С.А.Белорусов

E-mail: dokbell@elnet.msk.ru

Страница в Сети: www.geocities.com/drbelorusov

 

ПОПУЛЯРНАЯ ПОГРАНИЧНАЯ ПСИХИАТРИЯ

 

ПАНИЧЕСКИЕ АТАКИ

Представьте себе: в час пик вы едете в переполненном вагоне метро. Вы сдавлены со всех сторон, в окне проносятся серые стены, впереди развернутые газеты и сумрачные лица плохо выспавшихся людей. Вдруг поезд со скрежетом тормозит и наступает тишина. Устанавливается необычная напряженная тишина, ослабляется свет в вагоне, становится душно. Так бывает, не правда ли? Так вот у многих в этой ситуации возникает чувство резкого испуга, к горлу подкатывает комок, сводит внутренности в животе, учащается и становится неровным пульс, не хватает воздуха и человек одержим острым стремлением вырваться из внезапно захлопнувшейся ловушки. Эти состояния получили в пограничной психиатрии название панических атак (ПА).

Подобные состояния могут возникать и в остановившемся между этажей лифте, в самолете, в тревожной атмосфере экзаменационной аудитории, в толпе... Единожды возникнув, они не несут угрозы здоровью, но зафиксировавшись, они могут паривести к развитию невроза навязчивых страхов – агорафобии или социофобии.

Подмечена закономерность – у женщин подобные состояния возникают чаще, но в своей выраженности менее интенсивны и реже хронифицируются, чем у мужчин. К факторам, на фоне которых чаще возникают ПА можно отнести физическое переутомление, эмоциональную нестабильность вследствие стрессовой ситуации, критические дни у женщин и состояние, после неумеренного потребления алкоголя накануне.

Отмечено также, что ПА чаще возникают у людей, обладающих определенными личностными особенностями. Так среди женщин, у которых манифестация ПА происходит с наибольшей частотой, преобладают “гистрионные” личности. Им свойствена демонстративность, преувеличенная потребность привлечь к себе внимание и так называемая “жажда признания”. В своем поведении они нередко рисуются, преувеличивают чувства, стремятся заинтересовать собой и быстро остывают к тем, кто не проявляет к ним той степени участи, которой они страстно ждут. Быть назамеченной – самая большая трагедия для них. Их привязанности и склонности бурны, но неглубоки. У мужчин же, склонных к выявлени ПА, нередко выявляется совершенно иной тип патохарактерологии – то что именуется “ипохондрия здоровья”. Речь идет об особом, напряженном интересе к своему фиическому самочувствию, бесконечном совершенствовании собственных телесных ресурсов. Для них важно постоянно находиться в режиме оздоровления, им нужно постоянно ощущать себя в отличной форме.

Если мы попытаемся психологически осмыслить типы подобного поведения, то поймем, что самоуверждение за счет других, которое мы встречаем у “записных красоток” происходит от слабости и рыхлости их внутренней структуры личности. В Библии их стиль жизни метко сравнивается с “золотым кольцом в носу у свиньи”. Несмотря на всю броскость и драматизм показных страстей, они неспособны на глубокие привязанности, на подлинную ответственную вовлеченность в значимые отношения и, как правило, мало интересны в интимном аспекте.

Отношение к здоровью в традиционной духовности также не во всем совпадает с доминирующим ныне подходом. Ведь самым частым тостом на наших застольях звучит “За здоровье” и глубоко укоренилось мнение о том, что “было бы здоровье, а остальное приложится”. Становясь на эту точку зрения, мы неминуемо теряем из виду, что здоровье, по определению, не может быть самодовлеющей ценностью. Оно весгда инструментально, то есть призвано служить средством длядостижения более высоких и одухотворенных целей, достойных человека. Стремление к обретению здоровья любой ценой всегда обречено на неудачу, потому что мы не можем быть столь неизменно здоровы и крепки настолько, насколько нам бы этого хотелось. В погоне за 100% отличным физическим самочувствием, мы рискуем обречь себя на постоянное переживание неудовлетворенности. Здесь будет мудро руководствоваться принципом “включения автопилота”, то есть не отслеживать все параметры своего функционирования, а передоверить природе то, чем она нас наделила. Самое здоровое сердце (легкие, почки) – то которого мы не замечаем.

Что жеможно посоветовать тем, кому доводится испытывать панические атаки? Прежде всего попытаться перевести вектор вниманияс внутренних ощущений на внешние обстоятельства. Можно пересчитать пуговицы на пальто стоящего рядом мужчины. Или посмотреть у скольких женщин, сидящих напротив вдеты в уши сережки. Попытайтесь прочитать приклеенную рекламу наоборот и посмотреть что получится. Смысл в том, чтобы любыми методами вернуть рычаги управления организмомп самому организму. Если человек рядом Вам симпатичен, можно обратиться с вопросом. Обдумывая ответ приятного незнакомца Вы выиграете несколько минут для стабилизации состояния. Будет совсем хорошо, если завяжется непринужденная беседа. Ни в коем случае не следует считать пульс или глядеть на часы, сколько времени стоит поезд. Лучше проверить содержимое сумочки, посмотреть в зеркальце, не забыв сказать себе приятные слова или попробавть вспомнить стихотворение, оставшееся в памяти со школьных лет. Хорошо всегда иметь с собой мятную карамельку.

Если ПА стали возникать все чаще и Вы ловите себя на мысли о том, что вам стал неприятен характерный запах метро, не идите на поводу угрожающего Вам невроза. Помните, что возникнув, невроз будет стараться отвоевать у Вас все больше Вашей личной свободы поступков и мыслей. Ничто не должно в этой жизни Вас стеснять, помимо тех ограничений, которые Вы устанавливаете для себя сами. Но в попытках противостоять неврозу не сделайте распространенной тактической ошибки – не назначайте себе успокоительных средств самостоятельно или по совету знакомых. Скорее всего они не знают, что что навязчиво возникающие страхи лучше поддаются лечению не транквилизаторами, а антидепрессантами. Поэтому, если Выы чувствуете, что не в силах справиться в одиночку, не медлите обратиться к профессионалу. В каждой третьей московской поликлинике есть психотерапевтический кабинет и специалисту, особенно на ранних стадиях развития невроза будет несложно помочь Вам разрешить эту проблему, довольно частую в наши неспокойные дни.

