На страницу “ЕПИФАНИЯ”

 

ОПУБЛИКОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ С.А.БЕЛОРУСОВА

В ГАЗЕТЕ “ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО” /Нижегородская Епархия/:

“Болезни церковного сознания” 

“Чувство общины”

“Уроки юродства – укор панка”

“Момент времени – проблеск вечности”

“Удар – о бездарной ереси”

“Каппадокия – земля святых”

“Как стать членом Церкви – опыт катехизиса”

“Дважды умершие – о современных культах”

 

 

БОЛЕЗНИ ЦЕРКОВНОГО СОЗНАНИЯ / КУЛЬТИЗМ В ПРАВОСЛАВИИ

Прошло более 10 лет с того времени как деятельность Русской Церкви перестала быть подавляемой и искажаемой со стороны государственной системы. Однако отсутствие гонений не означает торжества Православной духовности, напротив, в каком-то смысле это более опасное состояние. Св.Иоанн Златоуст, знакомый с репрессиями не понаслышке, писал - "Быть в безопасности - тягчайшее из всех гонений. Не преследуют люди - преследуют бесы, не гонит мучитель - гонит диавол". Такого рода напасти и разнообразные искушения, связанные с недостаточной духовной зрелостью наших, неукорененных в церковной традиции современников, могут привести к состояниям, вынесенным в заголовок настоящей статьи.

Из многочисленных исследований, посвященных психологическим механизмам возникновения псевдо-религиозных культов, известны такие явления как "эффект эмоционального облегчения", которое происходит при условии "групповой слипчивости" и находится в прямой зависимости от подчинения лидеру или доктрине культа, что по сути является отказом от личной ответственности, а также формирование отношения к окружающему миру по принципу "мы и они", подразумевающее постоянное нахождение врагов. Следует отметить также "эффект бутылочного горлышка". Последний проявляется тем, что явно второстепенному аспекту вероучения ("сектору", отсюда - секты) усваивается самодовлеющее значение и чем уже этот "сектор", тем большей степенью эмоциональной заряженности определяется поведение адептов культа. Так из бутылки с узким горлышком жидкость устремляется под давлением с более интенсивным напором. В редакционной статье журнала "Альфа и Омега", озаглавленной "Понятие тоталитарной секты", выделяются два ее признака - "духовный элитизм" и наличие тайного учения, приоткрываемого посвящаемым постепенно.("Альфа и Омега" N 2, 1994, стр.136).

После того, как вышла книга о.А.Кураева "Оккультизм в Православии", уместно поставить вопрос о возможности проникновения элементов культизма, т.е. квази-религиозных течений в среду самой Православной Церкви. Увы, присмотревшись, мы обнаружим их и, если это не является явным лицемерием носителей подобных взглядов, мы можем предполагать известные болезни церковного сознания.

Почему известные? Церковь, в своем историческом пути сталкивалась с подобным в себе, распознавала и преодолевала эти болезни. Выдающийся богослов Вл.Лосский различает два типа экклезиологических соблазнов, соотнося их с христологическими ересями монофизитства и несторианства. Суть болезни церковного монофизитства в том, что ее носители выделяют себя в исключительном качестве из полноты Православия, рассматривают свой путь как единственно возможный, а себя, замыкаясь в горделивом надмении, воспринимают как "уникально полноценных", отказывая в равном достоинстве тем, кто не принадлежит к их кругу. В свою очередь, церковные несториане смешивают Тело Христово с чисто земными ценностями и устремлениями, "предпочитая видеть в Церкви одну из исторических сил, подобных другим мирским факторам, в то время как Церковь никому не предписывает каких-либо политических взглядов, социальных доктрин или культурных особенностей"(В.Лосский "Статьи разных лет", М.,1996, стр.115).

Симптомы эклессиологического монофизитства ярче всего проявились в деятельности общины о.Г.Кочеткова. Здесь культивировалась (sic! - культизм) атмосфера, в которой подчеркивалась исключительность устроения их приходской жизни. Это вполне коррелирует с тем, что называется "духовным элитизмом", что особенно видно из директивного различения между "полными" и "неполными" христианами с запретом на причащение последних, то есть крещеных, но не прошедших специфическое "оглашение", принятое в общине. Насколько далеко заходила претензия на уникальность и всеобъемлющесть собственного опыта (при несомненном похвальном неравнодушии) видно из материалов, издаваемых "Преображенским братством". В своем интервью о.Георгий говорит - "Действительно, нас часто не понимают. Я думаю, что это будет долго, пока не появятся другие, такие же как мы". ("Православная община" N.31, стр.79). Отстаивая необходимость догматического нововведения - "Таинства Слова - оглашения", последователи о.Г.Кочеткова прямо последуют второму принципу тоталитарного культизма - "постепенному приоткрыванию тайного учения посвященным". Это прослеживается, например в таких рекомендациях - "Оглашаемым мы не можем все рассказать про священника, про "царственное священство" народа Божия. (...) То, что я вам рассказал, рассказывать оглашаемым первого этапа не надо. Для них это будет смущением". И далее совсем невообразимое - запрещение молитвы Господней! "Оглашаемые первого этапа молитву "Отче наш" не читают, на первом этапе это рановато... Не ранее середины второго этапа. "("Приход в Православии" Сборник материалов встречи Преображенского братства). Итак, закрытость, выражающаяся настойчивым требованием "фиксированного членства" в приходе, крайне авторитарная система оглашения, претендующая на всеобъемлющесть опыта (Из того же интервью - "Огромное большинство современных крещений в православной церкви как бы "клинические", непременно требующие восполнения"/"Православная община" N.31, стр.67/), специальные психологические манипуляции типа "пустыни", когда с человеком, для того, чтобы он "оценил любовь" перестают на какое-то время встречаться участники общины - все эти особенности, столь присущие псевдо-религиозным культам закономерно привели к печальному событию - отторжению общины от полноты Церкви.

На другом полюсе расстройств церковного сознания представлены симптомы "экклесиологического несторианства", которые проявляются смещением и смешением главного и второстепенного, временного и вечного. При всем уважении к патриотическому чувству, следует заметить что одержимые данной страстью наделяют Православие лишь инструментальной функцией, второстепенной относительно национальной идеи. В недавнем выпуске газеты "Завтра" примечателен диалог с секретарем обкома КПРФ, который говорит интервьюеру - "Да, я русский, но убежденный неверующий. Так уж сложилась судьба и я себя не ломаю. Хотя я крестился. Произошло это летом в моем избирательном округе. Познакомился с отцом Александром, беседовали, а потом внутри родилось у меня: я должен пройти еще обряд посвящения русского. И стал крещеным". Вместо закономерного возмущения откровенным нарушением канонов - крещении исповедающего безбожие, беседующий умиляется и философически неопределенно замечает в ответ - "Ваша история с крещением - поразительный факт. По всем нам прошлись эти страшные косилки истории, срезавшие маковки с наших советских башен и куполов".("Завтра", N.12 (227), "Русский путник"). Тут не знаешь чему более изумляться - крестившемуся из политической конъюнктуры атеисту, отцу ли Александру, допустившему "обряд посвящения русского" или комментариям А.Проханова с его "срезанной советсткой башней". Сюда же правомерно отнести явные или имплицитные убеждения некоторых членов Церкви - "Православный обязан быть монархистом." Вряд ли этот лозунг поддержали бы мученики первых трех веков Христианства.

Культизм в Православии, наряду с означенными "болезнями" проявляется также стремлением к поискам врагов. Когда, соблюдая установленный минимум церковных правил, человек успокаивается относительно собственной духовной участи, перестает считать себя "рабом неключимым", слагает дар ответственной свободы, то причину нестроений вокруг и внутри себя начинает объснять он целенаправленными происками "жидомасонов, экуменистов, сатанистов и колдунов". Тогда стремление выявить недоброжелателей становится преобладающей активностью. Возможность провокаций щекочет нервы и несчастный человек начинает ощущать себя на острие эсхатологической борьбы. Чтож, и ненависть бывает сладкой и жертвовать собой в угаре мщения порою легче чем нести повседневный подвиг любви. Когда в воспаленном воображении сужается возможность восприятия реальности, эмоциональный напор становится максимально интенсивным (вспомним эффект "бутылочного горлышка") и ревность по Богу оборачивается обыкновенной агрессией в адрес тех, "кто не с нами".

