. если мы воспринимаем каждого человека, предмет или явление как икону, мы всегда признаем что это символ более высокой сути, остающейся в мире невидимом мире логосов. Сим-вол, это то, что объединяет людей, является противоположностью диаво=лическому - разделяющему (см.10).

Точку зрения Православной Церкви относительно этого явления духовной жизни выражает прот. С.Булгаков: " Иерархия есть единственное харизматическое служение в Церкви, которое имеет пребывающее значение и наличием своим восполняет отсутствие чрезвычайного харизматизма, хотя его и не исключает" (1, стр.52). Принятие этого позиции позволяет психологу-консультанту осознанно и доверительно обращаться к сокровищнице даров Церкви, в случаях выходящих за пределы его компетенции.

Этими словами первоначально и заключался этот материал. Однако за время прошедшее после его написания (1996, неопубликованный доклад на Обществе Христианских Психологов и Психотерапевтов) возникла новая концепция, требующая дальнейшего обсуждения и обдумывания. А именно - можно ли предположить наличие антиномии или “бинарной оппозиции” или полярности, обуславливающей энергетическое напряжение, полюсами которой будут с одной стороны ТРАДИЦИЯ, с другой стороны – ХАРИЗМА. В этом случае жизненность духовности определяется динамическим напряжением между этими полюсами.

Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я

1. прот. Сергий Булгаков "ПРАВОСЛАВИЕ. Очерки учения православной Церкви." Киев, 1991.

2. Ausburger D.W. PASTORAL COUNSELING ACROSS CULTURES (1986)

3. Galanter M. CULTS - FAITH, HEALING AND COERCION (1989), Oxford Univercity Press, NY

4. Goodman F.D. SPEAKING IN TONGUES (1972), Univercity of Chicago Press.

5. Kelsey M.T. TONGUE SPEAKING (1964), Golden City, NY

6. Kiev A. MAGIC, FAITH AND HEALING (1964), Free Press, NY

7. Kildahl J.P. THE PSYCHOLOGY ON SPEAKING IN TONGUES (1968), Doubleday, NY 8. McDonnel K. CHARISMATIC RENEUAL AND THE CHURCHES (1976), Seabury, NY

9. Samarin W.J. TONGUES OF MEN AND ANGELS (1972), McMillan, NY

10. van Kaam A.: Provisional Glossary of the Therminology of the Science of Foundational Formation. Studies in Formative Spirituality, 1981, Vol.2(3) pp.499-540.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ ТРАНСОВОЙ ОДЕРЖИМОСТИ

 

На страницу ЕПИФАНИЯ