 

ОБСЕССИИ И КОМПУЛЬСИИ – СТРАХИ И РИТУАЛЫ

 

Девушке этой лет восемнадцать. Она улыбчива, увлеченно повествует о своей работе воспитательницы в детском садике, о проказах детей. Проходит минут 20, а она все еще не объяснила, почему пришла в кабинет, на двери которого висит табличка "Психотерапевт". И вот, смущаясь и запинаясь, она начинает рассказывать....

С детства подвижная, общительная жизнерадостная, она отличалась тем, что просто не умела обманывать. Даже по мелочам, даже в ущерб себе. Опаздывая, она не ссылалась на проблемы с транспортом, а честно говорила, что проспала. На работе она исполнительна во всех мелочах и действует строго по всем предписаниям. Ее любят и ценят именно за “сверхнадежность”. Но пару месяцев назад, ей показалось, что если она пристально посмотрит кому-то в глаза, то с этим человеком что-нибудь произойдет. С тех пор, она отводит глаза от собеседника, словно оберегая его от несчастий. А еще через две недели появились “ритуалы”. У нее вознкало непреодолимое желание вернуться и снова пройти какой-то участок дороги – “иначе что нибудь случится”. Одежду тоже теперь надо было вешать особым образом. Покидая дом, она четырежды проверяла свет, газ, замок входной двери, но все равно, часто приходилось возвращаться с половины пути из-за навязчивой мысли – “а вдруг что-то забыла”. И когда, для того, чтобы с многочисленными возвратами добраться до работы, требовалось потратить почти полдня, она наконец решила обратиться к врачу. Она прекрасно понимает всю безосновательность навязчивых мыслей, всю странность своего поведения и от этого ей очень страшно – “кажется, у меня поехала крыша”. После первой же беседы ей становится легче. Прежде всего, для нее было важно узнать, что это заболевание не такая уж редкость. То, что происходит с этой симпатичной девушкой, носит название “обсессивно-компульсивный невроз”, который встречается у 3-5 % населения. А определенные черты характера – такие как внутренняя негибкость, чрезмерная обязательность, стремление ни на йоту не отстпить от инструкций – предрасполагают к манифестации этого невротического расстройства. Несколько недель лечения антидепрессивным препаратом привели к полному исчезновению навязчивых симптомов.

 

Другой случай более драматичный. К нам обратилась женнщина 35 лет, вскоре после первых родов. Ребенок был долгожданным и желанным, она буквально не отходит от младенца. Но две недели назад она с ужасом стала замечать, что когда она берет в руки кухонный нож или швейную иглу, то в голове возникает мысль о том, что она может вдруг потерять над собой контроль и причинить вред малышу. Она не могла понять, откуда берется эта мысль, она осознавала всю нелепость происходящего, но тем не менее, она спрятала подальше все колющие и режущие предметы. “Что со мной, доктор” – громко всхлипывает она- наверное я совсем сумасшедшая”. И вновь, немного надежды и успокоения появляется в ее искаженной испугом душе, когда она узнает, что происходящее с ней вполне объяснимо. Ее невротические растройства называются “контрастные навязчивости” и механизм их возникновения сводится необыкновенно интенсивному страху повредить тому, что нам дороже всего. Этот страх доводит человека до неверия самому себе, которое, в свою очередь, связано с постоянным самоукорением. Примерно так же у глубоко верующих людей возникают так называемые “хульные мысли”, когда в храме, помимо воли, в голову лезут ругательства в адрес святых. Иногда такие прихожане начинают считать себя величайшими грешниками или даже бесоодержимыми, но опытные священники разъясняют, что это просто одна из особенностей загадочной человеческой психики – парадоксальная психологическая реакция по отношению к эмоционально значимым душевным ценностям.

 

Как невротическое заболевание, обсессивно-компульсивное расстройство, проявляется навязчивыми мыслями (обсессиями) и навязчивыми движениями – ритуалами (компульсиями). Ритуалы могут включать в себя постоянное стремление мыть руки, многочисленные перепроверки привычных действий, пересчитывание предметов – окон в домах, количества проходящих мимо брюнеток или складывание цифр номеров проезжающих автомобилей. При этом обязательно загадывается желательный результат – например, если получившееся число окажется четным, значит все должно быть хорошо. При этом выполнение ритуалов приводит лишь к кротковременному сбрасыванию постоянно копящегося напряжения. Компульсии варьируют в своей интенсивности от безвредных, как например свойственное многим стремление перешагивать трещинки на асфальте, до чрезмерно интенсивных ритуалов, выполнение которых полностью выбивает человека из жизненного ритма. Этому заболеванию равно подвержены мужчины и женщины, при этом, как мы говорили, некоторые особенности личности увеличивают риск возникновения данного невроза. Личности такого типа получили название психастенических и основной их чертой является тревожная мнительность, нерешительность и склонность к сомнениям. Часто такие люди отличаются сверхдобросовестностью и особой пунктуальностью до педантизма, что в какой-то мере, позволяет им уменьшить внутренние колебания недоверчивости.

Лечение обсессивно-компульсивного расстройства происходит по двум направлениям. Во-первых, психотропные средства здесь оказываются, как правило, весьма эффективны. Использование таких препаратов как анафранил или прозак позволяет существенно уменьшить частоту и интенсивность ритуалов и навязчивых страхов. Хорошие перспективы открываются при использовании психотерапевтических техник. Расскажем лишь об одной из них. Это методика “парадоксальной интенции”, при которой пациенту предписывается намеренное преувеличивание навязчивых симптомов, что удивительным образом приводит к их исчезновению. Вспоминается успешный случай излечения тяжелого и длительного невроза, буквально за одну психотерапевтическую встречу. Наша пациентка испытывала навязчивый страх непроизвольного мочеиспускания в общественных местах, вследствие чего около года не выходила из квартиры. Тогда ей было предложено приобрести для себя “памперсы” и действительно попробовать помочиться вне дома. Как следовало ожидать, испытав ощущение защищенности в “памперсе”, ей совершенно не захотелось выполнить задание психотерапевта, что собственно и было нужно. С тех пор она больше не вспоминала о своем страхе, убедившись, что может полностью контролировать себя. 