Упомянутая книга о.А.Кураева "Оккультизм в Православии" содержит множество мифологем, паразитирующих на церковном сознании. Мы бы добавили еще одну. В недавнем выпуске "Православного книжного обозрения" впервые опубликовано письмо о.А.Меню одного из ныне почивших иерархов, в котором, по уверению редакции содержится "смелое раскрытие одной из запретных для духовной публицистики тем". Вот что является этой "запретной темой" - "Известно(?) как на протяжении истории в определенный кругах Израиля начиналось поклонение дьяволу, а затем это поклонение князю тьмы стало вполне определенным и осознанным. Для Православия эта тайна иудаизма давно уже не тайна." Далее следует прямое обвинение - "Ваша задача под видом правды проповедовать ложь. Это ваша давняя, продуманная и добровольная миссия. Видеть Русскую церковь одним из течений сионизма - вот что хотели бы вы и ваши хозяева." Разумеется, автор "Открытого письма", написанного 20 лет назад, имел право на любое суждение, но зачем требуется теперь тиражировать клевету на убитого протоиерея?

"Немногие делайтесь учителями"(Иак.3:1). Памятуя слова апостола, тем, кто решается говорить в Церкви, следует нелицемерно отдать себе отчет, что ими движет - страх, злоба или любовь. Уста должны говорить от "избытка сердца", а не от избытка желчи. Десять лет свободы голоса Церкви - сравнительно небольшой срок. Будем же надеяться, что расстройства, о которых мы говорили здесь, только возрастные болезни духовного созревания.

 

ЧУВСТВО ОБЩИНЫ

"Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них" (Мф.18:20).

Конечной целью христианской жизни является спасение души и достижение единства с Богом. При этом Христианство от своих истоков никогда не было религией личного спасения. В общинах, основанных апостолами все дышало единодушием и "верующие были вместе и имели все общее"(Д.А.2:44). Может быть за покушение на этот благодатный дух нелицемерного единства и подверглись ужасной смерти Анания и Сапфира(Д.А.5:1-11).

В современной психологии предположено, что чувство принадлежности явлется одной из базовых потребностей человека. Личность может полноценно реализовать себя лишь в отношении к окружающему миру и здесь основным является инкорпорированность (бытие частью целого) в высоко значимую для нее структуру. Для христианина это означает идентификация себя в качестве члена Церкви. Отныне он "верный". Столь остро чувствовавшееся братство в среде первохристиан - "Смотрите, это христиане, как они любят друг друга" (из предания) - постепенно выветривалось, но промыслительно фиксировалось традицией. На протяжении многих веков традиционно освящался весь уклад жизни человека - от Крещения до отпевания. Люди действительно участвовали в событиях жизни друг друга.

Средства массовой коммуникации (лат.сообщения) парадоксально разобщили людей 20-го века. Россия, традиционно общинная цивилизация, перенесла удар по самому значимому для ее культуры - по укорененности в традиции. "Прервалась связь времен". И в нашей духовной жизни сейчас одним из болезненных вопросов является реанимация "чувства общины", в первую очередь церковной общины.

Признаемся самим себе - это живое чувство принадлежности к "царственному священству" в значительной степени нами утрачено. Вспомним обычную (хотя и грешно так говорить) воскресную Литургию. Храм обычно полон, часто можно слышать слаженное общее пение "Символа Веры" и "Отче наш", но причастившись - то есть обновив в себе призвание быть частью - люди расходятся по домам, погружаясь в затягивающую рутину обыденности, теряя чувство Праздника Воскресения - малой Пасхи.

В католических храмах существует благочестивый обычай. Когда во время Мессы возглашается "Возлюбим друг друга", люди, даже незнакомые тянутся к друг другу, обмениваясь рукопожатиями, а близкие - объятиями и поцелуями. В церкви никто не остается в эту минуту один, обойденный вниманием.

В американских православных приходах после окончания Литургии никто не расходится. Обычно, в подвале устраивается встреча, где прихожане собираясь семьями, приветствуют друг друга, обмениваются новостями за неделю. Между ними прохаживается священник, присоединяясь то к одной, то к другой группе. Как правило, предлагается скромное угощение - чашка горячего кофе и домашнее печенье, принесенное кем-то. Здесь обсуждаются инициативы приходской жизни - функционирование воскресной школы, предстоящие требы, помощь малоимущим.

Что говорить о протестантах. Дефицитарность предания они восполняют культивированием сплоченности в своей среде. Там торжества и свадьбы являются своего рода фестивалями для всей общины. Можно говорить, что этим они компенсируют урезанность церковной традиции, создавая новые, на православный взгляд обмирщенные, ее формы.

Теперь из опыта нашей церковной реальности. В деревенском приходе, который я посещаю, недавно появился молодой энергичный батюшка. Сообщив по окончании Литургии расписание служб на следующую седмицу, он призвал прихожан, у которых есть вопросы по богослужению, по молитвенной жизни, собраться сейчас для беседы и обсуждения в домике для причта. И наполненный храм тотчас опустел, потому что прихожане отправились ... восвояси. В домике собралось три человека: отставной военный, впервые присутствоваший в храме, учительница средних лет, "путешествующая по конфессиям в поисках истины" и я, в надежде узнать хоть несколько человек, с которыми мы вместе молились. И у батюшки опустились руки - из сотни - трое. Теперь, насколько я могу его наблюдать, он становится обычным требоисполнителем. Ему оказалось не под силу преодолеть приходскую инертность.

Да, существуют и иные общины. Я имею в виду тех, кого не без оснований называют неообновленцами. Там и сплоченность, и взаимопомощь, и кружки по изучению Библии. Но вот в чем беда - они строят свое счастье на беде других, всячески отгораживаясь от не принадлежащих к ним. Стоит вспомнить лишь "агапы" в приходе Г.Кочеткова, куда допускаются лишь избранные. Своими нововведениями они отгораживают себя и радуются самим себе в своей ограде.

Проблема остается. Больше внимания уделяется восстановлению церковных стен, чем церковного сообщества верных. И может быть прав был о.Иоанн Мейендорф, когда в одной из своих последних лекций, прочитанной в Свято-Тихоновском Богословском Институте, он скептично отнесся к перспективе восстановления храма Христа Спасителя. Он говорил тогда, что требующиеся огромные средства лучше бы обратить на создание новых приходов - не таких внушительных, но небольших, уютных, и нужных особенно в спальных районах, где люди разобщены в одинаковых бетонных коробках.

Кажется что разобщенность присутствует не только по горизонтали, среди прихожан, но слишком большой разрыв заметен по солее. Действительно, у очень немногих есть потребность и возможность общения со священником вне рамок Таинств. Миряне практически ничего не знают об образе жизни своих пастырей. И это к лучшему, возможно скажут священнослужители. В результате бестселлером стала книжка о.М.Ардова "Мелочи архи, прото- и просто иерейской жизни". Эти хлесткие наброски священнического быта необыкновенно интересны, хотя бы тем, что удается словно в щелку подглядеть, чем же дышат наши батюшки. И то, что они такие же как мы, в своих слабостях, вызывает не разочарование, а симпатию.

Не способствует взаимному притяжению христиан и нынешнее общество. Происходит стремительное расслоение общества по экономическому и интеллектуальному уровню. Из опыта западной цивилизации следует, что залогом стабильности общества является формирование доминирующего "среднего класса". С этим коррелирует активизация так называемой "духовности мирян" в католической среде. Под этим термином понимается не какие-то особые методы и приемы, а поиск интеграции традиционной мудрости веры в кардинально изменившиеся условия жизни постиндустриального общества.

