На основную страницу “ЕПИФАНИЯ

С.А.Белорусов

ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ ЗАКОНА БОЖИЯ В СИСТЕМЕ ПОСТДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Автор этой статьи, практикующий психотерапевт и преподаватель Закона Божия (диплом Свято-Тихоновского Богословского Института, г.Москва) был приглашен провести занятия по курсу "Введение в Православие" для студентов, получающих второе высшее образование по специальности  "семейное консультирование" в Московском Центре Психотерапии "Христианская перспектива в психологии". Некоторые размышления и впечатления от преподавания этого курса возможно окажутся небезынтересными для педагогов и катехизаторов.

Отечественные традиции преподавания Закона Божия богаты, содержательны и разнообразны. Они ждут своего нового осмысления, преломления и воплощения в современной практике. Однако необычность ситуации состоит в том, что введение в основы Православной Веры в нашем случае происходило не в начальной или средней школе, как предусмотрено большинством руководств дореволюционного издания, а на самом последнем уровне - второго высшего профессионального образования. Этим уникальным обстоятельством был обусловлен поиск соответствующих методов преподавания. Запросами целевой подготовки студентов объясняется примененная нами особая "психологизированная" дидактическая структура.

Программа, рассчитанная на 40 академических часов предусматривала привычные учебные "пары", первая часть которых была посвящена собственно изложению центральных тем по Символу Веры, церковной истории и Православному богослужению, а вторая часть задумывалась в форме так называемого "шеринга" - приема групповой психотерапии, представляющего собой направляемый обмен внутренним личностным опытом: чувствами, суждениями, переживаниями, а также диалогический процесс: сомнение - поиск - осознанное принятие, происходивший под руководством преподавателя.

Степень усвоения проверялась с помощью "контрольных листов" кратких тестов, предлагаемых трижды: на 3-ем (ознакомление), 12-ом (отслеживание динамики) и заключительном (окончательная оценка) занятии. Эти контрольные материалы, представленные в приложении, были составлены по принципу возрастания в сложности и разнообразии вопросов по материалу, усваиваемому как из лекционной части, так и в процессе самостоятельной работы над рекомендованными источниками. Основой нашего подхода являлся отход от привычных шаблонных схем, стремление построить обучение не как информирование, а как формирование в последовательности " знакомство - ориентация - узнавание - усвоение - сопричастность". Неожиданные ракурсы учебного процесса встречали одобрительные реакции студентов. Например, вместо привычной пятибалльной системы, мы использовали "принцип трех П: "похвально" - более 2/3 правильных ответов, "проблематично" - до 2/3 правильных ответов и "печально" - менее 1/3 правильных ответов". Приветствовались также такие инновации как роспись стен учебного помещения текстами наиболее употребительных молитвословий фломастером и разучивание избранных песнопений, подпевая магнитофонной записи церковного хора. Следует отметить, что в согласии с традицией, занятия предварялись и завершались общим пением молитв "Царю Небесный" и "Достойно есть".

Особый энтузиазм студентов встретила методика "представления книги". Каждому представлялась возможность в течении 10 минут познакомить остальных с литературным источником, оказавшим наибольшее влияние на его/ее духовное формирование. Так были представлены святоотеческие творения; из современной богословской и назидательной литературы наибольший резонанс вызывали произведения митр. Антония Сурожского и прот.Г.Каледы. Также выполнялись переводы из англоязычной периодики, посвященной жизни Православной Церкви в современной западном обществе. В программе курса использовались видеоматериалы, представленные структурированными фрагментами православного богослужения.

В качестве письменной работы предлагалось составить эссе /1-2 стр. машинописного текста/ на основе индивидуально подобранных афористических цитат из святоотеческого наследия ("Добротолюбие", "Древний патерик"). Здесь студенты пытались "сопрягать" классический духовных текст с обстоятельствами современной общественной и личной жизни. Нередко углубленное размышление над подобными сопоставлениями открывало, по словам выполнивших задание, новые перспективы в их отношении к действительности - "как для меня написано".