Итак, какие рекомендации можно предложить, если человек начинает испытывать беспричинные неадекватные страхи или все чаще следовать особым “приметам”. Прежде всего успокоить себя – сумасшествие ему не грозит - невроз навязчивых состояний, даже в серьезной форме никогда не влечет за собой потерю рассудка и не переходит в другое психическое заболевание. Затем, нужно чаще приводить себе на ум следующее соображение – за всю историю человечества ни один из навязчивых страхов не сбывался, как бы человек не боялся, он ни в коем случае не принесет никому вреда. И последнее. Попытки “взять себя в руки” или усилия само-преодоления обычно не увенчиваются успехом и это еще более может вызывать разочарование, пессимизм, неверие в возможность выздоровления. Поэтому не стоит медлить с визитом к специалисту – в большинстве “свежих” случаев вероятность полного излечения достаточно высока.

 

ПОГОВОРИМ О СТРЕССЕ?

Эмоциональное - "Ой, у меня такой стресс" или рассудительное "Все мы живем в состоянии стресса" - кто не слышал подобных реплик? То что сейчас мы все переживаем стресс - аксиома. У одних суп жидкий, у других жемчуг мелкий - каждый по-своему несчастлив, полон несбывшихся ожиданий, с тревогой заглядывает в будущее.

Что же это? Проклятие нашего времени? Цена, которую необходимо заплатить за блага цивилизации? И, как наконец жить с этим?

Попробуем разобраться. В самом понятии стресса нет ничего отрицательного. Это не более чем состояние мобилизации организма, "готовность номер один" всех органов и систем. Негативные последствия возможны лишь тогда, когда происходит неправильная разрядка или это состояние становится хроническим.

Наше время характеризуется необыкновенно интенсивным потоком информации, обрушивающимся на нас. Учеными подсчитано, что только за день городской житель получает столько информации, сколько крестьянин прошлого века за всю свою жизнь. Каждый информационный выстрел в нашу сторону вызывает ответную реакцию организма. Итак, чтобы справляться со стрессом, необходимо должным образом настроить свой организм.

 

Общие принципы "настройки" могут быть следующими:

1) Управляйте льющимся потоком информации. Откажитесь от детского девиза "хочу все знать". Лучше вспомните мудрое библейское "Во многих знаниях многие печали". Включая телевизор или раскрывая газету спросите себя - что меня здесь интересует? Не откусывайте больше, чем вы сможете прожевать.

 

2) Приняв решение, подумайте о последствиях. Задайте себе вопрос - "Как изменится моя жизнь если я узнаю свежую политическую новость или результаты футбольно матча?" Попытайтесь представить себе свою реакцию - радость, огорчение, озабоченность, тревога - которая может овладеть вами после получения информации.

3) Чаще вступайте в диалог с самим собой. Получая информацию, вдумывыйтесь - а что она значит лично для меня, как изменилась моя жизнь теперь, когда я знаю это. Стоит ли мне действовать, или время выждать. Стремитесь к осмысленности - пусть для вас станет ясно как наилучшим образом вести себя в данной ситуации, иными словами, к какому ответу призывает вас Судьба. Видный американский психолог и священник А. ван Каам говорит: "Задумывайтесь не только о том, что вы хотите от жизни, но и о том, что Жизнь хочет от вас".

4) Не становитесь "заземлителем". Вы не должны быть последним звеном информационного канала. Рассказывайте о том, что видели и слышали. При это не становитесь "ретранслятором". Сопровождайте рассказ свободно выражаемыми чувствами и суждениями. Если же информация которая вы передаете другим не вызывает интереса, задумайтесь, так ли уж она была нужна вам самим.

5) Устанавливайте приоритеты. Нормальная последовательность значимости - я сам, потом моя семья и близкие мне люди. Песня "Раньше думай о Родине а потом о себе" нынче не актуальна. После того как вам станет ясна ценность информации для вас лично и вашего непосредственного окружения, можно, уже не со столь выраженной эмоциональной вовлеченностью решить - что это значит для моей страны и планеты в целом.

6) Рассчитывайте свои силы. Не стоит огорчаться тем, чего вы не сможете изменить при всем своем желании. Если объективно вы не можете на что-либо повлиять, но это вас беспокоит, дайте выход чувствам в молитве. Здесь вы не проиграете - если Бог есть, Он вас услышит, если нет - вы сможете вывести наружу переполняющие вас эмоции.

7) Отслеживайте перемены в себе. Замечайте, как меняется ваше состояние. Иногда для того, чтобы предотвратить срыв или паническую реакцию, достаточно сказать себе - "Сейчас я испытываю раздражение" или "Сейчас я боюсь". Прежде чем действовать разберитесь что вызвало ваше стрессовое состояние. Ставьте между вашим настроением и вашими действиями барьер осмысленности. Предусматривайте последствия ваших реакций. Золотое правило здесь - первое побуждение не всегда самое верное.

8) Учитесь говорить себе "Стоп". Это относится не только к действиям, но и к мыслям и чувствам. У англичан есть замечательная поговорка "Остановись и понюхай розы". Пытайтесь любому огорчению противопоставить приятное воспоминание. На свете есть множество хороших вещей. Несомненно, в вашей жизни было больше светлого, а когда сгущаются тучи, вы можете попробовать принцип Скарлетт О`Хара: когда ее обступали заботы, она говорила - "Об этом я подумаю завтра".

9) Поймав себя на готовности к страху или грусти, спросите себя - а стоит ли предаваться унынию. Так ли уж глупа лиса из басни, которая не достав виноград не позволила себе расстроиться, а нашла выход поддерживающий ее самоценность и приказала себе подумать, что он еще не вполне спел?

10) "Всякое дело, которое вы делаете есть одна восьмая часть искомого, а сохранить свое внутреннее устроение, если и случиться не исполнить дела есть семь восьмых". Так писал древний христианский подвижник авва Дорофей. Прислушаемся к мудрости, проверенной столетиями. Разве слаженно работающий организм, не пригодится нам для более важных дел и свершений в будущем.

Практикуя эти правила в своей жизни, вы обнаружите что стресс из соперника и угнетателя становится вашим союзником и даже помощником. "Обузданный" стресс есть великолепный ресурс энергии. Смелее запрягайте его в повозку вашей судьбы.