Возможно к этому опыту следует присмотреться. Как клир так и миряне являются членами одного Тела Христова. Быть пасомым не означает быть пассивным. Осмотримся, где мы; прислушаемся к себе и если мы не "стяжали Святаго Духа для спасения тысяч вокруг нас", то хотя бы "будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам; не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай, но будем увещевать (в английском переводе - поощрять, вдохновлять) друг друга"(Евр.10:24-25). 

УРОКИ ЮРОДСТВА - УКОР ПАНКА

"Неопатристический синтез", к которому призывает о.Г.Флоровский предусматривает возвращение к творчеству Святых Отцов. Их непреходящая ценность в том, что они переосмысляют Благую Весть применительно к особенностям своей эпохи. От их молитвенного внимания не ускользает ни одно явление повседневной им реальности. Любой факт - от государственного устройства до посещения христианами конных ристалищ - получает четкую духовную оценку. Они и своим образом жизни и своими наставлениями являют лучший пример того, как можно быть христианином пять веков спустя после Христа, когда изменилось многое, в первую очередь то, став государственной религией, из гонимого христианство получает статус обязательного и это обуславливает появление христиан "не по призванию, а по названию". Если в монашеской среде возможно прямое подражание первохристианам, то в городе развивается новый тип духовности. Изменяется буква, но дух остается тем же.

Церковь - Тело Христово - живет в истории. История это диалог Бога с цивилизацией. История всегда стремится к концу. На наших глазах разворачивается драматическая картина ускорения истории. Темп изменений опережает предсказания. Отсюда, признавая полностью изменившиеся условия жизни, необходимость создания "здорового жизненного богословия"(о.Г.Флоровский), отражающего и преображающего эти условия.

Жизненное богословие... Это значит духовное осмысление изменившихся условий жизни. Это значит ответ на новые запросы общества.

Взглянем, где мы. Кажется у нас (православных) развивается "комплекс старшего брата" из притчи о блудном сыне. Мы считаем себя преемниками Святой Руси. Мы гоним возвращающихся из мрака безбожия. Мы осуждаем мятущихся. Мы проклинаем тех, кто в глубине отчаяния, кто еще питается свиными рожками.

Не так? Посмотрим...

"Пасха - а - а, я достану из серванта банку с самогоном на три литра; Пасха - а - а, я покрашу яйца, хоть их в брюках и не видно".

Из того, что поет человек можно безошибочно догадаться о его состоянии. Группа "Сектор Газа" находится на устойчивом плаву добрый десяток лет. Все больные темы, о которых говорят или думают, получили своеобразное освещение в творчестве этой группы. Люди покупали кассеты, значит хотели это услышать. Характерной особенностью стиля группы является "стеб" - то есть безотказный прием эпатажа, демонстративного нарушения общественных приличий. Хотя использование мата и не является редкостью в современных произведениях искусства, "Сектор Газа" является застрельщиком и рекордсменом ненормированной лексической коммуникации.

Песня "Пасха" с диска "Колхозный панк" (1994) единственная, отражающая религиозную тематику в творчестве группы. В ней нет брани, но шаржированно приблатненный стиль остается узнаваемым. Перезвон церковных колоколов переходит в жесткий гитарный ритмический рисунок, на фоне которого разухабистый голос надрывается:

"Пасха -а -а, сяду я в свою машину марки "орленок", Пасха -а, -а, память всех родных я чтить привык с пеленок."

Гнусная, мерзкая, хульная песня. Слушая, испытываешь брезгливость. Впрочем именно к этому и стремится группа, но важно другое. Нельзя отказать автору (Ю.Хой) в умении уловить настроение, или, как принято говорить, менталитет. Скупым штрихом высвечено беспросветное убожество, плоскостной пошлый юмор, обозленность. Воскресение Христово для героя песни лишь повод для вскрытия банки с самогоном. И после этого он отправляется на кладбище:

"Выйду с самогоном весной на цветущий погост. В память всех родных произнесу я тост. Пусть волком смотрит на меня в умотину пьяный жандарм. Я родным своим поставлю, а ему и грамма не дам".

 

Единственная светлая деталь - цветущий погост. В этом можно усмотреть известную символичность. Для очень многих церковная духовность исчерпывается обязательством по отношению к мертвым. Люди приходят в храм не молиться, а поставить свечку или написать записку о поминании. Так вот стоит ли "на зеркало пенять, коли рожа крива"? И не может ли "стеб" группы оказаться полезным, хотя бы в осознании степени нашего падения, подобно тому, как издавна юродивые обличали заносчивых? Может быть панк - это промыслительная форма юродства нашего времени?

Среди благочестивых православных распространено мнение о том, что вся рок-культура - порождение дьявола. А даже если и так, ведь "и бесы веруют и трепещут"(Иак.2:19). А мы не веруем и не трепещем, мы коснеем в безрадостном зле и пьем на могилах своих мертвых. Хуже бесов, а еще осуждаем и надмеваемся. Не из воздуха берутся такие песни, не по наущению дьявола. Из "нашего родного, исконного". Как не вспомнить лесковское "Русь была крещена, но не просвещена".

А что до дьявола... В мудрой книге "Беседы старого священника" о.Константин советует "обходиться с дьяволом корректно". Не следует его дразнить. Ему ничем так не угодишь, как само-превозношением, пусть даже осуждая громко все силы зла. А еще древние говорили - "Дьявол - обезьяна Бога". взглянем издали на ужимки и извлечем урок - как рано нам считать себя полпредами Святой Руси.

 

МОМЕНТ ВРЕМЕНИ - ПРОБЛЕСК ВЕЧНОСТИ

Время является одной из самых таинственных категорий бытия. Бог существует вне времени, но создает время прежде сотворения мира, потому что Библия начинается так "В начале Бог сотворил Небо и землю". Начало - момент времени.

Во времени происходит рост человеческой личности. Личность из "образа" вырастает в "подобие". Во времени мы приближаемся к нашей таинственной сути, к пониманию того, зачем Творец вызвал нас из небытия к бытию.

Время - понятие объективное. Господь творит мир в 6 дней (периодов? эпох? мгновений?) Времением окрашены характеры людей. Допотопные человеки настолько отличны от ветхозаветных праведников, насколько последние отличаются от людей с христианским устроением души.

Совершенно необъяснимым является ускорение времени за последние 100 лет. Появляется новые предметы быта и технологии. Последние 10 лет среди наркотиков особой популярностью пользуются амфетамины "ускорители". Наряду с тем, что они играют роль допинга, увеличивая выносливость к перегрузкам, они подавляют аппетит. Уместна аналогия - мир сейчас, словно находится под действием "ускорителей", не испытывая духовного голода.

Духовная жизнь человека меньше всего подвержена воздействию времени. "Иисус Христос вчера и навеки тот же"(). Очевидна закономерность: чем дальше предмет от подлинной личностной сути, тем более подвластен он времени. Например, больше всего изменяется одежда, гигиенические обычаи, язык поверхностного общения. Меньше изменяются человеческие чувства - душевный мир человека - гнев, радость, скорбь. Духовная жизнь человека имеет отношение к вечности. Святые, видимо пребывая на земле, живут в Раю. На высотах духа человек выходит из времени и сбывается апокалиптическое пророчество "Времени больше не будет". Иногда ждут конца света, но может быть каждый человек со времени "Откровения Иоанна Богослова" переживает свой Апокалипсис.

Время - понятие субъективное. Выходя из себя, обращаясь к другому, любимому человеку, мы теряем контроль над временем, часы у влюбленных летят как минуты. Оборачиваясь и отслеживая свое

состояние, в ожидании, в приемной врача, на холодной платформе, время раползается, становясь медленно тягучим. Рай - искрящийся родник, ад - липко медленно обволакивающая смола.

В классическом образце духовной литературы "Откровенные рассказы странника" высказывается мнение о том, что каждый раз, когда мысленно произносишь "Господи помилуй", следует отпущение грехов, о котором ты просишь. Французский средневековый духовный писатель Жан Пьер де Коссад в книге "Таинство настоящего момента" пишет: "Верная душа принимает волю Бога просто. Она достигает совершенства не стремясь к нему. То что Бог предлагает нам в каждый отдельный момент есть самое лучшее и самое святое из того, что может случиться с нами. Мы должны остановить воображение будущего, не беспокоиться о том, что может случиться, но смиренно внимать настоящему".