Для практического освоения навыков чтения на церковно-славянском языке использовались параллельные тексты Нового Завета с последующим прояснением уровня понимания. Среди контрольных заданий на заключительном занятии было предложено "опознание" двунадесятых праздников по их тропарям на церковно-славянском языке. Нередко, по отзывам студентов, им открывался новый смысловой аспект текста, ускользавший ранее при привычном чтении на русском языке.

Следует отметить нелинейную динамику учебного процесса. Первые занятия, преимущественно вводного и сравнительного характера воспринимались с единодушным воодушевлением. Однако затем, по мере продвижения в усвоении основ вероучения, появились признаки некоторой негативной напряженности в группе. Так высказывались чувства смущения, несогласия, разочарования, обидчивого непонимания. Эта фаза процесса интерпретируется нами как своеобразное "сопротивление". Действительно, подлинное и полное принятие истин Православной веры требует определенного личностного "подвига", связанного с пересмотром многих "устоявшихся" убеждений. Здесь можно привести характерный пример, обсужденный во время групповой дискуссии. Одна из учащихся задает вопрос: "Не слишком ли жестоко со стороны Бога обратить жену Лота в соляной столб за обычное женское любопытство?" В процессе живого обмена мнениями в группе, направляемой преподавателем, формируется вывод: "Насколько милостив к нашему нынешнему легкомыслию Господь, ждущий терпеливо, пока мы прекратим извинять себя, снисходить к собственным "мелким слабостям". Но когда воля Божия явлена столь отчетливо, когда требуется только одно, и самое легкое и естественное в данной ситуации - абсолютное и спасительное послушание - здесь мельчайшая уступка своей воле становится очевидным противлением Господу. А судьба богоотступников известна. Без Творца нет жизни".

Катехизация взрослых высокообразованных людей проходит по нелегкому пути, когда сознательно - свободно и ответственно - принимающим веру, приходится отказываться от многих сентиментальных, "общечеловеческих", а по сути - антропоцентрических ценностей "светского гуманизма". Человек, готовящийся к христианскому служению в качестве психологического консультанта, призван к осознаванию основного положения христианского консультирования: В ситуации кризиса, когда ищущий помощи обращается к специалисту, тот может лишь помочь убрать препятствия в страдающей душе для того, чтобы могла проявиться единственная целительная помощь - божественная Благодать. Функция специалиста лишь в том, чтобы способствовать большему само-познанию, решительному и доверительному открытию навстречу милости Бога и благодарному принятию Его воли.

В заключающей фазе обучающего процесса наблюдались признаки интеграции, когда студенты оказывались способными включить в свою жизнь новые аспекты мировосприятия, отказавшись от прежней предубежденности. В это время студентам предлагались более сложные задания, как например, раскрыть смысл церковного Праздника (двунадесятого) исходя из соответствующего тропаря, учитывая, что богослужебное песнопение - тропарь является "словесной иконой". Некоторые из обучающихся смогли проводить квалифицированный "обличительный" анализ одного из "новых религиозных движений" (культов) с твердых позиций православного догматического богословия.

На экзамене, состоящем из нескольких ступеней испытания знаний, студенты выказали "отличные" и "хорошие" показатели успеваемости. Это было также верифицировано через изменение показателей шкал "Вопросника православного мировоззрения" /см. журнал "Альфа и Омега" N 11, М. 1996/. Однако, по нашему мнению, более убедительным критерием эффективности предложенного учебного курса является осознанное принятие ключевого понятия "сопричастность Церкви", появление чувства "благоговения к Святыне", попытки вхождения в ритм литургической жизни. В наши задачи не входило "форсированное" воцерковлению, но мы радовались, наблюдая у студентов появление особого "чувства / вкуса Православия", и возрастания их в духовной зрелости, через осмысленное соответствие нормам церковной дисциплины, и сознательной идентификации себя как члена Православной церкви.

ПРИЛОЖЕНИЯ:

Приложение 1

 ПЛАН КУРСА "ВВЕДЕНИЕ В ПРАВОСЛАВИЕ" /40 часов/ ---------------------------------------------------------

1. Введение, как: ориентация - узнавание - усвоение - сопричастность. "Православие не доказуется, а показуется". Общий обзор курса.

2. Дискуссия: Прояснение взаимных ожиданий от курса. Степень духовной зрелости, определяющаяся воцерковленностью. Адекватное определение терминов: религия, вера, духовность. Антиномичность как критерий истины. Вера, ересь, суеверие. Понятие о культах и поп-религиозности.