 

 

Сосуды и душа. О наших возрастных изменениях.

Писать об этом не принято. Но каждый из нас видел это у своих родственников и кадому третьему из нас это предстоит после 60- летнего возраста. Речь идет об атеросклерозе сосудов головного мозга. Так вот, для того, чтобы достойно встретить это, и, по возможности, не так скоро, давайте об этом поговорим.

Системное патологическое состояние атеросклероза вызвано отложением особого жироподобного вещества в ткани стенок сосудов. Вследствие этого органы, в нашем случае, кора головного мозга, не получают достаточного питания и энергии, что в свою очередь приводит к комплексу симптомов. Их то мы и рассмотрим.

Первые признаки данного состояния, такие как забывчивость, утомляемость и лекгие интеллектуальные затруднения, обычно человек отслеживает в себе сам. Существует трогательная история о том, когда известнейшему психиатру Э.Крепелину предлагали остаться в должности профессора кафедры Дерптского университета еще на несколько лет. И тогда ученый ответил: “Пока то, что происходит со мной очевидно лишь мне одному. Однако через какое-то время все будет наоборот – досадные особенности моего заболевания будут ясны вам, но, увы, уже неосознаваемы мной”.

Если у человека недостает подобного мужества и мудрости для того, чтобы отдать себе отчет в происходящем – заболевание прогрессирует. И тогда может внезапно наступить то, что американские психиатры именуют “синдромом катастрофы”. В этом состоянии человек испытывает острое чувство страха полной потери контроля над собой. Привычное логичное восприятие реальности теряется, человек не понимает, что с ним происходит, перемешалось внутреннее и внешнее, события и чувства, причины и следствия. Так приходящий на прием 62-летний доктор технических наук со слезами рассказывает: “Я действительно растерян. Нет, я не сумасшедший, но, честное слово, сегодня за завтраком я не мог понять - то ли это я ем кашу, то ли она ест меня”.

Нарастание атеросклеротических изменений психики включает, что общеизвестно, нарушения памяти. Они достаточно своеобразны и характерны тем, что в первую очередь, забываются текущие события. Здесь срабатывает закон Рибо: то, что запомнилось позже – сотрется раньше. Согласно этому закону, воспоминания дества и юности, события, происшедшие много лет назад остаются яркими и насыщенными, нередко припоминаются новые детали, но вот то, что ближе по времени, становится блеклым, пока не исчезнет из памяти вовсе. Трудно воспроизвести, что было утром, час назад, куда положены счета за электричество, кому надо позвонить.

Частым расстройством при атеросклерозе является слабодушие. Это особая сентиментальность, когда трудно удержать слезы жалости по отношению к героине душещипательной мыльной оперы или умиления при виде сколько-нибудь трогательного образа – доверчивого ребенка, чистенькой старушки, симпатичной кошечки. Слезы здесь не выражают каких-то сильных внутренних эмоций, они появляются часто и непроизвольно, тогда глаза становятся припухшими и красноватыми, а платочек – неотъемлемой принадлежностью туалета. При этом иногда в манере выражаться появляется приторная ласковость, а в речи учащаются уменьшительные суффиксы. Впрочем, оборотной стороной слабодушия выступает повышенная обидчивость, припоминаются застарелые неприязни, нередко общение с близкими сводится к череде взаимных упреков.

Портится характер. Изменения личности происходят по типу “карикатуризации” – усиливаются до непереносимости ранее присущие особенности. Экономный человек становится скрягой, осторожный – подозрительным, консерватор – брюзгой, тонко чувствующий – капризным. Впрочем, подмечены и универсальные закономерности – склонность к пессимизму, нарастание эгоцентризма, когда все происходящее воспринимается только сквозь призму: а что это значит для меня, будет ли мне от этого хорошо или плохо.

И теперь – основной вопрос: что делать. Как предотвратить, или хотя бы, если не повернуть вспять, то уменьшить подобные проявления? Сейчас достаточно рекомендаций по приближению к здоровому образу жизни. Разумеется не стоит фанатично мучить себя “чудодейственными” рецептами в погоне за здоровьем любой ценой. Однако постепенно можно предпринять некоторые шаги, важность которых в полной мере проявится впоследствии. Есть смысл просто отдать себе отчет в том факте, что может быть Минздрав прав, предупреждая о вреде курения. Честно обозначить проблему. Можно, посоветовавшись с врачом, начать придерживаться определенных диетических рекомендаций, по возможности избегая жирных и соленых продуктов, ускоряющих отложения на сосудистых стенках. Существуют интересные наблюдения, согласно которым, ежедневное употребление 100 грамм сухого виноградного красного вина является хорошей профилактикой атеросклероза. В случае нарастания расстройств памяти можно проходить периодические курсы лечения безвредными ноотропными препаратами: глицин, пирацетам, энцефабол, винпоцетин, церебролизин. Разумеется, лучше всего подобрать препарат именно для вас сможет только профессиональный врач -психиатр/психотерапевт. Досточно многообещающим является научный прогресс в этой области – появились сообщения о том, что синтезирован новый препарат “арисепт”, оказавшийся, по предварительным данным, весьма эффективным даже в случаях выраженных нарушений интеллекта. Возможно, вскоре он станет доступным и в нашей стране.

И еще. Может быть самое главное. Суть в том, что к этому возрасту надо готовиться заранее. Часто ли мы задаем себе вопрос, что с нами будет через 10 или 20 лет? В суете будней, охваченные экономическими и политическими нестроениями, мы гоним от себя мысль о том, как можно умиротворенно и гармонично провести осень нашей жизни. А ведь осень может быть такой же прекрасной, как и другие времена года. И самой лучшей профилактикой от присущего пессимизма может быть чувство благодарности за счастье длинной жизни, за возможность быть полезным своим опытом и рассудительностью. Не стоит стремится любой ценой соответствовать самому себе в период наибольшего раскрытия своих физических и интеллектуальных ресурсов. Даже телесную немощь можно принимать как приглашение к высвобождению осознания духовного смысла происходящего. В древней Руси существовала красивая традиция: распознав в себе первые признаки надвигающегося несоответствия стилю и темпу обыденной жизни, человек, приведя в порядок свое хозяйство, отправлялся в монастырь, где чувствовал себя принятым таким, какой есть, где он мог не выживать или доживать, а по настоящему “просто и мудро жить” (А.Ахматова). Может быть и для наших неспокойных дней было бы небесполезно сделав паузу, оглянуться – какой путь мы прошли, что еще нам предстоит сделать и понять на будущее – жизнь может быть полноценной в любом ее периоде и при любом ее качестве, если мы сами малодушно не обесцениваем ее.