Вечность - это не бесконечность времени. Вечность - это когда времени не существует. В вечности мы приближаемся (смиренно надеемся на милость) к Богу, Которому неинтересно время. Ведь уже "исполнилась полнота времен", когда воплотилось Предвечное Слово. Апостол Павел пишет, что Христос "однажды, к концу веков явился для уничтожения греха жертвою Своей"(Евр.9:25).

Выход в вечность происходит из момента настоящего времени. Когда для нас не существует времени - мы в вечности уже здесь, на Земле.

Время - поток мгновений. Каждое мгновение - искра вечности дар Бога. Сможем ли мы распознать и принять то, что дается - Благодать? И каждый момент нашего бытия может стать решающим для нас, когда мы живем в преизобилующем потоке Благодати. Остается только принять Ее, готовым, смиренным сердцем.

 

У Д А Р

/ о книге Евгения Полякова "КОМУ УПОДОБЛЮ РОД СЕЙ? или Ортологический Катехизис", СПб, 1993. /

Поводом для написания этого материала послужила фраза симпатичной сотрудницы отдела религиозной литературы Дома Книги на Арбате: "Эта книга в числе наших хитов". Отметим, что наиболее точный перевод слова "Hit" - удар. В наше сложное, запутанное время, оттолкнуть человека от Церкви это действительно удар. В книге, которую мы рассмотрим, читателю предлагается " сделать шаг в сторону отказа от человекотворных (?) догм, ... отвергнуть традиционные положения христианства, ... взглянуть настолько по новому, что прежнее толкование (Библии) покажется просто-напросто детским лепетом" (стр.11,24,28).

Автор ищет читателя в полной уверенности, что "чем более убежденными мнят себя верующие христиане, тем менее необходимым для себя считают они изучать Библию". Он предполагает: "нам не приходится рассчитывать на широкую аудиторию", но не смущается: "дурной признак если учение доступно всему миру". Он предупреждает: "Кто ленив умом, пусть лучше почитает что-нибудь полегче" (стр.18,19,27).

Прежде чем познакомиться с содержанием, следует обратить внимание на метод подачи материала - текст книги набран и сверстан автором. Примечательна категоричная установка: "ВНИМАНИЕ: просим тать по порядку, а не начинать с тем, привлекших внимание". Дважды повторенное слово "внимание", навязчиво звучащие заклинания

"Имеющий уши да слышит" - напоминает технические приемы внушения - однообразно драматизированные. Язык книги неровный - арготизмы и штампы пересыпаны излюбленными архаизмами, типа "сей, сия, коего". Последние, по-видимому, употребляются для намека на глубину содержащейся мудрости.

Провозглашая жанром своего произведения системотворческую экзегетику Библии, автор не является христианином. Для него "Все конфессии, признающие Никейский символ, иными словами все (!) современные христиане могут называть себя Николаитами. Наказание должно распространяться и на папский престол и на протестантские страны.(стр.387). Он не считает "традиционный состав Священного Писания полным"(стр.47), приводя в подтверждение своих выводов разнообразные апокрифы. Величайшим (?) пророком со времен Нового Завета автор считает Нострадамуса. В книге эпитет "традиционный" употребляется только в негативном звучании. И мы читаем "Традиционное христианство изобрело термин трех ипостасей Божества" (стр.180). Когда автор таким образом отрицает Святую Троицу, мы можем предположить его принадлежность к так называемым унитариям. Затем, жонглируя новозаветными текстами, автор упрекает христиан в том, что они "славу нетленного Бога изменили образ подобный тленному человеку, и поклонились и служили твари вместо Творца! Ведь Иисус будучи человеком совершенным, все же был человеком"(стр.320). Автор, похоже приходит к толстовству, но не останавливается. Он глумливо относится к любой конфессии: "Православный (католический, лютеранский и т.д.) катехизис" - остается бесполезной бумагой, которой трудно подобрать достойное употребление, а надежда, которую она предлагает есть мутная негодная вода, которая вообще ни к чему не годна, - только выбросить ее вон." (стр.373).

Особой притягательностью для автора обладает личность Иуды. Брезгливо читаем: "Одним словом, Иуда является для христианства едва ли не самой значительной фигурой после Самого Христа. Однако можем ли мы отбросить Иисусовы слова: "Не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол." (Ин.6:70) Конечно, от сего речения нам никуда не уйти, но при чем же здесь Иуда? Ведь не Иуда троекратно отрекался от своего Учителя". Автор словно в упор не видит следующего, 71-го стиха: "Это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте". Для автора "не будет слишком смелым заключение, что Иуда понимал и многое другое, чего мы пока не понимаем, или же понимаем, но не осмеливаемся высказать" (стр.367-368). Автор ищет "не было ли в церковной истории хоть какой нибудь ереси, сколь нибудь напоминающей наши выводы?" И с радостью находит в труде св. Иринея Лионского "Против ересей" упоминание о "секте, почитавшей Евангелие, в котором были такие слова: Иуда Искариот совершил тайну предательства и через него все земное и небесное исполнено. Аминь."

Кто же после этого автор богословского "хита"? Он отвечает: "Мы предлагаем читателю назвать нашу систему взглядов нетрадиционным гностицизмом, точно также как ее можно было бы назвать нетрадиционным христианством"(стр.170). Он возвращается к делению людей на пневматиков, психиков и соматиков - "плотского человека можем уподобить углю, душевного графиту, тогда как духовный подобен алмазу"(стр.171). Соответствено, "та пресловутая свобода воли, которой, как может показаться обладает каждый человек, является не более чем иллюзией". Автора раздражает, что "катехеты традиционного христианства еще долго будут талдычить свое о свободной воле". Относит ли он к ним Апостола призывающего:" Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства"(Гал.5:1)?

В качестве предмета новизны автор преподносит теорию палингенезии. Это греческое слово в Мф.19:28 звучит по славянски как "пакибытие" в синодальном издании и "новое бытие" в переводе еп.Кассиана. Автор усваивает этому термину значение "творение заново, перерождение"(стр.215) и тут же выстраивает следующую концепцию: "Вывод заключается в множественности жизней человека. В каждой новой жизни ему придается новая жена и в итоге он становится обладателем многих жен. Прожив множество жизней со множеством жен, познав через них добро и зло, человек возвращается в исходную точку, завершая большой цикл и восстанавливая свое ранее утраченное единство с Отцом. Судьба же жен, уснувших каждая в свое время, не столь радужна. Их конец - тьма внешняя, скрежет зубов и озеро огненное".(стр.344, 396, 400).

Поводом особой гордости автора является предлагаемая им наука арифмологии, заключающаяся в символических цифровых построениях на основании каббалистической системы ТАРОТ. Он подчеркивает свои усовершенствованные подходы для уяснения смысла величин, встречающихся в Библии - от количества водоносов до апокалиптических чисел. Воображения алармистски настроенного читателя автор здесь не поражает, впрочем не советует и использовать свои методы для предсказания индивидуального будущего.

Все же, удар ли это? Скорее плевок. Книга заканчивается так: "Все сказанное подводит к выводу: то, что составляет начало и сердцевину "Святой Руси" - Русская Православная Церковь - является школой многого такого, чего не слышно даже у язычников, ибо тут все как один заменили истину ложью, вместо мужа имеют жену Отца своего, злословят то, чего не знают, уклонились в пустословие, говоря "мы сами себе господа"(стр.388).