 

3. Православие в его измерениях:

4. Дискуссия: определение понятий "Церковь/церкви", значение догматов, канонов, символов, принадлежности. Понятие о Таинствах Церкви и ее Предании как обновляющемся духовном опыте.

 

5. Источники Богооткровения - естественный, сверхъестественный. Священное Писание и Священное Предание. Апофатический и катафатический пути богопознания.

6. Дискуссия: значимость личного и соборного духовного опыта, трезвенность - как отличительная черта Православной мистики. Понятие об аутентичном духовном опыте и "токсической вере".

 

7. Православное учение о Церкви - "живой организм любви"/А.С.Хомяков/. Отличия от католической, протестантской, культовой экклезиологии.

8. Дискуссия: критика "теории ветвей", "апостольское преемство" как критерий церковности.

 

9. Никейский Символ Веры. Осмысление православного понимания Пресвятой Троицы, обличение исторических ересей: Тритеизм, субордиционализм, модализм.

10. Дискуссия: противопоставление - магизм и единобожие, онтологическое понимание проблемы зла, соблазн гностицизма.

 

11. Никейский Символ Веры (продолжение). Православное понимание искупительной миссии Спасителя.

12. Дискуссия: учение о Богородице в Православии, католическая мариология, протестантское отношение к Деве Марии. Зависимость духовного устроения личности от теологических предпосылок.

 

13. Никейский символ веры (продолжение) Православная пневматология в сопоставлении с католической доктриной "filioque".

14. Дискуссия: понятие о Софии - премудрости Божией. Святость в восточном и западном понимании. Созерцательность и деятельность ("иосифляне и нестяжатели"). Святые - решимость и подвиг. Аскетика.

 

15. Никейский символ веры (завершение). Церковь как conditio sine qua non спасения. Посмертная участь. Вечность. Осмысление понятий рая и ада.

16. Дискуссия: формирование новозаветного канона. Иерархическое устройство Церкви.

 

17. Новозаветная Церковь. Первохристианская община. Миссия апостолов. Распространение Христианства.

18. Дискуссия: мученики и исповедники в Церкви, апологеты в Церкви - связь с современной ситуацией в мире.

 

19. Гонимая Церковь. Первые расколы - отношение: Церковь/внешний мир.

20. Дискуссия: Прекращение внешних гонений. Возникновение и распространение монашества.

 

21. Константиновский период Церкви. Догматическое само-отождествление Церкви на 1 Вселенском соборе. Св. Александр Александрийский - понятие о "теозисе". Ориген и доктрина апокатастазиса.

22. Дискуссия: отношение государства и Церкви, понятие о "симфонии", папоцезаризме и цезарепапизме.

 

23. 2-ой, 3-й, 4-й Вселенские Соборы. Разбор основных еретических учений: арианство, несторианство, савеллианство, монофизитство.

24. Дискуссия: Свято-отеческий подход как основа православного богословия. Отцы Церкви. Великие Каппадокийцы. Бл. Августин.

 

25. 5 и 6 Вселенские соборы. Нехалкидонские церкви.

26. Дискуссия: "Диптих" церквей и Православный мир сегодня: единство, проблемы, перспективы.

 

27. 7-й Вселенский собор.

28. Дискуссия: православное богословие иконы.

 

29. Отпадение Западной Церкви от полноты Вселенского Православия: факты, причины, последствия, перспективы.

30. Дискуссия: тысяча лет разделения - догматические, канонические, обрядовые различия Востока и Запада.

 

31. Духовный опыт Православной Церкви после 1051 года. Афон.

32. Дискуссия: православная антропология, святоотеческое учение о "борьбе со страстями", исихазм и мистика Православия.

 

33. Православие в России. Святые "в земле Российской просиявшие". Старообрядческий раскол. Синод. Православие и Советская власть. Новомученики и страстотерпцы с 1917г.

34. Дискуссия: русская православная духовность, старчество, Свв.Феофан Затворник и Игнатий Брянчанинов. Святые последних времен - от патриарха Тихона до Силуана Афонского.