 

ИНСОМНИЯ

(с использованием данных англоязычных медицинских сайтов в Интернет)

Если задуматься о том, какую из существующих болезней перенес каждый из людей, то придется признать, что с расстройством сна той или иной степени знакомы все. Среди симптомов, описанных в медицине, расстройства сна являются, пожалуй, самыми распространенными.

Потребность во сне у разных людей весьма различна. Одни прекрасно себя чувствуют после 4-6 часов сна, другим требуется провести во сне пол суток. Установившись в раннем подростковом возрасте, потребность сна, в большинстве случаев, не меняется. Таким образом, можно говорить о том, что если после 60 лет человек начинает спать меньше, чем в юности, речь не идет о возрастной норме, и, скорее всего можно здесь говорить о болезни под названием – инсомния.

Эта болезнь проявляется не только расстройством сна, ее симптомы включают в себя следующую тетраду проблем: 1) собственно трудность засыпания. 2) частые просыпания среди ночи с невозможностью заснуть, 3) непривычно раннее пробуждение, 4) Отсутствием чувства бодрости и освеженности наутро. Эти симптомы могут быть выражены в равной мере или происходит доминирование одного из них.

Важно, что показателем инсомнии не является количество часов сна. Если человек, проводя в крепком сне 6 часов чувствует себя бодро, то здесь нет проблемы сна, В то же время, даже если удается проспать 8-11 часов с побуждениями, то наличие инсомнии можно предполагать по таким сопутствующим симптомам как раздражительность, утомляемость, чувство потери энергии днем.

Выделяется транзиторная (преходящая) форма инсомнии, когда расстройства сна продолжаются от двух ночей до нескольких недель, периодическая – когда сон нарушается в определенные жизненные или сезонные циклы и хроническая, когда расстройства сна длятся более месяца.

Среди факторов, способствующих развитию инсомнии выделяется возраст – чаще расстройства сна происходят у людей старше 60 – и пол – чаще расстройством сна страдают женщины.

Существует множество причин, обуславливающих инсомнию. Транзиторная и периодическая инсомния может быть вызвана такими факторами, как стресс, шум, перепады температуры, незнакомая и неуютная атмосфера и побочные явления лекарств. Среди причин хронической инсомнии на первом месте находится депрессия, а также такие заболевания как гипертоническая болезнь, сердечная недостаточность, артрит, астма и целый ряд других серьезных заболеваний.

В то же время, к развитию хронического процесса бессонницы могут привести такие поведенческие расстройства, как злоупотребление кофеином, алкоголем, постоянные нарушения режима дня и пребывание в постоянной стрессовой ситуации.

Транзиторная и периодическая инсомния могут не требовать терапевтического вмешательства. Например, такие варианты бессонницы, как трудность засыпания при перемене часового пояса или сбой сна в результате стрессовой ситуации, проходят сами собой через несколько дней.

Если же встает вопрос именно о лечении, то оно представляет собой последовательность нескольких этапов: 1) Выявление и лечение основного заболевания, следствием которого являются нарушения сна, 2) Установление возможных поведенческих расстройств, поддерживающих бессонницу , 3) использование психотерапевтических приемов, 4) Назначение специфических снотворных медикаментов

Что же можно рекомендовать, если бессонница становится проблемой. Самостоятельное решение этой проблемы предполагает следующие шаги:

 

  1. По возможности ложиться спать всегда в одно и то же время
  2. Стремиться к тому, чтобы просыпаться в одно и то же время, вне зависимости от продолжительности ночного сна. Страдающим бессоннице также не следует “наверстывать упущенные часы сна днем.
  3. Использовать кровать только в двух случаях: для сна и секса, но ни в коем случае не для чтения, трапезы или просмотра телевизора.
  4. Перед сном избегать азартных игр или просмотра волнующих передач по телевизору. Также, по возможности следует позаботиться о полноценной темноте и отсутствии раздражителей. Не следует держать в комнате фосфоресцирующие или светящиеся часы.
  5. Прием небольшого количества пищи может способствовать засыпанию. При этом, однако, следует воздержаться от чая и кофе, не есть шоколада вечером, так как в нем содержится кофеин
  6. Теплая 20-минутная ванна за несколько часов до сна, стакан теплого молока перед сном нередко способствуют хорошему засыпанию.
  7. Небольшая доза спиртного хотя и улучшает засыпание, но по мере распада алкоголя в крови, структура сна становится фрагментированной, в связи с чем подобный сон не приносит чувства отдыха. Из этого следует, что алкоголь, как впрочем, и при других расстройствах, не является решением проблемы.
  8. Готовясь ко сну провести мышечное расслабление: начиная с мышц ног, медленно расслабляясь до лицевой мускулатуры
  9. При затрудненном засыпании не проводить в постели более получаса. Затем встать, можно заняться какой-либо деятельностью, не требующей напряжения и повышенного внимания, при возникновении сонливости можно вновь лечь в постель. Так повторять несколько раз в течение ночи.

 

Обращение за помощью к врачу открывает дополнительные возможности для лечения инсомнии. Компетентный врач, в зависимости от его специализации, может предложить физиотерапевтическое лечения: целебные ванны, использование слабых электромагнитных импульсов (аппараты “Электросон” и “Лэнар”), а также методы натуропатической медицины: гомеопатии, траволечения и иглоукалывания.

Психотерапия инсомнии проводится, как правило, в русле бихевиорального подхода с применением следующих методик:

Релаксационная терапия. Существуют эффективные техники, позволяющие снимать внутреннее душевное и телесное напряжение. Благодаря им прекращается непродуктивная “гонка мыслей”, мышцы расслабляются и наступает сон с чувством свежести наутро. Впрочем, требуется определенное время и желание, для того, чтобы им научится.