Чем объяснить агрессию Е.Полякова? Он проговаривается, что "Мы не способны были помыслить что от себя ... речь идет о неких неизреченных словах, кои удается услышать. Надо ли еще упоминать о рабе, получившем свыше дар? Не исполнить того, что тебе вверено - вот чего надобно бояться" (стр.105-106). После подобных мессианских прозрений становится понятным почему в конце книги фразы из посланий апостола Павла приводятся без кавычек, словно прямое обращение автора. С достаточным основанием можно предположить что писатель исподволь подводит читающего к принятию того, что в процессе "палингинезии" его (автора) личность является ничем иным, как воплощением Апостола "с которым мало кто мог сравниться в изъяснении смысла Христова учения" (стр.54).

Автор жаждет, по его словам, обличения, "предвидя, что битья не избежать"(стр.21). Он много раз говорит об этом в книге. Это хорошая тактика обезопасить себя - по типу "ну вот, я же говорил". Но битья он он боится напрасно, грех обижать человека, который пишет следующее: "Повторим слова Павла как свои, на это мы имеем право"(стр.402). Его профессионально жалко, но еще больше жаль тех людей, для которых подобные книги становятся духовными "хитами".

 

КАППАПАДОКИЯ – СТРАНА СВЯТЫХ

Эта земля лежит вдали от привычных туристических маршрутов по Турции. Наших соотечественников, оккупировавших пляжи Анталии и шумные базары Стамбула, здесь не видно. Но уклоняясь от Диснейлендов и аквапарков, переживаешь самое волнующее приключение - встречу с нерукотворными чудесами природы, с безмолвными свидетелями расцвета православной империи - мозаиками великой Византии, и чувствуешь себя сопричастным Вечности.

Те из нас, кто изучал церковную историю, наверняка вспомнят понятие "каппадокийского синтеза". Святые отцы - Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский - уроженцы и епископы здешних мест. Подвигам и трудам великих отцов - каппадокийцев человечество обязано приближению к тайне Пресвятой Троицы и уяснением сути личности, понимаемой как богоустремленность "от образа к подобию". Их прозрения стали преданием - духовной сокровищницей Церкви. Но какими же предстают места, где проходила жизнь Отцов, современному путешественнику?

Три миллиона лет назад вулканические жерла выплеснули моря огненной лавы, которая застывая вереницей мягких гор, обретала причудливые очертания. Дожди и ветры формировали самые неожиданные фигуры скал. Ландшафт Каппадокии предстает ошеломленному взору как фантазия природы, превосходящая человеческое воображение. Молочно - розовые пирамиды и зеленоватые конусы, каменные соты и гигантские грибообразные структуры, создают ощущение пребывания на другой планете. Живописные места имеют свои романтические названия, как например скальная группа "окаменевших солдат" или "долина лазурных источников". Дивная гармония дикой натуры и осмысленной человеческой деятельности проявляется здесь тем, что в каждом горном утесе высечены лестницы, галереи, проходы и убежища, которые лишь акцентируют великолепие вздымающихся вершин.

Люди издавна селились здесь. В национальном заповеднике Гереми показывают высокую скалу, которую называют Башней Троглодитов с рисунками первобытной цивилизации. В близлежащем городке Аванос несколько тысячелетий насчитывает традиция гончарного ремесла - вам предложат изготовить собственный глиняный кувшин, следуя технологическим приемам предков. В период великих завоеваний Александра Македонского и, позднее, легионов Рима, местные жители буквально уходили под землю. В селении Каймакли сохранился подземный город, расположенный семью ярусами уходящих вниз пещер и гротов. Население такого города, насчитывавшее до нескольких тысяч жителей, могло годами не выходить на поверхность. Системой сложных тоннелей соединялись площади и храмы, бассейны и хранилища зерна. Теперь электрифицировано лишь четыре этажа громадного города, спускаться ниже можно лишь с фонариком на собственный риск.

Посетив Кайсери (Кесарию, вспомним Василия Неокесарийского) и Невсехир (древнюю Ниссу), надо подумать о еде и ночлеге. Здесь не всегда можно насладиться пряной роскошью восточной кухни, но еда свежа, проста и натуральна. Приветливый местный житель бесплатно предложит виноградную гроздь, удивляясь, что впервые встретил человека из России. Незабываема ночь, которую может быть единственный раз в жизни, проводишь в пещере - окрестные пансионаты высекают помещения для туристов в скалах из мягкого камня, который прогреваясь днем, обволакивает, остывая, уютным целебным теплом.

Наутро отправляешься в парк Гореми, где можно целый день провести в уникальном музее под открытым небом, состоящим из заботливо отреставрированных скальных церквей 7-11 веков. Их названия также причудливы, как окружающий пейзаж - Темная церковь, Оленья церковь, Заячья церковь. В них сохраняются иконописные фрески и мозаики византийского периода. Изображения новозаветных сюжетов необычны, символичны и по-восточному красочны. Над храмами, выше в горах располагаются кельи отшельников. Если не боишься высоты, они легко достижимы и присев на каменном ложе неизвестного подвижника, можно провести часы, вглядываясь в голубую пелену неба и субтропическое буйство зелени внизу. Взяв напрокат велосипед или мотороллер, каждый почувствует себя отважным всадником на извилистых, головокружительных, но вполне безопасных безлюдных дорогах. А впереди еще пещерные монастыри, где скрывались православные от изуверов-иконоборцев, величественный горный храм Иоанна Крестителя, сказочное Кратерное озеро...

Говорят, что ценность паломничества можно измерить просто - насколько изменился человек, вернувшись. Тогда можно быть уверенным увиденное здесь не забывается и в трудные минуты жизни перед тобой предстанут величественные горные вершины, облитые солнечным светом, в недрах которых высечены храмы, которым полторы тысячи лет и которые словно замерли на время, ожидая благоговейных паломников. Воспоминания согревают, вновь чувствуешь трепетное восхищение увиденным и пережитым, утишается суета мелких страстей. Ощущая себя причастным духовному опыту человечества, начинаешь понимать неслучайность происходящего с тобой и миром, исполняешься благодарности за дарованное и надеждой на грядущую милость.

 

КАК СТАТЬ ЧЛЕНОМ ЦЕРКВИ

(опыт современного катехизиса)

Вы не раз видели купола православных храмов. Случалось, что Вы заходили в церковь, иногда, ставили свечки. Что же это такое церковь? Или, может быть, с заглавной - Церковь?

Красивый ритуал, пришедший к нам из глубин прошлого? Образ жизни людей, в чем-то странных, не вписывающихся в современность? Разновидность игры в таинственное?

Вы держали в руках Библию. Может быть Вы знаете, что Евангелие или, точнее, Новый Завет это часть Библии. Но с первых же строк Евангелия от Матфея, с длинного перечня еврейских имен родословия Иисуса Христа, Вы почувствовали смущение и нетерпеливо посмотрели, что же там дальше.

Вам приходилось быть на крестинах или на отпевании близких. Вы не понимали, что происходит во время действий (точнее, тайнодействий) священника. Вы испытывали интерес от необычности, затем легкую скуку. Ваша вежливость и ваша застенчивость помешали Вам спросить, что же он делал. Вы так и не поняли, чем христианский ритуал отличается от языческих заклинаний.

Как Вы относитесь к Богу? - Я верю в Бога, думаете вы, но конечно, я далек/далека от фанатизма. И вообще, я мало знаю об этом.

Большинство книг религиозного содержания это репринты прошлого века. Вас может отпугнуть простая буква "ять", не говоря уже о тяжеловатом стиле изложения. И еще... Если те книги были так уж хороши, то почему с нашей страной произошел страшный социальный эксперимент, почему православный уклад жизни не помешал тому, чтобы огромная страна сошла с естественного пути развития цивилизации?

Я верю в Бога, этого достаточно - может быть думаете Вы. Но верите ли Вы Богу? Верите ли Вы в то, что Бог воздвигает Церковь? Видите ли Вы для себя место в этой Церкви?

Что мы точно имеем в виду, когда говорим Церковь? Среди отраслей богословия существует целая наука о церкви - экклесиология. Издревле Церковь Христа определяется как единая, святая, соборная и апостольская.

Единство Церкви... В наши дни об этом говорить трудно. Каждая группа людей может назвать себя церковью, но будет ли она той Церковью о которой говорил Христос, Церковью, смутные очертания которой виделись библейским пророкам?