 

35. Богослужение Православной Церкви.

36. Утреня, вечерня, Всенощное бдение, требы и молебны.

 

37. Литургия. Евхаристия как центр Православной духовности.

38. Священноначалие в Русской православной церкви. Миряне и клир. Приход и община. Обиход богослужебного пения. Церковно-славянский язык.

 

39. Праздники Православной Церкви.

40. Дискуссия: повседневная духовная жизнь в Православии.

---------------------------------------------------------

Литература:

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ:

1. Православный "Катехизис" (по выбору из):

- еп. Александра (Семенова Тян-Шанского);

- "Как мы веруем", еп. Павел Финляндский;

- "Православие" прот. Фома Хопко

( кроме катехизиса "Жив Бог", Париж)

2. "Закон Божий", любое издание по выбору студента.

ФАКУЛЬТАТИВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

св. Феофан Затворник - "Что такое христианская жизнь и как на нее настроиться", "Начертание пути в Царствие Божие", "Письма"

св. Игнатий (Брянчанинов) "Письма"

прот. С.Булгаков "Православие"

прот. А.Шмеман "Исторический путь Православия"

митр. Антоний Сурожский - "Беседы о вере и Церкви", "Проповеди".

о.И.Кологривов "Очерки по истории русской святости"

прот. Г.Флоровский "Пути русского богословия"

о.А.Мень серия "В поисках Пути, Истины, Жизни", 7 томов.

диакон А.Кураев - "Протестантам о Православии", статьи. иеромонах Михаил - "Литургика", издание Св.Тихоновского Богословского института, 1996.

Журнал "Альфа и Омега" 1996 - 97гг. Серия очерков А.Л.Дворкина "Из истории Вселенских соборов".

проф. Д.Поспеловский "Русская Православная Церковь в 20-м веке"

Timothy Ware (Вishop Kallistos) "The Orthodox Way"

 

Приложение 2 

КОНТРОЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

---------------------------------------------------------КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ N 1 ПО КУРСУ "ВВЕДЕНИЕ В ПРАВОСЛАВИЕ"

Вопросы по Четвероевангелию

1. Что из перечисленного не входило в дары, принесенные волхвами Богомладенцу?

1) Ладан; 2) Драгоценности; 3) Смирна; 4) Золото

2. В какой город шли двое учеников после Распятия, когда к ним присоединился не узнанный ими Спаситель?

1) Иерусалим; 2) Капернаум; 3) Эммаус; 4) Вифлеем

3. Как звали раба, которому ап. Петр отсек ухо?

1) Вартимей; 2) Закхей; 3) Клеопа; 4) Малх

4. Кто из апостолов не присутствовал во время Преображения?

1) Матфей; 2) Иаков; 3) Петр; 4) Иоанн

5. По словам Спасителя, согласно Мф.18, кому принадлежит Царствие Небесное?

1) Покаявшимся; 2) Ученикам; 3) Милостивым; 4) Детям

6. Кто, согласно Заповедям Блаженств /Мф.,5/, "Бога узрит"?

1)Нищие духом; 2)Кроткие; 3)Миротворцы; 4)Чистые сердцем

7. На какой горе Спаситель молился перед тем, как был предан (Моление о чаше по Евангелию от Луки)?

1) Синай; 2) Елеон; 3) Фавор; 4) Голгофа

8. Какое чудо Спасителя упомянуто во всех четырех Евангелиях?

1)Изгнание легиона бесов; 2) Исцеление слепорожденного;

3)Насыщение тысяч несколькими хлебами4)Хождение по водам

9. В каком Евангелии юноша, оставив покрывало, нагой убежал от преследователей?

1) от Матфея; 2) от Марка; 3) от Луки; 4) от Иоанна

10. В каком Евангелии повествуется о свадьбе, где Спаситель превращает воду в вино?

1) от Матфея; 2) от Марка; 3) от Луки; 4) от Иоанна

11. В каком Евангелии описано воскрешение единственного сына вдовы в Наине?

1) от Матфея; 2) от Марка; 3) от Луки; 4) от Иоанна

12. В каком Евангелии описано как Петр вытащил монету изо рта рыбы?