Структурирование сна. Эта техника исходит из наблюдения того, что некоторые люди проводят много времени в постели в тщетных попытках уснуть. В этих случаях помогает программа, когда человеку предписывается первое время спать всего несколько часов, только тогда, когда желание сна становится непреодолимым и, постепенно, время сна увеличивается до желаемого времени

Вопрос о назначении снотворных препаратов является достаточно серьезным. Часто люди относятся к этому довольно легкомысленно и просят врача выписать им “что-нибудь” для сна. Следует помнить, что применение любых снотворных препаратов людьми пожилого возраста приводит к более стремительному ухудшению памяти и сообразительности. К числу мер предосторожности при приеме снотворных относится недопустимость употребления алкоголя на фоне действия препаратов, а также соблюдение некоторых мер безопасности. Так, не следует, по возможности, утром садиться за руль автомобиля. Также, если ночью потребуется в туалет, вставать нужно крайне аккуратно, во избежание головокружения, лучше минутку посидеть на кровати и лишь потом отправляться в ванную, непременно зажигая свет на своем пути. И, конечно же, ни в коем случае не следует просить у родственников и знакомых “таблетку от бессонницы”, памятуя о том, что снотворные должны назначаться врачом с учетом индивидуальности каждого случая. Только врач обладает информацией о том, какие современные препараты являются наиболее эффективными и наименее токсичны. В большинстве случаев, снотворные средства не должны назначаться более чем две недели, поскольку превышение этого срока ведет к привыканию и хронификации инсомнии.

 

ЦЕНА ЗАСТЕНЧИВОСТИ

Если, посмотрев на наших знакомых, мы попытаемся понять, что же позволяет человеку преуспевать в жизни, то нас ждет большре удивление. Мы увидим, что плодами процветания, уважения, любви наслаждаются не те, кто здороее, умнее, красивее, богаче... Нет, рецепт счастья иной и он прост – решительность. И, с другой сторон, вернейший признак неудачника – неуверенность в себе.

Что же представляет собой это явление, так коверкающее жизнь? Оно проявляется такими частыми “симптомами” как застенчивость, стеснительность, зажатость, ощущение неполноценности, закомплексованность, робость.Проверить, насколько они свойственны нам, поможет несложный тест:

 

 1. Бывало ли так, что Вы покупаете вещь только потому, что Вам  трудно сказать "нет" продавцу?

 2. Если кто-либо громко разговаривает в общественном транспорте  или в театре, стесняетесь ли Вы попросить его быть потише?

 3. Трудно ли Вам спросить о чем-нибудь незнакомого человека?

 4. Испытываете ли Вы напряжение при необходимости поддерживать  разговор в малознакомой компании?

 5. Неловко ли Вам критиковать друзей, если они очевидно неправы?  

6. Оказываетесь ли Вы в замешательстве, не зная что ответить, если Вам делают комплимент?

7. Часто ли Вы чувствуете, что люди используют Вас в своих интересах?

 8. Трудно ли Вам отказать хорошему знакомому, когда вы понимаете,  1что эта просьба неразумна?

 9. Бывает ли что Вам неудобно отказаться дать свой телефон при  1настойчивой просьбе, а Вы этого не хотите?

 10. Считают ли Вас Ваши дети или подчиненные по службе слишком  мягким?

 11. Чувствуете ли Вы зажатость и трудность спонтанного самовыражения в интимных отношениях?

 12. Предпочитаете ли Вы чаще подавлять свои чувства, вместо того,  чтобы открыто и искренне выразить их?

Американские психологи, разработавшие этот психологический инструмент считают, что “если Вы ответили "ДА" больше чем на три вопроса, можно предположить что Вам свойственна выраженная неуверенность в себе и, возможно, низкая само-оценка. В результате в Вашей жизни могут накапливаться проблемы и неудачи.”

Откуда происходит комлекс подобных характерологических расстройств? В различных психологических школах существуют свои объяснения. Психоаналитик понимает болезненную застенчивость как чрезмерное “давление Сверх-Я” то есть той части психики, которая соответствует нашим идеальным представлениям о себе, нашего внутреннего контролера, совести. Представители бихевиорального направления воспримут неуверенность в себе как следствие поведения, которому человек был научен в детстве и, которое поначалу было выгодным для него. Может быть родители или воспитатели всячески поощряли скромность, уступчивость и послушание до такой степени, что эти особенности стали чертами характера. Экзистенциально ориентированные психологи могут здесь предложить концепцию тревожности как недолюбленности. Ведь полноценно живущему человеку свойственна внутреннее принятие себя как любимого – другими людьми, судьбой или Высшей Силой. Тот, кто испытывает дефицит любимости или, что тоже самое, сниженную самоценность, всегда будет искать подтверждения своей ценности в глазах других. Отсюда – постоянное тревожное ожидание того, что он будет отвергнут, унижен, высмеян, не понят.

В преодолении болезненной застенчивости эти подходы одинаково ценны и взаимодополняют друг друга. Так хороший психоанализ поможет обнаружить когда и почему “над-сознание” стало подавлять “сознание”. В бихевиоральной терапии разработано немало эффективных упражнений для тренинга уверенности в себе. Например, человека испытывающему мучительное смущение при разговоре по телефону может помочь рекомендация осуществить такой разговор, представляя себе, что сейчас звонит не он, а другой человек, предположим тот же психотерапевт или известный своими решительными манерами киноактер. Отождествляя себя с другим, человек может легче справиться с привычно пугающим стрессовым фактором. Восстановлению или развитию способности свободного и радостного общения способствуют занятия в психологических группах, когда происходит психодраматическое проигрывание предстоящих сложных ситуаций и выбор стратегий оптимального поведения. Экзистенциальный подход предусматривает совместный с терапевтом – “спутником” увлекательный путь выявления ресурсов добра и любви в себе, опыт действия в каждом жизненном положении целиком вовлекаясь в него, не оставляя места для привычного тревожного отслеживания за своим состоянием и реакцией окружающих на него.

Как правило, назначение психотропных средств, повышающих настроение, не показано при подобных состояниях. Действительно, в нашей культуре распространен мотив – “выпить для храбрости”. Те, кому это знакомо, знают, что решения проблемы застенчивости таким путем не происходит, напротив, человек становится смелым только “приняв свою дозу”, за что потом расплачивается лишь усилением присущей ему тревожности. Итак, хорошая психотерапия могла бы быть замечательным инструментам улучшения качества жизни (есть такое понятие в западной психологии).