Почему Православная Церковь, к которой мы относим себя, действительно та? Суть в том, что она на протяжении веков изменяясь, потому что она живая, сохранила неизменяемую верность Богу. Ее развитие было прямым и естественным, иногда ее терзали испытания и раздоры, от нее требовали приспособления или насилия, но несмотря на соблазны, перед которыми не устояли ее отдельные, иногда заметные члены, она содержит во всей полноте весь опыт духовности от первых поколений христиан до мучеников наших дней. В ней необоснованных нововведений, она осторожна, как целомудренная невеста - верная, скромная и прекрасная. Неисчерпаема мудрость ее богослужебных текстов, вполне достоверны мистические прозрения ее святых, твердость ее устоев признается всеми, кто бы ни называл себя христианином.

После 10 веков христианизации мира, от полноты Православия отходит Римо-Католическая церковь. Спустя четыре века, от Римской церкви откалываются протестанты. Они не составили единого сообщества, а представляют стремящийся к бесконечности ряд религиозных образований: лютеране, пресвитериане, епископалы, методисты, баптисты, квакеры, меннониты, пятидесятники, адвентисты... Перечисление продолжается, группы дробятся, все дальше устремляясь по широкой дороге собственного разумения Священного Писания. Разделение Христианства - это боль Христианства, но нельзя говорить о разделении Церкви. Церковь, "мистическое тело Христова, невеста Агнца" остается и будет единой скончания веков. А что же сейчас? Можем ли мы как то принять и осмыслить факт, что большинство христиан на Земле не принадлежит к Православной Церкви? Хотя и прикровенно это для нас, но можно допустить, что милостью и долготерпением Божиим, люди в разное время и в разных странах пытаются чистосердечно выполнить свой христианский долг. Им сложнее, чем нам, они лишены преемственности святости, столь явной в Православии, и конечно Дух, который "дышит где хочет", не обойдет их стороной. Если они "неисповедимы путями" выполняют волю Божию, то их дело устоит и промыслом Его обогатится Церковь. Слова Иисуса Христа "Да будут все едино" сбудутся обязательно. Только бы не соблазниться нам на скрытые уловки, ухищрения человеческого разума, стремящегося все подчинить своему пониманию. Католичество склонно, как принято говорить, к юридизму, то есть чисто человеческого осмысления справедливости. В централизованности его сильная сторона. Отшатнувшиеся протестанты, децентрализованные принципиально, отвергли Таинства, сведя понятие Церкви к группе общин. Нарушен царский срединный путь: одни возносят общее над частным, другие принижают общее во имя частной "свободы". И Спаситель то им нужен непременно "личный"... А впрочем, как говаривал священник мученик А.Мень, христианство - религия молодая, возможно разделения наши, пусть мнеговековые, все еще болезнь роста.

Церковь свята. И не надо вспоминать при этом об инквизиции, о самодурстве отдельных ее представителей, о неблаговидном поведении иерархов. Ведь человек настолько принадлежит Церкви, насколько от покаялся перед Богом, насколько он очистился от греха. Сама же Церковь, подобно Пресвятой Богородице, просто не может согрешать, потому что содержит в своих недрах все образы Божии, принадлежащие ее членам. Нет безгрешных людей, но нет и несвятой Церкви. Случалось, что большинство верующих уклонялось в ересь, но Благодать, свойственная Церкви, пребывала тогда на немногих стойких святых.

Церковь соборна. В древности Церковь делегировала своих достойных членов на Соборы и соборные послания начинались так: "Изволися Духу Святому и нам ..." Они имели на это право. Соборность обещана нам Спасителем: "Где двое ли трое собраны во имя Мое, там и я посреди них"(). Соборность - мистическая характеристика Церкви. Если люди правильного строения души правильно собираются во имя правильной цели (Посмотрите, да это же именно то, что происходит в храме!) то можно смиренно и дерзновенно надеяться, что Спаситель с ними, в Своей Церкви.

Церковь апостольская. Апостолы - ученики Христа. Члены Церкви находят вдохновение в учении Церкви (Священном Писании и Священном Предании). Апостолы - благовестники Христовы. Члены Церкви охотно расскажут Вам о своей вере. Апостолы - участники Евхаристии. Член Церкви старается регулярно причащаться. Апостолы составили первую христианскую Церковь. Через их служение, от Самого Иисуса Христа передается благодать "апостольского преемства", обретаемая священником при рукоположении и преподносится всем христианам, когда иерей, особым образом, благословяет их.

Если вы решительно и осмысленно станете членом Православной Церкви, вашими небесными заступниками будут первомученики, святители Иоанн Златоуст и Григорий Палама, блаженный Августин, св. угодник Николай, Мир Ликийских чудотворец, св. Антоний, основатель монашества, преподобный Сергий Радонежский и Серафим Саровский. Эти повсеместно чтимые святые взрасли и обрели свое спасение и благодатный дар святости в Православной Церкви.

Итак, Вы решились? Напоследок, известное святоотеческое высказывание: "Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец".

Что вам предстоить делать для того, чтобы быть настоящим православным христианином или христианкой?

Первое, это креститься. С этого начинал наш Господь Иисус Христос.

Надо креститься... Но почему? Можем ли мы до конца вместить, понять, осмыслить - почему это необходимо? Увы, часто мы, если не крещены в детстве, приступаем к этому Таинству по следующим причинам:

1) Все вокруг крещеные, а как же я...

2) Русский человек обязательно должен быть крещеным.

3) Крестившись, я стану более здоровым или удачливым.

Достаточно ли этого для Крещения? Хороший священник, приняв в расчет подобные мотивы, постарается расспросить Вас подробнее и постепенно подведет Вас к осознанию более глубоких побуждений. Но если у него, как у многих приходских батюшек не хватит времени для обстоятельной беседы - это не вина, а беда нашей церковной жизни - попробуем поразмышлять сами...

Крещение - это подвиг. Действительно надо иметь решимость, чтобы прийти в храм натощак и, превозмогая смущение от необычности происходящего, снять одежду. Чувствуя себя беззащитным, войти в купель, повторить слова Символа Веры, испытать незнакомое чувство, когда священник помазывает миром части тела, проводит в Алтарь, приобщает первым Причастием.

Ваш путь в Православие начинается подвигом и, если Вы окажетесь верными этому пути, будет подвигом постоянным. Ведь однажды "подвинув" собственное Я, вы уступили место Христу. Но достаточно ли? Подвиг - это движение по пути умаления "самости" и раскрытия образа Божия в себе. Признаком подлинно христианского устроения души могут быть слова апостола Павла - "Уже не я живу, но живет во мне Христос"/Гал.2:20/.

Крещение - подвиг веры. Приступив к Таинству, вы доверились словам Спасителя - "Кто будет веровать и креститься, спасен будет"/Мк.16:16/. Вера привела вас к тому, что вы сделали первый шаг по пути спасения. Но слишком много новых понятий... Что такое вера? Что такое спасение?

Тома богословских сочинений отвечают на эти вопросы. Возможно когда-нибудь, мы их раскроем. А пока поймем, что вера - это знание, принятое свободно. Ведь так называемое научное или объективное знание всегда принудительно. Брошенный предмет непременно упадет на землю. Вода при определенной температуре превращается в лед. Если пораниться, будет больно. В это не надо верить. Но существует иное знание, вернее Откровение, которое можно принять или не принять. Господь устроил так, чтобы мы могли проявить свою свободу. Свобода - это возможность выбора с принятием на себя ответственности за последствия выбора. Мы можем задуматься над тем, что даже чудеса, о которых мы читаем в Евангелии, казалось бы столь очевидные, не вызывали всеобщей немедленной веры. Когда раздавался голос Бога с небес, некоторые сказали, что это просто гром /Ин.12:29/. Вера - дар, который принимается человеком свободно, искренне и благодарно. Принять этот дар просто и достойно - в наших силах. Пройти с ним жизнь - невозможно без помощи Свыше. Так и складывается судьба человека - из его решимости и его послушания Промыслу.