1) от Матфея; 2) от Марка; 3) от Луки; 4) от Иоанна -------------------------------------------------------КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ N 2 ПО КУРСУ "ВВЕДЕНИЕ В ПРАВОСЛАВИЕ" Вопросы по Новому Завету

  1. Сколько книг входят в канон Нового Завета?

а) - 27; б) - 24; в) - 18; г) - 12

2. На каком острове ап. Иоанн записал "Откровение" - Апокалипсис?

а) Крит; б) Кипр; в) Родос; г) Патмос

3. Какова правильная последовательность апостолов в зависимости от количества книг, вошедших в состав Нового Завета?

а) Иоанн, Петр, Павел, Лука

б) Петр, Иоанн, Лука, Павел

в) Павел, Петр, Иоанн, Лука

г) Павел, Иоанн, Лука, Петр

 

4. Какое высказывание не встречается в Новом Завете?

а) "Все мне позволительно, но не все полезно"

б) "Бог помогает тому, кто сам себе помогает"

в) "Не мир пришел Я принести, но меч"

г) "Боящийся не совершенен в любви"

5. Где можно прочитать родословие Спасителя?

а) В Евангелии от Луки

б) В Евангелии от Матфея

в) В Евангелиях от Матфея и от Луки

г) В Евангелии от Марка или от Иоанна

6. В каком Евангелии мы встречаем самый короткий стих Библии - "Иисус прослезился"?

а) от Матфея; б) от Марка; в) от Луки; г) от Иоанна

7. Что сделал Иуда с деньгами, полученными за предательство?

а) закопал; б) выбросил; в) вернул; г) неизвестно

8. Какого Апостольского послания нет в Новом Завете?

а) от Петра; б) от Фомы; в) от Иуды; г) от Иакова

9. Сколько Посланий ап. Иоанна включено в Новый Завет?

а) - 1; б) - 2; в) - 3; г) - 4

10. Мы не встречаем в Новом Завете Послания ап. Павла к ...

а) Антиохийцам; б) Евреям; в) Филиппийцам; г) Римлянам

11. Мы не встречаем в Новом Завете Послания ап.Павла к ...

а) Филимону; б) Титу; в) Варнаве; г) Тимофею

12. Какая книга Нового Завета не читается во время Богослужения в Православной Церкви?

а) Откровение Иоанна Богослова;

б) Деяния Святых Апостолов

в) Послание к Евреям

г) Послание Иуды

---------------------------------------------------------КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ ПО КУРСУ "ВВЕДЕНИЕ В ПРАВОСЛАВИЕ" 4 /заключительный/

1.Разделение Церкви на Восточную (Православную) и Западную (Католическую) произошло:

    1. а) в 787 году б) в 1054 году в) в 1454 году

2.Слово "Евхаристия" переводится как ...............

3. Где ученики Апостолов стали впервые называться "христианами"?

а) в Иерусалиме б) в Риме в) в Антиохии г)в Дамаске

4. Арамейские слова "Талифа куми" означают _______________________

5. Император Константин провозгласил свободу христианского вероисповедания ( Миланский эдикт)

а) в 249 году б) в 312 году в) в 381 году г) в 1054

6. В переводе сочетание "Филиокве" означает ______________________

7. Кто причислен к Двенадцати Апостолам вместо отпадшего предателя Иуды?

а) Матфий б) Павел в) Варнава г) Лука

8. Арий учил, что Иисус Христос __________________________________

9. Апостол Петр пострадал в Риме во время гонения при императоре

а) Марке Аврелии б) Нероне в) Юлиане Отступнике

10. Город, где жил кровосмеситель, осужденный Павлом - ............

11. Таинством в Православной Церкви не является

а) Водоосвящение б) Миропомазание в) Брак

11. Эсхатология - это богословское учение о .............

13. Святой, учивший о Фаворском Свете и Нетварных Энергиях

а) Бл. Августин б) Иоанн Златоуст в) Григорий Палама

14. Город, где проходил Собор, осудивший монофизитов - ............

15. Близ каких ворот в Иерусалиме находилась купальня Вифезда

а) Красных б) Овечьих в) Царских

16. Напишите три слова, продолжающие молитву "Царю Небесный ............ ....... .........

На основную страницу ЕПИФАНИЯ