Представляется, что такая терапия должна быть интегративной, то есть включать в себя техники из различных теоретических психологических подходов. Человеку, страдающему застенчивостью поможет и внимательное выслушивание – так происходит повышение ценности в собственных глазах, и методы мышечной релаксации – ведь зажимы тела аккомпанируют душевной скованности, и задания, направленные на социальную адаптацию – например упражнение поздороваться с первыми тремя встречными утром, и, даже духовные методы. Великий православный подвижник о.Иоанн Кронштадский писал, что святого от обычного человека отделяет лишь степень решимости стать святым. И именно духовно-ориентированный подход предполагает личностный рост как освобождение от невротических симптомов через любовь к себе и своей судьбе, через умение мудро распознавать внешние обстоятельства как приглашение к диалогу с Тайной, стоящей за обыденностью вещей и событий.

Что же сказать в заключение... Если Вы замечаете, что Ваша застенчивость мешает Вам, если Вы страдаете от того, что не можете легко и свободно действовать в ситуациях, аналогичных тем, которые указаны в опроснике, то не позволяйте Вашему характеру портить Вашу жизнь. Пока мы живы, мы способны изменять себя. И пусть первым шагом на этом пути будет то, что Вы поверите в это.

 

ПРЕДМЕНСТРУАЛЬНЫЙ СИНДРОМ

Несколько поколений наших сограждан выросло в условиях идеологии “стирания граней”. Предполагалось, что стираться они будут между физическим трудом и умственным, между городом и деревней, но вот получилось, что успешнее всего стирались они при Советской Власти между мужчиной и женщиной. И встают в памяти постыдные картины широкоплечих женщин в оранжевых камзолах, укладывающих асфальт и ворочающих шпалы. Если привилегированным классом в Стране Советов провозглашались дети, то действительно дискриминируемой частью населения были женщины, выполнявшие непозволительно тяжелый физический труд. Но вот, уже десять лет мы пытаемся стать частью цивилизованного мира, принципом которого является не равенство, а равное различие полов в их восприятии мира, бытийном назначении, мотивационных подходах, психофизиологическом устройстве. В числе американских бестселлеров устойчиво держится книга под названием “Мужчины с Марса, женщины с Венеры”. В ней аргументируется, что женщины и мужчины не просто две разновидности одного человеческого рода, но различия между ними выражены значительно больше, чем между самцом и самкой в животном мире. То, что преподается теперь как достижение западной мысли, давно известно в Христианской традиции. Так, согласно Писанию, Бог творит животных парами, а затем создает прообраз человека из неживой материи, вдыхая в него Свой Образ. Но затем не делится человек, но забирает Бог у него кость, ближайшую к его сердцу – ребро – и создается женщина – тайна, которой в том, что она, будучи “плоть от плоти”, все же абсолютно самостоятельно сотворенное существо, о чем и повествуется в следующей, второй главе Библии. Что интересно, в райском пребывании наших прародителей, Ева играла более активную роль по сравнению с Адамом – ей принадлежит инициатива Грехопадения, ей обетовано “рождение в муках”, но вторая Ева – Пресвятая Богородица – ублажается в Православных гимнах как “честнейшая чем Херувимы, и без сравнения славнейшая Серафимов” – высших ангелов, стоящих пред лицом Творца.

Теперь, переходя от высокой духовности к медицинским аспектам женского здоровья, попытаемся исследовать вполне самостоятельное заболевание, с мягкими вариантами которого знакомы практически все женщины. Это заболевание носит название “предменструальный синдром”. Особое внимание на его значение лишь недавно обратили внимание ученые и не только. Так, по законодательству ряда европейских странах, женщина, находившаяся в момент совершения ею преступления в состоянии ПМС освобождается от ответственности.

По современным медицинским классификациям выделяется четыре типа этого синдрома, в зависимости от преобладания той или иной гормональной нестабильности.

При первом варианте, с высоким уровнем эстрогена и низким – прогестерона, на передний план выступают нарушения настроения, повышенная раздражительность, беспокойство и тревога.

Второй вариант, с нарастанием простагландина, характеризуется увеличением аппетита, головными болями, утомляемостью, головокружением, желудочно-кишечными нарушениями.

Третий вариант, с повышением уровня андрогенов, проявляется слезливостью, забывчивостью, бессонницей, устойчиво сниженным настроением.

При четвертом варианте, с усиленным выделением альдостерона, наблюдается тошнота, увеличение массы тела, отечность, неприятные ощущения в молочных железах.

Следует отметить, что в большинстве случаев, встречаются расстройства, свойственные разным вариантам, так что можно говорить лишь о преобладании симптоматики того или иного гормонального дисбаланса. Таким образом, ПМС является хроническим комплексным расстройством, возникающим в периоде от 7 до 14 дней до начала менструации и, обычно, правильно диагностируемым, хотя при этом, следует исключить возможность беременности, инфекции или последствий зависимости от кофе.

Как правило, специфического медикаментозного лечения этого заболевания не требуется. Здесь можно предложить ряд терапевтических рекомендаций, которые позволяют контролировать и предотвращать описанные симптомы.

Начнем с физических упражнений. При обращении во врачебно-физкультурный диспансер, женщине может быть предложена специальная программа, по типу лечебной аэробики, в сочетании с гидротерапией – разнообразными приемами водолечения и массажем.

Соблюдение принципов диеты предполагает пищу с высоким содержанием клетчатки. Рекомендуемый рацион должен включать в себя 75% углеводов, 15% белка и 10% жиров. Некоторые специалисты рекомендуют усиленное потребление соков, в первую очередь морковного и лимонного с подслащенной водой. Хороши также травяные чаи. Избегать же следует пряностей, шоколада, мяса. Особое внимание следует обратить на достаточность витаминов, в первую очередь, группы В.