Верят ли те, кто изредка заходит в храм, чтобы, как говорят, "поставить свечки"? Трудный вопрос. Бог знает. Но для человека может быть такой критерий. Если он, молясь о здравии и благополучии своем или близких, готов искренне добавить слова - "впрочем, не как я хочу, но как Ты" /Мф.26:39/, то это настоящая вера не только в Бога, но и Богу.

Спасение... Однажды на вопрос, от кого же спасается христианин, прозвучал мудрый ответ - "От самого себя". Действительно, в Таинстве Крещения мы смываем часть своего "Я", которая подверглась коррозии. Мы счищаем ржавчину первородного греха, общего всему человечеству, а затем, живя в Церкви, продолжаем покаянием процесс уже глубинного очищения. От чего? От страстей и фальши, укоренившихся в нас, от грязи, мути и копоти, покрывающих едва различимый образ Творца в творении.

Спасение, по гречески "сотириа", что также переводится как восстановление целостности, исцеление. Не избавление от симптомов, а подлинное исцеление. Целомудрие - целеустремленность - исцеление - целостность тела души и духа - это спасение.

Постараемся еще пристальнее вглядеться в перспективу спасения. Когда-то в человеческой бытийности произошла катастрофа. В богословии она названа грехопадением. В мир вошли смерть и страх. Человек стал тревожен и лжив. Современная психология описывает личностные глубины в мрачной тональности. В учебнике Э.Берна "Психиатрия и психоанализ для непосвященных" читаем: "Человек имеет склонность взять то, что ему хочется и сразу же уничтожить все, что становится ему поперек пути, мешает или раздражает его. Интенсивность либидо и мортидо зависит, повидимому от химических веществ, находящихся в крови." Известный психолог видит лишь два выхода для "либидо" - эротического инстинкта и "мортидо" - влечения к разрушению - либо подавление их, что приводит к неврозу, либо сублимацию - механическое переключение на социально приемлемую деятельность.

Святым видится человеческий путь иначе. Они не настолько пессимистичны, чтобы обречь личность рабству "внутренних демонов" навсегда, однако и не доходят до свойственной иным конфессиям "уверенности в спасении". Ясное и благоговейное, трезвенное и ясное святоотеческое учение о спасении мы найдем в "Добротолюбии" у преп. Макария Египетского.

"И в ином человек действительно мертв, а в ином живет, рассуждает, имеет волю. И по преступлении остается ведение, что видно в действиях совести. Несправедливо иные утверждают, что человек решительно умер и вовсе не может делать ничего доброго. Осталась в человеке свобода, которую Бог дал ему в начале. Свобода возможная простирается на то, чтобы противиться дьяволу." Так за пятнадцать столетий до нашего времени, делается вполне трезвый вывод о пределах человеческих возможностей.

Но мы... Как же легко покупаемся на духовные подделки обманщиков, обещающих что угодно - от исцеления до левитации, от общения с умершими до поселения на другие планеты. Все иначе. Все светлее и ... труднее. Труднее... но яснее. Яснее... но больнее отдать себя. Больнее, но захватывающе радостно - стать иным. В этом парадокс. Это Христианство.

"Господь пришел, чтобы преобразить, изменить, обновить естество. Устроив спасение, Господь хочет, чтобы желающие спастись - спасались; но никого не принуждает." Итак, что же делать? Выбор за нами. Идти? "Движение души начинается с образования желания спасения и твердой решимости. Надо чтобы человек сперва понял, потом возлюбил, и начал волею. Если нет воли - Сам Бог ничего не делает." И далее - "Решимость есть исходная точка. Надо назначить ей цель. Достигнуть обновления естества, душа входит в душу и человек оживает духовно". /Преп. Макарий Египетский цитирован по книге "Добротолюбие", том 1, М., 1895/.

До того, как мы конкретно поймем это, страх, явный или подавленный, всегда будет сопутствовать нам. Кто знает, от чего кричит рождающийся младенец? Наиболее уязвимый период в жизни - детство - мы проводим надеясь на взрослых, иначе мы просто бы ни могли существовать. Что происходит потом, чем вызван "трудный возраст"? Подросток начинает надеяться на себя, и чем он больше боится, тем более выражена его защита. А защита, или становление характера, манифестирует зачастую агрессией, направленных на тех, кто призван способствовать правильному устроению души. Защита, как само-утверждение, может также проявляться созданием для себя миражей, которые личность, не в силах освободиться, проносит за собой на протяжении жизни.

Каковы же эти миражи? Карьера или культ удовольствий, тщеславное само-любование или уход в искусственно созданный мир, будь то наркотический кайф или "виртуальная реальность". При всем разнообразии они сводятся к двум характеристикам - они обманчивы и они конечны. Обман миража как нельзя лучше иллюстрируется возможностью повторения ситуаций. Каждое мгновение подлинной жизни неповторимо. А меняя очередного сексуального партнера или вновь запуская сценарий компьютерной игры, мы в сознательном или бессознательном обмане. Путь к зрелости - это путь к реальности. Реальности, как данности, а не к тому мирку, в котором нам уютно. Заданная Творцом реальность бесконечна, потому что она укоренена в Нем.

Страх предстает в разных обличиях. Он разъедает души многих наших современников. Он и в напускной наглости "новых русских" и в и эпатирующих "кислотным прикидом" тусовщиках и во властолюбивых "князьях церкви" и в опустившихся бомжах. Их объединяет то, что они не могут выдержать свободы бесстрашного бытия, им нужно что-то, наподобие "ходунков" - кругов на колесиках, в которых делают шаги младенцы. Такими ходунками могут быть мобильные телефоны, вопли фанатов, счета в банках, накачанные мускулы и бутылка дешевой водки. Все это на время позволяет забыться, в полном смысле забыть свое существование как богоподобного творения. Боящемуся иногда требуется постоянно подтверждать себе, что он существует. И тогда, словно стремясь напомнить о себе, он ищет эротических приключений или пишет книги. Но то, что не преображено, что движимо тревогой, не может быть ни любовью, ни творчеством.

Подвигом веры мы становимся причастными Христу. Мы принимаем призвание преодолеть смерть и страх. Мы поем тропарь Пасхи, в эти дни в древности совершалось Крещение - "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав". Мы получаем залог жизни вечной. Как же его взрастить в себе? И теперь мы будем говорить о "втором Крещении - таинстве Покаяния".

 

ДВАЖДЫ УМЕРШИЕ

( О ЦЕРКВИ И ПСЕВДО-РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТАХ )

"И не бойтесь убивающих тело,а бойтесь того, кто может и душу и тело погубить в геенне." /Мф.10:28/

  Рано или поздно вам встретятся люди, о которых в апостольском послании написано: "Отделяющие себя от единства веры..., ругатели, которые злословят то, чего не знают, поступающие по своим нечестивым похотям, произносящие надутые слова, оказывающие лицеприятие для корысти... не имеющие духа... бесплодные, дважды умершие"/Послание св.ап.Иуды/. О ком же здесь говорится?

Речь идет о тех, кто осознанно отпадает по каким-то причинам от полноты Православия и увлекает за собой других. Они ищут последователей, они распространяют свои теории, они активны и умеют манипулировать словами и людьми. Кто они? Чем отличаются друг от друга эти "новые религиозные движения"? Как их распознать и не попасть в их кажущиеся дружелюбными, но затем удушающие объятия?

Мы, исповедуя полноту Церкви, относимся к другим религиозным течениям не как к абсолютной лжи, а как к чему то ущербному (без обид). Эти течения выбирают лишь часть вместо целого. Если представить символ полноты - круг, то они занимают лишь сектор. Поэтому мы называем их секты. Что это за секты?

Во-первых, заморские... Например, "Свидетели Иеговы". Их узнать просто. Чаще всего они начинают говорить с Вами о Церкви, как просто о собрании. Затем они пригласят Вас в такое собрание, чтобы изучать Библию. Они непременно подарят Вам последний экземпляр журнала "Сторожевая башня" или "Пробудись". Если у Вас хороший вкус, вам станет противно от броского и слащавого, в стиле комиксов, оформления этих изданий. Прочитав их Вы сначала не найдете ничего, что бы Вас насторожило. Вас окружат вниманием и заботой, подписка на журналы и библейские занятия совершенно бесплатны. Но Вы и не будете подозревать, что в отчетах милых людей, которые побеседовали с Вами появилась лишняя галочка. Это Вы. Данные о Вас будут направлены в Центр Организации - так иеговисты называют свое общество, а вовсе не Церковь. Позднее Вам станет неприятно и непонятно, почему Вы не должны отмечать свой день рождения, Новый год, Пасху и другие праздники. Потом Вас будут учить тому, что Христос вовсе не Бог, а одно из совершенных сотворенных настоящим Богом существ. Если Вы склонитесь к тому, чтобы принять это, Вы перестанете быть христианами. Вы предадите то, что исповедали своей кровью мученики, умирая ха Христа на аренах римских цирков на потеху толпе. Ради чего Вы отречетесь от тысячелетней веры отцов? Чтобы стать последователями неудачника пастора Чарльза Рассела из небольшого города Питтсбурга в Америке, который предсказывал явление Христа в 1914 году? Его приверженцы построили настоящий дворец для небесных праведников, а когда Пришествие не состоялось, поселились в нем сами. Думаете, там для вас еще осталось место? Не обольщайтесь! Последующие лидеры "Свидетелей Иеговы" уже определили имена всех 144 тысяч "достойных блаженства". Себя они не забыли. А Вас?

Если в вашем городе появится "Церковь Христа", то это не Церковь Христа - Единая, Святая, Соборная и Апостольская, а организация, запрещенная даже в отдельных городах США. Почему? Дело в том, что тактика вербовки новых членов, основана на жестком программировании их поведения. Американцы, ценящие свою свободу и достоинство, не могли потерпеть нарушения своих прав как граждан.

Вы сразу же поймете манипулятивный стиль поведения участников "Церкви Христа". Они улыбчивы и прилипчивы. Они непременно постараются узнать ваш телефон и будут звонить часто. Если Вам одиноко, они постараются сыграть на этом, окружив Вас заботой. Но как только Вы начнете сомневаться в том, чему вас начнут учить, как только Вы проявите самостоятельность, на Вас повеет холодом от прежде "приветливых приятелей". Это их "фирменный стиль" - контраст чрезмерного дружелюбия и полного игнорирования. Если Вы окажетесь не в силах пережить период одиночества, Вам предстоит все свои планы, действия, замыслы обсуждать с Ваши наставником по секте и поступать так, как он решит. Это будет относиться и к выбору учебы и к браку. Это настоящая тоталитарность, когда у вас не остается ничего своего.

Движение корейского проповедника и миллиардера Муна, как хамелеон меняющее свои названия - "Общество по изучению Божественного Принципа", "Ассоциация по объединению мировых религий" или просто "Церковь объединения", может привлечь вас бесплатной поездкой в США или участием в местных семинарах. Но Вы знаете, где бывает бесплатный сыр. Вам предложат "причащаться" капелькой крови "Учителя" и повесить над кроватью портреты своих "истинных родителей" - пожилую азиатскую парочку с благостным выражением лиц. А затем? Сан Сен Мун прославился тем, что организовал одновременную свадьбу трех тысяч пар своих последователей, многие из которых видели друг друга впервые. Хотите стать участником подобной церемонии или начать изучать "божественный" корейский язык?

Одной из самых скандальных сект является "сайентология". Когда Вам, опять-таки бесплатно предложат пройти психологическое тестирование, будьте уверены, что у Вас найдут душевные проблемы, которые Вам пообещают решить. А вот это уже не бесплатно. Основатель учения, второсортный писатель фантаст Рон Хаббард придумал систему, которую назвал "дианетикой". Она маловразумительна, но опытные "аудиторы", которым Вы будете сообщать все данные о себе, начнут долгую игру с Вами, целью которой будет вытягивание денег в обмен на душевное равновесие. Но его то вы и не получите, поскольку при каждом сеансе, они будут находить все новые Ваши проблемы. Выстраивается "духовная пирамида", подобная печальным финансовым махинациям МММ.

Из отечественных подделок под духовность, Вы можете встретиться с членами движения "Богородичный Центр - Церковь Божией Матери Преображающейся". Вот уж они, в отличие от американизированных, подчеркнуто деловитых и оптимистичных западных проповедников, бьют на романтизм, присущий молодости и обещают активное участие в скором конце света. В московской штаб-квартире они еженедельно вывешивают стенгазету с последними "откровениями Богородицы". Свои обряды они черпают из Православия, драматизируя и опошляя их. Свое вероучение они меняют в зависимости от политической ситуации в стране. Так, издания пятилетней давности, они предпочитают не распространять. А чтение довольно занимательное, конечно для любителей абсурда. Например, словарь их терминов: "Обогрев - окуривание невидимым кайфом из полового центра женщин. Подселенец - родовой упырь, инородное "тонкое тело". Похотный жупел - черный шарик с эстрактом сатанинских дымов, вытесненный в область чресел в тонком теле. Пробитость - уязвимость для астральных ударов. Тартарные демоны - отличаются от воздушных (мытарских). Одержимые первыми смеют уповать на милость Божию, мучимые тартарными - бесноватые, одержимые, шизофреники. Они принимают крест юродивого".

Движение "Виссариона" похоже идет на убыль. Оно даже лишено своеобразия, ну что может придумать отставной милиционер Сергей Тороп, помимо того, как одевшись в оранжевый хитон, закатывать вверх глаза, будоража нездоровое воображение женщин не первой молодости? Ловкие деляги, собравшись вокруг него, настоятельно ре-

комендуют продавать квартиры и переселяться в "город Солнца" лагерное поселение в сибирской тайге. Там уже собралось несколько тысяч несчастных.

О "Белом братстве", возглавляемом бывшей комсомольской активисткой Марией Цвигун, она же Дэви-Христос, уже не слышно. Вообще, как только не состоялся конец света, предсказанный ею в 1995, в секте все перессорились. Она отвергла своего мужа и пророка Юонана Свами (в миру Юрий Кривоногов) и, выпущенная из киевской тюрьмы, где провела несколько месяцев за беспорядки на улицах, пребывает нынче в безвестности. Такова печальная судьба обманщиков.

Но, как открыто в Писании /Мф.24:24/, возникнут и новые движения и новые лже-пророки. Их тактика будет похожей. Они будут настаивать на исключительности собственной личности. Они будут обещать Вам стать избранными, но Вы очень рискуете превратиться в их рабов в этой жизни и погубить душу в Вечности. Они могут быть радостны или угрюмы, они могут размахивать Библией или призывать к объединению всех религий. Но на самом деле им не нужны лично Вы. Их интересует или Ваш карман, или Ваше слепое послушание, или Ваше тело.

Рекомендация одна - отнеситесь серьезнее к своей душе. Она заслуживает этого. Вы не сможете утолить духовную жажду ничем кроме Истины. Да, струйки правды можно найти везде, но зачем же пить из мутного источника. А если Вы, читая эти строки, задаете себе вопрос Понтия Пилата - "Что есть Истина?", то ответ Вы найдете у Христа - "Я есть путь, истина и жизнь" /Ин.14:6/. Большего ап откровения не прозвучало за всю историю человечества. Но поверить этому, можно лишь прислушавшись к собственному сердцу. "В смятении сердце, пока не успокоится в Тебе" - это слова учителя Церкви блаженного Августина. И еще сказал этот мудрый святой "Люби Бога и делай что хочешь". Да, Православие - подлинная религия свободы, радости, красоты. Истина не может быть некрасивой, поэтому Православие прекрасно. Истина не может быть робкой и трусливой - поэтому Православие учит решимости и подвигу. Истина не оставляет равнодушным того, кто не прячется от нее - поэтому Православие - религия Любви.

 

 

На основную станицу ЕПИФАНИЯ