Определенную пользу может принести в этот период обращение к психотерапевту. Такие проявления ПМС как раздражительность и перепады настроения, от которых страдает либо сама женщина, либо ее близкие, могут быть корректированы с помощью методов психо-эмоциональной релаксации или стабилизирующих поведенческих техник. В рамках экзистенциальной психотерапии может быть предложена система внутренней интеграции, согласно которой, любые кризисные периоды в жизни человека рассматриваются как прекрасная возможность роста в личностной зрелости, мудрости и гармонии с собой, природой и Творцом. Тогда за пределами симптомов открывается истинный смысл великолепного жизненного призвания – быть женщиной и наслаждаться этим.

 

Психотерапия Великого Поста

В ритме духовной жизни Церкви наступил особый период. Богослужения пронизаны печалью, священники одевают только черные облачения, в проповедях звучат призывы к покаянию. Провославные постятся... Попытаемся и мы, с точки зрения психотерапии, как искусства и и науки помощи в душевном кризисе, осмыслить, в чем же суть этого, столетиями освященного духовного предписания – поста перед Пасхой.

Прежде всего следует разобраться, в чем отличие христианского поста от других духовных традиций человечества. Итак, чем пост НЕ является. При поверхностном сходстве, он радикально отличен от вегетарианства. Вегетарианский стиль жизни обусловлен двумя мотивациями: физическим оздоровлением и принципом воздержания от мяса животных.

Христианский пост лишен умиленной жеманности. Он человекоцентричен. Сентиментальному принципу “птичку жалко” нет места в вероучении. Принципиально человеку дозволено употреблять в пищу мясо. Но, словами апостола, “ все мне позволительно, но не все полезно”. Монашество, как особое человеческое призвание, предписывает неупотребеление мясных продуктов, однако в качестве “утешения” – характерное слово из иноческого лексикона – разрешена рыба. Христианство адресовано человеку как “образу Божию”. Отсюда следует изумительная свобода человеческого бытия. Челвек является и хозяином и служителем Вселенной. Он пастырь, который заботится о стаде и в это стадо входит все живущее на земле. Но разве пастуху возбраняется иногда сочный шашлык?

Все чаще, особенно во время поста, в газетах и журналах звучат сентенции об оздоравливающем его аспекте. Апофеозом этого явился слоган в последнем номере еженедельника “Досуг для вас”, Цитирую: “Господа. Наступил Великий пост – время оздоровления. Мы предлагаем вам очищение от шлаков посредством глубинного опорожнения толстого кишечника”. Даже в церковных лавках распространяются великопостные кулинарные рецепты. Однако человек с развитым чувством церковности осознает, что пост вовсе не является полезным для организма, в том смысле как его пытаются представить на страницах женских журналов. Принципиально наоборот – пост служит для ослабления физического здоровья, как говорят аскеты – “для удручения тела”.

Итак, мы выяснили, что не есть христианский пост. Теперь главный вопрос – что же это? Что предполагает Церковь, как заботливая мать, предписывая нам довольно строгое воздержание в пише и не только в ней? Так вот, выражаясь понятиями, близкими современному человеку, – пост служит для перераспределения энергии в организме. За счет “утеснения телесного Я” происходит возрастание душевной (психологической) и духовной зрелости личности. Обостряется восприятие мира, человек выходит из привычной рутины, окружающее предстает необыкновенным, свежим, ярким. Даже в одном из богослужебных песнопений, звучащих в храмах в это время, звучат необычные слова – “время веселое поста”. С весенним обновлением природы, с таяним погрязневшего снега и появлением первых робких зеленых ростков, аккомпанирует счищение с себя заскорузлости ненужных привычек, возможность нового жизненного старта.

Динамику психологического личностного роста во время поста лучше представить метафорически. В природе существует универсальный закон, согласно которому, интенсивность бывает пропорциональна степени ограничения. Так, для того, чтобы мощь напора воды трансформировалась в электричество необходимо воздвигнуть препятствие разливу реки – плотину, устремляясь через которую, энергия падающей воды становится источником света и тепла. Беговые лошади помещаются перед скачками в узкие денники, чтобы вырвавшись на круг ипподрома они проявили большую резвость и прыть. Для того, чтобы успешно действовать в этом мирЕ, человек неминуемо должен ограничить себя и чем раньше это произойдет, тем более высоких результатов он достигает. В одной из ранних песен “Аквариума” встречается метко схваченный и узнаваемый образ “блестящего дилетанта” и примечательно, что он предстает перед нами “на пути в гастроном”. Печально. Просто этот человек не понял, что нельзя рассчитывать стать одновременно профессором математики МГУ и балериной Большого Театра. В современной писхологии есть мнение, что комфортное состояние в ситуации выбора, то есть реализация богопоподобного дара свободы, есть показатель высокого уровня личностной зрелости. А любой выбор представляет собой не только “да” одному варианту, но и отчетливое “нет” противоположной возможности. В любом выборе присутсвует, таким образом, отвержение недолжного. И пост можно воспринять как великолепную возможность тренинга наслаждения выбором – отвечая “нет” скоромной пище, мы проникаемся принципом “да” более высоким устремлениям жизни.

Наконец, собственно духовные аспекты поста представлены тем, что человек чаще находит себя перед насущностью вопроса – “зачем я это делаю” и оказывается перед необходимостью уяснения смысла – откуда я пришел, куда я иду, в чем значимость моего пути. Возвращение к подобным “вечным” вопросам приводит человека к чувству благоговения перед Тайной бытия, почтительности к тем, кто шел этим путем перед ним, доброжелательности и уважению по отношению к спутникам на этом пути. Отваживаясь поститься, мы проявляем доверие мудрости духовной традиции, послушание Священному Преданию как своего рода этикету, уместному для встречи с Творцом, солидарность с исторической преемственностью поколений. Именно в этот период – парадоксально печальный и радостный одновременно, как и вся наша жизнь, взятая в ее целостности, мы можем опытно испытать неравнодушие друг другу, через умаление собственных претензий и амбиций, убеждаясь всем своим существом – телесно, душевно, духовно – в торжестве человечности в себе и возможности живой сопричастности человечеству. Пожалуй именно в культивировании прочувствования этой главной тайны личностного бытия – быть человеком в себе и для других – одновременно целым и частью, уникальным и дополняющим, неисчерпаемым и нуждающимся, знающим о свое предельности и дерзающим преодолеть – состоит высокая психотерапия Великого поста.

 

 Copywright: Некоторые из этих “этюдов” были опубликованы в корпоративном еженедельнике “Клиент”